Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
черкасов_алексей_тимофеевич [2014/07/02 07:26] ram3ay создано |
черкасов_алексей_тимофеевич [2014/07/02 07:39] (текущий) ram3ay [Фотоархив] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Черкасов Алексей Тимофеевич ====== | ====== Черкасов Алексей Тимофеевич ====== | ||
+ | {{ :chercasov001.gif?200|}} | ||
+ | |||
+ | **Годы жизни:** 1915-1973 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** д. Потапово Даурской волости Енисейской губ. | ||
+ | |||
+ | **Образование:** | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** 1942-1943 | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован 11.11.1937 г. Приговор - 10 лет лишения свободы (по ст. 58-10). | ||
+ | Повторно арестован 21.03.1942 г. (по ст.11 УК РСФСР: применение мер медицинского характера). | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** писатель. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Минусинск. | ||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | %% А.Т. Черкасов родился в июне 1915 года в деревне Потапово, Даурской волости, | ||
+ | бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье (в 1960-е годы деревня исчезла | ||
+ | под водами Красноярского водохранилища). Побывал в детдомах Минусинска и | ||
+ | Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем | ||
+ | уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе Черкасов | ||
+ | задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского | ||
+ | края и северного Казахстана... В северном Казахстане в 1937 году Черкасов и был в | ||
+ | первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах, лагерях. | ||
+ | Освобожден был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти | ||
+ | драматические годы были утрачены рукописи двух первых романов Черкасова | ||
+ | "Ледяной покров" и "Мир, как он есть". После Минусинской и Абаканской тюрем | ||
+ | Черкасов оказался в Красноярске. Будущая жена его, Полина Дмитриевна, | ||
+ | вспоминает: "Приехал. А здесь снова донос, гнусные измышления о том, что он вовсе | ||
+ | не писатель Черкасов, а какой-то проходимец, выдающий себя за такового. Дело | ||
+ | дошло до того, что Алексей Тимофеевича упрятали в психбольницу..." Сама Полина | ||
+ | Дмитриевна в те годы работала военным цензором. Знакомство ее с писателем | ||
+ | вначале было заочным - через нее проходила переписка многих людей, в том числе и | ||
+ | его письма к матери. Из них она узнала про его нелегкую судьбу, узнала, что его | ||
+ | беспардонно — "шизофреник!" - выставили из редакции газеты "Советская | ||
+ | Хакасия". И вот уже здесь, в Красноярске, засунули в "психушку". Узнав все это, | ||
+ | Полина Дмитриевна отправились к нему на свидание, увидела вполне здорового, | ||
+ | красивого молодого человека и поставила перед собой цель: вызволить его оттуда, | ||
+ | во что бы то ни стало! Вспыхнувшее чувство любви и сострадания к невинно | ||
+ | страдающему человеку потребовало многих жертв: родные от нее отвернулись, с | ||
+ | работы выгнали. И все же любовь выстояла. Они поженились. | ||
+ | "В стороне сибирской" - так называлась первая книга повестей и рассказов | ||
+ | Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "День начинается | ||
+ | на Востоке", "Синь-тайга", "Лика", "Ласточка" и другие. Однако прославила и ввела | ||
+ | его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы "Хмель", "Черный | ||
+ | тополь" и "Конь рыжий" с общим подзаголовком "Сказание о людях тайги". | ||
+ | Популярность у трилогии была невероятной, вскоре она уже перешагнула пределы | ||
+ | страны. Произведения Черкасова были переведены на многие языки, издавались в | ||
+ | Югославии, ГДР, Бразилии... | ||
+ | В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьей в Крым, а 13 апреля 1973 года | ||
+ | умер в Симферополе от сердечного приступа. | ||
+ | Почти 100 лет прошло со дня рождения А.Т. Черкасова... Сменялись поколения, | ||
+ | вожди и эпохи, но читатели по-прежнему с удовольствием читают и перечитывают | ||
+ | его увлекательные литературные творения, в которых безграничная вера в добро, | ||
+ | которое обязательно восторжествует. Писатель эту веру выстрадал всей своей | ||
+ | жизнью. Наконец-то наступило время сбывшихся надежд писателя, жаль только, что | ||
+ | сам он не дожил до этого времени. | ||
+ | Рецензии: Алексей Черкасов и его сказания о людях тайги | ||
+ | Творчество Алексея Тимофеевича Черкасова отличает внутреннее единство. Оно и в | ||
+ | глубинном чувстве родного края, присущем «Синь-тайге», «Ласточке», роману | ||
+ | «День начинается», и в неразрывности личной судьбы его героев с природой и | ||
+ | историей Сибири, и в нерасторжимости всего мира их взглядов, мыслей, настроений, | ||
+ | их труда с сибирской действительностью. При этом «сторона сибирская» | ||
+ | представлена А. Черкасовым в совершенно конкретном и неповторимом облике. Это | ||
+ | Сибирь енисейская: могучий красавец Енисей, енисейская тайга, приенисейские | ||
+ | города и села, главный город — Красноярск. | ||
+ | Все в произведениях Черкасова узнаваемо, все рождает живое ощущение | ||
+ | удивительной красоты, масштабности и богатства этого края. И если читателя- | ||
+ | сибиряка его книги привлекают именно этой узнаваемостью изображенных в них | ||
+ | мест, лиц, событий, бесконечно возникающими здесь прототипическими | ||
+ | обстоятельствами, то интерес читателя за пределами Сибири они вызовут свежестью | ||
+ | материала, неожиданностью ситуаций, неповторимостью тех жизненных судеб и | ||
+ | человеческих отношений, которые складываются в своеобразных условиях «стороны | ||
+ | сибирской», ее приенисейских, присаянских просторов. | ||
+ | Одним словом, А. Черкасов — писатель до чрезвычайности сибирский, плоть от | ||
+ | плоти сурового и прекрасного края. «Родился на Енисее, — сообщает о себе | ||
+ | писатель в автобиографии, — в маленькой деревушке .Потаповой Даурской волости | ||
+ | в семье крестьянина-бедняка— вернее: ремесленника — в 1915 году. Дед мой, | ||
+ | Зиновий Андреевич Черкасов, на воспитании которого я находился в раннем детстве, | ||
+ | был человеком образованным; книжником в некотором роде. По его рассказам, он | ||
+ | происходил из ссыльных каторжан. Будто бы дед его, а мой прапрадед, Константин | ||
+ | Петрович, был участником восстания декабристов, затем был сослан на вечное | ||
+ | поселение в Сибирь... Хорошо помню, что у деда Зиновия хранилась какая-то | ||
+ | родовая древняя книга и любимыми песнями деда были песни каторжан». | ||
+ | О роли деда в своей творческой биографии А. Черкасов скажет самые теплые, | ||
+ | проникновенные и благодарные слова. Дед был книжником, атеистом, прекрасным | ||
+ | рассказчиком, человеком, постоянно подталкивающим внука к творчеству: | ||
+ | «Сочинять начал очень рано, — вспоминает писатель. — Еще в детском возрасте лет | ||
+ | 7—8 я сочинял стихи и записывал их в церковные книги, которые мне доставал | ||
+ | Зиновий Андреевич. Фактически стихи писали вдвоем: я и дедушка. Дед потом читал | ||
+ | эти стихи в сельской сборне, как церковные псалмы, что вызывало всеобщий смех. | ||
+ | Так дед воевал с религией. Позднее, когда мы рыбачили на Енисее, дед говорил мне о | ||
