Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
рабинович_израиль_маркович [2014/06/08 09:01] ram3ay создано |
рабинович_израиль_маркович [2014/06/08 09:03] (текущий) ram3ay [Рабинович Израиль Маркович] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Рабинович Израиль Маркович ====== | ====== Рабинович Израиль Маркович ====== | ||
+ | |||
+ | **Годы жизни:** 1907-… | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** Белоцерковский р-н Киевской обл. | ||
+ | |||
+ | **Образование:** незаконченное высшее (обучался в Ленинградской Академии Художеств по специальности – скульптор) | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** 1949-1954 | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован, приговор 15.10.1949 г. ОСО при МТБ СССР - ссылка на поселение в Красноярский край. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** скульптор. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Большой Улуй. | ||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | : Рабинович Израиль Маркович родился в 1907 году на Украине (Белоцерковский р- | ||
+ | он Киевской обл.). Обучался в Ленинградской Академии Художеств по | ||
+ | специальности - скульптор (образование- незаконченное высшее). С 1937 по 1945 гг. | ||
+ | находился в местах лишения свободы за контреволюционную деятельность. До | ||
+ | ареста в 1949 году проживал в г. Луга Ленинградской области, работал | ||
+ | скульптором. Был осуждён 15 октября 1949 года Особым Совещанием при МТБ | ||
+ | СССр за антисоветскую агитацию к ссылке на поселение. В ссылке находился в | ||
+ | Больше-Улуйском районе Красноярского края по 30 августа 1954 года. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | : 1. Информационное письмо ГУ МВД России по Красноярскому краю № 45/з-1545 | ||
+ | от 12.07.2011. | ||
+ | 2. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||
+ | Стр. 2 из 10 | ||
+ | Фамилия: Пфеффер | ||
+ | Имя: Нора | ||
+ | Отчество: Густавовна | ||
+ | Годы жизни: 1919 - | ||
+ | Место рожд.: г. Тбилиси (Грузия) | ||
+ | Образование: Тбилисский педагогический ин-т | ||
+ | Годы ссылки: 1943- | ||
+ | Обвинение и Арестована в 1943 г. Приговор (по ст. 58-10) - 10 лет ИТЛ и 5 лет ссылки в | ||
+ | приговор: Красноярский край. | ||
+ | Род литератор, педагог. | ||
+ | деятельности | ||
+ | Места ссылки Дудинка, Норильлаг, Мариинск. | ||
+ | Биография: Эти строки, как стоны в пустыне, | ||
+ | За колючкой погибших так рано, | ||
+ | С тех смертельных времен и поныне | ||
+ | Сердце — в незаживающих ранах | ||
+ | Нора Пфеффер | ||
+ | Нора Густавовна Пфеффер, немка, уроженка Тбилиси, правнучка каталикоса | ||
+ | Грузии. Родилась 31 декабря 1919 года. Отец работал директором школы, в которой | ||
+ | училась Нора. В 1935 арестованы оба родителя. Поступила в Тбилисский | ||
+ | пединститут. Отказалась отречься от родителей, была исключена из института. | ||
+ | Перед войной вышла замуж за грузина. Муж на фронте в 1943 года был тяжело | ||
+ | ранен. В октябре 1941 года депортировали Тбилисских немцев. Нору, как жену | ||
+ | грузина, оставили в Тбилиси. Арестована в 1943 на следующий день после похорон | ||
+ | дедушки. Ребенка оставила у прислужницы каталикоса Грузии. По статье 58-10 | ||
+ | Нора была осуждена на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет ссылок. | ||
