...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


керсновская_евфросиния_антоновна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:11]
ram3ay [Биография]
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:12]
ram3ay [Творчество]
Строка 28: Строка 28:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-:в файле+Ефросинья Антоновна Керсновская 
 +Рецензии 
 +Безусловно,​ самым известный художником-писателем,​ прошедшим через Норильлаг,​ можно считать Керсновскую Ефросинью Антоновну. Родилась в 1908 г. в Одессе в семье адвоката. В 1919 г. арестовали отца и в числе 700 человек приговорили к расстрелу за то, что не покинул родину,​ когда уходили белые. Ему удалось бежать из колонны арестованных. Вся семья ночью по морю переправилась в Румынию. В Бессарабии рядом с г. Сороки,​ в деревне Цепилово,​ было небольшое родовое поместье. 
 +Керсновская,​ закончив гимназию,​ решила стать фермером. В 1927-1940 гг. работает агрономом,​ зоотехником. При этом она овладела несколькими (возможно 9-10) иностранными языкамифранцузским,​ немецким,​ английским,​ румынским и др. Накануне присоединения Бессарабии к СССР скончался отец. Брат ​воевал против немцев на стороне ​французов,​ был тяжело ранен в грудь и в 1944 г. умер от туберкулеза. 
 +Керсновская заканчивает ветеринарные курсы. После присоединения Бессарабии к СССР, ее вместе с матерью выгнали из их небольшого дома. Она отправила мать в Румынию. 
 +В 1941 г. была сослана на вечное поселение в Нарымский край. Работала на лесоповале в Анге, Суйге, Усть-Тьярме,​ Мейер-Барзаке и других местах. В 1942 г. совершает побег из ссылки. За зиму, весну и лето она прошла около 1,5 тыс. км по сибирской тайге. Добралась до небольшой деревеньки. Стала работать в колхозе. Возник вопрос о ее документах (у ссыльных паспорта изымались,​ вместо них выдавлись удостоверения ссыльного). 
 +Арестована 20 сентября 1942 г. Тройка выносит приговор:​ “к высшей мере социальной защиты — расстрел”. Ей предлагают написать кассацию (просьба о помиловании). Тем не менее, в 1943 г. состоялся пересмотр дела и новый суд. Осуждена по ст. 58-10 на срок 10 лет с п/п 5 лет. 
 +В июне 1944 г. ее этапируют в Новосибирск. Затем переводят в Норильлаг. 
 +Бывший главврач больницы Норильлага Попов Г.А. вспоминает (“Записки врача”),​ что Керсновская была медсестрой в центральной больнице лагеря. “Она была немногословна. Внешностью не бросалась в глаза. Мужских повадок было в ней больше,​ чем женских. Голос несколько грубоватый… Основным качеством Е.А. была непреодолимая ненависть ко лжи… из-за какой-то несправедливости она, в знак протеста,​ перешла из больницы в морг. Там она работала быстро и эксцентрично. До нее труп на вскрытие несли двое. Она, если кто-то из напарников опаздывал,​ несла покойника одна…” (6) 
 +Из морга Керсновская также ушла. Анатом ее упрекнул в том, что она не берет “благодарность” от родственников умерших в виде продуктов. От “взяточников” она ушла в угольную шахту № 15 не позднее 1946 г. Становится навалоотбойщиком,​ затем — скреперистом,​ постепенно освоила все виды работ. Во время пожара на шахте в 1950 г. она вызвалась волонтером работать на аварии и две недели в респираторе клала перемычки с горноспасателями. 
 +20 сентября 1952 г. она была освобождена и до отъезда (1960 г.) была единственной “взрывницей” на шахте. В 1953 г. окончила с отличием курсы горных мастеров и была назначена на должность помощника начальника участка. Продолжительное время была горным мастером,​ более 2-х лет бурильщиком,​ а последнее время — взрывником. Шахтеры знали ее как справедливого,​ доброго человека. 
 +Львов А. называет Керсновскую “святой”. Она была верна понятиям чести и справедливости не боялась идти на риск быть снова репрессированной. В конце 1950-х гг. она в резкой,​ эмоциональной статье опротестовала заметку в “Заполярной правде”,​ которая несправедливо оценивала работу шахтеров. Она обвиняла работников горно-технической инспекции в очковтирательстве и бездушии. (7) 
 +Организовали “судилище”,​ но собрание шахтеров не поддержало предложение о наказании Керсновской. 15 октября 1959 г. она была лишена удостоверения взрывника. Вскоре ей предложили покинуть Норильск. В 1960 г. уехала в Ессентуки,​ купила небольшой домик. Через 3 года, похоронив мать села за книгу. 
