...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


черкасов_алексей_тимофеевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
черкасов_алексей_тимофеевич [2014/07/02 07:26]
ram3ay создано
черкасов_алексей_тимофеевич [2014/07/02 07:39] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Черкасов Алексей Тимофеевич ====== ====== Черкасов Алексей Тимофеевич ======
 +{{ :​chercasov001.gif?​200|}}
 +
 +**Годы жизни:​** 1915-1973
 +
 +**Место рожд.:​** д. Потапово Даурской волости Енисейской губ.
 +
 +**Образование:​**
 +
 +**Годы ссылки:​** 1942-1943
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован 11.11.1937 г. Приговор - 10 лет лишения свободы (по ст. 58-10).
 +Повторно арестован 21.03.1942 г. (по ст.11 УК РСФСР: применение мер медицинского характера).
 +
 +**Род деятельности** писатель.
 +
 +**Места ссылки** Минусинск.
 +===== Биография =====
 +%% А.Т. Черкасов родился в июне 1915 года в деревне Потапово,​ Даурской волости,​
 +бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье (в 1960-е годы деревня исчезла
 +под водами Красноярского водохранилища). Побывал в детдомах Минусинска и
 +Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте,​ затем
 +уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе Черкасов
 +задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского
 +края и северного Казахстана... В северном Казахстане в 1937 году Черкасов и был в
 +первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах,​ лагерях.
 +Освобожден был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти
 +драматические годы были утрачены рукописи двух первых романов Черкасова
 +"​Ледяной покров"​ и "​Мир,​ как он есть"​. После Минусинской и Абаканской тюрем
 +Черкасов оказался в Красноярске. Будущая жена его, Полина Дмитриевна,​
 +вспоминает:​ "​Приехал. А здесь снова донос, гнусные измышления о том, что он вовсе
 +не писатель Черкасов,​ а какой-то проходимец,​ выдающий себя за такового. Дело
 +дошло до того, что Алексей Тимофеевича упрятали в психбольницу..."​ Сама Полина
 +Дмитриевна в те годы работала военным цензором. Знакомство ее с писателем
 +вначале было заочным - через нее проходила переписка многих людей, в том числе и
 +его письма к матери. Из них она узнала про его нелегкую судьбу,​ узнала,​ что его
 +беспардонно — "​шизофреник!"​ - выставили из редакции газеты "​Советская
 +Хакасия"​. И вот уже здесь, в Красноярске,​ засунули в "​психушку"​. Узнав все это,
 +Полина Дмитриевна отправились к нему на свидание,​ увидела вполне здорового,​
 +красивого молодого человека и поставила перед собой цель: вызволить его оттуда,​
 +во что бы то ни стало! Вспыхнувшее чувство любви и сострадания к невинно
 +страдающему человеку потребовало многих жертв: родные от нее отвернулись,​ с
 +работы выгнали. И все же любовь выстояла. Они поженились.
 +"В стороне сибирской"​ - так называлась первая книга повестей и рассказов
 +Черкасова;​ она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "​День начинается
 +на Востоке",​ "​Синь-тайга",​ "​Лика",​ "​Ласточка"​ и другие. Однако прославила и ввела
 +его имя в мировую литературу трилогия,​ включающая романы "​Хмель",​ "​Черный
 +тополь"​ и "​Конь рыжий"​ с общим подзаголовком "​Сказание о людях тайги"​.
 +Популярность у трилогии была невероятной,​ вскоре она уже перешагнула пределы
 +страны. Произведения Черкасова были переведены на многие языки, издавались в
 +Югославии,​ ГДР, Бразилии...
 +В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьей в Крым, а 13 апреля 1973 года
 +умер в Симферополе от сердечного приступа.
 +Почти 100 лет прошло со дня рождения А.Т. Черкасова... Сменялись поколения,​
 +вожди и эпохи, но читатели по-прежнему с удовольствием читают и перечитывают
 +его увлекательные литературные творения,​ в которых безграничная вера в добро,
 +которое обязательно восторжествует. Писатель эту веру выстрадал всей своей
 +жизнью. Наконец-то наступило время сбывшихся надежд писателя,​ жаль только,​ что
 +сам он не дожил до этого времени.
 +Рецензии:​ Алексей Черкасов и его сказания о людях тайги
 +Творчество Алексея Тимофеевича Черкасова отличает внутреннее единство. Оно и в
 +глубинном чувстве родного края, присущем «Синь-тайге»,​ «Ласточке»,​ роману
 +«День начинается»,​ и в неразрывности личной судьбы его героев с природой и
 +историей Сибири,​ и в нерасторжимости всего мира их взглядов,​ мыслей,​ настроений,​
 +их труда с сибирской действительностью. При этом «сторона сибирская»
 +представлена А. Черкасовым в совершенно конкретном и неповторимом облике. Это
 +Сибирь енисейская:​ могучий красавец Енисей,​ енисейская тайга, приенисейские
 +города и села, главный город — Красноярск.
 +Все в произведениях Черкасова узнаваемо,​ все рождает живое ощущение
 +удивительной красоты,​ масштабности и богатства этого края. И если читателя-
 +сибиряка его книги привлекают именно этой узнаваемостью изображенных в них
 +мест, лиц, событий,​ бесконечно возникающими здесь прототипическими
 +обстоятельствами,​ то интерес читателя за пределами Сибири они вызовут свежестью
 +материала,​ неожиданностью ситуаций,​ неповторимостью тех жизненных судеб и
 +человеческих отношений,​ которые складываются в своеобразных условиях «стороны
 +сибирской»,​ ее приенисейских,​ присаянских просторов.
 +Одним словом,​ А. Черкасов — писатель до чрезвычайности сибирский,​ плоть от
 +плоти сурового и прекрасного края. «Родился на Енисее,​ — сообщает о себе
 +писатель в автобиографии,​ — в маленькой деревушке .Потаповой Даурской волости
 +в семье крестьянина-бедняка— вернее:​ ремесленника — в 1915 году. Дед мой,
 +Зиновий Андреевич Черкасов,​ на воспитании которого я находился в раннем детстве,​
 +был человеком образованным;​ книжником в некотором роде. По его рассказам,​ он
 +происходил из ссыльных каторжан. Будто бы дед его, а мой прапрадед,​ Константин
 +Петрович,​ был участником восстания декабристов,​ затем был сослан на вечное
 +поселение в Сибирь... Хорошо помню, что у деда Зиновия хранилась какая-то
 +родовая древняя книга и любимыми песнями деда были песни каторжан».
 +О роли деда в своей творческой биографии А. Черкасов скажет самые теплые,​
 +проникновенные и благодарные слова. Дед был книжником,​ атеистом,​ прекрасным
 +рассказчиком,​ человеком,​ постоянно подталкивающим внука к творчеству:​
 +«Сочинять начал очень рано, — вспоминает писатель. — Еще в детском возрасте лет
 +7—8 я сочинял стихи и записывал их в церковные книги, которые мне доставал
 +Зиновий Андреевич. Фактически стихи писали вдвоем:​ я и дедушка. Дед потом читал
 +эти стихи в сельской сборне,​ как церковные псалмы,​ что вызывало всеобщий смех.
 +Так дед воевал с религией. Позднее,​ когда мы рыбачили на Енисее,​ дед говорил мне о
 +таинствах великой реки, о природе и более всего — о значении художественного
 +слова. Сам он никогда не говорил без сочных эпитетов,​ сравнений,​
 +словообразований. Он знал множество жизненных историй каторжан,​ беглых людей,
 +ссыльных и всегда охотно рассказывал их. Сказок не терпел. В его преломлении
 +будничная жизнь превращалась в сказку. .
