...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


эфрон_ариадна_сергеевна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Следущая версия Both sides next revision
эфрон_ариадна_сергеевна [2014/07/02 15:15]
ram3ay создано
эфрон_ариадна_сергеевна [2014/07/02 16:05]
ram3ay [Творчество]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Эфрон Ариадна Сергеевна ​ ====== ====== Эфрон Ариадна Сергеевна ​ ======
 +
 +{{ :​efron001.gif?​200|}}
 +**Годы жизни:​** 1912-1975
 +
 +**Место рожд.:​** г. Москва
 +
 +**Образование:​** Училище прикладного искусства и Высшая школа Лувра
 +(Париж,​ Франция)
 +
 +**Годы ссылки:​** 1949-1954
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестована 27.08.1939 г. Приговор (по ст. 58-6) - 8 лет ИТЛ. Арестована повторно 22.02.1949 г., приговор - ссылка на поселение в Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности** поэтесса,​ искусствовед,​ мемуарист.
 +
 +**Места ссылки** Туруханск.
 +===== Биография =====
 +Ариадна Сергеевна Эфрон родилась 18 (5) сентября 1912 г. в Москве. Она была
 +первым ребёнком в семье поэтессы Марины Ивановны Цветаевой и русского
 +публициста и лиетратора Сергея Яковлевича Эфрона.
 +К четырём годам мать научила её читать,​ к пяти -  писать,​ в шесть – вести дневник. В
 +семь, в 1919 г., эта
 +на редкость одарённая и не по годам развитая девочка становится наперсницей своей
 +гениальной матери,​ её опорой во всех невзгодах. В те годы Ариадна – Аля, как
 +называла её мать, - пишет свои первые стихи и, конечно же, посвящает их матери,​
 +которую она боготворила и называла просто Марина.
 +В 1922 г. Ариадна с матерью уезжают за границу к Сергею Яковлевичу,​
 +эмигрировавшему вместе с белой армией. Они живут сначала в Берлине,​ в 1923 г.
 +переезжают в Чехию. Сергей Яковлевич заканчивает образование в Пражском
 +университете. Живут они в деревне поблизости от города,​ постоянно нуждаясь в
 +самом необходимом. В 1923 году Алю отвозят в русскую гимназию-интернат. Но её
 +гимназическое обучение продолжается всего одну зиму. Марина Ивановна пришла к
 +выводу,​ что преподаватели этой гимназии ничего её дочери дать не могут. И сама
 +деятельно берется за её образование. И хотя Ариадна не окончит ни среднего,​ ни
 +высшего учебного заведения,​ она станет высокообразованным человеком,​ отлично
 +знающим и историю,​ и литературу,​ и языки.
 +В 1925 г. семья, в которой к тому времени родился еще мальчик,​ переезжает в
 +Париж. Родители надеются,​ что в большом городе легче будет заработать на жизнь и
 +учить детей. Мечтам не суждено было сбыться,​ семья по-прежнему бедствовала,​ но
 +Ариадна учится рисованию в училище прикладного искусства (оформление книги,
 +гравюра,​ литография) и в училище при Луврском музее. Рисование – её давнее
 +увлечение,​ ещё в Чехии она ​ делала иллюстрации к сказкам,​ которые сама сочиняла,​ и
 +к поэме Цветаевой «Крысолов».
 +Заработков отца и матери не хватало,​ и Аля бралась за любую работу,​ только бы
 +помочь семье. Она делает репортажи,​ пишет очерки для французских журналов
 +«Пур-Ву»,​ «Россия сегодня»,​ «Франция – СССР», сотрудничает в русском журнале
 +«Наш Союз», который издавался советским полпредством. А ещё вяжет по заказам
 +свитера,​ кофты, шапочки.
 +В марте 1937 г. Ариадна возвращается на Родину. Поздней осенью того же года
 +приезжает и отец. Через два года – летом 1939 – и Марина Ивановна с сыном
 +Георгием. В Москве Ариадна работает в редакции журнала «Ревю де Моску» (на
 +французском языке),​ переводит на французский.
