Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:32] ram3ay создано |
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:39] (текущий) ram3ay [Фотоархив] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Оболенский Леонид Леонидович ====== | ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== | ||
+ | |||
+ | {{ :obolensky001.gif?200|}} | ||
+ | |||
+ | **Годы жизни:** 1902-1991 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** г. Арзамас | ||
+ | |||
+ | **Образование:** Госкиношкола (ныне ВГИК) | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** 1945-1952 | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован в 1945 г. (по ст. 54.16 УК УССР), ссылка в Красноярский край. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** актер (актриса), режиссер. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Минусинск. | ||
+ | |||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | Оболенский Леонид Леонидович (родился 21 января 1902 г., Арзамас, Нижегородская губерния — умер 19 ноября 1991 г., Миасс, Челябинская область)— актёр, кинорежиссёр, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР(1991). | ||
+ | Родился в семье банковского служащего. До 1917 года он воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия, впитывая дух века аристократов. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта. | ||
+ | В августе 1919 года в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте». | ||
+ | В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр Сатиры, 1922-1924), а также в театре Красной Армии. | ||
+ | В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В.Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда и познакомился Оболенский с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова. | ||
+ | В 1925-27 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года Леонид Оболенский— режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького, был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти». | ||
+ | Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел», где состоялось знакомство с Марлен Дитрих. А с 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь». | ||
+ | Продолжал сниматься в качестве актёра— в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Йоргена» и других. Последний режиссёрский опыт— фильм «Побег Кропоткина»— не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л.В.Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель— Л.В.Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел). | ||
+ | В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938— краткосрочный арест и возвращение в Москву. В 1939-40 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм». | ||
+ | Перед войной Оболенский— доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна он работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов— актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор». | ||
+ | Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формируют из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду. | ||
+ | Ему удаётся бежать из плена. Больного, его приютили в монастыре под Бендерами, там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено, и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по статье 54.16 УК УССР (измена Родине) как бывший военнопленный. | ||
+ | Заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем | ||
+ | жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году Оболенский был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра. | ||
+ | Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке недавно реабилитированного (в отличие от Л. Л. Оболенского) режиссёра И.К.Правова. После двадцатипятилетнего перерыва как актёр снялся в фильме «Очередной рейс». Также поставил научно-популярные фильмы «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие. | ||
+ | В начале 1960-х годов Леонид Оболенский увлёкся телевидением, и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске, Челябинске, Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». | ||
+ | Сниматься в кино Оболенский начинал ещё в 1920-е годы, вновь к актёрской работе он вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х. Среди фильмов, в которых снимался актёр: «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ореховый хлеб», «Ларец Марии Медичи», «Подросток», «Миллион в брачной корзине». | ||
+ | За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли. | ||
+ | Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность. Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР. | ||
+ | О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект— Леонид Оболенский», получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии, «Таинство брака». | ||
+ | 21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского. | ||
+ | В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Фотоархив ===== | ||
+ | {{:obolensky002.jpg?200|}} {{:obolensky003.jpg?200|}} {{:obolensky004.jpg?200|}} {{:obolensky005.jpg?200|}} {{:obolensky006.jpg?200|}} | ||
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | Оболенский Леонид Леонидович (1902-1991) | ||
+ | Рецензии | ||
+ | |||
+ | Человек и миф | ||
+ | Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить". Эту "площадку" Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды, а перерыв длился почти полвека: в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" - самая известная), в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре, операторской и звукооператорской работе, танце, фотографии, преподавании, научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем, но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие, в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн), а Оболенский оставался "свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии" (формулировка одного из западных кинофестивалей). | ||
+ | Для именно такой биографии были объективные причины (война, плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей), но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников, которых процесс интересует больше, чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать, больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами. | ||
+ | Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы, не учил и не поучал, не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии, открытый миру и людям. | ||
+ | Количество прожитых лет перешло в качество, и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских: старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "Оболенский", в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем, никого и ничего не опровергал, кажется, и ему самому миф был интереснее реальности. | ||
+ | Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном, только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "Новое кино России" номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих, одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине, организаторы фестиваля объединили не просто биографии, но мифы, доказали, что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "большое кино". Этот шанс - хранить активную память об Оболенском. | ||
+ | Как пройдет вековой юбилей мастера, который имеет место быть 21 января? Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой, где жил Оболенский, а ныне его квартира-музей, откроют новую мемориальную доску (взамен старой, украденной охотниками за цветными металлами). | ||
