...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


розенель-альфредова_елизавета_альфредовна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна [2014/06/08 15:28]
ram3ay
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна [2014/06/08 15:38]
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Розенель-Альфредова Елизавета Альфредовна ​ ====== ====== Розенель-Альфредова Елизавета Альфредовна ​ ======
 +{{ :​rozenel001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1898-1983 **Годы жизни:​** 1898-1983
Строка 14: Строка 15:
  
 **Места ссылки** Мариинск. **Места ссылки** Мариинск.
-====== Биография ​======+===== Биография =====
 Елизавета Альфредовна Альфредова (Розенель) родилась в Чернигове в 1898  году. Елизавета Альфредовна Альфредова (Розенель) родилась в Чернигове в 1898  году.
 По воспоминаниям одного из людей, близко знавших Елизавету Альфредовну,​ отец По воспоминаниям одного из людей, близко знавших Елизавету Альфредовну,​ отец
Строка 33: Строка 34:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-: в файле+Клейн А. "​Клейменые,​ или Один среди одинокихзаписки каторжника" ​  
 + 
 + ​…«Когда я в мизерном клубике соседней зоны поднимался на жалкое подобие сцены, я уже чувствовал себя духовно богаче,​ счастливее. Мечта о большой сцене не покидала меня. Известие о том, что в ближайшие субботу и воскресенье у нас в зоне будет выступать театр Сиблага,​ заставило учащенно забиться мое сердце. 
 +Театр этот стационировался где-то в городе (или в Мариинске,​ или в Кемерово). Играли в нем профессиональные актеры из числа заключенных-малосрочников (до десяти лет) и отдельные вольнонаемные. Говорили,​ что в этом театре года два или три ставил пьесы московский режиссер Любимов,​ но затем добились из Москвы ​его освобождения,​ и он уехал. Очень хвалили артистку Альфредову,​ говорили,​ что она была заслуженной (магия звания и здесь производила впечатление). 
 +И вот они приехали. Сперва в зоне выбрали место в большом бараке;​ разобрали часть нар, чтоб все могли сидеть;​ отделили место для сцены. Повесили порталы (да, да, повесили) и кулисы. 
 +В первый вечер, помню, шла комедия Мдивани «Кто виноват?​»,​ ставившая актуальные проблемы качества отечественной модельной обуви. Сам директор обувной фабрики носил импортные туфли, а потому мало интересовался продукцией своего предприятия. Конечно,​ всю эту «теорию малых дел» все смотрели,​ благо ничего другого в тот вечер не показывали. В первом спектакле я запомнил огромную фигуру директора фабрики. Его роль, как узнал позже, играл руководитель театра,​ почти освободившийся тип, начисто лишенный искры таланта. Но на малюсенькой сцене он выглядел великаном,​ а потому запомнился. 
 +Следующим вечером шла комедия «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского и роль Мамаевой играла Елизавета Альфредова. Это была настоящая Актриса и, насколько могу судить по короткому знакомству,​ прекрасная культурная женщина. Мамаеву она играла так, что я доныне нахожусь под впечатлением созданного ею образа,​ хотя и до войны, и в недавнее время смотрел немало известных актрис в этой роли. Не буду говорить о других исполнителях;​ среди них был вполне приличный пожилой актер, арестованный,​ по его словам,​ за несколько недель до войны в Ленинграде,​ где играл в Большом драматическом театре. Он был по происхождению шведом,​ и этого оказалось достаточным,​ чтобы на всякий случай засадить его за проволоку. Он произвел на меня впечатление милого,​ интеллигентного человека,​ очень усталого и разочарованного,​ а также несколько запуганного. Когда он говорил со мной, то все время оглядывался:​ не подслушивает ли кто, что он беседует с каторжником. 
 +Альфредова имела заслуженный успех. После спектакля,​ пока разбирали декорации,​ я представился Елизавете Альфредовне и вместе с ней около часа гулял по мосткам лагеря,​ беседуя обо всем. Ей тогда было уже за пятьдесят. Передних зубов у нее не было (их выбили на следствии). Перед выступлением она «вставляла себе зубы». Но дикция у нее была превосходная. Она по национальности была немкой;​ играла в Воронеже или Смоленске (уже запамятовал). Во время оккупации работала диктором на местном радио. Но отделалась дешево:​ всего десять лет... Она привлекла меня искренностью,​ простотой,​ интеллигентностью и огромным обаянием. Она рассказывала мне о себе, о театре Сиблага,​ об атмосфере,​ царящей в нем, очень далекой от творческой. А она была Творческой натурой,​ многоопытной и вечно свежей. 
 +Я вкратце рассказал ей о себе. Вполголоса почитал ей по-русски и по-немецки несколько небольших стихотворений. Она смотрела на меня, широко раскрыв глаза: «И вы не в театре!?​». Я объяснил ей, что это невозможно. Она тут же пошла к руководителю,​ но буквально через пять минут вернулась,​ подавленная:​ «Да, вы правы. Пока это невозможно...». 
 + 
 +«… После отъезда театра на душе стало и больнее и светлее. Светлее от знакомства с Альфредовой. Пусть читатели,​ если они будут у этой рукописи,​ не удивляются. Я никогда не смотрел на женщину как на объект страсти. Всю жизнь я любил и люблю женщин за их сердца,​ за бесконечное обаяние,​ за душевную теплоту. Все это я почувствовал к Альфредовой. Это я чувствовал в своих чудесных педагогах по Театральному институту — в Лидии Аркадьевне Левбарг,​ Елене Львовне Финкельштейн,​ Екатерине Михайловне Шереметьевой,​ Евгении Константиновне Лепковской,​ Марии Васильевне Кастальской. Пусть никого не смутит это длинное перечисление. Слишком мало женщин встречается в этой части моих воспоминаний;​ пусть хотя бы это перечисление заполнит невольный пробел... 
 +А я... Я был согласен играть всю жизнь даже в таком театре,​ как этот, и уверен,​ принес бы только пользу и радость людям. «Вы же — мастер художественного слова!» — чуть не вскрикнула Альфредова,​ когда я только прочитал ей первые два стихотворения. Увы, и эта моя мечта стала почти сбываться уже к закату моей деятельности,​ да и то ее осуществлению постоянно мешали недоброжелатели всех рангов,​ не всегда связанных с искусством... 
 +Когда утром следующего дня мы работали на плотине,​ по дороге,​ невдалеке от нас, проехали два грузовика:​ первый — с декорациями,​ второй — с артистами. Мы, оторвавшись от тачек, стали махать им вслед. Из грузовика тоже нам помахали. Я махал полотенцем,​ служившим и платком,​ и повязкой,​ пока грузовик не скрылся в клубах пыли. Не знаю, узнала ли Елизавета Альфредовна в голом по пояс загорелом каторжнике у тачки своего вчерашнего собеседника...» 
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:rozenel005.jpg?​200|}} {{:​rozenel006.jpg?​200|}} {{:​rozenel007.jpg?​200|}}
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна.txt · Последние изменения: 2014/06/08 15:39 — ram3ay