...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


эфрон_ариадна_сергеевна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Следущая версия Both sides next revision
эфрон_ариадна_сергеевна [2014/07/02 16:02]
ram3ay [Творчество]
эфрон_ариадна_сергеевна [2014/07/02 16:05]
ram3ay [Творчество]
Строка 89: Строка 89:
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:efron002.jpg?​200|}} {{:​efron003.jpg?​200|}} {{:​efron004.jpg?​200|}} {{:​efron005.jpg?​200|}} {{:​efron006.jpg?​200|}} {{:​efron007.jpg?​200|}} 
 + 
 + 
 + 
 +  
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
 +НАШ СЕВЕР МАНИТ НАС... — ЗЛА НЕ ПОМНЯЩИХ”
 +
 +Был июль 1965 года. На десятилетие отстоял он от дня кончины Ариадны Сергеевны Эфрон (26 июня 1975 года), и столько же прошло со дня ее освобождения:​ летом 1955 года она вернулась наконец в Москву после шестнадцати тюремно-лагерно-ссыльных лет. Вернулась из Туруханска,​ куда в 1949-м была сослана на вечное поселение.
 +По неисповедимому душевному движению она захотела отметить эту “круглую” дату и еще раз увидеть Туруханск на Енисее,​ где прожила без малого шесть лет вместе с приятельницей,​ Адой Александровной Шкодиной. Решила она, что и мне будет нелишне посмотреть сибирские просторы,​ так ее восхищавшие,​ невзирая ни на что; в письмах она себя называла “закаленной сибирячкой”. И еще ей захотелось таким образом отметить выход в свет первого большого сборника Марины Цветаевой (“Избранные произведения”. М.—Л. 1965. Большая серия “Библиотеки поэта”),​ который мы с нею готовили более двух лет.
 +Итак, были куплены три билета на поезд до Красноярска;​ оттуда нам предстояло плыть по Енисею на пароходе “Александр Матросов” до Диксона. Ариадна Сергеевна с нетерпением ждала нашего путешествия. “Нынешним летом только и погреться что на Диксоне!” — писала она.
 +...Наступил день отплытия — 24 июля. С того момента (а точнее — с 23 июля) Ариадна Сергеевна почти ежедневно заносит в тетрадь путевые зарисовки,​ а также записи,​ публикуемые ниже. Они словно бы завершают замечательные туруханские письма Ариадны Эфрон Борису Пастернаку 1949 — 1955 годов1.
 +
 +Утром 24 июля отправились в путь. Боже, какое было наслаждение,​ когда не остывший и за ночную стоянку теплоход двинулся — и пошел; сразу ветерок и прохлада;​ долго тянулся Красноярск — если не сам, то бесконечные пригороды,​ современные,​ дымящие производственными дымами,​ сливавшимися с горными туманами;​ острова,​ мысы; потом все городское постепенно истаивало,​ и вот уже — как не бывало дела рук человеческих;​ река, небо, отражающееся в ней, да берега:​ высокий правый,​ низкий левый...
 +<...> Пассажиры — всякие;​ много красноярцев и вообще сибиряков,​ к<​отор>​ым приелись местные красоты и хотелось бы повеселиться и отдохнуть в иных условиях;​ для них запущается радио на полную мощность,​ организуется самодеятельность и праздник Нептуна при переходе Полярного круга; их много, они скучают и вскоре начнут роптать на “первоклассных” престарелых интеллигентов,​ к<​отор>​ых и кормят-то в 1-ю очередь,​ к<​отор>​ые и держатся-то обособленно и с неким препротивным оттенком высокомерия — в лучшем случае снисходительности — по отношению к “простым советским человекам”. Это, очевидно,​ невытравимо;​ многие из пожилых “интеллигентов”,​ несомненно,​ бывшие “спецпоселенцы”,​ общавшиеся с “простыми” не один год. Впрочем,​ м<​ожет>​ б<​ыть>,​ насильственность общения и усугубляет утлые наши “антагонизмы”.
