Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия Следущая версия Both sides next revision | ||
никитин_леонид_александрович [2014/06/08 06:04] ram3ay создано |
никитин_леонид_александрович [2014/06/08 06:07] ram3ay [Никитин Леонид Александрович] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Никитин Леонид Александрович ====== | ====== Никитин Леонид Александрович ====== | ||
+ | **Годы жизни:** 1896-1942 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** г. Рязань | ||
+ | |||
+ | **Образование:** Московский государственный ун-т, художественная студия Э.Э. Лисенера. | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** | ||
+ | |||
+ | **Обвинение приговор:** и Арестован в 1918 г. Повторно арестован в сентябре 1930 г., приговор - 5 лет ИТЛ. | ||
+ | Третий раз арестован в 1941 г., приговор - 10 лет ИТЛ, ссылка в Красноярский | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** художник. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Канск. | ||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | : Род. в г. Рязань в семье судебного чиновника. | ||
+ | Окончил 2-ю Рязанскую мужскую гимназию (1915 г.), 3 курса ЮФ МУ (1915-1918 | ||
+ | гг.). | ||
+ | В 1920 г. в Минске вместе с П.А. Аренским и будущим кинорежиссером С.М. | ||
+ | Эйзенштейном посвящен в Орден розенкрейцеров. С сентября 1920 г. учился на | ||
+ | Восточном отделении Академии Генштаба РККА; весной 1921 г. переведен научным | ||
+ | сотрудником на японское отделение Центральнрго института живого | ||
+ | великорусского яыка (до 1924 г.). Одновременно - художник-оформитель в театрах | ||
+ | Москвы: Пролеткульта (1920-1924 гг.), 2-м MXAT, Белорусской государственной | ||
+ | драмстудии и др. Читал курс истории искусств в студиях Пролеткульта (1922-1923 | ||
+ | гг.), Московском медико-педагогическом институте (1923-1924 гг.), Белорусской | ||
+ | государственной драмстудии (1924-1926 гг.). Участвовал в деятельности | ||
+ | московского анархо-мистического Ордена тамплиеров («Орден света»). Научный | ||
+ | сотрудник ГАХН (1928-1929 гг.). Художник «Арменкино» (1930 г.). | ||
+ | Арестован 16 сентября 1930 г. в Ереване по делу «Ордена света». | ||
+ | 13 января 1931 г. постановлением Коллегии ОГПУ осужден на 5 лет ИТЛ (ст.: 58-10, | ||
+ | 11). | ||
+ | Освобожден 16 июля 1934 г. из СвирьЛага. Жил в Калинине (Тверь), под Каширой. | ||
+ | |||
+ | Вторично арестован 24 июня 1941 г. в Загорске. Содержался в Саратовской тюрьме | ||
+ | УНКВД № 1. 27 декабря 1941 г. осужден ОСО при НКВД СССР на 10 лет (ст.58-10). | ||
+ | |||
+ | Умер от цинги и пеллагры в лагерном лазарете (г.Канск, Красноярский край) 15 окт. | ||
+ | 1942 г. | ||
+ | |||
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | : в файле | ||
+ | |||
+ | ===== Фотоархив ===== | ||
+ | : в файле | ||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | : 1. Балатова, Н. Возвращенное имя // Огонек. - 1989. - № 27. - С. 8. | ||
+ | 2. Бандарчык, Т. Записи лекций, читанных В.С. Смышляевым в режиссерской группе | ||
+ | Белдрамстудии в 1924-25 учебном году. - ЦГАМЛИ БССР, ф.23, оп.1, ед.хр.4, л.14 | ||
+ | об. | ||
+ | 3. Борисова, Т. Шекспир на белорусской сцене / Т. Борисова. - Минск, 1964. - С. 18- | ||
+ | 22. | ||
+ | 4. Древний Египет в современной проблеме духовного возрождения // Пробуждение | ||
+ | (Детройт, США). 1927. № 2 (май). С. 14-25. | ||
+ | 5. Наука и религия. - 1993. - № 10. - С. 42-43. | ||
+ | 6. Никитин, А. Рыцари "Ордена Света" // Родина. - 1991. - № 11/12. - С. 118-122. | ||
