====== Зуев Александр Никанорович ====== {{ :zuevi001.gif?200|}} **Годы жизни:** 1895-1985 **Место рожд.:** с. Поденга Шенкурский р-на Архангельской губ. **Образование:** Духовная семинария, военное училище **Годы ссылки:** 1939-1954 ** Обвинение и приговор:** Арестован в 1918 г. Повторно арестован 01.10.1938 г. (по ст. 58-10), приговор 8 лет ИТЛ. **Род деятельности** журналист, писатель. **Места ссылки** Норильлаг, Краслаг. ===== Биография ===== Зуев Александр Никанорович Биография «...Мы знали жар мечтаний пылких и силу клятвы боевой...» А. Н. Зуев Александр Никанорович Зуев родился 21 декабря 1895 года (по старому стилю). В 1916 году закончил духовную семинарию и поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. В том же году газета «Пермская жизнь» напечатала его первый рассказ - «Темная сила». Студентом пробыл недолго – его мобилизовали в армию и направили в военное училище. Закончив его, в чине прапорщика был послан на фронт. В армии он включился в революционное движение, стал председателем ревкома. Все это Александр Никанорович впоследствии изобразит в автобиографической повести «Мир подписан». С 1918 года Зуев - секретарь газеты «Известия Архангельского губернского совдепа», один из организаторов и сотрудников сатирической газеты «Мухобой». Собирался продолжить учебу в университете, но английская контрразведка арестовала Зуева, обвинив его в пропаганде большевизма. Из архангельской губернской тюрьмы его перевезли в каторжную, на Белом море, на острове Мудьюг. В 1919 году Зуева вернули в архангельскую тюрьму, а оттуда направили в дисциплинарный батальон. Отсюда и освободила его Красная Армия. В 1921 году вернулся в Москву. Стал разъездным корреспондентом, очеркистом и организатором рабкоров в «Правде», потом - помощником секретаря Марии Ильиничны Ульяновой. В 1924 году его очерки и рассказы были собраны в книгу «Смута». Два года спустя выходит второй сборник «Через сердце». В 1928 году опубликована повесть «Тайбола», в 1934 году повести «Конец века» и «Мир подписан». В сборниках «Смута» и «Конец века», куда вошли циклы рассказов «Ход времени сбился», «Легенды о губпродкоме», «Концы и начала», речь идет о первых шагах Советской власти, о начале нового, послереволюционного века. Этой же теме посвящены повести «Тайбола» и «Под северным небом» (1938). О себе Александр Никанорович Зуев рассказал в автобиографической повести «Остров смерти» (1937). Рассказ «В лесу, у моря» (1955), «Повести нашего времени» (1957), рассказ «Золотые искры» (1961) изображали борьбу с религиозными предрассудками, стяжательством, благотворные перемены в жизни и сознании советских людей». Александр Никанорович Зуев был одарен различными талантами. Он умел не только сочинять стихи и прозу поэзию, но и рисовать картины, лепить из глины и резать по дереву. Беда нагрянула внезапно. По ложному обвинению Зуев был осужден и сослан в Сибирь. С октября 1938 г. в его литературной деятельности начинается длительный и тягостный перерыв, «долговременный вынужденный прогул». Шестнадцать лет выпали из творческой жизни писателя. В Норильске работал с 1939 года по 1941 год. Потом, до 1954 года, жил в Красноярском крае. В октябре 1954 года его назначили заведовать отделом прозы в издательстве «Советский писатель», позднее - редактором отдела прозы журнала «Дружба народов». Его литературная деятельность за этот период получила высокую оценку в советской прессе. В дни 50-летия «Правды» А. Н. Зуев награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Александр Никанорович Зуев в Москве 11 мая 1985 года. Неизвестные страницы биографии писателя Александра ЗУЕВА > Несколько лет тому назад Татьяна Петровна Сычева передала в дар Государственному архиву Архангельской области архив своего мужа - в прошлом известного архангельского журналиста и писателя Александра Никаноровича Зуева. Так, в Архангельске оказалось несколько рукописей рассказов, воспоминания его о встречах с В. Маяковским, В. Гиляровским, В. Кином, Д. Бедным и другими писателями, многочисленные фотографии. Среди этих материалов особо выделяется рукопись стихов "Течение времени", которые никогда не публиковались в печати. Штрихи биографии Александр Никанорович родился 2 января 1896 года в селе Паденьга Шенкурского уезда. Отец его был священником, мать - учительницей. После смерти отца семья