...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


вагнер_георгий_карлович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
вагнер_георгий_карлович [2014/05/14 05:25]
ram3ay создано
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 08:21]
ram3ay [Биография]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Вагнер Георгий Карлович ====== ​ ====== Вагнер Георгий Карлович ====== ​
  
 +**Годы жизни:​** 1908-1995
 +
 +**Место рожд.:​** г. Спасск Спасского уезда Рязанской губ.
 +
 +**Образование:​** Рязанский художественно-педагогический техникум
 +
 +**Годы ссылки:​** 1949-1953
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован 21.01.1937 г. Приговор 07.06.1937 г. (по ст. 58, п. 10, 11) - 10 лет ИТЛ. Повторно арестован 04.01.1949 г., приговор - ссылка в Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности:​** художник.
 +
 +**Места ссылки:​** пос. Бельск Удерейского (Мотыгинского) района.
 +
 +===== Биография =====
 +
 +Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей
 +культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат
 +Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ.
 +В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде
 +православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св.
 +Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора
 +Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​
 +потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич
 +Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из
 +древнейших рязанских сел.
 +Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского
 +уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и
 +преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его
 +отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей
 +музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский
 +художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же
 +преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и
 +одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​
 +а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился
 +из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​
 +сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью.
 +В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и
 +выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской
 +картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и
 +построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти
 +же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время
 +проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа
 +Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской
 +часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот.
 +21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической
 +организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу  ​
 +масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в
 +том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная
 +организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная
 +секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет.
 +Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​
 +закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье
 +58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей
 +(ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под
 +дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и
 +ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли
 +слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​.
 +Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы
 +Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не
 +оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что
 +выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был
 +каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он
 +превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​
 +когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное
 +образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в
 +художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942
 +году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом
 +на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то
 +Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей
 +беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед
 +ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто-
 +то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало
 +иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная
 +агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения
 +лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного
 +клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с
 +Колымы был запрещен.
 +По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им.
 +Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал
 +вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер
 +начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го
 +Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи
 +остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады
 +Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери,​
 +опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником
 +Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в
 +художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне
 +Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского
 +архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она
 +была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял
 +самые сокровенные мысли.
 +В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он
 +работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище.
 +
 +4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием.
 +В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную
 +Сибирь. Работал грузчиком,​ техником – художником и чертежником в поселке
 +Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района.
 +Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической
 +партии землекопом,​ он затем становится художником. Работой руководил будущий
 +член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием
 +берегов Ангары. ​ С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения.
 +Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке
 +Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку
 +железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть
 +Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее,
 +Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции
 +академика А.П. Окладникова,​ состоявшейся летом 1955 года, и в поездке ​ с отрядом
 +Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре
 +приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги
 +«По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на
 +территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель.
 +Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике,​ не
 +щадившем себя ради общего дела, собраном,​ организованном человеке с
 +повышенным чувством долга. В научном архиве Рязанского музея-заповедника
 +хранится рукописное свидетельство этого периода - толстая тетрадь,​ на первой
 +странице которой рукой Георгия Карловича фиолетовыми ​ чернилами написаны три
 +строчки:​ Г. Вагнер. Сибирская тетрадь. 1955.
 +В Москве,​ куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков
 +работы его взял к себе в Институт археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре
 +скромный лаборант архива Вагнер,​ не имевший даже законченного высшего
 +образования,​ начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые
 +сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года
 +получил решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве
 +лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии -
 +Институт археологии). Его жена к этому времени еще не вернулась в Москву,​
 +продолжая работать архитектором медно-серного комбината в г. Сибае под
 +Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал,​ чтобы
 +напечатать «энную серию статей»,​ которая стала бы фундаментом для его
 +дальнейшей научной деятельности. Как он сам отмечал,​ писал «все спешно и
 +полулегально»,​ т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань,​ работая с фондами
 +архива,​ музея - собирал материалы для 3 статей:​ «о смерти М. Казакова,​ о
 +псевдоготическом остроге в Рязани,​ о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.».
 +Мизерный лаборантский оклад вынуждал вечерами и ночами заниматься и
 +заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую
 +диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро-
 +суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней прочно закрепилось
 +почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении
 +сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском
 +искусстве.
 +Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он
 +неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII-
 +XIX веков, обращая внимание как на известные памятники,​ так и на «рядовую»
 +архитектуру,​ составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла
 +его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани». Художественное
 +оформление издания было выполнено женой Вагнера - Александрой Николаевной
 +Терновской.
