...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


волков_олег_васильевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
волков_олег_васильевич [2014/05/30 06:48]
ram3ay [Биография]
волков_олег_васильевич [2014/05/30 06:57] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Волков Олег Васильевич ====== ====== Волков Олег Васильевич ======
 +{{ :​volkov001.jpg?​200|}}
 **Годы жизни:​** 1900-1996 **Годы жизни:​** 1900-1996
  
Строка 31: Строка 32:
 Среди работ по острейшим вопросам национального наследия – очерк «Удивительный Николай Львов» (написан в 1980-1987 гг.), посвященный автором своему замечательному земляку. На склоне лет писатель получил заслуженное признание. Он стал одним из первых лауреатов Государственной премии России,​ правительство Франции наградило его высшим орденом для деятелей искусств,​ в Германии роман «Погружение во тьму» был отмечен Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера. В последние годы жизни О.В. Волков работал над подготовкой к изданию собрания своих произведений. Среди работ по острейшим вопросам национального наследия – очерк «Удивительный Николай Львов» (написан в 1980-1987 гг.), посвященный автором своему замечательному земляку. На склоне лет писатель получил заслуженное признание. Он стал одним из первых лауреатов Государственной премии России,​ правительство Франции наградило его высшим орденом для деятелей искусств,​ в Германии роман «Погружение во тьму» был отмечен Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера. В последние годы жизни О.В. Волков работал над подготовкой к изданию собрания своих произведений.
 Умер Олег Васильевич Волков 10 ноября 1996 года в Москве. Умер Олег Васильевич Волков 10 ноября 1996 года в Москве.
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​volkov002.jpg?​200|}} {{:​volkov003.jpg?​200|}}
 +
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
 +Погружение во тьму
 +Несколько вводных штрихов (вместо предисловия)
 +...Голые выбеленные,​ стены. Голый квадрат окна. Глухая дверь, с глазком. С высокого потолка свисает яркая, никогда не гаснущая лампочка,​ В ее слепящем свете камера особенно пуста и стерильна;​ все жестко и четко.
 +Даже складки одеяла на плоской постели словно одеревенели.
 +Этот свет - наваждение. Источник неосознанного беспокойства. От него нельзя отгородиться,​ отвлечься. Ходишь ли маятником с поворотами через пять шагов или, закружившись,​ сядешь на табурет,​ - глаза, уставшие от знакомых потеков краски на параше,​ трещинок штукатурки,​ щелей между половицами,​ от пересчитанных сто раз головок болтов в двери, помимо воли обращаются кверху,​ чтобы тут же, ослепленными,​ метнуться по углам. И даже после вечерней поверки,​ когда разрешается лежать и погружаешься в томительное ночное забытье,​ сквозь проносящиеся полувоспоминания-полугрезы ощущаешь себя в камере,​ не освобождаешься от гнетущей невозможности уйти, избавиться от этого бьющего в глаза света. Бездушного,​ неотвязного,​ проникающего всюду. Наполняющего бесконечной усталостью...
 +Эта оголенность предметов под постоянным сильным освещением рождает обостренные представления. Рассудок отбрасывает прочь затеняющие,​ смягчающие покровы,​ и на короткие мгновения прозреваешь всё вокруг и свою судьбу безнадежно трезвыми очами. Это - как луч прожектора,​ каким пограничники вдруг вырвут из мрака темные береговые камни или вдавшуюся в море песчаную косу с обсевшими ее серокрылыми,​ захваченными врасплох морскими птицами.
 +Я помню, что именно в этой одиночке Архангельской тюрьмы,​ где меня продержали около года, в один из бесконечных часов бдения при неотступно сторожившей лампочке,​ стершей грани между днем и ночью, мне особенно беспощадно и обнаженно открылось,​ как велика и грозна окружающая нас "​пылающая бездна..."​ Как неодолимы силы затопившего мир зла! И все попытки отгородиться от него заслонами веры и мифов о божественном начале жизни показались жалкими,​ несостоятельными.
 +Мысль, подобная беспощадному лучу, пробежала по картинам прожитых лет, наполненных воспоминаниями о жестоких гонениях и расправах. Нет, нет! Невозможен был бы такой их невозбранный разгул,​ такое выставление на позор и осмеяние нравственных основ жизни, руководи миром верховная благая сила. ​
 +Каленым железом выжигаются из обихода понятия любви, сострадания,​ милосердия - а небеса не разверзлись...
 +* * *
 +В середине тридцатых годов, во время генеральных репетиций кровавых мистерий тридцать седьмого,​ я успел пройти через круги двух следствий и последующих отсидок в Соловецком лагере. Теперь,​ находясь на пороге третьего срока, я всем существом,​ кожей ощущал полную безнаказанность насилия. И если до этого внезапного озарения - или помрачения?​ - обрубившего крылья надежде,​ я со страстью,​ усиленной гонениями,​ прибегал к тайной утешной молитве,​ упрямо держался за веру отцов и бывал жертвенно настроен,​ то после него мне сделалось невозможным даже заставить себя перекреститься... И уже отторженными от меня вспоминались тайные службы,​ совершавшиеся в Соловецком лагере погибшим позже священником. ​
