Инструменты пользователя

Инструменты сайта


чернятинский_николай_николаевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
чернятинский_николай_николаевич [2014/07/02 07:43]
ram3ay
чернятинский_николай_николаевич [2014/07/02 07:51] (текущий)
ram3ay [Рецензии]
Строка 27: Строка 27:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-: в файле+                  1. Рассказ очевидца 
 +           ​САВНОР Ванда Антоновна 
 +    «Володю устроили в детский сад в Новом городе. Александр Яковлевич продолжал строить в колхозе мосты - другой работы «поселенец» найти не мог. Я готовила концертную программу и дуэты из «Сильвы» и «Марицы». Н.Н. Чернятинский предложил мне самой выбрать партнера к дуэтам. Мое внимание привлек Павел Пустовойт - мужественный тенор, с хорошей внешностью. Я попросила его петь дуэты со мной, и он с радостью согласился. 
 +В театре был оркестр,​ которым руководил Н.Н. Чернятинский. Среди оркестрантов был ведущий скрипач Фоля (Ефраим) Тольенский. Его я встретила в Москве в 1989 г., он играл в театре Станиславского (в 1995 г. он умер). В Игарском театре было много талантливых актеров. Среди нихартисты оперетты Дора Петрова из Николаева,​ артист Иркутской оперетты В. Аксенов,​ артист Малого театра Б. Ничеухин,​ тенор И. Чигринов,​ режиссер Л. Оболенский,​ артисты Д. Крайнов,​ Л.И. Юхин, балетмейстер Б.Е. Скворцов,​ балетная группа,​ художник Кировского театра Д. Зеленков. Из вольнонаемных был режиссер А. Алексеев,​ по натуре грубый человек,​ не имеющий понятия о режиссёрской этике... 
 +Вспоминается один из концертов,​ в котором серенаду Арлекина из оперы Леонковалло «Паяцы» пел В. Аксенов. Эту партию с ним готовил В. Топилин. Дирижировал Н.Н. Чернятинский. И Аксенов,​ то ли от волнения,​ то ли... перепутал все слова… За кулисами стоял хохот! А Топилин едва сдерживал себя... Но публика ничего не поняла и приняла номер аплодисментами. 
 +Я готовила сцену Марины Мнишек и Самозванца из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»,​ (Самозванец - И. Чигринов),​ но спеть ее не пришлось. Театр вскоре расформировали, заключенных актеров отправили в разные лагеря:​ кого-то в далекий Тайшет,​ кого-то в Ермаково и Норильск. В Тайшет уехал Л.И. Юхин, В. Аксенов и всеми любимый блестящий пианист,​ участник международных конкурсов,​ концертмейстер Д. Ойстраха Всеволод Топилин (там он стал лагерным фельдшером).» 
 +2."​УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ" ​  
 +                                      В.Смирнов 
 +«Судьба Н.Н.Чернятинского,​ сравнительно с другими арестованными,​ была более 
 +благополучной [5]. Обладая,​ видимо,​ незаурядными организаторскими способностями,​ воссоздав в короткие сроки при оккупационном режиме работу консерватории и Оперного театра,​ Н.Н. Чернятинский приобрел и недругов,​ пытавшихся взять "​реванш"​ сведением личных счетов после его ареста.  
 +   ​Постановление на арест Н.Н.Чернятинского по принятому к производству делу № 2768, датировано 24 апреля 1945 г. В это время Н.Н.Чернятинский жил в Кишиневе,​ в Варфоломеевском переулке. Он работал в Музыкально-драматическом театре дирижером.  
 +   По ордеру на арест от 7 марта 1945г. № 49 обыск в Кишиневе был произведен 17 апреля 1945 г. Были изъяты письма,​ удостоверение,​ а также часы "​металлические со светящимся циферблатом"​. Н.Н.Чернятинский был арестован Управлением НКГБ по Одесской области "по подозрению в антисоветской деятельности в период проживания на оккупированной территории г.Одессы"​ по статье 54-1 "​а"​ УК УССР. Ему инкриминировались благотворительные концерты "в пользу общества офицеров бывшей русской армии",​ а также "​вывоз из Оперного театра нотной библиотеки"​.  
