Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия | ||
ползунов_михаил_петрович [2014/06/08 07:42] ram3ay |
ползунов_михаил_петрович [2014/06/08 07:47] ram3ay [Фотоархив] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Ползунов Михаил Петрович ====== | ====== Ползунов Михаил Петрович ====== | ||
- | Годы жизни: 1903-1976 | + | {{ :polzunov001.gif?200|}} |
- | Место рожд.: с. Паданы Паданского р-на (Карелия) | + | |
- | Образование: Саратовский планово-экономический ин-т | + | **Годы жизни:** 1903-1976 |
- | Годы ссылки: 1938-1942 | + | |
- | Обвинение и Арестован в 1938 году. Приговор по ст. 58 - 10 лет, ссылка в Красноярский край. | + | **Место рожд.:** с. Паданы Паданского р-на (Карелия) |
- | приговор: | + | |
- | Род литератор. | + | **Образование:** Саратовский планово-экономический ин-т |
- | деятельности | + | |
- | Места ссылки Нижний Ингаш, Норильлаг, Краслаг. | + | **Годы ссылки:** 1938-1942 |
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован в 1938 году. Приговор по ст. 58 - 10 лет, ссылка в Красноярский край. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** литератор. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Нижний Ингаш, Норильлаг, Краслаг. | ||
===== Биография ===== | ===== Биография ===== | ||
: Ползунов Михаил Петрович, родился в семье сельских учителей в с. Паданы, | : Ползунов Михаил Петрович, родился в семье сельских учителей в с. Паданы, | ||
Строка 80: | Строка 86: | ||
===== Фотоархив ===== | ===== Фотоархив ===== | ||
- | : в файле | + | {{:polzunov002.jpg?200|}} {{:polzunov003.jpg?200|}} {{:polzunov004.jpg?200|}} {{:polzunov005.jpg?200|}} {{:polzunov006.jpg?200|}} |
===== Рецензии ===== | ===== Рецензии ===== | ||
- | : в файле | + | Ползунов Михаил Петрович (1903-1976) |
+ | Рецензии | ||
+ | |||
+ | Никто не уходит в никуда | ||
+ | ________________________________________ | ||
+ | Человеку, запечатленному на фотографии, Михаилу Петровичу Ползунову, исполнилось бы в апреле нынешнего года 95 лет. Не пережила своего хозяина, заядлого рыбака и охотника, любимая, преданная собака по кличке Пират. Но бережно хранится их совместное фото, даже не пожелтевшее от времени, в семейном альбоме дочери Ползунова — Ирины Михайловны Петровой | ||
+ | Ирина Михайловна — давняя подписчица "Красноярского рабочего". Ее долгая дружба с газетой сложилась еще и потому, что отец Ирины Михайловны был и остается одним из талантливых журналистов "Красноярского рабочего". | ||
+ | В шестнадцать лет он, как и Аркадий Гайдар, командовал партизанским отрядом. Затем работал в одной газете с Борисом Полевым. Журналистская деятельность объединила жизненные пути его и Льва Кассиля. Затем — саратовская газета "Коммунист". Дружный, боевой коллектив, в котором молодой журналист Ползунов выделялся талантливым пером и знанием латинского языка. В 1938 году всем творческим составом во главе с редактором они были объявлены польскими шпионами и брошены за решетку. | ||
+ | Так Михаил Петрович попал в Сибирь. Сначала — Норильск, где он чуть не умер от истощения и болезней. Затем – пожизненное поселение в Нижнем Ингаше, куда и переехала из Саратова его семья, здесь он, обладавший энциклопедической памятью, работал учителем географии в местной школе. И до сих пор выпускники тех лет помнят дивные литературные вечера, которые устраивал Ползунов, любовно прозванный учениками из-за высокого роста и худобы Полишинелем. | ||
+ | После смерти великого вождя последовала долгожданная амнистия. Ссыльный-поселенец Михаил Ползунов получил возможность вернуться к самому любимому делу в жизни – журналистике. | ||
