Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
батц_генрих_генрихович [2014/05/30 04:53] ram3ay создано |
батц_генрих_генрихович [2014/05/30 05:02] ram3ay [Фотоархив] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Батц Генрих Генрихович ====== | ====== Батц Генрих Генрихович ====== | ||
+ | {{ :batc001.jpg?200|}} | ||
+ | |||
+ | **Годы жизни:** 1928-2008 | ||
+ | |||
+ | **Место рожд.:** с. Альтваренбург (или в с. Привальное) Саратовской обл. | ||
+ | |||
+ | **Образование:** среднее | ||
+ | |||
+ | **Годы ссылки:** 1941 | ||
+ | |||
+ | **Обвинение и приговор:** Выслан в Сибирь в связи с указом Верховного Совета СССР о депортации российских немцев в Сибирь (1941). | ||
+ | |||
+ | **Род деятельности** писатель, художник. | ||
+ | |||
+ | **Места ссылки** Селиваниха. | ||
+ | |||
+ | ===== Биография ===== | ||
+ | |||
+ | Немец по национальности, род. в с. Альтваренбург (или в поволжском немецком селе | ||
+ | Привальное) Саратовской обл. в семье служащего. Село насчитывало около двух | ||
+ | тысяч дворов, имело свою лютеранскую церковь, сельский Совет, Дом культуры, | ||
+ | почту. | ||
+ | Образование получил — 7 классов. Вместе с семьей в 1941 году был выслан с | ||
+ | родины в Туруханский район Красноярского края. | ||
+ | Трудовая деятельность началась в с. Селиваниха: с 14 лет начал работать в колхозе, | ||
+ | был штатным рыбаком, охотником, звероводом. Затем он был печником, плотником, | ||
+ | Работал колхозником (1942—1959), лесником (1959—1985). С 1967 года жил в селе | ||
+ | Очуры Алтайского района Хакасии. Долгое время работал лесничим в Очурском | ||
+ | лесопитомнике. Член КПРФ (1995). | ||
+ | Генрих Батц был неординарной личностью. Особое место в жизни занимало общение | ||
+ | с природой. Он много путешествовал, сплавлялся по рекам, был в экспедиции в | ||
+ | «Таежном тупике» у Лыковых, играл на различных музыкальных инструментах. | ||
+ | Генрих Генрихович - человек разносторонних дарований. Он занимался | ||
+ | литературным творчеством, печатался в сборниках и газетах, автор книг «Из века в | ||
+ | век», «Торг Сивиллы», «Большой Оргиш», «Твой дом». Его исторический роман | ||
+ | «Водоворот» - это история Туруханского района: его жителей, борцов за | ||
+ | установление народной власти в районе. В 1995 году был принят в Союз писателей | ||
+ | России. | ||
+ | Генрих Генрихович играл на различных инструментах, занимался живописью. В | ||
+ | основном, он писал пейзажи. Необычны и интересны натюрморты Генриха Батца. | ||
+ | Использование открытого цвета, пространственные и композиционные решения | ||
+ | роднят их картинами самодеятельных народных мастеров. Он участвовал в | ||
+ | выставках с 80-х годов Его работы экспонировались в Саяногорске, Абакане, Бее, | ||
+ | Енисейске, был участником выставки «Художники немцы Сибири» в Минусинске, | ||
+ | Красноярске, Москве. Он участник групповых, а также персональных выставок в | ||
+ | Хакасии. | ||
+ | 2000 г. - участник выставки «Художники немцы Сибири» в г. Минусинске. | ||
+ | 2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Москве. | ||
+ | 2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Красноярске. | ||
+ | Работы Генриха Батца находятся во многих частных коллекциях в России и за | ||
+ | рубежом. | ||
+ | Генрих Генрихович был патриотом района. Всей своей жизнью и работой он доказал, | ||
+ | что общественные интересы для него всегда были на первом плане. | ||
+ | В феврале 2003 года Генриху Генриховичу присвоено звание «Почетный гражданин | ||
+ | Туруханского района». | ||
+ | |||
+ | ===== Фотоархив ===== | ||
+ | {{:batc002.jpg?200|}} {{:batc003.jpg?200|}} | ||
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | |||
+ | Генрих Батц. Большой аргиш потомка Д'Артаньяна | ||
+ | (Писателю и художнику Генриху Батцу - 80 лет) | ||
