...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


гумилёв_лев_николаевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
гумилёв_лев_николаевич [2014/05/19 11:36]
ram3ay [Источники]
гумилёв_лев_николаевич [2014/05/22 11:52]
lena [Источники]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Гумилёв Лев Николаевич ====== ====== Гумилёв Лев Николаевич ======
 +
 +{{ :​gumilev001.jpg?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1912-1992 **Годы жизни:​** 1912-1992
Строка 86: Строка 88:
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
  
-1. Андреева О. И. Лев Гумилев. Теория пассионарности / О. И. Андреева // Мировая художественная культура : учеб. пособие / О. И. Андреева. - Ростов н/Д., 2005. - С. 251-253. - (Среднее профессиональное образование).+%% 1. Андреева О. И. Лев Гумилев. Теория пассионарности / О. И. Андреева // Мировая художественная культура : учеб. пособие / О. И. Андреева. - Ростов н/Д., 2005. - С. 251-253. - (Среднее профессиональное образование). ​%%
  
  
-2. Антонов Б. Сибириада Льва Гумилева и его соузника Николая Печковского / Б. Антонов // День и ночь. - 2001. - № 1/2. - С .497-505.+%% 2. Антонов Б. Сибириада Льва Гумилева и его соузника Николая Печковского / Б. Антонов // День и ночь. - 2001. - № 1/2. - С .497-505. ​%%
  
-3. Березин В. Поэт и ученый : [о жизни и судьбе Л. Гумилева] / В. Березин // Кн. обозрение. - 2007. - № 36-37 (сент.). - С. 24.+%% 3. Березин В. Поэт и ученый : [о жизни и судьбе Л. Гумилева] / В. Березин // Кн. обозрение. - 2007. - № 36-37 (сент.). - С. 24.%%
  
-4. Быстролетов Д. Не чужой нам человек [отрывок. из воспоминаний о Л. Н.Гумилеве,​ отбывавшем срок в Норил. тюрьме] Д. Быстролетов // Заполяр. правда. - 1992. - 23 июня. - С. 3.+%% 4. Быстролетов Д. Не чужой нам человек [отрывок. из воспоминаний о Л. Н.Гумилеве,​ отбывавшем срок в Норил. тюрьме] Д. Быстролетов // Заполяр. правда. - 1992. - 23 июня. - С. 3. %%
  
 5. Вачаева В. П. Лагерь он называл Голгофой : [о Л. Н. Гумилеве] / В. П. Вачаева // Норильск,​ металл,​ Россия,​ дружба,​ честь - такие наши с вами позывные!. : Норильск: ​ 1953-2003 : [сб ст.к 50-летию Норильска и НГМК]. - Норильск,​ 2003. - С. 75-79. - То же: Заполяр. вестн. - 2002. - 30 сент. 5. Вачаева В. П. Лагерь он называл Голгофой : [о Л. Н. Гумилеве] / В. П. Вачаева // Норильск,​ металл,​ Россия,​ дружба,​ честь - такие наши с вами позывные!. : Норильск: ​ 1953-2003 : [сб ст.к 50-летию Норильска и НГМК]. - Норильск,​ 2003. - С. 75-79. - То же: Заполяр. вестн. - 2002. - 30 сент.
  
-6. Вспоминая Л. Н. Гумилева : Воспоминания. Публикации. Исследования / сост. и коммент. В. Н. Воронович,​ М. Г. Козырева. - СПб. : Росток,​ 2003. - 368 с.: ил. 
  
-7. Гладкий Ю. Н. Природа этноса и причины его возникновения по Л. Н. Гумилеву / Ю. Н. Гладкий // Социально-экономическая география России : учеб. для высш. и средн. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий,​ В. А. Доброскок,​ С. П. Семенов. - М., 2000. - С. 161-165. : ил. +%%6. Вспоминая Л. Н. Гумилева : Воспоминания. Публикации. Исследования / сост. и коммент. В. Н. Воронович,​ М. Г. Козырева. - СПб. : Росток,​ 2003. - 368 с.: ил.%% 
 + 
 + 
 +%%7. Гладкий Ю. Н. Природа этноса и причины его возникновения по Л. Н. Гумилеву / Ю. Н. Гладкий // Социально-экономическая география России : учеб. для высш. и средн. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий,​ В. А. Доброскок,​ С. П. Семенов. - М., 2000. - С. 161-165. : ил.%% 
 + 
  
