...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


жженов_георгий_карлович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Следущая версия Both sides next revision
жженов_георгий_карлович [2014/05/14 05:32]
ram3ay создано
жженов_георгий_карлович [2014/05/22 05:05]
ram3ay [Источники]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Жженов Георгий Карлович ====== ====== Жженов Георгий Карлович ======
 +
 +**Годы жизни:​** 1915-2005
 +
 +**Место рожд.:​** г. Санкт-Петербург
 +
 +**Образование:​** Ленинградский эстрадно-цирковой техникум
 +
 +**Годы ссылки:​** 1949-1954
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован в 1938 г. Приговор (по ст. 58-й) - 10 лет ссылки в Магадан. Арестован повторно в 1949 г., ссылка в Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности** актер (актриса).
 +
 +**Места ссылки** Норильск.
 +
 +===== Биография =====
 +
 +Георгий Степанович Жженов - российский актер, народный артист СССР (1980). С 1938-го - в Ленинградском ТЮЗе, в том же году репрессирован. Играл в театрах Магадана,​ Норильска. С 1969 года в Театре им. Моссовета.
 +Георгий Жженов исполняет в основном роли современников,​ раскрывает индивидуальные черты персонажа,​ почти не прибегая к гриму, не преображаясь внешне:​ Забродин («Ленинградский проспект» И.В. Штока, 1970), Панаев («Черный гардемарин» А.П. Штейна,​ 1980) и др. В кино нередко в ролях людей мужественных,​ волевых:​ «Горячий снег» (1972), «Выбор цели» (1974), «Экипаж» (1979) и др. Трагедия честолюбивого провинциала,​ втянутого в политические игры, ярко показана актером в роли Вилли Старка («Вся королевская рать», телефильм,​ по Р.П. Уоррену). Привычные штампы советского детектива пародируются в эпизодической роли милиционера («Берегись автомобиля»,​ 1966). Премия «Ника-96» в номинации «Честь и достоинство».
 +
 +Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года. Стал знаменитым после отбытия срока в ГУЛАГе.
 +Георгий Жженов родился в простой семье. Как гласит семейное предание,​ один из прадедов артиста парился в русской печке (беднота тогда использовала вместо бани печи) и сжегся в ней. Отсюда и фамилия - Жженов.
 +Родители Георгия Жженова были из крестьян Тверской губернии - в начале века они подались в Петербург,​ где глава семьи - Степан Филиппович - открыл собственную пекарню. В семье было трое детей, и все - мальчики (Георгий был младшим). Так как оба его брата увлекались спортом,​ а старший - Борис - даже был профессиональным циркачом,​ Георгий с детства знал, куда себя направить:​ в 1930 году он поступил в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум. Как признается позднее сам Жженов,​ немалое значение в его выборе играла и любовь. Он был тогда влюблен в свою одноклассницу Люсю Лычеву,​ ради которой даже прыгал с парапета набережной в ледяную воду Невы, и мечтал показаться ей под куполом цирка. И его мечта сбылась.
 +Окончив училище,​ начинающий артист Георгий Жженов попал в цирковую труппу,​ где занимался темповой партерной акробатикой. В 1933 году на одно из этих представлений пришел кинорежиссер Иогансон,​ который вдруг разглядел в юном акробате актера кино. Так Жженов попал на роль тракториста Пашки Ветрова в немую картину «Ошибка героя» (в этом же фильме состоялся дебют еще одного актера,​ который впоследствии станет знаменитым,​ - Ефима Копеляна). Георгий Жженов вспоминает:​ «Что забавно,​ для кинопробы выбрали сцену объяснения в любви с поцелуями. Мне не стукнуло еще семнадцати;​ целомудренный и застенчивый паренек,​ я стеснялся и краснел,​ руки дрожали,​ мышцы лица подергивались. А на главную женскую роль пробовались сразу семь молодых актрис!»
 +Стоит отметить,​ что уже в те годы Георгий Жженов пробовал свои силы и в литературе - писал короткие рассказы,​ очерки. Сергей Герасимов,​ ознакомившись с некоторыми его произведениями,​ заметил:​ «Из тебя, Жора, хороший сценарист может получиться».
 +Еще одним «побочным» увлечением Жженова в те годы был футбол. Он играл правого инсайда в сборной профсоюзов Ленинграда и, по мнению специалистов,​ играл неплохо. И тот же Герасимов поставил перед ним дилемму:​ «Выбирай:​ либо футбол,​ либо кино». Жженов выбрал последнее.
