Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия Следущая версия Both sides next revision | ||
зуев_александр_никанорович [2014/05/30 12:43] ram3ay |
зуев_александр_никанорович [2014/05/30 12:45] ram3ay [Рецензии] |
||
---|---|---|---|
Строка 17: | Строка 17: | ||
===== Биография ===== | ===== Биография ===== | ||
- | : в файле | + | Зуев Александр Никанорович |
+ | Биография | ||
+ | |||
+ | «...Мы знали жар мечтаний пылких | ||
+ | и силу клятвы боевой...» | ||
+ | А. Н. Зуев | ||
+ | |||
+ | Александр Никанорович Зуев родился 21 декабря 1895 года (по старому стилю). В 1916 году закончил духовную семинарию и поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. В том же году газета «Пермская жизнь» напечатала его первый рассказ - «Темная сила». Студентом пробыл недолго – его мобилизовали в армию и направили в военное училище. Закончив его, в чине прапорщика был послан на фронт. В армии он включился в революционное движение, стал председателем ревкома. Все это Александр Никанорович впоследствии изобразит в автобиографической повести «Мир подписан». С 1918 года Зуев - секретарь газеты «Известия Архангельского губернского совдепа», один из организаторов и сотрудников сатирической газеты «Мухобой». Собирался продолжить учебу в университете, но английская контрразведка арестовала Зуева, обвинив его в пропаганде большевизма. Из архангельской губернской тюрьмы его перевезли в каторжную, на Белом море, на острове Мудьюг. В 1919 году Зуева вернули в архангельскую тюрьму, а оттуда направили в дисциплинарный батальон. Отсюда и освободила его Красная Армия. | ||
+ | В 1921 году вернулся в Москву. Стал разъездным корреспондентом, очеркистом и организатором рабкоров в «Правде», потом - помощником секретаря Марии Ильиничны Ульяновой. | ||
+ | В 1924 году его очерки и рассказы были собраны в книгу «Смута». Два года спустя выходит второй сборник «Через сердце». В 1928 году опубликована повесть «Тайбола», в 1934 году повести «Конец века» и «Мир подписан». | ||
+ | В сборниках «Смута» и «Конец века», куда вошли циклы рассказов «Ход времени сбился», «Легенды о губпродкоме», «Концы и начала», речь идет о первых шагах Советской власти, о начале нового, послереволюционного века. Этой же теме посвящены повести «Тайбола» и «Под северным небом» (1938). | ||
+ | О себе Александр Никанорович Зуев рассказал в автобиографической повести «Остров смерти» (1937). Рассказ «В лесу, у моря» (1955), «Повести нашего времени» (1957), рассказ «Золотые искры» (1961) изображали борьбу с религиозными предрассудками, стяжательством, благотворные перемены в жизни и сознании советских людей». | ||
+ | Александр Никанорович Зуев был одарен различными талантами. Он умел не только сочинять стихи и прозу поэзию, но и рисовать картины, лепить из глины и резать по дереву. | ||
+ | Беда нагрянула внезапно. По ложному обвинению Зуев был осужден и сослан в Сибирь. С октября 1938 г. в его литературной деятельности начинается длительный и тягостный перерыв, «долговременный вынужденный прогул». Шестнадцать лет выпали из творческой жизни писателя. | ||
+ | В Норильске работал с 1939 года по 1941 год. Потом, до 1954 года, жил в Красноярском крае. В октябре 1954 года его назначили заведовать отделом прозы в издательстве «Советский писатель», позднее - редактором отдела прозы журнала «Дружба народов». Его литературная деятельность за этот период получила высокую оценку в советской прессе. В дни 50-летия «Правды» А. Н. Зуев награжден орденом Трудового Красного Знамени. | ||
+ | Умер Александр Никанорович Зуев в Москве 11 мая 1985 года. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Неизвестные страницы биографии писателя Александра ЗУЕВА | ||
+ | |||
+ | > | ||
+ | Несколько лет тому назад Татьяна Петровна Сычева передала в дар Государственному архиву Архангельской области архив своего мужа - в прошлом известного архангельского журналиста и писателя Александра Никаноровича Зуева. Так, в Архангельске оказалось несколько рукописей рассказов, воспоминания его о встречах с В. Маяковским, В. Гиляровским, В. Кином, Д. Бедным и другими писателями, многочисленные фотографии. | ||
+ | Среди этих материалов особо выделяется рукопись стихов "Течение времени", которые никогда не публиковались в печати. | ||
