...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


батц_генрих_генрихович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
батц_генрих_генрихович [2014/05/30 04:53]
ram3ay создано
батц_генрих_генрихович [2014/05/30 05:02]
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Батц Генрих Генрихович ====== ====== Батц Генрих Генрихович ======
 +{{ :​batc001.jpg?​200|}}
 +
 +**Годы жизни:​** 1928-2008
 +
 +**Место рожд.:​** с. Альтваренбург (или в с. Привальное) Саратовской обл.
 +
 +**Образование:​** среднее
 +
 +**Годы ссылки:​** 1941
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Выслан в Сибирь в связи с указом Верховного Совета СССР о депортации российских немцев в Сибирь (1941).
 +
 +**Род деятельности** писатель,​ художник.
 +
 +**Места ссылки** Селиваниха.
 +
 +===== Биография =====
 +
 +Немец по национальности,​ род. в с. Альтваренбург (или в поволжском немецком селе
 +Привальное) Саратовской обл. в семье служащего. Село насчитывало около двух
 +тысяч дворов,​ имело свою лютеранскую церковь,​ сельский Совет, Дом культуры,​
 +почту.
 +Образование получил — 7 классов. Вместе с семьей в 1941 году был выслан с
 +родины в Туруханский район Красноярского края.
 +Трудовая деятельность ​ началась ​ в с. Селиваниха:​ с 14 лет начал работать в колхозе,​
 +был штатным рыбаком,​ охотником,​ звероводом. Затем он был печником,​ плотником,​
 +Работал колхозником (1942—1959),​ лесником (1959—1985). ​ С 1967 года жил в селе
 +Очуры Алтайского района Хакасии. Долгое время работал лесничим в Очурском
 +лесопитомнике. Член КПРФ (1995).
 +Генрих Батц был неординарной личностью. Особое место в жизни занимало общение
 +с природой. Он много путешествовал,​ сплавлялся по рекам, был в экспедиции в
 +«Таежном тупике» у Лыковых,​ играл на различных музыкальных инструментах.
 +Генрих Генрихович -  человек ​ разносторонних дарований. Он занимался
 +литературным творчеством,​ печатался ​ в сборниках и газетах,​ автор книг «Из века в
 +век», «Торг Сивиллы»,​ «Большой Оргиш»,​ «Твой дом». Его исторический ​ роман
 +«Водоворот» - это история Туруханского района:​ его жителей,​ борцов за
 +установление ​ народной власти в районе. В 1995 году ​ был принят в Союз писателей
 +России.
 +Генрих Генрихович играл ​ на различных инструментах,​ занимался живописью. В
 +основном,​ он писал пейзажи. Необычны и интересны натюрморты Генриха Батца.
 +Использование открытого цвета, пространственные и композиционные решения
 +роднят их  картинами самодеятельных народных мастеров. Он участвовал в
 +выставках с 80-х годов Его работы экспонировались в Саяногорске,​ Абакане,​ Бее,
 +Енисейске,​ был участником выставки «Художники немцы Сибири» в Минусинске,​
 +Красноярске,​ Москве. Он участник групповых,​ а также персональных выставок в
 +Хакасии.
 +2000 г. - участник выставки «Художники немцы Сибири» в г. Минусинске.
 +2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Москве.
 +2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Красноярске.
 +Работы Генриха Батца находятся во многих частных коллекциях в России и за
 +рубежом.
 +Генрих Генрихович был патриотом района. Всей своей жизнью и работой он доказал,​
 +что общественные интересы для него ​ всегда были на первом плане.
 +В феврале 2003 года Генриху Генриховичу присвоено звание «Почетный гражданин
 +Туруханского района». ​
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​batc002.jpg?​200|}} {{:​batc003.jpg?​200|}}
 +===== Рецензии =====
 +
 +Генрих Батц. Большой аргиш потомка Д'​Артаньяна
 +(Писателю и художнику Генриху Батцу - 80 лет)
 +Когда ему было ​ девять лет, он посещал рисовальный кружок во Дворце пионеров
 +заполярного Туруханска. Однажды душа запросила выражения в чем-то
 +монументальном.
 +- На печке я нарисовал большие профили Ленина-Сталина. Маркс и Энгельс просто
 +не вошли. Мать пришла с работы,​ увидела и на табуретку опустилась. Говорит:​
 +«Сынок,​ все хорошо нарисовано,​ молодец. А теперь подумай - белить будем, забелим
 +их. Нас посадят». А я-то еще не просто карандашом нарисовал. Рядом, около
 +Нижней Тунгуски,​ был графитовый рудник,​ где после экспедиций оставались
 +стержни. Ими и рисовали. Забелить такое художество удалось с трудом. Но
 +обошлось.
 +Такой вот зримый урок политической грамоты ​  ​получил ​ Генрих Генрихович в
 +тысяча девятьсот тридцать седьмом году. Может быть этот случай,​ а может быть
 +само положение семьи немцев из европейской части Советского Союза, оказавшейся
 +на Севере,​ навсегда ​ отвратили интерес к какой-либо политической деятельности. Да
 +и среди предков Батца ​ политических деятелей ​ не замечено. Впрочем,​ исключением
 +был возможный предок ​ Шарль дю Батц д'​Артаньян. Не литературный герой
 +знаменитой эпопеи Александра Дюма, а  реальный ​ капитан королевских мушкетеров
 +Шарль дю Батц, имевший поместье Артаньян в Гаскони. Первый ​ же предок Батца
 +по материнской линии появился в России в 1763 году и был сапожником. Следующие
 +поколения ​ сплошь сельские жители. У которых на первом месте - труд, а все
 +остальное второстепенное.
 +ЖИЗНЬ. ТРУД.
 +- У меня внук не может топором чурку расколоть! Живет в селе! Городскому бы
 +простительно,​ но в селе! Я в четырнадцать лет один, скажем так, мужчина в семье
 +остался,​ на моих плечах ​ четыре женщины. Мне надо было в снегу полазить,​ дров
 +нарубить,​ на коне домой привезти. Ну, пилить,​ колоть дома мне помогали...
 +В свои четырнадцать лет он был уже ​ кадровым охотником. Это значит имел от
 +артели ​ план на промысел пушного зверя, в основном,​ белки и месяцами мог жить в
 +тайге. Время было военное и добыча пушнины приравнивалась к фронтовому
 +заданию. Эта «фронтовая» закалка сохранилась на всю жизнь. Любому делу
 +отдавался без остатка.
 +В середине пятидесятых возглавил ферму по выращиванию пушных зверей. Уже на
 +второй год работы,​ по ее результатам,​ был отправлен на Всесоюзное совещание
 +звероводов в Москве.
 +В 1966 году переехал в Хакасию,​ в Очуры. Стал работать в лесопитомнике.
 +- Чем обернулось поднятие целины для Хакасии?​ Вместе с успехами более 30
 +процентов земель,​ пастбищ,​ лугов угробили. У нас же глубокая вспашка,​ как и в
 +Казахстане противопоказана. Нашей задачей стало с помощью создания лесополос,​
 +защитить земельные угодья Хакасии.
 +Мы саженцы выращивали из семян. Десятками миллионов. Снабжали всю Хакасию,​
 +юг Красноярского края, отправляли в Иркутскую,​ Читинскую области,​ за границу.
 +И сами же высаживали леса, лесополосы по совхозам,​ колхозам. Только в Смирновке,​
 +например,​ посадили саженцев на 800 гектаров. Там теперь лес. А ведь трава не
 +росла, все выдувало до чистого песка, практически полупустыня была...
 +На пенсию Генрих Генрихович ушел с должности ​ руководителя Очурского
 +базисного лесопитомника,​ передав дела жене, Галине Васильевне. Дела ​ в смысле
 +бумажек,​ документации,​ а дело настоящее передавать не требовалось. Все годы
 +трудились вместе,​ обязанностей не делили...
 +ЖИЗНЬ. ЛЮДИ.
 +- Какое достоинство Вы больше всего цените в людях, Генрих Генрихович?​
 +- Я думаю, наиболее объединительное ​ качество - порядочность. Если можно
 +ответить наоборот,​ что не терплю в людях ​ - лживость. Человек,​ который солгал,​ для
 +меня перестает существовать. Ложь - это самая страшная беда...
 +- А в мужчине?​
 +- Что сказать - мужчина,​ прежде всего, должен быть мужчиной. Этим все сказано.
 +Опять-таки должен быть порядочным. Должен следить за собой, не унижаться ни
 +при каких обстоятельствах. И никого не унижать. Должен быть правдивым. И, как
 +говорится,​ на все руки от скуки. В любом положении ​ должен,​ как кошка, вставать
 +на ноги. Очень важно также уметь ладить с женщинами. Это показатель
 +интеллигентности...
 +- Что же Вы цените в женщинах?​
 +- Черт его знает! Женщины в моей жизни всегда главную роль играли. А что ценю?..
 +Преданность. И опять-таки у меня все к одному знаменателю - порядочность. Если
 +мужчина должен быть мужчиной,​ то женщина - женственна. Женщина с плеткой,​ в
 +погонах ​ для меня существо женского пола. Женщина,​ прежде всего, мать и хозяйка.
 +От нее зависит климат семьи и дома. У хорошей хозяйки и при десяти мужчинах-
 +пьяницах дом будет в порядке. А если десять мужиков порядочных ​ при одной
 +женщине-гуляке - ничего хорошего не будет! Да и эмансипация (громкое слово
 +начала века и нынешнего времени) до добра не доводит. Вот вчера смотрел по
 +телевизору ​ программу. Сидит редактор какой-то молодежной передачи и у нее
 +кольцо в носу. Ну что это!?
 +- Были ли в Вашей жизни, в отношениях с людьми,​ моменты о которых вы горько
 +жалеете?​
 +- Знаете,​ нет, наверное. Хотя, вспоминаю,​ один раз я   ​оказал ​ другу «медвежью
 +услугу». Как-то мы с ним в колхозе на Севере в одной бригаде охотились. А ему не
 +по душе была охота эта. Два-три дня он и из избушки не выходил. Капканы не ставит,​
 +с ружьем не ходит! А раньше же план спрашивали. Пришли назад и я на собрании,​ в
 +своем кругу, решил покритиковать его немножко. А на собрании,​ как оказалось,​ был
 +уполномоченный из района. Он за это зацепился - ага, тунеядец,​ не хочет работать,​
 +план выполнять. И... его посадили на три года. Я потом как ни пытался повернуть в
 +благоприятную для него сторону,​ а обратного хода нет. Все. Да, вот мы на Сталина,​
 +на Берию нападаем. А сами-то грешим между собой, может быть, более. Вот так «без
 +вины виноватый» я оказался. Ведь промолчи бы я... И, понимаете,​ этого моего
 +товарища ​ хлебом не корми три дня -  если он валенки будет подшивать. Вот охота не
 +по душе, а всей деревне валенки ремонтировал. Вот это по душе! Мы потом еще
 +долго с ним жили вместе. Зла он на меня не держал,​ а у меня как камень на душе...
 +ЖИЗНЬ. КАРТИНЫ.
 +- У меня был двоюродный брат, старше на  восемь лет. Он любил перерисовывать
 +карикатуры из газет. Ну, знаете,​ старшему брату всегда пытаешься ​ подражать. Вот
 +и я начал «рисовать». Когда было 9 лет, пошел в рисовальный кружок. Меня сразу
 +потянуло к масляным краскам. Помню, в десять лет ​ нарисовал картину и отец ее
 +повесил в кухне. Таким признанием я был страшно горд. И еще одно признание
 +сохранилось в памяти. Колхоз у нас носил имя Свердлова. И вот я нарисовал его
 +портрет. По тем временам портреты «вождей» подлежали утверждению. Повезли
 +мою работу в район, показали архитектору. Тот одобрил. До сих пор помню, как
 +гордился:​ «Архитектор утвердил!».
 +Вообще,​ я  вспоминаю,​ уровень у меня был довольно приличный. Если бы
 +постоянно занимался,​ может быть, из меня и настоящий художник получился.
 +- А сейчас ​ не настоящий?​
 +- Ну, здесь зрителю судить. А по статусу - любитель... Да и перерыв у меня
 +большой был. Не до картин было. Полностью отдаться этому ​ смог только в
 +последние годы.
