...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


вагнер_георгий_карлович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:38]
ram3ay
вагнер_георгий_карлович [2014/05/22 10:19]
lena [Биография]
Строка 14: Строка 14:
   
 **Места ссылки:​** пос. Бельск Удерейского (Мотыгинского) района. **Места ссылки:​** пос. Бельск Удерейского (Мотыгинского) района.
 +
 +===== Биография =====
 +
 +Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ.
 +В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​ потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел.
 +Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский
 +художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​ сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью.
 +В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа
 +Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот.
 +21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу ​ масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет.
 +Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли
 +слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​.
 +Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он
 +превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​ когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то
 +Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто-то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного
 +клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им.Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады
 +Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери,​ опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского
 +архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял самые сокровенные мысли.
 +В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище.
 +4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную Сибирь. Работал грузчиком,​ техником – художником и чертежником в поселке Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района.
 +Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической партии землекопом,​ он затем становится художником. Работой руководил будущий член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием берегов Ангары. ​ С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения.
 +Георгий Карлович проработал в геологической партии до смерти Сталина. На реке Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А.П. Окладникова,​ состоявшейся летом 1955 года, и в поездке ​ с отрядом
 +Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель.
 +Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике,​ не щадившем себя ради общего дела, собраном,​ организованном человеке с повышенным чувством долга. В научном архиве Рязанского музея-заповедника хранится рукописное свидетельство этого периода - толстая тетрадь,​ на первой странице которой рукой Георгия Карловича фиолетовыми ​ чернилами написаны три
 +строчки:​ Г. Вагнер. Сибирская тетрадь. 1955.
 +В Москве,​ куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков работы его взял к себе в Институт археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре скромный лаборант архива Вагнер,​ не имевший даже законченного высшего образования,​ начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года
 +получил решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии - Институт археологии). Его жена к этому времени еще не вернулась в Москву,​ продолжая работать архитектором медно-серного комбината в г. Сибае под Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал,​ чтобы
 +напечатать «энную серию статей»,​ которая стала бы фундаментом для его дальнейшей научной деятельности. Как он сам отмечал,​ писал «все спешно и полулегально»,​ т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань,​ работая с фондами архива,​ музея - собирал материалы для 3 статей:​ «о смерти М. Казакова,​ о псевдоготическом остроге в Рязани,​ о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.».
 +Мизерный лаборантский оклад вынуждал вечерами и ночами заниматься и заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро-суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней прочно закрепилось почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении
 +сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском искусстве.
 +Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII- XIX веков, обращая внимание как на известные памятники,​ так и на «рядовую» архитектуру,​ составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани». Художественное оформление издания было выполнено женой Вагнера - Александрой Николаевной
 +Терновской.
 +В 1960-е гг. научное исследование Владимиро-Суздальской белокаменной скульптуры,​ монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить кандидатскую и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую медаль Академии художеств СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро-
 +Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры»,​ «Скульптура Древней Руси», «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции и реставрации многих древнерусских памятников.
 +Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу,​ Отечеству. Георгий Карлович относился к числу ученых,​ не удовлетворенных достигнутым,​ находящимся в постоянном творческом поиске. В дальнейшем от конкретного икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в древнерусском искусстве»,​ 1974 г., «От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков»,​ 1980 г., «Канон и стиль в древнерусском искусстве»,​ 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры»,​ 1990 г.).  В 1989 году ​ Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал
 +вероисповедную сторону древнерусского зодчего,​ этическую высоту русского народа. Монологом об Истине,​ Любви, Красоте и Добре стали последние труды ученого – «Тысячелетние корни»,​ 1991 года и «В поисках Истины:​ религиозно-философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.», 1993 года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и
 +приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского мышления А.Ф. Лосева,​ Г.К. Вагнер выступил как религиозный мыслитель,​ который понимал нравственные,​ эстетические и философские нормы "​прежде всего как пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом,​ частицей деятельного («животворящего») Божественного Духа, под управлением
