Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия Следущая версия Both sides next revision | ||
клещенко_анатолий_дмитриевич [2014/05/30 14:15] ram3ay создано |
клещенко_анатолий_дмитриевич [2014/05/30 14:18] ram3ay [Творчество] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Клещенко Анатолий Дмитриевич ====== | ====== Клещенко Анатолий Дмитриевич ====== | ||
+ | **Годы жизни:** 1921-1974 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** п. Поройки Ярославской губ. | ||
+ | |||
+ | **Образование:** Ленинградский государственный ун-т (филологический факультет) | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован 13.02.1941 г. Приговор Военного Трибунала Ленинградского Военного округа (по ст. 58) - 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** литератор. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Раздольное Удерейского р-на. | ||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | Клещенко Анатолий Дмитриевич | ||
+ | Биография | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Клещенко Анатолий Дмитриевич родился в 1921 году в п. Поройки Ярославской губернии. По воспоминаниям его жены Л.Л. Ильиной, жившей с ним в самые трудные для него годы, «ему никогда не хотелось стать ни летчиком, ни капитаном дальнего плавания, только поэтом». | ||
+ | В детские годы отец отвез его в Киев, учится искусству иконописи. Выбрав литературу своей дорогой в жизни, он в конце 1930-х годов стал членом литературной группы при газете «Смена», а в 1940 году в «Литературном современнике» появилось его первое стихотворение «Вийон читает стихи». Арестован в феврале 1941 года по доносу за создание антисоветской молодежной организации в Ленинграде под названием «ОЛВИЗ» то есть «Общество любителей выпить и закусить». | ||
+ | Обвинение – «создание контрреволюционной молодежной организации фашисткого толка и связи с троцкистко – зиновьевским подпольем». Клещенко приговорили к 10 годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Пробыв некоторое время в тюрьме в Ленинграде, Анатолий Клещенко был этапирован в Свердловск, а затем на Северный Урал. И в лагере он продолжал писать стихи. В 1950 году Анатолий Клещенко был отправлен в ссылку в Удерейский район. Местом ссылки было определено Раздольное. Работал он художником в клубе. | ||
+ | Живя уже на р. Черной, в нескольких километрах от Раздольного, где сторожил сено и охотился, он зарабатывал еще и тем, что рисовал на сюжеты из русских сказок. Ссыльного поэта и писателя не публиковали не только в центральных но и местных изданиях. Его опорой и утешением в ссылке была его жена Л.Л. Ильина, но в 1953 году она уезжает в Ленинград, где родила дочь. Только ожидание ее писем не давало совсем упасть духом Анатолию Дмитриевичу. | ||
+ | Летом 1955 года его жена с дочерью Таней приезжают в Мотыгино и последний год ссылки семья живет вместе. В мае 1956 года наступает освобождение и уже осенью всей семьёй уезжают в Ленинград. | ||
+ | Только 5 октября 1957 года он получил справку: «Приговор военного трибунала Ленинградского военного округа от 20 мая и определение Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 июня 1941 года в отношении Клещенко А.Д. отменены и дело прекращено». Позади у Анатолия Дмитриевича было к этому времени шестнадцать лет лагерей и ссылок.