...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


маевская_ирина_витольдовна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
маевская_ирина_витольдовна [2014/06/07 09:10]
ram3ay [Маевская Ирина Витольдовна]
маевская_ирина_витольдовна [2014/06/07 09:13]
ram3ay
Строка 1: Строка 1:
 ====== Маевская Ирина Витольдовна ====== ====== Маевская Ирина Витольдовна ======
 +{{ :​maevskaj001.gif?​200|}}
 **Годы жизни:​** 1919-2008 **Годы жизни:​** 1919-2008
  
Строка 36: Строка 36:
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Вольное поселение 
 +(отрывки) 
 +Нас, тех, кто познал страшную машину уничтожения,​ предназначенную крошить,​ распылять в ничто человеческие судьбы,​ и уцелел,​ остается совсем мало. А скоро не останется никого,​ кто мог бы рассказать о той трагедии как свидетель. 
 +Меня это время лишь едва задело своим гибельным прикосновением. Мой опыт ничтожен и несоизмерим с тем, что выпал на долю многих и многих. 
 +Светлая память о людях, которых мне посчастливилось встретить на пути, побудила меня взяться за перо. Их имена, их лица я пронесла через всю жизнь. 
 +*** 
 +«Катюша,​ кохам тебе, покохай мине...»(Катюша,​ я люблю тебя, Катюша,​ Катюша,​ полюби меня (польск.).). Эта мелодия звучит и звучит во мне четыре десятилетия,​ и я будто воочию вижу наше веселое новоселье на Гоголевском бульваре,​ дорогие лица вокруг и нас с мужем, таких молодых,​ счастливых. Для получения новой квартиры мы на короткое время возвратились в Москву из Сибири,​ где уже прожили целый годмуж — главный инженер большого машиностроительного завода,​ а ему всего тридцать три. 
 +Каждый уголок новой квартиры сияет. Великолепно мое платье,​ сшитое к этому дню. Сколько пожеланий добра, радостей,​ счастья! И этот ​фокстрот:​ «Катюша, кохам тебе...» 
 +А они... они — стоят за нашими окнами. У них сорвалась намеченная на сегодняшний вечер «операция». За тюлем занавесей им видно все, все мы: квартира на первом этаже; ярко светит люстра над праздничным столом. 
 +После ухода гостей я никак не могу уснуть — думается о будущей жизни в этой уютной квартире. С не меньшей радостью готовлюсь к отъезду в Сибирь. Мне уже стала мила и та жизнь (мне не в тягость временный отрыв от моей переводческой работы),​ и та огромная квартира,​ которая полагается по штату главному инженеру завода. 
 +И тут и там уют, тепло. И столько надежд! 
 +...Неожиданно раскалывается надвое время, вся жизнь — я оказываюсь в клетке. Один метр на два. Это бокс. Лубянка. Третья «квартира». Не могу осознать себя. Непостижимым ужасом звучит во мне слово «тюрьма». Я — в тюрьме. 
 +...Те двое, что накануне вечером топтались перед нашими окнами,​ подошли ко мне на улице, когда я на следующий день с огромным списком телефонов шла к автомату прощаться перед отъездом с друзьями. 
 +— Вы — Ирина Витольдовна?​.. 
 +А потом — сидели по обеим сторонам стола, плотно заваленного моими записями,​ дневниками,​ письмами,​ с явным интересом вламываясь в тайную жизнь чужой души. И вдруг — среди всего этого вороха я к ужасу своему увидела черновик моего письма институтской подруге. Она писала мне, как хороша была наша жизнь до войны. Я в ответ стыдила ее за фарисейство — ведь у всех у нас были в 1937 году репрессированы отцы, родные. Эти мои страницы определенно тянули на 58-10. Со школьной скамьи мы были великолепно осведомлены по части статей Уголовного кодекса. Какая-то сверхсила заставила меня на глазах у этих двоих протянуть руку и зажать в кулаке роковую бумагу. Они — не заметили!.. Не заметили движения моей руки. Были поглощены чтением моего «архива». 
 +Мой сыночек,​ которому только что сравнялось год десять месяцев,​ сидел в своей кроватке и очень серьезно смотрел на меня. Я попросила маму вынести его в другую комнату. Я не могла смотреть на него, моего ненаглядного. 