+ | 7. Никитин, Л. А. Идеографический изобразительный метод в японской живописи. - | ||
+ | В кн.: Восточные сборники. - М., 1924. - вып. I. - С. 206-223. | ||
+ | 8. Никитина, В. Р. Воспоминания о Л.А. Никитине. Рукопись. ОР ГЦТМ имени | ||
+ | А.А.Бахрушина, ф.533, с. 42. | ||
+ | 9. Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларуси. Т. 4. Мiнск, 1987. - С. 76 ; | ||
+ | Никитин А. Л. Леонид Александрович | ||
+ | Но мирная жизнь и занятия живописью и сценой продолжались недолго. Уже | ||
+ | следующей зимой очередной поворот судьбы бросил моих родителей на дороги | ||
+ | Гражданской войны — сначала на Юго-Западный (Харьков, Киев, Одесса, Крым), а | ||
+ | чуть позже, с осени 1919 года — на Западный фронт (Смоленск, Минск). От этих | ||
+ | тревожных и страшных лет не сохранилось ни одного рисунка отца, хотя, как | ||
+ | вспоминала мать, он и тогда не расставался с карандашом и красками. В Харькове, | ||
+ | Киеве и Одессе он рисовал портреты своих сослуживцев; весной 1919 года в Крыму | ||
+ | много работал акварелью. | ||
+ | Окончательно в Москву Никитины вернулись в последних числах сентября 1920 | ||
+ | года. Штаб Западного фронта командировал трех своих сотрудников — П.А. | ||
+ | Аренского, который тоже оказался в Минске, отца и С.М. Эйзенштейна, которого в | ||
+ | наш дом привел Аренский, — на Восточное отделение Академии Генерального штаба | ||
+ | РККА для изучения японского языка. Возглавлял японский факультет Н.М. Попов- | ||
+ | Татива, если не ошибаюсь, уже тогда хорошо знакомый с отцом и с Аренским еще по | ||
+ | «Сороконожке». Аренский увлекался Востоком и его культурой давно, хотя позднее | ||
+ | сменил Японию на Индию. Эйзенштейн жил театром и рвался в театр — японский | ||
+ | язык был только предлогом вырваться в Москву. Серьезнее отнесся к | ||
+ | академическим занятиям отец, опубликовав уже через два года первое в русской | ||
+ | японистике исследование о японской живописи. | ||
+ | Возвращаясь из Минска, отец меньше всего думал о карьере театрального | ||
+ | художника. Восток его интересовал, но гораздо больше влекла к себе живопись. О | ||
+ | возвращении в университет не могло быть и речи, надо было зарабатывать на жизнь, | ||
+ | и все же параллельно с занятиями в Академии, он поступает в декабре 1920 года во | ||
+ | Вхутемас, в студию А.В. Лентулова. Но здесь опять вмешалась судьба в облике | ||
+ | Эйзенштейна и Смышляева. | ||
+ | Желание Эйзенштейна работать в театре исполнилось уже через месяц по приезде в | ||
+ | Москву. Театральную секцию московской Пролеткульта возглавлял В.С. | ||
+ | Смышляев, театр нуждался в «революционном» художнике, остальное сделали | ||
+ | рекомендации друзей и эскизы самого Эйзенштейна к будущей постановке | ||
+ | «Мексиканца» по рассказу Дж. Лондона. Эйзенштейн был принят как художник, хотя | ||
+ | на самом деле он всегда был режиссером, а не художником, и почти сразу же стал | ||
+ | сорежиссировать Смышляеву. Он мог придумать типаж, набросать характерный | ||
+ | эскиз костюма, но не мог дать колористическое решение спектакля. Ему не хватало | ||
+ | той профессиональной подготовки, которую отец получил на занятиях в студиях и | ||
+ | усовершенствовал в Школе светоцветомаскировки. Вот почему обоим сорежиссерам | ||
+ | нужен был художник-профессионал, который бы понимал замыслы того и другого и | ||
+ | мог воплотить их в материале. И тут отец не устоял. Вместе с Эйзенштейном ночами | ||
+ | они создавали эскизы, строили макеты, раскрашивали сами декорации и монтировали | ||