+ | Срок отбывала в Мариинских лагерях на лесоповале, затем в Норильлаге в Дудинке. | ||
+ | Занималась тяжелыми земляными работами. Ссылку отбывала в колхозе Северного | ||
+ | Казахстана. Работала пастухом, учетчиком тракторной бригады. Вскоре Норе | ||
+ | Пфеффер разрешили преподавать в школе, где она вела почти все предметы, так как | ||
+ | не было учителей. Вскоре разрешили переехать в Джамбул. Много лет Нора | ||
+ | Густововна преподавала в Алма-Атинском институте иностранных языков и в | ||
+ | Казахском университете. Работала диктором немецкой программы Казахского радио. | ||
+ | И писала стихи. Сын Реваз Каралашвили – главный человек в жизни Норы Пфеффер. | ||
+ | Всё её творчество связано с сыном. Он – тот ребёнок, которому она посвящала свои | ||
+ | детские стихи. Издала около 20 сборников детских стихов, сказок в стихах, | ||
+ | лирических сборников: «Беттина и ветер» (1992), «Заяц-парикмахер» (1989), | ||
+ | «Обезъянка Мик» (1980), «Путешествие Отара» (1977), «У синего Черного моря» | ||
+ | (1984), «Фракки – императорский пингвин» (1987), «Чем дальше, тем ближе» (1991), | ||
+ | «Время любви» (2000), «Мои друзья» (1990), «Годовые кольца» (1984), «Как | ||
+ | Барбосик сам себя нашел» (1987) и др. Стихи Норы Пфеффер также публиковались | ||
+ | в сборнике стихов норильских поэтов «Гнездовье вьюг» (1994). | ||
+ | Рецензии: Не печалью единой… | ||
+ | |||
+ | Алла Корсунская | ||
+ | 11.02.2009 | ||
+ | Людей неинтересных в мире нет. И все же судьба судьбе рознь. Чью-то жизнь можно | ||
+ | описать на трех страницах – во всяком случае, внешнюю канву. А для кого-то – и | ||
+ | книги не хватит. И в основном это будут горькие страницы… Такая судьба у Норы | ||
+ | |||
+ | Пфеффер, прошедшей сквозь все ужасы сталинских тюрем и лагерей. И все же Нора | ||
+ | Густавовна, немецкий поэт и переводчик, бывший преподаватель алма-атинских | ||
+ | вузов, не разучилась радоваться жизни и верить людям. «Радость – не бегство от | ||
+ | печали, а победа над ней», - так она считает. И так живет. | ||
+ | |||
+ | Нора родилась в немецкой семье в Тбилиси. Этот город – солнечное, яркое пятно в | ||
+ | |||
+ | череде ее горьких воспоминаний. И не только потому, что в Тбилиси большей | ||
+ | частью солнечно. Просто детство у Норы было по-настоящему счастливым: веселым, | ||
+ | безоблачным и полным ее любви ко всем на свете. | ||
+ | Первое, что удается вспомнить о детстве: сидит на веранде и сосет грушу. Еще | ||
+ | помнит, как сильно ушибла локоть, и мама, купая, обнаружила сильную опухоль. В | ||
+ | частной немецкой клинике консилиум решил руку ампутировать – так далеко зашло | ||
+ | |||
+ | дело. У отца Норы, Густава, слезы покатились тогда по лицу. Это было для дочери | ||
+ | потрясением: такой сильный папа – и плачет… Но молодой доктор Зимс подумал и | ||
+ | сказал: «Это же девочка, как же она без руки…» Сделал сложную операцию, | ||
+ | сохранил руку трехлетней девчушке. И полюбил ее очень – как символ своей | ||
+ | профессиональной победы. А, быть может, просто так полюбил. Приносил ей в | ||
+ | палату цветные коробочки из-под лекарств, щекотал пальчики…И удивлялся тому, | ||
+ | |||
+ | как бесподобно с ним кокетничает маленькая Нора. | ||
+ | Густав Яковлевич Пфеффер – отец Норы – самая глубокая и святая любовь ее. Был | ||
+ | он директором немецкой школы, в которую отдавала своих детей вся тбилисская | ||