+ | Штрихи биографии | ||
+ | Александр Никанорович родился 2 января 1896 года в селе Паденьга Шенкурского уезда. Отец его был священником, мать - учительницей. После смерти отца семья переехала в Шенкурск. Александр учился в духовной семинарии в Архангельске, а после окончания ее поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Но началась Мировая война, и Зуев оказался в военном училище, а затем новоиспеченный прапорщик попал на Западный фронт. | ||
+ | Первый рассказ Зуев опубликовал в 1916 году в газете "Пермская жизнь". Начало серьезной писательской работы нашего земляка связано с Архангельском. Под разными псевдонимами он печатался вплоть до оккупации города. Осенью 1918 года Зуева обвинили в пропаганде большевизма, по ордеру английской контрразведки арестовали и сослали на каторгу острова Мудьюг. Этот период писатель отразит в повести "Остров смерти" и цикле рассказов - "Свист крыльев". Позднее он, говоря о своем пребывании на Мудьюге, написал в автобиографии: "Мне кажется, я видел пределы человеческой свирепости, знаю пределы человеческого унижения". | ||
+ | После изгнания с Севера антисоветских сил Зуев снова работал в редакции архангельских "Известий", публиковал рассказы, очерки, фельетоны. Уже в 1920 году выпустил небольшую книгу "Химеры". | ||
+ | В Архангельске родился сын Александра Никаноровича, который стал известным московским скульптором, - Марк Александрович Шмаков (1919-1986 гг.). Он вошел в историю скульптуры как художник-медальер, автор многих скульптурных портретов, памятников и монументальных композиций. Ему принадлежит также оформление московской станции метро "Пушкинская". | ||
+ | В январе 1922 года, в 25-летнем возрасте, Александра Зуева перевели на работу в Москву в газету "Правда". | ||
+ | Творческая жизнь молодого журналиста и начинающего писателя складывалась удачно. Почти десять лет он проработал в "Правде", вел разделы "Рабочая жизнь", "Каленым пером", "Театр и искусство". | ||
+ | В 1924 году Зуев создал и два года редактировал ставший известным журнал "Рабоче-крестьянский корреспондент", в 1929 году возглавил книжное издательство "Федерация". Все эти годы Александр Никанорович пользовался поддержкой сестры В.И. Ленина Марии Ильиничны Ульяновой. | ||
+ | Одна за другой выходили в свет книги писателя - повести "Смута", "Тайбола", "Пустой берег", сборник рассказов "Конец века" и другие. В 1934 году Зуев был делегатом первого Всесоюзного съезда советских писателей от Московской писательской организации. | ||
+ | Он широко знал писательскую среду того времени, дружил с Леонидом Леоновым и Владимиром Лидиным, общался с И. Бабелем, Э. Багрицким, Ф. Гладковым, В. Гиляровским. Никогда не забывал своих северян, в частности Степана Писахова. | ||
+ | Арест и ссылка | ||
+ | Беда для Александра Никаноровича, как и для сотен писателей того времени, нагрянула внезапно. В 1938 году по ложному доносу он был арестован. Три года провел в Норильске, а затем 13 долгих лет жил на поселении в районных центрах Устьянск и Абан Красноярского края, где в начале 1950-х годов создал цикл стихов. | ||
+ | Жена Зуева Т.П. Сычева вспоминала: "Мало кто знал, что Александр Никанорович писал стихи. При жизни писателя они почти не публиковались. В астраханской газете "Коммунист" в 1930 году было напечатано лирическое стихотворение "Вечер", и в 1926 году "Комсомольская правда" опубликовала поэму "Поморье" под псевдонимом Погощанин. В архиве хранится тетрадь стихов с названием "Течение времени". Это лирические произведения, наполненные раздумьями о жизни, любовью к людям и к русской природе". | ||
+ | История одного стихотворения из этой тетради имеет конкретный сюжет. В письме из Сибири Зуев писал одной из своих сестер о том, что успешно работал в школе, имел хорошие отношения с учениками и молодыми учителями, потребовался даже руководителям района. Оказалось, что на местном кладбище находится могила декабриста А. Е. Модзалевского. Но никто в районе ничего не знал о жизни этого человека. Александр Никанорович проявил немалую энергию, чтобы в различных архивах и печати найти сведения о делах декабриста. Руководители района на основании этих данных приняли решение об установке памятника на могиле борца против царизма. | ||
