Инструменты пользователя

Инструменты сайта


вагнер_георгий_карлович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 06:55]
ram3ay [Творчество]
вагнер_георгий_карлович [2014/05/19 08:21]
ram3ay [Биография]
Строка 17: Строка 17:
 ===== Биография ===== ===== Биография =====
  
-%%Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей ​ культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат ​ Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св. Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​ потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич ​ Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из древнейших рязанских сел. Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​ а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​ сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​ закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​. Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​ когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942  +Георгий Карлович Вагнер – один из самых крупных ученых-исследователей 
- году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто-то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен.  +культуры и искусства Древней Руси, доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат 
-По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери,​ опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне ​ Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял самые сокровенные мысли. В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище. ​ +Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше двухсот печатных работ. 
-4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную Сибирь. Работал грузчиком, техником – художником и чертежником в поселке Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. Здесь ему ​вновь помогает художественное образование. Начав в геологической партии землекопом, он затем становится художником. Работой руководил будущий член-корреспондент АН СССР А.В. Боголепов занимавшуюся исследованием берегов Ангары. ​ С ним у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые ​отношения. Георгий Карлович проработал в геологической партии ​до смерти Сталина. На реке Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку железного ​века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу. Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращении домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А.П. Окладникова,​ состоявшейся летом 1955 года, и в поездке ​ с отрядом Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель. +В его родословном дереве можно увидеть имена особо почитаемых в среде 
- Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном труженике,​ не  +православных святых:​ прп. Макария Калязинского,​ Паисия Угличского,​ св. 
- щадившем себя ради общего дела, собраном,​ организованном человеке с  +Геннадия Тверского. По линии отца Георгий Карлович – потомок композитора 
- повышенным чувством долга. В научном архиве ​Рязанского музея-заповедника  +Рихарда Вагнера,​ по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина,​ 
- хранится рукописное свидетельство этого периода - толстая тетрадь,​ на первой  +потомок старинного дворянского рода Кожиных. Его дед, Владимир Николаевич 
- странице которой рукой Георгия Карловича фиолетовыми ​ чернилами написаны три  +Кожин – последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады – одного из 
- строчки:​ Г. Вагнер. Сибирская тетрадь. 1955. +древнейших рязанских сел. 
- В Москве,​ куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков  +Родился Георгий Карлович 6 (19) августа 1908 года в городе Спасске Спасского 
- работы его взял к себе в Институт археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре  +уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и 
- скромный лаборант архива Вагнер,​ не имевший даже законченного высшего  +преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной,​ ученицы С.В. Рахманинова. Его 
- образования,​ начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой ​на полевые  +отец, Карл Августович,​ был чиновником,​ мать, Кира Владимировна,​ - учительницей 
- сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года  +музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский 
- получил ​решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве  +художественно-педагогический техникум,​ по окончании которого остается здесь же 
- лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии -  +преподавателем по живописи,​ рисунку,​ цветоведению и социологии искусства,​ и 
- Институт археологии). Его жена к этому времени еще не вернулась в Москву,​  +одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса,​ 
- продолжая работать архитектором медно-серного комбината в г. Сибае под  +а также работает в Рязанском художественном музее.15 сентября 1932 г.  уволился 
- Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал,​ чтобы  +из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем,​ 
- напечатать «энную серию статей»,​ которая стала бы фундаментом для его  +сначала внештатно,​ а с марта 1933 г. работал заведующим художественной частью. 
