...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


вагнер_георгий_карлович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия Both sides next revision
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:49]
ram3ay
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:51]
ram3ay
Строка 19: Строка 19:
 Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​ потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел. Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​ а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​ сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​ закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​. Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​ когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942  Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​ потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел. Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​ а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​ сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​ закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​. Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​ когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 
  году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто-то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. ​  году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто-то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. ​
-По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери, ​ +По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери,​ опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне ​ Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял самые сокровенные мысли. В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище.  
- опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником ​ +4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную Сибирь. Работал грузчиком,​ техником – художником и чертежником в поселке Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической партии землекопом,​ он затем становится художником. Работой руководил будущий член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием берегов Ангары. ​ С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения. Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А.П. Окладникова,​ состоявшейся летом 1955 года, и в поездке ​ с отрядом Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель.
- Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в  +
- художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне ​ +
- Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского ​ +
- архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она ​ +
- была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял ​ +
- самые сокровенные мысли. ​ +
- В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он  +
- работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище. +
-  +
- 4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. +
-  В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную ​ +
- Сибирь. Работал грузчиком,​ техником – художником и чертежником в поселке ​ +
- Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. +
- Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической ​ +
- партии землекопом,​ он затем становится художником. Работой руководил будущий ​ +
- член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием ​ +
- берегов Ангары. ​ С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения. +
- Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке ​ +
- Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку ​ +
- железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть ​ +
- Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, ​ +
- Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции ​ +
- академика А.П. Окладникова,​ состоявшейся летом 1955 года, и в поездке ​ с отрядом ​ +
- Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре ​ +
- приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги +
-  «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на  +
- территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель.+
  Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике,​ не   Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике,​ не 
  щадившем себя ради общего дела, собраном,​ организованном человеке с   щадившем себя ради общего дела, собраном,​ организованном человеке с 
вагнер_георгий_карлович.txt · Последние изменения: 2014/05/22 10:19 — lena