 8. Гумилев Л. «В Горбачеве я вижу Августа» : [беседа с Л. Гумилевым] / записал С. Краюхин // Союз. – 1991. - № 18 (май). – С. 14. 8. Гумилев Л. «В Горбачеве я вижу Августа» : [беседа с Л. Гумилевым] / записал С. Краюхин // Союз. – 1991. - № 18 (май). – С. 14.
Строка 128: Строка 133:
  
 21. Кралин М. Мои воспоминания о Льве Николаевиче Гумилеве / М. Кралин // Кралин М. Победившее смерть слово : [ст. об Анне Ахматовой и воспоминания о её современниках] / М. Кралин. - Томск, 2000. - С. 346-359. 21. Кралин М. Мои воспоминания о Льве Николаевиче Гумилеве / М. Кралин // Кралин М. Победившее смерть слово : [ст. об Анне Ахматовой и воспоминания о её современниках] / М. Кралин. - Томск, 2000. - С. 346-359.
 +
 22. Куркчи А. И. Лев Гумилев. О "​Древней Руси"​ и "​Великой степи"​ / А. И. Куркчи // Междунар. жизнь. - 2005. - N 10. - С. 115 - 128. 22. Куркчи А. И. Лев Гумилев. О "​Древней Руси"​ и "​Великой степи"​ / А. И. Куркчи // Междунар. жизнь. - 2005. - N 10. - С. 115 - 128.
  
 23. Лапина-Херувимова Е. Г. Козырев и Гумилев ее боготворили : [воспоминания геолога о Нижне-Тунгус. экспедиции 1942 г.] / Е. Г. Лапина -Херувимова ; публ. Т.  23. Лапина-Херувимова Е. Г. Козырев и Гумилев ее боготворили : [воспоминания геолога о Нижне-Тунгус. экспедиции 1942 г.] / Е. Г. Лапина -Херувимова ; публ. Т. 
  
