...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


мамин_николай_иванович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
мамин_николай_иванович [2014/06/07 18:47]
ram3ay
мамин_николай_иванович [2014/06/07 18:53] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Мамин Николай Иванович ====== ====== Мамин Николай Иванович ======
 +{{ :​mamin001.gif?​200|}}
 **Годы жизни:​** 1906-1968 **Годы жизни:​** 1906-1968
  
Строка 42: Строка 42:
 По последним сведениям,​ пришедшим оттуда несколько лет назад, местные школьники ухаживают за могилой,​ однако она от времени и условий вечной мерзлоты пришла в плачевное состояние. Ни у местных школьников,​ ни у тамошних властей нет средств,​ чтобы восстановить ее, и нет средств у родственников,​ чтобы поехать туда, привести ее в порядок и поставить на ней приличный памятник. По последним сведениям,​ пришедшим оттуда несколько лет назад, местные школьники ухаживают за могилой,​ однако она от времени и условий вечной мерзлоты пришла в плачевное состояние. Ни у местных школьников,​ ни у тамошних властей нет средств,​ чтобы восстановить ее, и нет средств у родственников,​ чтобы поехать туда, привести ее в порядок и поставить на ней приличный памятник.
  
-Фотоархив: ​в файле+===== Фотоархив ​===== 
 +{{:mamin002.jpg?​200|}}
  
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-: в файле+Воспоминания о писателе Н.И. Мамине 
 +  
 +Я еще не вернулся из той стороны,​ 
 +Где пришлось мне о камни разбиться… 
 +Вильям Озолин 
 + 
 +В 60-х годах прошлого,​ двадцатого века многие красноярцы могли видеть на улицах города странную фигуруневысокий,​ сухонький пожилой человек с лицом, изборожденным морщинами,​ весь, с головы до пят, в коже: кожаный шлем, кожаная куртка,​ кожаные штаны, сапоги,​ на руках — перчатки с крагами,​ на лице — защитные очки, придающие ему какой-то дьявольский вид, — на большой скорости проносится на ревущем,​ как зверь, трехколесном мотоцикле “Урал” (как потом оказалось,​ он и в самом деле называл свой мотоцикл “мотозверем”). Во всяком случае,​ я, еще не будучи с ним знакомым,​ неоднократно обращал на него внимание. Это и был писатель Николай Иванович Мамин. Кстати,​ его любимой поговоркой была строка из стихов Андрея Вознесенского:​ “Мы родились не выживать,​ а спидометры выжимать”. 
 +Люди, едва слышавшие ​фамилию этого писателя,​ иногда спрашивают:​ не писатель ли это Мамин-Сибиряк?​ Нет, другой
 +Наш, красноярский,​ писатель Николай Иванович Мамин (1906 — 1968) родился на Волге и всю свою взрослую жизнь прожил в советское время. Однако советская власть оказалась по отношению к Н. И. настолько свирепа,​ что писательская судьба его не осуществилась в полной мере. Так, издав первую книгу рассказов “Якобинцы” в 1933 г. в Ленинграде,​ вторую,​ повесть “Знамя девятого полка”,​ он смог издать только двадцать пять лет спустя,​ в 1958 г. (сначала в Красноярске,​ а затем в Москве). И хотя прожил он довольно долго для того сурового времени — 62 года, однако при жизни своей успел закончить и издать всего пять книг прозы. И в Сибирь он, не сибиряк по рождению,​ попал отнюдь не по своей воле.  
 +Известный же русский писатель второй половины ХIХ — начала ХХ веков Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 — 1912) родился на Урале, большую часть жизни прожил в Петербурге и был успешным автором многих знаменитых в свое время романов об Урале. Его собрания сочинений и отдельные романы издаются до сих пор, причем — большими тиражами.  
 +Однако есть одна деталь,​ объединяющая этих писателей:​ настоящая фамилия Д.Н. Мамина-Сибиряка — Мамин. Случайно ли совпадение фамилий двух писателей?​ Не есть ли в этом совпадении некая загадка для литературоведов,​ достойная исследования,​ в результате которого может вдруг оказаться,​ что эти писатели — кровные родственники?​ 
 +  
 +* * * 
 +Откуда же взялся у нас в Красноярске Николай Иванович Мамин, родившийся на Волге, а первую книгу издавший в Ленинграде?​ 
 +Родился он в 1906 г. в большом волжском селе Балакове. Ныне это крупный город с машино- и судостроительным заводами,​ начало которым было положено семьей промышленников Маминых. Отец Николая,​ инженер Иван Васильевич Мамин (1876 — 1938; умер в заключении как “враг народа”),​ имя которого было занесено затем в Большую Советскую энциклопедию,​ сконструировал первый в России дизельный двигатель и основал вместе со своим братом Яковом Васильевичем Маминым завод “Русский дизель”,​ который начал в 1913 г. выпускать первые русские трактора. Причем сын Ивана Васильевича,​ Николай Мамин, никогда не скрывал своего происхождения.  
