...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


топилин_всеволод_владимирович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
топилин_всеволод_владимирович [2014/06/18 10:10]
ram3ay создано
топилин_всеволод_владимирович [2014/06/18 10:17]
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Топилин Всеволод Владимирович ====== ====== Топилин Всеволод Владимирович ======
 +
 +**Годы жизни:​** 1908–1970
 +
 +**Место рожд.:​**
 +
 +**Образование:​**
 +
 +**Годы ссылки:​** 1945-
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован,​ приговор - 10 лет ​ ИТЛ.
 +
 +**Род деятельности** музыкант.
 +
 +**Места ссылки** Игарка.
 +
 +===== Биография =====
 +Ученик Г. Г. Нейгауза и др. Концертную ​ деятельность начал в 1929. В 1930-1941
 +аккомпаниатор Д. Ф. Ойстраха,​ выступал также с советскими (М. Б. Полякин,​ З. П.
 +Лодий и др.) и зарубежными (М. Марсшаль и др.) исполнителями. Преподавал,​ в т.
 +ч. в 1954-56 в Красноярске,​ с 1956 - в Харькове,​ с 1962 - в Киевской конс. (доцент,​
 +зав. кафедрой спец. фп.) участник международных музыкальных конкурсов,​ первый
 +аккомпаниатор Давида Ойстраха. Ушел добровольцем в московское ополчение,​
 +попал в плен. На родине получил 10 лет лагерей. После расформирования театра в
 +Ермаково этапирован в режимный лагерь № 7 Озерлага,​ там стал фельдшером (что
 +спасло его от гибели). После освобождения работал в Красноярской филармонии.
 +Пианист Всеволод Топилин — первый аккомпаниатор знаменитого скрипача
 +Ойстраха (лагерным сроком ему аукнулось пребывание в немецком плену). Даже в
 +течение тех четырех лет неволи,​ пока не попал в театр, Топилин упорно репетировал
 +— без инструмента:​ на нарисованной клавиатуре разучивал концерты по нотам,
 +которые Ойстрах присылал ему в зону.
 +
 +В 1930-1941 -  аккомпаниатор Д. Ф. Ойстраха,​ выступал также с М. Б. Полякиным,​
 +З. П. Лодий, М. Марешаль и другими исполнителями. Был репрессирован
 +сталинским режимом. Преподавал: ​ в 1954-1956 -  в Красноярске,​ с 1956 - в
 +Харькове,​ с 1962 - в Киевской консерватории - доцентом,​ зав. кафедрой
 +специального фортепиано. Умер в 1970 г.
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{ :​topilin001.jpg?​200|:​ в файле}}
 +
 +===== Рецензии =====
 +   « Яркий след в памяти многих музыкантов 50-х годов оставил Всеволод Владимирович Топилин,​ воспитанник Г.Г. Нейгауза,​ концертмейстер великого Давида Ойстраха. Во время войны он попал в плен, а после освобождения был репрессирован и многие годы провел в лагерях. В 1954 году после освобождения он попал в Красноярск. Человек энциклопедических знаний,​ владевший огромным фортепианным репертуаром,​ он на уроках музыкальной литературы иллюстрировал все сонаты Скрябина и Прокофьева,​ прелюдии Дебюсси,​ тогда еще не знакомые провинциальным слушателям,​ давал сольные концерты,​ консультировал молодых пианистов»
 +                                                                      Красноярский колледж искусств (Интернет)
 +
 +
 +%%Статья: ​
 +Виктор Герасимов. "​Андреевский спуск",​ книга стихов,​ Библиотека журнала "​Дніпро",​ Киев, 1998 г. 
 +ТАК С ЭПОХОЙ НАДО СЛИТЬСЯ,​ ЧТОБЫ МУЗЫКА БЫЛА ​
 +Впечатления от книги с бесхитростным названием
 +Игорь ЛАПИНСКИЙ ​
 +... Сокровенные строки Виктора Герасимова очень часто посвящаются людям, незаслуженно забытым,​ как бы искупляя некую, ставшею,​ увы, обыденной,​ несправедливую привычку забывания людей, не успевших за жизнь короткую свою увековечить себя в мраморе и в бронзе.
