Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия Последняя версия Both sides next revision | ||
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:44] ram3ay [Биография] |
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 08:21] ram3ay [Биография] |
||
---|---|---|---|
Строка 17: | Строка 17: | ||
===== Биография ===== | ===== Биография ===== | ||
- | Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых: прп. Макария Калязинского, Паисия Угличского, св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина, потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел. Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства, и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г. уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, сначала внештатно, а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа Спасителя и других православных памятников Москвы, против сноса Тверской часовни, Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве, а чтобы придать делу масштабность, сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях, в том числе и в Рязани, памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция, так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия, закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера, их, "арестантов, гнали колоннами под дулами карабинов в "столыпинские" вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел". Он попал на Колыму - в Магаданскую область, в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал, что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент, когда Вагнер дошел до такого состояния, и тогда его спасло художественное образование: он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники, и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 | + | Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей |
- | году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович, еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты, уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник, его лагерное существование переменилось: двор за него дометал кто-то другой, он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство, оценив талант художника, поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме, так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. | + | культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат |
- | По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады Ленинграда, еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери, | + | Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. |
- | опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником | + | В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде |
- | Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в | + | православных святых: прп. Макария Калязинского, Паисия Угличского, св. |
- | художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне | + | Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора |
- | Терновской, также уроженке г. Спасска-Рязанского, выпускнице Московского | + | Рихарда Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина, |
- | архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она | + | потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич |
- | была его самым близким, надежным, любимым человеком, той, кому он доверял | + | Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из |
- | самые сокровенные мысли. | + | древнейших рязанских сел. |
- | В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он | + | Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского |
- | работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище. | + | уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и |
- | + | преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы С.В. Рахманинова. Его | |
- | 4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. | + | отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, - учительницей |
- | В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную | + | музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский |
- | Сибирь. Работал грузчиком, техником – художником и чертежником в поселке | + | художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же |
- | Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. | + | преподавателем по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства, и |
- | Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической | + | одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, |
- | партии землекопом, он затем становится художником. Работой руководил будущий | + | а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г. уволился |
- | член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием | + | из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, |
- | берегов Ангары. С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения. | + | сначала внештатно, а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. |
- | Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке | + | В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и |
- | Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку | + | выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской |
- | железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть | + | картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и |
- | Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, | + | построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти |
- | Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции | + | же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. Во время |
- | академика А.П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке с отрядом | + | проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа |
- | Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре | + | Спасителя и других православных памятников Москвы, против сноса Тверской |
- | приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги | + | часовни, Сухаревской башни, Красных ворот. |
- | «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на | + | 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической |
- | территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель. | + | организации. Центр «организации» находился в Москве, а чтобы придать делу |
- | Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике, не | + | масштабность, сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях, в |
- | щадившем себя ради общего дела, собраном, организованном человеке с | + | том числе и в Рязани, памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная |
- | повышенным чувством долга. В научном архиве Рязанского музея-заповедника | + | организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная |
- | хранится рукописное свидетельство этого периода - толстая тетрадь, на первой | + | секция, так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. |
- | странице которой рукой Георгия Карловича фиолетовыми чернилами написаны три | + | Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия, |