 +Скорее,​ наоборот,​ он гордился им и писал о нем во всех анкетах,​ когда подобная анкетная подробность была чревата последствиями:​ это было все равно, что подписать самому себе судебный приговор... 
 +Окончив,​ уже в советское время, среднюю школу, молодой Николай Мамин приезжает в Москву,​ начинает работать на предприятии. Затем шесть лет служит в Кронштадте,​ в военном флоте.  
 +Одновременно со всем этим в начале 30-х годов он начинает литературную деятельность в Ленинградской литературной студии (вместе с получившими потом широкую известность поэтами и писателями Ольгой Берггольц,​ Леонидом Соболевым,​ Геннадием Фиш и др.), а затем, после демобилизации из флота, становится профессиональным писателем,​ и писательская судьба его складывается блестяще:​ его проза, стихи, очерки печатаются в популярных литературных журналах “Знамя”,​ “Звезда”,​ “Молодая гвардия”,​ “Смена”;​ выходит первая книга рассказов;​ подготовлена вторая;​ он принят в Союз писателей и прочно входит в плеяду профессиональных советских писателей-маринистов… 
 +Но в 1936 г. все разом обрывается:​ арест. Повод — смехотворный:​ у него дома находят при обыске среди прочих книг книгу репрессированного автора. В результате забраны и уничтожены все рукописи,​ рассыпан набор новой книги, и — 10 лет лагерей. Я думаю, мотив все-таки был другой:​ сталинскому режиму мешало непролетарское происхождение и интеллигентность молодого писателя;​ режим предпочитал выкашивать и стирать в лагерную пыль все наиболее индивидуальное,​ яркое и талантливое.  
 +И вот — десять лет в “Ухталаге”… Николай Иванович немного рассказывал мне потом о своем заключении:​ это был один из островов “Архипелага Гулаг”,​ своего рода государство в государстве. Территория “Ухталага” была растянута на тысячу с лишним километров,​ и работали там около ста тысяч заключенных:​ бурили землю на нефть, строили дороги,​ валили лес и возили его на строительство воркутинских шахт. В этом лагере он потихоньку делал “производственную карьеру”:​ начав лесорубом,​ работал потом шофером,​ механиком. Заниматься писательской работой там, разумеется,​ не было никакой возможности,​ однако он умудрялся вести дневники. Но об этих дневниках — речь впереди... 
 +В 1944 г. Николай Иванович освобождается из заключения,​ однако еще два года живет и работает там, будучи в ссылке. В 1946 г. освобождается полностью,​ поселяется в Подмосковье (у него остается “поражение в правах”:​ ему отныне запрещено жить в столице и других больших городах) и тотчас окунается в литературную работу:​ ездит по стране,​ изучает жизнь (десять лет полного отлучения от текущей жизни много значат!),​ пишет и подготавливает к изданию новую книгу. Но в 1949 г. — новый арест; опять — уничтожение всех рукописей и десятилетняя ссылка,​ теперь — в глушь Красноярского края, в село Мотыгино на Ангаре;​ повод — переквалификация прошлой судимости:​ сталинской репрессивной машине,​ видите ли, не удалось за десять лет истереть человека в пыль…  
 +Я читал в его ссыльном “личном деле” чудом сохранившуюся анкету от 1951 г.. На издевательский анкетный вопрос:​ “Как вы работаете над повышением своего идейно-теоретического уровня?​” — он отвечает:​ “Систематически не работаю,​ т. к. даже газеты не всегда достанешь”.  