- дальнейшей научной деятельности. Как он сам отмечал,​ писал «все спешно и  +В этот период он активно занимался научно-исследовательской,​ экспозиционной и 
- полулегально»,​ т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань,​ работая с фондами +выставочной работой. В 1932-1936 гг. трудился над проблемой создания Рязанской 
- архива,​ музея - собирал материалы для 3 статей:​ «о смерти М. Казакова,​ о  +картинной галереи. Много сил и творческой энергии отдал организации и 
- псевдоготическом остроге в Рязани,​ о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.».  +построению в 1936 году посмертной выставки художницы Любови Милеевой. В эти 
- Мизерный лаборантский оклад вынуждал вечерами и ночами заниматься и  +же годы занимался паспортизацией рязанских памятников архитектуры. ​ Во время 
- заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую  +проведения одной из музейных экскурсий выступил в защиту Храма Христа 
- диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро- +Спасителя и других православных памятников Москвы,​ против сноса Тверской 
- суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней прочно закрепилось +часовни,​ Сухаревской башни, Красных ворот. 
- почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении  +21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической 
- сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском  +организации. Центр «организации» находился в Москве,​ а чтобы придать делу ​  
- искусстве.  +масштабность,​ сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях,​ в 
- Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он  +том числе и в Рязани,​ памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная 
- неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII- +организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная 
- XIX веков, обращая внимание как на известные памятники,​ так и на «рядовую»  +секция,​ так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. 
- архитектуру,​ составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла  +Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия,​ 
- его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани». Художественное  +закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 
- оформление издания было выполнено женой Вагнера - Александрой Николаевной  +58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей 
- Терновской. +(ИТЛ). По воспоминаниям самого Вагнера,​ их, "​арестантов,​ гнали колоннами под 
- В 1960-е гг. научное исследование Владимиро-Суздальской белокаменной  +дулами карабинов в "​столыпинские"​ вагоны... под злобный лай овчарок и 
- скульптуры,​ монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского  +ругательства охраны. Вдали мелькнуло милое лицо матери. По ее щекам текли 
- собора в г. Юрьеве-Польском позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить  +слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел"​. 
- кандидатскую и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую  +Он попал на Колыму - в Магаданскую область,​ в лагеря г. Хатыннах системы 
- медаль Академии художеств СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро- +Дальстроя НКВД, на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не 
- Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры»,​ «Скульптура Древней  +оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал,​ что 
- Руси»,​ «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную  +выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Это был 
- премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции и  +каторжный труд. Обычно здоровый человек мог выдержать 1,5–2 года, затем он 
- реставрации многих древнерусских памятников. +превращался в доходягу и умирал от дистрофии или пелагры. Наступил момент,​ 
- Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу,​ Отечеству.  +когда Вагнер дошел до такого состояния,​ и тогда его спасло художественное 
- Георгий Карлович относился к числу ученых,​ не удовлетворенных достигнутым,​  +образование:​ он написал портрет одного из охранников. Вагнера перевели в 
- находящимся в постоянном творческом поиске. В дальнейшем от конкретного  +художники,​ и поэтому ему удалось выдержать весь срок, закончившийся в 1942 
- икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим  +году. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом 
- историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в  +на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то 
- древнерусском искусстве»,​ 1974 г., «От символа к реальности. Развитие  +Георгий Карлович,​ еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей 
- пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков»,​ 1980 г., «Канон и стиль в +беспомощностью привлек внимание старосты,​ уголовника. Когда тот узнал что перед 
- древнерусском искусстве»,​ 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт  +ним художник,​ его лагерное существование переменилось:​ двор за него дометал кто- 
- функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры»,​ 1990 г.).  В  +то другой,​ он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало 
- 1989 году ​ Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над  +иметь все лагерное начальство,​ затем понадобились лозунги и прочая наглядная 
- книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал  +агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. К концу срока заключения 
- вероисповедную сторону древнерусского зодчего,​ этическую высоту русского  +лагерное начальство,​ оценив талант художника,​ поручило ему оформление лагерного 
- народа. Монологом об Истине,​ Любви, Красоте и Добре стали последние труды  +клуба. После окончания срока он остался на Колыме,​ так как шла война, и выезд с 
- ученого – «Тысячелетние корни»,​ 1991 года и «В поисках Истины:​ религиозно- +Колымы был запрещен. 
- философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.», 1993  +По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске им. 
