...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


григорьев_анатолий_иванович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
григорьев_анатолий_иванович [2014/05/14 05:28]
ram3ay создано
григорьев_анатолий_иванович [2014/05/19 10:31] (текущий)
ram3ay [Источники]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Григорьев Анатолий Иванович ====== ====== Григорьев Анатолий Иванович ======
 +
 +**Годы жизни:​** 1903-1986
 +
 +**Место рожд.:​** с. Гайны Камского р-на Уральской обл.
 +
 +**Образование:​** Московское Высшее художественное училище
 +
 +**Годы ссылки:​** 1948-1954
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован в 1938 г. Приговор 28.07.48 г. ( по ст. 58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР) - 8 лет ИТЛ.
 +
 +**Род деятельности:​** скульптор.
 +
 +**Места ссылки:​** Норильск.
 +
 +===== Биография =====
 +
 +Григорьев Анатолий Иванович родился 1 ноября 1903 г. в селе Гайны В.–Камского района Уральской области,​ тогда ещё Пермской губернии в семье лесничего и швеи. Образование высшее,​ по специальности — художник,​ на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа в Москве у И. С. Ефимова,​ В. И. Мухиной,​ М. С. Родионова,​ В. А. Фаворского с 1925 по 1930 годы Работал в Москве скульптором. Арестован по сфабрикованному делу «Антисоветское теософское подполье» (известное ещё, как «Дело баронесс». – В.М.), приговорён Постановлением Особого Совещания при МГБ СССР был осуждён 28.07.48 г. по ст. 58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы в исправительно–трудовых лагерях. 20 марта 1949 г. убыл с Лубянки в Лефортовскую тюрьму г. Москвы,​ и долее срок отбывал в тюрьмах подмосковном городе Кучино,​ Норильска,​ Воркуты,​ на «шарашке». В 1954 году был освобождён. Его жена, скульптор Ариадна Александровна Арендт,​ женщина,​ лишённая ног (потому и миновала её чаша горькая,​ баланда тюремная),​ с яростным оптимизмом и энергией пишет письма в тюрьму и заражает мужа своей энергией.
 +
 +===== Рецензии =====
 +
 +" Из более чем 900 скульптурных работ, выставленных в Государственной Третьяковской галерее,​ Русском музее, других российских музеях,​ краткосрочный сиделец Норильлага Григорьев нашей, для него негостеприимной,​ земле ничего не оставил. Но вот диво – его воркутинский «Олень» удивительнейшим образом похож на норильского собрата,​ и установлены–то они едино, взирающими на чуждо–враждебный им юго–запад,​ выдавая тем мысленные стремления создателя вырваться из неволи... Однако я забегаю вперед.
 +Не будучи специалистом,​ искусствоведом,​ того более, имея стойкое убеждение,​ что восприятие произведения любого вида искусства сугубо индивидуально,​ личностно,​ о творчестве А. И. Григорьева буду говорить,​ прошу простить,​ как понимаю. В первую очередь с позиций СУДЬБЫ его, выраженной через творчество. К имеющемуся же в распоряжении моём немалому числу искусствоведческих толкований отнесусь как к материалу биографическому:​ добро как мастер оставил записки или мемуары,​ где всё и объяснил. Но меня умиляют всяческие «веды»,​ эстетствующие вроде «автор этим мазком хотел сказать»! Да уже сказал! И дайте ж мне самому решать! Простите за невольность ворчливой реплики дилетанта – чтением искусства ведения навеяло,​ знаете!..
 +Анатолий Григорьев родился 1 ноября 1903 года в селе Гайны Пермской губернии в семье лесничего и швеи. Путь к ремеслу,​ как и жизнь художника,​ был непрост и долог и начинался с сельских художественных промыслов Кудымкара. После, в 1923–25 годах, учился на Едином художественном рабфаке,​ а уж в мастерстве доходил на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа в Москве у И. С. Ефимова,​ В. И. Мухиной,​ М. С. Родионова,​ В. А. Фаворского с 1925 по 1930 годы. Кое–кому из учителей Григорьев будет обязан не только наукой видеть и отображать жизнь, но и самой жизнью,​ вызволенной из ледяных северных застенков. Тут бы самое время написать,​ что «художественное становление» А. Григорьева пришлось на эпоху тотального изготовления гвоздей из людей (И. Сталин поправлял винтиков),​ вколачиваемых позже, кого – в колючие периметры ГУЛАГа,​ кого – в шахты, котлованы,​ каналы,​ а кого – прямо в небытие. Но в том–то и дело, что «художественного становления» в понимании соцреализма у тишайшего,​ деликатнейшего,​ в круглых трогательных очках с курносой физиономией селянина,​ с непоколебимым внутренним мужеством,​ художника–философа не получилось. Пафос его работ не был помпезен и угодлив,​ а величие скульптур – довлеющим. Это было величие духа, герои – не забронзовевшие истуканы,​ а звёзды,​ излучающие свет жизни, мудрости и добра даже из прошлого... Есть одна любопытная фотография 1930–х годов – молодой скульптор А. Григорьев лепит из снега Ленина на Потылихе (Москва). Ленин из снега – это необычно,​ не правда ли? Но никакой иронии,​ никакого «святотатства» (тем более) — «проба пера», эксперимент с новым материалом (художник много новаторствовал,​ возрождая,​ в том числе забытые,​ античные техники),​ иллюстрация духовных поисков:​ Ленин – творец,​ новатор,​ «путь освещающий». Скоро, скоро «путь» приведёт к тоннелю с расстрельной стенкой в конце. Заодно расстреляют и искусство... И растает «снег» иллюзий и обманов,​ а мнимые герои окажутся бумажными дурилками догматов.
