====== Гумилёв Лев Николаевич ====== **Годы жизни:** 1912-1992 **Место рожд.:** г. Пушкино (Царское село) Санкт-Петербургской губ. **Образование:** Ленинградский государственный университет (исторический факультет) **Годы ссылки:** 1939- **Обвинение и приговор:** Арестован в 1938 г. Приговор - 5 лет. Повторно арестован в 1949 г., приговор - 10 лет ИТЛ. **Род деятельности:** литератор. **Места ссылки:** Норильлаг. ===== Биография ===== Лев Николаевич Гумилев родился 1 октября 1912 года в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов – Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой. Трагическая гибель отца, арестованного в августе 1921 года и расстрелянного по обвинению в контрреволюционном заговоре во многом предопределила жизнь самого Л. Н. Гумилева. Он окончил школу в начале 1930-х гг. В 1930-м ему отказано в приеме в Ленинградский университет из-за "социального происхождения" и Лев Николаевич устраивается чернорабочим в трамвайное управление Ленинграда. В течение жизни он поработал в десятках мест: рабочим в геологических экспедициях, малярийным разведчиком, научным сотрудником, библиотекарем, шахтером, археологом, техником-геологом, музейным работником и т. д. Свою научную работу начал в экспедициях, собирая материалы по истории степных народов Евразии. В 1934 году его приняли в Ленинградский Государственный университет на исторический факультет. Он пишет стихи, но никому не показывает. В 1935 году первый арест, исключение из университета. Льва Гумилева арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949. В общей сложности он отбыл в тюрьмах, лагерях, ссылках 13 лет. В Норильск он попал после второго ареста в 1939 году. Пять лет отданы им Норильскому комбинату. Здесь Лев Николаевич Гумилев пришел к идее "пассионарности", т. е. энергоизбыточности. Живя в бараке с татарами и казахами, выучил оба их языка. Был уличен начальством в писании стихов. В качестве заключенного четыре года работал на шахте и в центральной химлаборатории. Освободившись, на полтора года уехал с геологической экспедицией Норильского комбината на озеро Хантайское и Нижнюю Тунгуску искать железную руду. Оттуда в 1944 году добровольцем отправился на фронт. Воевал в штрафбате, победу встретил в Берлине. Вернувшись осенью 1945 в Ленинград, Лев Гумилев уже в январе 1946 года сдал десять госэкзаменов за полный курс университета, а весной – кандидатские экзамены в аспирантуру Института востоковедения (вскоре исключен, после доклада А. Жданова об А. Ахматовой и М. Зощенко), два года спустя защитил диссертацию, став кандидатом исторических наук и научным сотрудником Музея этнографии СССР. Затем новый арест без предъявления обвинения и десять лет ссылки в лагерь под Карагандой в урочище Чурбай-Нура. И только в 1956 году кончился кошмар репрессий, и больной 44-летний Л. Н. Гумилев вернулся в Ленинград, устроился библиотекарем в Эрмитаж. Его реабилитировали «за отсутствием состава преступления». В 1961г. защитил докторскую диссертацию на тему «Древние тюрки». В результате археологических экспедиций (1959-1964) Льву Гумилеву удалось сделать археологическое открытие: доказать расположение городов древней Хазарии на территории Волжской дельты, которая сегодня занята водами Каспийского моря. В 1970 году увидела свет заключительная книга «Степной трилогии» – «Поиски вымышленного царства», посвященная истории монгольского царства и роли монголов и тюрок в истории Московского государства, а в 1989 – известная книга «Древняя Русь и Великая степь». Лев Гумилев занимался историей древних степных народов Евразии и устанавливал связи их исторического и культурного развития с характером географической среды. Разработке этой темы он посвятил свою вторую докторскую диссертацию по географии, которую защитил в 1974 году. Основной областью научных интересов Льва Гумилева первоначально была история кочевых тюркских и монгольских народов. Еще в лагере Гумилев начал писать монографию «Хунну», опубликовал ее в 1960 году. В 1961 он защитил докторскую диссертацию «Древние тюрки VI-VIII вв.» (издана в 1967). Далее последовали «Открытие