В 1957 году выходит первый сборник стихов поэта «Гуси летят на север». В него вошли стихи, написанные в годы ссылки в Сибири. В 1958 году издан второй сборник стихов «Добрая зависть». В 1958 году Клещенко приняли в Союз писателей СССР, а в 1961 выходит первый сборник рассказов «Избушка под лиственницами», в 1694 году сборник «Дело прекратить нельзя», в 1966 году сборник повестей «Сила слабости». Его произведения появляются и на страницах журналов, в частности в «Охоте и охотничьем хозяйстве». Вообще, Анатолий Дмитриевич любил охоту. В годы ссылки она помогала ему выжить, но и после нее он охоту не забросил. В 1956 году, вскоре после приезда в Ленинград, он получил охотничий билет и занимался промыслом пушного зверя. Сохранились справки о том, что он перевыполнял план по ее сдаче (107 процентов). Через несколько лет Анатолий Дмитриевич совершает поездку в Сибирь, посещает места, где отбывал ссылку.В 1969 году Клещенко едет к школьному другу на Камчатку и устраивается там охотинспектором. В 1974 году сильно простудившись в лесу, он умирает. Врачи больницы поселка Ключи не имели нужных лекарств, а вертолет не смог переправить больного в Петропавловск–Камчатский из-за нелетной погоды. Похоронили Анатолия Дмитриевича на кладбище поселка Комарово что под Ленинградом. | ||
+ | Судьба связала дружескими отношениями Анатолия Клещенко с Анной Ахматовой и ее сыном Львом Гумилевым, известным историком, создателем теории пассионарности. Клещенко нередко бывал у Ахматовой, читал ей свои стихи. Жили рядом в Ленинграде, и дачи в поселке Комарово стояли рядом. Позже, его похоронили рядом с ее могилой. | ||
+ | |||
+ | ===== Творчество ===== | ||
+ | Костер погас. | ||
+ | В сухие дни летучий, | ||
+ | Сегодня пепел, черный и сырой, | ||
+ | Лежит в кострище неподвижной кучей. | ||
+ | Курлычут журавли над Ангарой. | ||
+ | На желтых травах стынут капли влаги, | ||
+ | Не согревает крепкий чай души, | ||
+ | Сухие листья, как листы бумаги, | ||
+ | Все шелестят... | ||
+ | Хоть изредка пиши! | ||
+ | О том, что в Летнем, на большой аллее, | ||
+ | Желтеют липы... | ||
+ | Жизнь шумна, пестра... | ||
+ | О чем-нибудь, но так, чтобы теплее | ||
+ | Мне было у остывшего костра! | ||
+ | ДАЛЬ | ||
+ | Сядь, успокойся и глаза закрой. | ||
+ | Пускай бегут в чужую даль дороги, | ||
+ | Поблескивая глиною сырой... | ||
+ | Дождь перестал. | ||
+ | В лиловые отроги | ||
+ | Хребтов за посветлевшей Ангарой, | ||
+ | В склон каменистой и крутой разлоги | ||
+ | Ударил луч, пробившийся сквозь строй | ||
+ | Лохматых туч, и разогнал тревоги: | ||
+ | С тобой и здесь он делится теплом. | ||
+ | Тогда зачем тебе махать веслом, | ||
+ | Зачем сбивать о камни трактов ноги? | ||
+ | Нет! | ||
+ | Только в даль! | ||
+ | Сквозь дебри, напролом, | ||
+ | Пусть - птицей с перешибленным крылом, | ||
+ | Пусть - зверем, не имеющим берлоги! | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Отсвечивает новый снег эмалью. | ||
+ | Над крышей дым стоит прямым столбом. | ||
+ | Душа полна неясною печалью, | ||
+ | Мечтой о южном небе голубом... | ||
+ | К холодному стеклу прижавшись лбом, | ||
+ | Я вижу: облака одели шалью | ||
+ | Луну над сопкой, выгнутой горбом. | ||
+ | И ночь. | ||
+ | И даль. | ||
+ | И даль за этой далью. | ||
+ | Пусть будет так же далеко до лета, | ||
+ | Луна вот так же тучами одета - | ||
+ | Все, как и здесь... | ||
+ | Но окна - на Неву! | ||
+ | |||
+ | Дожди, дожди идут над Ангарой, | ||
+ | Не стало красок голубых и алых, | ||
+ | Насыщен воздух влагой, мошкарой, | ||
+ | И тучи виснут клочьями на скалах. | ||
+ | В соцветьях поздних лилий, как в бокалах, | ||
+ | Стоит вода. Ползет туман сырой. | ||
+ | Отныне на охотничьих привалах | ||
+ | Костер - сам первый, котелок - второй! | ||
+ | Еще ведь только август на дворе, | ||
+ | Еще купаться б надо в Ангаре | ||
+ | И восторгаться гладью голубою, | ||
+ | Еще воды немного утекло | ||