 +===== Творчество =====
 +
 +Автонекролог (Отрывок)
 +
 +Но своей жизнью,​ вот этими последними 30-ю годами я очень доволен. В Эрмитаже профессор Артамонов давал мне возможность сидеть в библиотеке и заниматься и писать. Там я доработал то, что я сделал,​ еще находясь в Сибири,​ на тяжелых работах,​ где я был иногда инвалидом,​ иногда библиотекарем,​ иногда просто больным,​ но мне удалось тогда написать очень много черновиков по тем книгам,​ которые мне присылали. Затем я за 5 лет отработал свои две книги – «Хунну» и «Древние тюрки». Вторую я защитил как диссертацию на степень доктора исторических наук, после чего был приглашен в университет,​ и – поскольку я интересовался исторической географией – на географический факультет. Это был самый лучший период моей жизни. Я просто был счастлив,​ что я могу ходить на работу,​ что я могу читать лекции. На лекции ко мне приходили не только студенты (не смывались,​ что всех удивляло),​ но даже в большом количестве вольнослушатели. И все эти 25 лет, которые я в университете,​ я занимался этой работой,​ а в свободное время – отпускное и каникулярное – продолжал писать книги по истории,​ географии и этнологии.
 +С детства меня интересовала проблема происхождения и исчезновения народов. Но конечно,​ я эту проблему решить не мог, поскольку ее никто не решил и до сих пор. То есть примерно 50 лет я думал над этой тематикой,​ собирал материал,​ и, наконец,​ когда у нас вышла книга Вернадского «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» и книга биолога Берталанфи о систематическом подходе,​ изданная Институтом философии,​ я соединил эти данные естественных наук с моей исторической подготовкой и предложил синтетическую концепцию пассионарной теории этногенеза. Она была опубликована и в «Вестнике Ленинградского университета»,​ и в журнале «Природа»,​ что сразу подняло тираж журнала,​ который шел к минимуму.
 +После этого споров по высказанным мною тезисам было очень мало. Сначала это было вследствие непонимания,​ непривычности моих взглядов,​ но потом академик Бромлей (очень способный человек,​ очень восприимчивый),​ присутствуя на моих докладах,​ повторял их содержание у себя в институте,​ о чем мне сообщали его сотрудники,​ поздравляя с тем, что я получил первого ученика. Потом он издавал книги, употребляя мои определения,​ мои дефиниции,​ и таким образом моя работа оказалась принятой (хотя и без моего авторства). Институт этнографии работал по моим идеям и работает до сих пор. Подробности об этом были изложены в «Известиях Географического общества» моим учеником Ивановым (№ 3 за 1985 год). В результате получилась довольно странная история:​ я не остановился на достигнутом,​ я продолжал работать дальше,​ но уже никакой поддержки со стороны Академии наук я не встречал. В университете сложилась какая-то странная ситуация:​ бывший ректор Алисковский вместо того, чтобы принять решение о публикации моей представленной и одобренной работы (факультет представил),​ отложил это до сих пор.
 +Сейчас у меня на палитре четыре больших книги:
 +∙ «Тысячелетие вокруг Каспия»,​ то есть этногенез всех народов региона за полторы тысячи лет;
 +∙ затем «Древняя Русь и Великая степь» о соотношении народов Советского Союза, где я доказываю,​ что у них не было принципиальной вражды,​ а были отдельные столкновения,​ которые не выходили за рамки удельных междукняжеских войн;
 +∙ Курс лекций,​ который у меня был депонирован,​ а затем переработан в монографию;​
 +∙ и, наконец,​ «Деяния монголов»,​ братского нашего народа,​ о котором у меня уже первичная источниковедческая публикация была в 1970 году, а сейчас это обобщенная работа по этногенезу.
 +
 +* * *
 +Самым трудным для моей научной идеи было то, что ее негде было обсудить,​ поскольку это синтетическая наука, и все отвечали,​ что это не по их специальности. И это было верно, потому что наука действительно новая. И тогда я представил ее как вторую докторскую диссертацию на соискание степени уже не по историческим,​ а по географическим наукам. Прошла она блестяще,​ но ВАК не утвердил ее на том основании,​ что «это выше, чем докторская,​ а потому и не докторская». И, не присудив мне степени,​ назначил меня членом специализированного Ученого совета по присуждению докторских степеней по географии. В каковом положении я и сейчас пребываю.
 +Так вот, на сегодняшний день – 16 сентября 1986 года – я автор восьми опубликованных книг, более 100 статей оригинальных и примерно стольких же переводных (переведенных на разные иностранные языки),​ и четыре книги у меня подготовлены к печати и как рукописи могут быть представлены в соответствующие издательства. Хотя до сих пор, к сожалению,​ мне не удалось найти издательство,​ которое бы мои книги печатало,​ по соображениям,​ мне совершенно непонятным.
