Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия Both sides next revision | |||
юхин_леонид_иванович [2014/07/02 16:14] ram3ay создано |
юхин_леонид_иванович [2014/07/02 16:29] ram3ay |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Юхин Леонид Иванович ====== | ====== Юхин Леонид Иванович ====== | ||
+ | **Годы жизни:** 1918-… | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** с. Кануевка Безенчугского р-на Самарской обл. | ||
+ | |||
+ | **Образование:** ФЗУ Всесоюзного объединения индустрии | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован 06.04.1944 г. Приговор - 10 лет ИТЛ, ссылка в Красноярский край. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** актер. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** | ||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | 1918. — Родился в селе Кануевка Безенчугского района Самарской области в | ||
+ | крестьянской семье. | ||
+ | 1930. — Коллективизация. Раскулачивание семьи Юхиных. Конфискация дома, | ||
+ | имущества. Высылка семьи на Север. Прибытие в Красноборский район | ||
+ | Архангельской области. Жизнь в лесу. Строительство жилья. Приезд тети. | ||
+ | Нелегальный отъезд с сестрой и тетей в Самару. | ||
+ | ? — Переезд в Москву к старшему брату. Учеба в ФЗУ Всесоюзного объединения | ||
+ | индустрии. | ||
+ | 1937. — Окончание срока ссылки отца, матери и сестер. Их приезд в Москву. | ||
+ | Воссоединение семьи. | ||
+ | 1941. — Начало Великой Отечественной войны. Эвакуация отца, матери и младшей | ||
+ | сестры в г. Энгельс. Работа Л.И. Юхина токарем на заводе имени Сталина. Участие в | ||
+ | художественной самодеятельности Дома культуры завода. | ||
+ | 1943. — Работа в концертной фронтовой бригаде чтецом. | ||
+ | 1944, 6 апреля. — Арест. Обвинение в антисоветской агитации. Допросы. Окончание | ||
+ | следствия. Приговор: 10 лет ИТЛ. Отправка в лагерь под Ховрино. Направление по | ||
+ | прибытии в лагерь в КВЧ (культурно-воспитательную часть). Работа в лагерном | ||
+ | концертном ансамбле, затем в театре кукол и в ТЭКО (театрально-эстрадном | ||
+ | коллективе). | ||
+ | 1946. — Перевод в лагерь в Абезь. Работа в лагерном театре актером и | ||
+ | заведующим репертуарной частью. Помощь театру начальника Стройки № 503 | ||
+ | полковника Василия Арсеньевича Барабанова. Гастрольные поездки театра в Котлас, | ||
+ | Игарку, Княж-Погост, Ермаково. Знакомство и дружба с профессиональными | ||
+ | актерами-заключенными. | ||
+ | 1950. — Закрытие театра. Отправка этапом в лагерь в Тайшете. Взаимоотношения с | ||
+ | уголовниками. Жизнь в бараке для артистов. Работа в КВЧ. | ||
+ | 1952. — Освобождение на 2 года раньше срока «по зачетам». Ознакомление с | ||
+ | постановлением об отправке в Красноярский край в пожизненную ссылку. | ||
+ | Прибытие в Берейский район. Работа на лесоповале. | ||
+ | 1953, апрель. — Вызов в райком партии для предложения работы руководителем | ||
+ | Дома культуры. Работа режиссером и актером. Приезд жены и сына. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | 1956 (1957 ?). — Освобождение. Переезд в Кызыл (Тува). Помощь бывшего | ||
+ | заключенного артиста Малого театра Бориса Ничеухина в устройстве на работу в | ||
+ | местный театр. Выступление в роли В.И. Ленина в спектакле «Кремлевские | ||
+ | куранты». | ||
+ | 1958 (?). — Переезд в Москву. Работа в Московской филармонии. Реабилитация. | ||
+ | 1960. — Работа старшим режиссером программ Центрального телевидения до | ||
+ | выхода на пенсию. | ||
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. | ||
