...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оболенский_леонид_леонидович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:32]
ram3ay создано
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:39] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== ====== Оболенский Леонид Леонидович ======
 +
 +{{ :​obolensky001.gif?​200|}}
 +
 +**Годы жизни:​** 1902-1991
 +
 +**Место рожд.:​** г. Арзамас
 +
 +**Образование:​** Госкиношкола (ныне ВГИК)
 +
 +**Годы ссылки:​** 1945-1952
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован в 1945 г. (по ст. 54.16 УК УССР), ссылка в Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности** актер (актриса),​ режиссер.
 +
 +**Места ссылки** Минусинск.
 +
 +===== Биография =====
 +Оболенский Леонид Леонидович (родился 21 января 1902 г., Арзамас,​ Нижегородская губерния — умер 19 ноября 1991 г., Миасс, Челябинская область)— актёр, кинорежиссёр,​ звукорежиссёр,​ художник-декоратор,​ педагог,​ журналист. Народный артист РСФСР(1991).
 +Родился в семье банковского служащего. До 1917 года он воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия,​ впитывая дух века аристократов. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.
 +В августе 1919 года в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте».
 +В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр Сатиры,​ 1922-1924), а также в театре Красной Армии.
 +В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В.Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда и познакомился Оболенский с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.
 +В 1925-27 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года Леонид Оболенский— режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького,​ был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна,​ сам поставил несколько фильмов,​ в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики»,​ «Эх, яблочко»,​ «Альбидум»,​ «Торговцы славой»,​ снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»,​ «Луч смерти».
 +Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел»,​ где состоялось знакомство с Марлен Дитрих. А с 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».
 +Продолжал сниматься в качестве актёра— в фильмах «Потомок Чингисхана»,​ «Праздник святого Йоргена» и других. Последний режиссёрский опыт— фильм «Побег Кропоткина»— не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л.В.Кулешова,​ в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель— Л.В.Кулешов),​ однако,​ усугубив положение Кулешова,​ сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).
 +В 1936 году, опасаясь ареста,​ уехал в Ашхабад,​ где работал художественным руководителем,​ режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества,​ преподавал сценическое движение в театре,​ был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938— краткосрочный арест и возвращение в Москву. В 1939-40 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».
 +Перед войной Оболенский— доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна он работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского:​ «Человек всесторонних интересов— актёр, режиссёр,​ танцор,​ инженер,​ лингвист,​ историк искусств,​ фотограф,​ оператор».
 +Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формируют из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду.
 +Ему удаётся бежать из плена. Больного,​ его приютили в монастыре под Бендерами,​ там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено,​ и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по статье 54.16 УК УССР (измена Родине) как бывший военнопленный.
 +Заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере,​ работал в ведомственном театре НКВД в Печоре,​ затем
 +жил на поселении в Минусинске,​ работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году Оболенский был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.
 +Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке недавно реабилитированного (в отличие от Л. Л. Оболенского) режиссёра И.К.Правова. После двадцатипятилетнего перерыва как актёр снялся в фильме «Очередной рейс». Также поставил научно-популярные фильмы «Люди пытливой мысли»,​ «Пленник железного кристалла» и другие.
 +В начале 1960-х годов Леонид Оболенский увлёкся телевидением,​ и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения,​ вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске,​ Челябинске,​ Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство,​ где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».
 +Сниматься в кино Оболенский начинал ещё в 1920-е годы, вновь к актёрской работе он вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х. Среди фильмов,​ в которых снимался актёр: «Вид на жительство»,​ «Молчание доктора Ивенса»,​ «Чисто английское убийство»,​ «Красное и чёрное»,​ «Ореховый хлеб», «Ларец Марии Медичи»,​ «Подросток»,​ «Миллион в брачной корзине».
 +За небольшие,​ но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли.
 +Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность. Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР.
 +О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект— Леонид Оболенский»,​ получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии,​ «Таинство брака».
 +21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского.
 +В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.