 +Итак, я считаю,​ что творческий вклад в культуру моих родителей я продолжил в своей области,​ оригинально,​ не подражательно,​ и очень счастлив,​ что жизнь моя прошла не бесполезно для нашей советской культуры.
 +Я активно вел общественную работу в Географическом обществе,​ поднял Отделение этнографии,​ которое начало выпускать этнографические научные сборники. Потом вопрос о том, что такое «этнос»,​ т. е. как у нас сейчас принято говорить «нация»,​ был совершенно неясен в самом Институте этнографии,​ а это необходимо для составления этнографических карт. Я взялся за эту тему и написал 30 статей,​ посвященных этому вопросу,​ и затем оформил их в большую работу «Этногенез и биосфера Земли».
 +И тут для меня началась новая серия затруднений и неприятностей. Эту работу никто не брал на обсуждение,​ потому что в любом институте говорили:​ «Это не по нашей специальности». Правда в этом кое-какая была, потому что работа действительно была новаторская,​ постановка вопроса о синтезе естественных и гуманитарных наук на базе географии — тоже была новой. И единственным способом для обсуждения книги я избрал защиту второй докторской диссертации. Ведь не обсужденная книга у нас не может идти ни в какое издательство.
 +Географический факультет пошел мне навстречу:​ организовали защиту,​ причем пригласили специалистов географов и биологов. Биолог Алтухов,​ а географы были Мурзаев и Архангельский,​ но как доктору исторических наук специальных оппонентов по истории не приглашали,​ но попросили Институт этнографии высказаться по этому поводу как третье ведущее учреждение. Институт этнографии заявил,​ что он не компетентен обсуждать эти вопросы,​ и, как впоследствии выяснилось,​ он был прав: специалистов,​ равных мне по вопросам этногенеза и этнической диагностики,​ у них действительно не было — ни в Ленинграде,​ где я защищал диссертацию,​ ни в Москве. Они поэтому и отказались и не выступили. Выступил,​ правда,​ в прениях один их представитель,​ который сказал,​ что автореферат,​ с которым он ознакомился,​ по сравнению с диссертацией — это «как обертка конфеты по сравнению с самой конфетой». После этого у него были такие неприятности в институте (в конце концов его выгнали),​ что он уже никогда не выступал на моих докладах и вообще нигде.
 +Издательство «Наука»,​ куда была представлена работа,​ отправило ее на рецензию в тот же самый Институт этнографии и получило аналогичный ответ, что они не будут давать своего мнения и своего решения,​ потому что это вопросы,​ которые им не известны,​ и они не компетентны в этом.
 +После этого оказалось,​ что напечатать эту работу нельзя,​ и тогда я обратился опять-таки к себе на факультет. Разрешили депонировать эту работу в ВИНИТИ — Всесоюзном институте научной и технической информации,​ как географическую работу,​ включающую в себя вопросы охраны природы. Это было сделано,​ но тоже с очень большими затруднениями. Было три выпуска по 10 авторских листов. Первый выпуск прошел очень легко и спокойно,​ но потом редакторша Ольга Николаевна Азнем украла остальные два выпуска,​ унесла их к себе домой и показывала своим знакомым. Мой ученик Костя Иванов нашел ее дом и выяснил,​ кто эти знакомые,​ правда только имя, но не фамилию. Первый читатель моей работы назвал себя Мойшей. Но когда оказалось,​ что это такое нарушение,​ скажем мягко, равносильное преступлению,​ за которое полагается от 3 до 8 лет (это мне в нашем юридическом отделе дали мощную консультацию;​ у нас был очень толковый юрист Борис Ефимов. Он вызвал ее отца — доцента геологического факультета — и сказал:​ «Если ваша дочка не хочет сидеть,​ пусть вернет работу»),​ тогда она ее сразу принесла. И после этого работа была направлена в ВИНИТИ,​ но оказалось,​ что она не выполнила всех правил,​ обязательных для ВИНИТИ:​ в машинописи должны быть ровные поля с обеих сторон (для пересъемки и ксерокопирования),​ а она меня об этом не предупредила. ВИНИТИ выслал мне первый экземпляр работы,​ оставив для проверки второй у себя. Я приклеил сам эти листы. Но, кроме того, оказалось,​ что она некоторые буквы забила грязно шрифтом на машинке,​ и это был повод для того, чтобы снова вернуть мне работу. Но моя жена, на которой я женился в 1967 году, Наталья Викторовна,​ урожденная Симоновская,​ – художник,​ член МОСХа, она исправила эти нарушения,​ потому что она как художник умела все это сделать грациозно и изящно.
 +На мое несчастье,​ в ВАКе в это время произошла реформа (изменился его состав,​ изменились его подходы),​ и поэтому ВАК относился к работам как-то,​ я бы сказал,​ неконструктивно. В частности,​ мою работу ВАК не утвердил на том основании,​ что она «больше,​ чем докторская,​ а потому и не докторская». И вместо того чтобы присудить мне степень доктора географических наук, назначил меня членом специализированного Ученого совета по присуждению степеней доктора географических наук. В каковой должности я сейчас и пребываю на факультете.