+ | |||
+ | Рассказ очевидца | ||
+ | ЮХИН Леонид Иванович | ||
+ | О театрах за колючей проволокой, в которых мне довелось работать, можно | ||
+ | рассказывать долго. | ||
+ | … Наш Абезьский театр был на гастролях в Котласе. А в Котласе была пересылка, | ||
+ | куда привезли заключенных из России, и в том числе Зеленкова Диму (это был | ||
+ | примерно 1947-1948 гг.). И мы его сразу взяли в театр. Это очень хороший | ||
+ | художник. Он тут же оформил «Последнюю жертву» и ряд спектаклей. Очень | ||
+ | хорошо оформил! Потом мы переехали в Игарку. И взяли его с собой, конечно. | ||
+ | Процесс переезда был очень хороший. Начальником 501-й стройки был Барабанов | ||
+ | Василий Арсентьевич. Он любил театр. Вообще театр все любили. И дали целый | ||
+ | эшелон отдельный для артистов. Мы ехали недели две, наверное, но ехали хорошо. В | ||
+ | Новосибирске, например, в баню сходили. Когда приехали в Красноярск, там нас | ||
+ | ожидал уже пароход «Мария Ульянова». И мы поплыли до Игарки. А в Игарке - так | ||
+ | получилось - нас сам Василий Арсентьевич встречал, потому что вместе с нами ехала | ||
+ | его семья. | ||
+ | Что касается Барабанова, то кроме хорошего, я ничего о нем не могу сказать. | ||
+ | Ведущим артистам приказал пошить костюмы из не особо материала дорогого, но | ||
+ | приличного. Все ходили в этих костюмах. У меня был пропуск, я мог ходить без | ||
+ | конвоя куда угодно. Это было в Абези. На юбилей театра (или стройки?) разрешил | ||
+ | водку заключенным принести. В театр принесли водку, буфет организовали. Он на | ||
+ | многое смотрел сквозь пальцы): «Хулиганства нет?» - «Нет. Нет ничего!» - «Ну, | ||
+ | давайте, действуйте». | ||
+ | Полковник. Очень элегантный, хорошо одевался. Красивый. И лицом, и фигурой. И | ||
+ | человек хороший. Вот приказал сделать театр - сделали. Набрать по всем лагерям | ||
+ | послал людей - и привезли артистов. И каких артистов! Топилин! Одно имя только | ||
+ | чего стоит. Кроме Топилина - Чернятинский, дирижер Одесской оперы. Певцы: | ||
+ | Аксенов, Петрова Дора Николаевна (артистка Николаевского театра), Лина Леренс и | ||
+ | многие другие. | ||
+ | Кормили нас неплохо. Почему? Потому, что мы в театре обслуживали не только | ||
+ | заключённых, но и вольнонаемных, и охрану, и население. Выписывали продукты | ||
+ | отличные. Ведущим актерам платили. Я получал... не помню сколько, но где-то | ||
+ | рублей 30-40. В то время это деньги были большие. Я, кроме того, что был актёром, | ||
+ | ещё и заведовал репертуарной частью театра… Так что суп часто бывал мясной, на | ||
+ | второе - каша или картошка, и тоже – кусочек мяса, или рыба. На третье - пончики. | ||
+ | Да-а! Мы и пончики ели! Запивали компотом. Так, что жаловаться нельзя. Были мы | ||
+ | заключёнными, но кормили нас хорошо, и все нам завидовали, конечно. | ||
+ | Забудут, скажут, что ничего этого не было. Ведь очень многие и не сидели, и им | ||
+ | трудно понять, как это и что. Ведь это случайно я попал в театр, и там кормили | ||
+ | хорошо… Я не хочу врать, в самом деле прилично. Для лагеря это было вот так | ||
+ | хорошо. Но ведь могло быть и по-другому: люди полгода - больше не выдерживали | ||
+ | - и умирали. Я видел, как опухали от голода. Я видел, как люди ели гуталин, вазелин. | ||
+ | Они не чувствовали не только вкуса… Это было в Княж-Погосте, где кукольный | ||
+ | театр был. Мы ездили, обслуживали лагерников, и я многое видел в лагере… Это | ||
+ | было ужасно, особенно, что касается женщин. Страшно! Это страшно… | ||