переехала в Шенкурск. Александр учился в духовной семинарии в Архангельске, а после окончания ее поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Но началась Мировая война, и Зуев оказался в военном училище, а затем новоиспеченный прапорщик попал на Западный фронт. Первый рассказ Зуев опубликовал в 1916 году в газете "Пермская жизнь". Начало серьезной писательской работы нашего земляка связано с Архангельском. Под разными псевдонимами он печатался вплоть до оккупации города. Осенью 1918 года Зуева обвинили в пропаганде большевизма, по ордеру английской контрразведки арестовали и сослали на каторгу острова Мудьюг. Этот период писатель отразит в повести "Остров смерти" и цикле рассказов - "Свист крыльев". Позднее он, говоря о своем пребывании на Мудьюге, написал в автобиографии: "Мне кажется, я видел пределы человеческой свирепости, знаю пределы человеческого унижения". После изгнания с Севера антисоветских сил Зуев снова работал в редакции архангельских "Известий", публиковал рассказы, очерки, фельетоны. Уже в 1920 году выпустил небольшую книгу "Химеры". В Архангельске родился сын Александра Никаноровича, который стал известным московским скульптором, - Марк Александрович Шмаков (1919-1986 гг.). Он вошел в историю скульптуры как художник-медальер, автор многих скульптурных портретов, памятников и монументальных композиций. Ему принадлежит также оформление московской станции метро "Пушкинская". В январе 1922 года, в 25-летнем возрасте, Александра Зуева перевели на работу в Москву в газету "Правда". Творческая жизнь молодого журналиста и начинающего писателя складывалась удачно. Почти десять лет он проработал в "Правде", вел разделы "Рабочая жизнь", "Каленым пером", "Театр и искусство". В 1924 году Зуев создал и два года редактировал ставший известным журнал "Рабоче-крестьянский корреспондент", в 1929 году возглавил книжное издательство "Федерация". Все эти годы Александр Никанорович пользовался поддержкой сестры В.И. Ленина Марии Ильиничны Ульяновой. Одна за другой выходили в свет книги писателя - повести "Смута", "Тайбола", "Пустой берег", сборник рассказов "Конец века" и другие. В 1934 году Зуев был делегатом первого Всесоюзного съезда советских писателей от Московской писательской организации. Он широко знал писательскую среду того времени, дружил с Леонидом Леоновым и Владимиром Лидиным, общался с И. Бабелем, Э. Багрицким, Ф. Гладковым, В. Гиляровским. Никогда не забывал своих северян, в частности Степана Писахова. Арест и ссылка Беда для Александра Никаноровича, как и для сотен писателей того времени, нагрянула внезапно. В 1938 году по ложному доносу он был арестован. Три года провел в Норильске, а затем 13 долгих лет жил на поселении в районных центрах Устьянск и Абан Красноярского края, где в начале 1950-х годов создал цикл стихов. Жена Зуева Т.П. Сычева вспоминала: "Мало кто знал, что Александр Никанорович писал стихи. При жизни писателя они почти не публиковались. В астраханской газете "Коммунист" в 1930 году было напечатано лирическое стихотворение "Вечер", и в 1926 году "Комсомольская правда" опубликовала поэму "Поморье" под псевдонимом Погощанин. В архиве хранится тетрадь стихов с названием "Течение времени". Это лирические произведения, наполненные раздумьями о жизни, любовью к людям и к русской природе". История одного стихотворения из этой тетради имеет конкретный сюжет. В письме из Сибири Зуев писал одной из своих сестер о том, что успешно работал в школе, имел хорошие отношения с учениками и молодыми учителями, потребовался даже руководителям района. Оказалось, что на местном кладбище находится могила декабриста А. Е. Модзалевского. Но никто в районе ничего не знал о жизни этого человека. Александр Никанорович проявил немалую энергию, чтобы в различных архивах и печати найти сведения о делах декабриста. Руководители района на основании этих данных приняли решение об установке памятника на могиле борца против царизма. Неизвестные стихи Я не являюсь знатоком поэзии и не могу давать оценку творчеству нашего земляка. Но стихи его, на мой взгляд, весьма добротные. Нам нелегко представить, как человек, уже перешагнувший 50-летний рубеж, оторванный от семьи, от любимой работы, эзоповым языком, "для себя", без надежды на публикацию, писал свои стихотворения, каждое из которых представляет собой миниатюру, имеющую глубокий подтекст... Рукопись стихов предваряет краткое вступление поэта Г. Санникова: "Александр Никанорович Зуев при жизни поэтических произведений своих не печатал. По- видимому, по скромности своей натуры, а быть может, и по отсутствию необходимого внимания и интереса со стороны редакторов наших журналов к литературной деятельности своих современников... А.