+ | таинствах великой реки, о природе и более всего — о значении художественного | ||
+ | слова. Сам он никогда не говорил без сочных эпитетов, сравнений, | ||
+ | словообразований. Он знал множество жизненных историй каторжан, беглых людей, | ||
+ | ссыльных и всегда охотно рассказывал их. Сказок не терпел. В его преломлении | ||
+ | будничная жизнь превращалась в сказку. . | ||
+ | ..Никогда, ни до, ни после, никто на меня не имел такого влияния, как дед, Зиновий | ||
+ | Андреевич». | ||
+ | До чрезвычайности ценный материал для понимания творческих корней писателя А. | ||
+ | Черкасова дает его повесть «Ласточка», в содержании которой многое восходит к его | ||
+ | подлинной биографии, к действительным фактам его жизни. | ||
+ | Со страниц ее встает образ босоногого, задиристого мальчишки, живущего в | ||
+ | енисейской деревне с дедом и матерью, рано познавшего все тяготы бедной | ||
+ | крестьянской семьи, но не утратившего при этом детской непосредственности и | ||
+ | жизнерадостности.. Из повести читатель узнает, что дед Алехи при царе был | ||
+ | волостным писарем и, следовательно, редким на деревне грамотеем, что «у дедушки | ||
+ | дедушка каторгу отбыл» и что поэтому род их восходит к сосланному в Сибирь | ||
+ | декабристу «какому-то мичману гвардейского экипажа, разжалованному и | ||
+ | осужденному за участие в восстании против царя». Автобиографичны и другие | ||
+ | факты из жизни героя: и то, что, желая видеть внука настоящим человеком, дед | ||
+ | посоветовал матери отдать его в минусинскую коммуну «Соха и молот», и то, что, | ||
+ | будучи тринадцатилетним, Алеха выдавал себя за пятнадцатилетнего, и то, как | ||
+ | позднее стал студентом ' Красноярского агропедагогического института. | ||
+ | Но дело не столько в этой верности внешним вехам биографии А. Черкасова, | ||
+ | сколько в соответствии внутреннего мира героя духовным и нравственным исканиям | ||
+ | писателя. | ||
+ | Как многое, оказывается, в его ребячьем поведении, его детском отношении к миру и | ||
+ | людям уже предопределяло облик будущего писателя, уже предвещало появление | ||
+ | на свет натуры талантливой и незаурядной! И в том, как, не вынося жизненной | ||
+ | скуки, жадно тянется он ко всему яркому и интересному, и в страсти к | ||
+ | необыкновенным приключениям, и в поступках, полных озорства, смелости, вызова | ||
+ | одновременно и религиозному ханжеству, и мещанской благопристойности, и в | ||
+ | дерзких мечтах, когда вырастет, «Пушкиным стать или пароходы строить», и в | ||
+ | осознании притягательной силы красоты, в чем бы она ни проявлялась — искусстве, | ||
+ | природе, людях; и в пристрастии к стихам великого поэта, и в свободолюбии, | ||
+ | усвоенном от деда, и в том особенном ощущении неразрывности своей с енисейской | ||
+ | историей и природой — во всем этом и во многом другом, чем наделен герой, | ||
+ | прорастает личность писателя, ставшего затем автором «Синь-тайги», романа «День | ||
+ | начинается», сказаний «Хмель», «Черный тополь», «Конь Рыжий». Связывая | ||
+ | воедино поэтический рассказ о детских и отроческих годах Алехи и реальный облик | ||
+ | писателя Алексея Черкасова, мы верим, что черты характера одного могут стать | ||
+ | чертами творчества другого, ясно представляем себе, как жизненные принципы | ||
+ | воплощаются в принципы эстетические, житейская незаурядность переплавляется в | ||
+ | писательский талант. | ||
+ | Время, когда А. Черкасов вступил в сознательную жизнь, было трудным и | ||
+ | неспокойным. Поэтому-то и не удалось завершить учебу в институте: жизнь позвала | ||
+ | к активному участию в ее делах и событиях. В 1931 году, будучи студентом 3-го | ||
+ | курса, А. Черкасов вызвался ехать добровольцем на работу в деревню и стал | ||
+ | уполномоченным Минусинского окружкома комсомола по вопросам | ||
+ | коллективизации и ликвидации кулачества. В 1932 году комсомол направил его в | ||
+ | только что созданную Тюльковскую машинно-тракторную станцию Восточно- | ||
+ | Сибирского трактороцентра. Юноше не было и 18 лет, когда он стал главным | ||
+ | агрономом совхоза, взяв на свои плечи дело новое, неизведанное и ответственное: | ||
+ | «Нам всем в ту пору приходилось и учиться, и работать. Дело было новое. Изучали | ||
+ | и трактора, и технику ведения севооборота, и агрономию, и биологию. Учились | ||
+ | заочно и очно; на семинарах, на курсах, без отрыва от производства, а более всего — | ||
+ | на личном производственном опыте. | ||
+ | 15-летний стаж работы в сельском хозяйстве дал мне богатейший материал | ||
+ | наблюдений над жизнью, над преломлением социалистических основ в сознании | ||
+ | простых людей». | ||
+ | Мечта о писательском труде не оставляла А. Черкасова. Накопленный жизненный | ||
+ | материал и природная творческая Фантазия, объединившись вместе, требовали | ||
+ | выхода. Уже в начале 30-х годов он принимается за работу над большим романом из | ||
+ | истории революционного движения Сибири. В 1933 году «Леляной покров» был | ||
+ | завершен и отослан по адресу: «Москва. Максиму Горькому». Вскоре молодой | ||
+ | автор был приглашен в Москву, где произошла его встреча с великим писателем и | ||
+ | его женой М. Ф. Андреевой, а затем и с А. Н. Толстым. Роман был принят | ||
+ | благосклонно, после доработки рукопись его готовилась к двухтомному изданию, | ||
+ | как неожиданно- грянула беда. По ложному обвинению писатель был арестован, | ||
+ | рукопись его книги изъята из издательства, а потом и вообще затерялась. Судьба как | ||
+ | бы испытывала А. Черкасова на прочность писательского призвания. Еще не раз в | ||
+ | жизни придется столкнуться ему со злом и неправдой, еще не раз обстоятельства | ||
+ | окажутся сильнее и возьмут верх над высокими жизненными целями и еще не одну | ||
+ | рукопись постигнет неудача. Ведь вот так же до издательской работы удалось | ||
+ | довести роман «Мир. как он есть», посвященный времени от гражданской войны в | ||
+ | Сибири до победы коллективизации, но стать книгой не довелось и ему. Был | ||
+ | «заредактирован насмерть» роман «Славия». Но писатель не отдает себя во власть | ||
+ | неверия и отчаяния. Воля к творческому труду и желание обрести своего читателя | ||
+ | одержат в конце концов победу над всеми злоключениями и невзгодами. В 1944 году | ||
+ | увидели свет его первые произведения: в издательстве «Советский писатель» - | ||
+ | вышла книга «В стороне Сибирской», в журнале «Октябрь» был опубликован роман | ||
+ | «День начинается на востоке». Впереди ждала работа над «Хмелем», «Черным | ||
+ | тополем», «Конем Рыжим». | ||
+ | Необычайно интересна биография трилогии, удивительна и сложна ее творческая | ||
+ | история. Разгадать ее полностью, распутать все ее узлы и переплетения стоит | ||
+ | большого труда, само по себе является большой исследовательской задачей. Из трех | ||
+ | частей «Сказаний о людях тайги» наиболее популярным у читателя и освещенным в | ||
+ | критике является «Хмель». Началом «Хмеля» послужили главы, напечатанные в | ||
+ | журнале «Сибирские огни» в 1957 году. Затем под тем же названием произведение | ||
+ | появилось в журнале «Нева» в 1961 году. И это уже были не главы, а целый, | ||
