Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия | Следущая версия Both sides next revision | ||
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:41] ram3ay |
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:44] ram3ay [Биография] |
||
---|---|---|---|
Строка 17: | Строка 17: | ||
===== Биография ===== | ===== Биография ===== | ||
- | Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых: прп. Макария Калязинского, Паисия Угличского, св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина, потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич | + | Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых: прп. Макария Калязинского, Паисия Угличского, св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина, потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел. Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства, и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г. уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, сначала внештатно, а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа Спасителя и других православных памятников Москвы, против сноса Тверской часовни, Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве, а чтобы придать делу масштабность, сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях, в том числе и в Рязани, памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция, так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия, закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера, их, "арестантов, гнали колоннами под дулами карабинов в "столыпинские" вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел". Он попал на Колыму - в Магаданскую область, в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал, что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент, когда Вагнер дошел до такого состояния, и тогда его спасло художественное образование: он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники, и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 |
- | Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из | + | году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович, еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты, уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник, его лагерное существование переменилось: двор за него дометал кто-то другой, он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство, оценив талант художника, поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме, так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. |
- | древнейших рязанских сел. | + | По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады Ленинграда, еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери, |
- | Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского | + | |
- | уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и | + | |
- | преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы С.В. Рахманинова. Его | + | |
- | отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, - учительницей | + | |
- | музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский | + | |
- | художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же | + | |
- | преподавателем по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства, и | + | |
- | одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, | + | |
- | а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г. уволился | + | |
- | из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, | + | |
- | сначала внештатно, а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. | + | |
- | В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и | + | |
- | выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской | + | |
- | картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и | + | |
- | построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти | + | |
- | же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. Во время | + | |
- | проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа | + | |
- | Спасителя и других православных памятников Москвы, против сноса Тверской | + | |
- | часовни, Сухаревской башни, Красных ворот. | + | |
- | 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической | + | |
- | организации. Центр «организации» находился в Москве, а чтобы придать делу | + | |
- | + | ||
- | масштабность, сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях, в | + | |
- | том числе и в Рязани, памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная | + | |
- | организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная | + | |
- | секция, так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. | + | |
- | Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия, | + | |
- | закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье | + | |
- | 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей | + | |
- | (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера, их, "арестантов, гнали колоннами под | + | |
- | дулами карабинов в "столыпинские" вагоны... под злобный лай овчарок и | + | |
- | ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли | + | |
- | слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел". | + | |
- | Он попал на Колыму - в Магаданскую область, в лагеря г. Хатыннах системы | + | |
- | Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не | + | |
- | оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал, что | + | |
- | выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был | + | |
- | каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он | + | |
- | превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент, | + | |
- | когда Вагнер дошел до такого состояния, и тогда его спасло художественное | + | |
- | образование: он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в | + | |
- | художники, и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 | + | |
- | году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом | + | |
- | на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то | + | |
- | Георгий Карлович, еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей | + | |
- | беспомощностью привлек внимание старосты, уголовника. Когда тот узнал что перед | + | |
- | ним художник, его лагерное существование переменилось: двор за него дометал кто- | + | |
- | то другой, он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало | + | |
- | иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная | + | |
- | агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения | + | |
- | лагерное начальство, оценив талант художника, поручило ему оформление лагерного | + | |
- | клуба. После окончания срока он остался на Колыме, так как шла война, и выезд с | + | |
- | Колымы был запрещен. | + | |
- | По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. | + | |
- | Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал | + | |
- | вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер | + | |
- | начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го | + | |
- | Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи | + | |
- | остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады | + | |
- | Ленинграда, еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери, | + | |
опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником | опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником | ||
Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в | Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в |