 +..Никогда,​ ни до, ни после, никто на меня не имел такого влияния,​ как дед, Зиновий
 +Андреевич».
 +До чрезвычайности ценный материал для понимания творческих корней писателя А.
 +Черкасова дает его повесть «Ласточка»,​ в содержании которой многое восходит к его
 +подлинной биографии,​ к действительным фактам его жизни.
 +Со страниц ее встает образ босоногого,​ задиристого мальчишки,​ живущего в
 +енисейской деревне с дедом и матерью,​ рано познавшего все тяготы бедной
 +крестьянской семьи, но не утратившего при этом детской непосредственности и
 +жизнерадостности.. Из повести читатель узнает,​ что дед Алехи при царе был
 +волостным писарем и, следовательно,​ редким на деревне грамотеем,​ что «у дедушки
 +дедушка каторгу отбыл» и что поэтому род их восходит к сосланному в Сибирь
 +декабристу «какому-то мичману гвардейского экипажа,​ разжалованному и
 +осужденному за участие в восстании против царя». Автобиографичны и другие
 +факты из жизни героя: и то, что, желая видеть внука настоящим человеком,​ дед
 +посоветовал матери отдать его в минусинскую коммуну «Соха и молот»,​ и то, что,
 +будучи тринадцатилетним,​ Алеха выдавал себя за пятнадцатилетнего,​ и то, как
 +позднее стал студентом ' Красноярского агропедагогического института.
 +Но дело не столько в этой верности внешним вехам биографии А. Черкасова,​
 +сколько в соответствии внутреннего мира героя духовным и нравственным исканиям
 +писателя.
 +Как многое,​ оказывается,​ в его ребячьем поведении,​ его детском отношении к миру и
 +людям уже предопределяло облик будущего писателя,​ уже предвещало появление
 +на свет натуры талантливой и незаурядной! И в том, как, не вынося жизненной
 +скуки, жадно тянется он ко всему яркому и интересному,​ и в страсти к
 +необыкновенным приключениям,​ и в поступках,​ полных озорства,​ смелости,​ вызова
 +одновременно и религиозному ханжеству,​ и мещанской благопристойности,​ и в
 +дерзких мечтах,​ когда вырастет,​ «Пушкиным стать или пароходы строить»,​ и в
 +осознании притягательной силы красоты,​ в чем бы она ни проявлялась — искусстве,​
 +природе,​ людях; и в пристрастии к стихам великого поэта, и в свободолюбии,​
 +усвоенном от деда, и в том особенном ощущении неразрывности своей с енисейской
 +историей и природой — во всем этом и во многом другом,​ чем наделен герой,
 +прорастает личность писателя,​ ставшего затем автором «Синь-тайги»,​ романа «День
 +начинается»,​ сказаний «Хмель»,​ «Черный тополь»,​ «Конь Рыжий». Связывая
 +воедино поэтический рассказ о детских и отроческих годах Алехи и реальный облик
 +писателя Алексея Черкасова,​ мы верим, что черты характера одного могут стать
 +чертами творчества другого,​ ясно представляем себе, как жизненные принципы
 +воплощаются в принципы эстетические,​ житейская незаурядность переплавляется в
 +писательский талант.
 +Время, когда А. Черкасов вступил в сознательную жизнь, было трудным и
 +неспокойным. Поэтому-то и не удалось завершить учебу в институте:​ жизнь позвала
 +к активному участию в ее делах и событиях. В 1931 году, будучи студентом 3-го
 +курса, А. Черкасов вызвался ехать добровольцем на работу в деревню и стал
 +уполномоченным Минусинского окружкома комсомола по вопросам
 +коллективизации и ликвидации кулачества. В 1932 году комсомол направил его в
 +только что созданную Тюльковскую машинно-тракторную станцию Восточно-
 +Сибирского трактороцентра. Юноше не было и 18 лет, когда он стал главным
 +агрономом совхоза,​ взяв на свои плечи дело новое, неизведанное и ответственное:​
 +«Нам всем в ту пору приходилось и учиться,​ и работать. Дело было новое. Изучали
 +и трактора,​ и технику ведения севооборота,​ и агрономию,​ и биологию. Учились
 +заочно и очно; на семинарах,​ на курсах,​ без отрыва от производства,​ а более всего —
 +на личном производственном опыте.
 +15-летний стаж работы в сельском хозяйстве дал мне богатейший материал
 +наблюдений над жизнью,​ над преломлением социалистических основ в сознании
 +простых людей».
 +Мечта о писательском труде не оставляла А. Черкасова. Накопленный жизненный
 +материал и природная творческая Фантазия,​ объединившись вместе,​ требовали
 +выхода. Уже в начале 30-х годов он принимается за работу над большим романом из
 +истории революционного движения Сибири. В 1933 году «Леляной покров» был
 +завершен и отослан по адресу:​ «Москва. Максиму Горькому». Вскоре молодой
 +автор был приглашен в Москву,​ где произошла его встреча с великим писателем и
 +его женой М. Ф. Андреевой,​ а затем и с А. Н. Толстым. Роман был принят
 +благосклонно,​ после доработки рукопись его готовилась к двухтомному изданию,​
 +как неожиданно- грянула беда. По ложному обвинению писатель был арестован,​
 +рукопись его книги изъята из издательства,​ а потом и вообще затерялась. Судьба как
 +бы испытывала А. Черкасова на прочность писательского призвания. Еще не раз в
 +жизни придется столкнуться ему со злом и неправдой,​ еще не раз обстоятельства
 +окажутся сильнее и возьмут верх над высокими жизненными целями и еще не одну
 +рукопись постигнет неудача. Ведь вот так же до издательской работы удалось
 +довести роман «Мир. как он есть», посвященный времени от гражданской войны в
 +Сибири до победы коллективизации,​ но стать книгой не довелось и ему. Был
 +«заредактирован насмерть» роман «Славия». Но писатель не отдает себя во власть
 +неверия и отчаяния. Воля к творческому труду и желание обрести своего читателя
 +одержат в конце концов победу над всеми злоключениями и невзгодами. В 1944 году
 +увидели свет его первые произведения:​ в издательстве «Советский писатель» -
 +вышла книга «В стороне Сибирской»,​ в журнале «Октябрь» был опубликован роман
 +«День начинается на востоке». Впереди ждала работа над «Хмелем»,​ «Черным
 +тополем»,​ «Конем Рыжим».
 +Необычайно интересна биография трилогии,​ удивительна и сложна ее творческая
 +история. Разгадать ее полностью,​ распутать все ее узлы и переплетения стоит
 +большого труда, само по себе является большой исследовательской задачей. Из трех
 +частей «Сказаний о людях тайги» наиболее популярным у читателя и освещенным в
 +критике является «Хмель». Началом «Хмеля» послужили главы, напечатанные в
 +журнале «Сибирские огни» в 1957 году. Затем под тем же названием произведение
 +появилось в журнале «Нева» в 1961 году. И это уже были не главы, а целый,
 +композиционно завершённый роман, повествующий о послевоенной жизни
 +приенисейской таежной деревни. Главными его героями были Демид Боровиков и
 +Анисья Головня,​ в драматических поворотах судьбы и сильных характерах которых
 +угадывались черты биографии и личности самого писателя.