+ | композиционно завершённый роман, повествующий о послевоенной жизни | ||
+ | приенисейской таежной деревни. Главными его героями были Демид Боровиков и | ||
+ | Анисья Головня, в драматических поворотах судьбы и сильных характерах которых | ||
+ | угадывались черты биографии и личности самого писателя. | ||
+ | Сравнение двух журнальных вариантов «Хмеля» убеждало в том, что хотя время и | ||
+ | место действия, а также многие герои в них совпадали, различия между ними были | ||
+ | столь велики, что невольно возникал вопрос: да тот ли это роман? «Хмель> ли это? | ||
+ | И вот уже тогда перед читателем в полной мере стали раскрываться особенности | ||
+ | творческой манеры писателя, обладающего неистощимым даром фантазии, в | ||
+ | достоверно очерченных рамках времени дающего волю вымыслу, способного | ||
+ | представить действие, судьбу и характер героев во множестве вариантов: | ||
+ | «Варианты, варианты, варианты...— удивляется один из исследователей творчества | ||
+ | А. Черкасова.— Несть им числа! «Красивая вдова», «Белая Елань», «Хмель | ||
+ | чернолесья», «Трезвость», «Мерою жизни», «Черный тополь»... Все это — | ||
+ | написанные или задуманные, законченные или отвергнутые самим автором части | ||
+ | «Сказаний». И каждая часть - в свою очередь — в нескольких редакциях. И все — | ||
+ | «Хмель». Годы труда. Обилие материала»*. | ||
+ | При этом наглядно выявилась еще одна особенность творческого метода А. | ||
+ | Черкасова — органическая соотнесенность современности с историей. Обеспечить | ||
+ | картине современной жизни прочные исторические тылы, проследить родословную | ||
+ | героев, выявить генетические основы их характера — это лежало в основе | ||
+ | творческого замысла «Сказаний». | ||
+ | И то, что творческая биография писателя началась значительно раньше, чем | ||
+ | появились в печати его книги, тоже имеет значение для понимания творческой | ||
+ | истории трилогии. Как ни печально складывались обстоятельства раннего | ||
+ | творчества, работа над рукописями «Ледяной покров», «Мир, как он есть» и | ||
+ | другими не пропала даром. Здесь уже прорастал замысел огромной книги о многих | ||
+ | поколениях сибиряков, здесь вызревало зерно будущих «Хмеля», «Черного | ||
+ | тополя», «Коня Рыжего». Здесь лежала предыстория жизни Демида Боровикова и | ||
+ | Анисьи Головни, скрывались истоки их «сибирского» характера. Кстати, это | ||
+ | объясняет и тайну плодовитости писателя в годы, которые отделяют «невскую» | ||
+ | редакцию «Хмеля» от произведения под тем же названием, но включившем в себя | ||
+ | две новые части «Крепость» и «Корни и листья» и в этом виде вошедшем в 1964 | ||
+ | году в «Библиотеку сибирского романа». Теперь то, что составляло содержание | ||
+ | первых вариантов «Хмеля», отошло в книгу «Черный тополь», героями же «Хмеля» | ||
+ | стали те далекие предки нынешних сибиряков, которые бежали в далекий край «со | ||
+ | всей России-матушки» и которым выпало на долю первыми «проходить» Сибирь в | ||
+ | надежде найти здесь волю, правду, счастье. Так в нарушение привычной | ||
+ | последовательности творческого процесса писатель познакомил читателя сначала с | ||
+ | концом своей книги, с тем, что составляло уже итог жизненных исканий многих | ||
+ | поколений его героев-сибиряков. Но интересно, что при всех взрывах и переворотах, | ||
+ | происходивших в творческой лаборатории А. Черкасова, они не влияли на | ||
+ | внутренний характер композиции «Сказаний о людях тайги». Хронологическая | ||
+ | последовательность событий нарушается за редким исключением, писатель лишь | ||
+ | иногда использует ретроспективный план повествования, избегает временных | ||
+ | отступлений, наплывов, перебивов. Время течет вольно, естественно, широко. Оно | ||
+ | — важная эстетическая категория трилогии, в призме его просматривается человек в | ||
+ | отношении к истории, эпохе, обстоятельствам. | ||
+ | В литературе найдется немного произведений, характеризующихся таким захватом | ||
+ | времени: более ста лет охватывают события, изображенные в нем. Повествование | ||
+ | начинается с рассказа о том, как бежавший с этапа декабрист Лопарев попадает в | ||
+ | старообрядческую раскольническую общину старца' Филарета, расположившуюся | ||
+ | на берегу Ишима и пробирающуюся в глубины Сибири — подальше от царской и | ||
+ | крепостной неволи, «чтоб царские слуги рукой не достали». | ||
+ | Так в самом начале «Сказаний» сталкиваются два разных пути поисков правды. | ||
+ | Казалось бы, объединиться этим людям в борьбе против общего врага и пойти одной | ||
+ | дорогой... Но, верный исторической истине, писатель показывает, какая глубокая | ||
+ | пропасть непонимания лежит между ними и как в действительности далеки они друг | ||
+ | от друга. Хотя раскольникам импонирует человек, как и они, страдающий от | ||
+ | царских, законов, «в цепи закованный по рукам и ногам», но он «барин» и не могут | ||
+ | они поверить в искренность его отношения к черному народу: «Не прислонится | ||
+ | белая кость к черной мужицкой кости». Никогда не забудет старец Филарет, что отец | ||
+ | его был забит плетьми дедом нынешнего декабриста, а сам Лопарев со страхом и | ||
+ | растерянностью взирает на тот народ, который предстает перед ним в результате | ||
+ | близкого знакомства и все решительней опровергает абстрактно-умозрительные | ||
+ | представления о нем: «Русь! Какая же ты дремучая и непроглядная! А я-то знал | ||
+ | Россию петербургскую, невскую...» И не случайно представляется гибель Лопарева | ||
+ | от рук фанатически настроенных мужиков-раскольников, так и не преодолевших | ||
+ | недоверия к нему. | ||
+ | Нет, история еще не готова дать ответ на коренные вопросы жизни, и в | ||
+ | художественно убедительной форме стремится писатель довести до читателя мысль | ||
+ | об исторической обусловленности путей борьбы за правду: «По всей России вопль и | ||
+ | стон. От поколения к поколению одно и то же: холопы под барином, барин — под | ||
+ | царем, царь — под богом, а бога никто не видывал, никто его голоса не слыхивал». | ||
+ | Неистово, до исступления молились в неведомое, не получая ни ответа, ни | ||
+ | поддержки... | ||
+ | Из века в век: «Глас вопиющего в пустыне...» | ||
+ | Широкие картины сибирской действительности на протяжении более века убеждают | ||
+ | в том, какими мучительно сложными путями шел народ к обретению воли и счастья | ||
+ | и как многие из этих путей оказывались ложными, ошибочными, тупиковыми. | ||
+ | В поисках желанного Беловодьюшка, прекрасного края изобилия, добра и | ||
+ | справедливости, бегут раскольники сначала в Поморье, потом в Сибирь, но путь | ||
+ | религиозного спасения от социального зла показан в трилогии А. Черкасова как один | ||
+ | из самых ложных и несостоятельных. В этом смысле «Сказания о людях тайги», его | ||
+ | первая книга «Хмель» в особенности, относятся к числу произведений, где | ||
+ | мертвящая власть религии над человеком обнажается с беспощадной силой | ||
+ | художественных образов. | ||
+ | «Не ведаем мы оков, не знаем сатанинских печатей и списков»,— говорит про свою | ||
+ | общину Филapeт, но в словах старца Все — ложь. Вместо оков крепостных | ||