+ | интеллигенция – грузины, армяне, евреи, немцы, русские. Тогда никто не говорил об | ||
+ | интернационализме, но Тбилиси был по-настоящему интернациональный город. | ||
+ | Верно кем-то подмечено: интернационалист не тот, кто хорошо относится к человеку | ||
+ | |||
+ | другой национальности, а тот, кто попросту не замечает, какой национальности этот | ||
+ | человек. Таким был довоенный Тбилиси. А отец Норе на всю жизнь внушил мысль: | ||
+ | настоящий патриотизм – это брать все лучшее, что есть у других народов, и | ||
+ | прививать народу своему. | ||
+ | Когда закрыли немецкую школу – отец отдал свою Нору в школу для еврейских | ||
+ | детей. А его, «пфефферовскую», в свое время окончили многие ныне известные | ||
+ | |||
+ | деятели науки, искусства – такие, как Георгий Товстоногов – будущий режиссер | ||
+ | БДТ, пианист Рудольф Керер – он уже тогда считался вундеркиндом. Стоит поэтому | ||
+ | рассказать об этой школе особо. | ||
+ | Находилась она в одном комплексе с немецким детским садом. Был у дошколят | ||
+ | огромный садовый участок, и у каждого ребенка – своя грядка, за которой надо | ||
+ | было ухаживать. (Это к вопросу о том, с каких лет надо приучать к труду). | ||
+ | |||
+ | Директора Пфеффера ученики уважали и …боялись. Но это был трепет в лучшем | ||
+ | смысле этого слова. Трепет перед Личностью. Директор пользовался настоящим, не | ||
+ | дутым авторитетом. А всего-то и надо было: быть честным во всех поступках и по- | ||
+ | настоящему образованным. Густав Яковлевич блестяще преподавал несколько | ||
+ | предметов, в основном – биологию. Вот почему каждую субботу к его семейству | ||
+ | присоединялись все, кто любит природу. И он, к тому же, прекрасный альпинист, | ||
+ | Источники: Произведения Н.Г. Пфеффер: | ||
+ | |||
+ | 1. Пфеффер, Н. Г. Беттина и ветер : стихи : [для дошк. возраста] / Н. Пфеффер ; пер. | ||
+ | с нем. Л. Степановой. – М. : Дет. лит., 1992. - 46 с. | ||
+ | 2. Пфеффер, Н. Г. Время любви : лирика / Н. Пфеффер ; Междунар. союз нем. | ||
+ | культуры. - М. : Готика, 2000. - 299 с. | ||
+ | 3. Пфеффер, Н. Г. Годовые кольца : [стихи] / Н. Пфеффер. - Алма-Ата : Казахстан, | ||
+ | 1984. - 81 с. | ||
+ | 4. Пфеффер, Н. Г. Заяц-парикмахер : [для дошк. возраста] / Н. Пфеффер. - | ||
+ | [Переизд]. - Алма-Ата : Казахстан, 1989. - 80 с. | ||
+ | 5. Пфеффер, Н. Г. Мои друзья : [стихи] / Н. Пфеффер. - Алма-Ата : Казахстан, 1990. | ||
+ | - 76 с. | ||
+ | 6. Пфеффер, Н. Г. Обезьянка Мик : [стихи для дошк. и мл. шк. возраста] / Н. | ||
+ | Пфеффер ; пер с нем. Л. Степановой. - Алма-Ата : Жалын, 1980. - 53 с. | ||
+ | 7. Пфеффер, Н. Г. Путешествие Отара : стихи / Н. Пфеффер. - Алма-Ата : Жалын, | ||
+ | 1977. - 46 с. | ||
+ | 8. Пфеффер, Н. Г. Стихи и сказки : [для мл. шк. возраста] / Н. Пфеффер ; пер. с нем. | ||
+ | Л. Степановой. - Алма-Ата : Жалын, 1987 – 61 с. | ||
+ | 9. Пфеффер, Н. Г. У синего Черного моря : [поэма, стихи для мл. шк. возраста] / Н. | ||
+ | Пфеффер / пер. с нем. Л. Степановой. - Алма-Ата : Жалын, 1984. - 33 с. | ||
+ | 10 Пфеффер, Н. Г. Фракки - императорский пингвин : стихи и сказки : [для мл. шк. | ||
+ | возраста] / Н. Пфеффер ; пер. с нем. Л. Степановой ; ил. А. Островского. - 61,[1] с. | ||
+ | цв. ил. - Алма-Ата : Жалын, 1987. - 67 с. | ||
+ | 11. Пфеффер, Н. Г. Чем дальше, тем ближе : стихи : [перевод] / Н. Пфеффер. - Алма- | ||