 +которого протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля».
 +Исследования Г.К. Вагнера,​ посвященные миру образов фантастических и экзотических животных,​ положили начало большой работе по составлению Бестиария земли Рязанской. Книга «Рязанские достопамятности»,​ реконструкция пмятников средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме «Образы Старой Рязани».
 +В 1989-1993 гг. Г.К. Вагнер - активный участник проведения в МГУ международных Лосевских чтений. Доклады,​ с которыми выступил ученый на этих конференциях,​ еще раз продемонстрировали его глубокие искусствоведческие,​ философские,​ а также богословские знания,​ раскрыли как истинного христианина,​ не только воспринимающего Слово Божие, но исполняющего Его.
 +В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали Георгия Карловича праведником,​ характер которого определяла,​ прежде всего, доброта,​ отзывчивость к людям. Забывая о себе, он готов был к помощи и словом,​ и делом. Действительно,​ нет человека,​ знавшего Вагнера,​ не почувствовавшего на себе его доброжелательность,​ простоту,​ искренность. Щедрость души, богатейшие знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее
 +уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным к ближнему."​Георгий Карлович обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать разговор в русле незатухающего интереса со всеми. Широки у него были горизонты научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым был жизненный опыт.
 +Но главное - это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что составляло культуру (во всеохватном ее понимании) русского народа. Удивительные богатства народного языка были глубинными истоками его речи. Истинный патриот,​ Георгий Карлович буквально упивался народной культурой.
 +Вся "​книжная мудрость"​ его научных трудов ложилась легко на слух уже потому,​ что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа человека,​ многие годы гонимая властями. В минуты особых откровений,​ а Георгий Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках,​ прежде всего честным,​
 +он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки,​ как душа самого автора. "​Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой,​ театром. На мгновение задумавшись,​ признался:​ - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних оперных вечерах. Несерьезно все это!"​... Снова задумался. Помню характерный жест его большой руки. Чем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о судьбах детей. После короткой паузы: "​Хоть поэзия выше нашего разумения.
 +Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его вдохновенность?​!"​
 +Вновь отрешенный взгляд,​ и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится рухнуть в пучину чувств от услышанного:​ "​Когда после очередного допроса меня бросили в камеру,​ тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно начали вспоминаться строки "​Сказки о царе Салтане"​. Сколько часов пребывал я тогда в светлом раю пушкинского творения,​ не помню. Но то, что необычным способом ко мне пришло исцеление,​ - это абсолютно точно!» О поразительном
 +воздействии этого произведения гениального поэта на узников застенков пришлось услышать мне в Санкт-Петербурге и от Ирины Робертовны Куллэ: "​...Сквозь оглушенное болью мутное сознание услышала звонко-светлые строчки "​Сказки о царе Салтане"​. Читала их на память моя сокамерница. И так вдруг легко стало!»
 +Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания,​ в телефонных разговорах звучали постоянные вопросы о судьбе того или иного человека,​ события,​ общественного начинания. Архитекторы и музейные работники Рязани и города Спасска помнят ту кипучую активность,​ которую ученый проявлял во время подготовки к торжествам,​ посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной,​
 +нежной была и любовь большого ученого к "​малой Отчизне"​ - древней Рязанской земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках,​ ни в годы гонений и испытаний,​ ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его обширнейшего эпистолярного архива - строчки,​ добрые слова о Рязанском крае, Спасске.
 +При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году). Выступал с лекциями,​ беседами,​ работал над рукописями. Несколько его работ посвящены исследованию памятников рязанского зодчества,​ творчеству рязанских живописцев XIX века. Бывая в Спасске,​ всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему
 +удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: "​Посылаю деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой древней церкви в Исадах,​ вторую половину - на реставрацию Спасского храма».
 +Последняя книга Г.К. Вагнера "​Великая Русь: история и художественная культура X-XVII вв.",​ отдельные разделы которой подготовили Д.С. Лихачев,​ Г.И. Вздорнов,​ Р.Г. Скрынников,​ была издана в Милане в 1994 году на английском,​ немецком,​ французском,​ итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов,​ но и ценителей древнерусского искусства всего мира. Решением Малого Совета Рязанского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60
 +Георгию Карловичу Вагнеру было присвоено звание «Почетный гражданин Рязани». В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные болезни. Кроме того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994 году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало большое кресло у письменного стола в его кабинете. С каждым месяцем он покидал его, чтобы выйти из дома, все реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница,​ та,
 +где 1-й псалом начинается словами:​ «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,​ но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание проходило в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович Вагнер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
 +
 +===== Источники =====
 +
 +1. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
 +===== Творчество =====
 +
 +{{:​vagner005.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner002.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner003.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner004.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner005.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner006.jpg?​200|}}
 +
 +{{:​vagner007.jpg?​200|}}
  
вагнер_георгий_карлович.txt · Последние изменения: 2014/05/22 10:19 — lena