...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оболенский_леонид_леонидович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:35]
ram3ay [Биография]
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:39] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== ====== Оболенский Леонид Леонидович ======
 +
 +{{ :​obolensky001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1902-1991 **Годы жизни:​** 1902-1991
Строка 42: Строка 44:
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:obolensky002.jpg?​200|}} {{:​obolensky003.jpg?​200|}} {{:​obolensky004.jpg?​200|}} {{:​obolensky005.jpg?​200|}} {{:​obolensky006.jpg?​200|}} 
 +===== Рецензии ===== 
 +Оболенский Леонид Леонидович ​ (1902-1991) 
 +Рецензии
  
-Творчество:​ нет+Человек и миф 
 +Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально,​ тем не менее именно так: несостоявшаяся,​ но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "​Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки,​ чтобы себя проявить"​. Эту "​площадку"​ Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии,​ которая начиналась дважды,​ а перерыв длился почти полвека:​ в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("​Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"​ - самая известная),​ в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре,​ операторской и звукооператорской работе,​ танце, фотографии,​ преподавании,​ научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем,​ но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие,​ в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн),​ а Оболенский оставался "​свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии"​ (формулировка одного из западных кинофестивалей).  
 +Для именно такой биографии были объективные причины (война,​ плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей),​ но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников,​ которых процесс интересует больше,​ чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать,​ больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами.  
 +Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы,​ не учил и не поучал,​ не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии,​ открытый миру и людям.  
 +Количество прожитых лет перешло в качество,​ и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских:​ старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "​Оболенский",​ в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем,​ никого и ничего не опровергал,​ кажется,​ и ему самому миф был интереснее реальности.  
 +Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном,​ только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "​Новое кино России"​ номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих,​ одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине,​ организаторы фестиваля объединили не просто биографии,​ но мифы, доказали,​ что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "​большое кино"​. Этот шанс - хранить активную память об Оболенском.  
 +Как пройдет вековой юбилей мастера,​ который имеет место быть 21 января?​ Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой,​ где жил Оболенский,​ а ныне его квартира-музей,​ откроют новую мемориальную доску (взамен старой,​ украденной охотниками за цветными металлами).  
 +Затем Челябинское телевидение,​ столь многим обязанное Леониду Леонидовичу,​ соберет брифинг,​ где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "​Театр + Кино"​. Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин,​ актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук,​ киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского,​ где два месяца назад поставлен новый памятник-крест.  
 +Фестиваль "​Новое кино России",​ уже достаточно известный,​ что называется,​ раскрученный,​ возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих,​ что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль,​ не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать,​ чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "​Нового кино...",​ насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата.  
 +Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно,​ никто не произносит)а нужен ли Челябинску музей Оболенского?​ Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "​Родине"​ делают "​киноуголок"​ другого нашего великого киноземляка Герасимова,​ рядом сделать "​стеночку"​ Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага.  
 +Уж больно некрасива сама идея "​стеночки"​ вместо дома-музея:​ большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном.  
 +Очень надеюсь,​ что все это лишь напрасные опасения,​ но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет,​ Оболенский останется. 
 + 
 +Владимир Спешков 
 +19.01.2002 
 +100-летие кинематографиста:​ Крест и звезда Леонида Оболенского 
 +Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым,​ с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "​увидел"​ и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка,​ берет, улыбка. "​Ваш уходящий объект",​ - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "​Новое кино России",​ посвященного 100-летию Оболенского,​ массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой,​ где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович,​ понимаешь,​ что ему никогда не суждено стать "​ушедшим объектом"​. Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать,​ какой яркой и большой была эта личность.  
 +На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского:​ сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании,​ где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров,​ Ярополк Лапшин,​ Евгений Стеблов,​ Валерий Усков, столичные кинокритики,​ представители администрации,​ фонда культуры Челябинска,​ горожане.  
 +Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском,​ радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла,​ была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева,​ генерального директора фирмы "​Молодежная мода",​ спонсировавшего изготовление мемориальной доски.  
 +Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память,​ кладут живые цветы:  
 +В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "​Манекен"​ состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович,​ вспоминали его друзья и гости.  
 +...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов.  
 +...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого,​ Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа:​  
 +...Сергей Эйзенштейн звал "​Ленечку"​ в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым,​ кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "​великий немой"​ обрел голос.  
 +...На съемках фильма "​Звезда пленительного счастья"​ Леонид Леонидович показывал актрисам,​ как красиво ходить и держаться. У него учились манерам,​ элегантности и аристократичности:​  
 +...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие,​ взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти,​ замененной на годы лагерей:​  
 +...Король эпизода,​ человек высочайшей духовности,​ глубочайших знаний,​ профессионал,​ знающий о кино все, интереснейшая личность,​ притягивающая к себе окружающих,​ - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина,​ Валерия Ускова,​ Натальи Бондарчук,​ Кирилла Шишова,​ Тамары Мордасовой,​ мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека.  
 +Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске,​ самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными,​ это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня,​ с благодарностью вспоминая этого человека,​ мы пробуем восполнить этот пробел.  
 +Умирая,​ Леонид Леонидович просил,​ чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "​Инок Лаврентий"​. Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста,​ навсегда вошедшего в историю нашего города,​ области,​ российского кинематографа.  
 +100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы,​ в Екатеринбурге. По традиции,​ родившейся в империи кино Голливуде,​ свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет.  
 +Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании,​ бывшие коллеги,​ критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения,​ какой вклад внес в искусство.  
 + 
 +Лидия Старикова 
 +«Южноуральская панорама»  
 +24.01.2002
  
-===== Рецензии ===== 
-: в файле 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
оболенский_леонид_леонидович.1402194924.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/08 06:35 — ram3ay