 +Так за что же все-таки?​ Открылась дверь бокса:​ 
 +— Собирайтесь,​ без вещей! 
 +Первый допрос. Ночь это или день? 
 +Я оказываюсь в кабинете следователя. Имя ему — Бурлаков. Белесый,​ злой. Не поднял на меня глаз. 
 +— Вчера должны были вас взять, да это ваше сборище... С кем у вас сын остался?​ 
 +— С мамой, с мужем. 
 +— Прекрасно,​ без вас вырастет! 
 +Перед ним на столе — «Дело». Но что в этой толстенной,​ разбухшей папке? Какое мое «Дело»?​ 
 +— Накуролесили вы... 
 +— Но в чем меня обвиняют?​ 
 +— А вы сами не знаете?​ 
 +— Не знаю. 
 +— Не знаете?​! — лицо его становится пунцовым от возмущения. — Да это же кощунство! Кощунство! Прекрасно вы все знаете. Шпионаж. Измена Родине. Статья 58-1а. 
 +— Ничего не понимаю... Это ошибка какая-то. 
 +— Ваша вина доказана. Без доказательств мы никого тут не держим. Работая в Мурманске переводчицей,​ вы были завербованы американской разведкой. И не отпирайтесь. 
 +Чудовищность обвинения парализует меня. Смотрю на искаженное злобой тупое лицо. У меня нет слов, нет мыслей. Деревяшка — без чувств,​ без понимания. 
 +Меня уводят. Опять бокс. Валюсь на сбитую подстилку на полу. Постепенно обретаю себя. Измена Родине?​.. Мурманск. Изматывающие ночные бомбежки. Немцы стараются вовсю: Мурманск — важный стратегический узел. Транспортные конвои американского флота везут по ленд-лизу продукты,​ одежду,​ оборудование,​ военную технику,​ истребители «эйр-кобра»,​ грузовики «додж». Союзники идут к нам через Северную Атлантику,​ рискуя подорваться на минах, быть расстрелянными с воздуха,​ потопленными немецкими подлодками. С открытым сердцем исполняют американцы союзнический долг, и с открытыми сердцами встречаем мы, переводчицы,​ тех, кому посчастливилось благополучно достичь берега. Высокая общая цель — уничтожение фашизма — роднит нас с нашими allies (Союзники (англ.)). И вот теперь,​ спустя столько лет, кому-то вздумалось окрестить нашу работу «шпионажем». 
 +Следующий допрос начался с классического набора:​ 
 +— Чистосердечное признание облегчит вашу участь. Отговорки ни к чему не приведут. Может быть, вы будете отрицать,​ что встречались с американскими разведчиками уже здесь, в Москве?​ 
 +— Глупости это все. 
 +Он стукнул кулаком по столу:​ 
 +— Да это же кощунство! Врете и не краснеете. Может быть, вы будете утверждать,​ что и предъявляемое вам обвинение в космополитизме глупость?​ — он достал из «Дела» большой белый конверт. — А это что такое?​ 
 +Неужели тот самый конверт?​ 
 +Окончив Московский государственный педагогический институт иностранных языков,​ которому было позднее присвоено имя Мориса Тореза,​ я подала заявление в Наркоминдел о приеме на работу. В учебной части наркомата была проведена проверка моих знаний. По завершении ее меня окружили многие преподаватели,​ поздравляли с успехом,​ а заведующая учебной частью вручила мне конверт для передачи в отдел кадров. Вот этот самый конверт. Плутая бесконечными коридорами наркомата,​ я заглянула в него. Три преподавателя писали о свободном владении французским,​ английским и немецким языками. По прошествии нескольких дней меня вызвал телеграммой начальник отдела кадров,​ необъятный Силин. Я полетела как на крыльях. Телеграмма! Значит,​ без промедления надо приступать к работе. Увы! Меня вызвали лишь для того, чтобы произнести клишированную отговорку:​ вакансий нет. 
 +— Так признавайтесь же — для какой цели вы стремились проникнуть в Наркоминдел?​ 
 +— Чтобы работать. 
 +Окончив институт,​ я никуда не могла устроиться на работу и написала в высокие органы письмо с просьбой использовать мои знания. Меня вызвали в Наркомпрос,​ и ответственный работник Савоськина,​ участливо «тыкая»,​ посоветовала мне переквалифицироваться по бухгалтерской части. 
