...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


диль_бруно_андреевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
диль_бруно_андреевич [2014/05/30 08:34]
ram3ay
диль_бруно_андреевич [2014/05/30 08:43] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Диль Бруно Андреевич ====== ====== Диль Бруно Андреевич ======
 +{{ :​dil001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1927-2011 **Годы жизни:​** 1927-2011
Строка 16: Строка 17:
   
 ===== Биография ===== ===== Биография =====
 +Диль Бруно
 +Биография
 +
 +Диль Бруно Андреевич родился в 1927 году в селе Ровное,​ близ Саратова в семье немецких переселенцев.
 +В 1934 году семья переехала в столицу немецкой автономии город Энгельс. Бруно пошел в школу, одновременно начал заниматься искусством в городском Доме пионеров. Первые же навыки сыну привил отец Генрих (Андрей) Иванович Диль. Он имел художественное образование,​ занимался многим:​ графикой,​ живописью,​ скульптурой,​ работал в школе преподавателем,​ также иллюстратором в немецком государственном издательстве Энгельса. Генрих прилагал всяческие усилия,​ чтобы и дети приобщались к большому искусству
 +Война перечеркнула все планы. В августе 41-го Верховный совет Союза Советских Социалистических республик принял указ о депортации Российских немцев в Сибирь. На восток ехали без комфорта,​ в теплушках,​ как заключенные,​ разве что без охраны. Бруно все чаще глядел в окна теплушки:​ природа менялась от станции к станции. И в душе четырнадцатилетнего мальчика прорезались совсем другие чувства,​ чувства рождающегося в нем художника,​ потрясенного мощью и красотой сибирских ландшафтов,​ ему хотелось прямо в вагоне открыть коробочку акварели и рисовать,​ рисовать и еще раз рисовать без устали и без времени,​ ни о чем не думая, и ни о чем не заботясь.
 +В Красноярске спецпереселенцев (как стали их называть) погрузили на баржи и отправили дальше по Енисею до Минусинска,​ от Минусинска на подводах в село Ермаковское. Село понравилось сразу. Встретили их приветливо. Помогли,​ чем возможно было.
 +Отец устроился на работу в местный райпотребсоюз завхозом. Дети пошли в школу. Вскоре отца призвали в трудармию. Эта повинность мало чем отличалась от работы в местах заключения. Тяжелый,​ изматывающий труд на лесоповале в течение трех лет чуть не свел в могилу Генриха Диля.
 +Весной следующего года спецпереселенцев снова грузят на старенький теплоход «Мария Ульянова» и отправляют на самый север Красноярского края, в Туруханск.
 +С наступлением лета были организованы рыболовецкие бригады. В одну из которых вошел подросток Бруно Диль.
 +Зимой дети занимались в школе. А по вечерам приходилось отбывать всеобщую трудовую повинность – распускать дель. Так прошло два долгих суровых года. С первым пароходом навигации 1944 года отец вернулся к семье в Туруханск.
 +Бруно принимает участие в экспедиции Норильского комбината на реке Северной (притоке Нижней Тунгуски),​ отец в другой – съемочной экспедиции на Нижней Тунгуске,​ встречи тем летом так и не получилось. В экспедиции общение более тесное,​ и юноше удается познакомиться с очень интересными людьми.
 +Весной 1945-го Бруно заканчил десятый класс. Получить же аттестат не случилось,​ помешала болезнь,​ свалившая его той победной весной. Вместе с победой приходит и их долгожданное освобождение. Разрешено ехать. Но нет, не в родные места. В Сибирь,​ в незнакомый еще и чужой Канск, город, где есть педагогическое училище,​ а значит есть работа для отца и место, где можно продолжить образование для детей.
 +Так Бруно Генрихович оказался в Канске,​ в городе,​ ставшем его судьбой. Жить к этому времени,​ конечно,​ стало легче. Отец преподает,​ дети продолжают обучение.
 +Бруно мечтает посвятить себя тому, чему его когда-то учил отец, и чему он отдавал всё свободное время и в Энгельсе,​ и в Туруханске,​ и здесь, в Канске. Он мечтает об Иркутском художественном училище. Но все, видно, напрасно. Спецпереселенцам всё ещё нельзя передвигаться по стране.
 +Во время распределения Бруно заявляет комиссии,​ что было бы выгоднее для города его не отсылать в село, а поручить ему в городе оформление и изготовление различных методических пособий для школ, так как у него для этого имеются все необходимые способности и навыки.
 +Предложение Бруно было принято,​ и он начал свою работу в методическом кабинете ГорРайОНО. Этот поступок оказался главным,​ определившим его дальнейшую судьбу.
 +Получить художественное образование Бруно не смог, вопреки своему сильному желанию. Но тяга к искусству не угасала. Наоборот,​ он рисовал и рисовал всё больше,​ рисовал всегда. Работал карандашом,​ писал маслом,​ акварелью.