+ | С тех пор, как ты ушла и все тепло | ||
+ | Зачем-то унесла с собою! | ||
+ | |||
+ | Мы язык научились держать за зубами, | ||
+ | а стихи - не стараться продвинуть в печать. | ||
+ | В темняках, | ||
+ | в Магадане, | ||
+ | в Тайшете, | ||
+ | на БАМе - | ||
+ | проходили мы Школу Уменья Молчать. | ||
+ | Мы навечно останемся пылью и шлаком | ||
+ | для завязших у нас в неоплатном долгу, | ||
+ | Но сказать, что согласья является знаком | ||
+ | даже наше молчание - я не могу! | ||
+ | Тик-так... Тик-так. . Являясь ниоткуда | ||
+ | Спешат уйти секунды в никуда. | ||
+ | Вот так из проржавевшего сосуда | ||
+ | За каплей капля точится вода. | ||
+ | А я - соринка в нем. И суждено | ||
+ | Мне по веленью страшному чьему-то | ||
+ | Следить, как за минутою минута | ||
+ | Текут, текут... И с каждой - ближе дно! | ||
+ | И, падая, с минуты на минуту, | ||
+ | Все вниз и вниз, я слышу: в тишине | ||
+ | Равно ценя спокойствие и смуту, | ||
+ | Так равнодушен маятник ко мне. | ||
+ | ПРИОБЩЕНИЕ | ||
+ | О, долгим чтеньем скрашенные дни, | ||
+ | Беседы с Гете, Дантом и Шекспиром!.. | ||
+ | Звени, Кифара, тонкая, звени! | ||
+ | Ты, Цезарь, победившим триумвиром | ||
+ | Вступай в ликующий и праздный Рим, | ||
+ | Священный город Рема и Ромула. | ||
+ | Увянет завтра лавр, неповторим - | ||
+ | Сегодня форум зыблется от гула. | ||
+ | Заезжий двор повозками запружен. | ||
+ | В окно харчевни кованным копьем | ||
+ | Стучи, мой рыцарь: самый скудный ужин, | ||
+ | Если вино за ужином мы пьем | ||
+ | Вдвоем с хозяйкой бойкой - стоит рая. | ||
+ | А сердце остановится в груди - | ||
+ | На струганной постели умирая | ||
+ | О выдуманной женщине тверди. | ||
+ | Пусть инкрустаций меркнет позолота, | ||
+ | Бельмастый шлем во тьму глядит совой | ||
+ | И над костлявым телом Дон Кихота | ||
+ | Санчо Панса колпак снимает свой. | ||
+ | Так странствуй, мой сегодняшний герой, | ||
+ | По колким пожням, по большим дорогам | ||
+ | Копеечною карточной игрой, | ||
+ | Считая жизнь, ниспосланную Богом, | ||
+ | А, проиграв, пощады не моли: | ||
+ | Что миг, что век - всего лишь только даты. | ||
+ | Уходят все - шуты и короли. | ||
+ | Епископы, наемные солдаты, | ||
+ | Чтоб повторить, не возвращаясь вспять, | ||
+ | Все тот же круг, лишь в окруженье новом, | ||
+ | На новом, чистом полотне опять | ||
+ | Все тем же, прежним, следовать основам - | ||
+ | Вершить войну, на рать бросая рать, | ||
+ | Любить не столько, сколько ненавидеть, | ||
+ | Ласкать детей, дряхлеть и умирать | ||
+ | И новыми глазами солнце видеть. | ||
+ | А вечно справедливая судьба, | ||
+ | Чей гордый облик никому неведом, | ||
+ | Преображает короля в раба | ||
+ | И делает Гобсека кифаредом. | ||
+ | И справедливость - в этом разве мы, | ||
+ | Бродящие под окнами с сумою, | ||
+ | Великие и малые, из тьмы | ||
+ | Пришедшие и станущие тьмою | ||
+ | Вольны, могущи это изменить? | ||
+ | Мы также нищи разумом, как духом, | ||
+ | А Мойра рвет, когда захочет, нить... | ||
+ | Лишь россказни, приставшие старухам, | ||
+ | У самовара, чаем опоенным | ||
+ | В холодный вечер после Покрова - | ||
+ | Известны нам! И может быть, с Вийоном | ||
+ | Худые руки, спрятав в рукава, | ||
+ | Скитался я по грязному Парижу, | ||
+ | Без шпаги рыцарь, нищий без сумы? | ||
+ | И, может быть, я не впервые вижу | ||
+ | Готическую камеру тюрьмы | ||
+ | С тяжелым добросовестным запором | ||
+ | С решеткой на окне и надо мной | ||
+ | Великим богохульником и вором | ||
+ | Палач пенькой размахивал двойной? | ||
+ | И, может быть, осенняя путина | ||
+ | Меня по волнам воющим гнала: | ||