+ | В то время, когда мы переехали в Игарку, там был городской театр имени Веры | ||
+ | Николаевны Пашенной. Мы сыграли «Холопку» в первый же день приезда - и этот | ||
+ | городской театр расформировали. Ни одного билета не смогли продать на их | ||
+ | спектакли, а у нас - не достать было билетов. У нас ведь была оперетта, джаз, драма. | ||
+ | Весь репертуар был заполнен. Работало, по сути, два театра - оперетты и драмы. | ||
+ | Жили мы в зоне, где построили сами себе барак. Это недалеко от театра, но на | ||
+ | машине нужно было ехать (кажется, через мост). В зоне заключенные жили в | ||
+ | палатках. А так как театр пользовался авторитетом, то нам привезли доски хорошие. | ||
+ | И мы из досок этих и сбили себе барак, сверху накрыли его брезентовой палаткой. | ||
+ | Мы проработали месяц в Игарке, и оперетта уехала в Норильск на гастроли, а мы | ||
+ | (драма) в Ермаково - разделили нас. Дима Зеленков поехал с нами, потому что | ||
+ | директор Алексеев был в драме, ну и, конечно, своя рука владыка, и он лучших | ||
+ | артистов взял себе. В том числе и я поехал в Ермаково… Это было в сентябре. В | ||
+ | Ермаково в такие же палатки брезентовые поселили. Мы их сверху снегом сверху | ||
+ | засыпали и водой полили, и там бы жарко даже от двух буржуек. Прожили так мы | ||
+ | зиму. В Игарке и Ермаково мы жили лучше, чем вольнонаемные. Кормили нас | ||
+ | хорошо, работали мы по специальности в театре, что ещё надо? | ||
+ | Если говорить о Диме Зеленкове… Я. запомнил - он продавал с себя бельё. Мы | ||
+ | получили бельё новое. И вот он пошёл и продаёт. «Ты чего, Дима? - говорю. - А-а, | ||
+ | ерунда… так…» - махнул рукой… | ||
+ | Меня отправили в спецлагерь в Тайшет, а Ванда Антоновна Савнор (она актриса, | ||
+ | приехала к мужу в ссылку) оставалась там, как вольнонаемная. Ей поручили в | ||
+ | Ермаково держать самодеятельность. И вот там Дима был вместе с Вандой | ||
+ | Антоновной. Она всё время следила за ним, потому что уже разговор пошел… все | ||
+ | знали, что он хочет покончить жизнь самоубийством. И его всё время берегли и | ||
+ | смотрели за ним. И просмотрели... Как-то он пошел в туалет и повесился. Вот то, что | ||
+ | знаю я. | ||
+ | Когда Барабанова сняли с работы, оперетту списали, драму 58-ю списали. Меня на | ||
+ | спецэтап отправили. Всех разогнали по колоннам. Театр закрыли. Это был 1950 год. | ||
+ | Месяц, на-верное, июнь. Только что вода сошла, пароход подошел и нас отправили. | ||
+ | |||
+ | Ну, а про себя я не знаю - интересно ли говорить?.. | ||
+ | В Тайшет мы приехали - там номера. И дали мне номер «Я-15». Из нашего театра | ||
+ | сюда отправили: Болховского, Топилина (бывшего аккомпаниатора Давида | ||
+ | Ойстраха), Аскарова, гримёра (фамилию, к сожалению, забыл). Человек 10, | ||
+ | примерно. В Тайшет прибыли - было грустное у нас настроение. Питание, как у всех | ||
+ | заключенных - неважное. Была баланда, на второе каша (магара называлась, такая | ||
+ | зелёная - что-то вроде перловки). Никаких пончиков не было, чая тоже. Только | ||
+ | баланда, каша - и всё. Но чем хорош спецлагерь был: там, вот, положил очки или | ||
+ | кусок сахара - никто не возьмёт. Одна пятьдесят восьмая статья и пятьдесят девятая | ||
+ | (бандитизм). Нас с бандитами поселили, но они к нам хорошо относились. У нас был | ||
+ | специальный барак, для артистов. Хоть на общих работах все работали (я | ||
+ | пожарником работал, например), но это так только, проформа. Начальство знало, | ||
+ | что мы артисты, и нас не трогали... | ||
+ | Я там пробыл два года и освободился (на два года раньше срока). У меня в театре | ||
+ | были зачеты, когда я работал, и в присланной бумаге говорилось, что я срок свой | ||
+ | «отслужил». Я освободился, и меня - на ссылку (а у меня в приговоре не было | ||
+ | ссылки!), причём - на пожизненную ссылку в Красноярский край, Берейский район. | ||
+ | Приехал туда - и на лесоповал сразу. А когда я в лагере был, то ни одного часа я на | ||
+ | общих работах не бывал, всё время в театре. А вот освободился - «вольный»! - лес | ||
+ | пили! Пилил лес я, примерно, до апреля 1953-го. | ||
+ | Сталин умер. Меня вызывает первый секретарь райкома партии и начальник ГБ | ||
+ | этого района, говорят: «Принимай Дом культуры». Я говорю: «Да ведь я…» - «Мы | ||
+ | всё знаем. Принимай». Я принял Дом культуры, стал ставить пьесы, скетчи, | ||
+ | концертные номера. Ко мне жена приехала с сыном уже. Сын ходит. И я проработал | ||
+ | там 4 года. И тогда Никита Сергеевич «сделал» нам свободу. То есть, он культ | ||
+ | личности развенчал, и меня за отсутствием состава преступления «по чистой» | ||
+ | освободили. Получается, я ни за что просидел 8 лет и 4 года провёл в ссылке. | ||
+ | А когда я освободился, Борис Ничеухин, актёр Малого театра (он тоже освободился | ||
+ | и работал в Туве) порекомендовал меня, и меня взяли в Кызыл. И я там сыграл… | ||
+ | Ленина. Да, да, после «всего» - такая роль! Это были «Кремлевские куранты» | ||
+ | Погодина. Там ведь всё на Ленине. Не будь Ленина - и пьесы нет. У меня даже | ||
+ | телеграмма от моего педагога Алексея Николаевича Грибова сохранилась, где он | ||
+ | поздравляет меня с этой ролью, и письмо есть, где он советует, как играть Ленина. | ||
+ | Он пишет в таком смысле: «Молодец, правильно ты меня послушал, не надо | ||
+ | позировать... Не нужно. Иди от себя». И я от себя и шёл. Вот так сижу и | ||
+ | разговариваю. Ленин мог так? Мог! Почему я не могу так сыграть? Ну, в общем, | ||
+ | был успех. Вот вырезка из «Правды» с рецензией, вот афиша: «Кремлевские | ||
+ | куранты», в роли Ленина - Л. Юхин»… | ||
+ | Я там сезон отработал, получил документы, как артист. Хорошие документы. | ||
+ | Приехал в Москву. Туда пошёл, сюда - устроиться невозможно. Я поехал в Ногинск. | ||
+ | В Ногинске проработал полсезона - театр закрывают. Приехала комиссия отобрать | ||
+ | актеров в Москву. В их число и я попал. Таким образом, оказался я в Москве, в | ||
+ | филармонии (ансамбль комедии). Проработал там два года - филармонию | ||
+ | закрывают. Куда деваться? Я пошел на телевидение (знакомая женщина | ||
+ | порекомендовала меня), и на там я до самой пенсии проработал 26 лет. Вот так. На | ||
+ | телевидении. Был старший режиссером программ Центрального Телевидения. | ||
+ | Я родился в 1918 году в Самарской области (Безенчугский район, село Кануевка). | ||
+ | Как-то спросил мать: «Мама, когда я родился?» Она говорит: «Когда красные с | ||
+ | белыми дрались, вот в то время ты и родился. Мало того, а в конце, - говорит, - они | ||
+ | еще взорвали мост через Волгу в Самаре. Вот тогда ты и родился». Хорошая | ||
+ | крестьянская, крепкая семья была. Зажиточная. А потом ещё отец предприниматель | ||
+ | был хороший. Недалеко от нас, в 3-х километрах была сельскохозяйственная станция. | ||
+ | И вот туда приехал на практику знаменитый потом агроном Вавилов. Он | ||
+ | познакомился с отцом, расспросил его, и они стали дружить. Он говорил: «Иван | ||
+ | Федорович, мы весь мир засыплем хорошей пшеницей!» Он очень умный был, стал | ||