Н. Зуев - тонкий лирик, пейзажист, - заметил далее поэт. - Его акварели, порой подернутые дымкой грусти, светлы и привлекательны. Некоторые из стихотворений интересны раздумьями и неожиданными обобщениями. Звучат хорошо и современно". Впрочем, читатель сам может по достоинству оценить творчество земляка. Мы впервые публикуем несколько его стихов. Оценка современников После реабилитации (это произошло в 1954 году) и возвращения в Москву Александр Никанорович продолжал заниматься литературным трудом. Он вновь встречается со своими друзьями. В архиве хранится фотоснимок, подаренный в 1958 году Леонидом Леоновым, с трогательной надписью: "Милому Саше Зуеву". Писатель навестил своих друзей и родных в Архангельске. Долгие годы Александр Никанорович был членом редколлегии и заведующим отделом прозы журнала "Дружба народов". Он перевел на русский язык несколько книг национальных писателей. В 1962 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Редактор журнала "Дружба народов" Сергей Баруздин высоко ценил его произведения: "Писатель Александр Зуев - талант настоящий, которому, как говорится, не грех и позавидовать! Писатель, с моей точки зрения, поразительный и еще, увы, недооцененный нашей критикой, писатель истинно русский по языку и манере..." Столь же высокую оценку творчеству Зуева давал Владимир Лидин. "Тайбола", "Под северным небом", "Повести нашего времени", "Золотые искры", - писал он, - все это отличные, добротные книги писателя со своим миром и со своим мудрым пониманием этого мира". Александр Никанорович сравнительно рано ушел из жизни - умер 11 мая 1965 года. Последняя книга писателя "Через сердце" издана посмертно, в 1970 году. Евгений ОВСЯНКИН. Почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова09/12/2004 ===== Рецензии ===== Александр Никанорович Зуев Рецензии (2.01.1896 г. – 11.05.1965 г.) Писатель-прозаик, редактор, журналист, переводчик. В краткой автобиографии, написанной в 1928 г., есть строчки: «Я не сделал, кажется, и десятой доли того, что хотелось и задумано». Эти слова оказались пророческими: в дальнейшем писателю не удалось полностью осуществить свои замыслы. Его жизнь была трудной, и люди, близко знавшие, его не переставали удивляться, как смог он через все превратности судьбы пронести присущие ему смолоду доброту и душевное расположение к людям, ту неиссякаемую веру в торжество справедливости, которая согревала всех, соприкасавшихся с ним. Биография Александра Никаноровича во многом была биографией века, биографией его современников, – и, как писал Сергей Баруздин, «удивительно точно совпала с его творческим лицом. Его жизнь родила все его книги, а его книги - своеобразная биография его». В своих повестях и рассказах он показывает тот период в жизни нашей страны, когда революционные преобразования вторглись в устоявшийся веками быт крестьян, рыбаков, поморов - людей сурового и мужественного труда. Ведет повествование по-своему, с теми подробностями, которые делают исторически далекое - живым, волнующим, а сегодняшний день - художественным документом эпохи. Рассказывает не понаслышке. Он исходил места, им описанные, тесно общался с людьми, ставшими прототипами его героев. О себе А.Зуев писал: «В жизнь я вошёл в то сумеречное время, когда серый «защитный» цвет уже вызывал отвращение, когда воздух мертво застыл в предчувствии неминуемых гроз…». Александр Никанорович родился 2января 1896 г. в небольшом северном селе Паденьга Шенкурского уезда Архангельской губернии. В Паденьге прошло его детство, там он окончил начальную школу. С детских лет любил слушать сказки, былины, которыми богата Важская земля, Его дед - Александр Прялухин, настоятель женского монастыря в Шенкурске - серьезно увлекался литературой: выписывал газеты и журналы, содержание прочитанных книг записывал в тетради, сочинял катахизические поучения. Не от деда ли унаследовал Александр литературный талант? Родители Александра - Мария Александровна и Никанор