+ | Мне голову срубала гильотина, | ||
+ | Пронзала грудь пернатая стрела? | ||
+ | ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ | ||
+ | Моя Кармен опять со мною | ||
+ | И сердцу сладок этот плен. | ||
+ | Как сбился пеной кружевною | ||
+ | Тончайший газ вокруг колен. | ||
+ | Заворожен ее улыбкой, | ||
+ | Как лезвие согнувшись вдруг, | ||
+ | Хозе, стремительный и гибкий, | ||
+ | Ломая танец, входит в круг. | ||
+ | Она глядит и скорбью сужен | ||
+ | Ее недавно лишь, вот-вот | ||
+ | Слепивший блестками жемчужин | ||
+ | Недавним смехом пьяный рот, | ||
+ | Темно-вишневый и овальный, | ||
+ | Последний помнящий ожог... | ||
+ | И обрывается прыжок | ||
+ | Танцовщицы провинциальной. | ||
+ | * * * | ||
+ | На этот раз, игравший в бонзу, | ||
+ | И я отречься не дерзну. | ||
+ | Волос сентябрьскую бронзу. | ||
+ | Печальных глаз голубизну - | ||
+ | Я не забыл за дни разлуки, | ||
+ | Сменив на искренность игру. | ||
+ | И нынче сердца на поруки, | ||
+ | Как было прежде, не беру. | ||
+ | * * * | ||
+ | Выцвело золото дрока... | ||
+ | Плющ увядает в саду... | ||
+ | Вьется в тумане дорога... | ||
+ | Ждешь меня! Я не приду. | ||
+ | Так же ли дорог тебе я? | ||
+ | Милая... Я не такой... | ||
+ | Новый я!.. Стукну, робея, | ||
+ | В узкий наличник рукой? | ||
+ | Рваный бушлат и глубоко, | ||
+ | Страшно запали глаза - | ||
+ | Выцвело золото дрока! | ||
+ | Вот я каков, стрекоза... | ||
+ | Глянешь с обычной насмешкой, | ||
+ | Усик расправишь плющу... | ||
+ | "Что тебе надо? Не мешкай | ||
+ | Или собаку спущу!" | ||
+ | Брякнут дверные запоры. | ||
+ | Ты поторопишь: "Скорей! | ||
+ | Вот ведь, шалаются воры... | ||
+ | Мало на вас лагерей!.." | ||
+ | * * * | ||
+ | Ушла в феврале, в снегопад и пургу, | ||
+ | А встретила в августе, прямо с этапа. | ||
+ | Я письма твои до сих пор берегу. | ||
+ | Я даже избить тебя здесь не могу | ||
+ | Доскою, оторванной с трапа. | ||
+ | Люблю! Да тебе-то она не нужна, | ||
+ | Похожа на проводы раннего лета, | ||
+ | Любовь босяка, как она ни нежна... | ||
+ | Чего ему надо, какого рожна, | ||
+ | Когда его песенка спета? | ||
+ | Я в глиняном Мерве курил анашу. | ||
+ | В Одессе менял кокаин на доллары | ||
+ | Я только мотал, не копил по грошу, | ||
+ | А нынче с трудом, с хрипотою дышу | ||
+ | Как все широкеши с Салары. | ||
+ | Уйти?.. Перемучусь на первых порах, | ||
+ | А там успокоюсь: командская юрта, | ||
+ | Мак, тайно цветущий в Гиссарских горах | ||
+ | Кальян и укус кара-курта. | ||
+ | * * * | ||
+ | В заборе - красном, кособоком, | ||
+ | Калитка в травы пустыря, | ||
+ | Сизак над ржавым водостоком, | ||
+ | Тележка, кинутая зря. | ||
+ | Мне в переулке узком этом | ||
+ | Был каждый камешек знаком: | ||
+ | Отсюда я ушел поэтом, | ||
+ | Чтобы вернуться босяком. | ||
+ | Здесь сына блудного встречая | ||
+ | Без причитаний у дверей, | ||
+ | Спешила мать стаканом чая | ||
+ | Отогревать меня скорей. | ||
+ | Вот только чайник нагибая, | ||
+ | Рука дрожала иногда... | ||
+ | Туманов проседь голубая | ||
+ | Да тень этапов... Шли года... | ||
+ | Я в этих странствиях с тоскою | ||
+ | Мечтал, как мать прижму к плечу, | ||
+ | Суровой нежностью мужскою | ||
+ | За горечь детства заплачу. | ||
+ | Но встретит женщина чужая, | ||
+ | Да пес затявкает брыласт. | ||
+ | И, в тьму и холод провожая, | ||
+ | Мне скажут только: "Бог подаст!" | ||
+ | * * * | ||
+ | Ты называешь первым приближеньем | ||
+ | Знакомой формы тяжесть и объем: | ||
+ | Кувшинками заросший водоем | ||
+ | С глубоко утонувшим отраженьем, | ||
+ | Ветшающих руин особняка | ||