 +Кроме того, большое удовлетворение мне приносит то, что мои лекции по этногенезу нашли благодарных слушателей на географическом факультете. Обычно студенты часто смываются с лекций (это не секрет,​ об этом часто ставился вопрос на Ученом совете:​ как их надо записывать и принуждать к посещению). С моих лекций студенты перестали смываться после второй или третьей лекции. После этого стали ходить сотрудники института и слушать,​ что я читаю. После этого, когда я уже стал излагать курс более подробно и отработал его в ряде предварительных лекций,​ ко мне стали ходить вольнослушатели со всего Ленинграда. И наконец,​ кончилось тем, что меня вызвали в Новосибирск в Академгородок,​ где я прочел специальный сокращенный курс и имел большой успех: народ приезжал даже из самого Новосибирска в Академгородок (это час езды на автобусе). Народу было так много, что дверь запирали,​ но так как там в Академгородке все по преимуществу «технари»,​ то они довольно быстро умели открыть этот замок и проходили в помещение. В зал пускали только по билетам,​ но там были две двери — в одну впускали,​ другая была закрытая. Так, вошедший подходил к закрытой двери, под нее подсовывал билет, его товарищ брал и снова проходил.
 +Чем я объясняю успех своих лекций?​ Отнюдь не своими лекторскими способностями — я картавый,​ не декламацией и не многими подробностями,​ которые я действительно знаю из истории и которые включал в лекции,​ чтобы легче было слушать и воспринимать,​ а той основной идеей, которую я проводил в этих лекциях. Идея эта заключалась в синтезе естественных и гуманитарных наук, то есть я возвысил историю до уровня естественных наук, исследуемых наблюдением и проверяемых теми способами,​ которые у нас приняты в хорошо развитых естественных науках — физике,​ биологии,​ геологии и других науках.
 +Основная идея такова:​ этнос отличается от общества и от общественной формации тем, что он существует параллельно обществу,​ независимо от тех формаций,​ которые оно переживает и только коррелирует с ними, взаимодействует в тех или иных случаях. Причиной образования этноса я считаю особую флуктуацию биохимической энергии живого вещества,​ открытую Вернадским,​ и дальнейший энтропийный процесс,​ то есть процесс затухания толчка от воздействия окружающей среды. Каждый толчок рано или поздно должен затухнуть. Таким образом,​ исторический процесс представляется мне не в виде прямой линии, а в виде пучка разноцветных нитей, переплетенных между собой. Они взаимодействуют друг с другом разным способом. Иногда они бывают комплиментарны,​ т. е. симпатизируют друг другу, иногда,​ наоборот,​ эта симпатия исключается,​ иногда это идет нейтрально.
 +Каждый этнос развивается как любая система:​ через фазу подъема к акматической фазе, т. е. фазе наибольшего энергетического накала,​ затем идет довольно резкий спад, который выходит плавно на прямую – инерционную фазу развития,​ и как таковой он затем постепенно затухает,​ сменяясь другими этносами. К социальным соотношениям,​ например к формациям,​ это не имеет прямого взаимоотношения,​ а является как бы фоном, на котором развивается социальная жизнь.
 +Эта энергия живого вещества биосферы всем известна,​ все ее видят, хотя отметил ее значение я первый,​ и сделал я это, размышляя в тюремных условиях над проблемами истории. Я обнаружил,​ что у некоторых людей в большей или меньшей степени существует тяга к жертвенности,​ тяга к верности своим идеалам (под идеалом я понимаю далекий прогноз). Эти люди в большей или меньшей степени стремятся к осуществлению того, что для них является более дорогим,​ чем личное счастье и личная жизнь. Этих людей я назвал пассионариями,​ а качество это я назвал пассионарностью.
 +Это не теория «героя и толпы». Дело в том, что эти пассионарии находятся во всех слоях того или иного этнического или общественного коллектива,​ но количество их плавно снижается со временем. Но цели у них иногда бывают единые — правильные,​ подсказанные нужной в данном случае доминантой поведения,​ а в ином случае – противоречат им. Поскольку это энергия,​ то она от этого не меняется,​ она просто показывает степень их (пассионариев) активности.
 +Эта концепция позволила мне определить,​ почему возникают подъемы и спады народов:​ подъемы,​ когда количество таких людей увеличивается,​ спады — когда оно уменьшается. Есть посредине оптимальный уровень,​ когда этих пассионариев столько,​ сколько нужно для выполнения общих задач государства,​ или нации, или класса,​ а остальные работают и соучаствуют в движении вместе с ними.