 +— И все-таки вы пролезли в Наркомвнешторг. Вот справка — числитесь старшей инокорреспонденткой. Для какой цели вам нужны были знания трех иностранных языков?​ И это — не космополитизм?​ Не думайте,​ что тут дураки. За границу вы стремились уехать. Думаете,​ у меня доказательств нет? — он открыл мое, столь для меня таинственное «Дело» и начал читать:​ — «Гуляя с сыном по Гоголевскому бульвару,​ общалась с резиденткой Н., каковая,​ подсев к Маевской на скамейку,​ наклонившись к ней и целуя ее сына, передала ей секретный инструктаж». 
 +Мне стало совсем легко. Будто сбросила тяжелую ношу. Так вот что в этой толстой папке! Вымысел. Откровенная липа. Вдруг вспомнились следующие по моим пятам на Гоголевском бульваре женщина со страшными глазами и с такими же страшными глазами мужчина. «Да, может, они не имеют ко мне никакого отношения»,​ — успокаивала я себя тогда. Оказалось — имели. Ходили-ходили и вот придумали,​ чтоб оправдать кусок своего подлого хлеба. 
 +И еще один допрос. Ночью. Конвоирша,​ до боли стиснув мне руку выше локтя, подталкивая,​ волочит меня по длинному коридору. Я и без того иду куда надо. Для чего же выворачивать руку? Для чего это свирепое усердие?​ Видимо,​ и ей хочется потешить душу. 
 +Вдруг тюремную тишину пронзает ужасный,​ нечеловеческий вопль. 
 +В центре Москвы. В стольном граде первой в мире страны социализма. И по сегодня звучит в ушах этот душераздирающий вопль. 
 +И понимаешь:​ ты — в застенке. 
 +Меня вводят в помещение,​ похожее на зал. Это кабинет большого начальника. За массивным столом красивый черноволосый полковник. По бокам — двое в штатском. А мой следователь — где-то скромненько,​ в стороне,​ у стены. 
 +— Вы обвиняетесь в связях с американской разведкой,​ в космополитизме. Признаете себя виновной?​ 
 +У меня все высохло внутри. Едва могу разлепить губы. Невдалеке графин с водой. 
 +— Разрешите мне выпить воды, я не могу говорить. 
 +Полковник поднимается,​ галантным движением наливает в стакан воду, подносит к моим губам. И в ту же секунду отдергивает руку: 
 +— Впрочем,​ знаете ли, я брезглив. 
 +Опускается на стул. Со значительным и даже несколько опечаленным видом требует моего признания в преступных замыслах. 
 +— Все это вымысел — говорю я. — Вы знаете это не хуже меня. Я думала,​ тут, на Лубянке,​ сидят серьезные люди, занимаются важными делами. Все, что тут, в этой папке, — вымысел... Вымысел! — к языку приклеилось это слово, я не могу от него отделаться. Едва двигаю пересохшими губами. — Вчера следователь Бурлаков открыл мое «Дело» и прочитал,​ что какая-то «резидентка Н.» подсела ко мне на бульваре,​ поцеловала сына и передала мне какие-то документы... Эта «правда» стоит всей этой папки. Я совершенно успокоена. 
 +В эту минуту я поняла:​ произошло непредвиденное. Все трое, будто сговорившись,​ разом бросили в сторону моего следователя негодующий взгляд. А он как-то весь съежился,​ опустил голову,​ покраснел. 
 +На следующий допрос меня вызвали утром. Передо мной был незнакомый человек. 
 +— Давайте знакомиться. Я — ваш новый следователь Петр Матиек. — Усмехнулся. — Ну и подкузьмили вы нашего Бурлакова... Ну, так как же, Ирина Витольдовна,​ будем признаваться?​ 
 +Почему он улыбнулся при этих словах?​ И я вдруг неожиданно для самой себя после окоченелости многих дней обрела дар речи: 
 +— Мне не в чем признаваться. Это правда. 