Хазарии» (1965), «В поисках вымышленного царства» (1970), «Хунны в Китае» (1974), рассчитанные не только на специалистов, но и на массового читателя. Книги были написаны ярко и увлекательно, знакомили с совершенно незнакомым историческим материалом. В разных периодических изданиях, начиная с середины 1960-х гг. Гумилев публикует статьи, посвященные проблемам связи этногенеза с природными условиями, в дальнейшем выступает с публичными лекциями. Широкую известность получила его статья «Этногенез и атмосфера» («Природа», 1970, №1-2), публикация которой обозначила расхождения Гумилева с официальной наукой. Большая книга Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1979) не могла быть издана, однако была депонирована (напечатана по заявкам) тремя выпусками в ВИНИТИ (Всесоюзном институте научно-технической информации). Огромное количество заказов повлекло за собой запрет на копирование, но труд Гумилева продолжал расходиться и в самиздате. Лишь с началом перестройки он был напечатан большим тиражом. В последние годы жизни написаны книги, развивающие его теорию этноса – «География этноса в исторический период» (1990), «Чтобы свеча не погасла» (1990), «Тысячелетие вокруг Каспия» (1991). В 1990 году Лев Гумилев получил Государственную премию. В 1991 году Лев Николаевич тяжело болел, почти не писал, но много диктовал на магнитофон. Последняя книга, изданная при жизни, – «Древняя Русь и Великая степь». После смерти ученого были изданы его книги: «Древние тюрки» (1993), «Этносфера. История людей и история природы» (1993), «Из истории Евразии» (1993), «Хунну. Степная трилогия» (1993), «От Руси к России. Очерки этнической истории» (1994), «Конец и вновь начало» (1994), «Древний Тибет» (1996), «История народов Хунну» (1998). 15 июня 1992 года Лев Николаевич Гумилев умер. Л. Н. Гумилев. Автобиография. Воспоминания о родителях Я, Лев Николаевич Гумилев, родился в 1912 году, осенью, 1 октября по новому стилю. В этот день, что очень редко бывает, пошел снег. Родился я на Васильевском острове в родильном доме, но родители мои жили в Царском Селе, в маленьком домике, который заработал мой покойный дед и сделал из него небольшой семейный дом. Кроме того, мои родители обладали опять-таки небольшим двухэтажным домом (вернее, домом с мезонином) в Тверской губернии – в родной земле моей бабушки, рядом с деревней Слепнево. Отношения у бабушки с крестьянами были самыми наилучшими, потому что детство свое она провела в этой деревне, с этими девочками, которые потом стали бабами. В детстве она играла с ними в лапту, и вообще они были в самых наилучших отношениях. В 1917 году, когда, естественно, надо было уезжать, крестьяне помогли нам уложиться на возы и перевезли в соседний город Бежецк, где я и прожил первые 10 лет своей жизни. За это время папа приезжал к нам раза два или три. Один раз он занимался со мной, рассказывая мне, что такое стихи и как я должен изучать историю; велел дать мне книжку о завоевании готами Италии и победе византийцев над готами, которую я потом внимательно прочитал. И я помню только, что бабушка моя, Анна Ивановна, говорила: «Коля, зачем ты даешь ребенку такие сложные книги?» А он говорил: «Ничего, он поймет». Я не только понял, но и запомнил все до сего времени. Он рисовал для меня картинки – «Подвиги Геракла» и делал к ним литературные подписи. Например, «Геракл, сражающийся с немейским львом» и подпись была такая: От ужаса вода иссякла В расщелинах Лазурских скал, Когда под палицей Геракла Окровавленный лев упал. Второе - «Бой Геракла с гидрой»: Уже у гидры семиголовой Одна скатилась голова, И наступает Геракл суровый Весь золотой под шкурой льва. И третье - «Геракл, который расстреливает гарпий из лука»: Ни клюв железный, ни стальные крылья От стрел Геракла гарпий не спасут. Залитый кровью и покрытый пылью Во тьме герой творит свой страшный суд. Эти картинки и подписи сохранялись некоторое время. Естественно, они не уцелели, но память меня детская не подвела: я цитирую совершенно точно. Последний раз папа приезжал для того, чтобы увезти свою вторую жену Анну Николаевну Энгельгардт-Гумилеву