+ | Когда ему было девять лет, он посещал рисовальный кружок во Дворце пионеров | ||
+ | заполярного Туруханска. Однажды душа запросила выражения в чем-то | ||
+ | монументальном. | ||
+ | - На печке я нарисовал большие профили Ленина-Сталина. Маркс и Энгельс просто | ||
+ | не вошли. Мать пришла с работы, увидела и на табуретку опустилась. Говорит: | ||
+ | «Сынок, все хорошо нарисовано, молодец. А теперь подумай - белить будем, забелим | ||
+ | их. Нас посадят». А я-то еще не просто карандашом нарисовал. Рядом, около | ||
+ | Нижней Тунгуски, был графитовый рудник, где после экспедиций оставались | ||
+ | стержни. Ими и рисовали. Забелить такое художество удалось с трудом. Но | ||
+ | обошлось. | ||
+ | Такой вот зримый урок политической грамоты получил Генрих Генрихович в | ||
+ | тысяча девятьсот тридцать седьмом году. Может быть этот случай, а может быть | ||
+ | само положение семьи немцев из европейской части Советского Союза, оказавшейся | ||
+ | на Севере, навсегда отвратили интерес к какой-либо политической деятельности. Да | ||
+ | и среди предков Батца политических деятелей не замечено. Впрочем, исключением | ||
+ | был возможный предок Шарль дю Батц д'Артаньян. Не литературный герой | ||
+ | знаменитой эпопеи Александра Дюма, а реальный капитан королевских мушкетеров | ||
+ | Шарль дю Батц, имевший поместье Артаньян в Гаскони. Первый же предок Батца | ||
+ | по материнской линии появился в России в 1763 году и был сапожником. Следующие | ||
+ | поколения сплошь сельские жители. У которых на первом месте - труд, а все | ||
+ | остальное второстепенное. | ||
+ | ЖИЗНЬ. ТРУД. | ||
+ | - У меня внук не может топором чурку расколоть! Живет в селе! Городскому бы | ||
+ | простительно, но в селе! Я в четырнадцать лет один, скажем так, мужчина в семье | ||
+ | остался, на моих плечах четыре женщины. Мне надо было в снегу полазить, дров | ||
+ | нарубить, на коне домой привезти. Ну, пилить, колоть дома мне помогали... | ||
+ | В свои четырнадцать лет он был уже кадровым охотником. Это значит имел от | ||
+ | артели план на промысел пушного зверя, в основном, белки и месяцами мог жить в | ||
+ | тайге. Время было военное и добыча пушнины приравнивалась к фронтовому | ||
+ | заданию. Эта «фронтовая» закалка сохранилась на всю жизнь. Любому делу | ||
+ | отдавался без остатка. | ||
+ | В середине пятидесятых возглавил ферму по выращиванию пушных зверей. Уже на | ||
+ | второй год работы, по ее результатам, был отправлен на Всесоюзное совещание | ||
+ | звероводов в Москве. | ||
+ | В 1966 году переехал в Хакасию, в Очуры. Стал работать в лесопитомнике. | ||
+ | - Чем обернулось поднятие целины для Хакасии? Вместе с успехами более 30 | ||
+ | процентов земель, пастбищ, лугов угробили. У нас же глубокая вспашка, как и в | ||
+ | Казахстане противопоказана. Нашей задачей стало с помощью создания лесополос, | ||
+ | защитить земельные угодья Хакасии. | ||
+ | Мы саженцы выращивали из семян. Десятками миллионов. Снабжали всю Хакасию, | ||
+ | юг Красноярского края, отправляли в Иркутскую, Читинскую области, за границу. | ||
+ | И сами же высаживали леса, лесополосы по совхозам, колхозам. Только в Смирновке, | ||
+ | например, посадили саженцев на 800 гектаров. Там теперь лес. А ведь трава не | ||
+ | росла, все выдувало до чистого песка, практически полупустыня была... | ||
+ | На пенсию Генрих Генрихович ушел с должности руководителя Очурского | ||
+ | базисного лесопитомника, передав дела жене, Галине Васильевне. Дела в смысле | ||
+ | бумажек, документации, а дело настоящее передавать не требовалось. Все годы | ||
+ | трудились вместе, обязанностей не делили... | ||
+ | ЖИЗНЬ. ЛЮДИ. | ||
+ | - Какое достоинство Вы больше всего цените в людях, Генрих Генрихович? | ||