+ | Неизвестные стихи | ||
+ | Я не являюсь знатоком поэзии и не могу давать оценку творчеству нашего земляка. Но стихи его, на мой взгляд, весьма добротные. | ||
+ | Нам нелегко представить, как человек, уже перешагнувший 50-летний рубеж, оторванный от семьи, от любимой работы, эзоповым языком, "для себя", без надежды на публикацию, писал свои стихотворения, каждое из которых представляет собой миниатюру, имеющую глубокий подтекст... | ||
+ | Рукопись стихов предваряет краткое вступление поэта Г. Санникова: "Александр Никанорович Зуев при жизни поэтических произведений своих не печатал. По- видимому, по скромности своей натуры, а быть может, и по отсутствию необходимого внимания и интереса со стороны редакторов наших журналов к литературной деятельности своих современников... А.Н. Зуев - тонкий лирик, пейзажист, - заметил далее поэт. - Его акварели, порой подернутые дымкой грусти, светлы и привлекательны. Некоторые из стихотворений интересны раздумьями и неожиданными обобщениями. Звучат хорошо и современно". | ||
+ | Впрочем, читатель сам может по достоинству оценить творчество земляка. Мы впервые публикуем несколько его стихов. | ||
+ | Оценка современников | ||
+ | После реабилитации (это произошло в 1954 году) и возвращения в Москву Александр Никанорович продолжал заниматься литературным трудом. Он вновь встречается со своими друзьями. В архиве хранится фотоснимок, подаренный в 1958 году Леонидом Леоновым, с трогательной надписью: "Милому Саше Зуеву". Писатель навестил своих друзей и родных в Архангельске. | ||
+ | Долгие годы Александр Никанорович был членом редколлегии и заведующим отделом прозы журнала "Дружба народов". Он перевел на русский язык несколько книг национальных писателей. В 1962 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. | ||
+ | Редактор журнала "Дружба народов" Сергей Баруздин высоко ценил его произведения: "Писатель Александр Зуев - талант настоящий, которому, как говорится, не грех и позавидовать! Писатель, с моей точки зрения, поразительный и еще, увы, недооцененный нашей критикой, писатель истинно русский по языку и манере..." | ||
+ | Столь же высокую оценку творчеству Зуева давал Владимир Лидин. "Тайбола", "Под северным небом", "Повести нашего времени", "Золотые искры", - писал он, - все это отличные, добротные книги писателя со своим миром и со своим мудрым пониманием этого мира". | ||
+ | Александр Никанорович сравнительно рано ушел из жизни - умер 11 мая 1965 года. Последняя книга писателя "Через сердце" издана посмертно, в 1970 году. | ||
+ | Евгений ОВСЯНКИН. Почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова09/12/2004 | ||
===== Рецензии ===== | ===== Рецензии ===== | ||
- | и:в файле | + | Александр Никанорович Зуев |
+ | Рецензии | ||
+ | |||
+ | (2.01.1896 г. – 11.05.1965 г.) | ||
+ | Писатель-прозаик, редактор, журналист, переводчик. В краткой автобиографии, написанной в 1928 г., есть строчки: «Я не сделал, кажется, и десятой доли того, что хотелось и задумано». Эти слова оказались пророческими: в дальнейшем писателю не удалось полностью осуществить свои замыслы. Его жизнь была трудной, и люди, близко знавшие, его не переставали удивляться, как смог он через все превратности судьбы пронести присущие ему смолоду доброту и душевное расположение к людям, ту неиссякаемую веру в торжество справедливости, которая согревала всех, соприкасавшихся с ним. | ||
+ | Биография Александра Никаноровича во многом была биографией века, биографией его современников, – и, как писал Сергей Баруздин, «удивительно точно совпала с его творческим лицом. Его жизнь родила все его книги, а его книги - своеобразная биография его». В своих повестях и рассказах он показывает тот период в жизни нашей страны, когда революционные преобразования вторглись в устоявшийся веками быт крестьян, рыбаков, поморов - людей сурового и мужественного труда. Ведет повествование по-своему, с теми подробностями, которые делают исторически далекое - живым, волнующим, а сегодняшний день - художественным документом эпохи. Рассказывает не понаслышке. Он исходил места, им описанные, тесно общался с людьми, ставшими прототипами его героев. | ||