 +Странный это был допрос... В течение почти трех часов следователь сосредоточенно конспектировал какую-то лежащую перед ним книгу, нагрузив меня при этом переводом документов с английского на русский. В конце допроса он протянул мне несколько страниц протокола допроса,​ каждую из которых мне надлежало подписать. Я не поверила своим глазам:​ это была фантазия чистой воды. Познакомившись с этими страницами,​ можно было сделать вывод, что он все три часа «выбивал» из меня признание в связях с американской разведкой,​ в «безродном космополитизме»,​ а я упиралась,​ не хотела признаваться. В тот же день меня перевели из бокса в общую камеру,​ в подземелье,​ без окон. В стене, граничащей с коридором,​ был выпилен маленький квадрат,​ в нем горела лампочка,​ одновременно освещавшая камеру и коридор. Едва я переступила порог камеры,​ ко мне, как к старой знакомой,​ бросилась высокая сухощавая женщина с приветливым лицом (Надежда Б.): 
 +— Имя ваше? 
 +— Ирина... 
 +— За «о'​кей» сидим, Ирочка?​ 
 +— Да, да, за «о'​кей»,​ — закивала я. 
 +Какое это было счастье — попасть после одиночки к людям! В ту же минуту по-старинному одетая,​ странная старая женщина подсела ко мне на койку. 
 +— Скажите,​ — обратилась она ко мне, слегка грассируя,​ — вас интересует астрономия?​ 
 +О, Господи! Астрономия!.. 
 +И вдруг на крайней у стены койке я увидела прекрасное светлое лицо пожилой женщины со светлыми же зеленовато-голубыми глазами,​ которые романисты прошлого века определяли не иначе как «миндалевидные». И — началось:​ «А вы за что?» «А вы?» «А вы?» 
 +Светловолосая женщина,​ Софья Сергеевна Шамардина,​ улыбнулась:​ 
 +— Вероятно,​ за то, что в партии с шестнадцатого года. 
 +Могла ли я думать,​ что тут, в этом подземелье,​ оживет прошлое,​ оживут люди, о которых написаны целые тома, те, что были и остались гордостью нашей культуры. Они вошли как близкие,​ живые в эту камеру вместе с юной Сонечкой Шамардиной. 
 +...Всякую ночь мне снится сыночек. Его кофточки,​ лифчики,​ штанишки. Каждую ночь все одеваю и одеваю его. Страшно нервничаю,​ спеша застегнуть все пуговки,​ все резиночки на чулочках. И вдруг — громкий стук в дверь в шесть утра: 
 +— Подъем! 
 +Ну вот. Опять не успела. Завтра надо будет начать одевать сыночка пораньше,​ чтобы успеть до подъема,​ — тогда, наконец,​ мне удастся взять его с собой. Мешаются реальность и сон. Думается о будущем:​ я — старая,​ жалкая,​ с опаской подкрадываюсь к высокому обледенелому штакетнику,​ за которым мой 13-14-летний,​ не знающий меня, сын. Я только смотрю на него, не смея признаться,​ что я его мать. 
 +...Здесь правило:​ все должны сидеть на своих койках,​ повернув голову к «глазку». Если кто-нибудь невзначай прикроет глаза — в ту же минуту раздастся громкий стук в дверь. Ноги должны быть опущены на пол. И если кто-нибудь,​ устав сидеть в одном положении,​ положит ноги на койку, вновь раздастся стук в дверь. 
 +Нам дают книги. Мы опускаем головы над страницей,​ и тому, кто неустанно смотрит в «глазок»,​ не разобрать — читаем ли мы или сидим над книгой с закрытыми глазами. Так мы спим. Почти неслышный шорох отодвигаемой задвижки «глазка»,​ и все мы одновременно,​ будто по команде,​ поворачиваем во сне страницу,​ тем демонстрируя:​ мы бодрствуем. 
 +Противоестественность этой жизни под замком,​ эта замкнутость пространства вызывает изменения психики. Раз в бане мне довелось в углу обнаружить мокрый огрызок карандаша. Боже, что сделалось со мной! Какое меня охватило волнение! Я дрожащей рукой подняла его, прижала к себе. Я берегла и хранила его. Боялась,​ что его обнаружат во время обыска. Мы нередко приходили с прогулки — все в камере перевернуто,​ свалено в кучу. Кому-то это доставляло удовольствие. 
 +Общение с Софьей Сергеевной Шамардиной приносило счастье временного забвения того, где ты и что с тобой. 