+ | - Я думаю, наиболее объединительное качество - порядочность. Если можно | ||
+ | ответить наоборот, что не терплю в людях - лживость. Человек, который солгал, для | ||
+ | меня перестает существовать. Ложь - это самая страшная беда... | ||
+ | - А в мужчине? | ||
+ | - Что сказать - мужчина, прежде всего, должен быть мужчиной. Этим все сказано. | ||
+ | Опять-таки должен быть порядочным. Должен следить за собой, не унижаться ни | ||
+ | при каких обстоятельствах. И никого не унижать. Должен быть правдивым. И, как | ||
+ | говорится, на все руки от скуки. В любом положении должен, как кошка, вставать | ||
+ | на ноги. Очень важно также уметь ладить с женщинами. Это показатель | ||
+ | интеллигентности... | ||
+ | - Что же Вы цените в женщинах? | ||
+ | - Черт его знает! Женщины в моей жизни всегда главную роль играли. А что ценю?.. | ||
+ | Преданность. И опять-таки у меня все к одному знаменателю - порядочность. Если | ||
+ | мужчина должен быть мужчиной, то женщина - женственна. Женщина с плеткой, в | ||
+ | погонах для меня существо женского пола. Женщина, прежде всего, мать и хозяйка. | ||
+ | От нее зависит климат семьи и дома. У хорошей хозяйки и при десяти мужчинах- | ||
+ | пьяницах дом будет в порядке. А если десять мужиков порядочных при одной | ||
+ | женщине-гуляке - ничего хорошего не будет! Да и эмансипация (громкое слово | ||
+ | начала века и нынешнего времени) до добра не доводит. Вот вчера смотрел по | ||
+ | телевизору программу. Сидит редактор какой-то молодежной передачи и у нее | ||
+ | кольцо в носу. Ну что это!? | ||
+ | - Были ли в Вашей жизни, в отношениях с людьми, моменты о которых вы горько | ||
+ | жалеете? | ||
+ | - Знаете, нет, наверное. Хотя, вспоминаю, один раз я оказал другу «медвежью | ||
+ | услугу». Как-то мы с ним в колхозе на Севере в одной бригаде охотились. А ему не | ||
+ | по душе была охота эта. Два-три дня он и из избушки не выходил. Капканы не ставит, | ||
+ | с ружьем не ходит! А раньше же план спрашивали. Пришли назад и я на собрании, в | ||
+ | своем кругу, решил покритиковать его немножко. А на собрании, как оказалось, был | ||
+ | уполномоченный из района. Он за это зацепился - ага, тунеядец, не хочет работать, | ||
+ | план выполнять. И... его посадили на три года. Я потом как ни пытался повернуть в | ||
+ | благоприятную для него сторону, а обратного хода нет. Все. Да, вот мы на Сталина, | ||
+ | на Берию нападаем. А сами-то грешим между собой, может быть, более. Вот так «без | ||
+ | вины виноватый» я оказался. Ведь промолчи бы я... И, понимаете, этого моего | ||
+ | товарища хлебом не корми три дня - если он валенки будет подшивать. Вот охота не | ||
+ | по душе, а всей деревне валенки ремонтировал. Вот это по душе! Мы потом еще | ||
+ | долго с ним жили вместе. Зла он на меня не держал, а у меня как камень на душе... | ||
+ | ЖИЗНЬ. КАРТИНЫ. | ||
+ | - У меня был двоюродный брат, старше на восемь лет. Он любил перерисовывать | ||
+ | карикатуры из газет. Ну, знаете, старшему брату всегда пытаешься подражать. Вот | ||
+ | и я начал «рисовать». Когда было 9 лет, пошел в рисовальный кружок. Меня сразу | ||
+ | потянуло к масляным краскам. Помню, в десять лет нарисовал картину и отец ее | ||
+ | повесил в кухне. Таким признанием я был страшно горд. И еще одно признание | ||
+ | сохранилось в памяти. Колхоз у нас носил имя Свердлова. И вот я нарисовал его | ||
+ | портрет. По тем временам портреты «вождей» подлежали утверждению. Повезли | ||
+ | мою работу в район, показали архитектору. Тот одобрил. До сих пор помню, как | ||
+ | гордился: «Архитектор утвердил!». | ||
+ | Вообще, я вспоминаю, уровень у меня был довольно приличный. Если бы | ||
+ | постоянно занимался, может быть, из меня и настоящий художник получился. | ||
+ | - А сейчас не настоящий? | ||
+ | - Ну, здесь зрителю судить. А по статусу - любитель... Да и перерыв у меня | ||
+ | большой был. Не до картин было. Полностью отдаться этому смог только в | ||
+ | последние годы. | ||
+ | - Как у вас появляется замысел картины? | ||
+ | - О, здесь тысячи путей! Некоторые рождаются легко. Увидел, затронуло душу и | ||
+ | рождается картина. Некоторые вынашиваются очень долго. Как-то решил | ||
+ | нарисовать серию картин на пушкинские темы. Первую, за три дня, нарисовал | ||
+ | картину, тема которой сидела у меня в голове лет пятьдесят, не менее. Наверное, еще | ||
+ | с тех пор, как прочитал у Пушкина: « Бразды пушистые взрывая, летит кибитка | ||
+ | удалая...» И вот сейчас выплеснулось на полотно. Бывает, сделаешь набросок | ||
+ | карандашом, а уж дома переносишь на холст. Бывает, приезжаю на место и пишу там. | ||
+ | Так, например, писал старую церковь в Субботино. Картину, где изображены | ||
+ | зайцы во время наводнения, затопленные жилища, писал под впечатлением | ||
+ | одновременного разлива Енисея и Нижней Тунгуски. При обычном ледоходе вода | ||
+ | поднимается на 25-27 метров, а тут обе реки вышли из берегов и затопили поселки | ||
+ | даже на высоких берегах. Волны гуляют, все пищит-скрипит... Необычный горный | ||
+ | каньон заметил с вертолета, когда с Василием Михайловичем Песковым летели к | ||
+ | Агафье Лыковой. Как в памяти сохранилось, так и отобразил. | ||
+ | - А вот эта? - показываю я на картину, необычную, выделяющуюся из общего ряда | ||
+ | произведений Батца. Мальчик отодвигает бело-голубой полог и его взору предстает | ||
+ | кроваво-красный горизонт, сложенный из множества бредущих людей. Прямо перед | ||
+ | ним открывается подножие распятия. Об этом можно судить по ноге, в которую | ||
+ | кое-как вбит гвоздь. Кое-как - потому что он согнулся и вошел не до конца. Ниже | ||
+ | надпись стилизованными буквами. | ||
+ | - Откуда задумка сказать не могу, не знаю. А посвящается невинным жертвам | ||
+ | репрессий. Именно невинным, потому что сейчас немало тех, кто выдает себя за | ||
+ | пострадавших, таковыми не являясь. А репрессии были направлены именно против | ||
+ | невиновных. Люди на этом полотне и есть жертвы. На переднем плане распятый | ||
+ | человек. Приоткрыты лишь ноги, но это ясно. Подпись гласит «Неков». По | ||
+ | старославянски это слово означает и алмаз, и металл, лучший металл, с трудом | ||
+ | поддающийся ковке. О чем говорит эта надпись? Репрессировались самые нужные, | ||
+ | стойкие, хорошие, умные, порядочные люди. В первую очередь. Почему гвоздь | ||
+ | кривой? Человек, который не может гвоздя забить, вершит судьбы многих, решает, | ||
+ | жить мне или не жить. И вроде имеет право. При этом сам ничего не может. | ||
+ | - Как Вы ее назвали? | ||
+ | - У меня была проблема с названием. Но как-то мы собирались с Василием | ||
+ | Михайловичем Песковым к Лыковым и перед поездкой он посмотрел мою выставку | ||
+ | в нашей очурской школе. «Назови, говорит, ее просто, - «Правда»». И я согласился, | ||
+ | что лучшего названия не придумаешь. И еще он добавил: «Не показывай эту | ||
+ | картину никому. Художникам особенно. Быстро идею перехватят, а никто до такой | ||
+ | еще не додумался, и растиражируют, бизнес на крови сделают...» | ||
+ | ЖИЗНЬ. КНИГИ. | ||
+ | - Рисовать я начал с детства. А писать с шестьдесят третьего года. Свой первый | ||
+ | рассказ решил напечатать. Куда послать? Жили мы тогда на Крайнем Севере, в | ||
+ | деревушке из двадцати дворов. Попался мне на глаза журнал «Жарки» | ||
+ | Красноярского издательства. Туда и послал. И напечатали. А систематически писать | ||
+ | стал с 1966 года, когда переехали в Очуры. Причем я и писатель, как художник, | ||
+ | видимо, не настоящий. Выдумывать не люблю. Некоторые ведь садятся, пишут, | ||