 +Сравнение двух журнальных вариантов «Хмеля» убеждало в том, что хотя время и
 +место действия,​ а также многие герои в них совпадали,​ различия между ними были
 +столь велики,​ что невольно возникал вопрос:​ да тот ли это роман? «Хмель>​ ли это?
 +И вот уже тогда перед читателем в полной мере стали раскрываться особенности
 +творческой манеры писателя,​ обладающего неистощимым даром фантазии,​ в
 +достоверно очерченных рамках времени дающего волю вымыслу,​ способного
 +представить действие,​ судьбу и характер героев во множестве вариантов:​
 +«Варианты,​ варианты,​ варианты...— удивляется один из исследователей творчества
 +А. Черкасова.— Несть им числа! «Красивая вдова»,​ «Белая Елань»,​ «Хмель
 +чернолесья»,​ «Трезвость»,​ «Мерою жизни»,​ «Черный тополь»... Все это —
 +написанные или задуманные,​ законченные или отвергнутые самим автором части
 +«Сказаний». И каждая часть - в свою очередь — в нескольких редакциях. И все —
 +«Хмель». Годы труда. Обилие материала»*.
 +При этом наглядно выявилась еще одна особенность творческого метода А.
 +Черкасова — органическая соотнесенность современности с историей. Обеспечить
 +картине современной жизни прочные исторические тылы, проследить родословную
 +героев,​ выявить генетические основы их характера — это лежало в основе
 +творческого замысла «Сказаний».
 +И то, что творческая биография писателя началась значительно раньше,​ чем
 +появились в печати его книги, тоже имеет значение для понимания творческой
 +истории трилогии. Как ни печально складывались обстоятельства раннего
 +творчества,​ работа над рукописями «Ледяной покров»,​ «Мир, как он есть» и
 +другими не пропала даром. Здесь уже прорастал замысел огромной книги о многих
 +поколениях сибиряков,​ здесь вызревало зерно будущих «Хмеля»,​ «Черного
 +тополя»,​ «Коня Рыжего». Здесь лежала предыстория жизни Демида Боровикова и
 +Анисьи Головни,​ скрывались истоки их «сибирского» характера. Кстати,​ это
 +объясняет и тайну плодовитости писателя в годы, которые отделяют «невскую»
 +редакцию «Хмеля» от произведения под тем же названием,​ но включившем в себя
 +две новые части «Крепость» и «Корни и листья» и в этом виде вошедшем в 1964
 +году в «Библиотеку сибирского романа». Теперь то, что составляло содержание
 +первых вариантов «Хмеля»,​ отошло в книгу «Черный тополь»,​ героями же «Хмеля»
 +стали те далекие предки нынешних сибиряков,​ которые бежали в далекий край «со
 +всей России-матушки» и которым выпало на долю первыми «проходить» Сибирь в
 +надежде найти здесь волю, правду,​ счастье. Так в нарушение привычной
 +последовательности творческого процесса писатель познакомил читателя сначала с
 +концом своей книги, с тем, что составляло уже итог жизненных исканий многих
 +поколений его героев-сибиряков. Но интересно,​ что при всех взрывах и переворотах,​
 +происходивших в творческой лаборатории А. Черкасова,​ они не влияли на
 +внутренний характер композиции «Сказаний о людях тайги». Хронологическая
 +последовательность событий нарушается за редким исключением,​ писатель лишь
 +иногда использует ретроспективный план повествования,​ избегает временных
 +отступлений,​ наплывов,​ перебивов. Время течет вольно,​ естественно,​ широко. Оно
 +— важная эстетическая категория трилогии,​ в призме его просматривается человек в
 +отношении к истории,​ эпохе, обстоятельствам.
 +В литературе найдется немного произведений,​ характеризующихся таким захватом
 +времени:​ более ста лет охватывают события,​ изображенные в нем. Повествование
 +начинается с рассказа о том, как бежавший с этапа декабрист Лопарев попадает в
 +старообрядческую раскольническую общину старца'​ Филарета,​ расположившуюся
 +на берегу Ишима и пробирающуюся в глубины Сибири — подальше от царской и
 +крепостной неволи,​ «чтоб царские слуги рукой не достали».
 +Так в самом начале «Сказаний» сталкиваются два разных пути поисков правды.
 +Казалось бы, объединиться этим людям в борьбе против общего врага и пойти одной
 +дорогой... Но, верный исторической истине,​ писатель показывает,​ какая глубокая
 +пропасть непонимания лежит между ними и как в действительности далеки они друг
 +от друга. Хотя раскольникам импонирует человек,​ как и они, страдающий от
 +царских,​ законов,​ «в цепи закованный по рукам и ногам»,​ но он «барин» и не могут
 +они поверить в искренность его отношения к черному народу:​ «Не прислонится
 +белая кость к черной мужицкой кости». Никогда не забудет старец Филарет,​ что отец
 +его был забит плетьми дедом нынешнего декабриста,​ а сам Лопарев со страхом и
 +растерянностью взирает на тот народ, который предстает перед ним в результате
 +близкого знакомства и все решительней опровергает абстрактно-умозрительные
 +представления о нем: «Русь! Какая же ты дремучая и непроглядная! А я-то знал
 +Россию петербургскую,​ невскую...» И не случайно представляется гибель Лопарева
 +от рук фанатически настроенных мужиков-раскольников,​ так и не преодолевших
 +недоверия к нему.
 +Нет, история еще не готова дать ответ на коренные вопросы жизни, и в
 +художественно убедительной форме стремится писатель довести до читателя мысль
 +об исторической обусловленности путей борьбы за правду:​ «По всей России вопль и
 +стон. От поколения к поколению одно и то же: холопы под барином,​ барин — под
 +царем, царь — под богом, а бога никто не видывал,​ никто его голоса не слыхивал».
 +Неистово,​ до исступления молились в неведомое,​ не получая ни ответа,​ ни
 +поддержки...
 +Из века в век: «Глас вопиющего в пустыне...»
 +Широкие картины сибирской действительности на протяжении более века убеждают
 +в том, какими мучительно сложными путями шел народ к обретению воли и счастья
 +и как многие из этих путей оказывались ложными,​ ошибочными,​ тупиковыми.
 +В поисках желанного Беловодьюшка,​ прекрасного края изобилия,​ добра и
 +справедливости,​ бегут раскольники сначала в Поморье,​ потом в Сибирь,​ но путь
 +религиозного спасения от социального зла показан в трилогии А. Черкасова как один
 +из самых ложных и несостоятельных. В этом смысле «Сказания о людях тайги»,​ его
 +первая книга «Хмель» в особенности,​ относятся к числу произведений,​ где
 +мертвящая власть религии над человеком обнажается с беспощадной силой
 +художественных образов.
 +«Не ведаем мы оков, не знаем сатанинских печатей и списков»,​— говорит про свою
 +общину Филapeт,​ но в словах старца Все — ложь. Вместо оков крепостных
 +крестьяне-раскольники попали в оковы религиозные,​ вместо неправедной власти
 +царя ощутили жестокую силу старообрядческой законности,​ словом,​ одна крепость
 +сменилась другой,​ не менее всесильной и подавляющей. При ближайшем
 +рассмотрении старообрядческая община оказывается ничем иным как повторенной в
 +миниатюре самодержавно-крепостнической Россией,​ где тирания помещичья
 +уступает место безграничному своеволию старцев — будь то Филарет,​ Елисей или
 +Калистрат,​ где под видом радения за чистоту веры скрывается жажда утвердить свое
 +господство над единоверцами,​ завладеть посохом и четырехфунтовым золотым
 +крестом духовника,​ где массу общинников держат в беспрекословном повиновении
 +угрозой пыток, истязаний и судных спросов:​ «Как бары да дворяне тиранят народ,
 +так и сам народ промеж себя стал тиранить друг друга да мучить да изводить».