+ | Ата : Жазушы, 1991. - 127 с. | ||
+ | |||
+ | О жизни и творчестве Н.Г. Пфеффер: | ||
+ | |||
+ | 1. Бариев, Ю. Неисповедимы пути... : [о поэтессе Норе Пфеффер, бывшей узнице | ||
+ | Норильлага] / Ю. Бариев // Норил. мемориал : [сборник] / сост. С. Эбеджанс. – | ||
+ | [Норильск], 1996. – Вып. 3. - С. 16-17 | ||
+ | 2. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||
+ | водил детей по горам, рассказывал про каждую травинку, давал имена безымянным | ||
+ | рощам и холмам. Тогда в природе вокруг Тбилиси все было дико, первозданно. | ||
+ | Сейчас – спасибо цивилизации – не то, конечно… | ||
+ | Часто устраивал Густав Яковлевич в школе веселые праздники: беспроигрышные | ||
+ | лотереи, викторины, спортивные игры. Просто так устраивал, не приурочивая ни к | ||
+ | чему. И сам в те минуты превращался в шаловливого ребенка. Ну как было не | ||
+ | любить такого директора? | ||
+ | Преподаватели были в школе, что называется, высший класс. Почти все получили до | ||
+ | революции образование в прославленных университетах мира. Сильных учителей, | ||
+ | представьте, определяли и в начальные классы. Почему-то в этой школе всем была | ||
+ | ясна очевидная, в общем-то, мысль: все решают первые годы обучения. (Вспомним | ||
+ | наши школы, где преподавание в младших классах, мягко говоря, считается | ||
+ | непрестижным). | ||
+ | Любили директора за доброе сердце. Учились в школе два брата – потомки | ||
+ | грузинских князей Дадешкелиани. Младший, Шура, родился без рук. Казалось, | ||
+ | обречен на несчастное, беспомощное существование. Но Густав Яковлевич не | ||
+ | оставил мальчика в беде. Заказал для него специальный стол и учил его | ||
+ | писать…ногами. Выяснилось, к тому же, что Шура – одаренный художник. Все-таки | ||
+ | как непредсказуемо талант избирает людей! Вот и теперь: избранником стал | ||
+ | безрукий. Учился Шура в художественной академии, потом выступал в цирке – | ||
+ | показывал на что способны ноги, когда рук нет…Тбилисский цирк всегда был | ||
+ | переполнен – ну, кто не знал Шуру-безрукого! | ||
+ | В день рождения Густава Яковлевича, в мае, в Тбилиси все цвело. Веранда | ||
+ | Пфефферов была обвита благоухающей глицинией. Родители учеников пекли в | ||
+ | подарок прекрасные, один лучше другого, торты – в благодарность за то, что | ||
+ | именинник делал для их детей. | ||
+ | Проходят десятилетия, но до сих пор съезжаются в Тбилиси выпускники и | ||
+ | вспоминают школу Густава Пфеффера. | ||
+ | «Я влюблена в Грузию», - говорит мне Нора Густавовна. И удивляет сочетанием | ||
+ | немецкой внешности и … грузинских интонаций и темперамента. «Думаю, что люблю | ||
+ | ее даже больше, чем грузины. Когда теряешь – ценишь дороже…» | ||
+ | В 1933 году в Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Густав регулярно | ||
+ | получал прессу из Германии. И вот однажды раскрывает газету и видит: новый | ||
+ | рейхсканцлер. Нора помнит этот портрет до сих пор. Первое впечатление - | ||
+ | карикатура. Присмотрелась: да нет, натуральное фото. Просто внешность такая | ||
+ | была у рейхсканцлера – карикатурная и вызывающая отвращение. В 1934 году в | ||
+ | Тбилиси начались аресты немецкой интеллигенции. 15 мая Пфефферы отпраздновали | ||
+ | день рождения Густава Яковлевича. На следующий день Нора ждала папу с | ||
