...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


луканин_константин_трофимович

Луканин Константин Трофимович

Годы жизни: 1912-1984

Место рожд.: с. Шунеры Шушенского р-на Красноярского края

Образование: Окончил минусинское педучилище, учился в Московском промышленно-художественном техникуме.

Годы ссылки:

Обвинение и приговор: В 1946 г. был репрессирован.

Род деятельности художник.

Места ссылки

Биография

: Константин Трофимович Луканин (1912-1984) - художник, автор Саянских легенд, жил и работал в Шушенском районе. Родился в с. Шунеры, ныне Шушенский район. Окончил минусинское педучилище, учился в Московском промышленно-художественном техникуме. Жил и работал в Кузбассе. Москве. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 г. был репрессирован, отбывал срок в лагерях Мурманске. Много работал с деревом, работает художником оформителем, рисует картины. В 1966 г. возвращается на родину, поселился в пос.Шушенском. Создал Саянские легенды о Каменном городе в Саянах. Кемеровская студия телевидения сняла фильм о Луканине. Работы Луканина хранятся в Шушенском историко-этнографическом музее «Шушенское», Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова.

Рецензии

Виталий ИВАНОВ, Вечерний Красноярск, 2006 г.

В Саянах есть город, которого нет

В нашем крае есть город с дворцом бракосочетаний, рестораном, местом для отдыха и проживания. Но в нем нет самих людей. И его не найдешь ни на одной карте. А по нескольким улицам чаще бродят медведи. Вот уж воистину радость для иностранцев, воспринимающих Сибирь как дикий, забытый богом уголок планеты. Впервые в «Каменном городе Саян», что в Ермаковском районе, я побывал еще в 75-м году. Привел меня в эти места удивительный человек — Константин Трофимович Луканин. Жил такой чудак в Шушенском. Именно чудак. В то время в заидеологизированном поселке любое отклонение от норм, установленных КПСС, считалось невероятным злом. Поведение Луканина воспринималось именно так… Ну, действительно: бывший москвич и депутат Моссовета приехал в Шушенское, стал бродить по окрестной тайге и таскать домой какие-то деревяшки. Более того, по ночам в его окне подолгу не гас свет. Все знали, что Трофимыч что-то там пишет.

А ведь все так и было: таскал и писал. Дом Луканина был не местом проживания, а мастерской художника. Здесь он создавал свои картины. Тут принесенные из тайги корни в руках мастера превращались в удивительные сказочные персонажи. А пни становились мебелью и столами. За ними Константин Трофимович и писал свои литературные творения, объединенные общим название «Легенды Саянских гор». По Саянам ходил он много. Наверное, в горах нет уголка, не известного Константину Трофимовичу. Кстати, молва приписывает именно ему честь открытия «Каменного города Саян».

Как я уже говорил, находится он на территории Ермаковского района, являясь составной частью природного парка «Ергаки». Если ехать из Ермаковского в сторону Кызыла, то сразу за Ойским озером есть едва приметный поворот дороги вправо, в сторону Оленей речки. Это старый Усинский тракт. Много лет назад дорога была такой же оживленной, как и нынешняя автострада М-54. Именно по ней возили все грузы в Туву. Однако трасса была крайне сложной и тяжелой. Поэтому в 60-е годы решили соединить поселок Танзыбей с Ойским озером новой дорогой, а старую забросили. С годами деревянные мосты через реки и ручьи здесь полностью разрушились. На дороге появились глубокие промоины, ямы и ухабы… Теперь проехать тут можно только на полноприводном автомобиле. Мы и едем. 28 километров на машине от основного тракта до места нашего лагеря. А потом еще два километра пешком до «Каменного города Саян». Туристы в этих местах теперь бывают нечасто. Идут сюда либо истинные фанаты отдыха в дикой природе, либо уж совершенно случайные люди. А прежде было многолюдно. Особенно летом. Шушенская туристическая база отправляла группы практически ежедневно. Путешествовали как пешком, так и на лошадях. На деревьях кое-где до сих пор сохранилась маркировка трасс. Мы идем в «Каменный город» пешком. Мой попутчик — Юрий Моргунов. Человек в Шушенском и вообще на юге края достаточно известный. Выпускник Норильского музыкального училища перебрался с северов в эти места. Был директором музыкальной школы, учил ребятишек снимать мультипликационные фильмы и фотографировать, бродил по местным горам и долам. Последние 15 лет — спасатель местного подразделении МЧС России. Юрий Моргунов чем-то похож на Константина Трофимовича Луканина. — Юра, а надо ли развивать туризм в Саянах? — спрашиваю попутчика, пока тот разжигает костер, а я чищу картошку для нашего первого таежного ужина. — Мне кажется, надо, но вместе с созданием инфраструктуры. Смотри, в районе «Каменного города» можно поставить лагерь только здесь. Другого места нет. Поэтому все и базируются тут. А сколько мусора вокруг! Крайне редко можно встретить туристов, что убирают за собой. Дороги, отели и рестораны нужно строить параллельно с воспитанием, — добавляет Моргунов.