- | строчки: Г. Вагнер. Сибирская тетрадь. 1955. | + | закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье |
- | В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков | + | 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей |
- | работы его взял к себе в Институт археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре | + | (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера, их, "арестантов, гнали колоннами под |
- | скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего | + | дулами карабинов в "столыпинские" вагоны... под злобный лай овчарок и |
- | образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые | + | ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли |
- | сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года | + | слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел". |
- | получил решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве | + | Он попал на Колыму - в Магаданскую область, в лагеря г. Хатыннах системы |
- | лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии - | + | Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не |
- | Институт археологии). Его жена к этому времени еще не вернулась в Москву, | + | оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал, что |
- | продолжая работать архитектором медно-серного комбината в г. Сибае под | + | выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был |
- | Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал, чтобы | + | каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он |
- | напечатать «энную серию статей», которая стала бы фундаментом для его | + | превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент, |
- | дальнейшей научной деятельности. Как он сам отмечал, писал «все спешно и | + | когда Вагнер дошел до такого состояния, и тогда его спасло художественное |
- | полулегально», т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань, работая с фондами | + | образование: он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в |
- | архива, музея - собирал материалы для 3 статей: «о смерти М. Казакова, о | + | художники, и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 |
- | псевдоготическом остроге в Рязани, о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.». | + | году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом |
- | Мизерный лаборантский оклад вынуждал вечерами и ночами заниматься и | + | на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то |
- | заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую | + | Георгий Карлович, еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей |
- | диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро- | + | беспомощностью привлек внимание старосты, уголовника. Когда тот узнал что перед |
- | суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней прочно закрепилось | + | ним художник, его лагерное существование переменилось: двор за него дометал кто- |
- | почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении | + | то другой, он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало |
- | сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском | + | иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная |
- | искусстве. | + | агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения |
- | Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он | + | лагерное начальство, оценив талант художника, поручило ему оформление лагерного |
- | неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII- | + | клуба. После окончания срока он остался на Колыме, так как шла война, и выезд с |
- | XIX веков, обращая внимание как на известные памятники, так и на «рядовую» | + | Колымы был запрещен. |
- | архитектуру, составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла | + | По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. |
- | его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани». Художественное | + | Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал |
- | оформление издания было выполнено женой Вагнера - Александрой Николаевной | + | вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер |
- | Терновской. | + | начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го |
- | В 1960-е гг. научное исследование Владимиро-Суздальской белокаменной | + | Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи |
- | скульптуры, монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского | + | остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады |
- | собора в г. Юрьеве-Польском позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить | + | Ленинграда, еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери, |
- | кандидатскую и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую | + | опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником |
- | медаль Академии художеств СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро- | + | Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в |
- | Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры», «Скульптура Древней | + | художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне |
- | Руси», «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную | + | Терновской, также уроженке г. Спасска-Рязанского, выпускнице Московского |
- | премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции и | + | архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она |
- | реставрации многих древнерусских памятников. | + | была его самым близким, надежным, любимым человеком, той, кому он доверял |
- | Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу, Отечеству. | + | самые сокровенные мысли. |
- | Георгий Карлович относился к числу ученых, не удовлетворенных достигнутым, | + | В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он |
- | находящимся в постоянном творческом поиске. В дальнейшем от конкретного | + | работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище. |
- | икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим | + | |
- | историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в | + | |
- | древнерусском искусстве», 1974 г., «От символа к реальности. Развитие | + | |
- | пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков», 1980 г., «Канон и стиль в | + | |
- | древнерусском искусстве», 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт | + | |
- | функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры», 1990 г.). В | + | |
- | 1989 году Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над | + | |
- | книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал | + | |
- | вероисповедную сторону древнерусского зодчего, этическую высоту русского | + | |
- | народа. Монологом об Истине, Любви, Красоте и Добре стали последние труды | + | |
- | ученого – «Тысячелетние корни», 1991 года и «В поисках Истины: религиозно- | + | |
- | философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.», 1993 | + | |