+ | Талантливое перо из нижнеингашской газеты "Победа" тут же заметили коллеги красрабовцы. В те времена журналистский хлеб был не самый легкий из всех. Но аналитические статьи собкора Михаила Ползунова из Канска отличали аргументированность, объективность, правдивость. И, конечно же, талант. Не к каждому журналисту люди стоят в очереди за советом. К нему прямо домой приезжали за советом директора совхозов, большие начальники, не раз попадавшие в поле зрения его объективной критики. После горячих дебатов о производстве, о возрождении села, о перспективах восточных регионов края — понятиях, которые только в перечислении звучат сухо, а стоит окунуться в них с головой, это затягивающий душу, как воронка, водоворот — переходили на темы вечные. Размышляли о смысле жизни. И, не заглядывая в поэтические сборники, Михаил Петрович читал на память стихи. Много стихов. И многих. Он и сам был поэтом-любителем. Но печатался крайне редко. | ||
+ | За десять лет до смерти он начал учить немецкий язык. И уже через некоторое время читал Гете и Гейне в подлиннике. Он так и умер — с пером в руках, незачехленной печатной машинкой на рабочем столе. Как и у всех журналистов, личных фотографий у Михаила Петровича было немного. Люди нашей профессии всегда стараются запечатлеть других. В гонке за быстротечностью жизни о себе порой забываешь. Но осталась память. И эта фотография. И книга о боевой юности Михаила Ползунова, высланная из Коми его дочери Ирине авторами. Жива его газета, где опытные, старейшие сотрудники знают о нем не понаслышке. Бегаем в поисках хороших репортажей мы, молодежь. Стучат уже не печатные машинки — бесшумно работают компьютеры, выдавая положенные строчки в очередной номер. Это только кажется, что газета – однодневка, а жизнь человеческая — быстротечна. Ничто и никто не уходит в никуда... | ||
+ | Наталья Сангаджиева «Красноярский рабочий», 19.06. 1997 г. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Презирая смерть во имя жизни, | ||
+ | Верные присяге до конца, | ||
+ | Верные незыблемо Отчизне | ||
+ | Бились комсомольские сердца. | ||
+ | |||
+ | Эти строки появились в газете «Светлый путь» в номере, который рассказывал о первых комсомольцах, ушедших на фронт. Среди них был и Михаил Ползунов. Он был не только председателем первой ячейки в Коми краю, но и командиром партизанского отряда, состоявшего из комсомольцев. | ||
+ | После того, как отгремела гражданская война, он уезжает в Тверь и работает там, в газете, где и свела его судьба с Борисом Полевым | ||
+ | Журналистская деятельность в Саратове объединила жизненные пути Михаила Петровича и Льва Кассиля. Кассиль жил в Энгельсе, на другом берегу Волги и очень часто приходил в гостеприимный дом семьи Ползуновых, где проводили они интереснейшие вечера. | ||
+ | А затем саратовская газета «Коммунист». В 1928 году Михаил Ползунов стал членом Коммунистической партии. | ||
+ | Работая в Твери, он познакомился и со своей будущей женой Фанни Гиттис. В Твери родилась их старшая дочь. Сама Фанни родилась в большой семье (7 детей) и уже в старших классах гимназии занималась репетиторствованием, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Окончив гимназию, она уехала в Киев и поступила учиться в Планово-экономический институт. А в Саратове стала директором планово-экономического техникума, депутатом Горсовета и тоже коммунистом. Судьбы типичны для многих, кто жил в то время в СССР. Возможность учиться в институте, работать, занимать определённые должности была для многих открыта. И если бы судьба в лице вождя всех народов не распорядилась по-своему, так и жила бы семья в Саратове. | ||
+ | Михаил Петрович, работая в Саратовской газете, выделялся из дружного боевого коллектива своим талантливым пером и знанием латинского языка. | ||
+ | А сколько народу бывало гостями семьи Ползуновых, какие праздники, детские и взрослые, устраивали они. Их дети (3 дочери) вспоминают об этом с большой теплотой. | ||
+ | И вот, в 1938 году, всем творческим составом саратовской газеты «Коммунист» они были объявлены польскими шпионами и во главе с редактором газеты брошены за решётку. Среди них был и Михаил Петрович Ползунов. | ||