Александрович - были образованными людьми. Смолоду учительствовали, а позже приказу архиерея Никанор Александрович принял сан священника. Когда семья значительно увеличивалась (в семье было шестеро детей), Марии Александровне пришлось заняться их воспитанием. В 1904 году Никанора Александровича не стало. После смерти отца многодетная семья переехала в г. Шенкурск. Дом помогли купить родственники. На плечи вдовы легли обязанности содержания, воспитания и образования детей. Способности к художественному творчеству Александр стал проявлять рано. Он занимался лепкой из глины, рисованием, вырезал из дерева фигурки, пел в хоре, музицировал на фисгармонии. Любил ходить в лес за грибами, увлекался рыбалкой. Многие умения позднее пригодились ему в жизни. Мария Александровна часто устраивала музыкальные вечера. Она пела романсы и песни, пение сопровождала игрой на фисгармонии или рояле. В доме была большая библиотека, сохранялись рукописные книги отца. Александр много читал, особенно русскую классическую литературу. Он живо воспринимал прочитанное: из комнаты доносился его смех, когда он читал Гоголя или Чехова. Именно здесь, в Шенкурском уезде, Александр впитал красоту народной речи, почерпнул знания о крестьянской жизни, которые позже нашли отражение в его произведениях. Четыре года Саша обучался в духовном училище в Архангельске. Затем поступил в Архангельскую духовную семинарию, летом приезжал в Шенкурск на каникулы. Почти каждое лето туда же, в Шенкурск, отправляли отдыхать архангелогородку Марию Шмакову. Там и произошла первая встреча с ней Александра Зуева., там началась их дружба, которая позднее переросла в любовь. В 1916 г. Александр поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Шла Первая мировая война. В газете «Пермская жизнь» А. Зуев опубликовал свои первые рассказы на антивоенную тему: «Темная сила», «Митенька Невзоров», «Путешествие по Северной Двине». «Война, собственно, и толкнула меня на писательскую дорогу, хотелось выразить свое отношение к ней» - писал позже Александр Никанорович. В декабре 1916 г. студента Зуева призвали в армию. Он проходил строевую подготовку в Саратове, ускоренный курс обучения младших офицеров-прапорщиков в Киевском военном училище. «...Мне весело теперь вспоминать, как нас, розовощёких студентов в штиблетах, упорно и озлобленно гонял унтер по свежему пахучему снегу Царицынского плаца. Он забегал вперёд и с яростью, заглядывая в лицо каждому, прокатывал нас далеко по матушке. Помню, сначала было ужасно трудно подолгу стоять на одной ноге. Этот унтер с крепким щетинистым рылом, кажется, и был моим первым учителем настоящей жизни». На Западный фронт А.Зуев попал, когда еще шли бои. Фронт распадался, стали организовываться солдатские комитеты. Многие солдаты поддерживали антивоенные настроения. Разделял их и А.Зуев, который называл войну «человекобойней». Эти события он описал в своей повести «Мир подписан». За время своего пребывания в армии он сумел завоевать расположение солдат, их дружбу и доверие. После Февральской революции его избрали членом полкового комитета, а в дни Октября - председателем Революционного комитета двадцать восьмой пехотной дивизии. «Солдаты, видимо, хорошо понимали, кем был Александр Никанорович. Рассмотрели за его скромностью и немногословием верную душу» - писал Федор Левин. В 1918 г. Александр вернулся в Архангельск и сразу же был назначен секретарем редакции «Известий Архангельского совдепа». С этого момента начинается его активная журналистская деятельность. Он публикует очерки, фельетоны, рецензии, рассказы, стихи (под псевдонимами: Е. Анзуф, Узнаев, А.З., Анфим Златокудрый, Чужбинин), становится организатором и активным участником сатирической газеты «Мухобой», неоднократно приглашает интеллигенцию сотрудничать в газете. В это же время А. Зуев начинает работать над повестью «Смута». Он восстанавливается в качестве студента Пермского университета, но отъезду помешала начавшаяся интервенция. Приход интервентов на Север едва не закончился трагически для Александра. Из рассказа дочери М.