 +Сменяя одна другую,​ проходят перед читателем страшные,​ леденящие душу
 +картины религиозного изуверства,​ жертвой которого становятся безвинная Акулина
 +с ее шестипалым младенцем,​ маленький сын Ефимии Юсковой — Веденейка,​ сама
 +Ефимия,​ обвиненная в еретизме. В этих, может быть, иногда и грешащих известной
 +долей натуралистической чрезмерности сценах наглядно обнажается как
 +антигуманистическая суть, так и внутренняя беспомощность религиозной идеи,
 +неспособность объединить людей в борьбе за чистое и справедливое дело.
 +Страницы,​ посвященные жизнеописанию общины Филарета,​ относятся в «Сказании»
 +к числу тех, что читаются с захватывающим интересом. Автор предстает как знаток
 +религиозной обрядности,​ всех особенностей общинно-старообрядческого быта. В его
 +удушающей атмосфере нет места живому чувству и искренним порывам мысли, все
 +подчинено мертвящей силе старообрядческого устава,​ но практический расчет
 +проникает и сюда. Читатель воочию убеждается в том, что даже в момент своего
 +духовного апофеоза,​ так сказать великого исхода в Сибирь,​ старообрядчество уже
 +было чревато глубокими социальными противоречиями,​ уже тогда оно было лишено
 +желанного единства и общих целей. Под личиной преданности религиозной идее
 +многие из общинников умело маскируют,​ мирские интересы,​ преследуют свою
 +корысть и выгоду. Хитрому,​ прижимистому Третьяку,​ главе рода Юсковых,​
 +община нужна лишь как прикрытие,​ как способ сохранить награбленное золото и,
 +довезя его до Сибири,​ пустить в предпринимательский оборот. Разными путями и
 +средствами показывает писатель социальную неоднородность общины и, в частности,​
 +глазами декабриста Лопарева,​ которого поражает богатое устройство даже
 +временного становища Третьяка и нищенский образ жизни основной массы
 +переселенцев-раскольников:​ «Спустились в землянку. Спертый затхлый воздух и
 +сумерки среди бела дня. Вместо двери — камышовый полог в полроста... Ни
 +лежанки,​ ни рухляди. Сразу от порога — дымная печурка. Сверху — дыра в
 +накатном потолке,​ чтобы дым из печурки выходил на волю. На умятом сене —
 +пятеро малых полуголых ребятишек,​ девочки или мальчики,​ не разглядеть впотьмах.
 +Три сколоченных плашки вместо стола. Чугуны,​ пара кринок,​ краюха углистого
 +хлеба, состряпанного вместе с охвостьями и землей».
 +Плодами общинной работы и здесь пользуется избранное меньшинство. «Нищенство
 +— не грех, коль все нищие, — размышляет Ефимия. — Да не все в общине худо так
 +живут — то грех. Одним три куска. Говорят,​ мало. Дай еще три. Другим — ни
 +одного куска, не ропщут,​ а молются».
 +Но время идет и все больше людей проникается недоверием к слепой вере.
 +Разубеждается в истинности Филарётовой крепости Ефимия;​ после многих жизненных
 +испытаний превращается в яростного богоборца Мокей Боровиков,​ сын самого
 +Филарета. Ослабленная внутренними распрями,​ гонимая властями,​ распелась община
 +Филаретова еще на пути в Сибирь и, когда добрались до благословенного Енисея,​
 +пошли от нее разные толки религиозные — тополевцы,​ дырники,​ рябиновцы и были
 +они все той же отчаянной попыткой предоставленного самому себе и утопающего в
 +дремучем невежестве народа найти смысл жизни, настоящую дорогу к воле, счастью,​
 +справедливости:​ «Двести дворов в Белой Елани и сорок разных толков и согласий,​ а
 +правды человеческой нету. У кого что спросишь?​»
 +Первая часть романа «Хмель» — "​Крепость"​ заканчивается приходом раскольников
 +на Енисей,​ а вторая — «Корни и листья» открывается событиями,​ происходящими
 +уже по истечении тридцати лет. Все глубже укореняются Боровиковы и Юсковы на
 +сибирской земле, все шире и жизненно необходимей становятся их связи с другими
 +поселенцами,​ среди которых — Вавиловы,​ Валявины,​ Зыряны,​ но при этом
 +неизменным остается особо пристальное внимание А. Черкасова к потомкам рода
 +Боровиковых,​ побегам корня Филаретова.
 +Композиционная особенность «Сказаний» состоит в том, что А. Черкасов вводит в
 +действие представителей отдельных поколений этих семей поочередно,​ как было уже
 +сказано,​ без нарушения хронологической последовательности,​ без использования
 +ретроспективных планов. Филарета сменяет Ларивон,​ Ларивона — Веденей,​ затем
 +надолго входит в повествование Прокопий Веденеевич,​ наконец,​ его сыновья —
 +Филимон,​ Тимофей,​ Демид. Вторым,​ но тоже крупным планом подается история рода
 +Юсковых. Это разбогатевший правнук Третьяка Михаила Михайлович Юсков,
 +живущий в Красноярске,​ пайщик трех акционерных обществ,​ в доме которого
 +набравшая .силу сибирская буржуазия,​ играя в либерализм и демократию,​ мечтает о
 +революции. Это Елизар Елизарович Юсков, миллионщик азиатского типа, по-
 +прежнему живущий в Белой Елани, но уже успевший прибрать к рукам всю округу
 +в.<​полном соответствии со своим исходным девизом:​ «Жми-дави и вся статья жизни».
 +Это его дочери — Дарья и Евдокия,​ каждая из которых по-своему пытается
 +вырваться из-под деспотической воли отца и проходит тернистый путь поисков места
 +и смысла жизни. И, наконец,​ последняя представительница этого рода в трилогии —
 +Анисья Головня,​ чья судьба предстает в тесном переплетении с судьбой последнего
 +из Боровиковых — Демида и повествование о которых автор доводит до середины
 +50-х годов.
 +И чем ближе к современности,​ тем шире становится захват жизни, тем чаще выходит
 +оно за пределы Белой Елани, переносится то в Минусинск,​ то в Красноярск,​ даже в
 +Петербург,​ тем большее число героев вовлекается в действие,​ тем сложнее и
 +напряженнее становятся конфликты. Каким бы глухоманным углом ни была Белая
 +Елань, но общие для всей России процессы захватывают и ее. Вот уже входят в жизнь
 +героев «Сказаний» Ленский расстрел,​ империалистическая война, революция.