 +— С самой ранней юности пленили меня стихи Игоря Северянина,​ — рассказывала она. — Я долго колебалась... наконец решилась. Торжественно,​ с букетом гвоздик я пришла сказать ему, как преклоняюсь перед его поэтическим даром. Позвонила в дверь, и тут нервный озноб охватил меня. Бежать было поздно. Мне открыл дверь он сам. В каком-то замызганном одеянии,​ небритый. Увидев у меня в руках цветы, смешался. 
 +— Соблаговолите войти. 
 +В прихожей было нагорожено,​ дверь в кухню открыта,​ там сушилось на веревках белье. Пахло пеленками. Мы оба были до крайности смущены. А потом... потом подружились. Он оказался простым,​ сердечным. Ну было в нем, знаете ли, этакое фанфаронство... вернее,​ находило иногда. Молодость. Всем известно,​ что Северянин и Маяковский антиподы. Известно,​ вероятно,​ и вам? А ведь было время, когда мы втроем ездили по России с концертами. Они много оба читали,​ но и я была при них как бы «придворной артисткой». Мне было восемнадцать. Володе — двадцать один, Северянин был старик — ему было двадцать семь. Одной из самых интересных была поездка в 1914 году по югу России. Я для этого путешествия и Желтую Кофту сшила. Северянин описал эту нашу поездку в своем стихотворном автобиографическом романе «Колокола Собора чувств». 
 +— Софья Сергеевна,​ вы помните что-нибудь на память?​ 
 +— Вам интересно?​ 
 +— Безумно. 
 +Она было приготовилась читать,​ и вдруг... 
 +— Да нет, как-то неловко... 
 +— Хотите,​ на колени станем?​ 
 +— Ну, слушайте. Только имейте в виду: Северянин мне льстит. 
 +Звонок. Шаги. Стук в дверь. 
 +«Войдите!» 
 +И входит девушка. Вуаль 
 +Подняв,​ очей своих эмаль 
 +Вливает мне в глаза, и нити 
 +Зелено-бронзовых волос 
 +Капризно тянутся из кос. 
 +Передает букет гвоздики 
 +Мне в руки, молча и бледна,​ 
 +Ее глаза смелы и дики: 
 +«Я — Сонечка Шамардина!» 
 +— Вот читаю... и все они будто рядом... 
 +Стремясь на юг, заехал на день 
 +За Маяковским я в Москву,​ 
 +Мечтая с ним о винограде 
 +Над Черным морем. Я зову. 
 +...Спешат на дутых шинах 
 +С огнем оглобель лихачи,​ 
 +То едут, грезя о кувшинах 
 +С «Бордосским»,​ наши смехачи. 
 +Сам Велимир (Велимир Хлебников) зелено-тощий,​ 
 +Жизнь мощная,​ живые мощи, 
 +Затем Якулов и Лентулов,​ 
 +Виновники в искусстве гулов,​ 
 +Талантливая молодежь,​ 
 +Милей которой не найдешь. 
 +— Действительно,​ очаровательные были ребята,​ — перебивает себя Софья Сергеевна и на минуту уходит мыслями в свое... 
 +Все знают, как Давид Давидыч 
 +Читает:​ выкриком,​ в лорнет 
 +Смотря на публику,​ и нет 
 +Смешного в гамме этих выдач 
 +Голосовых;​ в энтузиазм 
 +Бурлюк приводит зал. И злобно,​ 
 +Чеканно и громоподобно,​ 
 +Весь — мощь, спокойно и без спазм 
 +Нервических по залу хлещет 
 +Бас Маяковского... 
 +— Не устали?​ — спрашивает Софья Сергеевна. И, видя наши глаза, наши лица, продолжает:​ 
 +А чтоб слегка разнообразить 
 +Концерт — решаю дать сюрприз:​ 
 +Позвать с собою поэкстазить 
 +Какую-либо из актрис. 
 +Совсем особая нужна 
 +Актриса мне: нужна актриса,​ 
 +Как говорят,​ не из актрис,​ 
 +Да будь актрисою курсистка. 
 +Ура! Так хочет мой каприз. 
 +И в поезд мы садимся трое, 
 +Победоносные герои 
 +В своей поэзокутерьме. 
 +Я был свидетелем успеха 
 +Ее эстрадного,​ и эхо 
 +Рукоплесканий огневых 
 +До сей поры в ушах моих. 
 +«Брависсимо!» «Виват!» и «Браво» 
 +Почти стонала молодежь. 
 +Так неожиданная слава 
 +К тебе идет, когда не ждешь. 