вместе с моей маленькой сестрицей Леночкой. Надо сказать, что с Леночкой у меня сохранялись хорошие отношения. Даже в Ленинграде, когда я вернулся, я к ней заходил, с ней встречался, и вообще мы были в самых дружеских отношениях, хотя встречались, естественно, редко – она была много моложе меня, на целых 7 лет. Когда мне было 5 лет, бабушка Анна Ивановна привезла меня из Бежецка к папе в Ленинград, но папа в это время уже жил отдельно от мамы, он занимал квартиру, брошенную Маковским, на углу Ивановской и Николаевской. Но эта квартира была очень холодная, большая, отапливать ее было невозможно. Коридоры там были темные и страшные. И оттуда переехали в очень уютную квартиру – Преображенская, 5, ныне улица Радищева, если я не ошибаюсь, где было все очень мило и уютно. Папа один раз водил меня к маме в Шереметевский дворец, где жил бывший репетитор детей Шереметевых ассириолог Владимир Казимирович Шилейко (тогда я его помню). Я некоторое время поиграл у мамы, потом папа зашел за мной, взял меня и увел обратно. С Шилейко я с тех пор не встречался, потому что, когда я приехал снова, вернее, бабушка меня привезла (остановилась она у своей племянницы Констанции Фридольфовны, вполне русской женщины, вот с таким скандинавским отчеством), то она возила меня к маме в Мраморный дворец, где та продолжала жить с Шилейкой. Но Шилейки не было в это время, вместо него сидел Пунин, ее земляк, и как выяснилось впоследствии, ставший ее морганатическим мужем. Он сидел и молчал. Я поздоровался с мамой, там нас сфотографировали, фотокарточка осталась. Папа ко мне относился очень хорошо и внимательно. Он дал мне возможность получиться поэзии и даже посвятил мне большую свою африканскую поэму «Мик», сделав на ней надпись: «Это сыну Льву. Пускай он ее дерет и треплет, как хочет». Но последний раз я папу видел, когда он приезжал, чтобы забрать Анну Николаевну с Леной в Петроград (Петроград тогда еще). И с тех пор я его не видел. К маме я приехал уже позже, когда мне было 17 лет (это был 1929 год), и кончил школу уже в Ленинграде. Но жить мне, надо сказать, в этой квартире, которая принадлежала Пунину, сотруднику Русского музея, было довольно скверно, потому что ночевал я в коридоре, на сундуках. Коридор не отапливался, был холодный. А мама уделяла мне внимание только для того, чтобы заниматься со мной французским языком. Но при ее антипедагогических способностях я очень трудно это воспринимал и доучил французский язык, уже когда поступил в университет. Когда я кончил школу, то Пунин потребовал, чтобы я уезжал обратно в Бежецк, где было делать нечего и учиться нечему и работать было негде. И мне пришлось переехать к знакомым, которые использовали меня в качестве помощника по хозяйству — не совсем домработницей, а так сказать носильщиком продуктов. Оттуда я уехал в экспедицию, потому что биржа труда меня устроила в Геокомитет. Но когда я вернулся, Пунин встретил меня и, открыв мне дверь, сказал: «Зачем ты приехал, тебе даже переночевать негде». Тем не менее, меня приютили знакомые, а затем, когда шла паспортизация, Пунин разрешил прописаться у него, хотя я жил на свою очень скромную зарплату совершенно отдельно. Из всех интеллигентов, с которыми я встречался, лучше всех ко мне отнесся ныне покойный ректор университета Александр Алексеевич Вознесенский, который дал мне возможность защитить диссертацию в университете, но это было уже значительно позже. Прошла война, большую часть которой я провел в Норильске, работая в шахтах и в геологических экспедициях, после чего я пошел в армию добровольно и участвовал в штурме Берлина. Когда я вернулся, то узнал, что сестра моя Лена вместе со своей матерью Анной Николаевной погибли во время блокады. Мама встретила меня очень радостно, мы целую ночь с ней разговаривали, она читала мне свою новую поэму, свои новые стихи. С Пуниным она уже рассталась совершенно, и у нее были две комнаты. В одну из них она меня пустила и прописала. И я поступил в аспирантуру Института востоковедения, но как только совершилось постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», т. е. о моей маме, то