 +Сохранилось также его письмо,​ датированное 17 марта 1952., к писателю С.В. Сартакову,​ бывшему тогда руководителем Красноярской писательской организации. Это письмо на 4 страницах — настоящий вопль одинокого в пустыне и мольба о помощи:​ Н. И. рассказывает в своем письме,​ как продолжает писать очерки и рассказы,​ рассылает их по газетам и журналам,​ пытаясь опубликовать хотя бы под псевдонимами,​ но его непременно разоблачают и публиковать не дают. В отчаянии он жалуется С. Сартакову:​ “Впервые… я решился взять действующими силами своей повести образ И.В. Сталина,​ любовь к нему молодежи,​ берущей от этой любви истоки трудовой доблести”,​ — он надеется таким образом “сделать вещь, которая впоследствии,​ может быть, послужит основанием к пересмотру моего дела”. Но это ему не помогло — он освобождается только после смерти Сталина,​ в 1956 г., по реабилитации из-за полной невиновности. Он переезжает в Красноярск,​ активно включается в литературную жизнь, начинает снова писать и издавать книги. 
 +* * * 
 +Но ничего этого я совершенно не знал, не читал ни одной его книги и был едва наслышан о его имени, когда в начале 1966 г. познакомился с ним, причем встреча эта имела для меня необыкновенно большое значение.  
 +А случилось это так: в 1965 г. я наткнулся в краевой молодежной газете на объявление,​ предлагавшее всем начинающим литераторам присылать в местную писательскую организацию свои опусы для предстоящего семинара молодых литераторов,​ и послал туда почтой одну из двух написанных мной к тому времени небольших (страниц по семьдесят) повестей. 
 +Работал я в то время начальником участка в тресте “Красноярскалюминстрой” на строительстве Красноярского алюминиевого завода;​ стройка серьезная,​ под постоянным контролем ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и крайкома партии:​ на участке под моим началом — коллектив в двести человек,​ идет постоянная сдача объектов (шел пуск первых корпусов завода);​ естественно — неотъемлемая штурмовщина,​ авралы;​ работать приходилось и вечерами,​ и в выходные. При этом еще семья, двое малых детей… Писал я тогда от случая к случаю,​ пытался показывать написанное в альманахе “Енисей”,​ но никакой заинтересованности по отношению к своей писанине там не замечал,​ а потому на возможность печататься махнул рукой, и писание стало для меня всего лишь своеобразной отдушиной в тогдашней замотанной жизни. Кроме того, я тогда учился заочно в Москве,​ в Литературном институте,​ но из-за недостатка времени ездил туда, вместо положенных двух раз, только один раз в год. Вот в такой обстановке я и послал рукопись на семинар,​ приложив к ней, как и полагалось,​ краткую биографию. Послал,​ да и забыл про нее вскоре.  
 +Прошло,​ наверное,​ больше месяца… Вдруг прибегает ко мне на строящийся объект запыхавшаяся девушка-посыльная из треста и вручает телефонограмму,​ а в телефонограмме — этак пафосно:​ “Писатель Мамин желает встретиться с инженером Астраханцевым”. 
 +И вот я с ним знакомлюсь… Передо мной — невысокий сухонький пожилой человек с морщинистым лицом, выцветшими голубыми глазами и ртом, полным стальных зубов (а ведь ему тогда еще и шестидесяти не было — какая большая разница с моложавыми,​ упитанными лицами нынешних шестидесятилетних мужчин,​ которых и пожилыми-то назвать язык не повернется — только цветущими!). 
 +Жил тогда Николай Иванович вдвоем с женой в комнате средних размеров,​ в коммунальной многокомнатной квартире. Значительную часть их комнаты занимали всегда разложенная диван-кровать,​ застекленный шкаф с книгами и обеденный стол со стульями. В углу комнаты стояли штабелем поставленные один на другой фанерные посылочные ящики, которые он называл своим “архивом”,​ и когда хозяину нужно было найти старую рукопись или какой-нибудь документ — он точно знал, в каком ящике они лежат, быстро перекладывал их, ставил перед собой на пол нужный ящик, затем почти не глядя запускал туда руку и доставал… 
 +Через полчаса общения с Николаем Ивановичем ты совершенно забывал о том, что перед тобой пожилой человек с изможденным лицом — настолько он был живым, общительным,​ приветливым человеком с искрящимися от добросердечия глазами;​ с ним было необыкновенно легко и просто разговаривать — будто общаешься с душевно близким сверстником. Тогда, в те времена,​ когда люди старших поколений были замкнуты,​ угрюмы,​ немногословны,​ так и оставшись навсегда придавленными пережитой войной,​ гнетом сталинщины,​ искореженностью каждой личной судьбы — я, помнится,​ впервые встретил пожилого человека с такой открытой настежь душой. Это было вдвойне удивительно,​ когда я узнал о его судьбе. И я несказанно благодарен судьбе за то, что именно его как писателя я встретил первым на своем жизненном пути. 