 +И если б Соня в эту эру 
 +Поверила в свой редкий дар, 
 +Она бы сделала карьеру,​ 
 +Не меньше,​ чем сама Бернар. 
 +Софья Сергеевна,​ широко раскинув руки в стороны,​ обвела взглядом стены камеры:​ 
 +Ее томит отэлья клетка,​ 
 +Она спешит покинуть дом, 
 +И вьется флагом вуалетка,​ 
 +Когда на жеребце гнедом 
 +Она устраивает гонки 
 +С коляскою,​ везущей нас, 
 +И в темно-синей амазонке 
 +Вся — вдохновенье,​ вся — экстаз,​ 
 +Будя всеобщее вниманье,​ 
 +Несется за город к Днепру... 
 +Люди, лица, явления давно канувшего бытия, сама — такая уже далекая,​ легендарная эпоха наперекор всему, наперекор мощи глухих тюремных стен, врывается с рассказами Софьи Сергеевны в наше мрачное обиталище. Почти нереальный и — такой живой, вольный будоражащий мир, мир подлинных,​ неистребимых человеческих ценностей потрясает тем сильней,​ чем ярче контраст между совершенной свободой большой поэзии и нашей — совершенной несвободой узниц. 
 +...Еще одно обретение. Галя Ильинич. Я подумала:​ этой женщине далеко за сорок. Лицо с обветренной,​ настуженной,​ загрубелой кожей. Вставные зубы. Соломенные волосы посеклись,​ мертвые волосы. Как-то дико топорщатся. Оказалось — ей двадцать семь! Всего двадцать семь... Из них — десять в Карлаге. Два года на воле, и опять тюрьма:​ 1949 год. 
 +«Через годы, через расстояния» смотрят мне в душу ее мудрые серые глаза. По-русски говорит с польским акцентом. Зато какой английский язык! И какой немецкий! Она — дочь польского коммуниста,​ оказавшегося в 1935 году в России со своей семьей,​ с женой, дочерью и сыном. В 1937-м он оказался под этой же крышей. Вскоре арестовали и мать. Пятнадцатилетняя Галя и двенадцатилетний Юрек остались одни в чужом городе;​ за Галей, помимо родителей — «врагов народа»,​ был еще один «грех»:​ отдыхая с матерью на побережье Черного моря, она удостоилась чести быть приглашенной на вальс самим американским послом Буллитом,​ который сделал комплимент ее легкости в танце и безукоризненности ее английского произношения. Юрека взяли в детский дом, а Галю — на Лубянку. Арестовывать ее приехал друг отца... оказавшийся сотрудником НКВД. Он вызвал ее в свой кабинет:​ 
 +— Галя, хочешь увидеть папу? 
 +— Да-да, хочу, хочу! 
 +— Тогда ты должна его уговорить во всем признаться. 
 +Ей приказали спрятаться за портьеру. Через щелку она увидела отца. Всегда подтянутый,​ артистичный — он теперь был небрит,​ постарел,​ придерживал руками брюки, чтобы не свалились. 
 +— Все не признаетесь,​ Ильинич?​.. А хотите вы в этих стенах увидеть свою дочь? 
 +Уверенный голос отца: 
 +— Детей пока что не арестовывают. 
 +— Нет правил без исключений. 
 +Но вот она слышит:​ голос отца становится все менее уверенным,​ слабеет. Галя не выдерживает. Бросается к нему из-за портьеры. 
 +— Доченька!.. 
 +Их оторвали друг от друга. Отец схватился за сердце. Упал. Галя с рыданиями вновь бросилась к нему, но ее оттащили. То была их последняя встреча. 
 +И — Карлаг. С утра до вечера «жены» и «дочери» утаптывают ногами глину — утрамбовывают площадку под новые территории лагеря. 
 +— Лучше бы нас с мамочкой отправили в разные места. Невыносимо было видеть ее мучения. 
 +Клочок бумаги там, в тех местах,​ был находкой. Случай привел Галю поднять валявшийся на земле тетрадный листок. Она узнала почерк их друга пани Янины: «Во время свидания с приехавшим братом Юрием Ильиничем з/к Галина Ильинич говорила с ним лишь на темы, касающиеся семейных дел. Политических высказываний не было». 
 +Разъяренная Галя предстала перед пани Яниной:​ 
 +— Что это?! 
