Содержание

Оболенский Леонид Леонидович

Годы жизни: 1902-1991

Место рожд.: г. Арзамас

Образование: Госкиношкола (ныне ВГИК)

Годы ссылки: 1945-1952

Обвинение и приговор: Арестован в 1945 г. (по ст. 54.16 УК УССР), ссылка в Красноярский край.

Род деятельности актер (актриса), режиссер.

Места ссылки Минусинск.

Биография

Оболенский Леонид Леонидович (родился 21 января 1902 г., Арзамас, Нижегородская губерния — умер 19 ноября 1991 г., Миасс, Челябинская область)— актёр, кинорежиссёр, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР(1991). Родился в семье банковского служащего. До 1917 года он воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия, впитывая дух века аристократов. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта. В августе 1919 года в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте». В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр Сатиры, 1922-1924), а также в театре Красной Армии. В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В.Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда и познакомился Оболенский с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова. В 1925-27 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года Леонид Оболенский— режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького, был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти». Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел», где состоялось знакомство с Марлен Дитрих. А с 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь». Продолжал сниматься в качестве актёра— в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Йоргена» и других. Последний режиссёрский опыт— фильм «Побег Кропоткина»— не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л.В.Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель— Л.В.Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел). В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938— краткосрочный арест и возвращение в Москву. В 1939-40 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм». Перед войной Оболенский— доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна он работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов— актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор». Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формируют из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду. Ему удаётся бежать из плена. Больного, его приютили в монастыре под Бендерами, там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено, и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по статье 54.16 УК УССР (измена Родине) как бывший военнопленный. Заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году Оболенский был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра. Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке недавно реабилитированного (в отличие от Л. Л. Оболенского) режиссёра И.К.Правова. После двадцатипятилетнего перерыва как актёр снялся в фильме «Очередной рейс». Также поставил научно-популярные фильмы «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие. В начале 1960-х годов Леонид Оболенский увлёкся телевидением, и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске, Челябинске, Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». Сниматься в кино Оболенский начинал ещё в 1920-е годы, вновь к актёрской работе он вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х. Среди фильмов, в которых снимался актёр: «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ореховый хлеб», «Ларец Марии Медичи», «Подросток», «Миллион в брачной корзине». За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли. Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность. Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР. О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект— Леонид Оболенский», получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии, «Таинство брака». 21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского. В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.

Фотоархив

Рецензии

Оболенский Леонид Леонидович (1902-1991) Рецензии

Человек и миф Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: «Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить». Эту «площадку» Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды, а перерыв длился почти полвека: в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» - самая известная), в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре, операторской и звукооператорской работе, танце, фотографии, преподавании, научно-популярном кино и телевидении… Во многих сферах был первооткрывателем, но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие, в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн), а Оболенский оставался «свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии» (формулировка одного из западных кинофестивалей). Для именно такой биографии были объективные причины (война, плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей), но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников, которых процесс интересует больше, чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать, больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами. Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы, не учил и не поучал, не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии, открытый миру и людям. Количество прожитых лет перешло в качество, и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских: старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени «Оболенский», в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем, никого и ничего не опровергал, кажется, и ему самому миф был интереснее реальности. Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном, только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля «Новое кино России» номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих, одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине, организаторы фестиваля объединили не просто биографии, но мифы, доказали, что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием «большое кино». Этот шанс - хранить активную память об Оболенском. Как пройдет вековой юбилей мастера, который имеет место быть 21 января? Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой, где жил Оболенский, а ныне его квартира-музей, откроют новую мемориальную доску (взамен старой, украденной охотниками за цветными металлами). Затем Челябинское телевидение, столь многим обязанное Леониду Леонидовичу, соберет брифинг, где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре «Театр + Кино». Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин, актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук, киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского, где два месяца назад поставлен новый памятник-крест. Фестиваль «Новое кино России», уже достаточно известный, что называется, раскрученный, возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих, что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль, не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать, чтобы сверхдорогой (бюджет третьего «Нового кино…», насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата. Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно, никто не произносит): а нужен ли Челябинску музей Оболенского? Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в «Родине» делают «киноуголок» другого нашего великого киноземляка Герасимова, рядом сделать «стеночку» Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага. Уж больно некрасива сама идея «стеночки» вместо дома-музея: большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном. Очень надеюсь, что все это лишь напрасные опасения, но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет, Оболенский останется.