- | года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и | + | |
- | приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского | + | |
- | мышления А.Ф. Лосева, Г.К. Вагнер выступил как религиозный мыслитель, который | + | |
- | понимал нравственные, эстетические и философские нормы "прежде всего как | + | |
- | пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом, | + | |
- | частицей деятельного («животворящего») Божественного Духа, под управлением | + | |
- | которого протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля». | + | |
- | Исследования Г.К. Вагнера, посвященные миру образов фантастических и | + | |
- | экзотических животных, положили начало большой работе по составлению Бестиария | + | |
- | земли Рязанской. Книга «Рязанские достопамятности», реконструкция пмятников | + | |
- | средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме | + | |
- | «Образы Старой Рязани». | + | |
- | В 1989-1993 гг. Г.К. Вагнер - активный участник проведения в МГУ | + | |
- | международных Лосевских чтений. Доклады, с которыми выступил ученый на этих | + | |
- | конференциях, еще раз продемонстрировали его глубокие искусствоведческие, | + | |
- | философские, а также богословские знания, раскрыли как истинного христианина, не | + | |
- | только воспринимающего Слово Божие, но исполняющего Его. | + | |
- | В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали | + | |
- | Георгия Карловича праведником, характер которого определяла, прежде всего, | + | |
- | доброта, отзывчивость к людям. Забывая о себе, он готов был к помощи и словом, и | + | |
- | делом. Действительно, нет человека, знавшего Вагнера, не почувствовавшего на себе | + | |
- | его доброжелательность, простоту, искренность. Щедрость души, богатейшие | + | |
- | знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее | + | |
- | уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным к ближнему."Георгий | + | |
- | Карлович обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать | + | |
- | разговор в русле незатухающего интереса со всеми. Широки у него были горизонты | + | |
- | научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым был жизненный опыт. | + | |
- | Но главное - это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что | + | 4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. |
- | составляло культуру (во всеохватном ее понимании) русского народа. | + | В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную |
- | Удивительные богатства народного языка были глубинными истоками его речи. | + | Сибирь. Работал грузчиком, техником – художником и чертежником в поселке |
- | Истинный патриот, Георгий Карлович буквально упивался народной культурой. | + | Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. |
- | Вся "книжная мудрость" его научных трудов ложилась легко на слух уже потому, | + | Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической |
- | что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими | + | партии землекопом, он затем становится художником. Работой руководил будущий |
- | тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были | + | член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием |
- | поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа | + | берегов Ангары. С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения. |
- | человека, многие годы гонимая властями. В минуты особых откровений, а Георгий | + | Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке |
- | Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках, прежде всего честным, | + | Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку |
- | он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки, как душа | + | железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть |
- | самого автора. "Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой, театром. На | + | Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, |
- | мгновение задумавшись, признался: - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних | + | Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции |
- | оперных вечерах. Несерьезно все это!"... Снова задумался. Помню характерный жест | + | академика А.П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке с отрядом |
- | его большой руки. Чем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о | + | Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре |
- | судьбах детей. После короткой паузы: "Хоть поэзия выше нашего разумения. | + | приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги |
- | Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его вдохновенность?!" | + | «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на |
- | Вновь отрешенный взгляд, и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин | + | территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель. |
- | своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится | + | Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике, не |
- | рухнуть в пучину чувств от услышанного: "Когда после очередного допроса меня | + | щадившем себя ради общего дела, собраном, организованном человеке с |
- | бросили в камеру, тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно | + | повышенным чувством долга. В научном архиве Рязанского музея-заповедника |
- | начали вспоминаться строки "Сказки о царе Салтане". Сколько часов пребывал я | + | хранится рукописное свидетельство этого периода - толстая тетрадь, на первой |
- | тогда в светлом раю пушкинского творения, не помню. Но то, что необычным | + | странице которой рукой Георгия Карловича фиолетовыми чернилами написаны три |
- | способом ко мне пришло исцеление, - это абсолютно точно!» О поразительном | + | строчки: Г. Вагнер. Сибирская тетрадь. 1955. |
- | воздействии этого произведения гениального поэта на узников застенков пришлось | + | В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков |
- | услышать мне в Санкт-Петербурге и от Ирины Робертовны Куллэ: "...Сквозь | + | работы его взял к себе в Институт археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре |
- | оглушенное болью мутное сознание услышала звонко-светлые строчки "Сказки о | + | скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего |
- | царе Салтане". Читала их на память моя сокамерница. И так вдруг легко стало!» | + | образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые |
- | Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания, в телефонных разговорах | + | сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года |
- | звучали постоянные вопросы о судьбе того или иного человека, события, | + | получил решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве |
- | общественного начинания. Архитекторы и музейные работники Рязани и города | + | лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии - |
- | Спасска помнят ту кипучую активность, которую ученый проявлял во время | + | Институт археологии). Его жена к этому времени еще не вернулась в Москву, |