+ | дежурства, ужин ему готовила. Дом уже спал. Вдруг послышались шаги. Не папины, | ||
+ | чужие. Открыла Нора дверь и все поняла. «Где родители? Всех разбудить!» - | ||
+ | слышит приказ. Предъявили нео жиданные гости ордер на обыск. Начали | ||
+ | обыскивать, а Нора глаз с двери не спускает, папу ждет. Открывает, наконец, дверь | ||
+ | и ему. Густав Яковлевич все понял, стоит бледнее мела. Ему тут же ордер на арест. | ||
+ | И вдруг все слышат голос Норы: «Разрешите, я пойду на кухню, мне надо папу | ||
+ | накормить, он голоден». До единой крошки, все съел Густав Пфеффер из того, что | ||
+ | дочь приготовила. Хотя, наверное, никогда не отшибало у него так аппетит, как в | ||
+ | зловещие минуты. Что это было? Желание сохранить достоинство, дать понять, что | ||
+ | не испуган? Или высший педагогический ход – показать уважение к дочери, которая | ||
+ | так дерзко попросила разрешения накормить папу? Не знаю. Знаю одно – это был | ||
+ | поступок. | ||
+ | До утра шел обыск. И когда мама, Эмилия Михайловна, стала готовить мужу белье, | ||
+ | предъявили и ей ордер на арест. | ||
+ | Пятеро детей и беспомощные старики остались одни. Прощаясь, никто не плакал. | ||
+ | Родители были серьезны и бледны. Они просто дождались того, чего давно уже | ||
+ | ждали… Не плакала и Нора. Только рано утром выбежала во двор, стала дико | ||
+ | кричать и плакать. Одна в пустом дворе. Потом успокоилась, вернулась в дом, и на | ||
+ | этом кончилось ее детство. | ||
+ | Нора знала, ни минуты не сомневалась, что родители ее кристально чисты. Отец | ||
+ | просто не умел лгать, даже в старости. Столько пережил – а никто ни разу так и не | ||
+ | услышал, чтобы роптал он на судьбу. «Никогда, никого не осуждай», - повторял он | ||
+ | часто Норе. Мать Норы была верующей, и когда ее через год отпустили из тюрьмы, | ||
+ | прошептала: «Бог помог»… | ||
+ | …Через несколько дней после ареста родителей во двор к Пфефферам вошла | ||
+ | сухонькая маленькая старушка с двумя огромными корзинами, полными всякой | ||
+ | снеди. Это была мать Лаврентия Берии. Проклинала самыми страшными словами | ||
+ | своего сына, обвиняя в том, что «осиротил детишек» - братьев и Нору. | ||
+ | Сколько лет прошло, но до сих пор недоумевает Нора Густавовна – почему у такой | ||
+ | славной женщины выросло такое отродье, как Лаврентий?... | ||
+ | Учился с Норой и сын Берии – Серго. Красивый, скромный мальчик, очень похожий | ||
+ | на свою мать Нино Гегечкория. Обратилась как-то Нино к Густаву: | ||
+ | «Порекомендуйте домашнего учителя для нашего Серго». Порекомендовал Эллу | ||
+ | Альмендингер, крестную Норы. Тетю Элю. Понравилась тетя Эля Берии и стала | ||
+ | жить у него в доме, заниматься с его сыном. С тех пор Нора не раз бывала в этом | ||
+ | семействе. Помнит медвежью шкуру на полу. Помнит портрет самого Берии, | ||
+ | выложенный фруктовыми косточками на стене. Помнит, как однажды приоткрылась | ||
+ | дверь в комнату и блеснуло пенсне заглянувшего к детям Лаврентия Павловича… | ||
+ | Все это было до ареста отца и матери Норы. И теперь, с огромным трудом | ||
+ | добившись свидания в тюрьме, дочь едва узнала родителей. Конвойные волокли | ||
+ | маму. У той ноги – как плети. Потом привели отца. Всегда веселый и опрятный, | ||
+ | теперь он был изможден, в желтой от пота рубахе. Лицо землистое, веки до жути | ||