 +   ​Допросы проводились 19, 24, 26, 28 апреля,​ 13,21,25 мая 1945 года. "​Организаторами восстановления работы консерватории явилась группа педагогов",​ - говорил на допросах Н.Н.Чернятинский. Он признал,​ что ему приходилось выражать благодарность румынским властям за освобождение от большевизма. Так было на открытии консерватории,​ которое началось с молебна и выступления хора из собора. Было 300-350 человек. Так было и на собрании студентов университета,​ когда отмечалась годовщина возобновления работы.  
 +   ​Свидетели добавляли ко всему сказанному свои обиды и предположения,​ на которые Н.Н. Чернятинский отвечал во время допросов. Любопытно,​ что и во время оккупации пианистка оперного театра Лидия Лычева донесла в сигуранцу,​ что Чернятинский "не верил в бога и преследовал при большевиках верующих"​. Об этом Н.Н.Чернятинскому сказали при вызове в сигуранцу. Теперь же, при советской власти,​ Л.А.Лычева говорила о "​нелегальных связях Н.Н.Чернятинского с Румынией"​.  
 +   В ответ на обвинения Н.Н.Чернятинский объяснял взаимоотношения с сотрудниками своими методами административной работы,​ которыми ему приходилось пользоваться. Любопытно,​ что во время следствия фамилия основного администратора консерватории во время оккупации бывшего преподавателя украинского языка П.Н.Маркова не была названа. А именно П.Н. Марков давал приказания на вывоз литературы. Заседание суда и объявление приговора состоялось 21 июня 1945 г.  
 +   В середине 50-х годов Н.Н.Чернятинский вернулся к своей работе в Кишиневе,​ где умер в 1961 году.  
 +   10 января 1993 года "в связи с отсутствием совокупности доказательств,​ подтверждающих обоснованность приговора по статье 54-1 УК УССР",​ Н.Н.Чернятинский был реабилитирован Одесской областной прокуратурой. В 1948 и 1957 годах просьбы о реабилитации остались "​без удовлетворения"​.  
 +   О реабилитации дирижера и композитора Н.Н. Чернятинского через 32 года после его смерти был извещен его племянник В.М. Гридин [5].»
  
-Фотоархив:​ нет+3. «ЖИЗНЬ И СУДЬБА» 
 +      Владимир Гридин ​ Общественно-политическая газета «Слово» №2 (269) 9         ​января 1998 года. 
 +«Речь идет о Н.Н. Чернятинском. Уроженец Одессы,​ он с 9-летнего возраста занялся музыкой - сперва как воспитанник одного из полковых духовых оркестров,​ а затем как студент открывшейся консерватории и ее выпускник 1917 года с золотой медалью.  
 +Его полувековой профессиональный список впечатляетэто и преподавание по классу кларнета с 1920 г., и руководство хором в Оперном театре после пожара в нем, и должность доцента консерватории по классу дирижирования в 30-е годы, и шефская работа в воинской части, и композиторское творчество (для хора и кларнета). Особенно много сил отдавал юбиляр деятельности перед войной в студенческом симфоническом оркестре,​ с которым и выступал в концертах,​ и несколько раз выезжал на летние гастроли в другие города,​ и из которого вышло немало прекрасных музыкантов и даже дирижеров. Поныне сохранились номера мариупольской и ялтинской газет с благодарными отзывами слушателей о доценте Чернятинском - не только дирижере,​ а и лекторе,​ выступавшем перед каждым концертом.  