 +Немногословный,​ но самый добросовестный биограф А. Григорьева,​ его сын Ю.А. Арендт,​ пишет: «Интерес к Индии, её философии и культуре пробудился у художника со студенческих лет. В 1930 году ему посчастливилось побывать на лекции Р. Тагора в Москве. Глубокому интересу к теософии,​ Учению Живой Этики, к наследию семьи Рерихов он был обязан А.А. Арендт (впоследствии ставшей его женой),​ с которой был дружен со времени учёбы во ВХУТЕИНе».
 +Считаю своим долгом заметить,​ что теософия,​ и в нашенские–то нравственной и мистической вседозволенности времена не особенно почитаемая,​ в эпоху кремлёвского семинариста–атеиста предавалась анафеме уголовно–процессуальной. Так что «интерес к Индии»,​ как правило,​ заканчивался отсидками. Но странно–фантасмагорическая получалась ситуация:​ Рабиндранат Тагор (чьим, как известно,​ любимым учеником был литературный персонаж 1930–х Остап Бендер),​ поэт, писатель,​ философ,​ издавался в «эсэсэсэре» массово и обильно,​ в 20 томах. И пребывал в свободном доступе любой библиотеки! Трудно не заблудиться в «льзя» и «нельзя» в таких идеологических несуразицах,​ не угодив в капканы НКВД. Ю.А. Арендт:​ «В 1948 г. был (Григорьев. – В.М.) арестован по сфабрикованному делу «Антисоветское теософское подполье» (известное ещё, как «Дело баронесс». – В.М.), приговорён Особым Совещанием к восьми годам исправительно–трудовых лагерей. Побывал в лагерях и тюрьмах Норильска,​ Воркуты,​ на «шарашке» в подмосковном городе Кучино,​ на Лубянке,​ в Лефортово. В 1954 году освобождён.
 +Из протокола ареста:​
 +«На основании ордера отдела УМГБ Московской области № 912 от 16 апреля 1948 года произведён обыск у гр. Григорьева Анатолия Ивановича в доме 8, кв. 5 по улице Петровско–Разумовская аллея (сюда он и вернётся спустя шесть лет, а мастерскую скульптора отнимут. – В. М.).
 +Опись... Пункт 6. Книга «АУМ» теософского содержания. Пункт 7. Газета «Красный Крым» от 19.12.1937 г. с заявлением Бухарина в ЦК ВКП (б)».
 +Насколько впечатлила неутомимого следователя МГБ «книга теософского содержания»,​ нам известно – на восемь лет лагерей скульптору Григорьеву,​ но вот последний документец из «описи» был смертелен и свободно мог «потянуть» на «без права переписки». Но Бог, в которого верил художник,​ по–видимому,​ уберёг. А ещё люди. О них мы скажем чуть позже. Но далеко,​ далеко не всем («взяли» по делу 20 человек) из «теософского подполья» суждено было выжить. Все они, и живые, и мёртвые,​ вошли в книгу «Хотелось бы поименно назвать...».
 +А теперь всего несколько слов (заслуживает–то он большего) о ещё одном ангеле–хранителе Григорьева,​ его жене, скульпторе Ариадне Александровне Арендт,​ «умевшей ждать, как никто другой». Но не только «ждать»,​ действовать...
 +Из письма А. А. Арендт на Лубянку 23.08.48:
 +«Дорогой мой друг! Мы всё преодолеем,​ всё переживём,​ и ты будешь работать с ещё большей энергией,​ и все наши переживания послужат нам же на пользу,​ т. к. ты будешь ещё ГЛУБЖЕ работать в своём любимом деле. Это огромное испытание надо выдержать на отлично. Не унывай,​ не опускайся. Я добьюсь пересмотра. ТЕБЯ ПОСЫЛАЮТ В НОРИЛЬСК. ЭТО ДАЛЕКО,​ НО НЕ ТАК УЖ. УСТЬЕ ЕНИСЕЯ... с навигацией будущего года мы с сыном приедем,​ может быть, останемся... как мы найдём нужным сообща. Мужайся,​ друг мой».
 +И это пишет женщина,​ лишённая ног (потому и миновала её чаша горькая,​ баланда тюремная),​ яростью оптимизма и энергией заражающая мужа своего. А это «не так уж», куда она готова ехать «с навигацией»?​! Ничего подобного в оценке Заполярья не слыхивал! Она, обездвиженная,​ вступает в схватку с Режимом. Ходатайства,​ пусть не настойчивые,​ В.И. Мухиной и, кажется,​ Фаворского,​ Меркулова помогли извлечь Григорьева из енисейского «устья» Норильлага,​ снабдив,​ правда,​ в скором времени путёвкой в Воркуту (в чём вины больших мастеров,​ разумеется,​ нет).
 +Из воспоминаний художницы А.А. Андреевой «Плавание к небесному Кремлю»:​
 +«А.И. Григорьев,​ хороший скульптор,​ на Воркуте по требованию одного из начальников вылепил его голову. Он сделал,​ наверное,​ его голову в глине, а потом отлил в гипсе и сказал:​ «А дальше,​ гражданин начальник,​ за вахту несите вы». И вот целая группа заключённых с удовольствием наблюдала в окошко,​ как гражданин начальник,​ боязливо озираясь,​ бежит по зоне к вахте, неся под мышкой в мешке собственную голову"​.
 +
 +Виктор МАСКИН
 +
 +Заполярная правда. -2010.- 12, 17 апр.
 +
 +Благовест ​  2
 +При написании использованы архивы Музея истории освоения и развития НПР
 +
 +===== Источники =====
 +
 +1. Заполярная правда. - 2010. - 17 апр.
 +
 +2. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
 +
  
григорьев_анатолий_иванович.1400030919.txt.gz · Последние изменения: 2014/05/14 05:28 — ram3ay