 +В 1937 году про Георгия Жженова вспоминает С. Герасимов и утверждает на роль комсомольца Маврина в фильме «Комсомольск». Картина вышла на экраны страны на следующий год, но Георгий ее премьеры уже не застал - в те годы он был под арестом. Что же произошло?​
 +Старший брат Жженова,​ Борис, в те годы учился на третьем курсе механико-математического факультета Ленинградского университета. Учился он хорошо,​ активно участвовал в общественной жизни вуза. Однако все это оказалось перечеркнутым после доноса,​ который состряпал на него кто-то из сокурсников. Тогда в Ленинграде,​ после убийства Сергея Кирова,​ органы НКВД проводили регулярные профилактические мероприятия и раскрывали «вражеские гнезда». В 1937 году наступила очередь ЛГУ. ​ Когда чекисты явились в университет и стали по одному вызывать на допрос студентов,​ один из них доложил,​ что Борис Жженов - враг народа. «Почему вы так решили?​» - задали ему вопрос чекисты. «В декабре 34-го, когда мы все пошли прощаться с Сергеем Мироновичем Кировым,​ он это сделать отказался. Сказал,​ что у него нет теплой обуви, а он боится отморозить ноги. И добавил:​ если я пойду, Киров от этого все равно не воскреснет».
 +Этого заявления вполне хватило для того, чтобы обвинить Бориса Жженова в антисоветской деятельности и арестовать его. А следом настала очередь и его младшего брата - Георгия. Причем его арестовали тоже по доносу. Некий молодой актер написал,​ что тот во время съемок «Комсомольска» познакомился с военным атташе Америки и, находясь с ним в одном купе поезда,​ распевал песни, шутил и т. д. Этого оказалось достаточно,​ чтобы решить судьбу Жженова. Правда,​ арестовали его только со второго захода. Чекисты пришли за ним в последний съемочный день, и дирекция киностудии «Ленфильм» обратилась в НКВД с настоятельной просьбой:​ отложить арест на один день, чтобы завершить съемки. И такое разрешение было получено. Георгий Жженов благополучно отснялся и на следующий день был арестован. Им с братом «впаяли» 58-ю статью,​ дали по 8 лет и отправили в разные места: Борис попал в Норильск,​ а Георгий - в Магадан. А семью Жженовых выселили из Ленинграда.
 +Первые два года Георгий Жженов валил лес на таежных делянках Дукчанского леспромхоза (его напарником по двуручной пиле был советский разведчик Сергей Чаплин). А когда началась война, их этапировали в тайгу на золотые прииски. Там Чаплин погиб. Тысячу раз мог погибнуть и Георгий,​ однако судьба была милостива к нему, каждый раз отводя от него костлявую в самый последний момент. Например,​ в 1943 году Жженов,​ будучи больным цингой,​ отмахал пешком по тайге 10 километров,​ чтобы добраться до прииска «17», где его дожидались две посылки,​ которые его мать еще в 1940 году отправила ему с воли. И он дошел. И хотя все содержимое посылок успело за три года испортиться,​ этот переход оказал на заключенного самое благотворное влияние. После него Георгий вдруг понял, что выживет в этом аду.
 +А вот у братьев судьба оказалась куда как печальнее:​ в 1943 году Борис умер в воркутинском лагере от дистрофии,​ а другого на глазах у матери расстреляли фашисты в Мариуполе.
 +Между тем в 1944 году Георгию Жженову вновь повезло - его приняли в труппу Магаданского театра. Театр был многожанровый:​ и опера, и оперетта,​ и драма, и эстрада,​ и цирк. Труппа состояла из 180 человек,​ причем 120 из них - зеки. Через этот театр прошли многие известные актеры и режиссеры:​ Леонид Варпаховский,​ Юрий Розенштраух,​ Александр Демич, Константин Никаноров,​ Вадим Козин и другие.
 +Именно в этом театре Георгий Жженов встретил свою первую жену, тоже актрису из Ленинграда по имени Лида. Ее арестовали как «врага народа» в 1937 году, приговорили сначала к расстрелу,​ но затем заменили его десятью годами лагерей. В 1946 году у них родилась дочь, которую назвали Аленой. В конце того же года они наконец освободились и вернулись на материк. Около года Георгий Жженов работал на Свердловской киностудии - фактически под гласным надзором. Потом его выгнали из-за отсутствия прописки,​ и он устроился в труппу маленького театра в городке Павлово-на-Оке. Но жизнь там продолжалась недолго. Уже в июне 1949 года (когда в стране началась вторая волна сталинских чисток) его вновь арестовали и бросили в горьковскую тюрьму. Через полгода объявили заочный приговор Особого совещания:​ ссылка в Красноярский край. Этап через всю Россию в Красноярск. Еще два месяца тюрьмы. И, наконец,​ Норильск - Норильский заполярный драмтеатр,​ где Жженов работал в качестве ссыльного актера вплоть до реабилитации в 1954 году (в этом же театре тогда играл и Иннокентий Смоктуновский).