+ | красные… | ||
+ | Во время разговора, который шел при следователе, уловила Нора одними губами | ||
+ | произнесенную отцом фразу: «Интересуются тетей Элей». | ||
+ | Задумалась Нора, что бы это значило? И до сих пор удивляется: как это она своим | ||
+ | «детским мозгом» поняла тогда – если интересуются человеком в доме Берии, значит | ||
+ | «копают» под него самого. Села и написала Берии письмо: «Маму все время | ||
+ | спрашивают про тетю Элю. Прошу вас, верните нам маму». И передала письмо | ||
+ | через Серго. | ||
+ | «Ход конем», интуитивно предпринятый Норой, сработал. Не на альтруизм Берии | ||
+ | был, естественно, расчет – на то, что своя шкура ему дороже всяких «дел», тем более | ||
+ | сфабрикованных. Три дня продолжался суд над Эмилией Пфеффер, и вскоре она | ||
+ | произнесла то самое: «Бог помог!». Ее отпустили домой. | ||
+ | Отец же без суда и следствия был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и | ||
+ | отправлен в СибЛАГ. Каждые три года набавляли срок, тем самым лишая Густава | ||
+ | Яковлевича единственной надежды заключенных – считать дни до освобождения. | ||
+ | В 1937 году начались повальные аресты грузинской интеллигенции. «Мы почему-то | ||
+ | тогда думали, что все это происходит только у нас, в Грузии. И лишь потому, что | ||
+ | Сталин мстит интеллигенции за то, что сам далеко не интеллигент. Мы не знали, что | ||
+ | вся страна сотрясалась от репрессий», - говорит Нора Густавовна. | ||
+ | Училась Нора на первом курсе института иностранных языков, когда | ||
+ | почувствовала: вокруг нее сгущаются тучи. | ||
+ | Скажем, готовился институт к Первому всесоюзному студенческому фестивалю. | ||
+ | Должна была поехать в Москву и Нора. Вдруг вызывает декан. Очень волнуясь, не | ||
+ | зная, куда глаза деть, роняет: «Откажитесь от отца». Не отказалась, конечно. Из | ||
+ | института исключили…Пошла в музыкальный техникум при консерватории. Вскоре | ||
+ | исключили и оттуда. А потом «обрадовал» ее и тренер волейбольной команды: | ||
+ | «Извини, Нора, но на всесоюзные соревнования взять тебя не можем…» | ||
+ | Лишь через год, когда «великий кормчий» изрек: «Дети за отцов не отвечают», Нора | ||
+ | вернулась в институт. | ||
+ | В 1949-м, весной, обручилась с Юрием Каралашвили – сыном секретаря и | ||
+ | стенографистки наркома Грузии Элиавы, внуком грузинского католикоса. | ||
+ | Юрий учился в художественной академии при архитектурном факультете, тогда и за | ||
+ | Норой ухаживал. В один из дней 37-го прибежала к Норе испуганная подруга: «Юру | ||
+ | арестовали!». «Не может быть!» - выпалила Нора, а мысленно поклялась: «Буду | ||
+ | верна ему. Буду ждать, пока не вернется». Пробежала через двор и остановилась, | ||
+ | как вкопанная: Юра стоит и стирает в тазу свою рубашку. Покраснел ужасно, | ||
+ | смутился. Выяснилось, что его не самого, а маму его сегодня ночью забрали… | ||
+ | Обручение Норе запомнилось таким: великолепный стол, корзины с белыми розами | ||
+ | и …дикая зубная боль. Вскоре родился сын Реваз. Буби, как до сих пор нежно | ||
+ | называет его Нора Густавовна. | ||
+ | Осенью 1941-го всем немцам Грузии в двадцать четыре часа велено было покинуть | ||
+ | родные, любимые места. Мать Норы с детьми оказались в Казахстане. | ||
+ | Норе разрешили остаться как жене грузина. Начались | ||
+ | |||