+ | Согласно приказу, все репрессированные разбивались на две категории: первая – подлежащая немедленному аресту и расстрелу, вторая – подлежащая заключению в лагерь или тюрьму на срок от 8 до 10 лет. Для каждой области, края, республики были определены свои «лимиты» по обеим категориям репрессируемых. | ||
+ | С 1937 по 1938 год было арестовано более 1,5 миллионов человек, из которых 87% были привлечены по политическим статьям. | ||
+ | Так Михаил Петрович попал в Сибирь. Сначала был Норильск, где он чуть не умер от истощения и болезни. Хорошо, что заключённые Норильлага на «воле» работали в разных местах и обладали знаниями, превышающие средние по многим профессиям. Были среди них и врачи, которые и помогли Ползунову не просто не умереть, но и вылечиться в тех условиях. А затем его послали на поселение в более мягкие климатические условия – в Нижнеингашский лагерь. | ||
+ | У Фанни (жены Ползунова) из-за ареста мужа разрушилось всё. Она сама оказалась под угрозой ареста и спешно увезла детей к свекрови. Без работы, без всяких прав и надежд на будущее. Выручали друзья. Миновала угроза ареста, опять дети были вместе с мамой. Несмотря на трудности, Фанни учится в пединституте на историческом факультете. | ||
+ | В 1942 году многодетным было разрешено выезжать, и начинаются мытарства по стране. | ||
+ | Добравшись до Нижнего Ингаша, Фанни обрела работу – стала директором школы, а Михаил Петрович – учителем географии. | ||
+ | Ползунов обладал энциклопедической памятью и без учебников и пособий преподавал свой предмет. И до сих пор выпускники тех лет помнят дивные литературные вечера, которые он устраивал, читая на память великое множество стихов. Ученики любовно прозвали его Паганелем, из-за высокого роста и худобы. ( Один из героев романа «Дети капитана Гранта» ) | ||
+ | А Фанни стала не только директором, но и учителем истории. Удивительно добрый и отзывчивый человек: кому сено косит для коров, кому помогает вырастить овощи (хлеб в деревнях не давали вообще). Она была мудрая и грамотная, на удивление многим свободно владела французским и немецким языками, знала украинский. | ||
+ | Одна из дочерей вспоминает, как тяжело было жить в деревне во время войны: сами огородничали (вместе с отцом стерегли урожай по ночам), ходили на рыбалку – Ползунов был заядлым рыбаком, помогали на уборке урожая. | ||
+ | Совершенно потрясающий день – 9 мая. Когда узнали о Победе, то директор школы построил всех в колону, взяли флаг и пошли в другую деревню поздравлять всех с Победой. А потом встречали поезда, которые увозили солдат-победителей на восток для разгрома японской армии. Это был праздник. | ||
+ | После войны семья переезжает в Абакан и там, до самой пенсии Фанни Абрамовна преподавала в Абаканском педагогическом училище. | ||
+ | Ещё в Нижнем Ингаше Ползунов опять начал писать в газете, в Нижнеингашский «Победе». Талантливое перо тут же заметили коллеги красрабовцы. В те времена журналистский хлеб был не самый лёгкий. Но аналитические статьи собкора Михаила Ползунова отличались аргументированностью, объективностью и правдивостью. Не к каждому журналисту люди стоят в очереди за советом. К нему прямо домой приезжали за советом директора совхозов, большие начальники, не раз попадавшие в поле объективной критики. После горячих дебатов о производстве, о возрождении села, о перспективах восточных регионов края – понятиях, которые только в перечисление звучат сухо, разговор продолжался долго, а потом переходил на темы вечные – о смысле жизни. И, не заглядывая в поэтические сборники, Михаил Петрович читал стихи, много и многих. Он и сам был поэтом-любителем. Но печатался крайне редко. | ||