 +Еще в педагогическом училище он познакомился с такими же, как он ребятами,​ увлекающимися искусством:​ Борисом Максимовым и Анатолием Рубцовым. Творческие,​ юные, горячие,​ -  они стремились постичь прекрасное,​ стремились,​ вопреки всем обстоятельствам взрастить на канской земле плоды просвещения и искусства. К ним присоединились Витольд Роек, Виталий Нижегородцев,​ И. Черныш.
 +У этих ребят возникла идея провести в городе выставку. И они смогли это сделать! В 1946 году в Канске,​ в помещении клуба им. Дзержинского открылась первая послевоенная художественная выставка. С тех пор Бруно Андреевич становится неприменным участником всех выставок,​ проходящих в городе,​ а часто и за его пределами.
 +И еще одна мечта художника начала осуществляться – сделать принявший их город центром искусства. Над этим Бруно Андреевич трудился не покладая рук. Именно его стараниями и заботами в то время открылся первый центр художественного образования детей при детской технической станции. Ребята с увлечением занимались и лепкой,​ и живописью,​ и рисунком.
 +«Итоги года подвели в Красноярске,​ где проходил тогда съезд учителей. Работы наших детей произвели фурор». Об успехах воспитанников молодого педагога часто сообщала городская газета «Власть Советов».
 +В разные годы в студии занимались ставшие впоследствии художниками,​ архитекторами В. Матуль,​ Г. Бажин, О. Попенкова,​ И. Овчинников,​ А. Семенов,​ Т. Свиридов,​ В. Терещенко.
 +Около 17 лет отработал Бруно Андреевич в народном образовании,​ но в 1963 году он решился оставить выбранную стезю и всю дальнейшую свою жизнь посвятить работе художника-оформителя. Его давно приглашали в городскую художественную мастерскую,​ ценя его человеческие и профессиональные качества.
 +В 60-е годы художник все больше переключается на оформительскую деятельность,​ работая в различных мастерских города. Его уже хорошо знают как главного проектировщика и исполнителя новогодних снежных городков на центральной площади им. Н.И. Коростелёва.
 +В год празднования 50-летия советской власти художник Бруно Диль становится победителем городского конкурса на оформление площади Коростелёва. И это было вдвойне приятно еще и потому,​ что конкурсанты выставлялись не под собственным именем,​ а под девизом. И исполненное им оказалось удостоено высшего балла.
 +Он активно принимает участие в городских вернисажах. Писать картины приходилось в свободное от работы время в выходные,​ по ночам, в праздники. Особенно много успевал Бруно Андреевич в период летних отпусков,​ отправляясь с этюдником,​ ружьем,​ рыболовными снастями в глухие таежные уголки,​ так полюбившиеся еще с подросткового возраста. Многие таежные пространства были им исхожены,​ изборождены бурливые,​ порожистые речушки Красноярского края. Случалось ему быть и на славном сибирском озере Байкал. И отовсюду он привозил этюды маслом,​ акварелью,​ наброски заповедных уголков родного края. Свое состояние души Бруно Диль передает в этюдах и на полотнах. Высокая живописная техника,​ своеобразно тонкая,​ трепетная,​ не лишенная и поэтической вольности. Многие картины Б.А.Диля посвящены рекам Восточной Сибири Кану и Агулу, природа которых строга и величественна. Мрачные суровые горы в верховьях этих рек оттеняют красоту бешено несущегося потока,​ который не могут остановить ни заломы от упавших деревьев,​ ни пороги. Кажется,​ что пенящиеся буруны вот-вот выплеснутся за рамки картины. Вот величественные кедры, израненные ураганами,​ застыли на высоком берегу реки. А вот она, успокоившись на равнине,​ дает себя спеленать зимней стужей. Вот небольшой ручей, текущий в таежной глуши, скатившись с гор, просачивается сквозь снег и не позволяет морозу победить себя. Весенние разливы рек, осенняя успокоенность молчаливой тайги – все это так нам близко и в то же время – ново.
 +Сколько работ им написано за эти годы, трудно даже перечислить. Приходится только дивиться энергии и плодовитости художника:​ «Последний снег» (1952), «Весенний ручей» (1954), «Над Каном» (1954), «К вечеру. Старый Кан-Перевоз» (1964), «Золотая пора» (1965), «Озеро Подирганское» (1969), «Закат» (1969), «Ранний снег» (1970), «Мотогонки»(1977),​ «Саянская тайга» (1978), «Байкал» (1978), «Портрет директора школы В.А. Бусятского» (1978), «Зимняя тайга» (1985), «На перевале» (1994), «Туманное утро» (1995), «Пробуждение» (1996), «Кедровая грива» (1996), «Среди сопок» (1996), «Мороз и солнце» (1996), «Утренний дождик. Адлер» (1998), «Ручей медвежий» (1997), «Преодоление» (1999).