Владимир Спешков 19.01.2002 100-летие кинематографиста: Крест и звезда Леонида Оболенского Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым, с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его «увидел» и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка, берет, улыбка. «Ваш уходящий объект», - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля «Новое кино России», посвященного 100-летию Оболенского, массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой, где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович, понимаешь, что ему никогда не суждено стать «ушедшим объектом». Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать, какой яркой и большой была эта личность. На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского: сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании, где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров, Ярополк Лапшин, Евгений Стеблов, Валерий Усков, столичные кинокритики, представители администрации, фонда культуры Челябинска, горожане. Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском, радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла, была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева, генерального директора фирмы «Молодежная мода», спонсировавшего изготовление мемориальной доски. Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память, кладут живые цветы: В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре «Манекен» состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович, вспоминали его друзья и гости. …Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов. …Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого, Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа: …Сергей Эйзенштейн звал «Ленечку» в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым, кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему «великий немой» обрел голос. …На съемках фильма «Звезда пленительного счастья» Леонид Леонидович показывал актрисам, как красиво ходить и держаться. У него учились манерам, элегантности и аристократичности: …Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие, взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти, замененной на годы лагерей: …Король эпизода, человек высочайшей духовности, глубочайших знаний, профессионал, знающий о кино все, интереснейшая личность, притягивающая к себе окружающих, - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина, Валерия Ускова, Натальи Бондарчук, Кирилла Шишова, Тамары Мордасовой, мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека. Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске, самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными, это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня, с благодарностью вспоминая этого человека, мы пробуем восполнить этот пробел. Умирая, Леонид Леонидович просил, чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью «Инок Лаврентий». Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста, навсегда вошедшего в историю нашего города, области, российского кинематографа. 100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы, в Екатеринбурге. По традиции, родившейся в империи кино Голливуде, свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет. Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании, бывшие коллеги, критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения, какой вклад внес в искусство.

Лидия Старикова «Южноуральская панорама» 24.01.2002

Источники

: Фильмография Л.Л. Оболенского:

Актёр: 1920— На красном фронте— красноармеец 1924— Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков— франт 1925— Луч смерти— майор Хард, главарь фашистов 1927— Конец Санкт-Петербурга— Лебедев, фабрикант 1928— Потомок Чингис-Хана 1929— Преступление Ивана Караваева 1930— Праздник святого Йоргена— режиссёр религиозного фильма «Житие св. Йоргена» 1932— Просперити 1958— Очередной рейс 1960— Ждите писем— отец Кости 1965— Перекличка 1972— Страдания молодого Геркулесова (короткометражный) 1972— Вид на жительство— князь 1973— Молчание доктора Ивенса— таинственный инопланетянин 1974— Чисто английское убийство— старый лорд Уорбек 1974— Скворец и Лира— промышленник 1974— Дорогой мальчик— мистер Лейн, представитель авиакомпании 1976— Красное и чёрное— католический епископ 1977— Ореховый хлеб / Riešutų duona— дедушка Андрюса 1978— Чужая— Леонид Леонидович, режиссёр 1979— Прости-прощай— старик 1979— Обмен / Mainai— доктор Игнас Диджюлис, дедушка Витаса 1979— На исходе лета— Андрей Афанасьевич Веденеев 1980— Ларец Марии Медичи— Бертран д’Ан Марти, наставник ордена альбигойцев 1981— Факт / Faktas— Александре, пастух 1981— Душа— старик 1982— Россия молодая— отец Дэс-Фонтейнеса 1982— Забытые вещи— Янис 1983— Чужие страсти— Валдманис 1983— Подросток— князь Сокольский 1983— Легенда о княгине Ольге— Ильм, волхв и ведун 1984— Меньший среди братьев— декан 1984— Зудов, вы уволены!— зав. кинолабораторией 1985— Миллион в брачной корзине— барон 1986— Была не была— Владимир Михайлович, учитель Режиссёр: 1925— Кирпичики 1926— Эх, яблочко… 1928— Альбидум 1929— Торговцы славой Сценарист: 1929— Торговцы славой Звукорежиссёр: 1932 — Горизонт 1932 — Две встречи 1933 — Великий утешитель 1933 — Окраина 1934 — Марионетки

О жизни и творчестве Л.Л. Оболенского:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki 2. http://dic.academic.ru 3. http://m-necropol.narod.ru/obolenskiy.html 4. http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/leonid_obolensky/ 5. http://www.obolensky.name/foto/index.php 6. http://dvd.home-video.ru 7. http://www.memorial.krsk.ru/