+ | когда есть начало, а дальше, что выйдет. У меня, наоборот, пока все по деталькам не | ||
+ | сложится, не сажусь писать. Если же сажусь, то знаю, что у меня в голове - готовая | ||
+ | вещь... | ||
+ | Книги Генриха Батца ( «Из века в век», «Торг Сивиллы», «Большой аргиш», «Где | ||
+ | Макар телят не пас») основаны или на лично пережитом или на услышанном, | ||
+ | достоверном. Повесть «Северная Робинзонада», например, описывает | ||
+ | действительный случай. Перед войной, в одну из экспедиций на Севере завезли груз, | ||
+ | оставили сторожа. И... только в 1944-ом нашли. Повесть «Письма в никуда» | ||
+ | посвящена мальчишеской попытке побега сорока трех северян от призыва на фронт. | ||
+ | Сотрудник НКВД нашел их, догнал и вернул. Да они и не очень-то убегали. | ||
+ | Писатель с большой теплотой описывает северян, которые не обманут, не своруют, | ||
+ | помогут любому. А сбежали - дело случая. Пришло кому-то в голову - давайте | ||
+ | убежим. Фашистов-то по карикатурам представляли, с рогами, полузверей. А то, что | ||
+ | где-то люди стреляют в людей и вообще в голове не укладывалось... | ||
+ | Практически все рассказы в сборнике «Большой аргиш» основаны на личных | ||
+ | впечатлениях подростка, во время войны входящего во взрослую жизнь. | ||
+ | Батц долго не мог напечатать свои произведения. Однажды, в восьмидесятые годы, | ||
+ | казалось, издательский бастион будет взят. Издательство «Современник» приняло | ||
+ | сборник повестей и рассказов, подкрепленный рекомендательным письмом Сергея | ||
+ | Михалкова. Но через пять месяцев ожидания - отказ. За что хвалили писатели, за то | ||
+ | разругал сотрудник «компетентных органов». | ||
+ | Своей «крестной матерью», несмотря на ее молодость, считает Наталью Ахпашеву, | ||
+ | которая пробила выход в свет первого сборника «Из века в век».Теперь он член | ||
+ | Союза писателей России. Единственный с таковым званием немец на сибирских | ||
+ | просторах. | ||
+ | У Батца в Саратове была как-то встреча с представительницей Французского | ||
+ | консульства. Она записала его фамилию в блокнот, повернула в его сторону. Четыре | ||
+ | буквы фамилии были четко написаны на латыни. Он согласно кивнул. Девушка | ||
+ | пришла в восторг, стала с жаром уверять его в чем-то по-французски. Перевода не | ||
+ | требовалось: "... Батц!.. Д"Артаньян!.. Сибирь... Гаскония-Хакасия!". Он считает это | ||
+ | замечательной легендой. | ||
+ | А «аргиш» на языке северных народов означает переход, который можно сделать за | ||
+ | один раз. Бывает и «Большой аргиш» - жизнь. Одноименный рассказ Генрих Батц | ||
+ | заканчивает словами: « Так входило мое поколение в мир. У каждого был свой | ||
+ | Большой аргиш. А, может, и не один». | ||
+ | © А.Н. Анненко | ||
+ | |||
+ | ===== Источники ===== | ||
+ | 1. Балашов, В. Живет рядом художник / В. Балашов // Огни Саян. – 1983. – 5 февр. | ||
+ | |||
+ | 2. Балашов, В. Он любит Север и яхты / В. Балашов // Хакасия. – 1994. – 15 окт. | ||
+ | |||
+ | 3. Балашов, В. Пером и кистью / В. Балашов // Огни Саян. – 1994. – 4 окт. | ||
+ | |||
+ | 4. Батц, Г. Твой дом : повести и рассказы / Г. Батц. – Абакан, Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1998. - 204 с. | ||
+ | |||
+ | 5. Дорогою судьбы, не растеряв добра : [о юбилее Г.Г. Батца] // Саянские ведомости.– 2008. – 16 окт. | ||
+ | |||
+ | 7. Ешина, З. Предъюбилейные интервью о Генрихе Батце (писателе, художнике, человеке) и его творчестве / З. Ешина // Огни Саян. – 1998. – 29 янв. | ||
+ | |||
+ | 8. Катаева, Л. Генрих Батц – писатель-сибиряк / Л. Катаева // Хакасия. – 2008. – 22 янв. | ||
+ | |||
+ | 9. http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/090919-4.htm | ||
+ | |||
+ | 10. http://www.admtr.ru/tr/pochet/ | ||
+ | |||
+ | 11. http://dlkhakasia.wordpress.com/page/2/ | ||