 +  
 +* * * 
 +По мере того, как мы с ним узнавали друг друга все ближе, беседы наши начинали перерастать в дискуссии,​ иногда весьма горячие. Особенно жаркой была одна из них. Дело в том, что мы были людьми разных поколений и разных взглядов. В целом мы, молодежь,​ поддерживали идеи коммунизма и современную нам политику КПСС, и внешнюю,​ и внутреннюю,​ однако,​ работая на “стройках века”,​ мы, конечно же, отчетливо видели просчеты,​ ошибки,​ нелепости,​ а порой и откровенную некомпетентность,​ тупость и головотяпство местных ведомственных и партийных руководителей,​ часто не имевших ни достаточной культуры,​ ни компетентности,​ ни достойного образования. Однако открыто и основательно критиковать их было невозможно (тотчас полетишь с работы и черта-с-два потом где-нибудь устроишься!),​ поэтому мы от души делали это в товарищеских компаниях,​ где-нибудь на природе или на кухнях,​ под водочку,​ откровенно над этими руководителями потешаясь,​ так что, имея уже достаточно информации и о сталинских временах,​ и о современной нам жизни, мы (т.е. я и мои товарищи) в большинстве своем определенно были антисталинистами и довольно критически относились ко многим сторонам той общественной,​ политической и экономической жизни.  
 +И когда я все это стал высказывать Николаю Ивановичу вместе с фактами,​ которые знал, с кое-какими экономическими выкладками — Николай Иванович был ошарашен:​ он изумленно таращил на меня глаза, никогда,​ видимо,​ не слыша ничего подобного в своей среде и, может быть, считая меня или сумасшедшим,​ или провокатором. А затем, переварив мои “крамольные речи” и переведя дух, удивленно спрашивал:​ “Неужели ты в самом деле так думаешь?​” — и я подтверждал:​ да, думаю именно так, и не один я такой — многие из моих товарищей-технарей думают так же… 
 +Меня удивляло в нем необыкновенное простодушие:​ что он, почти 20 лет “оттрубив” в лагерях и ссылках,​ остался несгибаемым сталинистом,​ безоговорочно поддерживающим любые действия и решения КПСС, в том числе и политические репрессии,​ оправдывая их тем, что да, были, мол, и ошибки,​ но что не поддерживать КПСС и “вносить раскол” нельзя:​ “чтобы строить социализм,​ надо быть сплоченными перед лицом капиталистического окружения…”. 
 +  
 +* * * 
 +С большим интересом слушал я также его рассказы о седых, легендарных,​ как мне тогда казалось,​ временах сорокалетней давности:​ о том, как он учился в конце 20-х годов литературному мастерству в молодежных студиях Москвы и Ленинграда вместе с будущими известными советскими писателями и поэтами,​ как увлекался футуризмом,​ слушал выступления В. Маяковского — для меня Николай Иванович был одновременно и живым осколком тех далеких времен,​ и связующим звеном между мной и ими. 
 +Несмотря на наше общение урывками,​ он сумел дать мне несколько прекрасных уроков (кроме тех, о которых я уже упомянул),​ которые я запомнил на всю жизнь, остался глубоко благодарен ему за них и удивлялся потом, как все-таки много он сумел мне дать за те короткие часы нашего общения.  
 +О трех главных уроках мне хочется рассказать подробнее. 
 +Всякий раз при встречах он придирчиво и подробно расспрашивал меня: что я читаю? Внимательно выслушав,​ он начинал меня допрашивать:​ а читал ли я, к примеру,​ Глеба Успенского,​ Гаршина,​ Мельникова-Печерского?​.. — он называл еще несколько имен не самых знаменитых русских классиков — а классиков,​ так сказать,​ второго ряда. “Нет, не читал”,​ — честно признавался я и начинал оправдываться:​ не успел, их книги как-то не попадались в руки, и т. д., — и тогда он мне выговаривал:​ нет, раз уж ты взялся за перо — ты должен,​ ты просто обязан знать всё, что сделано в русской литературе до тебя, потому что у каждого,​ даже незнаменитого русского классика обязательно есть чему поучиться — а учиться у них у всех надо обязательно!..  
