Содержание

Ошаров Михаил Иванович

Годы жизни: 1894-1937

Место рожд.: д. Биря Минусинского уезда Енисейской губ.

Образование: Московский коммерческий ин-т, Народный ун-т Шанявского

Годы ссылки:

Обвинение и приговор: Арестован 15.12.1937 г. Приговор (по ст. 58-2-7-9-11 УК РСФСР) - расстрел.

Род деятельности писатель.

Места ссылки

Биография

Ошаров Михаил Иванович Биография

Ошаров Михаил Иванович, родился 21 ноября 1894 г. в деревне Биря Минусинского уезда Енисейской губернии. До 1911 года жил в деревне. Занимался крестьянским трудом, был молотобойцем в кузнеце, нанимался батраком. При помощи старшего брата, работающего на золоторуднике, самостоятельно подготовившись, поступил сразу в 4-й класс Канского реального училища. В 1916 году поступил в Московский коммерческий институт на экономический факультет, одновременно учился на вечернем факультете Народного университета Шанявского. В 1917 г. мобилизован на царскую службу, где окончил школу прапорщиков, после служил в качестве младшего офицера. В боях под Красноярском перешел на сторону Красной Армии. В 1919 г. принимал участие в восстании против Колчака в Красноярске. В 1919 г. откомандирован Губернским революционным комитетом для работы в Енгубсоюзе кооперативов в качестве инструктора-кооператора, где проработал до 1927 г. Когда М. Ошаров впервые в 1919 г. попал на север, на факторию Байкит в качестве инструктора потребкооперации, он оказался практически подготовленным для многостороннего изучения жизни, быта и культуры кочевых народов. С 1927–го по 1931 гг. работал в Туруханском Союзе кооперативов инструктором, зав. орготделом колхозного сектора, консультантом орготодела, затем - руководителем Енгубсоюза. В 1928 году окончена повесть «Бегут воды Кимчу». С 1933 г. – член Союза писателей СССР. В 1934 г. – участник съезда писателей России, где познакомился с М. Горьким, который, прочитав повести Ошарова, тепло отозвался о них. В 1936 г. окончил роман «Большой Аргиш», посвященный Северу и его людям. В 1937-м - повесть «Сауд», которая была уничтожена во время ареста писателя, так как в этом же году его арестовали и затем расстреляли по ложному обвинению. Творчество Михаила Ошарова неразрывно связано с жизнью малых народов Севера, с их нелегким трудом, с их борьбой за существование, за лучшее будущее. Михаил Ошаров – один из первых организаторов кооперации на Севере и исследователей природы Севера. С 1932 года начал заниматься литературной деятельностью. Будущий автор романа «Большой Аргиш», без устали собирает богатейший фольклор, сотрудничает с журналами Красноярска, Иркутска, Новосибирска. Писатель органично вошел в жизнь северных народов, тщательно изучил его. И, самое важное, он не был его сторонним наблюдателем, его деятельная, активная натура не могла мириться с пассивным наблюдением. Он терпеливо и настойчиво учил северян, вмешивался их жизни, добивался решительных изменений. В своих романах он описывал жизнь и быт коренного населения Севера. Большой Ошар – так уважительно называли его эвенки. 15 декабря 1937 года он был арестован по клеветническому доносу, необоснованному обвинению в причастности к «контрреволюционной кадетско-монархической организации» и постановлением тройки УНКВД Новосибирской области от 22 декабря 1937 года осужден по ст. 58-2-7-9-11 УК РСФСР к ВМН к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 24 декабря 1937 года в Новосибирске». В 1956 году М.И. Ошаров был посмертно реабилитирован за отсутствие состава преступления. В 1962 году эвенкийский поселок, носивший имя «вождя народа» - Сталина, был переименован в Ошарово.

Фотоархив

Творчество

Роман «Большой Аргиш»

С 1924 по 1928 год он много и упорно работал над повестью «Звено могил». Трогательная любовь двух молодых эвенков- Микпанчи и Шиктолок и трагическая гибель составляет сюжетную основу произведения. Два юных существа, горячо полюбивших друг друга, не пожалели жить порознь, без радости и счастья, и жизни в разлуке предпочли смерть. Это первая часть романа «Большой аргиш».

Вторая часть романа «Бали», по имени слепого старика, одного из центральных и удачнейших образов романа. Бали – прозвище героя первой части юноши Чабуна, человека трудолюбивого, скромного и проницательного. На его глазах развернулась трагедия близких ему людей, и она, конечно, отразилась на его сознании, на отношении его к людям, к родовым обычаям. Сауд из известной нам третьей части романа «Большой аргиш» – тоже Микпанча по складу характера, по сметливости, живости, любознательности. «Звено могил», «Бали» и «Сауд» наиболее прочно связаны в единое целое их идейным содержанием. Судьба народа в том и другом случае кровно интересовала М. Ошарова, причем народа отнюдь не «дикого», как когда-то уверяли, а талантливого, ищущего и столь же сложного и тонкого в своих переживаниях, связях и борениях, как и всякого другого народа, пусть стоящего на более высокой ступени своего общественного развития.

Из его многолетних жизненных наблюдений, из глубокого изучения поэтического творчества народов Севера родился замечательный роман «Большой аргиш». Это реалистический роман глубоко и верно раскрывающий характер и нравы народов Севера, показывающий бесправие, забитость этих народов в дореволюционное время, их борьбу с реакционными силами и силами природы. Первейшее достоинство романа – его народность. И потому, что ведущие герои – рядовые представители одной весьма отсталой этнографической группы Российского государства, и потому, что от начала до конца произведение пронизано уважением и любовью к этим людям, и , наконец, потому, что глубокую гуманистическую заинтересованность в их судьбах писатель выразил средствами очень простыми, почерпнутыми из оригинальной подлинно народной поэзии, ранее нам известными.
Автор рассказывает, как и чем жили три семейства эвенков, согласившиеся кочевать вместе, какие взаимоотношения возникли между ними, в особенности, как складывалось общение их с русскими купцами, скупщиками пушнины. Собственно, движущей пружиной романа можно считать конфликт между эвенками и русскими купцами – покрутчиками. А главное в его содержании – показ духовного роста молодых эвенков под влиянием лучших традиций народа, поэтических преданий о красоте и силе человека. Суровая таежная жизнь кочевников во всем ее своеобразии проходит перед глазами читателя. Мы узнаем не только о том, как готовят эвенки пищу, шьют одежду, делают хозяйственную утварь, какие у них приемы охоты на зверя, на птицу, в какой мере развито рыболовство. Узнаем и о культуре народа, о его знании родной природы, знакомимся с его песнями и сказками, бесчисленными пословицами и поговорками, с приметами и преданиями. Автор собрал исключительный по богатству этнографический материал. Но самое важное, – он обобщил и осмыслил его как художник.
Самое привлекательное свойство поэтического таланта М. Ошарова - полнота и обстоятельность, с которой он рисует людей, предметы, явления природы. Вначале даже кажется что ничего примечательного он о людях и вещах не сообщает. Все выглядит просто и обыденно.
В образе жизни героев романа, в их поступках и убеждениях много не понятно или чуждо нам. Тем не менее они по-человечески, каждый по-своему, хороши. Не потому, что мы испытываем нечто вроде сострадания к их внешне скудной жизни, - М. Ошаров правильно поступал, когда, рисуя их со всеми печалями, радостями, не оставлял места для жалости и сострадания, -  а потому, что мы увидели в них людей с замечательным 

Источники

: 1. http://www.memorial.krsk.ru/ 2. http://ru.wikipedia.org 3. http://lists.memo.ru/