+ | За десять лет до смерти он начал учить немецкий язык. И уже через некоторое время читал Гёте и Гейне в подлиннике. Он так и умер – с незачехлённой печатной машинкой на рабочем столе. Как и у всех журналистов, личных фотографий у Михаила Петровича было немного. У дочери его сохранилось всего несколько фотографий, на которых Ползунов снят уже в немолодую пору своей жизни. Мне понравилась фотография с собакой по кличке Пират. Михаил Петрович был не только журналист по призванию, но и просто талантливый человек, а ещё заядлый охотник. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Никто не уходит в никуда… | ||
+ | ________________________________________ | ||
+ | Автор работы: | ||
+ | Убиенных Мария Марковна, | ||
+ | ученица 10 г класса, гимназии № 2, г. Красноярск | ||
+ | Руководитель работы: | ||
+ | Петрова Надежда Абрамовна, | ||
+ | учитель истории гимназии№ 2, г. Красноярск. | ||
+ | Красноярск, 2007 | ||
+ | Я поняла, что история это интересно только тогда, когда стала глубже изучать различные периоды из жизни нашей страны. | ||
+ | Каждый этап исторического развития может уместиться на страницу (если сильно постараться) или две, но, сколько интересного, грустного весёлого, печального, трагичного скрывается за скупыми строками книги. | ||
+ | В одном фильме о школе учитель истории говорит об этих скупых сведениях в учебнике: «Всего 15 строчек в учебнике, а что за ними…» | ||
+ | А за ними судьбы людей, их жизнь, радости, победы, поражения, неудачи. Но история – это люди, люди, которые жили в то время и создавали свою историю, сами того не ведая… | ||
+ | Судьба людей, о которых я хочу рассказать, может заменить многие сухие строчки из учебника история. Это период становления советской власти, гражданской войны, годы «великого террора», война и послевоенная жизнь. Большая жизнь, полная самых разных событий… | ||
+ | Один из этих людей – Ползунов Михаил Петрович. В апреле 2007 года ему бы исполнилось 105 лет. | ||
+ | 29 октября 1918 года – день открытия I съезда РКСМ. По всей стране тогда было всего 22 тысячи 100 комсомольцев. РКСМ пополнялся за счёт рабочей и крестьянской молодёжи, увлечённой коммунистическими идеями, и рассматривался как боевой резерв партии большевиков. С 1918 по 1920 год численность РКСМ возросла на 460 тысяч человек. | ||
+ | Ползунов Михаил был избран председателем первой в Коми крае ячейки РКСМ (был участником комсомольского собрания 28 октября 1919 года в городе Усть-Сысольске). | ||
+ | « Один из зимних вечеров. В клуб коммунистов, где недавно проворные приказчики Дербенёва юлили перед дамами «высшего общества», собираются люди. Дам «высшего общества» среди них нет. Всё больше молодёжь. | ||
+ | Кучками толпятся в зале. На сцене зажигают лампу. Полумрак. Слышны возгласы: «Сегодня Елисеев говорит что-то новое о молодёжи.» среди молодых видно много пожилых людей, которые тоже пришли послушать. | ||
+ | На сцене появляется Елисеев (Василий Тимофеевич Елисеев, политработник штаба Пинего-Печёрского края, находившегося в описываемое время в г. Усть-Сысольске.). Понемногу всё стихает. Пробиваясь сквозь табачную дымку, свет лампы разноцветными огнями лежит на выжидающих лицах. | ||
+ | - Товарищи, я сегодня буду говорить об объединении молодёжи… - режут слова воздух и тонут в тёмных углах. | ||
+ | Молодёжь пробирается в первые ряды. | ||
+ | Слова всё летят. Красивые, но непонятные. Не понимает голова – понимает сердце: где-то молодёжь пользуется гражданскими правами…, где-то умирает за эти права… | ||
+ | В голове рождаются образы, картины, мысли. | ||
+ | Душно. Накурено. Но этого не замечают. Глаза напряженно следят за оратором, уши ловят слова, которые летят со сцены в полумрак, а мозг лихорадочно их воспринимает. | ||
+ | Слова красивы, но непонятны – зажигают не многих. Речь кончается. (После доклада В.Т. Елисеева выступали члены бюро Усть-Сысольского укома РКП (б) А.А.Маегов, В.А.Савин и В.П.Юркин. данные факты взяты из книги «Юность огневая», Сыктывкар, 1958 год) | ||
+ | Открывается запись в члены Союза Молодёжи. Тянуться к лампе записываться. Зал пустеет. Остаётся маленькая кучка. Это уже новые члены. Выбирают бюро. Проходят Кедровский, Ползунов, Лукашевич. После выборов расходятся. | ||