 +В том же году Георгий Жженов вернулся в Ленинград и был принят в труппу Театра имени Ленсовета. А в 1956 году он вернулся и в кино. Режиссер Михаил Добсон (они познакомились в камере ленинградского НКВД) приступил к съемкам фильма «Шторм» и пригласил актера на одну из ролей - солдата Гаврилова.
 +В 1968 переехал в Москву и поступил на службу Театр им. Моссовета.
 +За годы творческой деятельности сыграл более 100 ролей в театре и кино.
 +Умер Георгий Жжёнов 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни.
 +Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
 +
 +===== Рецензии =====
 +
 +%% Георгий ЖЖЕНОВ:​ “Я сказал жене: “Не жди меня. Девяносто с лишним процентов,​ что я где-то погибну” / интервьюер Артур Соломонов // Известия. — 2005. — 20 марта.
 +
 +Во вторник исполняется девяносто лет легендарному русскому актеру Георгию Степановичу Жженову. Георгий Степанович,​ перед юбилеем отказывавшийся от всех интервью,​ исключение сделал только для “Известий”. С Георгием Жженовым встретился специальный корреспондент “Известий” Артур Соломонов.
 +
 +“На допросах я стоял по семь суток, и если падал от изнеможения,​ то меня за волосы поднимали и опять ставили”
 +известия:​ Ваши лагерные рассказы,​ производят очень тяжелое впечатление,​ иначе и быть не может. Но один из самых впечатляющих моментов – когда после прощания с молодой женой вас стали сажать в машину и капитан,​ который вас арестовывал,​ вежливо открыл дверь автомобиля. Это не менее страшный образ, чем все то, что вы описываете в самой лагерной жизни.
 +Жженов:​ Все кончилось на улице Воинова при въезде в ворота тюрьмы. Как захлопнулись ворота,​ все кончилось – права человеческие,​ гражданские права, мои права как личности – все к черту. Начался совершенно другой мир, другие взаимоотношения. Я понял, что я щепка, которой как хотят, так и крутят.
 +Потом, когда я оказался уже на Колыме,​ то так изгалялся,​ чтобы мои письма дошли до родных! У нас вольняшка один брал письма вроде бы для передачи. Но очень скоро тут же, у реки, рвал в клочья наши письма. А мы ему верили. Верили,​ что он до почтового ящика в Магадане довезет эти письма. А нам разрешалось писать раз в полгода или… это все тщетные были попытки связаться с близкими.
 +известия:​ Если сравнивать вашу лагерную прозу и то, что пишет Варлам Шаламов,​ то у него гораздо больше ненависти и отчаяния.
 +Жженов:​ Тут дело в разном понимании жизни, разных характерах. Если у Шаламова превалировала ненависть к палачам,​ то во мне – нет. То ли по молодости,​ то ли я так психически устроен. В моих рассказах есть и положительная оценка тех людей, которые были моими палачами там. Человек – сложное существо. Ну, возьмите хоть того оперуполномоченного,​ на совести которого смерть моего друга Сергея Чаплина. А как он поступил со мной? Ведь он, матерясь и ругаясь,​ вывез меня, обмороженного,​ из ночного леса. Зачем ему это надо было? А потом еще позаботился о том, чтобы я, получив посылку,​ не умер от заворота кишок, набросившись на еду. Даже джентльмены Джека Лондона не поступали так, как он.
 +известия:​ Вам никогда не хотелось разыскать следователей,​ которые обращались с вами жестоко,​ найти и тех, кто на вас доносил,​ и отомстить?​
 +Жженов:​ Нет. Мне кто-то из анонимных доброжелателей,​ видимо,​ сотрудников КГБ, прислал два личных дела моих следователей,​ моих палачей – Моргуля,​ старшего следователя контрразведки,​ и Кириленко. Этот был молодой,​ он вел со мною большинство допросов. Вымогал ответы насильственным путем. Но он все-таки самый мягкий был из них. И вот мне какой-то доброжелатель уже после моей реабилитации,​ после того, как Жженов стал восприниматься как “жертва режима”,​ прислал вдруг личные кадровые дела, анкетные данные моих следователей. Моргуль был расстрелян. А Кириленко затерялся где-то.