 +— Дитя мое, это то, что я пять лет была твоим ангелом-хранителем. 
 +Обе зарыдали. 
 +Галя Ильинич! В том черном 49-м я была еще новичком в мире, куда насильно втолкнула меня наша общая судьба. А вы... вы уже прошли через это горнило. Тюрьмы,​ этапы, лагеря выковали из девочки человека огромной силы. Блистательный интеллект,​ тончайшее чувство юмора, сердечная чуткость и трезвая ирония. Общение с вами помогало людям, в том числе и мне: я брала уроки, без которых выжить там и остаться человеком было почти немыслимо,​ ибо как раз это, человеческое,​ совестливое начало пыталась раз и навсегда вышибить из каждого система. Вы — не сломались,​ вы — выстояли,​ несмотря на второй круг своих хождений в том аду. И это доказывало,​ что выстоять — можно. 
 +Наше общение не было долгим,​ но каждый день около вас — в бедном общении сокамерниц,​ в разговорах,​ в каждом вашем слове, преисполненном мужества,​ обогащал душу. 
 +Я помню все. 
 +Я благодарна вам. 
 +Живы ли вы?! Как скорблю я, что мне так и не суждено было разыскать вас. 
 +Но какой же притягательной силой обладала Надя Б., если даже рядом с Софьей Сергеевной и Галей Ильинич мне думалось:​ «Пусть меня ждет лагерь,​ пусть север, пусть большой срок, но только бы не разлучаться с Надей!» 
 +Она была талантливой актрисой. «Мцыри» в ее исполнении звучал незабываемо. Все у нас с ней до странности совпадало:​ ее муж, как и мой, был летчиком,​ она оставила на воле такого же крошечного сына, как мой, и очень сокрушалась о нем... Она умела вселить в каждую из нас бодрость,​ веру в будущее,​ около нее делалось спокойней. 
 +Меж тем мы совсем мало разговаривали с моим следователем. Во время допросов он занимался своими делами,​ а я или переводила или думала свою думу. И как не думать?​ Ведь у меня была, так сказать,​ «коронная» статья Уголовного кодекса:​ шпионаж и измена Родине. Минимальный срок по ней — 10 лет лагеря. 
 +Однажды перед началом допроса следователь положил передо мной лист бумаги:​ 
 +— Прочитайте и подпишите. 
 +Буквы заплясали у меня перед глазами. Не скоро я овладела собой. Этот листок бумаги был моей судьбой. Закрывая дело, мой следователь заключил:​ «Являясь дочерью врага народа,​ Маевская Ирина Витольдовна никогда не была причастна к какой бы то ни было разведывательной деятельности. Исходя из этого, обвинение по ст.58-1а заменяется ей ст.7-35». Помнила ли я себя в эту минуту?​ 
 +...Перо в руке ходило ходуном. Наконец я собрала все силы. Подпись вышла чужая, непохожая на мою. Следователь взял листок,​ вложил в папку. Не глядя на меня, быстро и тихо сказал:​ 
 +— Я знаю, что вы ни в чем не виноваты. Но ничего другого я сделать не могу. 
 +— Но что в этой папке? — спросила я. 
 +— А вы так до сих пор и не поняли?​ Дело вашего отца Завьялова Павла Филипповича,​ расстрелянного в 1938 году, дело Маевского Витольда Маркельевича,​ отчима вашего,​ дважды репрессированного за... контрреволюционную деятельность. 
 +Отчим. Я звала его папочкой. Отбыв восьмилетний срок в лагере в Коми, он в Коми же и остался. Устроился на работу в какую-то контору,​ подведомственную Наркомату лесной промышленности. И вдруг — в 1946 году неожиданная командировка в Москву. 
 +Папочка был всеобщим любимцем семьи. Наконец мы сможем обнять его после всего пережитого. Мама и сестры ее, мои тетки, Ася и Симочка,​ а также старенькая тетя Мина загодя начали готовиться к его приезду. 
 +Он появился ранним утром на Тверской,​ постаревший,​ конечно же, но все такой же красивый,​ с так хорошо знакомой,​ согревающей всех кругом,​ улыбкой. 