 +
 +
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​obolensky002.jpg?​200|}} {{:​obolensky003.jpg?​200|}} {{:​obolensky004.jpg?​200|}} {{:​obolensky005.jpg?​200|}} {{:​obolensky006.jpg?​200|}}
 +===== Рецензии =====
 +Оболенский Леонид Леонидович ​ (1902-1991)
 +Рецензии
 +
 +Человек и миф
 +Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально,​ тем не менее именно так: несостоявшаяся,​ но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "​Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки,​ чтобы себя проявить"​. Эту "​площадку"​ Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии,​ которая начиналась дважды,​ а перерыв длился почти полвека:​ в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("​Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"​ - самая известная),​ в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре,​ операторской и звукооператорской работе,​ танце, фотографии,​ преподавании,​ научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем,​ но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие,​ в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн),​ а Оболенский оставался "​свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии"​ (формулировка одного из западных кинофестивалей). ​
 +Для именно такой биографии были объективные причины (война,​ плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей),​ но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников,​ которых процесс интересует больше,​ чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать,​ больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами. ​
 +Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы,​ не учил и не поучал,​ не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии,​ открытый миру и людям. ​
 +Количество прожитых лет перешло в качество,​ и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских:​ старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "​Оболенский",​ в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем,​ никого и ничего не опровергал,​ кажется,​ и ему самому миф был интереснее реальности. ​
 +Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном,​ только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "​Новое кино России"​ номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих,​ одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине,​ организаторы фестиваля объединили не просто биографии,​ но мифы, доказали,​ что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "​большое кино"​. Этот шанс - хранить активную память об Оболенском. ​
 +Как пройдет вековой юбилей мастера,​ который имеет место быть 21 января?​ Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой,​ где жил Оболенский,​ а ныне его квартира-музей,​ откроют новую мемориальную доску (взамен старой,​ украденной охотниками за цветными металлами). ​
 +Затем Челябинское телевидение,​ столь многим обязанное Леониду Леонидовичу,​ соберет брифинг,​ где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "​Театр + Кино"​. Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин,​ актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук,​ киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского,​ где два месяца назад поставлен новый памятник-крест. ​
 +Фестиваль "​Новое кино России",​ уже достаточно известный,​ что называется,​ раскрученный,​ возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих,​ что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль,​ не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать,​ чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "​Нового кино...",​ насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата. ​
 +Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно,​ никто не произносит):​ а нужен ли Челябинску музей Оболенского?​ Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "​Родине"​ делают "​киноуголок"​ другого нашего великого киноземляка Герасимова,​ рядом сделать "​стеночку"​ Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага. ​
 +Уж больно некрасива сама идея "​стеночки"​ вместо дома-музея:​ большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном. ​
 +Очень надеюсь,​ что все это лишь напрасные опасения,​ но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет,​ Оболенский останется.
 +
 +Владимир Спешков
 +19.01.2002
 +100-летие кинематографиста:​ Крест и звезда Леонида Оболенского
 +Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым,​ с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "​увидел"​ и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка,​ берет, улыбка. "​Ваш уходящий объект",​ - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "​Новое кино России",​ посвященного 100-летию Оболенского,​ массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой,​ где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович,​ понимаешь,​ что ему никогда не суждено стать "​ушедшим объектом"​. Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать,​ какой яркой и большой была эта личность. ​