 +Неумолимый ход времени разрушает замкнутость и неподвижность
 +старообрядческого быта. Не хотят больше мириться с порядком,​ диктуемым
 +дремучим уставом тополевого толка, сыновья Прокопия Веденеевича. Становится
 +рабочим железнодорожного депо в Красноярске Тимофей,​ бежит из затхлого мира
 +родительской молельни Демид. И сами белоеланцы уходят в широкий мир, и в
 +Белую Елань приходят люди со стороны. Зазвучало здесь непонятное слово
 +«сицилисты»,​ появились политические ссыльные. И вот уж пламя гражданской
 +войны озарило Сибирь,​ размежевав Белую Елань . на два непримиримых лагеря. И
 +колчаковщину,​ и белый террор познало сибирское крестьянство. Многие из
 +кержаков-староверов стали партизанами и кровью своей породнились с Советской
 +властью. В водоворот исторических событий оказались ввергнутыми даже такие
 +кондовые старообрядцы,​ как Прокопий Веденеевич,​ который пытался сначала
 +поднять восстание против «анчихристовой» Советской власти и поджечь ревком,​ а
 +потом сам погиб от плетей карателей-белобандитов. И через трудное время
 +коллективизации проводит своих героев А. Черкасов,​ и через Великую
 +Отечественную войну и послевоенные годы. Бешеная круговерть человеческих
 +страстей,​ тугой клубок житейских интересов,​ запутанные до беспредельности
 +судьбы...
 +Как при таком огромном захвате времени,​ насыщенности событиями и богатстве
 +действующих лиц придать всему действию трилогии необходимое идейно-
 +эстетическое единство?​ И как сохранить при этом непрерывность художественной
 +мысли и всего эмоционального тона?
 +Прежде всего, конечно,​ необходимо обратить,,​ внимание на ту идейно-эстетическую
 +нагрузку,​ которую несет в трилогии Время. Оно активно,​ действенно,​ к мысли о нем
 +постоянно взывает автор, и мысль эта является одним из важных
 +структурообразующих начал повествования. «Время! Кто знает, что такое время,
 +истинный смысл его? Смутные ли, беспокойные тени былого,​ как лучом прорезали
 +нашу память,​ говорят нам о времени минувшем,​ незабвенном!»
 +Чаще всего размышления о времени носят авторский характер и определяют
 +эмоциональный настрой целых глав книги, иногда же они принадлежат героям и
 +являются своего рода камертоном к их внутреннему состоянию:​ «Время не конь, не
 +объездишь,​ не уймешь — летит, мчится,​ а куда? И как там будет завтра,​
 +послезавтра?​ Погибель или здравие?​ К добру или к худу утащит за собой
 +суматошное время?​..»
 +Это как бы эпиграф ко всей судьбе хорунжего Ноя Лебедя — главного героя романа
 +«Конь Рыжий».
 +Если в начале повествования время течет медленно и тягуче,​ почти не различимым по
 +годам, слабо расчлененным на хронологические вехи потоком,​ то чем дальше,​ тем
 +стремительнее становится его движение,​ тем весомей,​ значительней и объемней
 +воспринимается каждая его единица — и год, и день. Так появляется роман «Конь
 +Рыжий»,​ написанный позднее других книг трилогии,​ уже в 1972 году, но в
 +последовательном развитии ее действия занимающий место между «Хмелем» и
 +«Черным тополем». Он как бы восполняет тот временный пробел,​ который возник
 +между событиями «Хмеля» и «Черного тополя»,​ и обращен к тому промежутку
 +времени,​ когда под ударами внутренней и внешней контрреволюции пала Советская
 +власть на всей территории Сибири,​ и Красноярск тоже оказался во власти
 +белогвардейского террора. Не более двух лет охватывает повествование в романе
 +«Конь Рыжий»,​ но это короткое время наполнено такой исторической энергией,​ что
 +по значимости превосходит десятилетия предшествующего развития. И только в
 +этой внутренней динамике Времени,​ изображенного в «Сказаниях»,​ находит
 +объяснение видимая,​ внешняя несоразмерность временных границ «Хмеля»,​ «Коня
 +Рыжего» и «Черного тополя».
 +Писатель нашел действенное средство укрепить внутреннее единство растянутого на
 +многие десятки лет повествования,​ создав два очень своеобразных образа. Один из
 +них — черный тополь,​ святое дерево тополевцев,​ возросшее на могиле каторжанина,​
 +воспринимается как символ окружающей темноты,​ религиозного оцепенения,​
 +людских ошибок и заблуждений в поисках веры и истины:​ «Щли годы и годы...
 +Менялись поколения,​ времена,​ нравы, а старый тополь все так же шумел...
 +Костляво-черный в зимнюю прру, белый от куржака в морозы,​ огромный и
 +величественный в зеленой шубе возвышался он, как загадочный свидетель минувших
 +времен,​ чтобы потом, на страшном суде, дать показания о всех бедах и
 +преступлениях,​ свершенных людьми на его веку». И не случайно стихийный протест
 +героев-правдоискателей против дремучести старых порядков часто обрушивается на
 +тополь:​ десятилетний Тимоха Боровиков срубил его вершину,​ желание «грабануть
 +его под самый корень» постоянно испытывает Демид. Но и расщепленный грозовым
 +ударом,​ с черным,​ вместо вершины,​ огарышем,​ давно засохший на корню, долго еще
 +стоял черный тополь,​ безмолвно напоминая о прошлом,​ свидетельствуя и о
 +неумолимом ходе времени,​ и о цепкой силе старых обычаев.
 +Еще более существенную роль в идейно-эстетическом креплении такого
 +специфического повествования,​ какое развернуто в «Сказаниях»,​ играет образ
 +Ефимии Юсковой. По длительности пребывания на страницах одного произведения у
 +этой героини,​ пожалуй,​ нет соперников. Автор провел ее через разные эпохи
 +русской жизни, сделал свидетельницей многих исторических событий XIX и XX
 +веков, начиная с нашествия Наполеона и кончая пришествием на Русь нового
 +«анчихриста» — Гитлера. В трилогии она предстает как связующее звено между
 +прошлым и настоящим,​ между многими поколениями героев «Сказаний». Своей
 +памятью о них она как бы скрепляет длинную цепь событий,​ придает им единство
 +смысла и цели, усиливает ощущение преемственности в поисках смысла жизни.
 +Интересно,​ что писатель часто напоминает о возрасте Ефимии:​ бегущие годы ее
 +жизни часто служат определителем исторического времени. В тот год, когда она
 +встретилась с беглым каторжником Лопаревым,​ ей было 25 лет, когда после долгого
 +отсутствия появилась в Белой Елани в гостях у Ларивона Филаретовича,​ ей уже 55
 +лет: это значит идет 61-й год XIX века. Уже в XX веке довелось войти ей в дом
 +очередного потомка Боровиковых — тополевца Про-копия Веденеевича,​ 112-летней
 +старухой встретить революцию,​ дожить до Великой Отечественной войны.
 +Писатель сделал Ефимию носительницей здравых и гуманных идей. Она изображена в
 +ореоле мученичества и самоотверженного служения людям. В ней живет
 +неукротимый дух свободолюбия,​ защиты прав и достоинства человека,​ убеждения в
 +равенстве всех людей на земле: «Человек — земное светило,​ и от рождения каждый
 +равен другому». Она не устает обличать и дикость кержацких обычаев и
 +неправедность православной церкви. В ней неиссякаема вера в конечное торжество
 +разума человеческого,​ его способность «пробить тьму невежества». Высший смысл
 +земного бытия заключен для нее в духовных поисках:​ «Коротка и прискорбна жизнь
 +человека,​ если он помышляет о деньгах и богатстве».
 +Можно и далее характеризовать взгляды героини,​ но и без того видно, что Ефимия
 +предстает перед читателем как истая правдоискательница,​ осознанно и активно
 +отстаивающая свои принципы. «Моя вера — вся в поисках,​ как темная ночь в
 +звездах,​ когда на небе нет тучек, — говорит она. — Ищу правду. Как жить и что
 +надо делать,​ чтоб счастье иметь». Автор настоятельно подчеркивает глубину
 +воздействия Ефимии на окружающих:​ зажигательный характер ее страстных
 +проповедей,​ увлекающую силу примера собственной жизни. «Если бы все были
 +такими,​ как бабушка Ефимия — хорошо бы жилось на свете»,​ — убеждена
 +Дарьюшка Юскова.