 +У меня был эпизод один. Когда я оказался на Колыме,​ первым моим лагерем стал Лукьянский леспромхоз,​ 47-й километр,​ где мы тайгу валили. И поскольку лагерь только зачинался,​ окружен он был поселком колонистов. Колонисты – это вроде бы вольнонаемные,​ но в то же время они не могут покинуть эти места. Обычно украинцев,​ прибалтов туда присылали:​ в свое время советская власть с ними так поступала. Но это был вольный поселок,​ с нашей точки зрения,​ с точки зрения зеков. И туда привозили кино. И однажды мне стало известно,​ что привезли картину “Истребители”,​ в которой снималась моя жена Женя Голынчик вместе с Марком Бернесом. Я узнал об этом и пошел к начальнику лагеря:​ “Разрешите иметь свидание с женой”. Он говорит:​ “Что такое? Как с женой?​” Я ему объясняю,​ что идет картина в вольном поселке и там моя жена играет с Бернесом главную роль. Он изумился,​ но отпустил. А тогда перед художественным фильмом всегда демонстрировалась какая-то хроника. И вдруг в этой хронике я вижу своего следователя Кириленко! В каком качестве?​ В фильме показывали освобождение Буковины – как мы насаждаем там советскую власть. И я смотрю:​ водят праздничные хороводы организованные,​ буковинцы несказанно радуются советской власти,​ которая наконец-то пришла. И среди этих хороводов я вижу своего следователя! Думаю, ах ты, сукин сын, и ты там!
 +На его допросах я стоял по семь суток, и если падал от изнеможения,​ то меня за волосы поднимали и опять ставили. Менялись следователи – один приходил на смену другому,​ а я все стою, стою. Они выбивали так из меня нужные им ответы.
 +известия:​ После отбывания срока вы с женой встречались?​
 +Ж женов: Когда она была на последнем свидании в пересылке в Питере,​ я ей сказал:​ “Женя,​ не жди меня. Девяносто с лишним процентов,​ что я где-то погибну. Во всяком случае,​ свою жизнь ставить в зависимость от моей не надо. Ты молода. Спасибо за все, но живи как тебе захочется. Пусть я не буду теми веригами,​ которые на твоей совести останутся”. Я с ней встретился,​ когда вернулся из первого заключения. Мы увидели,​ что жизни наши разошлись совершенно.
 +
 +“Отец много пил, а в перерывах читал книгу “Трезвая жизнь”
 +известия:​ Вы сравниваете то время, на которое пришлась ваша молодость и зрелость,​ с тем, что сейчас происходит?​
 +Жженов:​ Да как я сравню?​ Никак я не сравниваю. Все это быльем поросло уже. Мне приходится вспоминать,​ порой с трудом,​ и я уже не могу утверждать,​ что в деталях правда,​ а что неправда. Все сливается в общее восприятие прошлого. Но я рад тому, что книжка моя с новеллами вышла. Большей частью они документальные,​ и я готов 700 раз подписаться,​ что это правда. И, кстати говоря,​ я очень благодарен,​ что очень многие писатели – Астафьев,​ Гранин,​ Солоухин – во мне своего брата-писателя признали и хвалили меня как литератора. Мне это было приятно. А многие,​ кто читал, спрашивали:​ слушай,​ а кто писал? Кто у тебя редактор?​ Да никакого у меня редактора не было!
 +известия:​ В одном из ваших рассказов вы описываете отца, который уходил в запои, а в перерывах читал книжку “Трезвая жизнь”.
 +Жженов:​ Ну какой редактор мне расскажет это про моего отца? Больше,​ чем я о нем могу рассказать?​
 +известия:​ Как вы думаете,​ противоречия,​ которыми был полон ваш отец, присущи русскому человеку,​ русскому характеру?​
 +Жженов:​ Это свойственно слабым людям. Как русский человек,​ как славянин,​ мой отец стремился к хорошему,​ к душевному. Вот он и читал “Трезвую жизнь”. А прочитал – пустота организовалась,​ и он опять запил. И так без конца, до самой смерти. Почему он так рано умер? Потому что после ареста брата Бориса и моего ареста всю семью выслали из Ленинграда. И его в том числе. Ему надо было где-то водку доставать,​ а достать ее он не мог. И страдал от этого. И от этих мучений он умер.
 +известия:​ В ваших воспоминаниях очень чувствуются сильная привязанность и любовь к матери и нелюбовь к отцу.
