Инструменты пользователя

Инструменты сайта


эрдман_николай_робертович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
эрдман_николай_робертович [2014/07/02 15:11]
ram3ay [Рецензии]
эрдман_николай_робертович [2014/07/02 15:11] (текущий)
ram3ay [Биография]
Строка 15: Строка 15:
 **Места ссылки** Енисейск. **Места ссылки** Енисейск.
 ===== Биография ===== ===== Биография =====
-: в файле+Эрдман Николай Робертович ​ (1900-1970) 
 +  
 +     С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В.Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А.Мариенгофом,​ С.Есениным,​ Г.Якуловым и вместе со старшим братом,​ театральным художником Борисом Эрдманом (1899–1960),​ стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны защиты» в литературном суде над имажинистами.  
 +Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень... было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая,​ имажинистская по духу, поэма Автопортрет,​ действие которой происходит в Москве. 
 +В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов,​ скетчей и куплетов для кабаре,​ написал пародию Носорогий хахаль на спектакль Вс.Мейерхольда Великолепный рогоносец. В 1923 состоялась премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в кабаре «Кривой Джимми»,​ а в 1924 – пьесы Гибель Европы на Страстной площади в кабаре «Палас». В соавторстве с В.Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение Москва с точки зрения,​ которым в 1924 открылся Театр сатиры. 
 +20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана Мандат. Премьера была триумфальной,​ пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э.Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана«Современная бытовая комедия,​ написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка». 
 +Неодолимые обстоятельства советской действительности,​ в которой человек без «бумаги» не мог существовать,​ приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе. Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы,​ после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные ​формулы:​ «Вы в Бога верите?​ Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?​» и т.п. 
 +В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов,​ открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным:​ возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра,​ ввел в пьесу буффонадные эпизоды,​ использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз. 
 +Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой Самоубийца. Головокружительное стечение обстоятельств,​ воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой,​ делало особенно наглядным абсурд советской действительности,​ о которой один из персонажей говорил:​ «В настоящее время, гражданин Подсекальников,​ то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям»,​ оказавшимся беззащитными перед системой,​ хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего рода поминки по прежней,​ нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни» сочетались у героев (например,​ у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание. 
 +В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом,​ и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась статья Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е.Вахтангова,​ но ему это тоже не удалось. К.С.Станиславский,​ восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем,​ обратился к Сталину с письмом,​ в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены,​ лично запретил спектакль. 
 +В 1932 году после закрытого просмотра поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем. 
 +Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре им. Е.Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры,​ поставленный по пьесе в 1982 В.Плучеком,​ был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка. 
 +Эрдман продолжал работать в тех жанрах,​ в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам,​ в том числе в соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной,​ Посторонняя женщина и др.). 
 + В 1933 в Гаграх,​ во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г.Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В.Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г.Александрова Веселые ребята были сняты фамилии сценаристов Н.Эрдмана и В.Масса. 
 +В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М.Горького Мать. В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине,​ где он начал работу над сценарием фильма Г.Александрова Волга-Волга (Государственная премия,​ 1941). До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке,​ Торжке,​ Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву,​ Эрдман прочитал на квартире у М.Булгакова первый акт пьесы Гипнотизер,​ которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом,​ в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве;​ письмо осталось без ответа. 
 +В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей,​ Эрдман был призван в армию – в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников;​ солдаты не были ни вооружены,​ ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов,​ откуда по личному указанию Л.Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948. 
 +Эрдман написал также сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса,​ Смелые люди, Снежная королева,​ Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев,​ Чудесный колокольчик,​ Приключения Мурзилки и др.) фильмов,​ либретто оперетт,​ интермедии к спектаклям,​ сценарии цирковых представлений,​ скетчи и др. произведения. Его соавторами были В.Масс и М.Вольпин. 
 +В 1964 Эрдман стал консультантом Ю.Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку Героя нашего времени М.Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С.Есенина. Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990. 
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
 {{:​erdman002.jpg?​200|}} {{:​erdman003.jpg?​200|}} {{:​erdman002.jpg?​200|}} {{:​erdman003.jpg?​200|}}
эрдман_николай_робертович.txt · Последние изменения: 2014/07/02 15:11 — ram3ay