меня оттуда выгнали, несмотря на то что за первый же год я сделал все положенные доклады и сдал все положенные экзамены. И диссертация у меня тоже была готова, но тогдашняя дирекция института, которой командовал доктор филологических наук Боровков, заявила, чтобы я убирался и они меня не поставят на защиту. И я оказался на улице с очень плохой характеристикой, совершенно несправедливой. Там было написано, что я был высокомерен и замкнут (хотя я очень общительный человек) и что я не вел общественную работу, которую мне, по правде сказать, и не поручал никто. Но с такой характеристикой защищать диссертацию было нельзя, и остались мы с мамой в очень тяжелом положении. И тут мне удалось устроиться в психиатрическую больницу библиотекарем. Там я наладил библиотеку, выдавал больным и врачам книги, устроил передвижку, получил хорошую характеристику, и тогда-то я и обратился в университет, где ректор разрешил мне защищать кандидатскую диссертацию. Мы с мамой очень переживали это, потому что жили очень скудно: отапливать помещение было невозможно, денег на дрова не было и мне помнится, как я пилил и колол дрова и таскал их на третий этаж на своем горбу, чтобы отапливать хотя бы одну комнату из двух. С питанием было тоже очень плохо, и поэтому, когда я шел на защиту кандидатской диссертации, я съел все, что было дома. Дома не осталось даже куска хлеба, и отпраздновать мою защиту можно было только в складчину. Кое-кто подкинул мне денег, пришли, поздравили меня с защитой кандидатской, совершенно блестящей. Институт востоковедения Академии наук и тут сыграл свою роль. Он вызвал Александра Натановича Бернштама, заслуженного деятеля киргизской науки, для того чтобы он разоблачил меня перед Ученым советом и завалил мою диссертацию. Он сделал мне 16 возражений, из которых два считал самыми злобными: незнание восточных языков и незнание и неупотребление марксизма. Я ответил ему по 16-ти пунктам, в том числе я говорил с ним по-персидски, на что он не мог ответить; я приводил ему тюркские тексты, которые он плохо понимал, гораздо хуже меня. Я рассказал свою концепцию в духе исторического материализма и спросил моих учителей, насколько они согласны. Привел цитату из его работы, где было явное нарушение всякой логики, и, когда он запротестовал с места, я попросил принести журнал из библиотеки, чтобы проверить цитату. 15 голосов было за меня, один – против. Это было для меня совершеннейшее торжество, потому что с этими академическими деятелями я устроил избиение младенцев, играя при этом роль царя Ирода. Но после этого постановления мы с мамой оказались опять в бедственном положении. С большим трудом меня приняли на работу в Музей этнографии народов СССР с зарплатой в 100 рублей, т. е. примерно на том же положении, как я был в аспирантуре. Денег у нас не хватало. Мама, надо сказать, очень переживала лишение возможности печататься. Она мужественно переживала это, она не жаловалась никому. Она только очень хотела, чтобы ей разрешили снова вернуться к литературной деятельности. У нее были жуткие бессонницы, она почти не спала, засыпала только уже под утро, часов так в семь, когда я собирался уходить на работу. После чего я возвращался, приносил ей еду, кормил ее, а остальное время она читала французские и английские книжки, и даже немецкую одну прочла (хотя она не любила немецкий язык) и читала Горация по-латыни. У нее были исключительные филологические способности. Книги я ей доставлял самые разнообразные. Я брал себе книги для работы из библиотеки домой, и, когда она кричала: «Принеси что-нибудь почитать», я ей давал какую-нибудь английскую книгу, например эпос о Гэсере или о Тибете. Или, например, Константина Багрянородного она читала. Вот таким образом все время занимаясь, она очень развилась, расширила свой кругозор. А я, грешный человек, тоже поднаучился. Пока не случилось событие, которому объяснение я не могу найти до сих пор. Внезапно в 1949 году, после того как мама погостила в Москве у Ардовых и вернулась, пришли люди, которые арестовали сначала Лунина, нашего соседа, а потом пришли за мной, арестовали меня. Следствие