 +Эта теория категорически противоречит расовой теории,​ которая предполагает наличие прирожденных качеств,​ присущих тем или иным народам за все время существования человечества,​ и «теории героя и толпы». Но герой может вести ее только тогда, когда в толпе он встречает отзвук у людей менее пассионарных,​ но тоже пассионарных. Применительно к истории эта теория оправдала себя. И именно для того, чтобы понять,​ как возникли и погибли Древний Рим, Древний Китай или Арабский халифат,​ ко мне и ходили люди. Что касается применения этого в современности,​ то это может сделать любой человек,​ у которого достаточная компетенция в области новой истории,​ и осознать,​ какие перспективы есть, скажем,​ у Западного мира, у Китая, у Японии и у нашей родины России. Дело в том, что к этому я присоединил географический момент – жесткую связь человеческого коллектива с ландшафтом,​ т. е. понятие «Родина»,​ и со временем,​ т. е. понятие «Отечество». Это как бы 2 параметра,​ которые,​ перекрещиваясь,​ дают нужную точку, фокус, характеризующий этнос.
 +Что касается нашей современности,​ я скажу, что, по моей концепции,​ преимущество пассионарного напряжения стоит на стороне Советского Союза и входящих в него братских народов,​ которые создали систему,​ относительно Западной Европы молодую,​ и поэтому имеют больше перспектив для того, чтобы устоять в той борьбе,​ которая время от времени с XIII века возникала и, видимо,​ будет возникать и дальше. Но о будущем я говорить,​ естественно,​ не могу.
 +Так как коротко изложить содержание целого раздела новой советской науки я здесь не в состоянии,​ то вернусь к биографии,​ не столько собственной,​ сколько к биографии моей концепции.
 +После смерти моей матери зашел вопрос о ее наследии. Единственным наследником был признан я, тем не менее все имущество моей матери,​ как вещи, так и то, что дорого для всего Советского Союза — ее черновики,​ было захвачено ее соседкой Пуниной (по мужу Рубинштейн) и присвоено ею себе. Так как я обратился в Пушкинский дом и предложил принять на хранение в архив все литературное наследство моей матери,​ то Пушкинский дом подал в суд, от которого почему-то довольно быстро отошел,​ предоставив вести суд мне лично, как обиженному человеку. Три года длился этот процесс,​ причем захват Пуниной этого имущества и продажа,​ или, вернее,​ распродажа его в разные советские учреждения (далеко не полностью,​ часть она оставила себе), он вызвал осуждение в Ленинградском городском суде, который постановил,​ что деньги получены Пуниной незаконно. Но почему-то Верховный суд РСФСР, судья Пестриков,​ объявил,​ что суд считает,​ что все украденное подарено,​ и постановил,​ что я никакого отношения к наследству своей матери не имею, потому что она все подарила Пуниной,​ несмотря на то, что не только документа на это не было, но и сама Пунина этого не утверждала. Это произвело на меня очень тяжелое впечатление и значительно повлияло на мою работу в смысле ее эффективности.
 +Но тем не менее я продолжал работать и создал изложение всей своей концепции,​ ныне депонированной в ВИНИТИ,​ и заказанное читателями в таком количестве копий, что, согласно советским законам,​ представившее ее издательство обязано напечатать эту работу как книгу. Сверх этого мной было написано продолжение,​ которого от меня желали читатели,​ состоящее из двух частей:​ «Тысячелетие вокруг Каспия»,​ где объясняются истоки единства и дружбы древних народов,​ ныне населяющих территорию Советского Союза, и «Древняя Русь и Великая степь»,​ где показывается,​ что и в древности территория Советского Союза (то есть Родина) и традиции,​ которые тогда существовали (то есть Отечество) имели то же значение,​ что и сейчас,​ и представляли единую целостность,​ противостоящую на востоке Китаю, на западе — католической Европе. Тогда она была католической,​ сейчас стала «цивилизованной»,​ но от этого дело не изменилось. И вот здесь оказалось очень сложно,​ потому что ректор Алисковский (которого сейчас уже нет, его сняли с работы),​ вместо того чтобы на большом Ученом совете представить рукопись хотя бы к депонированию,​ задержал ее, отложил и собрался давать снова на рецензию до тех пор, пока он не получит отрицательную рецензию. Но так как ректора этого сняли, заменили ректором Меркурьевым,​ который прочел мою работу и убедился в том, что она научно полезна и не содержит ничего нелояльного в смысле политическом,​ он представил ее, к сожалению,​ опять к депонированию в ВИНИТИ,​ но не к печати.
 +Что же касается последней работы «Древняя Русь и Великая степь»,​ я ее еще не представлял,​ но мне ее некуда и представлять,​ потому что до тех пор, пока первая часть не получила какого-то своего оформления,​ вторую часть представлять невозможно - она основана на первой как на фундаменте.
 +
 +
 +===== Фотоархив =====
 +
 +{{::​gumilev002.jpg?​200 |}} 
 +
 +{{::​gumilev003.jpg?​200 |}} 
 +
 +{{::​gumilev004.jpg?​200 |}} 
  
 +{{::​gumilev005.jpg?​200 |}} 
гумилёв_лев_николаевич.txt · Последние изменения: 2014/05/22 11:57 — lena