 +К таким Личностям с большой буквы относится пианист Всеволод Владимирович Топилин,​ человек-легенда,​ проживший чрезвычайно тяжёлую и в то же время значительную жизнь: "​Словно клавиши рояля, Чёрно-белая Судьба"​. В книге "​Андреевский спуск"​ ему посвящено большое поэтическое произведение,​ названное автором "​Новеллой"​. Конкретные события и факты биографии пианиста вынесены за скобки повествования. В качестве краткого комментария можно перечислить несколько из них.
 +Ученик и ассистент Генриха Нейгауза В.В.Топилин в довоенное время в дуэте со скрипачом Давидом Ойстрахом много гастролировал,​ снискав себе известность не только в СССР, но также во многих европейских странах. Зимой 1941 г. В.В.Топилин уходит в московское ополчение,​ и, попав в плен, оказывается в немецком концлагере. Благодаря своей известности в качестве музыканта В.В.Топилин уцелел в аду концлагеря,​ затем -- был освобождён и, находясь на территории фашистской Германии,​ получил статус "​остербайтера"​ -- так называемого восточного рабочего. Работал органистом,​ выступал с сольными концертами как пианист. В 1945 г. скоропалительным советским военным судом "за измену Родине"​ был приговорён к расстрелу и три дня провёл в камере смертников,​ ежеминутно ожидая расправы. Поседел весь, как лунь. "Не пробьётся даже в снах жуть молчального застенка,​ где прописан был Исбах и Дмитревский,​ и Губенко."​
 +Приговор заменили длительным сроком. Семь лет лагерей на Колыме не сломили талантливого человека. "​...Но Топилин был толковей. И у тех колючих стен полюбил его Бетховен,​ благодарен был Шопен. В назиданье всем вокруг он "​хранил своё терпенье",​ этот сердца сладкий стук, жизни жадное биенье."​ Затем -- реабилитация,​ преподавательская работа в Харьковской,​ спустя некоторое время -- заведование фортепианной кафедрой в Киевской консерваториях. Умер В.В.Топилин в 1970 г., оставив после себя целую школу незаурядных музыкантов.
 +В "​Новелле"​ о В.В.Топилине В.Герасимову удались,​ по крайней мере, две вещи. Первая из них -- созданье полноценного образа музыканта-интеллектуала,​ любимца учеников и публики:​ "​Как играл он! С чем сравнить?​ -- Чёрный кобальт выбираю,​ мрамор красный,​ малахит...Колыханье мантий,​ шалей...Гёте...Сретенье...Камин... Звон монаший двух бокалов,​ а наутро вдруг -- один!"​ И вот это извечное одиночество,​ не одной лишь биографией обусловленное,​ в "​Новелле"​ отражено многократно и убедительно. Потому что это -- классическое одиночество художника,​ маэстро,​ в своём искусстве добравшегося до таких высоких,​ ледяных вершин,​ откуда отставших попутчиков давным-давно уже и не видно.