 +В ночь на 27 августа 1939 года Ариадна Сергеевна Эфрон была арестована. Особым
 +Совещанием её осудили на 8 лет лагерей по статье 58-ПШ – подозрение в шпионаже.
 +21 января 1941 г. она была отправлена этапом на Север. 8 лет провела в
 +исправительно-трудовых лагерях ​ Коми АССР и Мордовской АССР. Отец был
 +также арестован и расстрелян 16 октября 1941 г. Мать покончила с собой 31 августа
 +1941 г. Младший брат Георгий погиб на фронте в 1944 г.
 +27 октября 1947 г. Ариадна Сергеевна вышла на свободу. В Москве и ещё 39
 +крупных городах ей жить не разрешалось. Она поселилась в Рязани,​ преподавала
 +графику в художественно-педагогическом ​ училище.
 +В феврале 1949 г. снова была арестована и приговорена к пожизненной ссылке в с.
 +Туруханск Красноярского края.
 +В конце июля 1949 г. пароход ​ с партией ссыльных прибыл в Туруханск и Ариадна
 +сошла на берег, где ей суждено было провести шесть долгих и трудных лет жизни.
 +Сначала она работала уборщицей в школе. Потом её взяли художником в районный
 +Дом культуры. Она оформляла здание к праздникам,​ выпускала стенгазету,​
 +устраивала литературные вечера,​ ставила самодеятельные спектакли,​ писала к ним
 +декорации,​ мастерила из ничего костюмы.
 +Жила сначала на квартире,​ позднее,​ летом 1950 г., они с подругой – Адой
 +Федерольф-Шкодиной – купили маленький домик на берегу Енисея. Часть денег на
 +дом прислал Борис Пастернак,​ с которым Ариадна Сергеевна переписывалась все
 +эти годы.
 +В 1954 г. Ариадна Сергеевна была освобождена и получила паспорт,​ но ещё год они
 +со Шкодиной прожили в Туруханске,​ дожидаясь пересмотра дела. В марте 1955 г.
 +А.С. Эфрон была полностью реабилитирована «за отсутствием состава
 +преступления»,​ и в июне первым пароходом они с подругой уехали в Красноярск,​
 +затем в Москву.
 +
 +В 1965 г. она ещё раз побывала в Туруханске вместе с Адой Шкодиной на
 +туристическом теплоходе «Александр Матросов».
 +Ариадна Сергеевна Эфрон умерла 26 июня 1975 г. под Москвой,​ в Тарусе. Там и
 +похоронена. В Туруханском краеведческом музее действует постоянная экспозиция,​
 +рассказывающая о её жизни в ссылке.
 +
 +===== Рецензии =====
 +: нет
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​efron002.jpg?​200|}} {{:​efron003.jpg?​200|}} {{:​efron004.jpg?​200|}} {{:​efron005.jpg?​200|}} {{:​efron006.jpg?​200|}} {{:​efron007.jpg?​200|}}
 +
 +
 +
 + 
 +
 +
 +===== Творчество =====
 +НАШ СЕВЕР МАНИТ НАС... — ЗЛА НЕ ПОМНЯЩИХ”
 +
 +Был июль 1965 года. На десятилетие отстоял он от дня кончины Ариадны Сергеевны Эфрон (26 июня 1975 года), и столько же прошло со дня ее освобождения:​ летом 1955 года она вернулась наконец в Москву после шестнадцати тюремно-лагерно-ссыльных лет. Вернулась из Туруханска,​ куда в 1949-м была сослана на вечное поселение.
 +По неисповедимому душевному движению она захотела отметить эту “круглую” дату и еще раз увидеть Туруханск на Енисее,​ где прожила без малого шесть лет вместе с приятельницей,​ Адой Александровной Шкодиной. Решила она, что и мне будет нелишне посмотреть сибирские просторы,​ так ее восхищавшие,​ невзирая ни на что; в письмах она себя называла “закаленной сибирячкой”. И еще ей захотелось таким образом отметить выход в свет первого большого сборника Марины Цветаевой (“Избранные произведения”. М.—Л. 1965. Большая серия “Библиотеки поэта”),​ который мы с нею готовили более двух лет.