 +Жженов:​ Не нелюбовь… Конечно,​ я отца и признавал,​ и сознавал,​ и соболезновал ему, жалел во многом. Но он был как обуза в семье, что ли. С матерью у них, естественно,​ конфликтные отношения были. А раз так, то нам, детям, надо было выбирать,​ за кого мы. За мать, конечно. Жалко отца. Отца жалко. Но если мать я жалею каждой фиброй своей плоти, души, то отца я жалею только сознательно.
 +Моя мама семнадцатилетней девчонкой деревенской вышла замуж за человека,​ у которого уже было пять ребятишек,​ мал-мала меньше. И своих еще пять родила ему. Мать – грандиозный человек. Смею думать,​ что я где-то повторяю и продолжаю жизнь матери. Хочу, надеюсь,​ смею так думать. И считаю,​ что если я зажился на белом свете, то я живу за своих двух братьев,​ жизнь которых прервалась трагически. Один в лагере на Печоре погиб, а второго расстреляли румыны в Мариуполе – оккупационные войска. Их с приятелем на глазах у моей матери и расстреляли.
 +
 +“Последние слова, которые сказал мне арестованный брат: “Пошел вон, позови мать”
 +известия:​ Вы до сих пор не можете себе простить ваш последний разговор с братом Борисом?​ Когда его арестовали,​ держали в тюрьме,​ а потом дали вам свидание,​ а вы призывали его трудиться,​ работать в лагере честно. Мол, советская власть вознаградит за труд.
 +Жженов:​ Это самое страшное воспоминание. Самый постыдный мой поступок. Я поражаюсь стойкости и достоинству Бориса,​ который,​ выслушав чушь, которую несет его родной брат, сказал:​ “Пошел вон, позови мать”. Да, это были последние слова, которые он мне сказал. А потом я сжигал переданные им записки,​ где он описывал,​ что с ним было в тюрьме. А мать – никогда не забуду этого – сказала:​ “Напрасно,​ сынок, может, пригодилось бы в жизни”. Вещие слова! Это грех, который во мне так и остался.
 +известия:​ Но вы же делали это от неведения.
 +Жженов:​ Но это свидетельство не храбрости,​ а трусости. Боязни. Как бы чего не вышло… А ведь все равно вышло.
 +Сейчас мне дали в КГБ личное дело брата прочесть,​ и я узнал, что они там с Борисом делали. Палачи.
 +известия:​ В Германии нацистских преступников до сих пор разыскивают и преследуют. Понятно,​ что сравнивать эти режимы,​ может быть, некорректно,​ но ведь есть же и откровенные преступники.
 +Жженов:​ Вы знаете,​ мне кажется,​ между нацистским режимом в Германии и нашим большевизмом есть связь. Наверное,​ произвол и там был, но такого дикого произвола,​ как в России… Мне даже не верится,​ что в Германии так было. Может быть, там как-то изощреннее душили,​ но каким-то иным, европейским,​ “цивилизованным” способом,​ не так, как у нас.
 +известия:​ Вы встречались на воле с теми людьми,​ с которыми подружились в лагере?​
 +Жженов:​ С единицами потом встречался,​ но сейчас все померли. Еще в Ленинграде есть пара человек,​ которых мне надо обязательно посетить. Потому что вдруг откликнулись на одну из моих новелл “Я послал тебе черную розу”. Я там пишу о человеке по имени Башин-Джагян.
 +Дело вот в чем. Когда нас забирали из тюрьмы “Кресты” на этап, то нас всех, вызванных из разных камер, воткнули в одну камеру. Нас было сорок с лишним человек. Когда давали поесть,​ приходилось держать миску над головой,​ потому что было трудно повернуться. И вот я слышу в толпе стихи, великолепные стихи, восточные. Но я не мог оглянуться,​ чтобы разглядеть этого человека. Он читал печально,​ очень низким голосом,​ и эти стихи у меня на всю жизнь в памяти остались. На всю жизнь. Кто этот человек,​ читавший стихи? Что он из себя представляет?​ Ни черта я в этот момент не знал, только чувствовал его. Чувствовал,​ что это его последнее публичное выступление. А к утру нас в разные места, по разным автомобилям развели,​ по разным этапам. И этот человек скорее всего в лагерях сгинул.
 +Я кончаю свою новеллу тем, что обращаюсь к людям: “Люди,​ но ведь кто-то знает этого человека?​ Что он? Кто он?” И в прошлом году мне откликнулся из Питера его внук! Я к нему должен приехать. Он сообщил,​ что, как я и полагал,​ его дед умер где-то в заключении или ссылке. Я дал слово, что, будучи в Ленинграде,​ посещу его, и эта новелла обретет какой-то определенный конец.