 +Своеобразие и идейно-художественные достоинства образа Ефимии неоднократно
 +были отмечены в критических работах о творчестве А. Черкасова.
 +Но давая высокую оценку содержательной стороне художественного образа
 +Ефимии,​ необходимо учитывать его особую эстетическую природу. Все порывы
 +Ефимии к правде носят романтический характер,​ в ее программе нет и грана
 +социально-исторической конкретности. Ее протест против господствующего зла
 +лишен классовой и политической опоры, лежит в русле морально-этических
 +требований и абстрактно-гуманистических упований. Более, чем другие,​ характер
 +Ефимии предстает в отвлечении от конкретных обстоятельств жизни. Отсюда
 +отсутствие в ее языке необходимого сибирского колорита и естественности
 +разговорной речи; отсюда торжественно-библейский склад и проповедническая
 +витиеватость ее слога. При этом идейная,​ программная,​ дидактическая нагрузка на
 +образ оказывается непомерно велика. Порой автор вкладывает в уста героини такого
 +рода суждения и оценки,​ которые вступают в конфликт с психологической
 +природой ее личности и характера. Одним словом,​ Ефимия — образ не столько
 +реалистический,​ сколько просветительско-романтический.
 +В трилогии А. Черкасова Ефимия — не единственный образ, эстетическую природу
 +которого нельзя определить,​ исходя из требований реализма. Как известно,​ реализм
 +исходит из строгой социально-психологической обусловленности всего строя мыслей
 +и поступков героя, но этим требованиям не подчиняется и образ Дарьюшки. По
 +всему видно, что она тоже относится к числу любимых героинь писателя,​ ей тоже,
 +как и Ефимии,​ он передал многие свои мысли о мире, времени,​ человеке. С
 +болезненной остротой воспринимает Дарьюшка нечистую атмосферу лихоимства и
 +жадности,​ царящую в домах сибирских миллионщиков,​ ее давит сознание вины перед
 +ограбленным народом и она как бы принимает на себя тяжесть искупления чужих
 +грехов. Доведенная до безумия и деспотической властью отца и непосильностью
 +взятой на себя духовной ответственности,​ Дарьюшка и в этом состоянии продолжает
 +обличать мир насилия и жестокости,​ произносить речи, наполненные символикой и
 +пророчествами:​ «Настанет день, когда с каждого спросится,​ как он живет. Добром
 +или злом? Тиранством или мученичеством?​ и тогда каждый станет лицом к солнцу и
 +все увидят,​ какое у кого лицо. Никто ничего не спрячет».
 +Правдоискательство доведено в ней до размеров всепоглощающей страсти,​
 +всеохватывающей черты характера,​ но читатель убеждается в том, что и в данном
 +случае оно почти не соприкасается с реальными процессами жизни; не идет дальше
 +отвлеченно-идеалистических представлений о добре и зле: «Да разве такая судьба
 +России,​ чтоб на веки вечные черной и тюремной быть?» — восклицает Дарьюшка.
 +Она говорит о неизбежности революции,​ но мыслит ее как «революцию в душе
 +человека».
 +Через образ Дарьюшки писатель показывает историческую бесплодность поисков
 +правды вне путей социального и политического развития России,​ но нельзя сказать,​
 +что он в принципе отрицает значение тех поисков,​ которые лежат в русле
 +общегуманистических идей. Для него они неизбежный и необходимый этап духовного
 +развития человека,​ отправной пункт к обретению действенных средств борьбы за
 +справедливость. В этом убеждает еще один герой трилогии — Ной Лебедь из «Коня
 +Рыжего»,​ которого стихийная вера в торжество добра и разума,​ своего рода
 +нравственно-этический максимализм привели в лагерь большевиков,​ как бы
 +подтверждая непреложность истины,​ что именно они конденсировали в своем деле
 +все чистое,​ светлое,​ подлинно человеческое. Беда Дарьюшки 6 том, что в своих
 +духовных исканиях она остановилась на абстрактно-гуманистических порывах к
 +добру, что само это понятие не наполнилось в ее сознании социальным смыслом.
 +Но такого рода герои, как Дарьюшка,​ несмотря на ошибочность их пути, в
 +«Сказаниях» не подлежат развенчанию. Читатель ощущает авторскую волю,
 +твердую установку на заданность характера. Он как бы вступает с писателем в
 +определенный сговор,​ принимая романтическую условность героини,​ не требуя от
 +ее слов и действий строгой социально-психологической мотивированности. Исходно-
 +эстетические принципы создания образа таковы,​ что, как и в случае с образом
 +Ефимии,​ исключают возможность оценки по законам реалистического искусства и
 +его жанров.
 +В «Хмеле»,​ «Черном тополе»,​ «Коне Рыжем» велика доля исторического материала,​
 +но не всякий роман о прошлом называют историческим и в данном случае история
 +привлекает автора возможностью не столько воспроизвести события во всей "их
 +полноте,​ точности и достоверности,​ сколько выверить определенного рода духовные
 +и нравственные истины опытом прошлого,​ прослушать голосом Времени. Писателю
 +важно передать лишь общий дух эпохи, очертить ее контуры,​ но оказавшись внутри
 +его, уже не ограничивать себя в свободе вымысла и творческой фантазии. И свое
 +главное произведение А. Черкасов не назвал ни романом,​ ни тем более историческим
 +романом или эпопеей,​ как это сделали за него критики,​ он назвал его «Сказаниями»,​
 +тем самым как бы заранее отводя многие критические упреки,​ как бы обосновывая
 +свое право на домысел даже в изображении реальных лиц и событий,​ на создание
 +образов просветительски-романтического плана, таких, как Ефимия и Дарьюшка,​ на
 +использование средств реалистического изображения действительности наряду с
 +условно-романтической поэтикой;​ в частности,​ такого приема,​ как стилизация,​ как
 +проступающая местами сказовая манера повествования. Отсюда идет деление не на
 +главы, а «завязи»,​ отсюда — «напутное слово»,​ «аполог» и т. д.
 +Из трех книг «Сказаний о людях тайги» критериям исторического романа более
 +всего отвечает «Конь Рыжий»,​ особенно в той его части, где изображен Красноярск
 +трагических-дней падения Советской власти,​ разгула белогвардейского террора,​
 +деятельности большевистского подполья,​ где в качестве героев появляются
 +реальные исторические лица — большевики Г. Вейнбаум,​ Т. Марковский,​ А.
 +Лебедева,​ белочешский офицер Гайда и другие,​ но и эту книгу А. Черкасов тоже
 +назвал «Сказаниями».