+ | крестьяне-раскольники попали в оковы религиозные, вместо неправедной власти | ||
+ | царя ощутили жестокую силу старообрядческой законности, словом, одна крепость | ||
+ | сменилась другой, не менее всесильной и подавляющей. При ближайшем | ||
+ | рассмотрении старообрядческая община оказывается ничем иным как повторенной в | ||
+ | миниатюре самодержавно-крепостнической Россией, где тирания помещичья | ||
+ | уступает место безграничному своеволию старцев — будь то Филарет, Елисей или | ||
+ | Калистрат, где под видом радения за чистоту веры скрывается жажда утвердить свое | ||
+ | господство над единоверцами, завладеть посохом и четырехфунтовым золотым | ||
+ | крестом духовника, где массу общинников держат в беспрекословном повиновении | ||
+ | угрозой пыток, истязаний и судных спросов: «Как бары да дворяне тиранят народ, | ||
+ | так и сам народ промеж себя стал тиранить друг друга да мучить да изводить». | ||
+ | Сменяя одна другую, проходят перед читателем страшные, леденящие душу | ||
+ | картины религиозного изуверства, жертвой которого становятся безвинная Акулина | ||
+ | с ее шестипалым младенцем, маленький сын Ефимии Юсковой — Веденейка, сама | ||
+ | Ефимия, обвиненная в еретизме. В этих, может быть, иногда и грешащих известной | ||
+ | долей натуралистической чрезмерности сценах наглядно обнажается как | ||
+ | антигуманистическая суть, так и внутренняя беспомощность религиозной идеи, | ||
+ | неспособность объединить людей в борьбе за чистое и справедливое дело. | ||
+ | Страницы, посвященные жизнеописанию общины Филарета, относятся в «Сказании» | ||
+ | к числу тех, что читаются с захватывающим интересом. Автор предстает как знаток | ||
+ | религиозной обрядности, всех особенностей общинно-старообрядческого быта. В его | ||
+ | удушающей атмосфере нет места живому чувству и искренним порывам мысли, все | ||
+ | подчинено мертвящей силе старообрядческого устава, но практический расчет | ||
+ | проникает и сюда. Читатель воочию убеждается в том, что даже в момент своего | ||
+ | духовного апофеоза, так сказать великого исхода в Сибирь, старообрядчество уже | ||
+ | было чревато глубокими социальными противоречиями, уже тогда оно было лишено | ||
+ | желанного единства и общих целей. Под личиной преданности религиозной идее | ||
+ | многие из общинников умело маскируют, мирские интересы, преследуют свою | ||
+ | корысть и выгоду. Хитрому, прижимистому Третьяку, главе рода Юсковых, | ||
+ | община нужна лишь как прикрытие, как способ сохранить награбленное золото и, | ||
+ | довезя его до Сибири, пустить в предпринимательский оборот. Разными путями и | ||
+ | средствами показывает писатель социальную неоднородность общины и, в частности, | ||
+ | глазами декабриста Лопарева, которого поражает богатое устройство даже | ||
+ | временного становища Третьяка и нищенский образ жизни основной массы | ||
+ | переселенцев-раскольников: «Спустились в землянку. Спертый затхлый воздух и | ||
+ | сумерки среди бела дня. Вместо двери — камышовый полог в полроста... Ни | ||
+ | лежанки, ни рухляди. Сразу от порога — дымная печурка. Сверху — дыра в | ||
+ | накатном потолке, чтобы дым из печурки выходил на волю. На умятом сене — | ||
+ | пятеро малых полуголых ребятишек, девочки или мальчики, не разглядеть впотьмах. | ||
+ | Три сколоченных плашки вместо стола. Чугуны, пара кринок, краюха углистого | ||
+ | хлеба, состряпанного вместе с охвостьями и землей». | ||
+ | Плодами общинной работы и здесь пользуется избранное меньшинство. «Нищенство | ||
+ | — не грех, коль все нищие, — размышляет Ефимия. — Да не все в общине худо так | ||
+ | живут — то грех. Одним три куска. Говорят, мало. Дай еще три. Другим — ни | ||
+ | одного куска, не ропщут, а молются». | ||
+ | Но время идет и все больше людей проникается недоверием к слепой вере. | ||
+ | Разубеждается в истинности Филарётовой крепости Ефимия; после многих жизненных | ||
+ | испытаний превращается в яростного богоборца Мокей Боровиков, сын самого | ||
+ | Филарета. Ослабленная внутренними распрями, гонимая властями, распелась община | ||
+ | Филаретова еще на пути в Сибирь и, когда добрались до благословенного Енисея, | ||
+ | пошли от нее разные толки религиозные — тополевцы, дырники, рябиновцы и были | ||
+ | они все той же отчаянной попыткой предоставленного самому себе и утопающего в | ||
+ | дремучем невежестве народа найти смысл жизни, настоящую дорогу к воле, счастью, | ||
+ | справедливости: «Двести дворов в Белой Елани и сорок разных толков и согласий, а | ||
+ | правды человеческой нету. У кого что спросишь?» | ||
+ | Первая часть романа «Хмель» — "Крепость" заканчивается приходом раскольников | ||
+ | на Енисей, а вторая — «Корни и листья» открывается событиями, происходящими | ||
+ | уже по истечении тридцати лет. Все глубже укореняются Боровиковы и Юсковы на | ||
+ | сибирской земле, все шире и жизненно необходимей становятся их связи с другими | ||
+ | поселенцами, среди которых — Вавиловы, Валявины, Зыряны, но при этом | ||
+ | неизменным остается особо пристальное внимание А. Черкасова к потомкам рода | ||
+ | Боровиковых, побегам корня Филаретова. | ||
+ | Композиционная особенность «Сказаний» состоит в том, что А. Черкасов вводит в | ||
+ | действие представителей отдельных поколений этих семей поочередно, как было уже | ||
+ | сказано, без нарушения хронологической последовательности, без использования | ||
+ | ретроспективных планов. Филарета сменяет Ларивон, Ларивона — Веденей, затем | ||
+ | надолго входит в повествование Прокопий Веденеевич, наконец, его сыновья — | ||
+ | Филимон, Тимофей, Демид. Вторым, но тоже крупным планом подается история рода | ||
+ | Юсковых. Это разбогатевший правнук Третьяка Михаила Михайлович Юсков, | ||
+ | живущий в Красноярске, пайщик трех акционерных обществ, в доме которого | ||
+ | набравшая .силу сибирская буржуазия, играя в либерализм и демократию, мечтает о | ||
+ | революции. Это Елизар Елизарович Юсков, миллионщик азиатского типа, по- | ||
+ | прежнему живущий в Белой Елани, но уже успевший прибрать к рукам всю округу | ||
+ | в.<полном соответствии со своим исходным девизом: «Жми-дави и вся статья жизни». | ||
+ | Это его дочери — Дарья и Евдокия, каждая из которых по-своему пытается | ||
+ | вырваться из-под деспотической воли отца и проходит тернистый путь поисков места | ||
+ | и смысла жизни. И, наконец, последняя представительница этого рода в трилогии — | ||
+ | Анисья Головня, чья судьба предстает в тесном переплетении с судьбой последнего | ||
+ | из Боровиковых — Демида и повествование о которых автор доводит до середины | ||
+ | 50-х годов. | ||
+ | И чем ближе к современности, тем шире становится захват жизни, тем чаще выходит | ||
+ | оно за пределы Белой Елани, переносится то в Минусинск, то в Красноярск, даже в | ||
+ | Петербург, тем большее число героев вовлекается в действие, тем сложнее и | ||
+ | напряженнее становятся конфликты. Каким бы глухоманным углом ни была Белая | ||
+ | Елань, но общие для всей России процессы захватывают и ее. Вот уже входят в жизнь | ||
+ | героев «Сказаний» Ленский расстрел, империалистическая война, революция. | ||
+ | Неумолимый ход времени разрушает замкнутость и неподвижность | ||