- | подготовки к торжествам, посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной, | + | продолжая работать архитектором медно-серного комбината в г. Сибае под |
- | нежной была и любовь большого ученого к "малой Отчизне" - древней Рязанской | + | Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал, чтобы |
- | земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках, ни в годы гонений и | + | напечатать «энную серию статей», которая стала бы фундаментом для его |
- | испытаний, ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его | + | дальнейшей научной деятельности. Как он сам отмечал, писал «все спешно и |
- | обширнейшего эпистолярного архива - строчки, добрые слова о Рязанском крае, | + | полулегально», т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань, работая с фондами |
- | Спасске. | + | архива, музея - собирал материалы для 3 статей: «о смерти М. Казакова, о |
- | При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой | + | псевдоготическом остроге в Рязани, о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.». |
- | Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году). Выступал с | + | Мизерный лаборантский оклад вынуждал вечерами и ночами заниматься и |
- | лекциями, беседами, работал над рукописями. Несколько его работ посвящены | + | заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую |
- | исследованию памятников рязанского зодчества, творчеству рязанских живописцев | + | диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро- |
- | XIX века. Бывая в Спасске, всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский | + | суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней прочно закрепилось |
- | храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему | + | почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении |
- | удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск | + | сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском |
- | деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: "Посылаю | + | искусстве. |
- | деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой | + | Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он |
- | древней церкви в Исадах, вторую половину - на реставрацию Спасского храма». | + | неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII- |
- | Последняя книга Г.К. Вагнера "Великая Русь: история и художественная культура | + | XIX веков, обращая внимание как на известные памятники, так и на «рядовую» |
- | X-XVII вв.", отдельные разделы которой подготовили Д.С. Лихачев, Г.И. Вздорнов, | + | архитектуру, составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла |
- | Р.Г. Скрынников, была издана в Милане в 1994 году на английском, немецком, | + | его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани». Художественное |
- | французском, итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов, но и | + | оформление издания было выполнено женой Вагнера - Александрой Николаевной |
- | ценителей древнерусского искусства всего мира. Решением Малого Совета | + | Терновской. |
- | Рязанского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60 | + | В 1960-е гг. научное исследование Владимиро-Суздальской белокаменной |
- | Георгию Карловичу Вагнеру было присвоено звание «Почетный гражданин | + | скульптуры, монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского |
- | Рязани». В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные | + | собора в г. Юрьеве-Польском позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить |
- | болезни. Кроме того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994 | + | кандидатскую и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую |
- | году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало | + | медаль Академии художеств СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро- |
- | большое кресло у письменного стола в его кабинете. С каждым месяцем он покидал | + | Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры», «Скульптура Древней |
- | его, чтобы выйти из дома, все реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович | + | Руси», «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную |
- | преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница, та, | + | премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции и |
- | где 1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет | + | реставрации многих древнерусских памятников. |
- | нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в | + | Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу, Отечеству. |
- | законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание | + | Георгий Карлович относился к числу ученых, не удовлетворенных достигнутым, |
- | проходило в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович | + | находящимся в постоянном творческом поиске. В дальнейшем от конкретного |
- | Вагнер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. | + | икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим |
+ | историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в | ||
+ | древнерусском искусстве», 1974 г., «От символа к реальности. Развитие | ||
+ | пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков», 1980 г., «Канон и стиль в | ||
+ | древнерусском искусстве», 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт | ||
+ | функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры», 1990 г.). В | ||
+ | 1989 году Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над | ||
+ | книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал | ||
+ | вероисповедную сторону древнерусского зодчего, этическую высоту русского | ||
+ | народа. Монологом об Истине, Любви, Красоте и Добре стали последние труды | ||
+ | ученого – «Тысячелетние корни», 1991 года и «В поисках Истины: религиозно- | ||
+ | философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.», 1993 | ||
+ | года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и | ||
+ | приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского | ||
+ | мышления А.Ф. Лосева, Г.К. Вагнер выступил как религиозный мыслитель, который | ||
+ | понимал нравственные, эстетические и философские нормы "прежде всего как | ||
+ | пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом, | ||
+ | частицей деятельного («животворящего») Божественного Духа, под управлением | ||
+ | которого протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля». | ||
+ | Исследования Г.К. Вагнера, посвященные миру образов фантастических и | ||
+ | экзотических животных, положили начало большой работе по составлению Бестиария | ||
+ | земли Рязанской. Книга «Рязанские достопамятности», реконструкция пмятников | ||
+ | средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме | ||
+ | «Образы Старой Рязани». | ||
+ | В 1989-1993 гг. Г.К. Вагнер - активный участник проведения в МГУ | ||
+ | международных Лосевских чтений. Доклады, с которыми выступил ученый на этих | ||