 +День был хорош; на носу и по палубам гулял ветер; светило солнце;​ кабы не радио и не малограмотная “культурница”,​ с запинками и неправильным произношением читавшая (вещавшая) по 30 раз в день одни и те же отрывки из путеводителя,​ то было бы и вовсе хорошо. Но мы все трое очень устали от интенсивного рассматривания Красноярска,​ Дивногорска,​ ГЭС, от жары и от душной ночи и с Енисеем и его берегами осваивались медленно;​ ахали, ахали, но еще не очень проникались. Это всё так громадно,​ так широко,​ так высоко,​ так ни с чем привычным не схоже, что надо хоть немного сжиться,​ свыкнуться. Свыклись было — и вдруг Казачинские пороги;​ теплоход умеряет бег; справа — скалистый берег, слева — станок Казачинский,​ родина лоцманов,​ когда-то переводивших суда очень узким извилистым фарватером. Вечереет,​ пасмурновато,​ свет как бы не с неба, а ниоткуда или отовсюду,​ рассеянный. Появляются большие и малые темные камни — обточенные водой или острые,​ вокруг них завивается вода; вьется и плещется она бурно и наперекор быстрому и спокойно-устремленному течению Енисея над скрытыми страшными невидимыми скалами;​ между ними узкий и извилистый ручеек фарватера — такой узкий, что встречное движение здесь запрещено. Возле домика бакенщика на длинном белом шесте вывешены красные и черные знаки, показывающие,​ занят или свободен путь. У прохода через пороги — очередь судов, все грузовые,​ и все ждут встречного. Разворачиваемся,​ становимся в очередь и мы, и когда прекращается лязганье якорной цепи и ход машины — тишина,​ неподвижность и сразу легкая духота и сильный запах хвои и воды.
 +Всё — вне: времени (часа), времени (века), движения;​ как бы в подвешенном состоянии,​ только вода несется ниоткуда и в никуда. Ждем, и трудно угадать,​ долго ли. Странно и страшновато от сознания,​ что справа и слева — речные рифы и на дне — кладбище вспоротых или старых кораблей. Но вот невидимым коридором,​ условно ограниченным навигационными знаками,​ идет неторопливо,​ как бы ощупывая под собой воду, грузовой катеришко с баржей;​ следя за ним, там, у конца порогов,​ серый катер береговой охраны медленно маневрирует между красным и белым буйками. Знаки на белой мачте у домика бакенщика меняются местами— путь свободен;​ опять повисают в воздухе кажущиеся очень значительными слова команды — корабельная каббалистика,​ хриплый и такой домашний голос капитана;​ когда это? Сейчас,​ сегодня,​ или 300 лет тому назад, или все это уже завтра?​ Удивительное и чисто российское чувство вневременности,​ и дело тут не в “чертах нового” или — старого. На этом все наши сказки заквашены — ковры-самолеты,​ скатерти-самобранки,​ жар-птицы.
 +Едем все дальше на Север, и все севереет природа,​ постепенно,​ как перламутр,​ переливается из одной краски,​ из одного оттенка — в другой,​ все время оставаясь одним и тем же веществом,​ неуловимо меняющим вид и качество.
 +Спали уже лучше, в каютах — прохладнее;​ в 12 ночи встала посмотреть Енисейск,​ у пристани которого простояли полчаса. Ничего видно не было, кроме редких огоньков на острове,​ который я, во время стоянки десятилетней давности,​ пыталась зарисовать. Енисейская пристань спала; спал и наш пароход,​ и в коридоре,​ фанерованном дорогими сортами дерева,​ на серо-розовом гэдээровском ковре спал обязательный пьяный,​ непринужденно и живописно раскинувшись,​ потеряв туфлю. Теплоход наш стоял как декорация,​ ярко-белый,​ ярко освещенный в глубоком мраке влажной теплой ночи.