- года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и  +Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал 
- приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского  +вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер 
- мышления А.Ф. Лосева,​ Г.К. Вагнер выступил как религиозный мыслитель,​ который  +начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947-го 
- понимал нравственные,​ эстетические и философские нормы "​прежде всего как  +Георгий Карлович оказался вновь в Рязани. К этому времени из всей большой семьи 
- пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом,​  +остался он один: отец умер еще до войны, мать и брат погибли во время блокады 
- частицей деятельного («животворящего») Божественного Духа, под управлением  +Ленинграда,​ еще один брат пропал на Украине. Осталась тетя, сестра его матери,​ 
- которого протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля». +опекавшая его всю оставшуюся жизнь. Работал старшим научным сотрудником 
- Исследования Г.К. Вагнера,​ посвященные миру образов фантастических и  +Рязанского областного художественного музея, затем - преподавателем в 
- экзотических животных,​ положили начало большой работе по составлению Бестиария +художественном техникуме. В 1947 г. женился на Александре Николаевне 
- земли Рязанской. Книга «Рязанские достопамятности»,​ реконструкция пмятников  +Терновской,​ также уроженке г. Спасска-Рязанского,​ выпускнице Московского 
- средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме  +архитектурного института. В течение всей их совместной жизни, почти 30 лет, она 
- «Образы Старой Рязани».  +была его самым близким,​ надежным,​ любимым человеком,​ той, кому он доверял 
- В 1989-1993 гг. Г.К. Вагнер - активный участник проведения в МГУ  +самые сокровенные мысли. 
- международных Лосевских чтений. Доклады,​ с которыми выступил ученый на этих  +В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947 года по январь 1949 года. Он 
- конференциях,​ еще раз продемонстрировали его глубокие искусствоведческие,​  +работал в музее и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище.
- философские,​ а также богословские знания,​ раскрыли как истинного христианина,​ не  +
- только воспринимающего Слово Божие, но исполняющего Его. +
- В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали  +
- Георгия Карловича праведником,​ характер которого определяла,​ прежде всего,  +
- доброта,​ отзывчивость к людям. Забывая о себе, он готов был к помощи и словом,​ и  +
- делом. Действительно,​ нет человека,​ знавшего Вагнера,​ не почувствовавшего на себе  +
- его доброжелательность,​ простоту,​ искренность. Щедрость души, богатейшие  +
- знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее  +
- уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным к ближнему."​Георгий  +
- Карлович обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать  +
- разговор в русле незатухающего интереса со всеми. Широки у него были горизонты  +
- научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым был жизненный опыт.+
  
- Но главное ​- это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что  +4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев ​находился под следствием. 
- составляло культуру о всеохватном ​ее понимании) русского народа.  +В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную 
- Удивительные богатства народного языка были глубинными ​истоками его речи.  +Сибирь. Работал ​грузчиком, техником – художником и чертежником в поселке 
- Истинный патриот, Георгий Карлович буквально ​упивался народной культурой +Бельск Удерейского ​(ныне Мотыгинского) ​района. 
- Вся "книжная ​мудрость" ​его научных трудов ​ложилась легко на слух уже потому,  +Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической 
- что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими  +партии землекопом, он затем становится художником. Работой руководил будущий 
- тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были  +член-корреспондент АН СССР А. Боголепов занимавшуюся исследованием 
- поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа  +берегов Ангары.  С ним ​у Г.К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения. 