 +Итак, были куплены три билета на поезд до Красноярска;​ оттуда нам предстояло плыть по Енисею на пароходе “Александр Матросов” до Диксона. Ариадна Сергеевна с нетерпением ждала нашего путешествия. “Нынешним летом только и погреться что на Диксоне!” — писала она.
 +...Наступил день отплытия — 24 июля. С того момента (а точнее — с 23 июля) Ариадна Сергеевна почти ежедневно заносит в тетрадь путевые зарисовки,​ а также записи,​ публикуемые ниже. Они словно бы завершают замечательные туруханские письма Ариадны Эфрон Борису Пастернаку 1949 — 1955 годов1.
 +
 +Утром 24 июля отправились в путь. Боже, какое было наслаждение,​ когда не остывший и за ночную стоянку теплоход двинулся — и пошел; сразу ветерок и прохлада;​ долго тянулся Красноярск — если не сам, то бесконечные пригороды,​ современные,​ дымящие производственными дымами,​ сливавшимися с горными туманами;​ острова,​ мысы; потом все городское постепенно истаивало,​ и вот уже — как не бывало дела рук человеческих;​ река, небо, отражающееся в ней, да берега:​ высокий правый,​ низкий левый...
 +<...> Пассажиры — всякие;​ много красноярцев и вообще сибиряков,​ к<​отор>​ым приелись местные красоты и хотелось бы повеселиться и отдохнуть в иных условиях;​ для них запущается радио на полную мощность,​ организуется самодеятельность и праздник Нептуна при переходе Полярного круга; их много, они скучают и вскоре начнут роптать на “первоклассных” престарелых интеллигентов,​ к<​отор>​ых и кормят-то в 1-ю очередь,​ к<​отор>​ые и держатся-то обособленно и с неким препротивным оттенком высокомерия — в лучшем случае снисходительности — по отношению к “простым советским человекам”. Это, очевидно,​ невытравимо;​ многие из пожилых “интеллигентов”,​ несомненно,​ бывшие “спецпоселенцы”,​ общавшиеся с “простыми” не один год. Впрочем,​ м<​ожет>​ б<​ыть>,​ насильственность общения и усугубляет утлые наши “антагонизмы”.
 +День был хорош; на носу и по палубам гулял ветер; светило солнце;​ кабы не радио и не малограмотная “культурница”,​ с запинками и неправильным произношением читавшая (вещавшая) по 30 раз в день одни и те же отрывки из путеводителя,​ то было бы и вовсе хорошо. Но мы все трое очень устали от интенсивного рассматривания Красноярска,​ Дивногорска,​ ГЭС, от жары и от душной ночи и с Енисеем и его берегами осваивались медленно;​ ахали, ахали, но еще не очень проникались. Это всё так громадно,​ так широко,​ так высоко,​ так ни с чем привычным не схоже, что надо хоть немного сжиться,​ свыкнуться. Свыклись было — и вдруг Казачинские пороги;​ теплоход умеряет бег; справа — скалистый берег, слева — станок Казачинский,​ родина лоцманов,​ когда-то переводивших суда очень узким извилистым фарватером. Вечереет,​ пасмурновато,​ свет как бы не с неба, а ниоткуда или отовсюду,​ рассеянный. Появляются большие и малые темные камни — обточенные водой или острые,​ вокруг них завивается вода; вьется и плещется она бурно и наперекор быстрому и спокойно-устремленному течению Енисея над скрытыми страшными невидимыми скалами;​ между ними узкий и извилистый ручеек фарватера — такой узкий, что встречное движение здесь запрещено. Возле домика бакенщика на длинном белом шесте вывешены красные и черные знаки, показывающие,​ занят или свободен путь. У прохода через пороги — очередь судов, все грузовые,​ и все ждут встречного. Разворачиваемся,​ становимся в очередь и мы, и когда прекращается лязганье якорной цепи и ход машины — тишина,​ неподвижность и сразу легкая духота и сильный запах хвои и воды.