 +http://​sotyjornal.narod.ru/​soty2/​rec/​lap.htmlУченик и ассистент Генриха Нейгауза В.В.Топилин в довоенное время в дуэте со скрипачём Давидом Ойстрахом много гастролировал,​ снискав себе известность не только в СССР, но также во многих европейских странах. Зимой 1941 г. В.В.Топилин уходит в московское ополчение,​ и, попав в плен, оказывается в немецком концлагере. Благодаря своей известности в качестве музыканта В.В.Топилин уцелел в аду концлагеря,​ затем был освобождён и, находясь на территории фашистской Германии,​ получил статус "​остербайтера",​ так называемого восточного рабочего. Работал органистом,​ выступал с сольными концертами как пианист. В 1945 г. скоропалительным советским военным судом "за измену Родине"​ был приговорён к расстрелу и три дня провёл в камере смертников,​ ежеминутно ожидая расправы. Поседел весь, как лунь. "Не пробьётся даже в снах жуть молчального застенка,​ где прописан был Исбах и Дмитревский,​ и Губенко."​
 +Приговор заменили длительным сроком. Семь лет лагерей на Колыме не сломили талантливого человека. ​ "​...Но Топилин был толковей. И у тех колючих стен полюбил его Бетховен,​ благодарен был Шопен. В назиданье всем вокруг он "​хранил своё терпенье",​ этот сердца сладкий стук, жизни жадное биенье." ​  ​Затем ​ -  реабилитация,​ преподавательская работа в Харьковской,​ спустя некоторое время ​ - заведование фортепианной кафедрой в Киевской консерваториях. Умер В.В.Топилин в 1970 г., оставив после себя целую школу незаурядных музыкантов.
 +
 + ​«Пианист с европейски известным именем,​ ближайший аккомпаниатор одного из ведущих скрипачей страны (пианист Всеволод Топилин,​ первый аккомпаниатор Давида Ойстраха),​ отбывал 10-летний срок за то, что из ополченченской дивизии попал в плен и там... не подох с голоду. Известно,​ немцы высоко ценят хорошую музыку. Узнав, что пленный солдат является музыкантом-виртуозом,​ допустили его к инструменту. Закрытые выступления этого пианиста для узкого круга слушателей стали сенсацией. В конце концов,​ незадолго до падения рейха, его выпустили из лагеря и дали возможность концертировать для публики,​ в том числе для русских военнопленных,​ немецких вдов и сирот.
 +Домой, в Россию,​ он возвратился по доброй воле, получив заверения советских органов,​ что на его ограниченную концертную деятельность в Германии никаких косых взглядов не будет. По прибытии в Москву он был, однако,​ вскоре арестован,​ судим и отбывал срок на общих основаниях,​ пока заключенным театральным работникам не удалось,​ после нелегких хлопот,​ перевести его в свой "​ансамбль"​. Положение его было, однако,​ непрочным и, в конце концов,​ политотдел отослал его в суровый режимный лагерь - Тайшетский (но это произошло полугодом позже). ​
 +В ту новогоднюю ночь пианист перехватил спиртного. Опекавшая его певица Дора (театральная прима) оттащила своего подопечного от концертного "​Бехштейна"​ и увела на сцену, со всех сторон укрытую в тот час от недобрых взоров двойным занавесом. Рональд во время одного из своих обходов заглянул к ним с бокалом шампанского - чокнуться и сказать что-то ободряющее. ​
 +Пианиста била судорога. С перекосившимся лицом он рвался из мягких женских рук и глухо стонал. Рональд заметил на полу клочки разорванного портрета товарища Сталина! ​
 +- Кот уссатый...- стонал музыкант.- Кот п-р-р-окля-тый! Душитель мира и миллионов! Кот ус-с-атый... Безродный грузинский выб..... Палач! Крокодил окаянный! Издох бы он завтра - и все в мире переменилось бы! 