 +Попов Г.А. вспоминает,​ что художественный талант Керсновской раскрылся еще в то время, когда она была медсестрой в больнице. Она изготовила книжку для больных детей. Он пишет, что “все в этой книжке” — раскрашенные акварелью рисунки животных,​ стихотворный текст, всевозможные заставки были такого художественного вкуса, что любой придирчивый редактор тотчас отправил бы книжку в печать. Виктор Алексеевич Кузнецов,​… хирург,​ попросил проиллюстрировать нужный ему ход операции,​ изобразить мышцы, сосуды,​ разрезы… Все это было сделано безупречно. В дальнейшем статью и рисунки напечатал “Вестник хирургии”.” (8) 
 +Она рисовала в детстве,​ но потом прекратила это занятие. Краски у нее появились только на поселении,​ в конце 1950-х. Пробовала писать пейзажи. 
 +Керсновская так и не создала свою собственную семью, жила в одиночестве. При жизни ее книга так и не издалась. Лишь первая ее часть была опубликована в журналах “Знамя” (9) и “Огонек” (10). 
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Ефросинья Антоновна Керсновская 
 +Творчество 
 +Как писатель Керсновская впервые проявила себя в 1963 г., начав писать воспоминания,​ выполняя завещание матери. Написала их за год. Только потом стала иллюстрировать в отдельном блокноте. Когда делала второй экземпляр — совместила текст с рисунками. 
 +Книга Ефросиньи Антоновны целиком автобиографична. Автор ставил цель “отобразить все, как было, ничего не приукрашивая”. В начале “Воспоминаний” описывается ввод советских войск в Бессарабию в 1940 г. и безжалостная высылка в Сибирь из “присоединенной” территории семей бессарабских фермеров,​ частновладельцев,​ интеллигенции и духовенства. Изложение построено таким образом,​ что каждая описанная ситуация контактирования с большевиками невольно убеждает читателя в подлости и ничтожности идеологии государства. 
 +Труд Керсновской замечателен оригинальным совмещением текста и рисунков. По манере рисования,​ это типичная альбомная живопись,​ весьма распространенная в дворянской культуре ХIХ века. Только вместо пейзажей,​ раскрашенных цветочков,​ фигур животных и сказочных персонажей здесь запечатлен весь мрак и быт сталинской эпохи в ее жестокой и зловещей обнадеженности. 
 +Эти картинки — целая энциклопедия,​ содержащая познавательный материал,​ какой не может дать ни один добросовестный мемуарист,​ ни один сборник документов. В цвете воспроизведено 685 картинок (по некоторым данным и больше). Художник отобразил ситуации,​ которые не могли быть зафиксированы фото- и киносъемкой (допуска в лагерь не было)жизнь тюремных одиночек и общих камер, ужасы пересылок,​ этапов, быт сталинских лагерных бараков,​ работа заключенных в больнице и на лесоповале,​ в морге, на шахте и мн. др. Керсновская помнит и описывает все — как происходили допросы,​ “шмоны”,​ драки, мытье в бане, захоронения “жмуриков”,​ лагерная любовь. Она рисует свою двадцатилетнюю жизнь в ссылке и на каторге,​ своих товарищей по несчастью и палачей. В этих рисунках обозначены различные типы заключенных:​ вертухаи,​ урки, профессора, наседки,​ спецкаторжане,​ малолетки,​ доходяги,​ крестьяне,​ пеллагрики,​ мамки, коммунисты,​ “жучки”,​ бригадиры,​ коблы, кумовья,​ проститутки. Ее рисунки психологически и эмоционально нагружены,​ все у нее движется,​ действует,​ “живет” в рисунке. 
 +Повествование ведется от первого ​лица, а иллюстрации сделаны от третьего. В большинстве случаев на рисунках изображен сам автор. Взгляд Керсновской-писательницы непосредственный,​ как бы изнутри,​ а Керсновской-художника опосредован,​ чуть сверху или со стороны оценивающий ситуацию и поведение героев. Эта перекличка,​ диалог текста и иллюстраций создает эффект объемности,​ стереоскопичности.  
 +Книга воспоминаний получила название “Наскальная живопись”. Подобно наскальным изображениям,​ расказывающих о жизни первобытных людей, автор с большой художественной выразительностью воспроизводит эпизоды своей жизни, наполняет их философским смыслом. Автор опирается на единственный,​ главный для нее, критерий — соотношение правды и лжи, эта идея проходит через всю книгу и все последующие записи. 
 + 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
керсновская_евфросиния_антоновна.txt · Последние изменения: 2014/05/30 14:13 — ram3ay