- человека, ​многие годы гонимая властями. В минуты ​особых откровений, а Георгий ​ +Георгий Карлович проработал в геологической партии ​до смерти СталинаНа реке 
- Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках, прежде ​всего честным,  +Тасеевой ​во время геологоразведочных ​работ ​партия обнаружила стоянку 
- он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки, как душа  +железного века, ​которой Георгий Карлович ​посвятил небольшую работу. Смерть 
- самого автора. "Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой, театром. На  +Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее
- мгновение задумавшись, признался: - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних ​ +Георгий Карлович возвращении ​домой предпочел ​участие в сибирской экспедиции 
- оперных вечерах. Несерьезно все это!"... Снова задумалсяПомню характерный жест  +академика А.П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке  с отрядом 
- его большой ​рукиЧем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о  +Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре 
- судьбах детейПосле ​короткой паузы: "Хоть поэзия выше ​нашего разумения.  +приангарских сел, а собранные ​им материалы послужили ​основой для ​будущей книги 
- Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его ​вдохновенность?​!"​ +«По старому Якутскому ​тракту»В статье Вагнер отметил и проживание на 
-  Вновь отрешенный взгляд, и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин +территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель. 
- своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится ​ +Впоследствии Окладников вспоминал о Вагнере как о подлинном ​труженике, не 
- рухнуть в пучину чувств от услышанного: "Когда после очередного допроса меня  +щадившем себя ради общего дела, собраном, организованном человеке ​с 
- бросили в камеру, тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно  +повышенным чувством долга. В научном архиве Рязанского музея-заповедника 
- начали вспоминаться строки "​Сказки ​о царе Салтане". Сколько часов пребывал ​я  +хранится рукописное свидетельство этого ​периода - толстая тетрадьна первой 
- тогда в светлом раю пушкинского ​творения, не помню. Но то, что необычным  +странице которой рукой Георгия ​Карловича фиолетовыми  ​чернилами написаны три 
- способом ко мне пришло исцеление, - это ​абсолютно точно!» О поразительном  +строчки: Г. Вагнер. Сибирская ​тетрадь. 1955. 
- воздействии ​этого ​произведения гениального поэта на узников застенков пришлось  +В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, ​после долгих поисков 
- услышать мне в Санкт-Петербурге ​и от Ирины Робертовны Куллэ: "...Сквозь  +работы его взял к себе в Институт ​археологии академик Б.А. Рыбаков. Вскоре 
- оглушенное ​болью мутное сознание услышала ​звонко-светлые ​строчки казки о  +скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего 
- царе Салтане". Читала их на память моя сокамерницаИ так вдруг легко стало!»  +образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые 
- Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания, в телефонных разговорах  +сезоны в Чернигов и Владимир Б.А. Рыбаков и Н.Н. Воронин. Осенью того же года 
- звучали постоянные вопросы ​о судьбе того ​или иного человека, события,  +получил решение ​Президиума Рязоблсуда ​о реабилитации. Поступил в качестве 
- общественного начинания. Архитекторы ​и музейные работники Рязани и города ​ +лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии ​
- Спасска ​помнят ту кипучую активность, которую ученый ​проявлял во время  +Институт археологии). Его жена к этому времени ​еще не вернулась в Москву, 
- подготовки к торжествам, посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной, +продолжая работать архитектором медно-серного ​комбината ​в г. Сибае ​под 
-  нежной была и любовь большого ученого к "малой Отчизне" - древней Рязанской ​ +Магнитогорском Челябинской области. Вагнер в этот период много работал,​ чтобы 
- земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках, ни в годы гонений и  +напечатать «энную серию статей», ​которая стала бы фундаментом для ​его 
- испытаний, ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его  +дальнейшей научной деятельности. Как ​он сам отмечал, писал «все спешно и 
- обширнейшего ​эпистолярного архива - строчки, добрые слова о Рязанском крае,  +полулегально», т.к. был «бездипломником». Часто ездил в Рязань, работая с фондами 
- Спасске. +архива,​ музея - собирал материалы для 3 статей: «о смерти МКазакова, о 
- При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой ​ +псевдоготическом остроге в Рязани, о резном Михаиле Архангеле XIV-XV вв.». 
