...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


никитин_леонид_александрович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Следущая версия Both sides next revision
никитин_леонид_александрович [2014/06/08 06:04]
ram3ay создано
никитин_леонид_александрович [2014/06/08 06:07]
ram3ay [Никитин Леонид Александрович]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Никитин Леонид Александрович ====== ====== Никитин Леонид Александрович ======
 +**Годы жизни:​** 1896-1942
 +
 +**Место рожд.:​** г. Рязань
 +
 +**Образование:​** Московский государственный ун-т, художественная студия Э.Э. Лисенера.
 +
 +**Годы ссылки:​**
 +
 +**Обвинение приговор:​** и Арестован в 1918 г. Повторно арестован в сентябре 1930 г., приговор - 5 лет ИТЛ.
 +Третий раз арестован в 1941 г., приговор - 10 лет ИТЛ, ссылка в Красноярский
 +
 +**Род деятельности** художник.
 +
 +**Места ссылки** Канск.
 +===== Биография =====
 +: Род. в г. Рязань в семье судебного чиновника.
 +Окончил 2-ю Рязанскую мужскую гимназию (1915 г.), 3 курса ЮФ МУ (1915-1918
 +гг.).
 +В 1920 г. в Минске вместе с П.А. Аренским и будущим кинорежиссером С.М.
 +Эйзенштейном посвящен в Орден розенкрейцеров. С сентября 1920 г. учился на
 +Восточном отделении Академии Генштаба РККА; весной 1921  г. переведен научным
 +сотрудником на японское отделение Центральнрго института живого
 +великорусского яыка (до 1924 г.). Одновременно - художник-оформитель в театрах
 +Москвы:​ Пролеткульта (1920-1924 гг.), 2-м MXAT, Белорусской государственной
 +драмстудии и др. Читал курс истории искусств в студиях Пролеткульта (1922-1923
 +гг.), Московском медико-педагогическом институте (1923-1924 гг.), Белорусской
 +государственной драмстудии (1924-1926 гг.). Участвовал в деятельности
 +московского анархо-мистического Ордена тамплиеров («Орден света»). Научный
 +сотрудник ГАХН (1928-1929 гг.). Художник «Арменкино» (1930 г.).
 +Арестован 16 сентября 1930 г. в Ереване по делу «Ордена света».
 +13 января 1931 г. постановлением Коллегии ОГПУ осужден на 5 лет ИТЛ (ст.: 58-10,
 +11).
 +Освобожден 16 июля 1934 г. из СвирьЛага. Жил в Калинине (Тверь),​ под Каширой.
 +
 +Вторично арестован 24 июня 1941 г. в Загорске. Содержался в Саратовской тюрьме
 +УНКВД № 1. 27 декабря 1941 г. осужден ОСО при НКВД СССР на 10 лет (ст.58-10).
 +
 +Умер от цинги и пеллагры в лагерном лазарете (г.Канск,​ Красноярский край) 15 окт.
 +1942 г.
 +
 +===== Рецензии =====
 +: в файле
 +
 +===== Фотоархив =====
 +: в файле
 +
 +===== Источники =====
 +: 1. Балатова,​ Н. Возвращенное имя // Огонек. - 1989. -  № 27. - С. 8.
 +2. Бандарчык,​ Т. Записи лекций,​ читанных В.С. Смышляевым в режиссерской группе
 +Белдрамстудии в 1924-25 учебном году. -  ЦГАМЛИ БССР, ф.23, оп.1, ед.хр.4,​ л.14
 +об.
 +3. Борисова,​ Т. Шекспир на белорусской сцене / Т. Борисова. - Минск, 1964. - С. 18-
 +22.
 +4. Древний Египет в современной проблеме духовного возрождения // Пробуждение
 +(Детройт,​ США). 1927. № 2 (май). С. 14-25.
 +5. Наука и религия. - 1993. - № 10. - С. 42-43.
 +6. Никитин,​ А. Рыцари "​Ордена Света"​ // Родина. - 1991. -  № 11/12. - С. 118-122.
 +7. Никитин,​ Л. А. Идеографический изобразительный метод в японской живописи. -
 +В кн.: Восточные сборники. - М., 1924. - вып. I. - С. 206-223.
 +8. Никитина,​ В. Р. Воспоминания о Л.А. Никитине. Рукопись. ОР ГЦТМ имени
 +А.А.Бахрушина,​ ф.533, с. 42.
 +9. Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларуси. Т. 4. Мiнск, 1987. - С. 76 ;
 +Никитин А. Л. Леонид Александрович
 +Но мирная жизнь и занятия живописью и сценой продолжались недолго. Уже
 +следующей зимой очередной поворот судьбы бросил моих родителей на дороги
 +Гражданской войны — сначала на Юго-Западный (Харьков,​ Киев, Одесса,​ Крым), а
 +чуть позже, с осени 1919 года — на Западный фронт (Смоленск,​ Минск). От этих
 +тревожных и страшных лет не сохранилось ни одного рисунка отца, хотя, как
 +вспоминала мать, он и тогда не расставался с карандашом и красками. В Харькове,​
 +Киеве и Одессе он рисовал портреты своих сослуживцев;​ весной 1919 года в Крыму
 +много работал акварелью.
