...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оболенский_леонид_леонидович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:35]
ram3ay [Биография]
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:38]
ram3ay [Оболенский Леонид Леонидович]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== ====== Оболенский Леонид Леонидович ======
 +
 +{{ :​obolensky001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1902-1991 **Годы жизни:​** 1902-1991
Строка 47: Строка 49:
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
-: в файле+Оболенский Леонид Леонидович ​ (1902-1991) 
 +Рецензии 
 + 
 +Человек и миф 
 +Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально,​ тем не менее именно такнесостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "​Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки,​ чтобы себя проявить"​. Эту "​площадку"​ Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды,​ а перерыв длился почти полвека:​ в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("​Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"​ - самая известная),​ в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре,​ операторской и звукооператорской работе,​ танце, фотографии,​ преподавании,​ научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем,​ но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие,​ в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн),​ а Оболенский оставался "​свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии"​ (формулировка одного из западных кинофестивалей).  
 +Для именно такой биографии были объективные причины (война,​ плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей),​ но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников,​ которых процесс интересует больше,​ чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать,​ больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами.  
 +Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы,​ не учил и не поучал,​ не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии,​ открытый миру и людям.  
 +Количество прожитых лет перешло в качество,​ и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских:​ старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "​Оболенский",​ в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем,​ никого и ничего не опровергал,​ кажется,​ и ему самому миф был интереснее реальности.  
 +Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном,​ только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "​Новое кино России"​ номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих,​ одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине,​ организаторы фестиваля объединили не просто биографии,​ но мифы, доказали,​ что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "​большое кино"​. Этот шанс - хранить активную память об Оболенском.  
 +Как пройдет вековой юбилей мастера,​ который имеет место быть 21 января?​ Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой,​ где жил Оболенский,​ а ныне его квартира-музей,​ откроют новую мемориальную доску (взамен старой,​ украденной охотниками за цветными металлами).  
 +Затем Челябинское телевидение,​ столь многим обязанное Леониду Леонидовичу,​ соберет брифинг,​ где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "​Театр + Кино"​. Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин,​ актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук,​ киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского,​ где два месяца назад поставлен новый памятник-крест.  
 +Фестиваль "​Новое кино России",​ уже достаточно известный,​ что называется,​ раскрученный,​ возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих,​ что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль,​ не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать,​ чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "​Нового кино...",​ насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата.  
 +Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно,​ никто не произносит):​ а нужен ли Челябинску музей Оболенского?​ Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "​Родине"​ делают "​киноуголок"​ другого нашего великого киноземляка Герасимова,​ рядом сделать "​стеночку"​ Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага.  
 +Уж больно некрасива сама идея "​стеночки"​ вместо дома-музея:​ большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном.  
 +Очень надеюсь,​ что все это лишь напрасные опасения,​ но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет,​ Оболенский останется. 
 + 
 +Владимир Спешков 
 +19.01.2002 
 +100-летие кинематографиста:​ Крест и звезда Леонида Оболенского 
 +Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым,​ с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "​увидел"​ и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка,​ берет, улыбка. "​Ваш уходящий объект",​ - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "​Новое кино России",​ посвященного 100-летию Оболенского,​ массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой,​ где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович,​ понимаешь,​ что ему никогда не суждено стать "​ушедшим объектом"​. Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать,​ какой яркой и большой была эта личность.  
 +На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского:​ сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании,​ где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров,​ Ярополк Лапшин,​ Евгений Стеблов,​ Валерий Усков, столичные кинокритики,​ представители администрации,​ фонда культуры Челябинска,​ горожане.  
 +Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском,​ радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла,​ была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева,​ генерального директора фирмы "​Молодежная мода",​ спонсировавшего изготовление мемориальной доски.  
 +Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память,​ кладут живые цветы:  
 +В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "​Манекен"​ состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович,​ вспоминали его друзья и гости.  
 +...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов.  
 +...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого,​ Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа:​  
 +...Сергей Эйзенштейн звал "​Ленечку"​ в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым,​ кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "​великий немой"​ обрел голос.  
 +...На съемках фильма "​Звезда пленительного счастья"​ Леонид Леонидович показывал актрисам,​ как красиво ходить и держаться. У него учились манерам,​ элегантности и аристократичности:​  
 +...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие,​ взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти,​ замененной на годы лагерей:​  
 +...Король эпизода,​ человек высочайшей духовности,​ глубочайших знаний,​ профессионал,​ знающий о кино все, интереснейшая личность,​ притягивающая к себе окружающих,​ - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина,​ Валерия Ускова,​ Натальи Бондарчук,​ Кирилла Шишова,​ Тамары Мордасовой,​ мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека.  
 +Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске,​ самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными,​ это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня,​ с благодарностью вспоминая этого человека,​ мы пробуем восполнить этот пробел.  
 +Умирая,​ Леонид Леонидович просил,​ чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "​Инок Лаврентий"​. Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста,​ навсегда вошедшего в историю нашего города,​ области,​ российского кинематографа.  
 +100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы,​ в Екатеринбурге. По традиции,​ родившейся в империи кино Голливуде,​ свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет.  
 +Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании,​ бывшие коллеги,​ критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения,​ какой вклад внес в искусство.  
 + 
 +Лидия Старикова 
 +«Южноуральская панорама»  
 +24.01.2002 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
оболенский_леонид_леонидович.txt · Последние изменения: 2014/06/08 06:39 — ram3ay