Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия | Последняя версия Both sides next revision | ||
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:11] ram3ay [Рецензии] |
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:12] ram3ay [Творчество] |
||
---|---|---|---|
Строка 47: | Строка 47: | ||
===== Творчество ===== | ===== Творчество ===== | ||
- | : в файле | + | Ефросинья Антоновна Керсновская |
+ | Творчество | ||
+ | Как писатель Керсновская впервые проявила себя в 1963 г., начав писать воспоминания, выполняя завещание матери. Написала их за год. Только потом стала иллюстрировать в отдельном блокноте. Когда делала второй экземпляр — совместила текст с рисунками. | ||
+ | Книга Ефросиньи Антоновны целиком автобиографична. Автор ставил цель “отобразить все, как было, ничего не приукрашивая”. В начале “Воспоминаний” описывается ввод советских войск в Бессарабию в 1940 г. и безжалостная высылка в Сибирь из “присоединенной” территории семей бессарабских фермеров, частновладельцев, интеллигенции и духовенства. Изложение построено таким образом, что каждая описанная ситуация контактирования с большевиками невольно убеждает читателя в подлости и ничтожности идеологии государства. | ||
+ | Труд Керсновской замечателен оригинальным совмещением текста и рисунков. По манере рисования, это типичная альбомная живопись, весьма распространенная в дворянской культуре ХIХ века. Только вместо пейзажей, раскрашенных цветочков, фигур животных и сказочных персонажей здесь запечатлен весь мрак и быт сталинской эпохи в ее жестокой и зловещей обнадеженности. | ||
+ | Эти картинки — целая энциклопедия, содержащая познавательный материал, какой не может дать ни один добросовестный мемуарист, ни один сборник документов. В цвете воспроизведено 685 картинок (по некоторым данным и больше). Художник отобразил ситуации, которые не могли быть зафиксированы фото- и киносъемкой (допуска в лагерь не было): жизнь тюремных одиночек и общих камер, ужасы пересылок, этапов, быт сталинских лагерных бараков, работа заключенных в больнице и на лесоповале, в морге, на шахте и мн. др. Керсновская помнит и описывает все — как происходили допросы, “шмоны”, драки, мытье в бане, захоронения “жмуриков”, лагерная любовь. Она рисует свою двадцатилетнюю жизнь в ссылке и на каторге, своих товарищей по несчастью и палачей. В этих рисунках обозначены различные типы заключенных: вертухаи, урки, профессора, наседки, спецкаторжане, малолетки, доходяги, крестьяне, пеллагрики, мамки, коммунисты, “жучки”, бригадиры, коблы, кумовья, проститутки. Ее рисунки психологически и эмоционально нагружены, все у нее движется, действует, “живет” в рисунке. | ||
+ | Повествование ведется от первого лица, а иллюстрации сделаны от третьего. В большинстве случаев на рисунках изображен сам автор. Взгляд Керсновской-писательницы непосредственный, как бы изнутри, а Керсновской-художника опосредован, чуть сверху или со стороны оценивающий ситуацию и поведение героев. Эта перекличка, диалог текста и иллюстраций создает эффект объемности, стереоскопичности. | ||
+ | Книга воспоминаний получила название “Наскальная живопись”. Подобно наскальным изображениям, расказывающих о жизни первобытных людей, автор с большой художественной выразительностью воспроизводит эпизоды своей жизни, наполняет их философским смыслом. Автор опирается на единственный, главный для нее, критерий — соотношение правды и лжи, эта идея проходит через всю книгу и все последующие записи. | ||
+ | |||
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |