...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оболенский_леонид_леонидович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:33]
ram3ay
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:39] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== ====== Оболенский Леонид Леонидович ======
  
-Годы жизни:​ 1902-1991 +{{ :​obolensky001.gif?​200|}} 
-Место рожд.:​ г. Арзамас + 
-Образование:​ Госкиношкола (ныне ВГИК) +**Годы жизни:** 1902-1991 
-Годы ссылки:​ 1945-1952 + 
-Обвинение и Арестован в 1945 г. (по ст. 54.16 УК УССР), ссылка в Красноярский край. +**Место рожд.:** г. Арзамас 
-приговор:​ + 
-Род актер (актриса),​ режиссер. +**Образование:​** Госкиношкола (ныне ВГИК) 
-деятельности + 
-Места ссылки Минусинск.+**Годы ссылки:​** 1945-1952 
 + 
 +**Обвинение и приговор:​** ​ Арестован в 1945 г. (по ст. 54.16 УК УССР), ссылка в Красноярский край. 
 + 
 +**Род ​деятельности** ​ актер (актриса),​ режиссер. 
 + 
 +**Места ссылки** Минусинск.
  
 ===== Биография ===== ===== Биография =====
 +Оболенский Леонид Леонидович (родился 21 января 1902 г., Арзамас,​ Нижегородская губерния — умер 19 ноября 1991 г., Миасс, Челябинская область)— актёр, кинорежиссёр,​ звукорежиссёр,​ художник-декоратор,​ педагог,​ журналист. Народный артист РСФСР(1991).
 +Родился в семье банковского служащего. До 1917 года он воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия,​ впитывая дух века аристократов. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.
 +В августе 1919 года в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте».
 +В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр Сатиры,​ 1922-1924), а также в театре Красной Армии.
 +В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В.Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда и познакомился Оболенский с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.
 +В 1925-27 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года Леонид Оболенский— режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького,​ был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна,​ сам поставил несколько фильмов,​ в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики»,​ «Эх, яблочко»,​ «Альбидум»,​ «Торговцы славой»,​ снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»,​ «Луч смерти».
 +Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел»,​ где состоялось знакомство с Марлен Дитрих. А с 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».
 +Продолжал сниматься в качестве актёра— в фильмах «Потомок Чингисхана»,​ «Праздник святого Йоргена» и других. Последний режиссёрский опыт— фильм «Побег Кропоткина»— не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л.В.Кулешова,​ в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель— Л.В.Кулешов),​ однако,​ усугубив положение Кулешова,​ сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).
 +В 1936 году, опасаясь ареста,​ уехал в Ашхабад,​ где работал художественным руководителем,​ режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества,​ преподавал сценическое движение в театре,​ был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938— краткосрочный арест и возвращение в Москву. В 1939-40 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».
 +Перед войной Оболенский— доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна он работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского:​ «Человек всесторонних интересов— актёр, режиссёр,​ танцор,​ инженер,​ лингвист,​ историк искусств,​ фотограф,​ оператор».
 +Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формируют из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду.
 +Ему удаётся бежать из плена. Больного,​ его приютили в монастыре под Бендерами,​ там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено,​ и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по статье 54.16 УК УССР (измена Родине) как бывший военнопленный.
 +Заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере,​ работал в ведомственном театре НКВД в Печоре,​ затем
 +жил на поселении в Минусинске,​ работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году Оболенский был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.
 +Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке недавно реабилитированного (в отличие от Л. Л. Оболенского) режиссёра И.К.Правова. После двадцатипятилетнего перерыва как актёр снялся в фильме «Очередной рейс». Также поставил научно-популярные фильмы «Люди пытливой мысли»,​ «Пленник железного кристалла» и другие.
 +В начале 1960-х годов Леонид Оболенский увлёкся телевидением,​ и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения,​ вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске,​ Челябинске,​ Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство,​ где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».
 +Сниматься в кино Оболенский начинал ещё в 1920-е годы, вновь к актёрской работе он вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х. Среди фильмов,​ в которых снимался актёр: «Вид на жительство»,​ «Молчание доктора Ивенса»,​ «Чисто английское убийство»,​ «Красное и чёрное»,​ «Ореховый хлеб», «Ларец Марии Медичи»,​ «Подросток»,​ «Миллион в брачной корзине».
 +За небольшие,​ но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли.
 +Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность. Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР.
 +О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект— Леонид Оболенский»,​ получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии,​ «Таинство брака».
 +21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского.
 +В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.
 +
  
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:obolensky002.jpg?​200|}} {{:​obolensky003.jpg?​200|}} {{:​obolensky004.jpg?​200|}} {{:​obolensky005.jpg?​200|}} {{:​obolensky006.jpg?​200|}} 
 +===== Рецензии ===== 
 +Оболенский Леонид Леонидович ​ (1902-1991) 
 +Рецензии
  