 +Всё — вне: времени (часа), времени (века), движения;​ как бы в подвешенном состоянии,​ только вода несется ниоткуда и в никуда. Ждем, и трудно угадать,​ долго ли. Странно и страшновато от сознания,​ что справа и слева — речные рифы и на дне — кладбище вспоротых или старых кораблей. Но вот невидимым коридором,​ условно ограниченным навигационными знаками,​ идет неторопливо,​ как бы ощупывая под собой воду, грузовой катеришко с баржей;​ следя за ним, там, у конца порогов,​ серый катер береговой охраны медленно маневрирует между красным и белым буйками. Знаки на белой мачте у домика бакенщика меняются местами— путь свободен;​ опять повисают в воздухе кажущиеся очень значительными слова команды — корабельная каббалистика,​ хриплый и такой домашний голос капитана;​ когда это? Сейчас,​ сегодня,​ или 300 лет тому назад, или все это уже завтра?​ Удивительное и чисто российское чувство вневременности,​ и дело тут не в “чертах нового” или — старого. На этом все наши сказки заквашены — ковры-самолеты,​ скатерти-самобранки,​ жар-птицы.
 +Едем все дальше на Север, и все севереет природа,​ постепенно,​ как перламутр,​ переливается из одной краски,​ из одного оттенка — в другой,​ все время оставаясь одним и тем же веществом,​ неуловимо меняющим вид и качество.
 +Спали уже лучше, в каютах — прохладнее;​ в 12 ночи встала посмотреть Енисейск,​ у пристани которого простояли полчаса. Ничего видно не было, кроме редких огоньков на острове,​ который я, во время стоянки десятилетней давности,​ пыталась зарисовать. Енисейская пристань спала; спал и наш пароход,​ и в коридоре,​ фанерованном дорогими сортами дерева,​ на серо-розовом гэдээровском ковре спал обязательный пьяный,​ непринужденно и живописно раскинувшись,​ потеряв туфлю. Теплоход наш стоял как декорация,​ ярко-белый,​ ярко освещенный в глубоком мраке влажной теплой ночи.
 +
 +25 июля очень жаркий,​ прелестно-солнечный,​ тихий день; даже на носу чувствовалось,​ что ветер спал и веял только воздух,​ потревоженный теплоходом. Не верилось,​ что идем на Север, такая теплынь. Но небо постепенно становилось выше и прозрачнее,​ чем привычное нам над средней полосой,​ а воздух все сильнее и невыразимее насыщался запахом хвои — церковным,​ торжественным. Самое сильное впечатление дня — остановка в Ворогове,​ стариннейшем сибирском селе, основанном в начале 17 века; уже почти белая ночь, хоть солнце и закатилось,​ но светло несравненным северным ночным светом. На очень высоком плоскогорье с песчаным,​ галечным спуском к Енисею необычайное село, по реке вытянувшееся рядком двухэтажных бревенчатых (бревна — огромные,​ шоколадного цвета) изб, окна только в верхнем этаже, нижний — глухой;​ там хозяйственные помещения,​ хлевушки темные,​ пространство между избами перекрыто изгрызенными временем плахами — получаются громадные сени или крытые дворы. Нигде, ни в России,​ ни в самой Сибири,​ не видывала такого. Задворки домов— хаос деревянный — клетушки,​ пристройки,​ как деревянные опенки. Всё кажется таким древним,​ что теряешься среди минувших столетий,​ плутаешь меж ними, как меж этими улицами. Собаки еще не лайки, но уже с лаинкой;​ ласковые,​ не брешут на прохожих. Люди (о них надо бы прежде собак!) по внешнему виду (и в этом перламутровом освещении) тоже неведомо какого столетия;​ через разлатую улицу с беспорядочно наставленными коричневыми предковскими домами-домовинами,​ с мостками и какими-то похожими на днища лодок настилами,​ со слюдяными лужами,​ точно ледяными,​ — наискосок бредет с посошком черная скитская старушечья фигурка...