 +известия:​ Все же странно,​ что у вас нет ненависти к тем, кто с вами поступал более чем жестоко.
 +Жженов:​ Ненависть у меня есть к тем, кто родил и увековечил на какое-то время большевизм. К большевикам у меня ненависть есть, как к узурпаторам,​ к палачам. Но что толку? Как я ее выплескиваю?​ Вот я пишу, пишу, стараюсь держаться правды,​ не лукавлю,​ не умалчиваю ничего. А что, среди большевиков великолепные люди попадались?​ Конечно. Дай бог нам сейчас иметь в быту те правила и хотя бы часть тех законов,​ которые действовали при большевиках.
 +
 +“Моя жизнь – биография советской власти”
 +известия:​ В своих воспоминаниях вы описываете,​ как с друзьями в двадцатые годы находили на ленинградских чердаках самые разные вещи. Почему люди стали эти вещи прятать?​
 +Жженов:​ Когда военный коммунизм сменил нэп, появилась частная собственность,​ частный капитал. Потом Сталин начал душить все это дело. И когда Сталин начал это уничтожать,​ люди стали прятать по чердакам все, что могло их скомпрометировать. Мы находили там реликвии старого мира. Находили оружие,​ на плиту бросали патроны,​ порох. Родители,​ конечно,​ возмущались. А мы ведь были пацанье – мне в 23-м году восемь лет было.
 +известия:​ С вашими сестрами вы потом долгое время встречались?​
 +Жженов:​ До их замужества и далее. Одна сестра,​ самая старшая,​ дожила до 93 лет. А так – остальные пораньше ушли из жизни.
 +известия:​ То есть сейчас из той семьи остались только вы?
 +Жженов:​ Да, я один небо копчу.
 +известия:​ Если бы вам предложили прожить еще раз какое-то одно самое замечательное событие в вашей жизни, что бы вы выбрали?​
 +Жженов:​ Для меня самое главное,​ самое святое в моей жизни – это мать. И, наверное,​ я выбрал бы что-то,​ что с ней связано. Я сейчас не берусь говорить вам, что именно,​ какой эпизод – когда она меня порола за что-то или, наоборот,​ конфетку давала (смеется). Или, скажем,​ были такие случаи,​ когда мы воровали у матери деньги. Она торговала на базаре горшками,​ а мы понемножку воровали у нее. И однажды мать нашла у меня в кармане денежки. Говорит:​ “Где взял?​” – “Нашел”. – “Где?​” – “На памятнике” – “Ах, на памятнике нашел? Поди и положи обратно. Значит,​ кто-то оставил в надежде,​ что он вернется и возьмет,​ а ты забрал”. – “Ну а если не придет никто?​”. – “Ничего,​ ничего,​ положи туда”. Нас мать так воспитывала.
 +известия:​ Мама пыталась внушить вам какие-то основы веры?
 +Жженов:​ Мама у меня была в меру верующим человеком. Соблюдала праздники. Но не более.
 +известия:​ То есть в лагере вы не могли опираться на веру?
 +Жженов:​ Нет, конечно. Моя жизнь – биография советской власти. Я родился в 1915 году. Шла Первая мировая война. Вслед за ней через год, через два отрекся Николай от престола,​ и большевики использовали это обстоятельство. И я свидетель эпохи большевизма,​ в каком-то смысле ее жертва. И свидетель падения большевизма.
 +известия:​ И нового времени.
 +Жженов:​ И нового времени,​ в которое,​ к сожалению,​ вошли большевики,​ не утратившие ни экономического влияния,​ ни политического. Перелицевавшиеся большевики. Но надо полагать,​ что большевизм свою роль сыграл в истории и что с ним покончено.
 +известия:​ В Челябинске вам открыли двухметровый памятник. Что вы почувствовали,​ глядя на себя, отлитого в бронзе?​
 +Жженов:​ Удовольствия мне это не доставило – до сих пор неловко.
 +известия:​ Ваша дочь, если я не ошибаюсь,​ стала артисткой.
 +Жженов:​ Дочь моя сейчас имеет троих маленьких детей и занята их воспитанием. Взяла антракт в своей трудовой деятельности и занимается только этим. И я благословляю ее, потому что это самое главное,​ самая обязательная и благородная миссия – вырастить себе подобных людьми настоящими. Дай бог ей в этом успеха. А профессия,​ надеюсь,​ вернется,​ никуда она не должна деться.
