Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия Следущая версия Both sides next revision | ||
ошаров_михаил_иванович [2014/06/08 06:52] ram3ay |
ошаров_михаил_иванович [2014/06/08 06:55] ram3ay [Творчество] |
||
---|---|---|---|
Строка 14: | Строка 14: | ||
**Места ссылки** | **Места ссылки** | ||
===== Биография ===== | ===== Биография ===== | ||
- | : в файле | + | Ошаров Михаил Иванович |
+ | Биография | ||
+ | |||
+ | Ошаров Михаил Иванович, родился 21 ноября 1894 г. в деревне Биря Минусинского уезда Енисейской губернии. | ||
+ | До 1911 года жил в деревне. Занимался крестьянским трудом, был молотобойцем в кузнеце, нанимался батраком. При помощи старшего брата, работающего на золоторуднике, самостоятельно подготовившись, поступил сразу в 4-й класс Канского реального училища. | ||
+ | В 1916 году поступил в Московский коммерческий институт на экономический факультет, одновременно учился на вечернем факультете Народного университета Шанявского. | ||
+ | В 1917 г. мобилизован на царскую службу, где окончил школу прапорщиков, после служил в качестве младшего офицера. В боях под Красноярском перешел на сторону Красной Армии. | ||
+ | В 1919 г. принимал участие в восстании против Колчака в Красноярске. | ||
+ | В 1919 г. откомандирован Губернским революционным комитетом для работы в Енгубсоюзе кооперативов в качестве инструктора-кооператора, где проработал до 1927 г. Когда М. Ошаров впервые в 1919 г. попал на север, на факторию Байкит в качестве инструктора потребкооперации, он оказался практически подготовленным для многостороннего изучения жизни, быта и культуры кочевых народов. | ||
+ | С 1927–го по 1931 гг. работал в Туруханском Союзе кооперативов инструктором, зав. орготделом колхозного сектора, консультантом орготодела, затем - руководителем Енгубсоюза. | ||
+ | В 1928 году окончена повесть «Бегут воды Кимчу». С 1933 г. – член Союза писателей СССР. | ||
+ | В 1934 г. – участник съезда писателей России, где познакомился с М. Горьким, который, прочитав повести Ошарова, тепло отозвался о них. | ||
+ | В 1936 г. окончил роман «Большой Аргиш», посвященный Северу и его людям. | ||
+ | В 1937-м - повесть «Сауд», которая была уничтожена во время ареста писателя, так как в этом же году его арестовали и затем расстреляли по ложному обвинению. | ||
+ | Творчество Михаила Ошарова неразрывно связано с жизнью малых народов Севера, с их нелегким трудом, с их борьбой за существование, за лучшее будущее. | ||
+ | Михаил Ошаров – один из первых организаторов кооперации на Севере и исследователей природы Севера. С 1932 года начал заниматься литературной деятельностью. Будущий автор романа «Большой Аргиш», без устали собирает богатейший фольклор, сотрудничает с журналами Красноярска, Иркутска, Новосибирска. | ||
+ | Писатель органично вошел в жизнь северных народов, тщательно изучил его. И, самое важное, он не был его сторонним наблюдателем, его деятельная, активная натура не могла мириться с пассивным наблюдением. Он терпеливо и настойчиво учил северян, вмешивался их жизни, добивался решительных изменений. В своих романах он описывал жизнь и быт коренного населения Севера. Большой Ошар – так уважительно называли его эвенки. | ||
+ | 15 декабря 1937 года он был арестован по клеветническому доносу, необоснованному обвинению в причастности к «контрреволюционной кадетско-монархической организации» и постановлением тройки УНКВД Новосибирской области от 22 декабря 1937 года осужден по ст. 58-2-7-9-11 УК РСФСР к ВМН к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 24 декабря 1937 года в Новосибирске». | ||
+ | В 1956 году М.И. Ошаров был посмертно реабилитирован за отсутствие состава преступления. В 1962 году эвенкийский поселок, носивший имя «вождя народа» - Сталина, был переименован в Ошарово. | ||
===== Фотоархив ===== | ===== Фотоархив ===== | ||
: в файле | : в файле | ||
===== Творчество ===== | ===== Творчество ===== | ||
- | : в файле | + | Роман «Большой Аргиш» |
- | Рецензии: нет | + | |