Через час-полтора после того, как уазик ермаковской администрации уехал обратно, оставив нас на таежной поляне, мы сумели поставить палатку, заготовить дрова на ночь, развести костер и приготовить ужин. Все-таки здорово хоть раз в год оказаться вот так, на таежной поляне, у костра! Какой здесь воздух! И ночное звездное небо глубокое-глубокое. За это можно и выпить. Грамм по 150. Не больше. Утром выходим в «Каменный город». Минут через 20 начинаю понимать, что это не прогулка в заповедник «Столбы». Тут все сложнее. Во-первых, тропа круто уходит в гору. Во-вторых, несколько раз надо преодолеть зону курумников (больших камней) и вновь лезть вверх. Правда, протяженность саянского маршрута втрое короче, чем до красноярских скал. И вот мы на вершине перевала. Под ногами скалы «Каменного города», а еще ниже — облака. Видимо, собирается дождь. — Говорят, Луканин увидел эти скалы вон оттуда, с автодороги, что идет по берегам реки Ои, — говорит Моргунов, показывая куда-то вдаль. — Он долго искал к ним подходы. А когда нашел, то обнаружил здесь удивительный природный уголок. — В справочниках написано, что «Каменный городок» расположился на площади всего-то в 20 гектаров… — Возможно, и меньше. В принципе это каменная гряда на вершине одного из горных перевалов. Константин Трофимович сумел разглядеть в камнях некие образы. Дал им имена. Это и позволило написать ему легенду о том, как племя Саян спряталось от врагов в горах. О любви красавицы Ои и юноши Кулумыса. О том, как чувствам влюбленных пытался помешать злой Змеиго… — Кстати, у Луканина было много легенд. Как ты думаешь, отчего они до сих пор не изданы? Да и вообще, где все наследие Константина Трофимовича? — спрашиваю Юрия. — Не знаю… Отдельные картины висят в различных учреждениях Шушенского. Что-то есть в частных коллекциях. Возможно, некоторая их часть хранится в фондах нашего музея. Не знаю… Ну, пойдем вниз. На камнях осторожнее, скользко, — коротко заметил спасатель. Пройти надо всего-то метров 200, но по таким валунам, что понимаешь, напоминание о безопасности было нелишним. Уже потом, на первом привале, мы разговорились с Юрием об этой самой безопасности. — Странно, XXI век, а мы здесь совершенно отрезаны от всего мира, — начинаю я разговор. — Не дай бог, что-то случится, твои действия как спасателя? — Постараюсь спустить пострадавшего в базовый лагерь, — отчитывается Моргунов. — Окажу первую помощь и пешком пойду к спасателям, что стоят в районе Ойского озера. Иного выхода нет. — Да, но это почти три десятка километров, — не унимаюсь я. — Сутки пути. — Ну, сутки не сутки, а часов 12 уйдет. А что ты предлагаешь? Я слышал, что губернатор поставил задачу обеспечить связью Ергаки. А для «Каменного города» надо установить еще одну мачту, на Ойском перевале. — Наш выход на маршрут официально зарегистрирован в спасательных службах. Отчего МЧС не выдало в аренду или спутниковый телефон, или аварийный буй мировой спутниковой поисковой системы? — Их у нас просто нет. Оттого и не выдали. — Если я регистрирую свой выход в горы, то мне могли бы предложить за соответствующую оплату прокат средств оперативной связи. Моя реплика осталась без ответа. Единственное, что добавил Юрий, так это то, что забот у МЧС сейчас выше крыши. Дыр, накопленных годами, — сотни. Но он уверен, что уже недалеко то время, когда и в горах появятся все виды связи. Как в Альпах. МЧС развивается достаточно динамично, и закупка современного оборудования идет постоянно.

Привал закончен. Мы продолжаем свой путь по тропе Луканина, среди скал удивительной красоты. — Глянь, — показывает Моргунов на две скалы, — Луканин назвал их Кулумысом и Оей. А на мой взгляд, это Петр Великий и Екатерина. Для фантазии здесь большой простор. Дальше будет место, называемое Дворцом бракосочетаний. Говорят, несколько лет назад сюда действительно пришли молодожены и сыграли тут свою свадьбу. А вот эти скалы туристы назвали рестораном, — замечает мой проводник, показывая на абсолютно гладкие камни. — Здесь обычно путешественники останавливаются на отдых. В «Каменный город» с ночевкой путешественники ходят крайне редко. Если дров тут полно, то с водой напряженно. Когда-то здесь был родничок, но теперь он пересох. А значит, запас воды надо нести с собой. И все-таки мы решили остаться на ночь. Поставили палатку, развели огонь и сели у костра. Юрий достал из рюкзака трубу. И над ночной тайгой, над «Каменным городом Саян» зазвучала музыка. Знаете, как фантастически звучит труба в горах! Ни один концертный зал не сравнится с Саянами по акустике. Слушая музыканта, глядя на красивый закат, меня не покидало чувство нереальности происходящего. Но все это было в действительности. А потом был путь домой и встреча с миллионным, шумным и загазованным Красноярском. Встреча с родными и друзьями. Но еще долго буду я по вечерам смотреть в небо, пытаясь отыскать там звезды. А по ночам наверняка мне будет сниться «Каменный город Саян» и спасатель Юрий Моргунов, играющий на трубе.

Источники

: 1. Иванов, В. В Саянах есть город, которого нет / В. Иванов Вечерний Красноярск. - 2006. - 23 апр. 2. Материалы Минусинского краеведческого музея

луканин_константин_трофимович.txt · Последние изменения: 2014/06/07 07:24 — ram3ay