+ | О себе А.Зуев писал: «В жизнь я вошёл в то сумеречное время, когда серый «защитный» цвет уже вызывал отвращение, когда воздух мертво застыл в предчувствии неминуемых гроз…». | ||
+ | Александр Никанорович родился 2января 1896 г. в небольшом северном селе Паденьга Шенкурского уезда Архангельской губернии. В Паденьге прошло его детство, там он окончил начальную школу. С детских лет любил слушать сказки, былины, которыми богата Важская земля, | ||
+ | Его дед - Александр Прялухин, настоятель женского монастыря в Шенкурске - серьезно увлекался литературой: выписывал газеты и журналы, содержание прочитанных книг записывал в тетради, сочинял катахизические поучения. Не от деда ли унаследовал Александр литературный талант? | ||
+ | Родители Александра - Мария Александровна и Никанор Александрович - были образованными людьми. Смолоду учительствовали, а позже приказу архиерея Никанор Александрович принял сан священника. Когда семья значительно увеличивалась (в семье было шестеро детей), Марии Александровне пришлось заняться их воспитанием. В 1904 году Никанора Александровича не стало. После смерти отца многодетная семья переехала в г. Шенкурск. Дом помогли купить родственники. На плечи вдовы легли обязанности содержания, воспитания и образования детей. | ||
+ | Способности к художественному творчеству Александр стал проявлять рано. Он занимался лепкой из глины, рисованием, вырезал из дерева фигурки, пел в хоре, музицировал на фисгармонии. Любил ходить в лес за грибами, увлекался рыбалкой. Многие умения позднее пригодились ему в жизни. Мария Александровна часто устраивала музыкальные вечера. Она пела романсы и песни, пение сопровождала игрой на фисгармонии или рояле. В доме была большая библиотека, сохранялись рукописные книги отца. Александр много читал, особенно русскую классическую литературу. Он живо воспринимал прочитанное: из комнаты доносился его смех, когда он читал Гоголя или Чехова. Именно здесь, в Шенкурском уезде, Александр впитал красоту народной речи, почерпнул знания о крестьянской жизни, которые позже нашли отражение в его произведениях. | ||
+ | Четыре года Саша обучался в духовном училище в Архангельске. Затем поступил в Архангельскую духовную семинарию, летом приезжал в Шенкурск на каникулы. Почти каждое лето туда же, в Шенкурск, отправляли отдыхать архангелогородку Марию Шмакову. Там и произошла первая встреча с ней Александра Зуева., там началась их дружба, которая позднее переросла в любовь. | ||
+ | В 1916 г. Александр поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Шла Первая мировая война. В газете «Пермская жизнь» А. Зуев опубликовал свои первые рассказы на антивоенную тему: «Темная сила», «Митенька Невзоров», «Путешествие по Северной Двине». «Война, собственно, и толкнула меня на писательскую дорогу, хотелось выразить свое отношение к ней» - писал позже Александр Никанорович. | ||
+ | В декабре 1916 г. студента Зуева призвали в армию. Он проходил строевую подготовку в Саратове, ускоренный курс обучения младших офицеров-прапорщиков в Киевском военном училище. «...Мне весело теперь вспоминать, как нас, розовощёких студентов в штиблетах, упорно и озлобленно гонял унтер по свежему пахучему снегу Царицынского плаца. Он забегал вперёд и с яростью, заглядывая в лицо каждому, прокатывал нас далеко по матушке. Помню, сначала было ужасно трудно подолгу стоять на одной ноге. Этот унтер с крепким щетинистым рылом, кажется, и был моим первым учителем настоящей жизни». | ||
+ | На Западный фронт А.Зуев попал, когда еще шли бои. Фронт распадался, стали организовываться солдатские комитеты. Многие солдаты поддерживали антивоенные настроения. Разделял их и А.Зуев, который называл войну «человекобойней». Эти события он описал в своей повести «Мир подписан». За время своего пребывания в армии он сумел завоевать расположение солдат, их дружбу и доверие. После Февральской революции его избрали членом полкового комитета, а в дни Октября - председателем Революционного комитета двадцать восьмой пехотной дивизии. «Солдаты, видимо, хорошо понимали, кем был Александр Никанорович. Рассмотрели за его скромностью и немногословием верную душу» - писал Федор Левин. | ||