А. Веселовой: «С первых же дней оккупации Александр вместе с другими молодыми товарищами организовал подпольную группу для борьбы с оккупантами. Эту организацию очень скоро раскрыли. Александр был арестован по ордеру английской разведки и посажен в губернскую тюрьму». Никаких прямых обвинений ему не было предъявлено, просто его считали «красным» и подозревали в большевистской пропаганде. Мария регулярно приносила в тюрьму передачки. Через некоторое время ей сообщили, что арестованных отправляют в каторжную тюрьму на остров Мудьюг (Белое море). Она поспешила на пристань, где толпу арестованных солдаты теснили к барже. Александр увидел её в толпе и закричал: «Шубу, Маруся, шубу!». Это было понятно, наступали холода. Мария бросилась к родственнице, жившей неподалеку, взяла у неё шубу и передала Александру. Позднее Зуев расскажет о том, как шуба помогла ему выжить на Мудьюге. Этот период отражён в очерке «Остров Мудьюг» и в цикле рассказов «Свист крыльев». Зуев писал: «Интервенты завезли к нам последнюю «новинку» с Запада - концентрационные лагеря для военнопленных. Это были тюрьмы с военно-каторжным, голодным режимом, вполне удобные для внесудебной расправы». «Мне кажется, я видел пределы человеческой свирепости, знаю пределы человеческого унижения». После изгнания интервентов Александр был назначен в отдел печати и стал готовить первые номера информационного бюллетеня, а в промежутки выезжал в качестве докладчика по текущему моменту на лесозаводы под Архангельск. Через некоторое время он вернулся на работу в редакцию губернских «Известий», а затем был назначен заведующим губернским отделением РОСТА. Публиковал статьи об общественной и театральной жизни в газетах «Возрождение Севера», «Волна», в сборнике «Последний из царей». Активно занимался в литературной студии Пролеткульта, выступал на литературных вечерах. Организовал при редакции литературный кружок «Полярная весна», входил в редколлегию сборника «Цветы труда». В этом же году в Архангельске была издана первая книга «Химеры». Большое влияние на творчество оказали впечатления, полученные в экспедиции по собиранию фольклора на Севере, возглавленной О. Озаровской. «Великое народное искусство, его глубокая поэтическая сила, его богатейшая картинность и музыкальность отложились в моей памяти. Мы записывали все – былины, духовные стихи, песни, сказки, прибаутки, загадки, колдовские заговоры». Эти впечатления нашли отражение в очерке «Лукошко окатного жемчуга», посвященном сказительнице Марии Дмитриевне Кривополеновой (впервые опубликован в журнале «Двина» за 2005 г.), в его стихотворных произведений в стиле старинных русских преданий-бывальщин: «Скоморохи - люди не простые», «Сава Плотник». В январе 1922 г. собратья по перу провожали Александра в Москву. Он был приглашен на работу в РОСТА и в редакцию газеты «Правда». В столицу Александр Зуев приехал уже опытным журналистом. Несколько лет работал помощником секретаря редакции под непосредственным руководством Марии Ильиничны Ульяновой. Позднее он написал несколько статей и очерков о газете «Правда» 20-х годов, о М.И. Ульяновой. В 1924г. был назначен редактором журнала «Рабочий корреспондент», позже переименованный в «Рабоче-крестьянский корреспондент». По редакционным командировкам, запасаясь «на будущее» впечатлениями и наблюдениями, Зуев исколесил почти всю Россию. Был на открытии Каширской электростанции, в Туркестане, в Петрограде. Участвовал в переводе каравана судов из Белого моря в Черное. По воспоминаниям журналистки Н. Пилацкой, «на долю Зуева выпадало редактирование самых «трудных» статей и заметок, так как он славился тонким знанием русского языка». Он печатался в журналах «Молодая гвардия», «Красная новь», «Прожектор», «Журналист», «Новый мир», в альманахе «Перевал»; архангельских литературных альманахах «Звезда Севера» и «Багряные льды». Будучи тонким знатоком и ценителем древне-русского зодчества, Зуев неоднократно выступал в печати с призывом беречь и охранять памятники старины. В 1927 г. выходит в свет повесть «Тайбола». Александр Никанорович считал эту повесть самой важной среди других. В текст повести введены духовные стихи, песни, частушки, народные присказки. В 1929 г. Зуева направляют на редакторскую работу в Астрахань, а в тридцатые годы он становится редактором издательств «Федерация», «Советская литература», «Советский писатель». Он пользовался заслуженным уважением в писательской и журналистской среде. Для многих писателей и журналистов Зуев был первым редактором, вдумчивым и бережным, и они на всю жизнь запомнили его советы. В эти годы сложился