+ | старообрядческого быта. Не хотят больше мириться с порядком, диктуемым | ||
+ | дремучим уставом тополевого толка, сыновья Прокопия Веденеевича. Становится | ||
+ | рабочим железнодорожного депо в Красноярске Тимофей, бежит из затхлого мира | ||
+ | родительской молельни Демид. И сами белоеланцы уходят в широкий мир, и в | ||
+ | Белую Елань приходят люди со стороны. Зазвучало здесь непонятное слово | ||
+ | «сицилисты», появились политические ссыльные. И вот уж пламя гражданской | ||
+ | войны озарило Сибирь, размежевав Белую Елань . на два непримиримых лагеря. И | ||
+ | колчаковщину, и белый террор познало сибирское крестьянство. Многие из | ||
+ | кержаков-староверов стали партизанами и кровью своей породнились с Советской | ||
+ | властью. В водоворот исторических событий оказались ввергнутыми даже такие | ||
+ | кондовые старообрядцы, как Прокопий Веденеевич, который пытался сначала | ||
+ | поднять восстание против «анчихристовой» Советской власти и поджечь ревком, а | ||
+ | потом сам погиб от плетей карателей-белобандитов. И через трудное время | ||
+ | коллективизации проводит своих героев А. Черкасов, и через Великую | ||
+ | Отечественную войну и послевоенные годы. Бешеная круговерть человеческих | ||
+ | страстей, тугой клубок житейских интересов, запутанные до беспредельности | ||
+ | судьбы... | ||
+ | Как при таком огромном захвате времени, насыщенности событиями и богатстве | ||
+ | действующих лиц придать всему действию трилогии необходимое идейно- | ||
+ | эстетическое единство? И как сохранить при этом непрерывность художественной | ||
+ | мысли и всего эмоционального тона? | ||
+ | Прежде всего, конечно, необходимо обратить,, внимание на ту идейно-эстетическую | ||
+ | нагрузку, которую несет в трилогии Время. Оно активно, действенно, к мысли о нем | ||
+ | постоянно взывает автор, и мысль эта является одним из важных | ||
+ | структурообразующих начал повествования. «Время! Кто знает, что такое время, | ||
+ | истинный смысл его? Смутные ли, беспокойные тени былого, как лучом прорезали | ||
+ | нашу память, говорят нам о времени минувшем, незабвенном!» | ||
+ | Чаще всего размышления о времени носят авторский характер и определяют | ||
+ | эмоциональный настрой целых глав книги, иногда же они принадлежат героям и | ||
+ | являются своего рода камертоном к их внутреннему состоянию: «Время не конь, не | ||
+ | объездишь, не уймешь — летит, мчится, а куда? И как там будет завтра, | ||
+ | послезавтра? Погибель или здравие? К добру или к худу утащит за собой | ||
+ | суматошное время?..» | ||
+ | Это как бы эпиграф ко всей судьбе хорунжего Ноя Лебедя — главного героя романа | ||
+ | «Конь Рыжий». | ||
+ | Если в начале повествования время течет медленно и тягуче, почти не различимым по | ||
+ | годам, слабо расчлененным на хронологические вехи потоком, то чем дальше, тем | ||
+ | стремительнее становится его движение, тем весомей, значительней и объемней | ||
+ | воспринимается каждая его единица — и год, и день. Так появляется роман «Конь | ||
+ | Рыжий», написанный позднее других книг трилогии, уже в 1972 году, но в | ||
+ | последовательном развитии ее действия занимающий место между «Хмелем» и | ||
+ | «Черным тополем». Он как бы восполняет тот временный пробел, который возник | ||
+ | между событиями «Хмеля» и «Черного тополя», и обращен к тому промежутку | ||
+ | времени, когда под ударами внутренней и внешней контрреволюции пала Советская | ||
+ | власть на всей территории Сибири, и Красноярск тоже оказался во власти | ||
+ | белогвардейского террора. Не более двух лет охватывает повествование в романе | ||
+ | «Конь Рыжий», но это короткое время наполнено такой исторической энергией, что | ||
+ | по значимости превосходит десятилетия предшествующего развития. И только в | ||
+ | этой внутренней динамике Времени, изображенного в «Сказаниях», находит | ||
+ | объяснение видимая, внешняя несоразмерность временных границ «Хмеля», «Коня | ||
+ | Рыжего» и «Черного тополя». | ||
+ | Писатель нашел действенное средство укрепить внутреннее единство растянутого на | ||
+ | многие десятки лет повествования, создав два очень своеобразных образа. Один из | ||
+ | них — черный тополь, святое дерево тополевцев, возросшее на могиле каторжанина, | ||
+ | воспринимается как символ окружающей темноты, религиозного оцепенения, | ||
+ | людских ошибок и заблуждений в поисках веры и истины: «Щли годы и годы... | ||
+ | Менялись поколения, времена, нравы, а старый тополь все так же шумел... | ||
+ | Костляво-черный в зимнюю прру, белый от куржака в морозы, огромный и | ||
+ | величественный в зеленой шубе возвышался он, как загадочный свидетель минувших | ||
+ | времен, чтобы потом, на страшном суде, дать показания о всех бедах и | ||
+ | преступлениях, свершенных людьми на его веку». И не случайно стихийный протест | ||
+ | героев-правдоискателей против дремучести старых порядков часто обрушивается на | ||
+ | тополь: десятилетний Тимоха Боровиков срубил его вершину, желание «грабануть | ||
+ | его под самый корень» постоянно испытывает Демид. Но и расщепленный грозовым | ||
+ | ударом, с черным, вместо вершины, огарышем, давно засохший на корню, долго еще | ||
+ | стоял черный тополь, безмолвно напоминая о прошлом, свидетельствуя и о | ||
+ | неумолимом ходе времени, и о цепкой силе старых обычаев. | ||
+ | Еще более существенную роль в идейно-эстетическом креплении такого | ||
+ | специфического повествования, какое развернуто в «Сказаниях», играет образ | ||
+ | Ефимии Юсковой. По длительности пребывания на страницах одного произведения у | ||
+ | этой героини, пожалуй, нет соперников. Автор провел ее через разные эпохи | ||
+ | русской жизни, сделал свидетельницей многих исторических событий XIX и XX | ||
+ | веков, начиная с нашествия Наполеона и кончая пришествием на Русь нового | ||
+ | «анчихриста» — Гитлера. В трилогии она предстает как связующее звено между | ||
+ | прошлым и настоящим, между многими поколениями героев «Сказаний». Своей | ||
+ | памятью о них она как бы скрепляет длинную цепь событий, придает им единство | ||
+ | смысла и цели, усиливает ощущение преемственности в поисках смысла жизни. | ||
+ | Интересно, что писатель часто напоминает о возрасте Ефимии: бегущие годы ее | ||
+ | жизни часто служат определителем исторического времени. В тот год, когда она | ||
+ | встретилась с беглым каторжником Лопаревым, ей было 25 лет, когда после долгого | ||
+ | отсутствия появилась в Белой Елани в гостях у Ларивона Филаретовича, ей уже 55 | ||
+ | лет: это значит идет 61-й год XIX века. Уже в XX веке довелось войти ей в дом | ||
+ | очередного потомка Боровиковых — тополевца Про-копия Веденеевича, 112-летней | ||
+ | старухой встретить революцию, дожить до Великой Отечественной войны. | ||
+ | Писатель сделал Ефимию носительницей здравых и гуманных идей. Она изображена в | ||
+ | ореоле мученичества и самоотверженного служения людям. В ней живет | ||
+ | неукротимый дух свободолюбия, защиты прав и достоинства человека, убеждения в | ||
+ | равенстве всех людей на земле: «Человек — земное светило, и от рождения каждый | ||
+ | равен другому». Она не устает обличать и дикость кержацких обычаев и | ||