 +известия:​ О чем вы думаете,​ когда остаетесь в одиночестве?​
 +Жженов:​ Сожалею,​ что я писательству отвел место не самое главное в своей жизни. Правда,​ обстоятельства жизни не всегда способствовали этому занятию – на Колыме за каждый найденный клочок исписанной (для памяти) бумаги я рисковал получить пулю в лоб…
 +И сейчас многое неладно. Но надежда есть, что страна все-таки пойдет по правильному пути. Наверное,​ сказывается,​ что Россия только в 1861 году избавилась от крепостного права. Совсем недавно. А европейские страны когда избавились от этого рабства?​ Поэтому фору они имеют перед нами большую. Рабского у нас больше сохранилось.
 +Когда я сталкиваюсь вдруг с такой несправедливостью,​ когда в самой глухой какой-нибудь африканской стране человек просто по безработице получает денег больше,​ чем у нас работающий человек,​ конечно,​ я в отчаяние прихожу. Да как же так!
 +В последнее время больше стало свободы,​ свободы мыслеизъявления,​ волеизъявления. Конечно,​ меня радуют акты возмущения,​ которыми отвечают люди на несправедливость,​ допущенную властью. Раньше не смели, а теперь смеют. Слава богу. Значит,​ несправедливости – совсем откровенной – придет конец. Посмотрим.
 +Георгий Жженов:​ Очень хорошо помню свою первую встречу со Смоктуновским в Норильске. Я туда был сослан,​ а Кеша там хоронился. Ему “повезло” быть военнопленным в свое время, а военнопленных тогда не щадили:​ большинство из них сразу, по возвращении в Россию,​ оказывались в фильтровочных лагерях. Кеша, чтобы избежать этого, добровольно уехал в Норильск. Богом проклятое место, где не было советской власти. Город под началом МГБ. И никаких горсоветов,​ никаких горисполкомов не существовало. И вот Кеша туда, в эти каторжные места, смылся нарочно. Он стал вольнонаемным и просидел все это критическое время в Норильске. То есть он был в двусмысленном положении:​ вроде бы и ссылка,​ а вроде и свободен.
 +Когда время прошло и советская власть там уже укрепилась,​ я ему говорю:​ “Ну, чего ты сидишь здесь? Сейчас не опасно уже для тебя, возвращайся на материк”. Короче,​ я был инициатором того, что Кеша уехал на Большую землю. Многое с ним случилось с моей подачи. Я его связал с Райкиным Аркашей. Я ведь с Райкиным когда-то учился в Питере. Поэтому у нас с ним дружба была еще прежняя,​ старинная. Словом,​ я чем мог Кеше с возвращением помог тогда. А потом мы с ним уже здесь встретились,​ когда я получил реабилитацию. ​
 +Георгий Жженов:​ Был такой режиссер Виллен Азаров. Я с ним делал три фильма – “Путь Сатурна”,​ “Конец Сатурна” и “Бой после победы”. Когда я у него снимался,​ со Студии Горького пришло предложение сыграть резидента. Я Азарову рассказал. Он говорит:​ “Ну что ты! Ты здесь играешь начальника КГБ, генерала. А там – шпиона”. Хорошо,​ что я его не послушал. И сыграл врага советской власти,​ заклятого врага, да еще потомственного. Но в результате того, что я сыграл этого резидента,​ я получил все почетные грамоты наших силовых органов – КГБ, МВД, все ордена,​ которые существуют. Все у меня есть – благодарственные письма,​ грамоты,​ чего только нет! Я ведь перелицовывался в картине,​ начинал служить советской власти.%%
 +
 +
 +===== Источники =====
 +
 +%% 
 +1. Актеры советского кино. Вып.13 / сост. М. А. Ильина ; худож. В. Е. Валериус. - Л. : Искусство,​ 1977. - 207 с. : фото. - 1-17.
 +2. Жженов,​ Г. С. Прожитое : [воспоминания] / Георгий Степанович Жженов. - М. : Вагриус,​ 2005. - 240 с. - (Мой 20 век).
 +3. О времени,​ о Норильске,​ о себе... : воспоминания. Кн.3 / ред.-сост. Г. И. Касабова. - М. : ПолиМедиа,​ 2003. - 536 с.
 +4. Раззаков,​ Ф. И. Популярная энциклопедия звезд / Ф. И. Раззаков. - М. : ЭКСМО-Пресс,​ 2000. - 688 с. : ил.