 +То был период,​ когда духовных лиц обряжали в лагерные бушлаты,​ насильно стригли и брили. За отправление любых треб их расстреливали. Для мирян, прибегнувших к помощи религии,​ введено было удлинение срока - пятилетний "​довесок"​. И все же отец Иоанн, уже не прежний благообразный священник в рясе и с бородкой,​ а сутулый,​ немощный и униженный арестант в грязном,​ залатанном обмундировании,​ с безобразно укороченными волосами - его стригли и брили связанным,​ - изредка ухитрялся выбраться за зону: кто-то добывал ему пропуск через ворота монастырской ограды. И уходил в лес.
 +Там, на небольшой полянке,​ укрытой молодыми соснами,​ собиралась кучка верующих. Приносились хранившиеся с великой опаской у надежных и бесстрашных людей антиминс и потребная для службы утварь. Отец Иоанн надевал епитрахиль и фелонь,​ мятую и вытертую,​ и начинал вполголоса. Возгласил и тихое пение нашего робкого хора уносились к пустому северному небу; их поглощала обступившая мшарину чаща...
 +Страшно было попасть в засаду,​ мерещились выскакивающие из-за деревьев вохровцы - и мы стремились уйти всеми помыслами к горним заступникам. И, бывало,​ удавалось отрешиться от гнетущих забот. Тогда сердце полнилось благостным миром и в каждом человеке прозревался "​брат во Христе"​. ​
 +Отрадные,​ просветленные минуты! В любви и вере виделось оружие против раздирающей людей ненависти. И воскресали знакомые с детства легенды о первых веках христианства.
 +Чудилась некая связь между этой вот горсткой затравленных,​ с верой и надеждой внимающих каждому слову отца Иоанна зэков и святыми и мучениками,​ порожденными гонениями. Может, и две тысячи лет назад апостолы,​ таким же слабым и простуженным голосом вселяли мужество и надежду в обреченных,​ напуганных ропотом толпы на скамьях цирка и ревом хищников в вивариях,​ каким сейчас так просто и душевно напутствует нас, подходящих к кресту,​ этот гонимый русский попик. Скромный,​ безвестный и великий...
 +Мы расходились по одному,​ чтобы не привлечь внимания. Трехъярусные нары под гулкими сводами разоренного собора,​ забитые разношерстным людом, меченным страхом,​ готовым на все, чтобы выжить,​ со своими распрями,​ лютостью,​ руганью и убожеством,​ очень скоро поглощали видение обращенной в храм болотистой поляны,​ чистое,​ как сказание о православных святителях. Но о них не забывалось...
 +Ведь не обмирщившаяся церковь одолевала зло, а простые слова любви и прощения,​ евангельские заветы,​ отвечавшие,​ казалось,​ извечной тяге людей к добру и справедливости. Если и оспаривалось в разные времена право церкви на власть в мире и преследование инакомыслия,​ то никакие государственные установления,​ социальные реформы и теории никогда не посягали на изначальные христианские добродетели. Религия и духовенство отменялись и распинались - евангельские истины оставались неколебимыми. Вот почему так ошеломляли и пугали открыто провозглашенные принципы пролетарской "​морали",​ отвергавшие безотносительные понятия любви и добра.
 +Над просторами России с ее церквами и колокольнями,​ из века в век напоминавшими сиянием крестов и голосами колоколов о высоких духовных истинах,​ звавшими "​воздеть очи горе"​ и думать о душе, о добрых делах, будившими в самых заскорузлых сердцах голос совести,​ свирепо и беспощадно разыгрывались ветры, разносившие семена жестокости,​ отвращавшие от духовных исканий и требовавшие отречения от христианской морали,​ от отцов своих и традиций.
 +Проповедовались классовая ненависть и непреклонность. Поощрялись донос и предательство. Высмеивались "​добренькие"​. Были поставлены вне закона терпимость к чужим мнениям,​ человеческое сочувствие и мягкосердечие. Началось погружение в пучину бездуховности,​ подтачивание и разрушение нравственных устоев общества. Их должны были заменить нормы и законы классовой борьбы,​ открывшие путь человеконенавистническим теориям,​ породившим фашизм,​ плевелы зоологического национализма,​ расистские лозунги,​ залившие кровью страницы истории XX века.
 +Как немного понадобилось лет, чтобы искоренить в людях привычку или потребность взглядывать на небо, истребить или убрать с дороги правдоискателей,​ чтобы обратить Россию в духовную пустыню! Крепчайший новый порядок основался прочно - на страхе и демагогических лозунгах,​ на реальных привилегиях и благах для восторжествовавших и янычар. Поэты и писатели,​ музыканты,​ художники,​ академики требовали смертной казни для людей, названных властью "​врагами народа"​. Им вторили послушные хоры общих собраний. И неслось по стране:​ "​Распни его, распни!"​ Потому что каждый должен был стать соучастником расправы или ее жертвой.
 +Совесть и представление о грехе и греховности сделались отжившими понятиями. Нормы морали заменили милиционеры. Стали жить под заманивающими лживыми вывесками. И привыкли к ним. Даже полюбили. Настолько,​ что смутьянами и врагами почитаются те, кто, стремясь к истине,​ взывает к сердцу и разуму,​ смущая тем придавивший страну стойловый покой. ​
 +И когда я в середине пятидесятых годов - почти через тридцать лет! - вернулся из заключения,​ оказалось,​ люди уже забыли,​ что можно жить иначе,​что они "​гомо сапиенс"​ - человек рассуждающий...
 +
 +
  
  
волков_олег_васильевич.1401418132.txt.gz · Последние изменения: 2014/05/30 06:48 — ram3ay