-Творчество:​ нет+Человек и миф 
 +Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально,​ тем не менее именно так: несостоявшаяся,​ но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "​Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки,​ чтобы себя проявить"​. Эту "​площадку"​ Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии,​ которая начиналась дважды,​ а перерыв длился почти полвека:​ в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("​Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"​ - самая известная),​ в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре,​ операторской и звукооператорской работе,​ танце, фотографии,​ преподавании,​ научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем,​ но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие,​ в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн),​ а Оболенский оставался "​свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии"​ (формулировка одного из западных кинофестивалей).  
 +Для именно такой биографии были объективные причины (война,​ плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей),​ но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников,​ которых процесс интересует больше,​ чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать,​ больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами.  
 +Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы,​ не учил и не поучал,​ не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии,​ открытый миру и людям.  
 +Количество прожитых лет перешло в качество,​ и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских:​ старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "​Оболенский",​ в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем,​ никого и ничего не опровергал,​ кажется,​ и ему самому миф был интереснее реальности.  
 +Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном,​ только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "​Новое кино России"​ номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих,​ одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине,​ организаторы фестиваля объединили не просто биографии,​ но мифы, доказали,​ что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "​большое кино"​. Этот шанс - хранить активную память об Оболенском.  
 +Как пройдет вековой юбилей мастера,​ который имеет место быть 21 января?​ Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой,​ где жил Оболенский,​ а ныне его квартира-музей,​ откроют новую мемориальную доску (взамен старой,​ украденной охотниками за цветными металлами).  
 +Затем Челябинское телевидение,​ столь многим обязанное Леониду Леонидовичу,​ соберет брифинг,​ где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "​Театр + Кино"​. Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин,​ актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук,​ киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского,​ где два месяца назад поставлен новый памятник-крест.  
 +Фестиваль "​Новое кино России",​ уже достаточно известный,​ что называется,​ раскрученный,​ возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих,​ что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль,​ не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать,​ чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "​Нового кино...",​ насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата.  
 +Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно,​ никто не произносит)а нужен ли Челябинску музей Оболенского?​ Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "​Родине"​ делают "​киноуголок"​ другого нашего великого киноземляка Герасимова,​ рядом сделать "​стеночку"​ Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага.  
 +Уж больно некрасива сама идея "​стеночки"​ вместо дома-музея:​ большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном.  
 +Очень надеюсь,​ что все это лишь напрасные опасения,​ но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет,​ Оболенский останется. 
 + 
 +Владимир Спешков 
 +19.01.2002 
 +100-летие кинематографиста:​ Крест и звезда Леонида Оболенского 
 +Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым,​ с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "​увидел"​ и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка,​ берет, улыбка. "​Ваш уходящий объект",​ - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "​Новое кино России",​ посвященного 100-летию Оболенского,​ массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой,​ где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович,​ понимаешь,​ что ему никогда не суждено стать "​ушедшим объектом"​. Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать,​ какой яркой и большой была эта личность.  
 +На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского:​ сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании,​ где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров,​ Ярополк Лапшин,​ Евгений Стеблов,​ Валерий Усков, столичные кинокритики,​ представители администрации,​ фонда культуры Челябинска,​ горожане.  
 +Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском,​ радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла,​ была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева,​ генерального директора фирмы "​Молодежная мода",​ спонсировавшего изготовление мемориальной доски.  
 +Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память,​ кладут живые цветы:  
 +В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "​Манекен"​ состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович,​ вспоминали его друзья и гости.  
 +...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов.  
 +...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого,​ Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа:​  
 +...Сергей Эйзенштейн звал "​Ленечку"​ в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым,​ кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "​великий немой"​ обрел голос.  
 +...На съемках фильма "​Звезда пленительного счастья"​ Леонид Леонидович показывал актрисам,​ как красиво ходить и держаться. У него учились манерам,​ элегантности и аристократичности:​  
 +...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие,​ взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти,​ замененной на годы лагерей:​  
 +...Король эпизода,​ человек высочайшей духовности,​ глубочайших знаний,​ профессионал,​ знающий о кино все, интереснейшая личность,​ притягивающая к себе окружающих,​ - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина,​ Валерия Ускова,​ Натальи Бондарчук,​ Кирилла Шишова,​ Тамары Мордасовой,​ мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека.  
 +Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске,​ самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными,​ это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня,​ с благодарностью вспоминая этого человека,​ мы пробуем восполнить этот пробел.  
 +Умирая,​ Леонид Леонидович просил,​ чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "​Инок Лаврентий"​. Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста,​ навсегда вошедшего в историю нашего города,​ области,​ российского кинематографа.  
 +100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы,​ в Екатеринбурге. По традиции,​ родившейся в империи кино Голливуде,​ свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет.  
 +Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании,​ бывшие коллеги,​ критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения,​ какой вклад внес в искусство.  
 + 
 +Лидия Старикова 
 +«Южноуральская панорама»  
 +24.01.2002
  
-===== Рецензии ===== 
-: в файле 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
оболенский_леонид_леонидович.1402194807.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/08 06:33 — ram3ay