+ | В 1918 г. Александр вернулся в Архангельск и сразу же был назначен секретарем редакции «Известий Архангельского совдепа». С этого момента начинается его активная журналистская деятельность. Он публикует очерки, фельетоны, рецензии, рассказы, стихи (под псевдонимами: Е. Анзуф, Узнаев, А.З., Анфим Златокудрый, Чужбинин), становится организатором и активным участником сатирической газеты «Мухобой», неоднократно приглашает интеллигенцию сотрудничать в газете. В это же время А. Зуев начинает работать над повестью «Смута». Он восстанавливается в качестве студента Пермского университета, но отъезду помешала начавшаяся интервенция. Приход интервентов на Север едва не закончился трагически для Александра. Из рассказа дочери М.А. Веселовой: «С первых же дней оккупации Александр вместе с другими молодыми товарищами организовал подпольную группу для борьбы с оккупантами. Эту организацию очень скоро раскрыли. Александр был арестован по ордеру английской разведки и посажен в губернскую тюрьму». Никаких прямых обвинений ему не было предъявлено, просто его считали «красным» и подозревали в большевистской пропаганде. Мария регулярно приносила в тюрьму передачки. Через некоторое время ей сообщили, что арестованных отправляют в каторжную тюрьму на остров Мудьюг (Белое море). Она поспешила на пристань, где толпу арестованных солдаты теснили к барже. Александр увидел её в толпе и закричал: «Шубу, Маруся, шубу!». Это было понятно, наступали холода. Мария бросилась к родственнице, жившей неподалеку, взяла у неё шубу и передала Александру. Позднее Зуев расскажет о том, как шуба помогла ему выжить на Мудьюге. Этот период отражён в очерке «Остров Мудьюг» и в цикле рассказов «Свист крыльев». Зуев писал: «Интервенты завезли к нам последнюю «новинку» с Запада - концентрационные лагеря для военнопленных. Это были тюрьмы с военно-каторжным, голодным режимом, вполне удобные для внесудебной расправы». «Мне кажется, я видел пределы человеческой свирепости, знаю пределы человеческого унижения». | ||
+ | После изгнания интервентов Александр был назначен в отдел печати и стал готовить первые номера информационного бюллетеня, а в промежутки выезжал в качестве докладчика по текущему моменту на лесозаводы под Архангельск. Через некоторое время он вернулся на работу в редакцию губернских «Известий», а затем был назначен заведующим губернским отделением РОСТА. Публиковал статьи об общественной и театральной жизни в газетах «Возрождение Севера», «Волна», в сборнике «Последний из царей». Активно занимался в литературной студии Пролеткульта, выступал на литературных вечерах. Организовал при редакции литературный кружок «Полярная весна», входил в редколлегию сборника «Цветы труда». В этом же году в Архангельске была издана первая книга «Химеры». | ||
+ | Большое влияние на творчество оказали впечатления, полученные в экспедиции по собиранию фольклора на Севере, возглавленной О. Озаровской. «Великое народное искусство, его глубокая поэтическая сила, его богатейшая картинность и музыкальность отложились в моей памяти. Мы записывали все – былины, духовные стихи, песни, сказки, прибаутки, загадки, колдовские заговоры». Эти впечатления нашли отражение в очерке «Лукошко окатного жемчуга», посвященном сказительнице Марии Дмитриевне Кривополеновой (впервые опубликован в журнале «Двина» за 2005 г.), в его стихотворных произведений в стиле старинных русских преданий-бывальщин: «Скоморохи - люди не простые», «Сава Плотник». | ||
+ | В январе 1922 г. собратья по перу провожали Александра в Москву. Он был приглашен на работу в РОСТА и в редакцию газеты «Правда». В столицу Александр Зуев приехал уже опытным журналистом. Несколько лет работал помощником секретаря редакции под непосредственным руководством Марии Ильиничны Ульяновой. Позднее он написал несколько статей и очерков о газете «Правда» 20-х годов, о М.И. Ульяновой. В 1924г. был назначен редактором журнала «Рабочий корреспондент», позже переименованный в «Рабоче-крестьянский корреспондент». По редакционным командировкам, запасаясь «на будущее» впечатлениями и наблюдениями, Зуев исколесил почти всю Россию. Был на открытии Каширской электростанции, в Туркестане, в Петрограде. Участвовал в переводе каравана судов из Белого моря в Черное. По воспоминаниям журналистки Н. Пилацкой, «на долю Зуева выпадало редактирование самых «трудных» статей и заметок, так как он славился тонким знанием русского языка». Он печатался в журналах «Молодая гвардия», «Красная новь», «Прожектор», «Журналист», «Новый мир», в альманахе «Перевал»; архангельских литературных альманахах «Звезда Севера» и «Багряные льды». Будучи тонким знатоком и ценителем древне-русского зодчества, Зуев неоднократно выступал в печати с призывом беречь и охранять памятники старины. | ||