 +И уж я совсем сгорал от стыда, когда он донимал меня расспросами,​ читаю ли я сибирских,​ в том числе и красноярских писателей,​ в том числе и его самого?​ А сгорал я от стыда оттого,​ что к тому времени,​ помнится,​ прочитал всего три книжки местных авторов,​ а достать и прочесть книг самого Николая Ивановича так и не удосужился. И он снова сурово мне выговаривал:​ почему ты так высокомерен по отношению к местным писателям?​ Почему,​ в таком случае,​ они должны тратить свое время на тебя, читая твои рукописи,​ пока еще весьма несовершенные?​..  
 +И с того самого времени и по сию пору я по мере своих сил стараюсь читать всё, сколько-нибудь достойное внимания в сибирской вообще,​ и красноярской в частности,​ литературе. 
 +А вот еще один важный урок. Когда он спрашивал меня: сколько времени я уделяю писательству?​ — я отвечал,​ даже немного бравируя ответом,​ что занимаюсь мало, от случая к случаю,​ потому что совершенно некогда:​ много сил и времени отнимают работа,​ семья, институт,​ а ведь хочется еще и с друзьями посидеть,​ и в кино, и на концерт сходить,​ и за город выбраться в выходные… И он опять сурово мне пенял: если уж ты взялся за перо, начал писать и чувствуешь,​ что это у тебя получается настолько,​ что ты осмеливаешься нести результаты своего труда на чужой суд — значит,​ надо идти только вперед,​ сжигая за собой все мосты: писать регулярно,​ не покладая рук и не жалея сил, а если что-то тебя отвлекает — значит,​ надо напрочь отказываться от всего, что тебя отвлекает:​ от заработка денег, от друзей,​ от кино и прочих развлечений,​ — только так можно сделать что-нибудь серьезное! А если заниматься от случая к случаю — то не стоит и начинать,​ потому что тогда это — лишь пустая трата времени,​ не дающая никаких результатов;​ тогда уж лучше в самом деле тратить это время на зарабатывание денег, на карьерный рост, на семью, на друзей,​ на удовольствия…  
 +И этот его урок я тоже воспринял всей душой и с тех пор начал работать за письменным столом более прилежно и усидчиво. 
 +  
 +* * * 
 +Как раз в те самые годы, когда я был знаком с Николаем Ивановичем,​ вышли из печати несколько значительных художественных произведений,​ посвященных сталинским репрессиям (в том числе и повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича. В разговоре с ним Николай Иванович,​ как бы между прочим,​ сказал с горечью и обидой,​ что у него есть роман, посвященный этой теме, что он уже много лет пытается его издать,​ показывая и в Красноярске,​ и в Москве,​ и, будто бы, в Москве ему прямо сказали,​ что “окошечко” с публикациями о репрессиях уже “захлопнулось”:​ есть негласная инструкция ЦК КПСС “прикрыть” ему тему…) 
 +На волне перестроечной свободы в Москве достигло апогея печатание российской запрещенной ранее литературы. Эти веяния доползли,​ наконец,​ и до Красноярска:​ руководители Красноярского государственного издательства начали ломать головы,​ как бы и им подключиться к этому процессу. Тут-то и вспомнили про роман Николая Ивановича “Тракт,​ на котором буксуют”. Стали искать рукопись,​ и оказалось,​ что чистового варианта этого романа не существует:​ утерян. Тогда вдова писателя Валентина Петровна предложила издательству черновой его вариант.  
 +Я в то время был членом общественного редакционного совета при издательстве и, поскольку ратовал за издание романа — мне (и еще кому-то) предложено было прочитать его и дать рекомендации по его изданию (в те времена в государственных издательствах существовало правило:​ для издания каждой книги полагались две “внутренние” положительные рецензии). 
 +По всем признакам,​ создавался он автором,​ видимо,​ в 50-х годах ХХ века, в ссылке,​ в глухом захолустье,​ в полном отрыве от текущего литературного процесса,​ по законам жанра советской многочастной “эпопеи” 40-50-х годов: с объемом в 700-800, а то и 1000 страниц,​ с бесконечно длинными “лирическими отступлениями”,​ с диалогами,​ растянутыми на 10-15 страниц,​ где реплики каждого героя перетекают в целостраничные монологи… В то же время уже в 60-е годы ХХ века такие “эпопеи” выглядели анахронизмом,​ читать которые было скучно — в литературе уже вовсю “царствовали” “мобильные” жанры: рассказ,​ короткая повесть,​ роман объемом в 150-200 страниц… Так, например,​ другой,​ изданный в 1967 г. его роман “Законы совместного плавания” составляет всего 300 страниц,​ а объемы его многочисленных изданных повестей,​ как правило,​ не превышают 120–180 страниц. 