- | ===== | + | С 1924 по 1928 год он много и упорно работал над повестью «Звено могил». Трогательная любовь двух молодых эвенков- Микпанчи и Шиктолок и трагическая гибель составляет сюжетную основу произведения. Два юных существа, горячо полюбивших друг друга, не пожалели жить порознь, без радости и счастья, и жизни в разлуке предпочли смерть. Это первая часть романа «Большой аргиш». |
- | Источники ===== | + | Вторая часть романа «Бали», по имени слепого старика, одного из центральных и удачнейших образов романа. Бали – прозвище героя первой части юноши Чабуна, человека трудолюбивого, скромного и проницательного. На его глазах развернулась трагедия близких ему людей, и она, конечно, отразилась на его сознании, на отношении его к людям, к родовым обычаям. |
+ | Сауд из известной нам третьей части романа «Большой аргиш» – тоже Микпанча по складу характера, по сметливости, живости, любознательности. | ||
+ | «Звено могил», «Бали» и «Сауд» наиболее прочно связаны в единое целое их идейным содержанием. Судьба народа в том и другом случае кровно интересовала М. Ошарова, причем народа отнюдь не «дикого», как когда-то уверяли, а талантливого, ищущего и столь же сложного и тонкого в своих переживаниях, связях и борениях, как и всякого другого народа, пусть стоящего на более высокой ступени своего общественного развития. | ||
+ | Из его многолетних жизненных наблюдений, из глубокого изучения поэтического творчества народов Севера родился замечательный роман «Большой аргиш». Это реалистический роман глубоко и верно раскрывающий характер и нравы народов Севера, показывающий бесправие, забитость этих народов в дореволюционное время, их борьбу с реакционными силами и силами природы. Первейшее достоинство романа – его народность. И потому, что ведущие герои – рядовые представители одной весьма отсталой этнографической группы Российского государства, и потому, что от начала до конца произведение пронизано уважением и любовью к этим людям, и , наконец, потому, что глубокую гуманистическую заинтересованность в их судьбах писатель выразил средствами очень простыми, почерпнутыми из оригинальной подлинно народной поэзии, ранее нам известными. | ||
+ | Автор рассказывает, как и чем жили три семейства эвенков, согласившиеся кочевать вместе, какие взаимоотношения возникли между ними, в особенности, как складывалось общение их с русскими купцами, скупщиками пушнины. Собственно, движущей пружиной романа можно считать конфликт между эвенками и русскими купцами – покрутчиками. А главное в его содержании – показ духовного роста молодых эвенков под влиянием лучших традиций народа, поэтических преданий о красоте и силе человека. Суровая таежная жизнь кочевников во всем ее своеобразии проходит перед глазами читателя. Мы узнаем не только о том, как готовят эвенки пищу, шьют одежду, делают хозяйственную утварь, какие у них приемы охоты на зверя, на птицу, в какой мере развито рыболовство. Узнаем и о культуре народа, о его знании родной природы, знакомимся с его песнями и сказками, бесчисленными пословицами и поговорками, с приметами и преданиями. Автор собрал исключительный по богатству этнографический материал. Но самое важное, – он обобщил и осмыслил его как художник. | ||
+ | Самое привлекательное свойство поэтического таланта М. Ошарова - полнота и обстоятельность, с которой он рисует людей, предметы, явления природы. Вначале даже кажется что ничего примечательного он о людях и вещах не сообщает. Все выглядит просто и обыденно. | ||
+ | В образе жизни героев романа, в их поступках и убеждениях много не понятно или чуждо нам. Тем не менее они по-человечески, каждый по-своему, хороши. Не потому, что мы испытываем нечто вроде сострадания к их внешне скудной жизни, - М. Ошаров правильно поступал, когда, рисуя их со всеми печалями, радостями, не оставлял места для жалости и сострадания, - а потому, что мы увидели в них людей с замечательным | ||
+ | ===== Источники ===== | ||
: 1. http://www.memorial.krsk.ru/ | : 1. http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
2. http://ru.wikipedia.org | 2. http://ru.wikipedia.org |