+ | неправедность православной церкви. В ней неиссякаема вера в конечное торжество | ||
+ | разума человеческого, его способность «пробить тьму невежества». Высший смысл | ||
+ | земного бытия заключен для нее в духовных поисках: «Коротка и прискорбна жизнь | ||
+ | человека, если он помышляет о деньгах и богатстве». | ||
+ | Можно и далее характеризовать взгляды героини, но и без того видно, что Ефимия | ||
+ | предстает перед читателем как истая правдоискательница, осознанно и активно | ||
+ | отстаивающая свои принципы. «Моя вера — вся в поисках, как темная ночь в | ||
+ | звездах, когда на небе нет тучек, — говорит она. — Ищу правду. Как жить и что | ||
+ | надо делать, чтоб счастье иметь». Автор настоятельно подчеркивает глубину | ||
+ | воздействия Ефимии на окружающих: зажигательный характер ее страстных | ||
+ | проповедей, увлекающую силу примера собственной жизни. «Если бы все были | ||
+ | такими, как бабушка Ефимия — хорошо бы жилось на свете», — убеждена | ||
+ | Дарьюшка Юскова. | ||
+ | Своеобразие и идейно-художественные достоинства образа Ефимии неоднократно | ||
+ | были отмечены в критических работах о творчестве А. Черкасова. | ||
+ | Но давая высокую оценку содержательной стороне художественного образа | ||
+ | Ефимии, необходимо учитывать его особую эстетическую природу. Все порывы | ||
+ | Ефимии к правде носят романтический характер, в ее программе нет и грана | ||
+ | социально-исторической конкретности. Ее протест против господствующего зла | ||
+ | лишен классовой и политической опоры, лежит в русле морально-этических | ||
+ | требований и абстрактно-гуманистических упований. Более, чем другие, характер | ||
+ | Ефимии предстает в отвлечении от конкретных обстоятельств жизни. Отсюда | ||
+ | отсутствие в ее языке необходимого сибирского колорита и естественности | ||
+ | разговорной речи; отсюда торжественно-библейский склад и проповедническая | ||
+ | витиеватость ее слога. При этом идейная, программная, дидактическая нагрузка на | ||
+ | образ оказывается непомерно велика. Порой автор вкладывает в уста героини такого | ||
+ | рода суждения и оценки, которые вступают в конфликт с психологической | ||
+ | природой ее личности и характера. Одним словом, Ефимия — образ не столько | ||
+ | реалистический, сколько просветительско-романтический. | ||
+ | В трилогии А. Черкасова Ефимия — не единственный образ, эстетическую природу | ||
+ | которого нельзя определить, исходя из требований реализма. Как известно, реализм | ||
+ | исходит из строгой социально-психологической обусловленности всего строя мыслей | ||
+ | и поступков героя, но этим требованиям не подчиняется и образ Дарьюшки. По | ||
+ | всему видно, что она тоже относится к числу любимых героинь писателя, ей тоже, | ||
+ | как и Ефимии, он передал многие свои мысли о мире, времени, человеке. С | ||
+ | болезненной остротой воспринимает Дарьюшка нечистую атмосферу лихоимства и | ||
+ | жадности, царящую в домах сибирских миллионщиков, ее давит сознание вины перед | ||
+ | ограбленным народом и она как бы принимает на себя тяжесть искупления чужих | ||
+ | грехов. Доведенная до безумия и деспотической властью отца и непосильностью | ||
+ | взятой на себя духовной ответственности, Дарьюшка и в этом состоянии продолжает | ||
+ | обличать мир насилия и жестокости, произносить речи, наполненные символикой и | ||
+ | пророчествами: «Настанет день, когда с каждого спросится, как он живет. Добром | ||
+ | или злом? Тиранством или мученичеством? и тогда каждый станет лицом к солнцу и | ||
+ | все увидят, какое у кого лицо. Никто ничего не спрячет». | ||
+ | Правдоискательство доведено в ней до размеров всепоглощающей страсти, | ||
+ | всеохватывающей черты характера, но читатель убеждается в том, что и в данном | ||
+ | случае оно почти не соприкасается с реальными процессами жизни; не идет дальше | ||
+ | отвлеченно-идеалистических представлений о добре и зле: «Да разве такая судьба | ||
+ | России, чтоб на веки вечные черной и тюремной быть?» — восклицает Дарьюшка. | ||
+ | Она говорит о неизбежности революции, но мыслит ее как «революцию в душе | ||
+ | человека». | ||
+ | Через образ Дарьюшки писатель показывает историческую бесплодность поисков | ||
+ | правды вне путей социального и политического развития России, но нельзя сказать, | ||
+ | что он в принципе отрицает значение тех поисков, которые лежат в русле | ||
+ | общегуманистических идей. Для него они неизбежный и необходимый этап духовного | ||
+ | развития человека, отправной пункт к обретению действенных средств борьбы за | ||
+ | справедливость. В этом убеждает еще один герой трилогии — Ной Лебедь из «Коня | ||
+ | Рыжего», которого стихийная вера в торжество добра и разума, своего рода | ||
+ | нравственно-этический максимализм привели в лагерь большевиков, как бы | ||
+ | подтверждая непреложность истины, что именно они конденсировали в своем деле | ||
+ | все чистое, светлое, подлинно человеческое. Беда Дарьюшки 6 том, что в своих | ||
+ | духовных исканиях она остановилась на абстрактно-гуманистических порывах к | ||
+ | добру, что само это понятие не наполнилось в ее сознании социальным смыслом. | ||
+ | Но такого рода герои, как Дарьюшка, несмотря на ошибочность их пути, в | ||
+ | «Сказаниях» не подлежат развенчанию. Читатель ощущает авторскую волю, | ||
+ | твердую установку на заданность характера. Он как бы вступает с писателем в | ||
+ | определенный сговор, принимая романтическую условность героини, не требуя от | ||
+ | ее слов и действий строгой социально-психологической мотивированности. Исходно- | ||
+ | эстетические принципы создания образа таковы, что, как и в случае с образом | ||
+ | Ефимии, исключают возможность оценки по законам реалистического искусства и | ||
+ | его жанров. | ||
+ | В «Хмеле», «Черном тополе», «Коне Рыжем» велика доля исторического материала, | ||
+ | но не всякий роман о прошлом называют историческим и в данном случае история | ||
+ | привлекает автора возможностью не столько воспроизвести события во всей "их | ||
+ | полноте, точности и достоверности, сколько выверить определенного рода духовные | ||
+ | и нравственные истины опытом прошлого, прослушать голосом Времени. Писателю | ||
+ | важно передать лишь общий дух эпохи, очертить ее контуры, но оказавшись внутри | ||
+ | его, уже не ограничивать себя в свободе вымысла и творческой фантазии. И свое | ||
+ | главное произведение А. Черкасов не назвал ни романом, ни тем более историческим | ||
+ | романом или эпопеей, как это сделали за него критики, он назвал его «Сказаниями», | ||
+ | тем самым как бы заранее отводя многие критические упреки, как бы обосновывая | ||
+ | свое право на домысел даже в изображении реальных лиц и событий, на создание | ||
+ | образов просветительски-романтического плана, таких, как Ефимия и Дарьюшка, на | ||
+ | использование средств реалистического изображения действительности наряду с | ||
+ | условно-романтической поэтикой; в частности, такого приема, как стилизация, как | ||
+ | проступающая местами сказовая манера повествования. Отсюда идет деление не на | ||
+ | главы, а «завязи», отсюда — «напутное слово», «аполог» и т. д. | ||
+ | Из трех книг «Сказаний о людях тайги» критериям исторического романа более | ||
+ | всего отвечает «Конь Рыжий», особенно в той его части, где изображен Красноярск | ||
+ | трагических-дней падения Советской власти, разгула белогвардейского террора, | ||
+ | деятельности большевистского подполья, где в качестве героев появляются | ||
+ | реальные исторические лица — большевики Г. Вейнбаум, Т. Марковский, А. | ||
+ | Лебедева, белочешский офицер Гайда и другие, но и эту книгу А. Черкасов тоже | ||
+ | назвал «Сказаниями». | ||
+ | Большинство его героев уже было знакомо читателю по вышедшим ранее книгам | ||
+ | «Сказаний», но главное место в новом романе занял герой, стоящий несколько | ||
+ | особняком в общей массе действующих лиц трилогии. Это казачий хорунжий Ной | ||
+ | Лебедь по прозвищу Конь Рыжий, через образ которого произведение оказалось | ||
+ | круто повернутым к проблеме сибирского казачества, его судеб, роли и места в | ||
+ | революции. Роман более, чем другие книги «Сказаний», монографичен: | ||
+ | обращенность к судьбе одного героя здесь проявлена более четко. И все-таки это не | ||
+ | отдельный роман, а весьма органическая часть «Сказаний», и делает его таковым не | ||
+ | столько общность основных героев, сколько единая эстетическая концепция. Как и | ||
+ | большинство других героев «Сказаний», Ной Лебедь идет путем духовных и | ||
+ | нравственных исканий. Основу его характера составляет своего рода этический | ||
+ | максимализм, заявленный им в словах: «Совесть мою никто не свергнет. И честь. На | ||
+ | том весь белый свет стоит». Именно совесть и честь, врожденная «мудрость души» | ||
+ | приводят его к большевикам, к постепенному отказу от политического | ||
+ | невмешательства, к активному участию в революции и гражданской войне. В образе | ||
+ | Ноя автору особенно дорога мысль о связи общечеловеческого этического кодекса с | ||
+ | жизненными принципами большевизма; участием Ноя, незыблемо верящего в добро, | ||
+ | совесть, любовь, как бы оправдана неизбежная жестокость революции, ее кровь, | ||
+ | смерть, жертвы. | ||
+ | Но и такой образ, как Ной Лебедь, тоже может быть понят только в жанровых | ||
+ | рамках сказаний, ибо писатель не всегда входит в социально-психологические мотивы | ||
+ | его поступков, не столько анализирует, сколько декларирует его убеждения, | ||
+ | взгляды, мысли — всю его этическую программу. | ||
+ | Вообще «Сказания о людях тайги» дают основание говорить о том, что в них | ||
+ | сосуществуют два уровня художественных ценностей. В основу создания одних | ||
+ | положены принципы, близкие романтической поэтике, в основу других — принципы | ||
+ | строгого реализма. | ||
+ | Реалистическое мастерство А. Черкасова в «Сказаниях» с особой полнотой | ||
+ | раскрывается в изображении жизни сибирского крестьянства. Здесь привлекает и | ||
+ | сочный колорит сибирского пейзажа, и живость народного языка. Здесь | ||
+ | позволительно говорить о высоком искусстве бытовой живописи, яркости | ||
+ | нравоописательных сцен, жизненно-убедительных характерах. Читателю, несомненно, | ||
+ | запомнится колоритная фигура Прокопия Веденеевича, в характере которого, как | ||
+ | хмель в кустах чернолесья, .причудливо переплелись, скрутились в тугой узел и | ||
+ | кержацкая дремучесть, и фанатизм ревнителя старой веры, и неистребимая | ||
+ | потребность любви, тепла, участия, и мужицкое трудолюбие: «костлявый, жилистый, | ||
+ | высокий, неласковый на слово, не ведавший ни любви, ни жалости к ближним, | ||
+ | сызмала привык он к такой работе, когда от собственной соли расползаются рубахи, | ||
+ | а на ладонях нарастают сухие мозоли в палец толщиной, что конские копыта». До | ||
+ | чрезвычайности интересен тип человеческого поведения представленный в образе | ||
+ | Филимона Боровикова. «Увалень» и «мякинная утроба» с виду, в действительности | ||
+ | это хитрый, жадный, изворотливый мужик, поражающий силой своей | ||
+ | приспособляемости к любой власти и режиму. С глубоким проникновением во | ||
+ | внутренний мир человека, прожившего всю жизнь в плену религиозного оцепенения | ||
+ | и мелочного стяжательства, выписан образ Меланьи. Не оставит читателя | ||
+ | равнодушным характер Агнии Вавиловой, привлекут своей неповторимостью | ||
+ | судьбы многих других героев. | ||
+ | Но каким бы разнообразием человеческих судеб, типов поведения, характеров не | ||
+ | отличались «Сказания», все подчинено в них единой эстетической цели, все | ||
+ | соотнесено., с авторской концепцией мира и человека. Воедино связывая цепь времен | ||
+ | конкретными судьбами людей — декабриста Лопарева, раскольницы Ефимии, | ||
+ | большевика Тимофея Боровикова, Алексей Черкасов убедительно показывает, как | ||
+ | неистребимо в человеке стремление к свободе, как преемственно — из поколения в | ||
+ | поколение углубляется его представление о смысле жизни, правде, счастье. Такова | ||
+ | главная идея трилогии А. Черкасова, ее концепция и пафос. | ||
+ | «Сказания о людях тайги» — книги о прошлом Сибири, но читая их, каждый получит | ||
+ | богатый материал для раздумий и о современном мире, и о месте человека в нем. | ||
+ | Л. Якимова | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Сказание о людях Сибири // Хакасия, № 191 (21798) от 8 октября 2010 | ||
+ | До Ивана Говорченко редактора в “Советской Хакассии” менялись довольно часто. | ||
+ | И виной тому стукачество. Оно, “родимое”, попортило жизнь многим журналистам. | ||
+ | Одной из таких жертв стал известный писатель Алексей Черкасов. Автор трилогии, | ||
+ | посвященной старообрядцам Сибири (“Хмель”, “Конь Рыжий”, “Черный тополь”), | ||
+ | как и Александр Бушков (читайте в № 168 от 7 сентября 2010 года), тоже работал в | ||
+ | областной газете, только заведующим отделом сельского хозяйства. Как-то раз он с | ||
+ | коллегами по работе отправился в “Голубой Дунай”. Так в народе прозвали | ||
+ | питейное заведение на улице Хакасской. Посидели они там какое-то время и пошли | ||
+ | дальше. | ||
+ | Проходя мимо театра (теперь это Центр культуры и народного творчества имени | ||
+ | С.П. Кадышева), один из них предложил заглянуть в буфет. Черкасов не захотел. | ||
+ | “Пусть буфет горит синим огнем!” — крикнул Алексей Тимофеевич, не придавая | ||
+ | значения сказанному. Казалось бы, что такого, человек навеселе, мало ли чего | ||
+ | сболтнешь! Однако сия фраза сыграла ключевую роль в жизни писателя. По словам | ||
+ | Марии Чертыковой, он был арестован “за попытку сжечь культурное учреждение”. | ||
+ | |||
+ | Однако имеется еще одна формулировка обвинения. По данным красноярского | ||
+ | общества “Мемориал”, 21 марта 1942 года Черкасова обвинили в том, что он | ||
+ | “систематически проводил контрреволюционную агитацию клеветнического и | ||
+ | пораженческого характера”. С объявлением приговора, кстати, никто не торопился. | ||
+ | Шли месяцы, и только в мае 1943 года свершилось чудо. И краевая прокуратура, и | ||
+ | краевой суд дело закрыли. В 1950-е годы Алексей Тимофеевич был реабилитирован | ||
+ | полностью. | ||
+ | Это, напомним, те сведения, которые дает красноярский “Мемориал”. Но есть и | ||
+ | другие данные, рассказывающие о неизвестных страницах жизни Алексея Черкасова. | ||