 +Прямо с порога объявил,​ что хочет для спокойствия сообщить в домоуправление о своем приезде,​ узнать,​ надо ли ему временно прописываться в Москве. Все начали его отговаривать. Зачем так спешить?​ 
 +Никогда не забуду его возвращения. Он остановился перед раскрытой дверью,​ будто не смея переступить порога,​ неузнаваемый,​ убитый. 
 +— Уже сняли в милиции допрос. Нарушение паспортного режима. В двадцать четыре часа нужно выехать из Москвы. 
 +Помню похоронно-грустное чаепитие. 
 +А потом мы с ним вдвоем (домашние уже что-то пекли, жарили ему на дорогу) пошли в московский «офис» его северной конторы,​ в одном из верхних «отсеков» ГУМа, на третьем этаже. У него была официальная командировка — вызов в Москву. Он изложил суть дела. Помню перепуганные лица оплошавших чиновников. Нет, они ничего не могут для него сделать. Не могут продлить срок командировки. 
 +Нам осталось только поспешить за билетами на поезд. В ближайшей билетной кассе, в здании «Метрополя»,​ мы узнали,​ что для получения билетов требуется справка о прохождении санпропускника. Он оказался на Трубной площади,​ в бывшем Доме крестьянина. Папочка скрылся за тяжелой дверью,​ а я жду его на улице, хотя и зима. 
 +Наконец,​ вот и он. Потерянный какой-то,​ голос дрожит. 
 +— Девочка,​ нашли... вшу. 
 +О, Господи!.. Что же нам теперь делать?​ 
 +И тут меня осенило. 
 +— Подожди... пойду я... 
 +У нас одна фамилия. Расчет на то, что окончание ее, написанное наспех,​ окажется неразборчивым. 
 +И вот я в этом чудовищном «пропускнике» — скопище людей, жаждущих «проскочить»,​ несмотря на сомнительную чистоту тела. Когда я выхожу на свет Божий, в руках у меня вожделенная бумажка. 
 +И вот мы прощаемся. Ему — за билетом,​ а мне — домой, помогать домашним. 
 +Я стою на углу Трубной и Неглинки,​ смотрю ему вслед. В громадных разбухших бурых валенках с подшитыми задниками,​ в нескладном,​ когда-то светло-желтом,​ а теперь заношенном грязно-сером полушубке,​ он идет походкой «чужого в городе»,​ и я чувствую даже издали его горькую униженность. И долго, очень долго, провожая его взглядом в этой его экипировке,​ я невольно вспоминаю его рассказ о безоблачной молодости в Варшаве,​ когда к каждому костюму полагалась соответствующая пара лайковых перчаток,​ а было костюмов — двенадцать... 
 +Меня будто пригвоздили к этому месту, к этому углу на Трубной. Я не могу оторвать взгляда от уже почти неразличимой фигурки человека вдалеке Неглинной,​ она все удаляется,​ становится все меньше и вот будто растворяется в воздухе. 
 +— Что вам переслать из изъятого у вас? — спросил меня следователь. 
 +— Мои тетради. 
 +— Это невозможно. Их слишком много. 
 +Мои тетради... Как-то прочитала в «Новом мире» о том, как сокрушался знаменитый писатель,​ когда во время войны была утрачена его коллекция карандашей. Меня поразило:​ вокруг люди гибнут,​ а он со своими карандашами! А я?.. Я — чем лучше?​.. И по сей день просыпаюсь ночью, и все с той же силой ударяет в сердце горечь утраты — в каком адском огне погибли вы, мои прекрасные общие тетради с серой шершавой бумагой в одну линейку?​.. Всеобщая история литературы — все обо всех писателях,​ начиная с Гомера,​ и их творениях,​ чем богата Ленинская библиотека. Сюжеты их произведений,​ изложенные лишь цитатами. И еще я жалею о моих юношеских дневниках:​ «Познать и знать... Самое желанное,​ осуществимое». По собственной инициативе следователь переслал мне домой мою пьесу, первую пробу пера. Могла ли я думать о том, какая участь суждена самой драгоценной для меня общей тетради воспоминаний,​ названных «Сыну»?​ Эпиграфом послужила собственная,​ моя строчка:​ «Ты мое прошлое,​ ты мое настоящее,​ ты мое будущее». Какие такие воспоминания могли быть у совсем еще молодой женщины?​ 
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
 : в файле : в файле
маевская_ирина_витольдовна.txt · Последние изменения: 2014/06/07 09:13 — ram3ay