+ | - Ребята, айда к нам, в Политотдел, - говорит член бюро Григорук, заведующий Политотделом, человек уже далеко не молодой… | ||
+ | В политотделе совместно вырабатывают план первых шагов новой организации. Молодые члены бюро говорят неуверенно, ,неясно. Политотдельцы – коммунисты их ободряют. | ||
+ | Расходятся удовлетворённые, с мыслью, что они приобщились к чему-то новому. С завтрашнего дня начнётся работа. | ||
+ | Так родилось новое звено в Коммунистическом Союзе Молодёжи. Теперь это звено, эта клеточка выросла в мускул» . (Взято в архиве. Газета «Югыд туй» (Светлый путь), № 170, 29 октября 1922 года. Автор статьи М.Ползунов) | ||
+ | Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами – сторонников и противников советской власти. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные решения привели к величайшей трагедии в российской истории, унесшей жизни более 13 млн человек. | ||
+ | Война на севере началась в марте 1918 года, когда в г. Мурманске и Архангельске высадился английский экспедиционный корпус. Вскоре к нему присоединились французские и американские войска. | ||
+ | Страны Антанты планировали разделить Россию на сферы влияния, вернуть утраченную собственность своих граждан на её территории, обеспечить возвращение долгов. | ||
+ | На севере было создано эсеро-меньшевистское Временное правительство северной области, которое возглавил генерал Е.К.Миллер. В начале 1920 года власть Советов была восстановлена, а правительство вместе с Миллером эмигрировало. | ||
+ | Не малую роль в его разгроме сыграло партизанское движение, которое было в Северном крае. Среди партизан были и комсомольцы, которые сражались на всех фронтах Гражданской войны. | ||
+ | Презирая смерть во имя жизни, | ||
+ | Верные присяге до конца, | ||
+ | Верные незыблемо Отчизне | ||
+ | Бились комсомольские сердца. | ||
+ | Эти строки появились в газете «Светлый путь» в номере, который рассказывал о первых комсомольцах, ушедших на фронт. Среди них был и Михаил Ползунов. | ||
+ | Он был не только председателем первой ячейки в Коми краю, но и командиром партизанского отряда, состоявшего из комсомольцев. | ||
+ | И хоть сейчас не принято вспоминать об этом человеке (не актуально), но всё равно приходит сравнение его с Аркадием Гайдаром, который тоже в 16 лет партизанил. Об Аркадии Гайдаре собрано много материала, архивного и художественного, одним красноярским журналистом. Но поскольку многие события из истории нашей страны трактуются по-другому, об этих страницах истории Хакасии не упоминают. | ||
+ | Меня всегда это удивляло. Такое впечатление, как будто взяли и вырвали страницу из учебника истории, ведь не так нужно сейчас думать, а потом эти же события переписали по-другому, расставили ударения над другими словами и историческими персоналиями ,и получилась история России, но другая… И возникает вопрос: мы и дальше будем всё время переписывать?! А, по-моему, необходимо просто дополнить или заполнить пробелы в истории, рассказывая беспристрастно о людях, о времени… | ||
+ | Но вернёмся к Михаилу Ползунову. После того, как отгремела гражданская война, он уезжает в Тверь и работает там, в газете, где и свела его судьба с Борисом Полевым (кстати, это имя теперь тоже почему-то упоминается редко, а ведь он был необыкновенно талантлив). | ||
+ | Журналистская деятельность в Саратове объединила жизненные пути Михаила Петровича и Льва Кассиля. Кассиль жил в Энгельсе, на другом берегу Волги и очень часто приходил в гостеприимный дом семьи Ползуновых, где проводили они интереснейшие вечера. Сейчас не многие школьники могут сказать о том, что читали великолепные произведения Льва Кассиля: «Кондуит и Швамбрания», «Ход белой королевы», «Великое противостояние», а ведь когда-то ими зачитывалось большинство школьников. И неправда, по-моему, что они устарели, в них есть то, чему хочется подражать, во что хочется играть (в младших классах) и вообще это просто интересно. | ||