 +
 +26 июля дождливый холодный день; ожидание Туруханска;​ десятигодичного напряжения ожидание2.
 +
 +27 июля — Игарка,​ половину которой пропустила,​ т<​ак>​ к<​ак>​ в тот самый момент,​ что она появилась на горизонте,​ меня опять скрутила таинственная “поджелудочная” боль, вместе с которой спряталась в каюте, наглотавшись всяких болеутоляющих. Потом отпустило немного,​ и я попыталась из окна каюты коряво,​ бездарно и неумело вот этой самой ручкой набросать на блокноте кусочек порта: но чту и ручка, и рука перед этой картиной!
 +Путаница — нарядная путаница мачт, труб, подъемных механизмов — гибких и прямых,​ четких и строгих линий корпусов судов; несказанное сочетание красок и запахов;​ смятенный плеск волн в узком заливе;​ волны — не речные,​ а морские,​ множество отдельных конических (конусообразных) беспорядочных всплесков;​ бесшумная музыка движений:​ лебедок,​ подъемных кранов,​ маневров — и шумы: тарахтенье катеров и моторок,​ снующих от одного близкого берега к другому,​ от одного близкого судна к другому,​ вскрики гудков. Над всем — незакатное северное небо с его баснословной чистой высотой и многослойностью облаков:​ верхние— объемные,​ округлые,​ белые, медлительные,​ почти неподвижные,​ важные;​ нижние— постоянно меняющиеся,​ сизые, синие, то ли дождь несущие,​ то ли просто так мятущиеся по воле ветра.
 +Суда — великолепные современные лесовозы,​ наши, экспортлесовские. Иностранных судов больше нет; говорят,​ что очень уж невыгодны были нам их визиты,​ необходимость оплачивать валютой неизбежные и неизживаемые простои. — Никогда в жизни не видывала таких нарядных и красивых грузовозов;​ а повидать их пришлось немало,​ и морских,​ и океанских (и речных — хотя бы на том же Енисее в свое время). Суда носят поэтичнейшие и мелодичнейшие,​ протяжные названия русских рек; среди них только “Свирь” звучит как мальчишечий свист!
 +Сама Игарка расположена по левому берегу бухты. Конечно,​ вид города волнует,​ как вид любого селения на берегу громадной реки; не то что селения,​ а просто жилья — палатки,​ чума, избушки бакенщика. Но от внешнего вида городка,​ чье имя волновало еще в детстве,​ мы, праздношатающиеся,​ ожидали большего. А увидели — я по крайней мере — обшарпанные “городского типа” дома на двух центральных улицах (буквой “Т”) и множество хибар и домишек деревянных;​ не в том дело, что “городские” или деревянные,​ а в том общем впечатлении беспорядка,​ неухоженности,​ равнодушия обитателей к жилью. Словно живут там сплошь человеческие “перекати-поле”. Много пьяных. В магазинах,​ как водится на Севере,​ “всё есть”. “Всё есть” и у людей, живущих в Игарке,​ кроме, очевидно,​ чувства,​ что это — их город. Впрочем,​ говорю о небольшой его части, той, что успела увидеть вблизи от пристани;​ есть и продолжение его, т<​ак>​ к<​ак>​ ходят автобусы туда, вглубь. Пристань красива,​ и трогает заполярный “газон” и клумбы с анютками и астрами;​ кто-то любит в Игарке цветы и заботится о них, выращивает;​ это трогает,​ конечно;​ но одними пристанскими анютками не перекроешь российского ленивого беспорядка и равнодушия к временному,​ не своему,​ “договорному”,​ “на срок”,​ городку. Жаль. А впечатление от самого порта опять-таки фантастическое. Если бы люди умели блюсти свое земное жилье, как моряки — свои корабли! Корабль — чувство долга, и отсюда его красота.