 +На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского:​ сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании,​ где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров,​ Ярополк Лапшин,​ Евгений Стеблов,​ Валерий Усков, столичные кинокритики,​ представители администрации,​ фонда культуры Челябинска,​ горожане. ​
 +Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском,​ радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла,​ была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева,​ генерального директора фирмы "​Молодежная мода",​ спонсировавшего изготовление мемориальной доски. ​
 +Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память,​ кладут живые цветы: ​
 +В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "​Манекен"​ состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович,​ вспоминали его друзья и гости. ​
 +...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов. ​
 +...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого,​ Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа: ​
 +...Сергей Эйзенштейн звал "​Ленечку"​ в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым,​ кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "​великий немой"​ обрел голос. ​
 +...На съемках фильма "​Звезда пленительного счастья"​ Леонид Леонидович показывал актрисам,​ как красиво ходить и держаться. У него учились манерам,​ элегантности и аристократичности: ​
 +...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие,​ взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти,​ замененной на годы лагерей: ​
 +...Король эпизода,​ человек высочайшей духовности,​ глубочайших знаний,​ профессионал,​ знающий о кино все, интереснейшая личность,​ притягивающая к себе окружающих,​ - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина,​ Валерия Ускова,​ Натальи Бондарчук,​ Кирилла Шишова,​ Тамары Мордасовой,​ мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека. ​
 +Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске,​ самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными,​ это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня,​ с благодарностью вспоминая этого человека,​ мы пробуем восполнить этот пробел. ​
 +Умирая,​ Леонид Леонидович просил,​ чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "​Инок Лаврентий"​. Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста,​ навсегда вошедшего в историю нашего города,​ области,​ российского кинематографа. ​
 +100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы,​ в Екатеринбурге. По традиции,​ родившейся в империи кино Голливуде,​ свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет. ​
 +Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании,​ бывшие коллеги,​ критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения,​ какой вклад внес в искусство. ​
 +
 +Лидия Старикова
 +«Южноуральская панорама» ​
 +24.01.2002
 +
 +
 +===== Источники =====
 +: Фильмография Л.Л. Оболенского:​
 +
 +Актёр:
 +1920— На красном фронте— красноармеец
 +1924— Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков— франт
 +1925— Луч смерти— майор Хард, главарь фашистов
 +1927— Конец Санкт-Петербурга— Лебедев,​ фабрикант
 +1928— Потомок Чингис-Хана
 +1929— Преступление Ивана Караваева
 +1930— Праздник святого Йоргена— режиссёр религиозного фильма «Житие св.
 +Йоргена»
 +1932— Просперити
 +1958— Очередной рейс
 +1960— Ждите писем— отец Кости
 +1965— Перекличка
 +1972— Страдания молодого Геркулесова (короткометражный)
 +1972— Вид на жительство— князь
 +1973— Молчание доктора Ивенса— таинственный инопланетянин
 +1974— Чисто английское убийство— старый лорд Уорбек
 +1974— Скворец и Лира— промышленник
 +1974— Дорогой мальчик— мистер Лейн, представитель авиакомпании
 +1976— Красное и чёрное— католический епископ
 +1977— Ореховый хлеб / Riešutų duona— дедушка Андрюса
 +1978— Чужая— Леонид Леонидович,​ режиссёр
 +1979— Прости-прощай— старик
 +1979— Обмен / Mainai— доктор Игнас Диджюлис,​ дедушка Витаса
 +1979— На исходе лета— Андрей Афанасьевич Веденеев
 +1980— Ларец Марии Медичи— Бертран д’Ан Марти, наставник ордена
 +альбигойцев
 +1981— Факт / Faktas— Александре,​ пастух
 +1981— Душа— старик
 +1982— Россия молодая— отец Дэс-Фонтейнеса
 +1982— Забытые вещи— Янис
 +1983— Чужие страсти— Валдманис
 +1983— Подросток— князь Сокольский
 +1983— Легенда о княгине Ольге— Ильм, волхв и ведун
 +1984— Меньший среди братьев— декан
 +1984— Зудов, вы уволены!— зав. кинолабораторией
 +1985— Миллион в брачной корзине— барон
 +1986— Была не была— Владимир Михайлович,​ учитель
 +Режиссёр:​
 +1925— Кирпичики
 +1926— Эх, яблочко…
 +1928— Альбидум
 +1929— Торговцы славой
 +Сценарист:​
 +1929— Торговцы славой
 +Звукорежиссёр:​
 +1932 — Горизонт
 +1932 — Две встречи
 +1933 — Великий утешитель
 +1933 — Окраина
 +1934 — Марионетки
 +
 +О жизни и творчестве Л.Л. Оболенского:​
 +
 +1. http://​ru.wikipedia.org/​wiki
 +2. http://​dic.academic.ru
 +3. http://​m-necropol.narod.ru/​obolenskiy.html
 +4. http://​www.peoples.ru/​art/​cinema/​actor/​leonid_obolensky/​
 +5. http://​www.obolensky.name/​foto/​index.php
 +6. http://​dvd.home-video.ru
 +7. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
  
оболенский_леонид_леонидович.1402194726.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/08 06:32 — ram3ay