...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


керсновская_евфросиния_антоновна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:11]
ram3ay [Биография]
керсновская_евфросиния_антоновна [2014/05/30 14:13] (текущий)
ram3ay
Строка 1: Строка 1:
 ====== Керсновская Евфросиния Антоновна ====== ====== Керсновская Евфросиния Антоновна ======
 +{{ :​kersnovskay.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1908 -1994 **Годы жизни:​** 1908 -1994
Строка 28: Строка 29:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-:в файле+Ефросинья Антоновна Керсновская 
 +Рецензии 
 +Безусловно,​ самым известный художником-писателем,​ прошедшим через Норильлаг,​ можно считать Керсновскую Ефросинью Антоновну. Родилась в 1908 г. в Одессе в семье адвоката. В 1919 г. арестовали отца и в числе 700 человек приговорили к расстрелу за то, что не покинул родину,​ когда уходили белые. Ему удалось бежать из колонны арестованных. Вся семья ночью по морю переправилась в Румынию. В Бессарабии рядом с г. Сороки,​ в деревне Цепилово,​ было небольшое родовое поместье. 
 +Керсновская,​ закончив гимназию,​ решила стать фермером. В 1927-1940 гг. работает агрономом,​ зоотехником. При этом она овладела несколькими (возможно 9-10) иностранными языкамифранцузским,​ немецким,​ английским,​ румынским и др. Накануне присоединения Бессарабии к СССР скончался отец. Брат ​воевал против немцев на стороне ​французов,​ был тяжело ранен в грудь и в 1944 г. умер от туберкулеза. 
 +Керсновская заканчивает ветеринарные курсы. После присоединения Бессарабии к СССР, ее вместе с матерью выгнали из их небольшого дома. Она отправила мать в Румынию. 
 +В 1941 г. была сослана на вечное поселение в Нарымский край. Работала на лесоповале в Анге, Суйге, Усть-Тьярме,​ Мейер-Барзаке и других местах. В 1942 г. совершает побег из ссылки. За зиму, весну и лето она прошла около 1,5 тыс. км по сибирской тайге. Добралась до небольшой деревеньки. Стала работать в колхозе. Возник вопрос о ее документах (у ссыльных паспорта изымались,​ вместо них выдавлись удостоверения ссыльного). 
 +Арестована 20 сентября 1942 г. Тройка выносит приговор:​ “к высшей мере социальной защиты — расстрел”. Ей предлагают написать кассацию (просьба о помиловании). Тем не менее, в 1943 г. состоялся пересмотр дела и новый суд. Осуждена по ст. 58-10 на срок 10 лет с п/п 5 лет. 
 +В июне 1944 г. ее этапируют в Новосибирск. Затем переводят в Норильлаг. 
 +Бывший главврач больницы Норильлага Попов Г.А. вспоминает (“Записки врача”),​ что Керсновская была медсестрой в центральной больнице лагеря. “Она была немногословна. Внешностью не бросалась в глаза. Мужских повадок было в ней больше,​ чем женских. Голос несколько грубоватый… Основным качеством Е.А. была непреодолимая ненависть ко лжи… из-за какой-то несправедливости она, в знак протеста,​ перешла из больницы в морг. Там она работала быстро и эксцентрично. До нее труп на вскрытие несли двое. Она, если кто-то из напарников опаздывал,​ несла покойника одна…” (6) 
 +Из морга Керсновская также ушла. Анатом ее упрекнул в том, что она не берет “благодарность” от родственников умерших в виде продуктов. От “взяточников” она ушла в угольную шахту № 15 не позднее 1946 г. Становится навалоотбойщиком,​ затем — скреперистом,​ постепенно освоила все виды работ. Во время пожара на шахте в 1950 г. она вызвалась волонтером работать на аварии и две недели в респираторе клала перемычки с горноспасателями. 
 +20 сентября 1952 г. она была освобождена и до отъезда (1960 г.) была единственной “взрывницей” на шахте. В 1953 г. окончила с отличием курсы горных мастеров и была назначена на должность помощника начальника участка. Продолжительное время была горным мастером,​ более 2-х лет бурильщиком,​ а последнее время — взрывником. Шахтеры знали ее как справедливого,​ доброго человека. 
 +Львов А. называет Керсновскую “святой”. Она была верна понятиям чести и справедливости не боялась идти на риск быть снова репрессированной. В конце 1950-х гг. она в резкой,​ эмоциональной статье опротестовала заметку в “Заполярной правде”,​ которая несправедливо оценивала работу шахтеров. Она обвиняла работников горно-технической инспекции в очковтирательстве и бездушии. (7) 
 +Организовали “судилище”,​ но собрание шахтеров не поддержало предложение о наказании Керсновской. 15 октября 1959 г. она была лишена удостоверения взрывника. Вскоре ей предложили покинуть Норильск. В 1960 г. уехала в Ессентуки,​ купила небольшой домик. Через 3 года, похоронив мать села за книгу. 