заключалось в том, что следователи задавали мне один и тот же вопрос: «Скажи что-нибудь антисоветское, в чем ты виноват». А я не знал, в чем я виноват. Я считал, что я ни в чем не виноват, и никаких неприятностей вообще вспомнить даже не мог. Тем не менее меня осудили на 10 лет, опять-таки особым совещанием, причем в заключение мне прокурор сказал: «Вы опасны, потому что вы грамотны. Получите 10 лет». И я их получил. Срок я отбывал сначала в Караганде, потом в Междуреченске, между двумя реками очень красивыми – Томъю и Усой, и, наконец, в Омске, там же, где и Достоевский был. И тут 1956 год, XX съезд (дата, которую я вспоминаю всегда с благоговением) дал мне свободу. Мама присылала мне посылки – каждый месяц одну посылку рублей на 200 тогдашними деньгами, т. е. на наши деньги на 20 рублей. Ну кое-как я в общем не умер при этой помощи. Но когда я вернулся, к сожалению, я застал женщину старую и почти мне незнакомую. Ее общение за это время с московскими друзьями – с Ардовым и их компанией, среди которых русских, кажется, не было никого – очень повлияло на нее, и она встретила меня очень холодно, без всякого участия и сочувствия. И даже не поехала со мной из Москвы в Ленинград, чтобы прописать в своей квартире. Меня прописала одна сослуживица (Т. А. Крюкова. - Ред.), после чего мама явилась, сразу устроила скандал – как я смел вообще прописываться?! (А не прописавшись, нельзя было жить в Ленинграде!) После этого я прописался у нее, но уже тех близких отношений, которые я помнил в своем детстве, у меня с ней не было. Здесь она от меня требовала, чтобы я помогал ей переводить стихи, что я и делал по мере своих сил, и тем самым у нас появилось довольно большое количество денег. Я поступил работать в Эрмитаж, куда меня принял мой старый учитель профессор Артамонов, с которым я был вместе в экспедиции. Там я написал книгу «Хунну», написал свою диссертацию «Древние тюрки», которую защитил в 1961 году. Маме, кажется, очень не нравилось, что я защищаю докторскую диссертацию. Почему – я не знаю. Очевидно, она находилась под сильным влиянием. В результате 30 сентября 1961 года мы расстались, и я больше ее не видел, пока ее не привезли в Ленинград, и я организовал ее похороны и поставил ей памятник на те деньги, которые у нее на книжке остались и я унаследовал, доложив свои, которые у меня были. Надо сказать, что для меня мама представляется в двух ипостасях: милая, веселая, легкомысленная дама, которая могла забыть сделать обед, оставить мне деньги на то, чтобы я где-то поел, она могла забыть - она вся была в стихах, вся была в чтений. Она очень много читала Шекспира и о Шекспире и часто не давала мне заниматься, потому что если она вычитывала что-нибудь интересное, вызывала меня и сообщала мне это. Ну, приходилось как-то реагировать и переживать. Но все равно это было все очень мило и трогательно, я бы сказал. Но когда я вернулся после 56-го года и когда началась моя хорошая творческая трудовая жизнь, то она потеряла ко мне всякий интерес. Иногда я делал ей визиты, но она не хотела, чтобы я жил ни у нее на квартире, ни даже близко от нее. Я получил очень маленькую комнату в конце Московского проспекта, так что встречались мы эпизодически, редко, и об этом периоде ее жизни я ничего рассказать не могу. Но своей жизнью, вот этими последними 30-ю годами я очень доволен. В Эрмитаже профессор Артамонов давал мне возможность сидеть в библиотеке и заниматься и писать. Там я доработал то, что я сделал, еще находясь в Сибири, на тяжелых работах, где я был иногда инвалидом, иногда библиотекарем, иногда просто больным, но мне удалось тогда написать очень много черновиков по тем книгам, которые мне присылали. Затем я за 5 лет отработал свои две книги – «Хунну» и «Древние тюрки». Вторую я защитил как диссертацию на степень доктора исторических наук, после чего был приглашен в университет, и – поскольку я интересовался исторической географией — на географический факультет. Это был самый лучший период моей жизни. Я просто был счастлив, что я могу ходить на работу, что я могу читать лекции. На лекции ко мне приходили