 +В общем, то был черновик романа. Может быть, чистовой вариант выглядел компактнее,​ “чище”,​ “читабельней”?​ Но кому-то было очень нужно “потерять” его… Печатать же имеющийся в нашем распоряжении черновик без основательной переработки было невозможно,​ и я, хоть и с большим сожалением,​ но честно написал об этом в рецензии. 
 +  
 +* * * 
 +Я уже упоминал,​ что Николай Иванович в “Ухталаге” умудрялся регулярно вести дневники;​ при этом он сохранил их и сумел вынести оттуда. Но в 1949 г., предчувствуя новый арест (тогда шла волна повторных арестов тех, кто уже сидел в предвоенные и военные годы), он кое-что из своего литературного архива (видимо,​ то, что считал наиболее ценным для себя) успел раздать своим близким друзьям с тем, чтобы они это сохранили… А потом, уже после полного освобождения в 1956 г., он так и не смог окончательно собрать все это и наказал Валентине Петровне,​ в случае,​ если с ним что-нибудь случится,​ довести этот сбор до конца. Однако после гибели мужа у нее долго был сильный нервный срыв: она не могла ни разбирать оставшегося у нее архива Николая Ивановича,​ ни собирать разбросанные его части.  
 +Но с тех пор прошло достаточно много времени,​ и вот в конце 80-х годов она попросила меня, если буду в Москве,​ попытаться найти “ухталаговские” дневники Николая Ивановича. Они оказались у московской писательницы Каралиной Елены Михайловны,​ которая передала мне шесть тонких ученических тетрадок.  
 +Я не стану пересказывать содержание этих дневников — их надо издавать.  
 +Единственное,​ что я хотел бы подчеркнуть,​ вынеся из прочитанных его дневников — это то, каким я увидел самого тогдашнего автора их. Так вот, судя по его дневникам,​ это был человек твердый,​ даже жесткий,​ сопротивляющийся давящей лагерной атмосфере и постоянно помнящий,​ что он писатель со своим нравственным долгом;​ причем это был человек необыкновенно закаленный и аскетичный:​ например,​ он удивляется в дневнике самому себе — что может спать на мерзлой земле в телогрейке,​ ходить по морозу в сапогах на голые ноги — “и хоп-хер!”… В одном месте дневника он горько сетует на то, что один из его товарищей по несчастью,​ интеллигентный человек его круга, с которым он любил общаться,​ умер только из-за того, что потерял сопротивляемость обстоятельствам. В следующем месте он с презрением рассказывает о других своих товарищах,​ которые даже там имеют слабости любить пусть мало-мальский,​ но комфорт:​ дорожить “сугревом” возле печки, дрожать из-за теплых вещей, устраивать маленькие пиршества из вкусной еды и “сладенького”,​ выклянчивая все это у родственников,​ которые имели право посылать им посылки. Подобных слабостей он мужчинам не прощал,​ а любую еду не без презрения считал лишь источником энергии,​ не более…  
 +* * * 
 +Перечитал свои старые выписки из лагерных дневников Николая Ивановича и не могу удержаться,​ чтобы не процитировать здесь хотя бы несколько из этих выписок как пример того, что это дневник писателя,​ который остается художником и мыслителем даже в “Ухталаге”:​ 
 +“Соловьями защелкали кленовые резные ложки”. 
 +“Эх, жизнь, чтоб ее не было! А к “дяде Коле” на Крутую еще подожду проситься — умереть никогда не поздно”. 
 +“Шел в контору,​ только что рассеялись утренние сумерки,​ по левую руку тихо тлела заря, и цвета неба, серовато-сизый — облаков,​ желтый — зари и синеватый — леса, напомнили 13-й лагпункт,​ и наивным,​ бесхитростным показалось то время. А еще вчера вечером от приехавшего с Севера шофера узнал о смерти Кочетова…” 
 +“Вчера Глузнов огрел меня по балде радостным известием…” 
 +“Эх, память,​ вещий ворон, не подведи,​ а уж писать-то будем”. 