 +Побелевшая от страха прима то кидалась поднимать обрывки портрета,​ то зажимала рот возлюбленному,​ то беспомощно,​ в слезах,​ молила Рональда взглядом не обращать внимания на слова обезумевшего. Ведь он нарушал основное,​ золотое советское правило осторожности:​ говорить с долей откровенности можно только вдвоем! Третий - уже свидетель! Для будущего следствия! ​
 +Рональд быстро убрал со сцены опасные улики, спросил,​ где "​крокодил"​ висел (оказалось,​ в костюмерной),​ попытался успокоить расходившегося друга. ​
 +- Слушай,​ - говорил он тихо и убедительно,​ - неужели ты всерьез считаешь,​ будто этот грузинский урка на самом деле главный воротила нашего бедлама?​ Он просто выставлен,​ экспонирован,​ как идол у язычников,​ сделан объектом поклонения оглупленного народа. Боюсь, что даже если и околел бы - ничего у нас не улучшится. ​
 +Пароксизм,​ видимо,​ смягчился,​ из глаз пианиста уходило безумие ненависти,​ он начинал понимать,​ что ему говорил Рональд. Но это снова вызвало его яростный протест! ​
 +- Нет, нет! Обязательно улучшится! Если бы немцам удалось покушение 20 июля на фюрера,​ произошла бы смена фашистского божка, и это принесло бы перемены. Наш красный фашизм тоже изменился бы с уходом "​крокодила"​. Нас бы не стали больше держать здесь; всё это он! Лагеря - он! Голод - он! Ссылка целых народов - он! Издохнет - будет по-другому. ​
 +- Ну, дай-то Бог. Только я боюсь в это верить. Саму систему надо перетряхивать,​ вот что я понял, наконец! Только,​ брат, давай скорее ложись в артистической,​ а Дорочка с тобой посидит... "​Крокодила"​ в костюмерной я сейчас заменю - у меня один лишний в запасе лежит. ​
 +...На "​Сильве",​ доведенной до генеральной репетиции,​ политотдел 503-й стройки добился закрытия театра. Примечательной была преамбула к этому постановлению,​ вынесенному комиссией:​ "​Признать театр Музкомедии Ансамбля КВО лучшим музыкальным театром в Красноярском крае..."​ Постановление заканчивалось пунктом о немедленном закрытии сего театра,​ ввиду создания излишнего авторитета заключенным исполнителям и т.д. Здание театра передавалось самодеятельному коллективу лесозавода. Артистов же разогнали по колоннам (в системе ГУЛЖДС лагеря,​ или ОЛПы, принято было называть колоннами),​ на общие подконвойные работы. Их, в сущности,​ ни в чем не обвиняли! Просто сочли недопустимым привлекать к ним внимание,​ симпатии и даже любовь игарских граждан. ​
 +А неделей позже здание театра,​ внезапно охваченное огнем, начиная с чердака,​ сгорело дотла. Природа поистине не терпит пустоты! Как подозревали,​ подожгли театр детдомовцы,​ любившие детские утренники. Несомненно,​ этот подвиг явился как бы своеобразной данью любви к обожаемым артистам и пренебрежения к топорной самодеятельности с лесозавода.» ​                                          ​Штильмарк ​                                                                                                
 +                                                                                                    ​
 +Отрывок из рассказа Кравец Н. С. Шесть лет "​режима"​ // Озерлаг:​ как это было / сост. и авт. предисл. Л. С. Мухин. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во,​ 1992. - С. 187-202. http://​www.sakharov-center.ru/​asfcd/​auth/​auth_pagesce18.html?​Key=8272&​page=187
 +Все прошло благополучно,​ и начальство так и не узнало,​ что «контрики» отметили советский праздник.
 +После той «глубинки» почти весь контингент был вывезен в больницу. Надо ли пояснять причину?​ Миновав это оздоровительное учреждение,​ я с небольшим числом женщин попала на тайшетскую пересылку. Вот там я и встретила Всеволода Топилина,​ прибывшего с Севера (кажется,​ с Игарки). Великолепный пианист,​ ученик Г. Ненгауза,​ до войны он аккомпанировал Да виду Ойстраху. С того времени я помнила этого элегантного и обаятельного человека. Ныне же втайне ахнула,​ увидев его, совершенно седого,​ с коротким ежиком волос, небритого,​ в замызганном ватнике. Поначалу общение было очень тяжелым:​ Топилин был замкнут,​ неохотно шел на контакт. Спустя несколько дней он как-то отогрелся,​ стал изредка шутить. Однажды рассказал мне свою поразительную одиссею—об ополчении,​ об окружении и плене, о возвращении в Москву и аресте прямо на Белорусском вокзале. И 25 лет лагерей особого режима за «измену родине»! (Д. Гранин упоминал в «Зубре» о том, что Н. Тимофеев-Ресовский укрывал Топилина у себя в Берлине в конце войны.)