+ | отцу советовать, помогать: как хлеб растить надо, там, удобрение ка¬кое лучше. И | ||
+ | баснословные стали у моего отца урожаи. Он разбогател. А тут как раз новая | ||
+ | экономическая политика. «Давай, давай! - Бухарин говорит. - Обогащайтесь, берите | ||
+ | деньги!» И брал деньги мой отец тысячами там или миллионами и закрутил, | ||
+ | развернул такое хозяйство! А в 1930 году - коллективизация! Дом забрали под | ||
+ | сельсовет. И сейчас в Безенчуге стоит сельсовет - это дом, где я родился. Наш дом. | ||
+ | Всё отняли, а нас посадили в вагоны и на Север в ссылку, в лес. В Красноборский | ||
+ | район Архангельской области. Было мне тогда 12 лет. | ||
+ | И вот там отец прожил 5 лет. А тетка приехала и потихонечку меня с сестрой увезла | ||
+ | из ссылки к себе в Самару. А мой старший брат (от первой жены моего отца), в | ||
+ | Москву поехал учиться. И меня взял сюда. Жили мы на Кутузовке, где были | ||
+ | стандартные дома военной академии (сейчас их снесли - там теперь завод). В 37-м | ||
+ | году отец освободился, мать освободилась, сестры освободились - и ко мне все. И мы | ||
+ | зажили хорошо, вольготно. А тут война. Отец эвакуировался с матерью и с младшей | ||
+ | сестрой в Энгельс. А я остался, пошел работать на завод имени Сталина токарем (я | ||
+ | до этого ФЗУ закончил - Всесоюзного объединения индустрии). На заводе я | ||
+ | проработал год или два. В это время в доме культуры этого завода была | ||
+ | организована концертно-фронтовая бригада, куда меня по конкурсу взяли. | ||
+ | Художественным руководителем был А.Н. Грибов (с которым я до последних дней | ||
+ | вел переписку). Это был 1943-44 год. Во фронтовой бригаде я недолго пробыл. | ||
+ | Репертуар был, в основном, чеховский: скетчи, инсценировки из пьес, законченные | ||
+ | произведения. Кроме Чехова не помню сейчас авторов. Новые формы были | ||
+ | использованы. Помню, как читал рассказы Чехова «Канитель», «Хирургия», | ||
+ | «Злоумышленник»… Память была блистательная. И меня хорошо принимали. Очень | ||
+ | хорошо. Потом, попозже уже, я стал песенки петь вроде Бернеса. У меня голосовых | ||
+ | данных особенных нет. Но я играл, я жил песней, показывал её. И это принималось | ||
+ | хорошо. Там проработал до 6 апреля 44-го, когда меня арестовали. Говорю: «За что? | ||
+ | В чем дело? Почему?» - «Выясним!» И приписали мне 58-10 – антисоветская | ||
+ | агитация. А за что? Мой отец 5 лет с матерью в своё время мучились. Как-то | ||
+ | товарищ меня спросил: за что? Я и сказал: «Да ни за что сажают! 5 лет мой отец | ||
+ | мучился!» А товарищ взял да написал, что я высказал такую мысль. Тогда же так | ||
+ | было... Я примерно знаю, кто написал. Он умер. Как только мы освободились… | ||
+ | Брата моего тоже посадили вместе со мной, по одному делу. Энкэвэдэшники | ||
+ | связались с заводом, подослали там инженера какого-то, он всё подслушивал и | ||
+ | записывал! Наверное, брат тоже высказал какую-то мысль. Ну, в общем, мы и | ||
+ | реабилитированы были вместе. И он, и я. | ||
+ | Итак, дали мне 10 лет и привезли в лагерь под Ховрино. А там ансамбль. Я опять в | ||
+ | ансамбль попал! Победу встретил там же, в Ховрино. В концертной бригаде там | ||
+ | были Миша Гринвальд (Бобров и Гринвальд - известная в своё время пара | ||
+ | эстрадников), Баклина - солистка Большого театра, Полякова Ольга Николаевна - | ||
+ | заслуженная артистка Малого театра, Талдыкин (с ним-то я и играл в этом ансамбле). | ||
+ | |||