 +5. Баринова,​ О. Жженов в ссылке зарабатывал фотографиями детсадовцев : и научил этому ремеслу бывшего военнопленного Иннокентия Смоктуновского:​ (Г. Жженов в норил. ссылке) / О. Баринова,​ В. Вачаева // Комс. правда. - 2005. - 10 дек. - С. 4.
 +6. Баринова,​ О. Свою первую жену актер встретил на зоне : (в норил. ссылке Г. Жженов оказался по просьбе его второй жены Л. Воронцовой) / О. Баринова // Комс. правда. - 2005. - 10 дек.- С. 4.
 +7. Бурнашев,​ А. Памятные истории : [об знаменитых личностях в истории г. Норильска М. М. Петуховой,​ О. Г. Сапрыкиной,​ Г. С. Жженове,​ С. К. Рыбакове] / А. Бурнашев // Заполяр. правда. - 2008. - 21 июня.-С. 5.
 +8. Вахрушин,​ С. Георгий Жженов в амплуа фотографа : [из истории Норил. драм. театра] / С. Вахрушин // Красноярский рабочий. - 2010. - 20 янв.-С. 5.
 +9. Вачаева,​ В. Их норильские подмостки : (о творчестве И. Смоктуновского и Г. Жженова в Норильске) / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2005. - 28 марта. - С. 3.
 +10. Вачаева,​ В. Любимый город : [подборка материала по истории Норильска к 75-летию комбината] / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2010. - 26 февр.-С. 6.
 +11. Вачаева,​ В. Место, где смотрят : [из истории Норил. Заполяр. театра драмы: театр. хронограф] / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2011. - 25 марта. - С. 6.
 +12. Вачаева,​ В. Последняя роль - трагическая : [о любви Г. Жженова и Л. Воронцовой] / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2008. - 14 февр.-С. 3.
 +13. Вачаева,​ В. Розы и морозы : [к 75-летию комбината:​ норил. хронограф] / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2010. - 19 марта.-С. 5.
 +14. Вачаева,​ В. Судьба "​резидента"​ : [Г. Жженов в норил. ссылке] / В. Вачаева // Заполяр. вестн. - 2005. - 17 дек. - С. 8.
 +15. Викторова,​ Л. Заполярный Норильск:​ платина,​ никель,​ медь и золото : [о Норильске] / Л. Викторова // Комсомольская правда. - 2010. - 20 окт. - С. 14-15.
 +16. Джорогов,​ Ю. Перекосы : (театр ГУЛАГа) / Ю. Джорогов // Нева. - 1998. - N 2. - C. 225-232.
 +17. Дубкова А. Судьба "​резидента"​ : Г. Жженов отбывал в Норильске ссылку / А. Дубкова // Норил.никель. - 2003. - № 6. - С. 36-37 : портр.
 +18. Жженова,​ Е. Г. В НКВД папе приказали бросить маму! : беседа с Еленой Жженовой,​ дочерью Г.С. Жженова и Л. Воронцовой / Е. Г. Жженова ; записал К. Маркарьян // Комс. правда. - 2005. - 14 дек. - С. 17.
 +19. Жженова,​ М. Г. Мама спасла папу из ссылки! : беседа с Мариной Жженовой,​ дочерью Ирины Махаевой и Г.С. Жженова / М. Г. Жженова ; записала А. Сирота // Комс. правда. - 2005. - 15-22 дек.
 +20. Зорина,​ Е. Жизненные "​ошибки"​ Георгия Жженова : [об актере,​ б. заключ. норильлага Г. Жженове] / Е. Зорина // Заполяр. вестн. - 2010. - 22 янв. - С. 9.
 +21. Миханев,​ А. Тюрьма без стен : [об извест. личностях - ссыльных в Краснояр. крае] / А. Миханев // Аргументы и факты. - 2010. -  № 36. - С. 16. - (Прил.: АиФ на Енисее).
 +22. Памяти Георгия : [об актере Г.С. Жженове - б. заключ. Норильлага] // Заполяр.правда. - 2005. - 17 дек. - С. 7.
 +23. Фейн, И. Футбол его молодости : [об актере Г.С. Жженове б. заключ. Норильлага] / И. Фейн // Спорт. жизнь Россиии. - 2008. -   №9. - С. 44-48.
 +24. Яблонько Д. Реабилитация памяти : [об отделе спц. фондов и реабилитации жертв полит. репрессий] / Д. Яблонько // Краснояр.комсомолец. - 2008. - 8 окт. - С. 10-11.
 +%%
 +
 +
  
жженов_георгий_карлович.txt · Последние изменения: 2014/05/22 05:12 — ram3ay