+ | И небо, обожженное закатом, | ||
+ | И над водой, на берегу покатом, | ||
+ | Зеленые купины ивняка. | ||
+ | Не приближай их больше: во втором | ||
+ | На числа формул распадутся формы - | ||
+ | Кокошники закатов, грозы, штормы | ||
+ | И пруд, заросший ряски серебром. | ||
+ | И ты поймешь - ты и с тобою иже | ||
+ | На классы променявшие Парнас, | ||
+ | Что суть вещей, чем мы подходим ближе, | ||
+ | Тем дальше удаляется от нас. | ||
+ | МУРАВЬИНЫЙ БОГ | ||
+ | Их мир цветущ и бесконечен тоже. | ||
+ | Когда они глядят по сторонам, | ||
+ | Их вертикали кажутся положе, | ||
+ | А мелочи значительней, чем нам. | ||
+ | Мой мир для них непостижим и страшен: | ||
+ | Что может быть известно муравьям | ||
+ | О сущности мостов или природе башен, | ||
+ | О чашах вод с лесами по краям. | ||
+ | А я вхожу в их выкладки и меры | ||
+ | Вне их расчетов, выкладок и мер, | ||
+ | Как в наши измерения - химеры, | ||
+ | Как вещь в себе, как Бог наш, например. | ||
+ | Бродя без цели по земным дорогам, | ||
+ | Заняв свой век бесцельным бытием, | ||
+ | Я понял раз, что перед нашим Богом | ||
+ | Я навсегда останусь муравьем. | ||
+ | * * * | ||
+ | Я пыльную лелеял старину, | ||
+ | А наши дни меня не занимали, | ||
+ | И "горькую" предпочитал вину, | ||
+ | Когда Друзья бокалы поднимали | ||
+ | За прямоту и славу прошлых дней | ||
+ | И становились лица их темней. | ||
+ | Друзья давно переменили мысли | ||
+ | И круг друзей приобрели иной, | ||
+ | Лишь только тучи черные нависли... | ||
+ | Да уж и я не грежу стариной: | ||
+ | Сам равнодушно, первым жду седин | ||
+ | И чистый спирт стаканом пью. Один. | ||
+ | 1941-1953 | ||
+ | Ураллаг, Тайшет-Красноярск | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Фотоархив ===== | ||
+ | : в файле | ||
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | Из воспоминаний Беллы Клещенко: | ||
+ | Недавно в архиве своего мужа, писателя Анатолия Клещенко, я нашла две рукописные тетради: красивым, ровным почерком художника написаны стихи. Даты - 1945,1951,1953 - переносят в места заключения. В 1941 году молодой поэт, написавший стихи против Сталина ("Пей кровь, как цинандали на пирах" - опубликованы в журнале "Юность № 8 за' 1989 год), был осужден военным трибуналом по трем статьям. Его приговорили к высшей мере наказания, но ему повезло - смертная казнь незадолго перед войной была отменена. Получил 10 лет и 5 лет поражения в правах; Анатолий Дмитриевич был натурой артистической, и часто мне говорил, что хотел быть артистом. В лагере ему казалось, что он когда-то уже все это пережил. Он часто пишет об этом в своих лагерных стихах, сравнивая свою судьбу с жизнью французского поэта Франсуа Вийона. Последняя публикация перед арестом в журнале "Литературный современник" № 5-6 называется "Вийон читает стихи". В этом же номере напечатано стихотворение Анны Ахматовой "Клеопатра", написанное в Фонтанном доме, в котором бывал Анатолий Клещенко. И после реабилитации Анатолий поселится в поселке Комарове и станет ближайшим соседом Ахматовой. | ||
+ | Сейчас в издательстве "Советский писатель" готовится книга к юбилею поэта. В лагере он написал большую поэму "Вийон читает стихи" - так я решила и назвать книгу.Я с большой радостью приняла предложение редакции "Советский цирк" дать подборку стихов. Мой муж любил цирк, вероятно потому, что вся его жизнь напоминала профессию канатоходца. Один раз он только не удержался и погиб на Камчатке при исполнении обязанностей охотинспектора в декабре 1974 года. | ||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | 1. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||