 +Правда,​ эта работа не обошлась без опасных последствий в пору ежовщины. В октябре 1937 г. был издан приказ тогдашнего директора консерватории,​ в котором значилось:​ "За антисоветскую выходку на репетиции хора Чернятинского Н.Н., который не оправдал себя в деле воспитания советских кадров,​ с педагогической и административной работы... снять"​. Легко понять,​ чем это могло тогда кончиться для доцента - "​воспитанника царской казармы",​ как тогда же зло заметила одна из одесских газет, и он не только оставался свыше полугода без работы,​ а и прямо обзывался на общем собрании,​ где пытался как-то оправдаться,​ "​врагом народа"​. Но вскоре парторг Мирошник,​ "не давший слова"​ Чернятинскому,​ был сам посажен вместе с инструкторшей из райкома,​ разбиравшей "​дело доцента Чернятинского"​ (как оно было названо в другой газете - "​Чорноморська комуна",​ где оклеветанного педагога оправдали). Но спустя несколько лет тот же директор консерватории Л.Г. Кандель назначит Чернятинского своим преемником,​ когда с началом войны случится ее официальная эвакуация. Неофициально же Николай Николаевич не просто остался при казенных символах - круглой печати и штампе консерватории - или в кабинете,​ где висели портреты великих русских композиторов Чайковского и Римского- Корсакова:​ он и обеспечил охрану ценного инструментального и библиотечного хозяйства,​ и организовал оставшихся преподавателей для репетиторской работы с учащимися,​ и собрал новый симфонический оркестр по заданию городских властей для выступлений в пору осады Одессы. Эта же деятельность получила высокую оценку в советской печати за месяц до эвакуации города,​ а за день до прихода врагов Чернятинский еще выступал по радио в перекличке "​осажденных городов"​...  
 + 
 +Тогда ему пришлось также возглавить работу по ремонту здания консерватории,​ поврежденного от бомбежек (снесенная крыша, разбитые окна). Там же его застал немецкий комендант,​ от которого удалось унести советские атрибуты и портреты вместе с кабинетным ковром,​ как и довелось спастись от расстрела - кары после взрыва комендатуры в парке Шевченко.  
 + 
 +А Оперный театр в ту пору тоже переживал свою трагедию,​ и Чернятинский не остался в стороне. Театр был закрыт еще с конца июня - после спектакля "​Кармен",​ а спустя месяц часть его администрации ушла пешком в эвакуацию,​ и 15 октября в 20.00 погас свет во всем здании. Еще 16-го утром его бомбили,​ и фугаски упали в восьми метрах от театра,​ а потом возник пожар, продолжавшийся до следующего дня. Когда же его погасили своими силами,​ то с крыши пришлось сбросить пять тонн пепла.  
 + 
 +Но в тот же день туда пришли новые руководители города - румынский "​примарь"​ Г. Пынтя и его заместитель "по культуре"​ К. Видрашку,​ чтобы через две недели объявить там об открытии театра. На собрании всех работников его главным дирижером был избран Н.Н. Чернятинский и уже через месяц - в середине декабря он дирижировал первым спектаклем - "​Евгением Онегиным",​ как и двумя западными - "​Фаустом"​ и "​Риголетто"​. А еще через месяц зазвучало и "​Лебединое озеро"​ - первый балетный спектакль,​ открывший дорогу другим:​ "​Жизели"​ с "​Корсаром"​ и "​Фадеттой"​. Но все же преобладали в репертуаре русские постановки,​ и прежде всего оперные - "​Царская невеста"​ и "​Борис Годунов",​ а из произведений Чайковского была поставлена "​Пиковая дама"​ и готовилась "​Иоланта",​ как и звучали со сцены его симфонические произведения:​ 5-я симфония,​ "​Славянский марш"​ и увертюра "1812 год"​.  
 + 
 +Правда,​ за этим торжеством русской классической музыки перед лицом оккупантов,​ не скрывавших своего удивления культурным обликом Одессы,​ была и этакая горькая сторона,​ которую в первую очередь всегда ощущал на себе Чернятинский. Ведь тогда перед каждым представлением в Оперном театре должен был звучать гимн победителей,​ а по праздникам - также итальянский и японский. И пока они звучали,​ за спиной дирижера публика вставала,​ в том числе немцы - со вскинутыми руками в партере и в ложах...  
 + 
 +Пожалуй,​ еще большим испытанием для него явилось то, что было связано с консерваторией. Не получая - как по совместительству - там ничего за свою работу,​ профессор Чернятинский был назначен ее директором с начала 1942 года. Он сознательно пошел на эту тяжкую миссию,​ лишь бы сохранить от разграбления имущество и ноты любимого музыкального учреждения,​ а также предотвратить угон всего контингента оставшихся студентов на трудповинность. Так как основное здание консерватории оставалось за немецкой комендатурой,​ как и музучилища - за эсэсовской службой для местных немцев,​ пришлось оборудовать для занятий помещение школы им. Столярского на Сабанеевом мосту, хоть и тоже пострадавшее от бомбежки и обстрелов. Там были воссозданы и основные учебные факультеты в придачу с театральным,​ и организован общеобразовательный лицей, и восстановлены хор и оркестр. Это было похоже на деятельность в ту же пору директора Парижской консерватории под Версалем Клода Девелькура,​ попавшего потом в концлагерь. Заслугой же одесского директора стало и возобновление исполнения той музыки,​ которая была, по сути, запрещена в советских условиях (например,​ произведений С. Рахманинова или такого хора Чайковского,​ как "​Был у Христа-младенца сад"​). Наконец,​ под его началом осуществилась тоже запрещенная раньше постановка одноактной оперы В. Ребикова "​Елка",​ поставленная исключительно силами студентов в Оперном театре. А издержками - вроде оперных - стали необходимые "​благодарности"​ в адрес румынских властей (в том числе за освобождение из гетто евреев-преподавателей),​ даже на имя "​самого"​ губернатора Транснистрии после его ухода с поста (под давлением дирекции культуры губернаторства),​ хотя директор и отказывался выступать по инициативе созданного при университете так называемого "​Антикоммунистического института"​ с лекциями,​ как и в местных газетах. И лишь не удержался от требования эвакуироваться из Одессы в марте 1944 г. вместе с другими деятелями культуры города.  
 +За это Николай Николаевич потом был тяжело наказан,​ несмотря на заступничество тогдашнего советского начальника контрольной комиссии в Западной Румынии полковника В. Шауры - будущего заведующего отделом культуры ЦК партии при Брежневе. Он был осужден "за измену Родине"​ на 10 лет и попал на Крайний Север, где, правда,​ тоже не оставил музыку,​ а сумел даже в лагерных условиях наладить какую-то концертную деятельность силами таких же заключенных и ставить там целые спектакли,​ о которых потом с изумлением писали в московских журналах "​Новый мир"​ и "​Театр"​...  
 + 
 +Но, к сожалению,​ на своей родине -  в Одессе,​ Чернятинский не нашел своего места впоследствии,​ когда освободился и даже был реабилитирован. Лишь его верный довоенный друг, тоже ставший консерваторским ректором,​ С.Д. Орфеев с почестью принял его однажды в стенах этого учебного заведения - того самого,​ чьи печати и портреты из кабинета бывший директор бережно сохранил,​ как и большинство нотных произведений.  
 + 
 +Свою "​колючую"​ судьбу неутомимого честного музыканта Николай Николаевич с достоинством завершил в Кишиневе,​ принятый там и обласканный бывшими учениками,​ в том числе одним из будущих ректоров консерватории в Одессе В.П. Повзуном.  
 + 
 +Теперь многие из них вместе с общественностью консерватории отмечают 100-летие Н.Н. Чернятинского - поистине значительного музыкального деятеля Одессы.» 
 +Владимир Гридин 
 +Общественно-политическая газета «Слово» №2 (269) 9 января 1998 года.
  
-Творчество:​ нет 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
чернятинский_николай_николаевич.txt · Последние изменения: 2014/07/02 07:51 — ram3ay