- Александрой Николаевной Терновской ​(до ее смерти в 1978 году)Выступал с  +Мизерный лаборантский оклад вынуждал ​вечерами и ночами заниматься и 
- лекциями, беседамиработал над рукописями. Несколько его работ посвящены  +заказными рисунками. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую 
- исследованию памятников рязанского зодчестватворчеству рязанских живописцев  +диссертации. Большое место в его творчестве ​занимает изучение владимиро
- XIX века. Бывая в Спасскевсегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский  +суздальской ​скульптуры. Благодаря трудам Г.К. Вагнера за ней ​прочно закрепилось 
- храм ​Вознесения Господня. В конце ​1980-х (может быть, в 1990 годулетом ему  +почетное место в европейской культуре. Ученный ​стал новатором ​в изучении 
- удалось побывать в селе ​Исады. Осенью того ​же года он прислал землякам в Спасск  +сложнейшей искусствоведческой ​темы - проблемы жанра и канона в древнерусском 
- деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном ​письме писал: "Посылаю  +искусстве. 
- деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой  +Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях ​он 
- древней церкви в Исадахвторую половину - на реставрацию Спасского храма». +неоднократно обращался к зодчеству ​древней ​Рязани и Рязанской ​губернии XVIII- 
- Последняя книга ​Г.К. ​Вагнера "Великая ​Русь: история ​и художественная культура  +XIX веков, обращая внимание как на известные памятникитак и на «рядовую» 
- X-XVII ​вв.", отдельные разделы ​которой подготовили Д.С. Лихачев, Г.И. Вздорнов,  +архитектуру,​ составляющую реальный фон русского зодчества. В 1960 году вышла 
- Р.Г. Скрынников, была издана в Милане ​в 1994 году на английском, немецком +его первая книга «Старые художники и архитекторы Рязани»Художественное 
- французскомитальянском языках ​и вызвала интерес не только ​специалистов, но и  +оформление издания было ​выполнено женой ​Вагнера - Александрой Николаевной 
- ценителей ​древнерусского искусства всего мира. Решением Малого ​Совета  +Терновской
- Рязанского ​городского ​Совета ​народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60  +В 1960-е ггнаучное исследование Владимиро-Суздальской ​белокаменной 
- Георгию Карловичу Вагнеру было ​присвоено звание ​«Почетный ​гражданин  +скульптуры,​ монографии по реконструкции скульптуры XIII в. Георгиевского 
- Рязани». В последние два ​года жестокие страдания причиняли многочисленные ​ +собора ​в г. Юрьеве-Польском ​позволили Г.К. Вагнеру одновременно защитить 
- болезни. Кроме ​того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994 +кандидатскую ​и докторскую диссертации (1968 г.). В 1980 году получил Золотую 
-  году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало  +медаль Академии художеств ​СССР за четыре книги: «Скульптура Владимиро- 
- большое ​кресло у письменного стола в его ​кабинете. С каждым месяцем он покидал  +Суздальской Руси», «Мастера древнерусской скульптуры», «Скульптура Древней 
- его, чтобы ​выйти из дома, все ​реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович ​ +Руси», «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В 1983 году - Государственную 
- преставился. На письменном столе Вагнера ​Псалтырь. Открыта первая страница, та,  +премию СССР. Его труды по архитектуре легли в основу реконструкции ​и 
- где 1-й псалом ​начинается словами: «Блажен мужкоторый не ходит ​на совет  +реставрации ​многих древнерусских памятников. 
- нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в  +Жизнь Г.К. Вагнера была образцом служения науке, русскому народу, Отечеству. 
- законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание ​ +Георгий Карлович относился к числу ученых,​ не удовлетворенных достигнутым, 
- проходило ​в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович  +находящимся в постоянном ​творческом поиске. В дальнейшем от конкретного 
- Вагнер был ​похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.%%+икусствоведческого анализа отдельных памятников он обратился к теоретическим 
 +историко-философским аспектам искусства Древней Руси («Проблема жанров в 
 +древнерусском искусстве»,​ 1974 г., «От символа к реальности. Развитие 
 +пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков», 1980 г., «Канон и стиль в 
 +древнерусском искусстве»,​ 1987 г., «Искусство мыслить в камне: опыт 
 +функциональной типологии памятников ​древнерусской архитектуры»,​ 1990 г.) В 
 +1989 году ​ Г.К. Вагнер в соавторстве с С.С. Аверинцевым закончил работу над 
 +книгой «Мир русского православия». Ученый в своих исследованиях подчеркивал 
 +вероисповедную сторону ​древнерусского зодчегоэтическую высоту русского 
 +народа. Монологом об Истине, Любви, Красоте и Добре стали последние труды 
 +ученого – «Тысячелетние ​корни», 1991 года и «В поисках Истины: религиозно- 
 +философские искания русских художников середины XIX - начала XX вв.»1993 
 +года. Чутко воспринимая основы русской православно-христианской эстетики и 
 +приложив к своим конкретным знаниям методы глубинного философского 
 +мышления А.Ф. ЛосеваГ.К. Вагнер выступил ​как религиозный ​мыслителькоторый 
 +понимал нравственные, эстетические и философские нормы "прежде всего как 
 +пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмир-ным началом,​ 
 +частицей деятельного ​(«животворящего») Божественного ​Духа, под управлением 
 +которого ​протекают все самые идеальные процессы – мысль, чувство и воля». 
 +Исследования Г.К. ​Вагнера, посвященные миру ​образов фантастических и 
 +экзотических животных, положили начало большой работе по составлению Бестиария 
 +земли ​Рязанской. Книга ​«Рязанские достопамятности», реконструкция пмятников 
 +средневековой архитектуры послужили своеобразным путеводителем по теме 
 +«Образы Старой Рязани». 
 +В 1989-1993 гг. Г. Вагнер - активный участник проведения в МГУ 
 +международных Лосевских чтений. Докладыс которыми выступил ученый на этих 
 +конференциях, ​еще раз ​продемонстрировали его глубокие искусствоведческие, 
 +философские, а также богословские знания, раскрыли как ​истинного христианина, не 
 +только воспринимающего Слово Божиено исполняющего ​Его. 
 +В некрологе Института археологии РАН Б.А. Рыбаков и В.П. Даркевич назвали 
 +Георгия Карловича праведником, характер которого определяла, прежде всего,​ 
 +доброта, отзывчивость к людям. Забывая ​о себе, он готов был к помощи и словоми 
 +делом. Действительно, ​нет ​человека, знавшего Вагнеране почувствовавшего на себе 
 +его доброжелательность,​ простотуискренность. Щедрость души, богатейшие 
 +знания снискали ему благодарную любовь многочисленных учеников и всеобщее 
 +уважение. Он всегда был внимательным и сострадательным ​к ближнему."Георгий 
 +Карлович ​обладал редким в наши дни даром вести беседу. Он мог удерживать 
 +разговор в русле ​незатухающего интереса со всеми. Широки у него ​были горизонты 
 +научной эрудиции и знания человеческой психологии. Богатым ​был жизненный ​опыт.
  
 +Но главное - это незамутненная предрассудками любовь Вагнера ко всему, что
 +составляло культуру (во всеохватном ее понимании) русского народа.
 +Удивительные богатства народного языка были глубинными истоками его речи.
 +Истинный патриот,​ Георгий Карлович буквально упивался народной культурой.
 +Вся "​книжная мудрость"​ его научных трудов ложилась легко на слух уже потому,​
 +что в ней звучали бесчисленные интонации православной культуры с ее глубокими
 +тысячелетними корнями. Рассказы об отдельных эпизодах собственной жизни были
 +поучительны и всегда личностно драгоценны. В них было то, что уберегла Душа
 +человека,​ многие годы гонимая властями. В минуты особых откровений,​ а Георгий
 +Карлович был таким с теми, кто представлялся в поступках,​ прежде всего честным,​
 +он мог читать собственные стихи. Его сочинения были красивы и глубоки,​ как душа
 +самого автора. "​Это все грехи молодости. Годы увлечения музыкой,​ театром. На
 +мгновение задумавшись,​ признался:​ - Тогда я неплохо пел. Участвовал в домашних
 +оперных вечерах. Несерьезно все это!"​... Снова задумался. Помню характерный жест
 +его большой руки. Чем-то сродни жесту пожилых матерей в минуты их раздумий о
 +судьбах детей. После короткой паузы: "​Хоть поэзия выше нашего разумения.
