...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


розенель-альфредова_елизавета_альфредовна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна [2014/06/08 15:28]
ram3ay
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна [2014/06/08 15:39] (текущий)
ram3ay [Творчество]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Розенель-Альфредова Елизавета Альфредовна ​ ====== ====== Розенель-Альфредова Елизавета Альфредовна ​ ======
 +{{ :​rozenel001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1898-1983 **Годы жизни:​** 1898-1983
Строка 14: Строка 15:
  
 **Места ссылки** Мариинск. **Места ссылки** Мариинск.
-====== Биография ​======+===== Биография =====
 Елизавета Альфредовна Альфредова (Розенель) родилась в Чернигове в 1898  году. Елизавета Альфредовна Альфредова (Розенель) родилась в Чернигове в 1898  году.
 По воспоминаниям одного из людей, близко знавших Елизавету Альфредовну,​ отец По воспоминаниям одного из людей, близко знавших Елизавету Альфредовну,​ отец
Строка 33: Строка 34:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-: в файле+Клейн А. "​Клейменые,​ или Один среди одинокихзаписки каторжника" ​  
 + 
 + ​…«Когда я в мизерном клубике соседней зоны поднимался на жалкое подобие сцены, я уже чувствовал себя духовно богаче,​ счастливее. Мечта о большой сцене не покидала меня. Известие о том, что в ближайшие субботу и воскресенье у нас в зоне будет выступать театр Сиблага,​ заставило учащенно забиться мое сердце. 
 +Театр этот стационировался где-то в городе (или в Мариинске,​ или в Кемерово). Играли в нем профессиональные актеры из числа заключенных-малосрочников (до десяти лет) и отдельные вольнонаемные. Говорили,​ что в этом театре года два или три ставил пьесы московский режиссер Любимов,​ но затем добились из Москвы ​его освобождения,​ и он уехал. Очень хвалили артистку Альфредову,​ говорили,​ что она была заслуженной (магия звания и здесь производила впечатление). 
 +И вот они приехали. Сперва в зоне выбрали место в большом бараке;​ разобрали часть нар, чтоб все могли сидеть;​ отделили место для сцены. Повесили порталы (да, да, повесили) и кулисы. 
 +В первый вечер, помню, шла комедия Мдивани «Кто виноват?​»,​ ставившая актуальные проблемы качества отечественной модельной обуви. Сам директор обувной фабрики носил импортные туфли, а потому мало интересовался продукцией своего предприятия. Конечно,​ всю эту «теорию малых дел» все смотрели,​ благо ничего другого в тот вечер не показывали. В первом спектакле я запомнил огромную фигуру директора фабрики. Его роль, как узнал позже, играл руководитель театра,​ почти освободившийся тип, начисто лишенный искры таланта. Но на малюсенькой сцене он выглядел великаном,​ а потому запомнился. 
 +Следующим вечером шла комедия «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского и роль Мамаевой играла Елизавета Альфредова. Это была настоящая Актриса и, насколько могу судить по короткому знакомству,​ прекрасная культурная женщина. Мамаеву она играла так, что я доныне нахожусь под впечатлением созданного ею образа,​ хотя и до войны, и в недавнее время смотрел немало известных актрис в этой роли. Не буду говорить о других исполнителях;​ среди них был вполне приличный пожилой актер, арестованный,​ по его словам,​ за несколько недель до войны в Ленинграде,​ где играл в Большом драматическом театре. Он был по происхождению шведом,​ и этого оказалось достаточным,​ чтобы на всякий случай засадить его за проволоку. Он произвел на меня впечатление милого,​ интеллигентного человека,​ очень усталого и разочарованного,​ а также несколько запуганного. Когда он говорил со мной, то все время оглядывался:​ не подслушивает ли кто, что он беседует с каторжником. 
 +Альфредова имела заслуженный успех. После спектакля,​ пока разбирали декорации,​ я представился Елизавете Альфредовне и вместе с ней около часа гулял по мосткам лагеря,​ беседуя обо всем. Ей тогда было уже за пятьдесят. Передних зубов у нее не было (их выбили на следствии). Перед выступлением она «вставляла себе зубы». Но дикция у нее была превосходная. Она по национальности была немкой;​ играла в Воронеже или Смоленске (уже запамятовал). Во время оккупации работала диктором на местном радио. Но отделалась дешево:​ всего десять лет... Она привлекла меня искренностью,​ простотой,​ интеллигентностью и огромным обаянием. Она рассказывала мне о себе, о театре Сиблага,​ об атмосфере,​ царящей в нем, очень далекой от творческой. А она была Творческой натурой,​ многоопытной и вечно свежей. 
 +Я вкратце рассказал ей о себе. Вполголоса почитал ей по-русски и по-немецки несколько небольших стихотворений. Она смотрела на меня, широко раскрыв глаза: «И вы не в театре!?​». Я объяснил ей, что это невозможно. Она тут же пошла к руководителю,​ но буквально через пять минут вернулась,​ подавленная:​ «Да, вы правы. Пока это невозможно...». 
 + 
 +«… После отъезда театра на душе стало и больнее и светлее. Светлее от знакомства с Альфредовой. Пусть читатели,​ если они будут у этой рукописи,​ не удивляются. Я никогда не смотрел на женщину как на объект страсти. Всю жизнь я любил и люблю женщин за их сердца,​ за бесконечное обаяние,​ за душевную теплоту. Все это я почувствовал к Альфредовой. Это я чувствовал в своих чудесных педагогах по Театральному институту — в Лидии Аркадьевне Левбарг,​ Елене Львовне Финкельштейн,​ Екатерине Михайловне Шереметьевой,​ Евгении Константиновне Лепковской,​ Марии Васильевне Кастальской. Пусть никого не смутит это длинное перечисление. Слишком мало женщин встречается в этой части моих воспоминаний;​ пусть хотя бы это перечисление заполнит невольный пробел... 
 +А я... Я был согласен играть всю жизнь даже в таком театре,​ как этот, и уверен,​ принес бы только пользу и радость людям. «Вы же — мастер художественного слова!» — чуть не вскрикнула Альфредова,​ когда я только прочитал ей первые два стихотворения. Увы, и эта моя мечта стала почти сбываться уже к закату моей деятельности,​ да и то ее осуществлению постоянно мешали недоброжелатели всех рангов,​ не всегда связанных с искусством... 
 +Когда утром следующего дня мы работали на плотине,​ по дороге,​ невдалеке от нас, проехали два грузовика:​ первый — с декорациями,​ второй — с артистами. Мы, оторвавшись от тачек, стали махать им вслед. Из грузовика тоже нам помахали. Я махал полотенцем,​ служившим и платком,​ и повязкой,​ пока грузовик не скрылся в клубах пыли. Не знаю, узнала ли Елизавета Альфредовна в голом по пояс загорелом каторжнике у тачки своего вчерашнего собеседника...» 
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:rozenel005.jpg?​200|}} {{:​rozenel006.jpg?​200|}} {{:​rozenel007.jpg?​200|}}
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+{{:rozenel002.jpg?​200|Фрагмент из спектакля «Мария Тюдор»}} {{:​rozenel003.jpg?​200|Сцена из спектакля. Справа Ползикова Е.А.}} {{:​rozenel003.jpg?​200|Коллектив театра. Во втором ряду четвертая слева ​ Е.А. Альфредова.}} 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
розенель-альфредова_елизавета_альфредовна.1402226925.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/08 15:28 — ram3ay