 +- Как у вас появляется замысел картины?​
 +- О, здесь тысячи путей! Некоторые рождаются легко. Увидел,​ затронуло душу и
 +рождается картина. Некоторые вынашиваются очень долго. Как-то решил
 +нарисовать серию картин на  пушкинские темы. Первую,​ за три дня, нарисовал
 +картину,​ тема которой сидела у меня в голове лет пятьдесят,​ не менее. Наверное,​ еще
 +с тех пор, как прочитал у Пушкина:​ « Бразды пушистые взрывая,​ летит кибитка
 +удалая...» И вот сейчас выплеснулось на полотно. Бывает,​ сделаешь набросок
 +карандашом,​ а уж дома переносишь на холст. Бывает,​ приезжаю на место и пишу там.
 +Так, например,​ писал старую церковь в  Субботино. Картину,​ где изображены
 +зайцы во время наводнения,​ затопленные жилища,​ писал под впечатлением
 +одновременного разлива Енисея и Нижней Тунгуски. При обычном ледоходе вода
 +поднимается на 25-27 метров,​ а тут обе реки вышли из берегов и затопили поселки
 +даже на высоких берегах. Волны гуляют,​ все пищит-скрипит... Необычный горный
 +каньон заметил с вертолета,​ когда с Василием Михайловичем Песковым летели к
 +Агафье Лыковой. Как в памяти сохранилось,​ так и отобразил.
 +- А вот эта? - показываю я на картину,​ необычную,​ выделяющуюся из общего ряда
 +произведений Батца. Мальчик отодвигает бело-голубой полог и его взору предстает
 +кроваво-красный горизонт,​ сложенный из множества ​ бредущих людей. Прямо перед
 +ним открывается подножие распятия. Об этом можно судить по ноге, в которую
 +кое-как вбит гвоздь. Кое-как - потому что он согнулся и вошел ​ не до конца. Ниже
 +надпись стилизованными буквами.
 +- Откуда задумка сказать не могу, не знаю. А посвящается невинным жертвам
 +репрессий. Именно невинным,​ потому что сейчас немало тех, кто выдает себя за
 +пострадавших,​ таковыми не являясь. А репрессии были направлены именно против
 +невиновных. Люди на этом полотне и есть жертвы. На переднем плане распятый
 +человек. Приоткрыты лишь ноги, но это ясно. Подпись гласит «Неков». По
 +старославянски это слово означает и алмаз, и металл,​ лучший металл,​ с трудом
 +поддающийся ковке. О чем говорит эта надпись?​ Репрессировались самые нужные,​
 +стойкие,​ хорошие,​ умные, порядочные люди. В первую очередь. Почему гвоздь
 +кривой? ​ Человек,​ который не может гвоздя забить,​ вершит судьбы многих,​ решает,​
 +жить мне или не жить. И вроде имеет право. При этом сам ничего не может.
 +- Как Вы ее назвали?​
 +- У меня была проблема с названием. Но как-то мы собирались с Василием
 +Михайловичем Песковым к Лыковым и перед поездкой он посмотрел мою выставку
 +в нашей очурской школе. «Назови,​ говорит,​ ее просто,​ - «Правда»». И я согласился,​
 +что лучшего названия не придумаешь. И еще он добавил:​ «Не показывай эту
 +картину никому. Художникам особенно. Быстро идею перехватят,​ а никто до такой
 +еще не додумался,​ и растиражируют,​ бизнес на крови сделают...»
 +ЖИЗНЬ. КНИГИ.
 +- Рисовать я начал ​ с детства. А писать с шестьдесят третьего года. Свой первый
 +рассказ решил напечатать. Куда послать?​ Жили мы тогда ​ на Крайнем Севере,​ в
 +деревушке ​ из двадцати дворов. Попался мне на глаза ​ журнал «Жарки»
 +Красноярского издательства. Туда и послал. И напечатали. А систематически писать
 +стал с 1966 года, когда переехали в Очуры. Причем я и писатель,​ как художник,​
 +видимо,​ не настоящий. Выдумывать не люблю. Некоторые ведь садятся,​ пишут,
 +когда есть начало,​ а дальше,​ что выйдет. У меня, наоборот,​ пока все по деталькам не
 +сложится,​ не сажусь писать. Если же сажусь,​ то знаю, что у меня в голове - готовая
 +вещь...