 +В 1960-е гг. научное исследование Владимиро-Суздальской белокаменной
 +скульптуры,​ монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского
 +собора в г. Юрьеве-Польском позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить
 +кандидатскую и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую
 +медаль Академии художеств СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро-
 +Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры»,​ «Скульптура Древней
 +Руси», «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную
 +премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции и
 +реставрации многих древнерусских памятников.
 +Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу,​ Отечеству.
 +Георгий Карлович относился к числу ученых,​ не удовлетворенных достигнутым,​
 +находящимся в постоянном творческом поиске. В дальнейшем от конкретного
 +икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим
 +историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в
 +древнерусском искусстве»,​ 1974 г., «От символа к реальности. Развитие
 +пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков»,​ 1980 г., «Канон и стиль в
 +древнерусском искусстве»,​ 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт
 +функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры»,​ 1990 г.).  В
 +1989 году ​ Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над
 +книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал
 +вероисповедную сторону древнерусского зодчего,​ этическую высоту русского
 +народа. Монологом об Истине,​ Любви, Красоте и Добре стали последние труды
 +ученого – «Тысячелетние корни»,​ 1991 года и «В поисках Истины:​ религиозно-
 +философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.», 1993
 +года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и
 +приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского
 +мышления А.Ф. Лосева,​ Г.К. Вагнер выступил как религиозный мыслитель,​ который
 +понимал нравственные,​ эстетические и философские нормы "​прежде всего как
 +пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом,​
 +частицей деятельного («животворящего») Божественного Духа, под управлением
 +которого протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля».
 +Исследования Г.К. Вагнера,​ посвященные миру образов фантастических и
 +экзотических животных,​ положили начало большой работе по составлению Бестиария
 +земли Рязанской. Книга «Рязанские достопамятности»,​ реконструкция пмятников
 +средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме
 +«Образы Старой Рязани».
 +В 1989-1993 гг. Г.К. Вагнер - активный участник проведения в МГУ
 +международных Лосевских чтений. Доклады,​ с которыми выступил ученый на этих
 +конференциях,​ еще раз продемонстрировали его глубокие искусствоведческие,​
 +философские,​ а также богословские знания,​ раскрыли как истинного христианина,​ не
 +только воспринимающего Слово Божие, но исполняющего Его.
 +В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали
 +Георгия Карловича праведником,​ характер которого определяла,​ прежде всего,
 +доброта,​ отзывчивость к людям. Забывая о себе, он готов был к помощи и словом,​ и
 +делом. Действительно,​ нет человека,​ знавшего Вагнера,​ не почувствовавшего на себе
 +его доброжелательность,​ простоту,​ искренность. Щедрость души, богатейшие
 +знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее
 +уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным к ближнему."​Георгий
 +Карлович обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать
 +разговор в русле незатухающего интереса со всеми. Широки у него были горизонты
 +научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым был жизненный опыт.
 +
 +Но главное - это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что
 +составляло культуру (во всеохватном ее понимании) русского народа.
 +Удивительные богатства народного языка были глубинными истоками его речи.
 +Истинный патриот,​ Георгий Карлович буквально упивался народной культурой.
 +Вся "​книжная мудрость"​ его научных трудов ложилась легко на слух уже потому,​
 +что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими
 +тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были
 +поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа
 +человека,​ многие годы гонимая властями. В минуты особых откровений,​ а Георгий
 +Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках,​ прежде всего честным,​
 +он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки,​ как душа
 +самого автора. "​Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой,​ театром. На
 +мгновение задумавшись,​ признался:​ - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних
 +оперных вечерах. Несерьезно все это!"​... Снова задумался. Помню характерный жест
 +его большой руки. Чем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о
 +судьбах детей. После короткой паузы: "​Хоть поэзия выше нашего разумения.
 +Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его вдохновенность?​!"​
 +Вновь отрешенный взгляд,​ и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин
 +своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится
 +рухнуть в пучину чувств от услышанного:​ "​Когда после очередного допроса меня
 +бросили в камеру,​ тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно
 +начали вспоминаться строки "​Сказки о царе Салтане"​. Сколько часов пребывал я
 +тогда в светлом раю пушкинского творения,​ не помню. Но то, что необычным
 +способом ко мне пришло исцеление,​ - это абсолютно точно!» О поразительном
 +воздействии этого произведения гениального поэта на узников застенков пришлось
 +услышать мне в Санкт-Петербурге и от Ирины Робертовны Куллэ: "​...Сквозь
 +оглушенное болью мутное сознание услышала звонко-светлые строчки "​Сказки о
 +царе Салтане"​. Читала их на память моя сокамерница. И так вдруг легко стало!»
 +Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания,​ в телефонных разговорах
 +звучали постоянные вопросы о судьбе того или иного человека,​ события,​
 +общественного начинания. Архитекторы и музейные работники Рязани и города
 +Спасска помнят ту кипучую активность,​ которую ученый проявлял во время
 +подготовки к торжествам,​ посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной,​
 +нежной была и любовь большого ученого к "​малой Отчизне"​ - древней Рязанской
 +земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках,​ ни в годы гонений и
 +испытаний,​ ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его
 +обширнейшего эпистолярного архива - строчки,​ добрые слова о Рязанском крае,
 +Спасске.
 +При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой
 +Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году). Выступал с
 +лекциями,​ беседами,​ работал над рукописями. Несколько его работ посвящены
 +исследованию памятников рязанского зодчества,​ творчеству рязанских живописцев
 +XIX века. Бывая в Спасске,​ всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский
 +храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему
 +удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск
 +деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: "​Посылаю
 +деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой
 +древней церкви в Исадах,​ вторую половину - на реставрацию Спасского храма».
 +Последняя книга Г.К. Вагнера "​Великая Русь: история и художественная культура
 +X-XVII вв.",​ отдельные разделы которой подготовили Д.С. Лихачев,​ Г.И. Вздорнов,​
 +Р.Г. Скрынников,​ была издана в Милане в 1994 году на английском,​ немецком,​
 +французском,​ итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов,​ но и
 +ценителей древнерусского искусства всего мира. Решением Малого Совета
 +Рязанского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60
 +Георгию Карловичу Вагнеру было присвоено звание «Почетный гражданин
 +Рязани». В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные
 +болезни. Кроме того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994
 +году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало
 +большое кресло у письменного стола в его кабинете. С каждым месяцем он покидал
 +его, чтобы выйти из дома, все реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович
 +преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница,​ та,
 +где 1-й псалом начинается словами:​ «Блажен муж, который не ходит на совет
 +нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,​ но в
 +законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание
 +проходило в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович
 +Вагнер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
 +
 +===== Источники =====
 +
 +1. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
 +===== Творчество =====
 +
 +{{:​vagner005.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner002.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner003.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner004.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner005.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner006.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner007.jpg?​200|}}
  
вагнер_георгий_карлович.txt · Последние изменения: 2014/05/22 10:19 — lena