 +Окончательно в Москву Никитины вернулись в последних числах сентября 1920
 +года. Штаб Западного фронта командировал трех своих сотрудников — П.А.
 +Аренского,​ который тоже оказался в Минске,​ отца и С.М. Эйзенштейна,​ которого в
 +наш дом привел Аренский,​ — на Восточное отделение Академии Генерального штаба
 +РККА для изучения японского языка. Возглавлял японский факультет Н.М. Попов-
 +Татива,​ если не ошибаюсь,​ уже тогда хорошо знакомый с отцом и с Аренским еще по
 +«Сороконожке». Аренский увлекался Востоком и его культурой давно, хотя позднее
 +сменил Японию на Индию. Эйзенштейн жил театром и рвался в театр — японский
 +язык был только предлогом вырваться в Москву. Серьезнее отнесся к
 +академическим занятиям отец, опубликовав уже через два года первое в русской
 +японистике исследование о японской живописи.
 +Возвращаясь из Минска,​ отец меньше всего думал о карьере театрального
 +художника. Восток его интересовал,​ но гораздо больше влекла к себе живопись. О
 +возвращении в университет не могло быть и речи, надо было зарабатывать на жизнь,
 +и все же параллельно с занятиями в Академии,​ он поступает в декабре 1920 года во
 +Вхутемас,​ в студию А.В. Лентулова. Но здесь опять вмешалась судьба в облике
 +Эйзенштейна и Смышляева.
 +Желание Эйзенштейна работать в театре исполнилось уже через месяц по приезде в
 +Москву. Театральную секцию московской Пролеткульта возглавлял В.С.
 +Смышляев,​ театр нуждался в «революционном» художнике,​ остальное сделали
 +рекомендации друзей и эскизы самого Эйзенштейна к будущей постановке
 +«Мексиканца» по рассказу Дж. Лондона. Эйзенштейн был принят как художник,​ хотя
 +на самом деле он всегда был режиссером,​ а не художником,​ и почти сразу же стал
 +сорежиссировать Смышляеву. Он мог придумать типаж, набросать характерный
 +эскиз костюма,​ но не мог дать колористическое решение спектакля. Ему не хватало
 +той профессиональной подготовки,​ которую отец получил на занятиях в студиях и
 +усовершенствовал в Школе светоцветомаскировки. Вот почему обоим сорежиссерам
 +нужен был художник-профессионал,​ который бы понимал замыслы того и другого и
 +мог воплотить их в материале. И тут отец не устоял. Вместе с Эйзенштейном ночами
 +они создавали эскизы,​ строили макеты,​ раскрашивали сами декорации и монтировали
 +их на сцене бывшего театра «Эрмитаж»,​ отданного московскому Пролеткульту.
 +Вместе они делили и триумф спектакля.
 +В ГЦТМ им. А.А. Бахрушина сохранился эскиз афиши-плаката к «Мексиканцу»,​
 +сделанный отцом скорее всего в марте 1921 года, когда шли первые публичные
 +«генеральные» репетиции. Тиражирован эскиз, по-видимому,​ не был. Он особенно
 +интересен своей цветовой гаммой,​ в известной мере несущей отпечаток школы
 +Лентулова. В похожей манере,​ хотя и по-иному,​ выполнена серия рисунков,​ по всей
 +видимости,​ задуманных в качестве задника одной из сцен спектакля «Лена»,​
 +поставленного в Пролеткульте. На четырех листках можно видеть последовательную
 +схематизацию и абстрагирование зимнего пейзажа,​ где ели, снег и солнечные лучи
 +превращаются в эффектное абстрактное панно.
 +По воспоминаниям матери,​ работы отца, выполненные им во Вхутемасе сначала у
 +А.В. Лентулова,​ позднее у А.А. Осмеркина и Н.В. Синезубова,​ привлекли внимание
 +художников и искусствоведов,​ но сам отец был ими недоволен,​ поскольку не нашел у
 +обоих учителей того, что искал. Отсюда и уход его из училища,​ «возврат» к
 +импрессионистам,​ внимательное их изучение,​ особенно Сезанна и Ренуара,​ а затем
 +движение к истокам – сначала к барбизонцам,​ а затем и к старым европейским
 +мастерам XVI и XVII веков. Именно эти поиски представлены двумя его работами
 +1922-го и 1923 годов — обе они не датированы. В «Березовой роще», написанной в
 +Копанове под Рязанью (1923), сделана попытка передать динамику статичного
 +пейзажа:​ «спектр» белых стволов пронзает летящую наискось сочную зеленую
 +листву на фоне синего неба. Другая,​ более ранняя работа — портрет
 +Н.А.Никитиной,​ сестры отца, сидящей на зеленом плюшевом диване перед открытой
 +дверцей горящей печи (1922). Портрет несколько декоративен,​ однако он уже ничем
 +не напоминает сохранившиеся портреты предшествующего периода. Более
 +живописны и экспрессивны карандашные портреты,​ сделанные отцом, сделанные,​ по
 +ряду признаков,​ зимой 1920-21-го и весной 1921 года. Это несколько
 +шаржированный портрет В.С. Смышляева,​ заставляющий вспомнить его роль Чарли
 +в пьесе Ю. Бёргера «Потоп»,​ и портрет М.А. Чехова. Сохранившийся на оборотной
 +стороне последнего набросок барачных нар скорее всего относится к марту–апрелю
 +1921 года, когда отец работал над «Леной» В.Ф. Плетнева для Пролеткульта,​ что
 +позволяет датировать рисунок именно этим временем.