 +
 +25 июля очень жаркий,​ прелестно-солнечный,​ тихий день; даже на носу чувствовалось,​ что ветер спал и веял только воздух,​ потревоженный теплоходом. Не верилось,​ что идем на Север, такая теплынь. Но небо постепенно становилось выше и прозрачнее,​ чем привычное нам над средней полосой,​ а воздух все сильнее и невыразимее насыщался запахом хвои — церковным,​ торжественным. Самое сильное впечатление дня — остановка в Ворогове,​ стариннейшем сибирском селе, основанном в начале 17 века; уже почти белая ночь, хоть солнце и закатилось,​ но светло несравненным северным ночным светом. На очень высоком плоскогорье с песчаным,​ галечным спуском к Енисею необычайное село, по реке вытянувшееся рядком двухэтажных бревенчатых (бревна — огромные,​ шоколадного цвета) изб, окна только в верхнем этаже, нижний — глухой;​ там хозяйственные помещения,​ хлевушки темные,​ пространство между избами перекрыто изгрызенными временем плахами — получаются громадные сени или крытые дворы. Нигде, ни в России,​ ни в самой Сибири,​ не видывала такого. Задворки домов— хаос деревянный — клетушки,​ пристройки,​ как деревянные опенки. Всё кажется таким древним,​ что теряешься среди минувших столетий,​ плутаешь меж ними, как меж этими улицами. Собаки еще не лайки, но уже с лаинкой;​ ласковые,​ не брешут на прохожих. Люди (о них надо бы прежде собак!) по внешнему виду (и в этом перламутровом освещении) тоже неведомо какого столетия;​ через разлатую улицу с беспорядочно наставленными коричневыми предковскими домами-домовинами,​ с мостками и какими-то похожими на днища лодок настилами,​ со слюдяными лужами,​ точно ледяными,​ — наискосок бредет с посошком черная скитская старушечья фигурка...
 +
 +26 июля дождливый холодный день; ожидание Туруханска;​ десятигодичного напряжения ожидание2.
 +
 +27 июля — Игарка,​ половину которой пропустила,​ т<​ак>​ к<​ак>​ в тот самый момент,​ что она появилась на горизонте,​ меня опять скрутила таинственная “поджелудочная” боль, вместе с которой спряталась в каюте, наглотавшись всяких болеутоляющих. Потом отпустило немного,​ и я попыталась из окна каюты коряво,​ бездарно и неумело вот этой самой ручкой набросать на блокноте кусочек порта: но чту и ручка, и рука перед этой картиной!
 +Путаница — нарядная путаница мачт, труб, подъемных механизмов — гибких и прямых,​ четких и строгих линий корпусов судов; несказанное сочетание красок и запахов;​ смятенный плеск волн в узком заливе;​ волны — не речные,​ а морские,​ множество отдельных конических (конусообразных) беспорядочных всплесков;​ бесшумная музыка движений:​ лебедок,​ подъемных кранов,​ маневров — и шумы: тарахтенье катеров и моторок,​ снующих от одного близкого берега к другому,​ от одного близкого судна к другому,​ вскрики гудков. Над всем — незакатное северное небо с его баснословной чистой высотой и многослойностью облаков:​ верхние— объемные,​ округлые,​ белые, медлительные,​ почти неподвижные,​ важные;​ нижние— постоянно меняющиеся,​ сизые, синие, то ли дождь несущие,​ то ли просто так мятущиеся по воле ветра.
 +Суда — великолепные современные лесовозы,​ наши, экспортлесовские. Иностранных судов больше нет; говорят,​ что очень уж невыгодны были нам их визиты,​ необходимость оплачивать валютой неизбежные и неизживаемые простои. — Никогда в жизни не видывала таких нарядных и красивых грузовозов;​ а повидать их пришлось немало,​ и морских,​ и океанских (и речных — хотя бы на том же Енисее в свое время). Суда носят поэтичнейшие и мелодичнейшие,​ протяжные названия русских рек; среди них только “Свирь” звучит как мальчишечий свист!