+ | В 1927 г. выходит в свет повесть «Тайбола». Александр Никанорович считал эту повесть самой важной среди других. В текст повести введены духовные стихи, песни, частушки, народные присказки. | ||
+ | В 1929 г. Зуева направляют на редакторскую работу в Астрахань, а в тридцатые годы он становится редактором издательств «Федерация», «Советская литература», «Советский писатель». Он пользовался заслуженным уважением в писательской и журналистской среде. Для многих писателей и журналистов Зуев был первым редактором, вдумчивым и бережным, и они на всю жизнь запомнили его советы. В эти годы сложился художественный стиль писателя - лаконичный и образный. Источником творчества оставался Север, его суровая природа, самобытная жизнь людей, огромное фольклорное богатство Беломорья. | ||
+ | В 1934 г. Зуев участвует в работе Первого Всесоюзного съезда писателей и становится членом Союза писателей СССР. В этом же году он посещает свою родину – Шенкурск. Туда пришли последние письма В. Гиляровского. | ||
+ | «Задушевным другом Александра Никаноровича был Б. Шергин», - вспоминала дочь писателя Н. Касаткина. В московской квартире писателя долгое время висела картина «Лаокоон с сыновьями» - дипломная работа Б. Шергина, подаренная им А. Зуеву. Летом они вместе отдыхали на даче в Голицыно. | ||
+ | Беда нагрянула внезапно. По ложному обвинению Зуев был осужден и сослан в Сибирь. С октября 1938 г. в его литературной деятельности начинается длительный и тягостный перерыв, «долговременный вынужденный прогул». Шестнадцать лет выпали из творческой жизни писателя. | ||
+ | В последние годы Зуев был редактором в издательстве «Советский писатель», затем редактором отдела прозы и членом редколлегии журнала «Дружба народов», участвовал в работе журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» в качестве заведующего нештатным отделом истории и члена рабкоровского совета. Внёс немалый вклад в дело перевода художественной прозы с языков народов СССР, переводил и редактировал романы Муканова, Севунца, Амира, Аладжаджяна. Помогал писателям-северянам: благодаря его рекомендации в журнале «Дружба народов» была напечатана повесть Г. Суфтина «Сын Хосея». Давняя дружба связывала Зуева и Писахова. «Когда вместе сходились А.Зуев, С.Писахов и Б.Шергин, то они нередко «забавлялись», пересыпая свою речь словесными жемчужинами северных диалектов: Писахов - архангельского, Шергин - беломорского, Зуев - Шенкурского» - писал Б. Пономарев. Последняя поездка Александра Никаноровича с сыном Марком Шмаковым в Архангельск и в село Холмогоры состоялась в 1959 году. Шмаков сделал последние фотоснимки А. Зуева с С. Писаховым. У родственников до сих пор хранится портрет С.Г. Писахова, подаренный А. Зуеву художником С.Стороженко в 1932 г. | ||
+ | В 1962 г. за плодотворную работу в области журналистики, большие заслуги в развитии советской печати и в связи с пятидесятилетием «Правды» А. Зуев был награждён орденом Трудового Красного знамени. В 1964 г. появилась его последняя повесть «Зелёная ящерица». Она даёт новое представление о диапазоне замыслов автора и о его языковом мастерстве. | ||
+ | В последние годы жизни Александр Никанорович много путешествовал. Побывал на Енисее, в Алупке, Ялте, Одессе, Ленинграде, посетил Пушкинские места. Готовил к изданию юбилейный сборник. Его не стало 11 мая 1965 г. Он ушел после продолжительной болезни на семидесятом году жизни. Урна с его прахом покоится на Армянском кладбище в Москве. В 1970 г., в издательстве «Советский писатель» вышел посмертный сборник его произведений «Через сердце» с послесловием С. Баруздина. | ||
+ | |||
===== Фотоархив ===== | ===== Фотоархив ===== | ||
: в файле | : в файле |