Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия | ||
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:11] ram3ay [Биография] |
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:13] (текущий) ram3ay |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Керсновская Евфросиния Антоновна ====== | ====== Керсновская Евфросиния Антоновна ====== | ||
+ | {{ :kersnovskay.gif?200|}} | ||
**Годы жизни:** 1908 -1994 | **Годы жизни:** 1908 -1994 | ||
Строка 28: | Строка 29: | ||
===== Рецензии ===== | ===== Рецензии ===== | ||
- | :в файле | + | Ефросинья Антоновна Керсновская |
+ | Рецензии | ||
+ | Безусловно, самым известный художником-писателем, прошедшим через Норильлаг, можно считать Керсновскую Ефросинью Антоновну. Родилась в 1908 г. в Одессе в семье адвоката. В 1919 г. арестовали отца и в числе 700 человек приговорили к расстрелу за то, что не покинул родину, когда уходили белые. Ему удалось бежать из колонны арестованных. Вся семья ночью по морю переправилась в Румынию. В Бессарабии рядом с г. Сороки, в деревне Цепилово, было небольшое родовое поместье. | ||
+ | Керсновская, закончив гимназию, решила стать фермером. В 1927-1940 гг. работает агрономом, зоотехником. При этом она овладела несколькими (возможно 9-10) иностранными языками: французским, немецким, английским, румынским и др. Накануне присоединения Бессарабии к СССР скончался отец. Брат воевал против немцев на стороне французов, был тяжело ранен в грудь и в 1944 г. умер от туберкулеза. | ||
+ | Керсновская заканчивает ветеринарные курсы. После присоединения Бессарабии к СССР, ее вместе с матерью выгнали из их небольшого дома. Она отправила мать в Румынию. | ||
+ | В 1941 г. была сослана на вечное поселение в Нарымский край. Работала на лесоповале в Анге, Суйге, Усть-Тьярме, Мейер-Барзаке и других местах. В 1942 г. совершает побег из ссылки. За зиму, весну и лето она прошла около 1,5 тыс. км по сибирской тайге. Добралась до небольшой деревеньки. Стала работать в колхозе. Возник вопрос о ее документах (у ссыльных паспорта изымались, вместо них выдавлись удостоверения ссыльного). | ||
+ | Арестована 20 сентября 1942 г. Тройка выносит приговор: “к высшей мере социальной защиты — расстрел”. Ей предлагают написать кассацию (просьба о помиловании). Тем не менее, в 1943 г. состоялся пересмотр дела и новый суд. Осуждена по ст. 58-10 на срок 10 лет с п/п 5 лет. | ||
+ | В июне 1944 г. ее этапируют в Новосибирск. Затем переводят в Норильлаг. | ||
+ | Бывший главврач больницы Норильлага Попов Г.А. вспоминает (“Записки врача”), что Керсновская была медсестрой в центральной больнице лагеря. “Она была немногословна. Внешностью не бросалась в глаза. Мужских повадок было в ней больше, чем женских. Голос несколько грубоватый… Основным качеством Е.А. была непреодолимая ненависть ко лжи… из-за какой-то несправедливости она, в знак протеста, перешла из больницы в морг. Там она работала быстро и эксцентрично. До нее труп на вскрытие несли двое. Она, если кто-то из напарников опаздывал, несла покойника одна…” (6) | ||
+ | Из морга Керсновская также ушла. Анатом ее упрекнул в том, что она не берет “благодарность” от родственников умерших в виде продуктов. От “взяточников” она ушла в угольную шахту № 15 не позднее 1946 г. Становится навалоотбойщиком, затем — скреперистом, постепенно освоила все виды работ. Во время пожара на шахте в 1950 г. она вызвалась волонтером работать на аварии и две недели в респираторе клала перемычки с горноспасателями. | ||
+ | 20 сентября 1952 г. она была освобождена и до отъезда (1960 г.) была единственной “взрывницей” на шахте. В 1953 г. окончила с отличием курсы горных мастеров и была назначена на должность помощника начальника участка. Продолжительное время была горным мастером, более 2-х лет бурильщиком, а последнее время — взрывником. Шахтеры знали ее как справедливого, доброго человека. | ||
+ | Львов А. называет Керсновскую “святой”. Она была верна понятиям чести и справедливости не боялась идти на риск быть снова репрессированной. В конце 1950-х гг. она в резкой, эмоциональной статье опротестовала заметку в “Заполярной правде”, которая несправедливо оценивала работу шахтеров. Она обвиняла работников горно-технической инспекции в очковтирательстве и бездушии. (7) | ||