+ | их на сцене бывшего театра «Эрмитаж», отданного московскому Пролеткульту. | ||
+ | Вместе они делили и триумф спектакля. | ||
+ | В ГЦТМ им. А.А. Бахрушина сохранился эскиз афиши-плаката к «Мексиканцу», | ||
+ | сделанный отцом скорее всего в марте 1921 года, когда шли первые публичные | ||
+ | «генеральные» репетиции. Тиражирован эскиз, по-видимому, не был. Он особенно | ||
+ | интересен своей цветовой гаммой, в известной мере несущей отпечаток школы | ||
+ | Лентулова. В похожей манере, хотя и по-иному, выполнена серия рисунков, по всей | ||
+ | видимости, задуманных в качестве задника одной из сцен спектакля «Лена», | ||
+ | поставленного в Пролеткульте. На четырех листках можно видеть последовательную | ||
+ | схематизацию и абстрагирование зимнего пейзажа, где ели, снег и солнечные лучи | ||
+ | превращаются в эффектное абстрактное панно. | ||
+ | По воспоминаниям матери, работы отца, выполненные им во Вхутемасе сначала у | ||
+ | А.В. Лентулова, позднее у А.А. Осмеркина и Н.В. Синезубова, привлекли внимание | ||
+ | художников и искусствоведов, но сам отец был ими недоволен, поскольку не нашел у | ||
+ | обоих учителей того, что искал. Отсюда и уход его из училища, «возврат» к | ||
+ | импрессионистам, внимательное их изучение, особенно Сезанна и Ренуара, а затем | ||
+ | движение к истокам – сначала к барбизонцам, а затем и к старым европейским | ||
+ | мастерам XVI и XVII веков. Именно эти поиски представлены двумя его работами | ||
+ | 1922-го и 1923 годов — обе они не датированы. В «Березовой роще», написанной в | ||
+ | Копанове под Рязанью (1923), сделана попытка передать динамику статичного | ||
+ | пейзажа: «спектр» белых стволов пронзает летящую наискось сочную зеленую | ||
+ | листву на фоне синего неба. Другая, более ранняя работа — портрет | ||
+ | Н.А.Никитиной, сестры отца, сидящей на зеленом плюшевом диване перед открытой | ||
+ | дверцей горящей печи (1922). Портрет несколько декоративен, однако он уже ничем | ||
+ | не напоминает сохранившиеся портреты предшествующего периода. Более | ||
+ | живописны и экспрессивны карандашные портреты, сделанные отцом, сделанные, по | ||
+ | ряду признаков, зимой 1920-21-го и весной 1921 года. Это несколько | ||
+ | шаржированный портрет В.С. Смышляева, заставляющий вспомнить его роль Чарли | ||
+ | в пьесе Ю. Бёргера «Потоп», и портрет М.А. Чехова. Сохранившийся на оборотной | ||
+ | стороне последнего набросок барачных нар скорее всего относится к марту–апрелю | ||
+ | 1921 года, когда отец работал над «Леной» В.Ф. Плетнева для Пролеткульта, что | ||
+ | позволяет датировать рисунок именно этим временем. | ||
+ | «Мексиканец» был первой пробой сил отца в настоящем театре, и проба эта | ||
+ | оказалась удачной. Как видно, она захватила художника, всегда стремившегося слить | ||
+ | искусство с жизнью, и убедила в собственных силах. Следом за «Мексиканцем» он | ||
+ | оформляет «Зори Пролеткульта» В.В. Игнатова, а в июне 1921 года уже полностью | ||
+ | переходит на работу в Пролеткульт, где оформляет еще ряд спектаклей. Однако | ||
+ | основным поприщем для него становится не столько сам театр, сколько | ||
+ | организационно-педагогическая работа на режиссерских курсах и в изобразительно- | ||
+ | декорационных мастерских, возникших по инициативе Смышляева и Эйзенштейна. | ||
+ | Образованию будущих пролетарских режиссеров и художников-постановщиков все | ||
+ | трое придавали особое значение. Обширная программа была рассчитана на 3 года и | ||
+ | построена так, что лекционный материал обязательно совмещался с практической | ||
+ | работой. Как это было задумано, показывает план занятий театрально-декорационной | ||
+ | студии-мастерской при Центральной Арене Пролеткульта, составленный отцом в | ||
+ | конце ноября 1921 года и сохранившийся в фонде Пролеткульта в ЦГАЛИ СССР. | ||
+ | Тогда же отец начал вести свой первый курс лекций по истории изобразительного | ||
+ | искусства, который он читал пролеткультовцам в залах музеев и картинных галереях | ||
+ | Москвы. Кроме специального курса он проводил еще целевые лекции-экскурсии. | ||
+ | Конспект одной из них, прочитанной в Музее западного искусства С.И. Щукина, | ||
+ | интересен тем, что дает представление о методе изложения и о собственном взгляде | ||
+ | художника на основные направления искусства его времени. | ||
+ | Период работы в Пролеткульте (1921–1924) охватывает время наиболее | ||
+ | разнообразной творческой деятельности художника. Он продолжает изучать | ||
+ | японское искусство, оформляет спектакли, эстрадные программы, ведет | ||
+ | педагогическую и лекционную работу, занимается живописью, пробует себя в | ||
+ | различных отраслях прикладного искусства и в книжной графике, оформляет клубы. | ||
+ | Следов всего этого ничтожно мало, но эскизы обложек книг, наброски эстрадных | ||
+ | номеров и театральные эскизы дают цельное впечатление о его творческой жизни. В | ||
+ | журнале «Горн» опубликована его статья (без подписи) о работе ИЗО-мастерских | ||
+ | Пролеткульта, и там же в цвете воспроизведены два эскиза, по которым были | ||
+ | выполнены знамена профессиональных союзов металлистов и текстильщиков, | ||
+ | несущие явный отпечаток конструктивизма. | ||
+ | Художник был молод, полон сил, жадного интереса к жизни, в нем кипели замыслы. | ||
+ | И все, что было выстрадано, пережито и понято за годы мировой и Гражданской | ||
+ | войн, за годы голода и разрухи, теперь распрямлялось стальной пружиной | ||
+ | внутреннего завода духа. Он ощущал себя одним из строителей действительно новой | ||
+ | жизни и нового свободного человека, завоевав это право вместе с другими своими | ||
+ | соратниками по искусству в испытаниях, которые выпали на их долю. Он видел | ||
+ | разрушение и гибель замечательного наследия человеческой культуры и теперь | ||
+ | хотел сохранить то, что осталось, и органически ввести его в то новое, что | ||
+ | создавалось сейчас. Пролетарий должен ощущать себя не «голым человеком на | ||
+ | голой земле», как пытались доказывать максималисты от революции, а | ||
+ | полноправным наследником всей человеческой культуры и быть ее созидателем, | ||
+ | использующим все лучшее, что было создано до него. Так или примерно так можно | ||
+ | сформулировать позицию русской интеллигенции в те годы, которая отнюдь не | ||
+ | расходилась с неоднократными призывами партии о сохранении культурного | ||
+ | наследия и о необходимости учиться, чтобы это наследие понять, оценить и | ||
+ | воспринять творчески. | ||
+ | Не в этом ли надо искать истоки педагогической деятельности отца? Можно думать, | ||
+ | что, не успев окончить университет, он не только стремился передать своим | ||
+ | молодым слушателям культурные ценности прошедших столетий, но и сам учился | ||
+ | вместе с ними, стремясь восполнить собственное образование, определить свои | ||
+ | эстетические взгляды, проверить кристаллизирующуюся концепцию | ||
+ | взаимосвязанности искусства и жизни (в одном из писем к матери С.М. Эйзенштейн | ||
+ | |||