 +Попов Г.А. вспоминает,​ что художественный талант Керсновской раскрылся еще в то время, когда она была медсестрой в больнице. Она изготовила книжку для больных детей. Он пишет, что “все в этой книжке” — раскрашенные акварелью рисунки животных,​ стихотворный текст, всевозможные заставки были такого художественного вкуса, что любой придирчивый редактор тотчас отправил бы книжку в печать. Виктор Алексеевич Кузнецов,​… хирург,​ попросил проиллюстрировать нужный ему ход операции,​ изобразить мышцы, сосуды,​ разрезы… Все это было сделано безупречно. В дальнейшем статью и рисунки напечатал “Вестник хирургии”.” (8) 
 +Она рисовала в детстве,​ но потом прекратила это занятие. Краски у нее появились только на поселении,​ в конце 1950-х. Пробовала писать пейзажи. 
 +Керсновская так и не создала свою собственную семью, жила в одиночестве. При жизни ее книга так и не издалась. Лишь первая ее часть была опубликована в журналах “Знамя” (9) и “Огонек” (10). 
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Ефросинья Антоновна Керсновская 
 +Творчество 
 +Как писатель Керсновская впервые проявила себя в 1963 г., начав писать воспоминания,​ выполняя завещание матери. Написала их за год. Только потом стала иллюстрировать в отдельном блокноте. Когда делала второй экземпляр — совместила текст с рисунками. 
 +Книга Ефросиньи Антоновны целиком автобиографична. Автор ставил цель “отобразить все, как было, ничего не приукрашивая”. В начале “Воспоминаний” описывается ввод советских войск в Бессарабию в 1940 г. и безжалостная высылка в Сибирь из “присоединенной” территории семей бессарабских фермеров,​ частновладельцев,​ интеллигенции и духовенства. Изложение построено таким образом,​ что каждая описанная ситуация контактирования с большевиками невольно убеждает читателя в подлости и ничтожности идеологии государства. 
 +Труд Керсновской замечателен оригинальным совмещением текста и рисунков. По манере рисования,​ это типичная альбомная живопись,​ весьма распространенная в дворянской культуре ХIХ века. Только вместо пейзажей,​ раскрашенных цветочков,​ фигур животных и сказочных персонажей здесь запечатлен весь мрак и быт сталинской эпохи в ее жестокой и зловещей обнадеженности. 
 +Эти картинки — целая энциклопедия,​ содержащая познавательный материал,​ какой не может дать ни один добросовестный мемуарист,​ ни один сборник документов. В цвете воспроизведено 685 картинок (по некоторым данным и больше). Художник отобразил ситуации,​ которые не могли быть зафиксированы фото- и киносъемкой (допуска в лагерь не было)жизнь тюремных одиночек и общих камер, ужасы пересылок,​ этапов, быт сталинских лагерных бараков,​ работа заключенных в больнице и на лесоповале,​ в морге, на шахте и мн. др. Керсновская помнит и описывает все — как происходили допросы,​ “шмоны”,​ драки, мытье в бане, захоронения “жмуриков”,​ лагерная любовь. Она рисует свою двадцатилетнюю жизнь в ссылке и на каторге,​ своих товарищей по несчастью и палачей. В этих рисунках обозначены различные типы заключенных:​ вертухаи,​ урки, профессора, наседки,​ спецкаторжане,​ малолетки,​ доходяги,​ крестьяне,​ пеллагрики,​ мамки, коммунисты,​ “жучки”,​ бригадиры,​ коблы, кумовья,​ проститутки. Ее рисунки психологически и эмоционально нагружены,​ все у нее движется,​ действует,​ “живет” в рисунке. 
 +Повествование ведется от первого ​лица, а иллюстрации сделаны от третьего. В большинстве случаев на рисунках изображен сам автор. Взгляд Керсновской-писательницы непосредственный,​ как бы изнутри,​ а Керсновской-художника опосредован,​ чуть сверху или со стороны оценивающий ситуацию и поведение героев. Эта перекличка,​ диалог текста и иллюстраций создает эффект объемности,​ стереоскопичности.  
 +Книга воспоминаний получила название “Наскальная живопись”. Подобно наскальным изображениям,​ расказывающих о жизни первобытных людей, автор с большой художественной выразительностью воспроизводит эпизоды своей жизни, наполняет их философским смыслом. Автор опирается на единственный,​ главный для нее, критерий — соотношение правды и лжи, эта идея проходит через всю книгу и все последующие записи. 
 + 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
керсновская_евфросиния_антоновна.1401444673.txt.gz · Последние изменения: 2014/05/30 14:11 — ram3ay