 +На пересылке попытались организовать концертную бригаду. Топилин старался освоить аккордеон,​ и это оказалось для него поистине мучительной процедурой:​ слабый,​ истощенный,​ он попросту не в силах был растягивать меха инструмента. Пальцы правой руки уже начинали свободно бегать по клавиатуре,​ но левая ничего не могла поделать. Однако случилось чудо: в зону откуда-то привезли старенькое пианино с треснувшей декой и оголенными коричневыми клавишами. Его поставили в клубе. Топилин сел играть. О том, что это был вальс Шопена,​ я догадывалась только по ритму и глядя на руки пианиста. Звучало же что-то нелепое... И опять помогло чудо,​—сколько их было в лагерях благодаря тому, что каждый из них являл собой вавилонское столпотворение наций, профессий,​ дарований,​ интеллектов! Был у нас удивительный человек,​ настоящий народный умелец—Алексей Бенедиктович Дорофеев из Прокопьевска. В его каморку-мастерскую «вольняшки» таскали для починки самые разнообразные
 +- 197 - 
 +предметы,​ и он умудрялся все налаживать. Так вот, этот Леня, как его все звали, кинулся чинить пианино. Раздобыл старую,​ но крепкую боковую доску, смастерил новый вирбельбанк (колгодержатель),​ просверлил отверстия для колков,​ натянул струны. Когда все было смонтировано и изготовлен ключ, началась настройка. Мы с Топилиным приступили к священнодействию. Оба вспоминали давно забытые,​ да и не усвоенные в свое время в консерватории законы темперации,​ тщательно выстраивали квинты и октавы,​ и, конечно,​ результат «не сошелся». Все же постепенно мы достигли удовлетворительного строя,​— но наутро он опустился. Начали все снова. И вот наступил счастливый миг. Кое-какие ноты у нас были, и мы в эйфории играли подряд все — «Славянские танцы» Дворжака и Концерт Мендельсона,​ «Цыганские напевы» Сарасате и концерты Чайковского и Кабалевского.
 +Пианино доставили в клуб, был разрешен концерт. Программу готовили наспех:​ у нас с Топилиным был необычный номер: мы играли «Размышление» из оперы Массне «Таис»,​ и под эту музыку рядом с нами танцевала свою импровизацию прелестная молодая балерина,​ работавшая ранее в театре Будапешта,​ Долли Таквариан-Преч (через год она умерла после операции в лагерной больнице).
 +Забыв, что здесь все живут одним днем, мы уже полны были творческих планов... Но на следующее же утро пианино увезли. Теперь,​ в исправленном виде, оно понадобилось начальнику для его детей.
 +А еще через несколько дней мы снова разъехались по трассе. Топилина я еще раз мельком видела в Москве в конце 50-х годов. Он преподавал в Харькове,​ затем в Киевской консерватории. Но прошлое тяготело над ним, он не мог жить по обычным человеческим меркам и ушел из жизни сознательно...
 +Читателю,​ имеющему терпенье просмотреть мои записи до конца, может, вероятно,​ показаться,​ что жизнь музыканта в лагерях состояла преимущественно из забавных случаев и вообще не была особенно мрачной. Поэтому еще раз прошу понять,​ что я намеренно пишу о редких просветах,​ вдруг возникавших на общем фоне постоянного тяжелого физического труда и быта. Об этом сейчас много пишут в прессе.
 +%%
 +
 +
 +
 +===== Источники =====
 +
 +%%1. Кравец,​ Н. С. Шесть лет "​режима"​ / Н. С. Кравец // Озерлаг:​ как это было / сост. и авт. предисл. Л. С. Мухин. - Иркутск : Вост.- Сиб. кн. изд-во,​ 1992. - С. 187-202.
 +%%
 +
 +
 +2. http://​www.sakharov-center.ru
 +
 +
 +
 +3. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
 +
  
топилин_всеволод_владимирович.txt · Последние изменения: 2014/06/18 10:18 — ram3ay