не только студенты (не смывались, что всех удивляло), но даже в большом количестве вольнослушатели. И все эти 25 лет, которые я в университете, я занимался этой работой, а в свободное время — отпускное и каникулярное – продолжал писать книги по истории, географии и этнологии. С детства меня интересовала проблема происхождения и исчезновения народов. Но конечно, я эту проблему решить не мог, поскольку ее никто не решил и до сих пор. То есть примерно 50 лет я думал над этой тематикой, собирал материал, и, наконец, когда у нас вышла книга Вернадского «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» и книга биолога Берталанфи о систематическом подходе, изданная Институтом философии, я соединил эти данные естественных наук с моей исторической подготовкой и предложил синтетическую концепцию пассионарной теории этногенеза. Она была опубликована и в «Вестнике Ленинградского университета», и в журнале «Природа», что сразу подняло тираж журнала, который шел к минимуму. После этого споров по высказанным мною тезисам было очень мало. Сначала это было вследствие непонимания, непривычности моих взглядов, но потом академик Бромлей (очень способный человек, очень восприимчивый), присутствуя на моих докладах, повторял их содержание у себя в институте, о чем мне сообщали его сотрудники, поздравляя с тем, что я получил первого ученика. Потом он издавал книги, употребляя мои определения, мои дефиниции, и таким образом моя работа оказалась принятой (хотя и без моего авторства). Институт этнографии работал по моим идеям и работает до сих пор. Подробности об этом были изложены в «Известиях Географического общества» моим учеником Ивановым (№ 3 за 1985 год). В результате получилась довольно странная история: я не остановился на достигнутом, я продолжал работать дальше, но уже никакой поддержки со стороны Академии наук я не встречал. В университете сложилась какая-то странная ситуация: бывший ректор Алисковский вместо того, чтобы принять решение о публикации моей представленной и одобренной работы (факультет представил), отложил это до сих пор. Сейчас у меня на палитре четыре больших книги: ∙ «Тысячелетие вокруг Каспия», то есть этногенез всех народов региона за полторы тысячи лет; ∙ затем «Древняя Русь и Великая степь» о соотношении народов Советского Союза, где я доказываю, что у них не было принципиальной вражды, а были отдельные столкновения, которые не выходили за рамки удельных междукняжеских войн; ∙ Курс лекций, который у меня был депонирован, а затем переработан в монографию; ∙ и, наконец, «Деяния монголов», братского нашего народа, о котором у меня уже первичная источниковедческая публикация была в 1970 году, а сейчас это обобщенная работа по этногенезу. Самым трудным для моей научной идеи было то, что ее негде было обсудить, поскольку это синтетическая наука, и все отвечали, что это не по их специальности. И это было верно, потому что наука действительно новая. И тогда я представил ее как вторую докторскую диссертацию на соискание степени уже не по историческим, а по географическим наукам. Прошла она блестяще, но ВАК не утвердил ее на том основании, что «это выше, чем докторская, а потому и не докторская». И, не присудив мне степени, назначил меня членом специализированного Ученого совета по присуждению докторских степеней по географии. В каковом положении я и сейчас пребываю. Так вот, на сегодняшний день – 16 сентября 1986 года – я автор восьми опубликованных книг, более 100 статей оригинальных и примерно стольких же переводных (переведенных на разные иностранные языки), и четыре книги у меня подготовлены к печати и как рукописи могут быть представлены в соответствующие издательства. Хотя до сих пор, к сожалению, мне не удалось найти издательство, которое бы мои книги печатало, по соображениям, мне совершенно непонятным. Итак, я считаю, что творческий вклад в культуру моих родителей я продолжил в своей области, оригинально, не подражательно, и очень счастлив, что жизнь моя прошла не бесполезно для нашей советской культуры. ===== Источники ===== %% 1. Андреева О. И. Лев Гумилев. Теория пассионарности / О. И. Андреева // Мировая художественная культура : учеб. пособие / О. И. Андреева. - Ростов н/Д., 2005. - С. 251-253. - (Среднее профессиональное образование). %% %% 2. Антонов Б. Сибириада Льва Гумилева и его соузника Николая Печковского / Б. Антонов // День и ночь. - 2001. - № 1/2. - С .497-505. %% %% 3. Березин В. Поэт и ученый : [о жизни и судьбе Л. Гумилева] / В. Березин // Кн. обозрение. - 2007. - № 36-37 (сент.). - С. 24.