художественный стиль писателя - лаконичный и образный. Источником творчества оставался Север, его суровая природа, самобытная жизнь людей, огромное фольклорное богатство Беломорья. В 1934 г. Зуев участвует в работе Первого Всесоюзного съезда писателей и становится членом Союза писателей СССР. В этом же году он посещает свою родину – Шенкурск. Туда пришли последние письма В. Гиляровского. «Задушевным другом Александра Никаноровича был Б. Шергин», - вспоминала дочь писателя Н. Касаткина. В московской квартире писателя долгое время висела картина «Лаокоон с сыновьями» - дипломная работа Б. Шергина, подаренная им А. Зуеву. Летом они вместе отдыхали на даче в Голицыно. Беда нагрянула внезапно. По ложному обвинению Зуев был осужден и сослан в Сибирь. С октября 1938 г. в его литературной деятельности начинается длительный и тягостный перерыв, «долговременный вынужденный прогул». Шестнадцать лет выпали из творческой жизни писателя. В последние годы Зуев был редактором в издательстве «Советский писатель», затем редактором отдела прозы и членом редколлегии журнала «Дружба народов», участвовал в работе журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» в качестве заведующего нештатным отделом истории и члена рабкоровского совета. Внёс немалый вклад в дело перевода художественной прозы с языков народов СССР, переводил и редактировал романы Муканова, Севунца, Амира, Аладжаджяна. Помогал писателям-северянам: благодаря его рекомендации в журнале «Дружба народов» была напечатана повесть Г. Суфтина «Сын Хосея». Давняя дружба связывала Зуева и Писахова. «Когда вместе сходились А.Зуев, С.Писахов и Б.Шергин, то они нередко «забавлялись», пересыпая свою речь словесными жемчужинами северных диалектов: Писахов - архангельского, Шергин - беломорского, Зуев - Шенкурского» - писал Б. Пономарев. Последняя поездка Александра Никаноровича с сыном Марком Шмаковым в Архангельск и в село Холмогоры состоялась в 1959 году. Шмаков сделал последние фотоснимки А. Зуева с С. Писаховым. У родственников до сих пор хранится портрет С.Г. Писахова, подаренный А. Зуеву художником С.Стороженко в 1932 г. В 1962 г. за плодотворную работу в области журналистики, большие заслуги в развитии советской печати и в связи с пятидесятилетием «Правды» А. Зуев был награждён орденом Трудового Красного знамени. В 1964 г. появилась его последняя повесть «Зелёная ящерица». Она даёт новое представление о диапазоне замыслов автора и о его языковом мастерстве. В последние годы жизни Александр Никанорович много путешествовал. Побывал на Енисее, в Алупке, Ялте, Одессе, Ленинграде, посетил Пушкинские места. Готовил к изданию юбилейный сборник. Его не стало 11 мая 1965 г. Он ушел после продолжительной болезни на семидесятом году жизни. Урна с его прахом покоится на Армянском кладбище в Москве. В 1970 г., в издательстве «Советский писатель» вышел посмертный сборник его произведений «Через сердце» с послесловием С. Баруздина. ===== Фотоархив ===== {{:zuevi002.jpg?200|: в файле}} {{:zuevi003.jpg?200|: в файле}} {{:zuevi004.jpg?200|: в файле}} ===== Творчество ===== {{:zuevi005.jpg?200|: в файле}} ===== Источники ===== Произведения А.А. Зуева: 1. Зуев, А. А. Золотые искры : рассказы / А. Зуев. - М. : Сов. писатель, 1961. - 154 с. 2. Зуев, А.А. Пузыри : рассказ / А. Зуев ; рис. А. Щербакова // 30 дней : иллюстрир. ежемесячник. - 1929. - № 10. - С. 75-77. О жизни и творчестве А.А. Зуева: 1. Лидин, В. Александр Зуев / В. Лидин // Север. - 1966. - № 2. - С. 102-104. 2. Норильский, С. Где он, золотой век человечества? : [о писателе А. Н. Зуеве, бывшем заключ. Норильлага] / С. Норильский // Заполяр. вестн. - 2005. - 25 июня. - С. 5. 3. Норильский, С. Он был среди первых... : Памяти писателя А. Н. Зуева / С. Норильский // Заполяр. правда. - 1986. - 20 авг. – (Из почты «Норил. биографии»). 4. Норильский, С. Они воспевали Заполярье : [Е. Рябчиков, Е. Драбкина, А. Гарри, Д. Кугультинов, И. Макарьев, Ю. Сальников, С. Штейн, А. Зуев] / С. Норильский // Заполяр. правда. - 1986. - 6 мая. 5. Норильский, С. Писатель Александр Зуев / С. Норильский // Заполяр. правда. - 1976. - 18 янв. 6. Шамис, И. Александр Зуев / И. Шамис, С. Щеглов // Заполяр. правда. - 1971. - 7 янв. 7. Шамис, И. Писатель Александр Зуев : [об одном из первых писателей Норильска] / И. Шамис, С. Щеглов // Заполяр. правда. - 1969. - 25 м