+ | А затем саратовская газета «Коммунист». В 1928 году Михаил Ползунов стал членом Коммунистической партии. | ||
+ | Работая в Твери, он познакомился и со своей будущей женой Фанни Гиттис. В Твери родилась их старшая дочь. Сама Фанни родилась в большой семье (7 детей) и уже в старших классах гимназии занималась репетиторствованием, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Окончив гимназию, она уехала в Киев и поступила учиться в Планово-экономический институт. А в Саратове стала директором планово-экономического техникума, депутатом Горсовета и тоже коммунистом. Судьбы типичны для многих, кто жил в то время в СССР. Возможность учиться в институте, работать, занимать определённые должности была для многих открыта. И если бы судьба в лице вождя всех народов не распорядилась по-своему, так и жила бы семья в Саратове. | ||
+ | Михаил Петрович, работая в Саратовской газете, выделялся из дружного боевого коллектива своим талантливым пером и знанием латинского языка. | ||
+ | А сколько народу бывало гостями семьи Ползуновых, какие праздники, детские и взрослые, устраивали они. Их дети (3 дочери) вспоминают об этом с большой теплотой. | ||
+ | 1938 год… | ||
+ | Историки называют 1937-1938 годы, годами большого террора. Новые архивные документы о государственном терроре 1937-1938 годов не только подтвердили это определение ,но и позволили уточнить его суть и механизм. Совершенно очевидно, что массовые репрессии тех лет представляли собой серию карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима. | ||
+ | По мнению В.М.Молотова (одного из главных организаторов террора) массовые репрессии были «профилактической чисткой» без определённых границ. Главное в ней – «не упустить врагов», количество же безвинных жертв – вопрос второстепенный. «Сталин, по-моему, вёл очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны». ( Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф.Чуева. М., 1991, с.390,391,416) | ||
+ | И вот, в 1938 году, всем творческим составом саратовской газеты «Коммунист» они были объявлены польскими шпионами и во главе с редактором газеты брошены за решётку. Среди них был и Михаил Петрович Ползунов. | ||
+ | Согласно приказу, все репрессированные разбивались на две категории: первая – подлежащая немедленному аресту и расстрелу, вторая – подлежащая заключению в лагерь или тюрьму на срок от 8 до 10 лет. Для каждой области, края, республики были определены свои «лимиты» по обеим категориям репрессируемых. | ||
+ | С 1937 по 1938 год было арестовано более 1,5 миллионов человек, из которых 87% были привлечены по политическим статьям. | ||
+ | Так Михаил Петрович попал в Сибирь. Сначала был Норильск, где он чуть не умер от истощения и болезни. Хорошо, что заключённые Норильлага на «воле» работали в разных местах и обладали знаниями, превышающие средние по многим профессиям. Были среди них и врачи, которые и помогли Ползунову не просто не умереть, но и вылечиться в тех условиях. А затем его послали на поселение в более мягкие климатические условия – в Нижнеингашский лагерь. | ||
+ | У Фанни (жены Ползунова) из-за ареста мужа разрушилось всё. Она сама оказалась под угрозой ареста и спешно увезла детей к свекрови. Без работы, без всяких прав и надежд на будущее. Выручали друзья. Миновала угроза ареста, опять дети были вместе с мамой. Несмотря на трудности, Фанни учится в пединституте на историческом факультете. | ||
+ | 1942 год… И.В. Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать наступление на всём советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Советское командование ошиблось и в оценке стратегических планов вермахта. В мае 1942 года советские войска потерпели серьёзное поражение. Германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Красная Армия израсходовала резервы, предназначенные для летнего наступления. Вермахт вновь перехватил инициативу. В итоге в августе одна группировка войск противника вышла к брегам Волги и не дошла до Саратова всего около 200 км. Многодетным было разрешено выезжать, и начинаются мытарства по стране. | ||
