====== Степун Владимир Августович ====== {{ :stepun003.jpg?200|}} **Годы жизни:** 1898-1974 **Место рожд.:** г. Рига (Латвия) **Образование:** **Годы ссылки:** **Обвинение и приговор:** Арестован в середине 40-х гг. Приговор - ссылка в Красноярский край. **Род деятельности** актер. **Места ссылки** Большая Мурта. ===== Биография ===== Владимир Августович Степун родился в августе 1898 года в Риге в дворянской семье. Родители его, выходцы из прибалтийских немцев, владели бумажной фабрикой (при советской власти – Слокский целлюлозно-бумажный комбинат). Старший брат Владимира Августовича - Фёдор (1884 – 1965) изучал философию в Гейдельбергском университете в 1902-1909 гг, в 1910 году защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл. Соловьева. Участник Первой мировой войны, русский писатель, искусствовед, литературный критик и философ. В политическом плане был близок к эсерам, после февральской революции 1917 года – депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе Военного министерства временного правительства. В 1922 году по декрету Ленина выслан из Советской России и до конца жизни проживал в Германии, похоронен в Мюнхене. О детском и юношеском периодах жизни Владимира Августовича сведений нет, известно, что он получил домашнее музыкальное образование по классу фортепьяно, окончил в Москве оперно-драматическую студию и был зачислен в труппу Московского художественного академического театра (МХАТ). Его педагогом в студии был крупнейший реформатор русского театра народный артист СССР К.С. Станиславский. Жена Владимира Августовича – Тарасевич Юлия Львовна, брак был бездетным. В середине 40-х гг. Постановлением ОСО при МГБ СССР его приговаривают к бессрочной ссылке в Сибирь как СОЭ – «социально-опасного элемента», т.к. его старший брат Фёдор проживал за границей и которого он так и не увидел до конца своей жизни. Так Владимир Августович Степун оказался в Большой Мурте, где уже в это время отбывал ссылку бывший актёр из Казани Акчурин Михаил. С ним Владимира Августовича будет связывать многолетняя дружба. Карточная система ещё не была отменена, а ссыльные не имели права на получение хлебной карточки. Однако в этот период отдел культуры (тогда он назывался «культпросветотдел») Большемуртинского района возглавляла Ефремова Вера Максимовна – дочь председателя райисполкома. Пользуясь положением отца, Вера Максимовна ежедневно покупала в чайной две булки хлеба и отдавала ссыльным актёрам. Устроился Владимир Августович на работу в регистратуру райбольницы и одновременно руководил драмкружком в доме культуры. Первые спектакли, поставленные им на сцене дома культуры по пьесам А.Н. Островского: «Бесприданница» и «Без вины виноватые». В этих спектаклях для зрителей Большой Мурты случилось два удивительных открытия: Евгений Строганов, сыгравший роль Григория Незнамова и Георгий Яковлевич Лобанов - роль Шмаги. К нему в драмкружок потянулась молодежь села, и в конце 1947 года был поставлен спектакль по пьесе А.М. Горького «На дне», имевший оглушительный успех с далеко идущими последствиями. По решению отдела культуры Красноярского крайисполкома и, видимо, при содействии В.М. Ефремовой, спектакль «На дне» представили делегатам краевой партийной конференции в драмтеатре им. Пушкина. Спектакль получил самую высокую оценку зрителей, краевых властей и артистов театра. Именно с постановки самодеятельного спектакля «На дне» начинается эпоха небывалого расцвета культурной жизни Большой Мурты. По решению крайисполкома, Большемуртинский дом культуры получает полный комплект инструментов (это более тридцати) для духового оркестра, мужские костюмы для оркестрантов, комплект платьев для женского хора и баян кустарной работы. Коллектив театра им. Пушкина передал самодеятельному драмколлективу набор актёрского реквизита: грим, бороды, парики и т.п.. Владимир Августович в постановках спектаклей проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и как опытный педагог. Он умел заставить самодеятельного артиста полностью раскрыть свои актёрские возможности. При распределении ролей всегда учитывал не только внешние данные актёра, но и особенности его характера, добивался передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. В последующие годы были поставлены спектакли по пьесам А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не порок». На высоком профессиональном уровне исполнили свои роли в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Медведь» Нина Фёдоровна Руфимская, учитель немецкого языка (роль вдовы Поповой), Пётр Яковлевич Лобанов, инструктор райкома партии (роль Смирнова) и Юрий Николаевич Абраменко, учитель физвоспитания (роль слуги Луки). А в спектакле «Юбилей» (А.П. Чехов) покорили зрителя своим мастерством Екатерина Яковлевна Фадеева (в девичестве Лобанова), библиотекарь парткабинета (роль гражданки Мерчуткиной) и Шмерлинг - ссыльный учёный педолог, кассир парикмахерской (роль служащего банка). Это были воистину шедевры самодеятельного искусства! Декорации ко всем спектаклям выполнял руководитель духового оркестра Андрей Васильевич Максюк. Как пианист Владимир Августович выступил на клубной сцене только один раз, когда аккомпанировал Михаилу Ивановичу Спиридонову при исполнении им на скрипке «Славянского танца № 2» композитора А. Дворжака. Это весьма сложное по выразительности каждого такта музыки замечательное произведение. Не садился он за фортепьяно лишь потому, что страдал болезнью позвоночника. Один из последних спектаклей Владимира Августовича – «Свадьба с приданым», в котором главные роли исполнили Людмила Рыжкова – талантливая самодеятельная актриса, обладающая хорошей дикцией, служащая одного из учреждений Мурты, и Анатолий Тюрьморезов – нормировщик управления геологоразведочной экспедиции. И вот итог деятельности В.А. Степуна как режиссёра и педагога: Людмила Рыжкова была зачислена по конкурсу в труппу Минусинского театра, стала профессиональной актрисой, а Георгию Яковлевичу Лобанову, нормировщику автоколонны 1340 в 60-х годах Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Народный артист народного театра». В 1954 году всем ссыльным был разрешен выезд в отпуск на родину, уехал и Владимир Августович в Москву, где добился полной реабилитации. Написал и опубликовал три книги своих воспоминаний, рецензии на книги дал Шмидт Владимир Викторович, ныне проживающий в Германии. Весной 1964 года Владимир Августович предпринял попытку посетить Мурту, но дальше Красноярска проехать не смог – не позволила болезнь позвоночника. В Москве проживал на ул. Сивцев Вражек. Скончался Владимир Августович в 1974году. ===== Фотоархтв ===== {{:stepun001.jpg?200|}} {{:stepun003.jpg?200|}} ===== Источники ===== http://www.memorial.krsk.ru/