Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
степун_владимир_августович [2014/06/18 09:05] ram3ay создано |
степун_владимир_августович [2014/06/18 09:14] ram3ay [Фотоархтв] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Степун Владимир Августович ====== | ====== Степун Владимир Августович ====== | ||
+ | |||
+ | {{ :stepun003.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | **Годы жизни:** 1898-1974 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** г. Рига (Латвия) | ||
+ | |||
+ | **Образование:** | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Арестован в середине 40-х гг. Приговор - ссылка в Красноярский край. | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** актер. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Большая Мурта. | ||
+ | |||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | Владимир Августович Степун родился в августе 1898 года в Риге в дворянской семье. Родители его, выходцы из прибалтийских немцев, владели бумажной фабрикой (при советской власти – Слокский целлюлозно-бумажный комбинат). | ||
+ | Старший брат Владимира Августовича - Фёдор (1884 – 1965) изучал философию в Гейдельбергском университете в 1902-1909 гг, в 1910 году защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл. Соловьева. Участник Первой мировой войны, русский писатель, искусствовед, литературный критик и философ. В политическом плане был близок к эсерам, после февральской революции 1917 года – депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе Военного министерства временного правительства. В 1922 году по декрету Ленина выслан из Советской России и до конца жизни проживал в Германии, похоронен в Мюнхене. | ||
+ | О детском и юношеском периодах жизни Владимира Августовича сведений нет, известно, что он получил домашнее музыкальное образование по классу фортепьяно, окончил в Москве оперно-драматическую студию и был зачислен в труппу Московского художественного академического театра (МХАТ). Его педагогом в студии был крупнейший реформатор русского театра народный артист СССР К.С. Станиславский. Жена Владимира Августовича – Тарасевич Юлия Львовна, брак был бездетным. | ||
+ | В середине 40-х гг. Постановлением ОСО при МГБ СССР его приговаривают к бессрочной ссылке в Сибирь как СОЭ – «социально-опасного элемента», т.к. его старший брат Фёдор проживал за границей и которого он так и не увидел до конца своей жизни. Так Владимир Августович Степун оказался в Большой Мурте, где уже в это время отбывал ссылку бывший актёр из Казани Акчурин Михаил. С ним Владимира Августовича будет связывать многолетняя дружба. Карточная система ещё не была отменена, а ссыльные не имели права на получение хлебной карточки. Однако в этот период отдел культуры (тогда он назывался «культпросветотдел») Большемуртинского района возглавляла Ефремова Вера Максимовна – дочь председателя райисполкома. Пользуясь положением отца, Вера Максимовна ежедневно покупала в чайной две булки хлеба и отдавала ссыльным актёрам. | ||
+ | Устроился Владимир Августович на работу в регистратуру райбольницы и одновременно руководил драмкружком в доме культуры. Первые спектакли, поставленные им на сцене дома культуры по пьесам А.Н. Островского: «Бесприданница» и «Без вины виноватые». В этих спектаклях для зрителей Большой Мурты случилось два удивительных открытия: Евгений Строганов, сыгравший роль Григория Незнамова и Георгий Яковлевич Лобанов - роль Шмаги. К нему в драмкружок потянулась молодежь села, и в конце 1947 года был поставлен спектакль по пьесе А.М. Горького «На дне», имевший оглушительный успех с далеко идущими последствиями. По решению отдела культуры Красноярского крайисполкома и, видимо, при содействии В.М. Ефремовой, спектакль «На дне» представили делегатам краевой партийной конференции в драмтеатре им. Пушкина. Спектакль получил самую высокую оценку зрителей, краевых властей и артистов театра. Именно с постановки самодеятельного спектакля «На дне» начинается эпоха небывалого расцвета культурной жизни Большой Мурты. | ||
+ | По решению крайисполкома, Большемуртинский дом культуры получает полный комплект инструментов (это более тридцати) для духового оркестра, мужские костюмы для оркестрантов, комплект платьев для женского хора и баян кустарной работы. Коллектив театра им. Пушкина передал самодеятельному драмколлективу набор актёрского реквизита: грим, бороды, парики и т.п.. | ||
+ | Владимир Августович в постановках спектаклей проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и как опытный педагог. Он умел заставить самодеятельного артиста полностью раскрыть свои актёрские возможности. При распределении ролей всегда учитывал не только внешние данные актёра, но и особенности его характера, добивался передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. | ||
+ | В последующие годы были поставлены спектакли по пьесам А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не порок». На высоком профессиональном уровне исполнили свои роли в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Медведь» Нина Фёдоровна Руфимская, учитель немецкого языка (роль вдовы Поповой), Пётр Яковлевич Лобанов, инструктор райкома партии (роль Смирнова) и Юрий Николаевич Абраменко, учитель физвоспитания (роль слуги Луки). А в спектакле «Юбилей» (А.П. Чехов) покорили зрителя своим мастерством Екатерина Яковлевна Фадеева (в девичестве Лобанова), библиотекарь парткабинета (роль гражданки Мерчуткиной) и Шмерлинг - ссыльный учёный педолог, кассир парикмахерской (роль служащего банка). Это были воистину шедевры самодеятельного искусства! Декорации ко всем спектаклям выполнял руководитель духового оркестра Андрей Васильевич Максюк. | ||
+ | Как пианист Владимир Августович выступил на клубной сцене только один раз, когда аккомпанировал Михаилу Ивановичу Спиридонову при исполнении им на скрипке «Славянского танца № 2» композитора А. Дворжака. Это весьма сложное по выразительности каждого такта музыки замечательное произведение. Не садился он за фортепьяно лишь потому, что страдал болезнью позвоночника. | ||
+ | Один из последних спектаклей Владимира Августовича – «Свадьба с приданым», в котором главные роли исполнили Людмила Рыжкова – талантливая самодеятельная актриса, обладающая хорошей дикцией, служащая одного из учреждений Мурты, и Анатолий Тюрьморезов – нормировщик управления геологоразведочной экспедиции. И вот итог деятельности В.А. Степуна как режиссёра и педагога: Людмила Рыжкова была зачислена по конкурсу в труппу Минусинского театра, стала профессиональной актрисой, а Георгию Яковлевичу Лобанову, нормировщику автоколонны 1340 в 60-х годах Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Народный артист народного театра». | ||
+ | В 1954 году всем ссыльным был разрешен выезд в отпуск на родину, уехал и Владимир Августович в Москву, где добился полной реабилитации. Написал и опубликовал три книги своих воспоминаний, рецензии на книги дал Шмидт Владимир Викторович, ныне проживающий в Германии. Весной 1964 года Владимир Августович предпринял попытку посетить Мурту, но дальше Красноярска проехать не смог – не позволила болезнь позвоночника. В Москве проживал на ул. Сивцев Вражек. Скончался Владимир Августович в 1974году. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Фотоархтв ===== | ||
+ | {{:stepun001.jpg?200|}} {{:stepun003.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | http://www.memorial.krsk.ru/ | ||
+ | |||