+ | Добравшись до Нижнего Ингаша, Фанни обрела работу – стала директором школы, а Михаил Петрович – учителем географии. | ||
+ | Ползунов обладал энциклопедической памятью и без учебников и пособий преподавал свой предмет. И до сих пор выпускники тех лет помнят дивные литературные вечера, которые он устраивал, читая на память великое множество стихов. Ученики любовно прозвали его Паганелем, из-за высокого роста и худобы. ( Один из героев романа «Дети капитана Гранта» ) | ||
+ | А Фанни стала не только директором, но и учителем истории. Удивительно добрый и отзывчивый человек: кому сено косит для коров, кому помогает вырастить овощи (хлеб в деревнях не давали вообще). Она была мудрая и грамотная, на удивление многим свободно владела французским и немецким языками, знала украинский. | ||
+ | Одна из дочерей вспоминает, как тяжело было жить в деревне во время войны: сами огородничали (вместе с отцом стерегли урожай по ночам), ходили на рыбалку – Ползунов был заядлым рыбаком, помогали на уборке урожая. | ||
+ | Совершенно потрясающий день – 9 мая. Когда узнали о Победе, то директор школы построила всех в колону, взяли флаг и пошли в другую деревню поздравлять всех с Победой. А потом встречали поезда, которые увозили солдат-победителей на восток для разгрома японской армии. Это был праздник. | ||
+ | После войны семья переезжает в Абакан и там, до самой пенсии Фанни Абрамовна преподавала в Абаканском педагогическом училище. | ||
+ | Ещё в Нижнем Ингаше Ползунов опять начал писать в газете, в Нижнеингашский «Победе». Талантливое перо тут же заметили коллеги красрабовцы. В те времена журналистский хлеб был не самый лёгкий. Но аналитические статьи собкора Михаила Ползунова отличались аргументированностью, объективностью и правдивостью. Не к каждому журналисту люди стоят в очереди за советом. К нему прямо домой приезжали за советом директора совхозов, большие начальники, не раз попадавшие в поле объективной критики. После горячих дебатов о производстве, о возрождении села, о перспективах восточных регионов края – понятиях, которые только в перечисление звучат сухо, разговор продолжался долго, а потом переходил на темы вечные – о смысле жизни. И, не заглядывая в поэтические сборники, Михаил Петрович читал стихи, много и многих. Он и сам был поэтом-любителем. Но печатался крайне редко. | ||
+ | За десять лет до смерти он начал учить немецкий язык. И уже через некоторое время читал Гёте и Гейне в подлиннике. Он так и умер – с незачехлённой печатной машинкой на рабочем столе. Как и у всех журналистов, личных фотографий у Михаила Петровича было немного. У дочери его сохранилось всего несколько фотографий, на которых Ползунов снят уже в немолодую пору своей жизни. Мне понравилась фотография с собакой по кличке Пират. Михаил Петрович был не только журналист по призванию, но и просто талантливый человек, а ещё заядлый охотник. | ||
+ | Говорят, что человеческая жизнь быстротечна, но ничто и никто не уходит в никуда, это я знаю точно. | ||
+ | Что позволило мне утверждать это? Какие факты из жизни этих людей свидетельствуют, что не пропало заложенное родителями, что осталось здесь и продолжается дальше семья Ползуновых? | ||
+ | Как я уже писала – в семье было три дочери. Первая окончила медицинский институт и стала прекрасным врачом-кардиологом, вторая – окончила педагогический институт (наверное, решила идти по стопам мамы) и стала учителем русского языка и литературы. А вот младшая… | ||
+ | О ней я и хочу немного рассказать. Я знаю, что на этом конкурсе приоритетным были взяты года – 1945 – 1965. Именно поэтому я не закончила свой рассказ о семье Ползуновых, но продолжила его. | ||