 +“Я приехал на Филькином пикапчике,​ и еще едучи по времянке,​ видел огонек Маруськиной хавиры,​ унылый житель маленького лирического погоста. Господи,​ хоть бы уж поскорее вырваться из этих мест…” 
 +“Леля в телогрейке,​ пропахшей несвежим салом, приходила с пищекомбината и приносила зеленое масло, которое потом оттапливали,​ мясо, которое можно глодать только с уксусом,​ грязную сахарную пыль с волокнами от мешковины — эх, как все это вросло в память:​ хочешь,​ не хочешь,​ живет”. 
 +“Сидел на нарах, глядел на ряд отдыхающих,​ книги читающих,​ омывающих пузо в чаю, и думал: выживу — ей-ей, буду благодарить судьбу за лагерь — понял таки я жизнь и научился ее ценить. Не мелко понял, не так, что, де, мол, лучшие годы пропали — с бабами де не дожито,​ вина не допито и пр., а так — творческая рабочая зрелость начинается с 40 лет, даже не зрелость,​ а расцвет,​ а прочее оставим домашним обывателям и мальчишкам”. 
 +“Сама по себе семья меня мало трогает и женщина занимает меня не более чем мотор для зарядки аккумуляторов в моей интеллектуальной мастерской. А вы, к слову, не брешете на себя, пане добродию?​” 
 +“Насколько же я счастливее других — со своей китайской мерой потребностей — с утра уминаю 3 порции овсянки,​ от которой отказываются те самые “другие”,​ и до самого обеда мои расчеты с телесным миром окончены. Насколько же труднее людям без внутреннего мира, без фантазии — ни бифштекса тебе, ни Сафо, ни всунуть…” 
 +“Добрейший,​ коли не суждено мне снова жить на Петроградской или на Песках,​ то дай мне окончить свои дни таксировщиком на дальнем глухом тракте — лишь бы было свободное время, желудочное сырье и закаты”. 
 +Потом я отдал эти тетрадки Валентине Петровне. Причем узнал, уже позже, что, кроме этих, в Красноярске находятся еще несколько таких тетрадок… Теперь все они (кажется,​ около десяти штук) хранятся в Красноярском краеведческом музее и ждут своего исследователя-энтузиаста,​ который бы взялся расшифровать тексты,​ сделать удобочитаемыми и попробовал издать их. Думаю, получилась бы интересная книжка. 
 +  
 +* * * 
 +Не помню, кто сказал,​ что у всякого настоящего писателя бывает не биография — а судьба. Я рассказал об одной такой судьбе,​ драматической,​ печальной,​ но вместе с тем — захватывающе интересной. 
 +Было уже несколько попыток написать об этой судьбе в виде рассказов,​ повестей,​ воспоминаний и исследований.  
 +В 1984 г. в Красноярском книжном издательстве выходила книга литературоведа Енисейского педагогического института Антонины Малютиной “Николай Мамин”;​ это добросовестный исследовательский труд; но поскольку книга написана и издана в советское время, в ней из цензурных соображений ни слова о том, что Н.И. Мамин в течение почти двадцати лет был репрессирован,​ а без этой необыкновенно важной,​ может быть, даже главной подробности рассказ о его жизни и творчестве,​ к сожалению,​ не имеет большой ценности. 
 +Есть довольно обширные воспоминания А. Алексеева-Гая “Жизнь и смерть писателя-мариниста”,​ опубликовал свои воспоминания о нем молодой метеоролог,​ ленинградец родом, Борис Водопьянов,​ есть и мой рассказ “На круги своя”,​ посвященный памяти Н.И. Мамина. Кроме того, в 1986 г. в альманахе “Енисей” мною был опубликован небольшой очерк, посвященный 80-летию Николая Ивановича.  
 +И все же эти попытки не стали литературными событиями. Но, может быть, для какого-нибудь будущего писателя судьба Николая Ивановича Мамина все же явится прекрасным сюжетом для большого исследования,​ или большой повести,​ или романа?​ Мне кажется,​ она вполне достойна этого. Вот тогда наши воспоминания станут хорошим подспорьем,​ помогая будущему автору воссоздать образ Николая Ивановича как можно достоверней,​ рельефнее и полнокровней. 
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
  ​Художественная проза, критические и публицистические статьи Н. И. Мамина:​  ​Художественная проза, критические и публицистические статьи Н. И. Мамина:​
мамин_николай_иванович.1402152470.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/07 18:47 — ram3ay