 +Вспомните Пушкина! Разве не от Бога его вдохновенность?​!"​
 +Вновь отрешенный взгляд,​ и вновь глаза теплеют. Вновь возвращается он из глубин
 +своих размышлений к сидящему собеседнику. Только теперь уже мне приходится
 +рухнуть в пучину чувств от услышанного:​ "​Когда после очередного допроса меня
 +бросили в камеру,​ тело мое отупело от боли. Лежал в полузабытьи. Неожиданно
 +начали вспоминаться строки "​Сказки о царе Салтане"​. Сколько часов пребывал я
 +тогда в светлом раю пушкинского творения,​ не помню. Но то, что необычным
 +способом ко мне пришло исцеление,​ - это абсолютно точно!» О поразительном
 +воздействии этого произведения гениального поэта на узников застенков пришлось
 +услышать мне в Санкт-Петербурге и от Ирины Робертовны Куллэ: "​...Сквозь
 +оглушенное болью мутное сознание услышала звонко-светлые строчки "​Сказки о
 +царе Салтане"​. Читала их на память моя сокамерница. И так вдруг легко стало!»
 +Многолетняя переписка хранит приветы и пожелания,​ в телефонных разговорах
 +звучали постоянные вопросы о судьбе того или иного человека,​ события,​
 +общественного начинания. Архитекторы и музейные работники Рязани и города
 +Спасска помнят ту кипучую активность,​ которую ученый проявлял во время
 +подготовки к торжествам,​ посвященным 900-летнему юбилею Рязани. Трогательной,​
 +нежной была и любовь большого ученого к "​малой Отчизне"​ - древней Рязанской
 +земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках,​ ни в годы гонений и
 +испытаний,​ ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его
 +обширнейшего эпистолярного архива - строчки,​ добрые слова о Рязанском крае,
 +Спасске.
 +При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой
 +Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году). Выступал с
 +лекциями,​ беседами,​ работал над рукописями. Несколько его работ посвящены
 +исследованию памятников рязанского зодчества,​ творчеству рязанских живописцев
 +XIX века. Бывая в Спасске,​ всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский
 +храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему
 +удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск
 +деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: "​Посылаю
 +деньги... на дело нужное и Богоугодное - половину на ремонт восстанавливаемой
 +древней церкви в Исадах,​ вторую половину - на реставрацию Спасского храма».
 +Последняя книга Г.К. Вагнера "​Великая Русь: история и художественная культура
 +X-XVII вв.",​ отдельные разделы которой подготовили Д.С. Лихачев,​ Г.И. Вздорнов,​
 +Р.Г. Скрынников,​ была издана в Милане в 1994 году на английском,​ немецком,​
 +французском,​ итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов,​ но и
 +ценителей древнерусского искусства всего мира. Решением Малого Совета
 +Рязанского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1992 года № 60
 +Георгию Карловичу Вагнеру было присвоено звание «Почетный гражданин
 +Рязани». В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные
 +болезни. Кроме того, к этому времени он перенес более 10 операций на горле. В 1994
 +году его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало
 +большое кресло у письменного стола в его кабинете. С каждым месяцем он покидал
 +его, чтобы выйти из дома, все реже и реже. Ночью 25.01.1995 г. Георгий Карлович
 +преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница,​ та,
 +где 1-й псалом начинается словами:​ «Блажен муж, который не ходит на совет
 +нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,​ но в
 +законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!...». Отпевание
 +проходило в Воскресенском храме в Брюсовском переулке. Георгий Карлович
 +Вагнер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
вагнер_георгий_карлович.txt · Последние изменения: 2014/05/22 10:19 — lena