 +Большинство его героев уже было знакомо читателю по вышедшим ранее книгам
 +«Сказаний»,​ но главное место в новом романе занял герой, стоящий несколько
 +особняком в общей массе действующих лиц трилогии. Это казачий хорунжий Ной
 +Лебедь по прозвищу Конь Рыжий, через образ которого произведение оказалось
 +круто повернутым к проблеме сибирского казачества,​ его судеб, роли и места в
 +революции. Роман более, чем другие книги «Сказаний»,​ монографичен:​
 +обращенность к судьбе одного героя здесь проявлена более четко. И все-таки это не
 +отдельный роман, а весьма органическая часть «Сказаний»,​ и делает его таковым не
 +столько общность основных героев,​ сколько единая эстетическая концепция. Как и
 +большинство других героев «Сказаний»,​ Ной Лебедь идет путем духовных и
 +нравственных исканий. Основу его характера составляет своего рода этический
 +максимализм,​ заявленный им в словах:​ «Совесть мою никто не свергнет. И честь. На
 +том весь белый свет стоит». Именно совесть и честь, врожденная «мудрость души»
 +приводят его к большевикам,​ к постепенному отказу от политического
 +невмешательства,​ к активному участию в революции и гражданской войне. В образе
 +Ноя автору особенно дорога мысль о связи общечеловеческого этического кодекса с
 +жизненными принципами большевизма;​ участием Ноя, незыблемо верящего в добро,
 +совесть,​ любовь,​ как бы оправдана неизбежная жестокость революции,​ ее кровь,
 +смерть,​ жертвы.
 +Но и такой образ, как Ной Лебедь,​ тоже может быть понят только в жанровых
 +рамках сказаний,​ ибо писатель не всегда входит в социально-психологические мотивы
 +его поступков,​ не столько анализирует,​ сколько декларирует его убеждения,​
 +взгляды,​ мысли — всю его этическую программу.
 +Вообще «Сказания о людях тайги» дают основание говорить о том, что в них
 +сосуществуют два уровня художественных ценностей. В основу создания одних
 +положены принципы,​ близкие романтической поэтике,​ в основу других — принципы
 +строгого реализма.
 +Реалистическое мастерство А. Черкасова в «Сказаниях» с особой полнотой
 +раскрывается в изображении жизни сибирского крестьянства. Здесь привлекает и
 +сочный колорит сибирского пейзажа,​ и живость народного языка. Здесь
 +позволительно говорить о высоком искусстве бытовой живописи,​ яркости
 +нравоописательных сцен, жизненно-убедительных характерах. Читателю,​ несомненно,​
 +запомнится колоритная фигура Прокопия Веденеевича,​ в характере которого,​ как
 +хмель в кустах чернолесья,​ .причудливо переплелись,​ скрутились в тугой узел и
 +кержацкая дремучесть,​ и фанатизм ревнителя старой веры, и неистребимая
 +потребность любви, тепла, участия,​ и мужицкое трудолюбие:​ «костлявый,​ жилистый,​
 +высокий,​ неласковый на слово, не ведавший ни любви, ни жалости к ближним,​
 +сызмала привык он к такой работе,​ когда от собственной соли расползаются рубахи,​
 +а на ладонях нарастают сухие мозоли в палец толщиной,​ что конские копыта». До
 +чрезвычайности интересен тип человеческого поведения представленный в образе
 +Филимона Боровикова. «Увалень» и «мякинная утроба» с виду, в действительности
 +это хитрый,​ жадный,​ изворотливый мужик, поражающий силой своей
 +приспособляемости к любой власти и режиму. С глубоким проникновением во
 +внутренний мир человека,​ прожившего всю жизнь в плену религиозного оцепенения
 +и мелочного стяжательства,​ выписан образ Меланьи. Не оставит читателя
 +равнодушным характер Агнии Вавиловой,​ привлекут своей неповторимостью
 +судьбы многих других героев.
 +Но каким бы разнообразием человеческих судеб, типов поведения,​ характеров не
 +отличались «Сказания»,​ все подчинено в них единой эстетической цели, все
 +соотнесено.,​ с авторской концепцией мира и человека. Воедино связывая цепь времен
 +конкретными судьбами людей — декабриста Лопарева,​ раскольницы Ефимии,​
 +большевика Тимофея Боровикова,​ Алексей Черкасов убедительно показывает,​ как
 +неистребимо в человеке стремление к свободе,​ как преемственно — из поколения в
 +поколение углубляется его представление о смысле жизни, правде,​ счастье. Такова
 +главная идея трилогии А. Черкасова,​ ее концепция и пафос.
 +«Сказания о людях тайги» — книги о прошлом Сибири,​ но читая их, каждый получит
 +богатый материал для раздумий и о современном мире, и о месте человека в нем.
 +Л. Якимова
 +
 +
 +Сказание о людях Сибири // Хакасия,​ № 191 (21798) от 8 октября 2010
 +До Ивана Говорченко редактора в “Советской Хакассии” менялись довольно часто.
 +И виной тому стукачество. Оно, “родимое”,​ попортило жизнь многим журналистам.
 +Одной из таких жертв стал известный писатель Алексей Черкасов. Автор трилогии,​
 +посвященной старообрядцам Сибири (“Хмель”,​ “Конь Рыжий”,​ “Черный тополь”),​
 +как и Александр Бушков (читайте в № 168 от 7 сентября 2010 года), тоже работал в
 +областной газете,​ только заведующим отделом сельского хозяйства. Как-то раз он с
 +коллегами по работе отправился в “Голубой Дунай”. Так в народе прозвали
 +питейное заведение на улице Хакасской. Посидели они там какое-то время и пошли
 +дальше.
 +Проходя мимо театра (теперь это Центр культуры и народного творчества имени
 +С.П. Кадышева),​ один из них предложил заглянуть в буфет. Черкасов не захотел.
 +“Пусть буфет горит синим огнем!” — крикнул Алексей Тимофеевич,​ не придавая
 +значения сказанному. Казалось бы, что такого,​ человек навеселе,​ мало ли чего
 +сболтнешь! Однако сия фраза сыграла ключевую роль в жизни писателя. По словам
 +Марии Чертыковой,​ он был арестован “за попытку сжечь культурное учреждение”.
 +
 +Однако имеется еще одна формулировка обвинения. По данным красноярского
 +общества “Мемориал”,​ 21 марта 1942 года Черкасова обвинили в том, что он
 +“систематически проводил контрреволюционную агитацию клеветнического и
 +пораженческого характера”. С объявлением приговора,​ кстати,​ никто не торопился.
 +Шли месяцы,​ и только в мае 1943 года свершилось чудо. И краевая прокуратура,​ и
 +краевой суд дело закрыли. В 1950-е годы Алексей Тимофеевич был реабилитирован
 +полностью.
 +Это, напомним,​ те сведения,​ которые дает красноярский “Мемориал”. Но есть и
 +другие данные,​ рассказывающие о неизвестных страницах жизни Алексея Черкасова.
 +Возьмем,​ к примеру,​ статью Галины Эйснер “Дом писателя на Паровозной”,​
 +опубликованную в № 8 газеты “Красноярский рабочий” от 28 февраля 2007 года. В
 +ней черным по белому пишется о том, что Алексею Тимофеевичу в те дни грозил
 +даже расстрел. Кабы его не признали невменяемым и не отправили лечиться в
 +Красноярскую психиатрическую больницу,​ мир так и не узнал бы о писателе
 +Черкасове. Но вместо расстрела,​ по иронии судьбы,​ он “нашел” жену. Точнее,​
 +Полина Москвитина нашла его сама. Работала она цензором НКВД. По долгу
 +службы ей приходилось читать письма больного Черкасова к матери. Переписка
 +настолько впечатлила девушку,​ что она решила познакомиться с Алексеем,​ придя
 +как-то раз в психбольницу. С ее легкой руки он был освобожден. А с ее “помощью”
 +собранный в библиотеках материал о старообрядцах лег в основу той самой трилогии
 +“Сказание о людях тайги”. Кто помнит,​ продолжение “Хмеля” — “Черный тополь” и
 +“Конь Рыжий” написаны в соавторстве с Полиной Дмитриевной.