 +
 +28 июля 1965 очень ранний подъем — 5 ч., но я, конечно,​ просыпаюсь еще раньше;​ сухомятный завтрак,​ к<​отор>​ый почти весь берем с собой — и правильно делаем! В 6 ч. — Дудинка — призрачный для нас, спящий город на высоком берегу;​ сходим через здание плавучей пристани,​ оттуда — по длинным сходням,​ оттуда — по громадному днищу перевернутой громадной барки; по помостам наискосок через мешанину портовых непонятностей и мерзлотной почвы — к высокому,​ высоко стоящему капитальному зданию пристани. Оттуда,​ опять же по высоким мосткам-тротуарам,​ вдоль хорошо утрамбованного каменноугольными отходами шоссе, мимо очень высоких кирпичных голых или оштукатуренных зданий,​ непривычно плоских,​ без выступающих частей,​ — к железнодорожному вокзалу. Здесь, т<​о>​ е<​сть>​ в Дудинке,​ впервые вижу каменные дома на каменных сваях, вбитых в вечную мерзлоту;​ таким образом,​ первые этажи куда выше над землей,​ чем у нас; нет фундаментов,​ пространство между полами первых этажей и землей постоянно вентилируется;​ для того, чтобы тепло от зданий не размораживало почву, иначе весь город “поплыл” бы. С первого взгляда казалось бы — город как город и дома как дома, но— то, да не то. Как если бы на другой планете вздумали бы подражать земному градостроительству. Под мостками нет-нет да проглянет жуткое болотное “окошечко”... Город — на болоте,​ болото — на мерзлоте,​ а впрочем,​ всё “как у людей” и еще лучше; великолепно организованный пятачок человеческих жилищ — на голом, мертвом месте. Ж<​елезно>​д<​орожный>​ вокзал самой северной в стране дороги. Вагоны,​ составы с грузами;​ всё, кроме грузов,​ — старое,​ попадаются вагоны моего детства,​ как пассажирские (“в зеленых плакали и пели”),​ так и грузовые — “40 человек и 8 лошадей”. Нам отведено 3 вагона;​ перронов нет, из вагонов спускают деревянные лесенки об одно перило;​ размещаемся свободно,​ а разместившись — очень долго ждем; норильская ж<​елезная>​ д<​орога>​ не любит гонять старые свои паровозики только праздношатающихся ради; наши вагончики долго маневрируют,​ паровичок то толкает их, то везет; наконец нас приспосабливают к грузовому составу,​ и мы трогаемся. Протяженность дороги — что-то около 100 (с лишним) километров,​ протяженность во времени — около 3 часов (не считая 30-ти лет со дня рождения норильского комбината и самой дороги). Итак, едем в Норильск. За окнами — пейзаж,​ с нашей точки зрения,​ невероятный — тундра! То, что мы видим, не мертвые безжизненные пространства,​ а как бы первый макет земли: всё есть, и всё в миниатюре,​ карликовое — карликовые березы,​ ивы; морошка ростом с березу;​ моря размером с озеро; озера ростом с лужицу;​ реки в виде ручьев;​ макеты гор3.
 +
 +30 июля 1965. Очень ранним утром — смятенное небо, смятенная вода, порывистый ве
 +
 +===== Источники =====
 +**Произведения А.С. Эфрон:​**
 +
 +1. Цветаева,​ М. И. Мой Пушкин : [сборник] / М. И. Цветаева ; вступ. ст. В. Л.
 +Орлова ; подгот. текста и коммент. А. Эфрон, А. Саакянц. - Челябинск : Южно-
 +Уральское кн. изд-во,​ 1978. - 190 с.
 +
 +2. Цветаева,​ М. И. Театр / М. И. Цветаева ; сост. Эфрон А., Саакянц А. ; худож. Е.
 +Трофимова. -  М. : Искусство,​ 1988. -  380 с.
 +
 +%% 3. Эфрон, А. С. Письмо Ариадны Сергеевны Эфрон Борису Пастернаку / А. С.
 +Эфрон // Красноярский материк : времена,​ люди, документы / [ред.-сост. О. А.