+ | конференциях, еще раз продемонстрировали его глубокие искусствоведческие, | ||
+ | философские, а также богословские знания, раскрыли как истинного христианина, не | ||
+ | только воспринимающего Слово Божие, но исполняющего Его. | ||
+ | В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали | ||
+ | Георгия Карловича праведником, характер которого определяла, прежде всего, | ||
+ | доброта, отзывчивость к людям. Забывая о себе, он готов был к помощи и словом, и | ||
+ | делом. Действительно, нет человека, знавшего Вагнера, не почувствовавшего на себе | ||
+ | его доброжелательность, простоту, искренность. Щедрость души, богатейшие | ||
+ | знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее | ||
+ | уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным к ближнему."Георгий | ||
+ | Карлович обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать | ||
+ | разговор в русле незатухающего интереса со всеми. Широки у него были горизонты | ||
+ | научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым был жизненный опыт. | ||
+ | Но главное - это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что | ||
+ | составляло культуру (во всеохватном ее понимании) русского народа. | ||
+ | Удивительные богатства народного языка были глубинными истоками его речи. | ||
+ | Истинный патриот, Георгий Карлович буквально упивался народной культурой. | ||
+ | Вся "книжная мудрость" его научных трудов ложилась легко на слух уже потому, | ||
+ | что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими | ||
+ | тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были | ||
+ | поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа | ||
+ | человека, многие годы гонимая властями. В минуты особых откровений, а Георгий | ||
+ | Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках, прежде всего честным, | ||
+ | он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки, как душа | ||
+ | самого автора. "Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой, театром. На | ||
+ | мгновение задумавшись, признался: - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних | ||
+ | оперных вечерах. Несерьезно все это!"... Снова задумался. Помню характерный жест | ||
+ | его большой руки. Чем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о | ||
+ | судьбах детей. После короткой паузы: "Хоть поэзия выше нашего разумения. | ||
+ | Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его вдохновенность?!" | ||
+ | Вновь отрешенный взгляд, и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин | ||
+ | своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится | ||
+ | рухнуть в пучину чувств от услышанного: "Когда после очередного допроса меня | ||
+ | бросили в камеру, тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно | ||
+ | начали вспоминаться строки "Сказки о царе Салтане". Сколько часов пребывал я | ||
+ | тогда в светлом раю пушкинского творения, не помню. Но то, что необычным | ||
+ | способом ко мне пришло исцеление, - это абсолютно точно!» О поразительном | ||
+ | воздействии этого произведения гениального поэта на узников застенков пришлось | ||
+ | услышать мне в Санкт-Петербурге и от Ирины Робертовны Куллэ: "...Сквозь | ||
+ | оглушенное болью мутное сознание услышала звонко-светлые строчки "Сказки о | ||
+ | царе Салтане". Читала их на память моя сокамерница. И так вдруг легко стало!» | ||
+ | Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания, в телефонных разговорах | ||
+ | звучали постоянные вопросы о судьбе того или иного человека, события, | ||
+ | общественного начинания. Архитекторы и музейные работники Рязани и города | ||
+ | Спасска помнят ту кипучую активность, которую ученый проявлял во время | ||
+ | подготовки к торжествам, посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной, | ||
+ | нежной была и любовь большого ученого к "малой Отчизне" - древней Рязанской | ||
+ | земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках, ни в годы гонений и | ||
+ | испытаний, ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его | ||
+ | обширнейшего эпистолярного архива - строчки, добрые слова о Рязанском крае, | ||
+ | Спасске. | ||
+ | При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой | ||
+ | Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году). Выступал с | ||
+ | лекциями, беседами, работал над рукописями. Несколько его работ посвящены | ||
+ | исследованию памятников рязанского зодчества, творчеству рязанских живописцев | ||
+ | XIX века. Бывая в Спасске, всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский | ||
+ | храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему | ||
+ | удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск | ||
+ | деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: "Посылаю | ||
+ | деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой | ||
+ | древней церкви в Исадах, вторую половину - на реставрацию Спасского храма». | ||
+ | Последняя книга Г.К. Вагнера "Великая Русь: история и художественная культура | ||
+ | X-XVII вв.", отдельные разделы которой подготовили Д.С. Лихачев, Г.И. Вздорнов, | ||
+ | Р.Г. Скрынников, была издана в Милане в 1994 году на английском, немецком, | ||
+ | французском, итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов, но и | ||
+ | ценителей древнерусского искусства всего мира. Решением Малого Совета | ||
+ | Рязанского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60 | ||
+ | Георгию Карловичу Вагнеру было присвоено звание «Почетный гражданин | ||
+ | Рязани». В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные | ||
+ | болезни. Кроме того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994 | ||
+ | году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало | ||
+ | большое кресло у письменного стола в его кабинете. С каждым месяцем он покидал | ||
+ | его, чтобы выйти из дома, все реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович | ||
+ | преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница, та, | ||
+ | где 1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет | ||
+ | нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в | ||
+ | законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание | ||
+ | проходило в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович | ||
+ | Вагнер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. | ||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | 1. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||
+ | ===== Творчество ===== | ||
+ | |||
+ | {{:vagner005.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner002.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner003.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner004.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner005.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner006.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | {{:vagner007.jpg?200|}} | ||