%% %% 4. Быстролетов Д. Не чужой нам человек [отрывок. из воспоминаний о Л. Н.Гумилеве, отбывавшем срок в Норил. тюрьме] Д. Быстролетов // Заполяр. правда. - 1992. - 23 июня. - С. 3. %% 5. Вачаева В. П. Лагерь он называл Голгофой : [о Л. Н. Гумилеве] / В. П. Вачаева // Норильск, металл, Россия, дружба, честь - такие наши с вами позывные!. : Норильск: 1953-2003 : [сб ст.к 50-летию Норильска и НГМК]. - Норильск, 2003. - С. 75-79. - То же: Заполяр. вестн. - 2002. - 30 сент. 6. Вспоминая Л. Н. Гумилева : Воспоминания. Публикации. Исследования / сост. и коммент. В. Н. Воронович, М. Г. Козырева. - СПб. : Росток, 2003. - 368 с.: ил. 7. Гладкий Ю. Н. Природа этноса и причины его возникновения по Л. Н. Гумилеву / Ю. Н. Гладкий // Социально-экономическая география России : учеб. для высш. и средн. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. А. Доброскок, С. П. Семенов. - М., 2000. - С. 161-165. : ил. 8. Гумилев Л. «В Горбачеве я вижу Августа» : [беседа с Л. Гумилевым] / записал С. Краюхин // Союз. – 1991. - № 18 (май). – С. 14. 9. Гумилев Л. Законы времен : беседа с ученым – этнологом Львом Гумилевым о жизни и судьбе с фрагм. воспоминаний о Норильске / записал Е. Канчуков // Лит. обозрение. - 1990. - № 3. - С. 3-9. 10. Гумилев Л. Никакой мистики : [публ. записи телевиз. беседы с Л. Гумилевым на Ленингр. телевидении] Л. Гумилев // Таймыр. – 1996. – 7 авг. 11. Лев Николаевич Гумилев : [биогр. Л. Н. Гумилева] / сост. А. А. Луговой, И. Н. Лопушанский // Хрестоматия по культурологии / под ред. И. Ф. Кефели [и др.]. - СПб., 2000. - Т. 2. - С. 465-467. 12. Лев Николаевич Гумилев : (1912-1992) : [биогр. Л. Н. Гумилева] // Великие мыслители XX века / авт.-сост. А. Логрус. - М., 2002. - С. 128-135. 13. Гумилева Н. В. «Пассионарии не обязательно бывают вождями» : памяти Л. Н. Гумилева [1912-1992] / Н. В. Гумилева // Моск. журн. – 1994. - № 12. - С. 2-10. 14. "Живя в чужих словах..." : воспоминания о Л. Н. Гумилеве / сост., вступ. ст., коммент. В. Н. Вороновича, М. Г. Козыревой. - СПб., 2006. - 624 с.: ил. 15. Залесов Е. Из рода геологов : [Л. Н. Гумилев, Г. С. Жженов] / Е. Залесов // Наш край. - 2000. - № 24 (июнь). - С. 15. 16. Замышляев В. И. Этногенез и пассионарность по Гумилеву / В. И. Замышляев // Вестн. Сиб. аэрокосм. акад. - 2000. - Вып. 1. - С. 351-356. 17. Запесоцкий А. С. Лихачев и Гумилев: спор о евразийстве / А. С. Запесоцкий, Ю. В. Зобнин // Москва. - 2007. - № 1. - С. 203 - 213. - Библиогр. в примеч.: с. 212 – 213. 18. Клещенко Б. Л. История одного автографа : беседа с Б. Л. Клещенко о поэтах Л. Гумилеве, А. Клещенко / записал Э. Русаков // Краснояр. рабочий. - 2002. - 20 дек. 19. Козлов В. И. Лев Николаевич Гумилев : [историк и этнограф, 1912-1992] В. И. Козлв // Этногр. обозрение. – 1992. - № 5. – С. 173-175. 20. Козырева М. Г. Лев Николаевич Гумилев не мог не писать стихи! : [о Л. Н. Гумилеве] / М. Г. Козырева, В. Н. Воронович // Дар слов мне был обещан от природы : Литературное наследие. Стихи. Драмы. Переводы. Проза / Л. Н. Гумилев ; вступ. ст., подгот. текста и коммент. М. Г. Козыревой, В. Н. Вороновича. - СПб., 2004. – С. 7-20. 21. Кралин М. Мои воспоминания о Льве Николаевиче Гумилеве / М. Кралин // Кралин М. Победившее смерть слово : [ст. об Анне Ахматовой и воспоминания о её современниках] / М. Кралин. - Томск, 2000. - С. 346-359. 22. Куркчи А. И. Лев Гумилев. О "Древней Руси" и "Великой степи" / А. И. Куркчи // Междунар. жизнь. - 2005. - N 10. - С. 115 - 128. 23. Лапина-Херувимова Е. Г. Козырев и Гумилев ее боготворили : [воспоминания геолога о Нижне-Тунгус. экспедиции 1942 г.] / Е. Г. Лапина -Херувимова ; публ. Т. ===== Творчество ===== ===== Фотоархив =====