+ | Алла Михайловна Ползунова: родилась в 12 апреля 1937 года (в этом году ей исполняется 70 лет). | ||
+ | В 4 года читает себе и детям, с которыми вместе была в детском саду (подменяла воспитательницу). | ||
+ | В 6 лет села за парту в школе (в этот период в СССР в школу принимали только с 7 лет) и в 1953 году окончила школу с медалью. | ||
+ | Ещё училась во втором классе, было всего 8 лет, когда в руки попала первая книга «Коневодство». Организация, занимающаяся разведением разных парод животных, делала ремонт, а ненужную, по их мнению, литературу выбрасывала. Семья Ползуновых жила у них за забором, и Алла взяла эту книгу. Книга на долгие годы стала настольной. Кони жили в книжках, в фильмах, в рассказах и в Аллиных мечтах. | ||
+ | Тщательно изучались все художественные произведения, где речь шла о лошадях: Улове, Сметанке, БарсеI, Барсе II. | ||
+ | Она твёрдо решила, что свяжет свою жизнь с конным спортом, и выбрала Тимерязевскую академию. | ||
+ | С лета 1953 года руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как «реформы Хрущёва», состояла в том, что они были начаты с сельского хозяйства, возродили экономические методы руководства и получили широкую поддержку масс. | ||
+ | Появились надежды на постепенное возрождение сельского хозяйства, села, а следовательно, понадобились специалисты своего дела и студенты Тимирязевской академии стали востребованы как ни когда. | ||
+ | Ко времени поступления в Академию Алла Михайловна знала всё обо всех знаменитых рысаках от графа Орлова и до последних дней. Может, конечно, показаться, что коневодство не та отрасль сельского хозяйства, которой надо было придавать особое значение, но возрождение русских рысаков, но бережное отношение к коневодству было частью политики. Во многих странах мира понимают, что конный спорт – это не только красота и престижность, но и здоровый образ жизни, и приучение детей к заботе о животных, бережное к ним отношении. Наша страна, стремившаяся выйти на международную арену, тоже не была исключением. | ||
+ | В 1953 году поступила в Академию без экзаменов. Занялась научной работой в студенческом обществе, в группе профессора Витта. | ||
+ | Проехав после окончания I курса домой, на ипподроме консультирует всех по «лошадиным » вопросам, сама садиться в качалку, а в Москве выступает в студенческих соревнованиях верхом. | ||
+ | В 1955-56 годах знакомится с мастером-наездником Щельцыным, с которым и проработала до его ухода из жизни. | ||
+ | С 1956 до 2001 года работала на Центральном Московском ипподроме, сама выступала до 1997 года. | ||
+ | Рысистые бега требуют большого умения. Стоит увидеть хоть раз, как мастер усаживается в качалку… Вот тогда и станет понятно, почему его зовут маэстро, почему хлыст у него, как палочка у дирижёра. А если мастер – женщина, то это ещё более захватывающее зрелище. Настоящий наездник – это международная ценность. А когда женщина побеждает на соревнованиях, всегда считавшихся мужскими, от этого захватывает дух… | ||
+ | Успех приходил постепенно. В 1972 году первая блестящая победа – первая место на соревнованиях Дерби на 3-х летке Гугенотке (впервые за 40 с лишним лет этот приз выиграла женщина). | ||
+ | 1971 год – первый выезд за рубеж – в Финляндию. Потом год за годом победы на Властном, Идеале, Галифаксе, Глицинии. 4 раза завоёвывала Приз Мира. «… Женщины вторглись в святая святых ипподрома – стали участвовать в бегах. Особенно знамениты советские наездницы Евгения Лихобаба, Алла Ползунова и Мария Бурдова ». | ||
+ | Уже 15 лет – руководитель школы наездников, вице-президент ассоциации рысистого спорта России, кандидат наук, награждена правительственным орденом Знак Почёта за свои успехи в развитии конного спорта. | ||
+ | У неё есть продолжатель, её внучка Ольга, которая стала врачом-ветеринаром и наездником. Она может не только ухаживать за лошадьми, тренировать их, но и лечить, если возникнет необходимость. | ||
+ | Никто не уходит в никуда… | ||