 +Карлова,​ Р. Х. Солнцев,​ Б. А. Чмыхало]. -  Красноярск : Гротеск,​ 1998. - С. 271-273. %%
 +
 +%%4. Эфрон, А. С. Переводы из европейской поэзии / Ариадна Эфрон ; [сост. и подгот.
 +текста Р. Б. Вальбе ; рис. Анри Матисса]. -  М. : Возвращение,​ 2000. -  239 с. : ил.%%
 +
 +%%5. Литература Сибири : хрестоматия : в 2 ч. / сост. Т. И. Русских. - Канск :
 +Библиотечный техникум,​ 2005. - Ч. 1. -  2005. -  222 с.%%
 +
 +%%6. Эфрон, А. С. История жизни, история души : [в 3 т.] / Ариадна Эфрон ; [сост.,
 +подгот. текста,​ подгот. ил., примеч. Р. Б. Вальбе]. -  М. : Возвращение,​ 2008.
 +Т. 1 : Письма 1937-1955. -  358 с. : ил., портр.,​ факс.
 +Т. 2 : Письма 1955-1975. -  418 с. : ил., портр.,​ факс.
 +Т. 3 : Воспоминания. Проза. Стихи. Устные рассказы. Переводы. - 390 с. : ил.,
 +портр.,​ факс.%%
 +
 +%%7. Эфрон, А. Аленькины вещи : [сборник воспоминаний]. -  М. : Возвращение,​ 2008.
 +-  42 с. : ил.%%
 +
 +%%8. Эфрон, А. Туруханские письма. Ариадна Эфрон - Алла Белякова / [подгот. текста
 +и предисл. Г. А. Данильевой ; примеч. Г. А. Данильевой,​ М. М. Уразовой]. -  М. :
 +Дом-музей Марины Цветаевой,​ 2009. -  230 с. : ил., портр. : портр.,​ факс.%%
 +
 +**О жизни и творчестве А. С. Эфрон:​**
 +
 +%%1. Громова,​ Н. А. Распад : судьба советского критика:​ 40-50-е годы / Наталья
 +Громова. -  М. : Эллис Лак, 2009. -  494 с : ил.%%
 +
 +%%2. Коркина,​ Е. Б. Архивный монастырь : археография,​ история,​ текстология / Елена
 +Коркина. -  М. : Дом-музей Марины Цветаевой,​ 2007. -  347 с. : ил.%%
 +
 +%%3. Макаренко,​ С. А. Цветаева и Сергей Эфрон : судьба Ариадны / Светлана
 +Макаренко. -  М. : Алгоритм,​ 2007. -  253 с. - (Любовные истории великих).%%
 +
 +%%4. Мишкина,​ М. Дочь Цветаевой работала уборщицей / М. Мишкина //
 +Комсомольская правда. -  2007. - 19 нояб.%%
 +
 +%%5. Нить Ариадны : выставка из фондов Дома-музея Марины Цветаевой и частных
 +собраний Л. Мнухина,​ Р. Вальбе,​ Е. Коркиной,​ М. Белкиной,​ Л. Турчинского / [сост.
 +и авт. вступ. ст. Н. Громова]. -  М. : Дом-музей Марины Цветаевой,​ 2008. - 39 с. :
 +ил., портр.%%
 +
 +%% 6. Сангаджиева,​ Н. Нить Ариадны ведет в Туруханск ​ / Н. Сангаджиева //
 +Красноярский рабочий. -  1997. -  29 марта.%%
 +
 +%%7. Семья Цветаевых в истории и культуре России : XV Междунар. науч.-тематич.
 +конф. : сб. докл. / [Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина,​ Рос. гос.
 +гуманит. ун-т, Культ. центр "​Дом-музей Марины Цветаевой"​ ; отв. ред.-сост. И. Ю.
 +Белякова]. -  М. : Дом-музей Марины Цветаевой,​ 2008. -  469 с. : ил., табл., факс. %%
 +
  
эфрон_ариадна_сергеевна.txt · Последние изменения: 2014/07/02 16:06 — ram3ay