+ | Возьмем, к примеру, статью Галины Эйснер “Дом писателя на Паровозной”, | ||
+ | опубликованную в № 8 газеты “Красноярский рабочий” от 28 февраля 2007 года. В | ||
+ | ней черным по белому пишется о том, что Алексею Тимофеевичу в те дни грозил | ||
+ | даже расстрел. Кабы его не признали невменяемым и не отправили лечиться в | ||
+ | Красноярскую психиатрическую больницу, мир так и не узнал бы о писателе | ||
+ | Черкасове. Но вместо расстрела, по иронии судьбы, он “нашел” жену. Точнее, | ||
+ | Полина Москвитина нашла его сама. Работала она цензором НКВД. По долгу | ||
+ | службы ей приходилось читать письма больного Черкасова к матери. Переписка | ||
+ | настолько впечатлила девушку, что она решила познакомиться с Алексеем, придя | ||
+ | как-то раз в психбольницу. С ее легкой руки он был освобожден. А с ее “помощью” | ||
+ | собранный в библиотеках материал о старообрядцах лег в основу той самой трилогии | ||
+ | “Сказание о людях тайги”. Кто помнит, продолжение “Хмеля” — “Черный тополь” и | ||
+ | “Конь Рыжий” написаны в соавторстве с Полиной Дмитриевной. | ||
+ | Этот срок был не единственным в жизни Алексея Черкасова. Уроженец деревни | ||
+ | Потапово, тогда еще Даурской волости Енисейской губернии (она сейчас покоится | ||
+ | под водами Красноярского моря), испытал на себе всю мощь сталинских репрессий | ||
+ | еще в 1937 году. Выпускник Красноярского агропедагогического института работал | ||
+ | агрономом в одном из колхозов Северного Казахстана. Он был арестован 11 ноября | ||
+ | райотделом НКВД. Причина — “проведение контрреволюционной агитации, | ||
+ | направленной против политики ВКП(б) и мероприятий Советской власти, и | ||
+ | незаконное хранение огнестрельного оружия”. Назначенная ему мера наказания — | ||
+ | 10 лет лишения свободы. Так “враг народа” и “турецкий шпион” отправился строить | ||
+ | Волго-Донской канал. Через два года, правда, с него сняли судимость и даже | ||
+ | выплатили компенсацию за все время заключения (поспособствовала “кампания | ||
+ | против клеветы”, которую на посту наркома внутренних дел проводил Лаврентий | ||
+ | Берия), однако радоваться свободе, как вы уже знаете, пришлось недолго. | ||
+ | О тех годах Алексей Тимофеевич вспоминал так: | ||
+ | “Я прошел 33 тюрьмы, повидал отбросы человеческие всех рангов и степеней, но не | ||
+ | стал моральным уродом благодаря вере в новое предназначение... Эти дни я не | ||
+ | потерял даром. Для того, чтобы стать писателем, пишущим о живом человеке, надо | ||
+ | было побывать и в заключении, и повидать людей, чьи мысли и дела — все | ||
+ | внутреннее содержимое — видны как на ладони. Ну а там, куда меня ведут, оно еще | ||
+ | виднее”. | ||
+ | ОДНАКО не журналистика, а писательство стало делом жизни Алексея Черкасова. И | ||
+ | оно, к слову говоря, сопровождалось определенными трудностями. Судите сами: в | ||
+ | 1934 году был написан роман “Ледяной покров”, который он послал самому | ||
+ | Максиму Горькому. Тому рукопись понравилась. А чтобы воплотить все | ||
+ | написанное в книгу, понадобилась некоторая доработка. С этой целью Горький и | ||
+ | вызвал Черкасова в Москву. Жил начинающий писатель в доме классика целых три | ||
+ | месяца. Подготовленная к печати рукопись даже ушла в типографию, но до читателя | ||
+ | она так и не дошла. Весь тираж был изъят и уничтожен. Тогда это стало для него | ||
+ | ударом, но на фоне всего того, что происходило дальше, все это можно с | ||
+ | уверенностью отнести к безобидному щелчку судьбы. | ||
+ | “Ледяной покров” так и не увидел читателя. Как, впрочем, и другой роман — | ||
+ | недописанный “Мир, как он есть”. Зато поклонникам творчества сибирского | ||
+ | прозаика, который отметил бы 2 июня этого года свое 95-летие, остались такие | ||
+ | произведения, как “День начинается на Востоке”, “Лика”, “Человек находит себя”, | ||
+ | “Ласточка”, “Синь-тайга”... В 1967 году за роман “Черный тополь” Алексей | ||
+ | Черкасов был награжден орденом “Знак Почета”. | ||
+ | Алексея Тимофеевича не стало 13 апреля 1973 года. Он умер в Красноярске, но | ||
+ | похоронен был в Симферополе. Памятник на могиле писателя, говорят, помог | ||
+ | поставить Константин Симонов. | ||
+ | По воспоминаниям жителей Курагинского района (здесь проходило детство | ||
+ | писателя), Алеша рос довольно задиристым мальчиком. Любил подраться, а | ||
+ | особенно — посмешить окружающих, за что его в родной деревне прозвали | ||
+ | клоуном. Начнет порой что-нибудь изображать, привлечет к “процессу” коня | ||
+ | Архимандрита. Все хохочут — и ему весело. Видимо, тогда-то он и исчерпал | ||
+ | отпущенный ему судьбой лимит веселья.%% | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Фотоархив ===== | ||
+ | {{:chercasov002.jpg?200|}} {{:chercasov003.jpg?200|}} {{:chercasov004.jpg?200|}} {{:chercasov005.jpg?200|}} {{:chercasov006.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | **Произведения А.Т. Черкасова:** | ||
+ | |||
+ | 1. Черкасов, А. Т. В стороне сибирской : повести и рассказы / А. Т. Черкасов ; | ||
+ | худож. Г. Кранцов. — М. : Сов. Писатель, 1949. - 200 с.: ил. | ||
+ | |||
+ | 2. Черкасов, А. Т. В стороне сибирской : повести и рассказы / А. Т. Черкасов. - М. : | ||
+ | Изд. дом "Дрофа", 1993. - 326 с. | ||
+ | |||
+ | 3. Черкасов, А. И. День начинается; Синь-тайга ; Ласточка : роман и повести / А. Т. | ||
+ | Черкасов ; ред. И. И. Пантелеев ; послесл. Л. Якимовой. - Красноярск : Кн. изд-во, | ||
+ | 1975. - 640 с. - (Писатели на берегах Енисея). | ||
+ | |||
+ | 4. Черкасов, А. Т. Конь рыжий : Сказания о людях тайги / А. Т. Черкасов, П. | ||
+ | Москвитина ; ред. И. И. Пантелеев ; худож. С. Туров. - Красноярск : Кн. изд-во, | ||
+ | 1972. - 796 с. : ил. | ||
+ | |||
+ | 5. Черкасов, А. Т. Ласточка : повести / А. Т. Черкасов. - М. : Сов. Россия, 1965. - | ||
+ | 384 с. : ил. | ||
+ | |||
+ | 6. Черкасов, А. Т. Сказания о людях тайги. Т. 1. Хмель. - Рига, 1994. - 624 с. | ||
+ | |||
+ | 7.Черкасов, А. Т. Сказания о людях тайги. Т. 2. Конь рыжий / А. Т. Черкасов, П. | ||
+ | Москвитина. - Рига, 1994. - 575 с. | ||
+ | |||
+ | 8.Черкасов, А. Т. Сказания о людях тайги. Т. З : Черный тополь / А. Т. Черкасов. П. | ||
+ | Москвитина. - Рига, 1994. - 544 с. | ||
+ | |||
+ | 9. Черкасов, А. Т. Шумейка : повесть / А. Т. Черкасов. - Абакан: Хаккнигаздат, 1962. | ||
+ | - 95 с.: ил. | ||
+ | |||
+ | **О жизни и творчестве А.Т. Черкасова:** | ||
+ | |||
+ | 1. 85 лет со дня рождения А.Т. Черкасова // Край наш Красноярский. - Красноярск, | ||
+ | 1999, - С. 24-27. | ||
+ | |||
+ | 2. Карлова, О. А. Черкасов Алексей Тимофеевич / О. А. Карлова // Енисейский | ||
+ | энциклопедический словарь. - Красноярск, 1998. - С. 679. | ||
+ | |||
+ | 3. Коротаев, С. Н. Нераскрытая страница из жизни сибирского писателя А.Т. | ||
+ | Черкасова / С. Н. Коротаев, С. А. Темеров // Люди и судьбы. XX век: тезисы | ||
+ | докладов и сообщений научной конференции, Красноярск, 30 октября 2003 г. - | ||
+ | Красноярск : Кларетианум, 2003. - С. 84-89. | ||
+ | |||
+ | 4. Яновский Н. Н. Черкасов Алексей Тимофеевич / Н. Н. Яновский // Краткая | ||
+ | литературная энциклопедия. Т. 8. - М., 1975. - С. 459. | ||
+ | |||
+ | 5. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||