 +В 1995 году в городском выставочном зале Канска художник проводит свою первую большую персональную выставку,​ как бы подводя итоги многолетней работы. Здесь были представлены портреты,​ натюрморты и, конечно,​ излюбленный жанр мастера – пейзаж. 1995 год не только подводил итоги определенного периода в жизни живописца,​ но и начинал новый этап в творческой деятельности Бруно Диля. Художник провозит персональную выставку по восточной зоне края. Это Нижний Ингаш, Большая Уря, Саянск,​ Зеленогорск. Творческая деятельность наконец-то становится основной в его жизни. В последующие годы художник очень много работает в своей домашней мастерской. Принимает участие во всех городских выставках,​ которые с 1996 года становятся постоянными и получают свое, ставшее традиционным название «Осень»,​ в региональной выставке в Новосибирске «Художники – немцы Сибири» -96, -97, -98.
 +В 1998 году в Канске проходит вторая его персональная выставка. В Минусинске Бруно Диль участвует в выставке «Сибирь – наш общий дом» в 2000 году, в том же году – в Москве во Всероссийской выставке. И как результат его многолетних усилий – Бруно Диль с 2000 года становится членом Российского Союза художников.
 +И снова работа,​ выставки и в Канске,​ и в Красноярске:​ 2001, 2002, 2003 гг. В 2004 году в Красноярске в выставочном зале Краевого Дома художника открылась его персональная выставка. На выставке было представлено более сорока работ, среди которых «Преодоление»,​ «Осенние туманы»,​ «Восточные Саяны» и др. Много именитых гостей посетили эту выставку и оставили в книге отзывов добрые теплые слова, в том числе и народные художники России Валерьян Сергин,​ Владимир Мешков,​ художники Константин Войнов и Александр Попп.
 +И снова Бруно Андреевич в строю, работает,​ спорит,​ переживает. В его маленькой комнатушке вновь появляются полотна,​ пахнет краской. Ворчит супруга Ирма Богдановна. Но это так, для порядка. Кто-кто,​ а она-то его, за более чем пятидесятилетний срок брака, понимает хорошо. Знает, что иначе он просто не может.
 +В 2009-м году Дилю было присвоено звание "​Почётный гражданин города Канска"​.
 +Бруно Генрихович Диль скончался после продолжительной болезни 5 января 2011 года.
 +
      
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
 +Диль Бруно
 +Рецензии
 +
 +Из воспоминаний краеведа Юрия Кисловского:​
 +"​Главная особенность творчества Б.А. Диля состоит в том, что почти все его пейзажи посвящены природе нашего Канского района. Как мало мы еще встречаемся с художественным отражением этого уголка края, тем более отражением настолько глубоким по своему содержанию! Перед творением художника хочется стоять и стоять,​ впитывая первозданность суровой сибирской природы. Многие картины Б.А.Диля посвящены рекам Восточной Сибири Кану и Агулу, природа которых строгая и величественная еще до конца не воспринята человеком. Мрачные суровые горы в верховьях этих рек оттеняют красоту бешено несущегося потока,​ который не могут остановить ни заломы от упавших деревьев,​ ни пороги. Кажется,​ что пенящиеся буруны вот-вот выплеснутся за рамки картины. Вот величественные кедры, израненные ураганами,​ застыли на высоком берегу реки. А вот она, успокоившись на равнине,​ дает себя спеленать зимней стужей. Вот небольшой ручей, текущий в таежной глуши, скатившись с гор, просачивается сквозь снег и не позволяет морозу победить себя. Весенние разливы рек, осенняя успокоенность молчаливой тайги – все это так нам близко и в то же время – ново"​.
 +
 +Из "​Канского текстильщика"​ Валерия Шелегова:​
 +"​Наедине с природой душа художника обретает гармонию и покой. Свое состояние души Бруно Диль передает в этюдах и на полотнах. Высокая живописная техника,​ своеобразно тонкая,​ трепетная,​ она не лишена и поэтической вольности ни в зимних пейзажах («Над Каном»,​ «Зимний денек»,​ «Ранний снег»), ​ ни других его работах. Жизнеутверждающий,​ но с грустью,​ оттенок со-общает зрителю изумительные по глубине и насыщенности красок акварели из серии «Саяны» («В верховьях Агула»,​ «Горное озеро»,​ «Туман поднимается»). Почти осязаема влага чистой росы на полотне «Туманное утро». Вечно юная природа,​ запечатленная кистью Бруно Диля – пластична,​ текуча,​ жива в говорливых ручейках,​ в туманных озерах,​ в горных долинах,​ в шуме дождя и в синеватой морозной дымке"​.
 +
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
 +
 +{{:​dil002.jpg?​200|Бруно Диль. 1940-е годы.}} {{:​dil003.jpg?​200|На переднем плане мать художника Ида Михайловна,​ сестра Изольда Генриховна,​ отец Генрих-Андрей. Во втором ряду: Бруно Генрихович,​ супруга художника Ирма Богдановна,​ супруга брата Майя Махмудовна,​ брат Владимир Генрихович.}} {{:​dil004.jpg?​200|Выставка детских работ изостудии ДТС}} ​
  
  
диль_бруно_андреевич.1401424484.txt.gz · Последние изменения: 2014/05/30 08:34 — ram3ay