+ | А потом ансамбль пленных немцев привезли, а нас всех - на Север. Искусством я стал | ||
+ | заниматься на заводе, в самодеятельности, и когда меня арестовали, то в формуляре | ||
+ | моем числилось, что я артист. Поэтому на этапе в Княж-Погосте начальник | ||
+ | политотдела Штанько определил меня в кукольный театр к Цулукидзе. Там я второе | ||
+ | отделение вёл Через год кукольный театр был ликвидирован. Цулукидзе | ||
+ | освободилась и вместе с театром переехала в Сыктывкар. Меня перевели в ТЭКО - | ||
+ | театрально-эстрадный коллектив, где я и проработал до 1946 года. В это время было | ||
+ | начато строительство № 501, где начальником был полковник Барабанов. В | ||
+ | заключении был брат знаменитого певца Макария Даниловича Головина. Ему | ||
+ | Барабанов приказал подобрать актёров и в Абези организовать театр. Оперетта, | ||
+ | драма чтоб была, джаз. А стройка тогда только развернулась. Денег у неё конечно, | ||
+ | была уйма. И вдруг приезжает со спецнарядом Головин за мной. И еще 4 человека в | ||
+ | оркестр взял. И мы поехали в Абезь... | ||
+ | А дальше Вы уже знаете - Игарка, Ермаково, Тайшет, лесоповал, Кызыл, Москва, | ||
+ | Ногинск, снова Москва… В общем, жизнь прожил - и горя было много, но и радость | ||
+ | была. Я в заключении столько наигрался, столько ролей сыграл… И что | ||
+ | примечательно, наш зековский театр «выживал» профессиональные театры. Вот, | ||
+ | приехали мы в Игарку - театр закрыли. Ещё куда-то - закрыли. Несколько театров | ||
+ | позакрывали из-за того, что мы как бы переходили им до-рогу. Уровень был очень | ||
+ | высокий. Очень, очень! Часто нам говорили: «Вам в Москве только всем | ||
+ | выступать». Действительно, слаженный коллектив был. Ни газетных статей о нас не | ||
+ | было, ни отзывов - ничего. Как будто бы театра и нет. Но он гремел. Народ… народ | ||
+ | же валом валил, и когда, скажем, мы выходили на сцену - аплодисменты... Они нас | ||
+ | знали, но не по газетным статьям знали, а просто так: приходили, смотрели… | ||
+ | |||
+ | ________________________________________ | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Фотоархив: нет | ||
+ | |||
+ | Творчество: нет | ||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | **Фильмография Л.И. Юхина:** | ||
+ | |||
+ | 1. 1989 - Из жизни Федора Кузькина :: эпизод | ||
+ | |||
+ | 2. 1988 - Гулящие люди :: Серафим | ||
+ | |||
+ | 3. 1988 - Бомж. Без определенного места жительства | ||
+ | |||
+ | 4. 1987 - Запомните меня такой :: эпизод | ||
+ | |||
+ | 5. 1986 - Обида :: дед Василь | ||
+ | |||
+ | 6. 1986 - Борис Годунов | Boris Godunov :: эпизод | ||
+ | |||
+ | 7. 1984 - Счастливая, Женька! :: ветеран в тюбетейке | ||
+ | |||
+ | 8. 1982 - Россия молодая :: подручный Ржевского | ||
+ | |||
+ | 9. 1982 - Ветер Балтики | 9-я серия | ||
+ | |||
+ | 10.1981 - Родник | ||
+ | |||
+ | 11. 1980 - Вишневый омут :: эпизод | ||
+ | |||
+ | 12. 1979 - Прощальная гастроль "Артиста" :: "Валет" | ||
+ | старый вор | ||
+ | |||
+ | 13. 1976 - Восхождение | ||
+ | |||
+ | 14. 1973 - Великие голодранцы :: Дед-редька | ||
+ | |||
+ | 15. 1972 - Печки-лавочки :: односельчанин Расторгуевых | ||
+ | |||
+ | 16. 1967 - Шестое лето (короткометражный) | ||
+ | |||
+ | 17. 1966 - Герой нашего времени | ||
+ | |||
+ | 18. 1966 - Бэла | Часть 2 | ||
+ | |||
+ | **О жизни и творчестве:** | ||
+ | |||
+ | 1. Стройка № 503 (1947 – 1953 гг.). Документы. Материалы. Исследования . Вып.1. - | ||
+ | Красноярск.- 2000. - 208 с. | ||
+ | |||
+ | 2. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||
+ | |||