 +«Мексиканец» был первой пробой сил отца в настоящем театре,​ и проба эта
 +оказалась удачной. Как видно, она захватила художника,​ всегда стремившегося слить
 +искусство с жизнью,​ и убедила в собственных силах. Следом за «Мексиканцем» он
 +оформляет «Зори Пролеткульта» В.В. Игнатова,​ а в июне 1921 года уже полностью
 +переходит на работу в Пролеткульт,​ где оформляет еще ряд спектаклей. Однако
 +основным поприщем для него становится не столько сам театр, сколько
 +организационно-педагогическая работа на режиссерских курсах и в изобразительно-
 +декорационных мастерских,​ возникших по инициативе Смышляева и Эйзенштейна.
 +Образованию будущих пролетарских режиссеров и художников-постановщиков все
 +трое придавали особое значение. Обширная программа была рассчитана на 3 года и
 +построена так, что лекционный материал обязательно совмещался с практической
 +работой. Как это было задумано,​ показывает план занятий театрально-декорационной
 +студии-мастерской при Центральной Арене Пролеткульта,​ составленный отцом в
 +конце ноября 1921 года и сохранившийся в фонде Пролеткульта в ЦГАЛИ СССР.
 +Тогда же отец начал вести свой первый курс лекций по истории изобразительного
 +искусства,​ который он читал пролеткультовцам в залах музеев и картинных галереях
 +Москвы. Кроме специального курса он проводил еще целевые лекции-экскурсии.
 +Конспект одной из них, прочитанной в Музее западного искусства С.И. Щукина,​
 +интересен тем, что дает представление о методе изложения и о собственном взгляде
 +художника на основные направления искусства его времени.
 +Период работы в Пролеткульте (1921–1924) охватывает время наиболее
 +разнообразной творческой деятельности художника. Он продолжает изучать
 +японское искусство,​ оформляет спектакли,​ эстрадные программы,​ ведет
 +педагогическую и лекционную работу,​ занимается живописью,​ пробует себя в
 +различных отраслях прикладного искусства и в книжной графике,​ оформляет клубы.
 +Следов всего этого ничтожно мало, но эскизы обложек книг, наброски эстрадных
 +номеров и театральные эскизы дают цельное впечатление о его творческой жизни. В
 +журнале «Горн» опубликована его статья (без подписи) о работе ИЗО-мастерских
 +Пролеткульта,​ и там же в цвете воспроизведены два эскиза,​ по которым были
 +выполнены знамена профессиональных союзов металлистов и текстильщиков,​
 +несущие явный отпечаток конструктивизма.
 +Художник был молод, полон сил, жадного интереса к жизни, в нем кипели замыслы.
 +И все, что было выстрадано,​ пережито и понято за годы мировой и Гражданской
 +войн, за годы голода и разрухи,​ теперь распрямлялось стальной пружиной
 +внутреннего завода духа. Он ощущал себя одним из строителей действительно новой
 +жизни и нового свободного человека,​ завоевав это право вместе с другими своими
 +соратниками по искусству в испытаниях,​ которые выпали на их долю. Он видел
 +разрушение и гибель замечательного наследия человеческой культуры и теперь
 +хотел сохранить то, что осталось,​ и органически ввести его в то новое, что
 +создавалось сейчас. Пролетарий должен ощущать себя не «голым человеком на
 +голой земле»,​ как пытались доказывать максималисты от революции,​ а
 +полноправным наследником всей человеческой культуры и быть ее созидателем,​
 +использующим все лучшее,​ что было создано до него. Так или примерно так можно
 +сформулировать позицию русской интеллигенции в те годы, которая отнюдь не
 +расходилась с неоднократными призывами партии о сохранении культурного
 +наследия и о необходимости учиться,​ чтобы это наследие понять,​ оценить и
 +воспринять творчески.
 +Не в этом ли надо искать истоки педагогической деятельности отца? Можно думать,​
 +что, не успев окончить университет,​ он не только стремился передать своим
 +молодым слушателям культурные ценности прошедших столетий,​ но и сам учился
 +вместе с ними, стремясь восполнить собственное образование,​ определить свои
 +эстетические взгляды,​ проверить кристаллизирующуюся концепцию
 +взаимосвязанности искусства и жизни (в одном из писем к матери С.М. Эйзенштейн
 +
  
никитин_леонид_александрович.txt · Последние изменения: 2014/06/08 06:12 — ram3ay