+ | Затем Челябинское телевидение, столь многим обязанное Леониду Леонидовичу, соберет брифинг, где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "Театр + Кино". Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин, актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук, киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского, где два месяца назад поставлен новый памятник-крест. | ||
+ | Фестиваль "Новое кино России", уже достаточно известный, что называется, раскрученный, возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих, что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль, не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать, чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "Нового кино...", насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата. | ||
+ | Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно, никто не произносит): а нужен ли Челябинску музей Оболенского? Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "Родине" делают "киноуголок" другого нашего великого киноземляка Герасимова, рядом сделать "стеночку" Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага. | ||
+ | Уж больно некрасива сама идея "стеночки" вместо дома-музея: большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном. | ||
+ | Очень надеюсь, что все это лишь напрасные опасения, но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет, Оболенский останется. | ||
+ | |||
+ | Владимир Спешков | ||
+ | 19.01.2002 | ||
+ | 100-летие кинематографиста: Крест и звезда Леонида Оболенского | ||
+ | Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым, с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "увидел" и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка, берет, улыбка. "Ваш уходящий объект", - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "Новое кино России", посвященного 100-летию Оболенского, массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой, где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович, понимаешь, что ему никогда не суждено стать "ушедшим объектом". Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать, какой яркой и большой была эта личность. | ||
+ | На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского: сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании, где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров, Ярополк Лапшин, Евгений Стеблов, Валерий Усков, столичные кинокритики, представители администрации, фонда культуры Челябинска, горожане. | ||
+ | Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском, радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла, была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева, генерального директора фирмы "Молодежная мода", спонсировавшего изготовление мемориальной доски. | ||
+ | Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память, кладут живые цветы: | ||
+ | В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "Манекен" состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович, вспоминали его друзья и гости. | ||
+ | ...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов. | ||
+ | ...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого, Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа: | ||
+ | ...Сергей Эйзенштейн звал "Ленечку" в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым, кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "великий немой" обрел голос. | ||
+ | ...На съемках фильма "Звезда пленительного счастья" Леонид Леонидович показывал актрисам, как красиво ходить и держаться. У него учились манерам, элегантности и аристократичности: | ||
+ | ...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие, взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти, замененной на годы лагерей: | ||
+ | ...Король эпизода, человек высочайшей духовности, глубочайших знаний, профессионал, знающий о кино все, интереснейшая личность, притягивающая к себе окружающих, - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина, Валерия Ускова, Натальи Бондарчук, Кирилла Шишова, Тамары Мордасовой, мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека. | ||
+ | Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске, самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными, это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня, с благодарностью вспоминая этого человека, мы пробуем восполнить этот пробел. | ||
+ | Умирая, Леонид Леонидович просил, чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "Инок Лаврентий". Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста, навсегда вошедшего в историю нашего города, области, российского кинематографа. | ||
+ | 100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы, в Екатеринбурге. По традиции, родившейся в империи кино Голливуде, свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет. | ||
+ | Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании, бывшие коллеги, критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения, какой вклад внес в искусство. | ||
+ | |||
+ | Лидия Старикова | ||
+ | «Южноуральская панорама» | ||
+ | 24.01.2002 | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | : Фильмография Л.Л. Оболенского: | ||
+ | |||
+ | Актёр: | ||
+ | 1920— На красном фронте— красноармеец | ||
+ | 1924— Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков— франт | ||
+ | 1925— Луч смерти— майор Хард, главарь фашистов | ||
+ | 1927— Конец Санкт-Петербурга— Лебедев, фабрикант | ||
+ | 1928— Потомок Чингис-Хана | ||
+ | 1929— Преступление Ивана Караваева | ||
+ | 1930— Праздник святого Йоргена— режиссёр религиозного фильма «Житие св. | ||
+ | Йоргена» | ||
+ | 1932— Просперити | ||
+ | 1958— Очередной рейс | ||
+ | 1960— Ждите писем— отец Кости | ||
+ | 1965— Перекличка | ||
+ | 1972— Страдания молодого Геркулесова (короткометражный) | ||
+ | 1972— Вид на жительство— князь | ||
+ | 1973— Молчание доктора Ивенса— таинственный инопланетянин | ||
+ | 1974— Чисто английское убийство— старый лорд Уорбек | ||
+ | 1974— Скворец и Лира— промышленник | ||
+ | 1974— Дорогой мальчик— мистер Лейн, представитель авиакомпании | ||
+ | 1976— Красное и чёрное— католический епископ | ||
+ | 1977— Ореховый хлеб / Riešutų duona— дедушка Андрюса | ||
+ | 1978— Чужая— Леонид Леонидович, режиссёр | ||
+ | 1979— Прости-прощай— старик | ||
+ | 1979— Обмен / Mainai— доктор Игнас Диджюлис, дедушка Витаса | ||
+ | 1979— На исходе лета— Андрей Афанасьевич Веденеев | ||
+ | 1980— Ларец Марии Медичи— Бертран д’Ан Марти, наставник ордена | ||
+ | альбигойцев | ||
+ | 1981— Факт / Faktas— Александре, пастух | ||
+ | 1981— Душа— старик | ||
+ | 1982— Россия молодая— отец Дэс-Фонтейнеса | ||
+ | 1982— Забытые вещи— Янис | ||
+ | 1983— Чужие страсти— Валдманис | ||
+ | 1983— Подросток— князь Сокольский | ||
+ | 1983— Легенда о княгине Ольге— Ильм, волхв и ведун | ||
+ | 1984— Меньший среди братьев— декан | ||
+ | 1984— Зудов, вы уволены!— зав. кинолабораторией | ||
+ | 1985— Миллион в брачной корзине— барон | ||
+ | 1986— Была не была— Владимир Михайлович, учитель | ||
+ | Режиссёр: | ||
+ | 1925— Кирпичики | ||
+ | 1926— Эх, яблочко… | ||
+ | 1928— Альбидум | ||
+ | 1929— Торговцы славой | ||
+ | Сценарист: | ||
+ | 1929— Торговцы славой | ||
+ | Звукорежиссёр: | ||
+ | 1932 — Горизонт | ||
+ | 1932 — Две встречи | ||
+ | 1933 — Великий утешитель | ||
+ | 1933 — Окраина | ||
+ | 1934 — Марионетки | ||
+ | |||
+ | О жизни и творчестве Л.Л. Оболенского: | ||
+ | |||
+ | 1. http://ru.wikipedia.org/wiki | ||
+ | 2. http://dic.academic.ru | ||
+ | 3. http://m-necropol.narod.ru/obolenskiy.html | ||
+ | 4. http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/leonid_obolensky/ | ||
+ | 5. http://www.obolensky.name/foto/index.php | ||
+ | 6. http://dvd.home-video.ru | ||
+ | 7. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||