 +Книги Генриха Батца ( «Из века в век», «Торг Сивиллы»,​ «Большой ​ аргиш»,​ «Где
 +Макар телят не пас») основаны или на лично пережитом или на услышанном,​
 +достоверном. Повесть «Северная Робинзонада»,​ например,​ описывает
 +действительный случай. Перед войной,​ в одну из экспедиций на Севере завезли груз,
 +оставили сторожа. И... только в 1944-ом нашли. Повесть «Письма в никуда»
 +посвящена мальчишеской попытке побега сорока трех северян от призыва на фронт.
 +Сотрудник ​ НКВД нашел их, догнал и вернул. Да они и не очень-то убегали.
 +Писатель с большой теплотой описывает северян,​ которые не обманут,​ не своруют,​
 +помогут любому. А сбежали - дело случая. Пришло кому-то в голову - давайте
 +убежим. Фашистов-то по карикатурам представляли,​ с рогами,​ полузверей. А то, что
 +где-то люди стреляют в людей и вообще в голове не укладывалось...
 +Практически все рассказы ​ в сборнике «Большой аргиш» основаны на личных
 +впечатлениях подростка,​ во время войны входящего во взрослую жизнь.
 +Батц долго не мог напечатать свои произведения. Однажды,​ в восьмидесятые годы,
 +казалось,​ издательский бастион будет взят. Издательство «Современник» приняло
 +сборник повестей и рассказов,​ подкрепленный рекомендательным письмом Сергея
 +Михалкова. Но через пять месяцев ожидания - отказ. За что хвалили писатели,​ за то
 +разругал ​ сотрудник «компетентных органов».
 +Своей «крестной матерью»,​ несмотря на ее молодость,​ считает Наталью Ахпашеву,​
 +которая пробила выход в свет первого сборника «Из века в век».Теперь он член
 +Союза писателей России. Единственный с таковым званием немец на сибирских
 +просторах.
 +У Батца в Саратове была как-то встреча с представительницей Французского
 +консульства. Она записала его фамилию в блокнот,​ повернула в его сторону. Четыре
 +буквы фамилии были четко написаны ​ на латыни. Он согласно кивнул. Девушка
 +пришла в восторг,​ стала с жаром уверять его в чем-то по-французски. Перевода не
 +требовалось:​ "... Батц!.. Д"​Артаньян!.. Сибирь... Гаскония-Хакасия!"​. Он считает это
 +замечательной легендой.
 +А «аргиш» на языке северных народов означает переход,​ который можно сделать за
 +один раз. Бывает и «Большой аргиш» - жизнь. Одноименный рассказ Генрих Батц
 +заканчивает словами:​ « Так входило мое поколение в мир. У каждого был свой
 +Большой аргиш. А, может, и не один».
 +© А.Н. Анненко
 +
 +===== Источники =====
 +1. Балашов,​ В. Живет рядом художник / В. Балашов // Огни Саян. – 1983. – 5 февр.
 +
 +2. Балашов,​ В. Он любит Север и яхты / В. Балашов // Хакасия. – 1994. – 15 окт.
 +
 +3. Балашов,​ В. Пером и кистью / В. Балашов // Огни Саян. – 1994. – 4 окт.
 +
 +4. Батц, Г. Твой дом : повести и рассказы / Г. Батц. – Абакан,​ Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1998. - 204 с.
 +
 +5. Дорогою судьбы,​ не растеряв добра : [о юбилее Г.Г. Батца] // Саянские ведомости.– 2008. – 16 окт.
 +
 +7. Ешина, З. Предъюбилейные интервью о Генрихе Батце (писателе,​ художнике,​ человеке) и его творчестве / З. Ешина // Огни Саян. – 1998. – 29 янв.
 +
 +8. Катаева,​ Л. Генрих Батц – писатель-сибиряк / Л. Катаева // Хакасия. – 2008. – 22 янв.
 +
 +9. http://​www.gov.khakasnet.ru/​gazeta/​archiv/​090919-4.htm
 +
 +10. http://​www.admtr.ru/​tr/​pochet/​
 +
 +11. http://​dlkhakasia.wordpress.com/​page/​2/​
  
батц_генрих_генрихович.txt · Последние изменения: 2014/05/30 05:02 — ram3ay