 +Сама Игарка расположена по левому берегу бухты. Конечно,​ вид города волнует,​ как вид любого селения на берегу громадной реки; не то что селения,​ а просто жилья — палатки,​ чума, избушки бакенщика. Но от внешнего вида городка,​ чье имя волновало еще в детстве,​ мы, праздношатающиеся,​ ожидали большего. А увидели — я по крайней мере — обшарпанные “городского типа” дома на двух центральных улицах (буквой “Т”) и множество хибар и домишек деревянных;​ не в том дело, что “городские” или деревянные,​ а в том общем впечатлении беспорядка,​ неухоженности,​ равнодушия обитателей к жилью. Словно живут там сплошь человеческие “перекати-поле”. Много пьяных. В магазинах,​ как водится на Севере,​ “всё есть”. “Всё есть” и у людей, живущих в Игарке,​ кроме, очевидно,​ чувства,​ что это — их город. Впрочем,​ говорю о небольшой его части, той, что успела увидеть вблизи от пристани;​ есть и продолжение его, т<​ак>​ к<​ак>​ ходят автобусы туда, вглубь. Пристань красива,​ и трогает заполярный “газон” и клумбы с анютками и астрами;​ кто-то любит в Игарке цветы и заботится о них, выращивает;​ это трогает,​ конечно;​ но одними пристанскими анютками не перекроешь российского ленивого беспорядка и равнодушия к временному,​ не своему,​ “договорному”,​ “на срок”,​ городку. Жаль. А впечатление от самого порта опять-таки фантастическое. Если бы люди умели блюсти свое земное жилье, как моряки — свои корабли! Корабль — чувство долга, и отсюда его красота.
 +
 +28 июля 1965 очень ранний подъем — 5 ч., но я, конечно,​ просыпаюсь еще раньше;​ сухомятный завтрак,​ к<​отор>​ый почти весь берем с собой — и правильно делаем! В 6 ч. — Дудинка — призрачный для нас, спящий город на высоком берегу;​ сходим через здание плавучей пристани,​ оттуда — по длинным сходням,​ оттуда — по громадному днищу перевернутой громадной барки; по помостам наискосок через мешанину портовых непонятностей и мерзлотной почвы — к высокому,​ высоко стоящему капитальному зданию пристани. Оттуда,​ опять же по высоким мосткам-тротуарам,​ вдоль хорошо утрамбованного каменноугольными отходами шоссе, мимо очень высоких кирпичных голых или оштукатуренных зданий,​ непривычно плоских,​ без выступающих частей,​ — к железнодорожному вокзалу. Здесь, т<​о>​ е<​сть>​ в Дудинке,​ впервые вижу каменные дома на каменных сваях, вбитых в вечную мерзлоту;​ таким образом,​ первые этажи куда выше над землей,​ чем у нас; нет фундаментов,​ пространство между полами первых этажей и землей постоянно вентилируется;​ для того, чтобы тепло от зданий не размораживало почву, иначе весь город “поплыл” бы. С первого взгляда казалось бы — город как город и дома как дома, но— то, да не то. Как если бы на другой планете вздумали бы подражать земному градостроительству. Под мостками нет-нет да проглянет жуткое болотное “окошечко”... Город — на болоте,​ болото — на мерзлоте,​ а впрочем,​ всё “как у людей” и еще лучше; великолепно организованный пятачок человеческих жилищ — на голом, мертвом месте. Ж<​елезно>​д<​орожный>​ вокзал самой северной в стране дороги. Вагоны,​ составы с грузами;​ всё, кроме грузов,​ — старое,​ попадаются вагоны моего детства,​ как пассажирские (“в зеленых плакали и пели”),​ так и грузовые — “40 человек и 8 лошадей”. Нам отведено 3 вагона;​ перронов нет, из вагонов спускают деревянные лесенки об одно перило;​ размещаемся свободно,​ а разместившись — очень долго ждем; норильская ж<​елезная>​ д<​орога>​ не любит гонять старые свои паровозики только праздношатающихся ради; наши вагончики долго маневрируют,​ паровичок то толкает их, то везет; наконец нас приспосабливают к грузовому составу,​ и мы трогаемся. Протяженность дороги — что-то около 100 (с лишним) километров,​ протяженность во времени — около 3 часов (не считая 30-ти лет со дня рождения норильского комбината и самой дороги). Итак, едем в Норильск. За окнами — пейзаж,​ с нашей точки зрения,​ невероятный — тундра! То, что мы видим, не мертвые безжизненные пространства,​ а как бы первый макет земли: всё есть, и всё в миниатюре,​ карликовое — карликовые березы,​ ивы; морошка ростом с березу;​ моря размером с озеро; озера ростом с лужицу;​ реки в виде ручьев;​ макеты гор3.
  
 +30 июля 1965. Очень ранним утром — смятенное небо, смятенная вода, порывистый ве
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
эфрон_ариадна_сергеевна.txt · Последние изменения: 2014/07/02 16:06 — ram3ay