 +Этот срок был не единственным в жизни Алексея Черкасова. Уроженец деревни
 +Потапово,​ тогда еще Даурской волости Енисейской губернии (она сейчас покоится
 +под водами Красноярского моря), испытал на себе всю мощь сталинских репрессий
 +еще в 1937 году. Выпускник Красноярского агропедагогического института работал
 +агрономом в одном из колхозов Северного Казахстана. Он был арестован 11 ноября
 +райотделом НКВД. Причина — “проведение контрреволюционной агитации,​
 +направленной против политики ВКП(б) и мероприятий Советской власти,​ и
 +незаконное хранение огнестрельного оружия”. Назначенная ему мера наказания —
 +10 лет лишения свободы. Так “враг народа” и “турецкий шпион” отправился строить
 +Волго-Донской канал. Через два года, правда,​ с него сняли судимость и даже
 +выплатили компенсацию за все время заключения (поспособствовала “кампания
 +против клеветы”,​ которую на посту наркома внутренних дел проводил Лаврентий
 +Берия),​ однако радоваться свободе,​ как вы уже знаете,​ пришлось недолго.
 +О тех годах Алексей Тимофеевич вспоминал так:
 +“Я прошел 33 тюрьмы,​ повидал отбросы человеческие всех рангов и степеней,​ но не
 +стал моральным уродом благодаря вере в новое предназначение... Эти дни я не
 +потерял даром. Для того, чтобы стать писателем,​ пишущим о живом человеке,​ надо
 +было побывать и в заключении,​ и повидать людей, чьи мысли и дела — все
 +внутреннее содержимое — видны как на ладони. Ну а там, куда меня ведут, оно еще
 +виднее”.
 +ОДНАКО не журналистика,​ а писательство стало делом жизни Алексея Черкасова. И
 +оно, к слову говоря,​ сопровождалось определенными трудностями. Судите сами: в
 +1934 году был написан роман “Ледяной покров”,​ который он послал самому
 +Максиму Горькому. Тому рукопись понравилась. А чтобы воплотить все
 +написанное в книгу, понадобилась некоторая доработка. С этой целью Горький и
 +вызвал Черкасова в Москву. Жил начинающий писатель в доме классика целых три
 +месяца. Подготовленная к печати рукопись даже ушла в типографию,​ но до читателя
 +она так и не дошла. Весь тираж был изъят и уничтожен. Тогда это стало для него
 +ударом,​ но на фоне всего того, что происходило дальше,​ все это можно с
 +уверенностью отнести к безобидному щелчку судьбы.
 +“Ледяной покров” так и не увидел читателя. Как, впрочем,​ и другой роман —
 +недописанный “Мир, как он есть”. Зато поклонникам творчества сибирского
 +прозаика,​ который отметил бы 2 июня этого года свое 95-летие,​ остались такие
 +произведения,​ как “День начинается на Востоке”,​ “Лика”,​ “Человек находит себя”,​
 +“Ласточка”,​ “Синь-тайга”... В 1967 году за роман “Черный тополь” Алексей
 +Черкасов был награжден орденом “Знак Почета”.
 +Алексея Тимофеевича не стало 13 апреля 1973 года. Он умер в Красноярске,​ но
 +похоронен был в Симферополе. Памятник на могиле писателя,​ говорят,​ помог
 +поставить Константин Симонов.
 +По воспоминаниям жителей Курагинского района (здесь проходило детство
 +писателя),​ Алеша рос довольно задиристым мальчиком. Любил подраться,​ а
 +особенно — посмешить окружающих,​ за что его в родной деревне прозвали
 +клоуном. Начнет порой что-нибудь изображать,​ привлечет к “процессу” коня
 +Архимандрита. Все хохочут — и ему весело. Видимо,​ тогда-то он и исчерпал
 +отпущенный ему судьбой лимит веселья.%%
 +
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​chercasov002.jpg?​200|}} {{:​chercasov003.jpg?​200|}} {{:​chercasov004.jpg?​200|}} {{:​chercasov005.jpg?​200|}} {{:​chercasov006.jpg?​200|}}
 +
 +
 +===== Источники =====
 +**Произведения ​ А.Т. Черкасова:​**
 +
 +1. Черкасов,​ А. Т. В стороне сибирской : повести и рассказы / А. Т. Черкасов ;
 +худож. Г. Кранцов. — М. : Сов. Писатель,​ 1949. - 200 с.: ил.
 +
 +2. Черкасов,​ А. Т. В стороне сибирской : повести и рассказы / А. Т. Черкасов. - М. :
 +Изд. дом "​Дрофа",​ 1993. - 326 с.
 +
 +3. Черкасов,​ А. И. День начинается;​ Синь-тайга ; Ласточка : роман и повести / А. Т.
 +Черкасов ; ред. И. И. Пантелеев ; послесл. Л. Якимовой. -  Красноярск : Кн. изд-во,​
 +1975. - 640 с. - (Писатели на берегах Енисея).
 +
 +4. Черкасов,​ А. Т. Конь рыжий : Сказания о людях тайги / А. Т. Черкасов,​ П.
 +Москвитина ; ред. И. И. Пантелеев ; худож. С. Туров. -  Красноярск : Кн. изд-во,​
 +1972. - 796 с. : ил.
 +
 +5. Черкасов, ​ А. Т. Ласточка : повести / А. Т. Черкасов. - М. : Сов. Россия,​ 1965. -
 +384 с. : ил.
 +
 +6. Черкасов,​ А. Т. Сказания о людях тайги. Т. 1. Хмель. - Рига, 1994. - 624 с.
 +
 +7.Черкасов,​ А. Т. Сказания о людях тайги. Т. 2. Конь рыжий / А. Т. Черкасов,​ П.
 +Москвитина. - Рига, 1994. - 575 с.
 +
 +8.Черкасов,​ А. Т. Сказания о людях тайги. Т. З : Черный тополь / А. Т. Черкасов. П.
 +Москвитина. - Рига, 1994. -  544 с.
 +
 +9. Черкасов,​ А. Т. Шумейка : повесть / А. Т. Черкасов. - Абакан:​ Хаккнигаздат,​ 1962.
 +- 95 с.: ил.
 +
 +**О жизни и творчестве А.Т. Черкасова:​**
 +
 +1. 85 лет со дня рождения А.Т. Черкасова // Край наш Красноярский. - Красноярск,​
 +1999, - С. 24-27.
 +
 +2. Карлова,​ О. А. Черкасов Алексей Тимофеевич / О. А. Карлова // Енисейский
 +энциклопедический словарь. - Красноярск,​ 1998. - С. 679.
 +
 +3. Коротаев,​ С. Н. Нераскрытая страница из жизни сибирского писателя А.Т.
 +Черкасова / С. Н. Коротаев,​ С. А. Темеров // Люди и судьбы. XX век: тезисы
 +докладов и сообщений научной конференции,​ Красноярск,​ 30 октября 2003 г. -
 +Красноярск : Кларетианум,​ 2003. - С. 84-89.
 +
 +4. Яновский Н. Н. Черкасов Алексей Тимофеевич / Н. Н. Яновский // Краткая
 +литературная энциклопедия. Т. 8. - М., 1975. - С. 459.
 +
 +5. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
  
черкасов_алексей_тимофеевич.1404271564.txt.gz · Последние изменения: 2014/07/02 07:26 — ram3ay