+ | Организовали “судилище”, но собрание шахтеров не поддержало предложение о наказании Керсновской. 15 октября 1959 г. она была лишена удостоверения взрывника. Вскоре ей предложили покинуть Норильск. В 1960 г. уехала в Ессентуки, купила небольшой домик. Через 3 года, похоронив мать села за книгу. | ||
+ | Попов Г.А. вспоминает, что художественный талант Керсновской раскрылся еще в то время, когда она была медсестрой в больнице. Она изготовила книжку для больных детей. Он пишет, что “все в этой книжке” — раскрашенные акварелью рисунки животных, стихотворный текст, всевозможные заставки были такого художественного вкуса, что любой придирчивый редактор тотчас отправил бы книжку в печать. Виктор Алексеевич Кузнецов,… хирург, попросил проиллюстрировать нужный ему ход операции, изобразить мышцы, сосуды, разрезы… Все это было сделано безупречно. В дальнейшем статью и рисунки напечатал “Вестник хирургии”.” (8) | ||
+ | Она рисовала в детстве, но потом прекратила это занятие. Краски у нее появились только на поселении, в конце 1950-х. Пробовала писать пейзажи. | ||
+ | Керсновская так и не создала свою собственную семью, жила в одиночестве. При жизни ее книга так и не издалась. Лишь первая ее часть была опубликована в журналах “Знамя” (9) и “Огонек” (10). | ||
===== Творчество ===== | ===== Творчество ===== | ||
- | : в файле | + | Ефросинья Антоновна Керсновская |
+ | Творчество | ||
+ | Как писатель Керсновская впервые проявила себя в 1963 г., начав писать воспоминания, выполняя завещание матери. Написала их за год. Только потом стала иллюстрировать в отдельном блокноте. Когда делала второй экземпляр — совместила текст с рисунками. | ||
+ | Книга Ефросиньи Антоновны целиком автобиографична. Автор ставил цель “отобразить все, как было, ничего не приукрашивая”. В начале “Воспоминаний” описывается ввод советских войск в Бессарабию в 1940 г. и безжалостная высылка в Сибирь из “присоединенной” территории семей бессарабских фермеров, частновладельцев, интеллигенции и духовенства. Изложение построено таким образом, что каждая описанная ситуация контактирования с большевиками невольно убеждает читателя в подлости и ничтожности идеологии государства. | ||
+ | Труд Керсновской замечателен оригинальным совмещением текста и рисунков. По манере рисования, это типичная альбомная живопись, весьма распространенная в дворянской культуре ХIХ века. Только вместо пейзажей, раскрашенных цветочков, фигур животных и сказочных персонажей здесь запечатлен весь мрак и быт сталинской эпохи в ее жестокой и зловещей обнадеженности. | ||
+ | Эти картинки — целая энциклопедия, содержащая познавательный материал, какой не может дать ни один добросовестный мемуарист, ни один сборник документов. В цвете воспроизведено 685 картинок (по некоторым данным и больше). Художник отобразил ситуации, которые не могли быть зафиксированы фото- и киносъемкой (допуска в лагерь не было): жизнь тюремных одиночек и общих камер, ужасы пересылок, этапов, быт сталинских лагерных бараков, работа заключенных в больнице и на лесоповале, в морге, на шахте и мн. др. Керсновская помнит и описывает все — как происходили допросы, “шмоны”, драки, мытье в бане, захоронения “жмуриков”, лагерная любовь. Она рисует свою двадцатилетнюю жизнь в ссылке и на каторге, своих товарищей по несчастью и палачей. В этих рисунках обозначены различные типы заключенных: вертухаи, урки, профессора, наседки, спецкаторжане, малолетки, доходяги, крестьяне, пеллагрики, мамки, коммунисты, “жучки”, бригадиры, коблы, кумовья, проститутки. Ее рисунки психологически и эмоционально нагружены, все у нее движется, действует, “живет” в рисунке. | ||
+ | Повествование ведется от первого лица, а иллюстрации сделаны от третьего. В большинстве случаев на рисунках изображен сам автор. Взгляд Керсновской-писательницы непосредственный, как бы изнутри, а Керсновской-художника опосредован, чуть сверху или со стороны оценивающий ситуацию и поведение героев. Эта перекличка, диалог текста и иллюстраций создает эффект объемности, стереоскопичности. | ||
+ | Книга воспоминаний получила название “Наскальная живопись”. Подобно наскальным изображениям, расказывающих о жизни первобытных людей, автор с большой художественной выразительностью воспроизводит эпизоды своей жизни, наполняет их философским смыслом. Автор опирается на единственный, главный для нее, критерий — соотношение правды и лжи, эта идея проходит через всю книгу и все последующие записи. | ||
+ | |||
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |