Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия | ||
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:35] ram3ay [Биография] |
оболенский_леонид_леонидович [2014/06/08 06:39] (текущий) ram3ay [Фотоархив] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Оболенский Леонид Леонидович ====== | ====== Оболенский Леонид Леонидович ====== | ||
+ | |||
+ | {{ :obolensky001.gif?200|}} | ||
**Годы жизни:** 1902-1991 | **Годы жизни:** 1902-1991 | ||
Строка 42: | Строка 44: | ||
===== Фотоархив ===== | ===== Фотоархив ===== | ||
- | : в файле | + | {{:obolensky002.jpg?200|}} {{:obolensky003.jpg?200|}} {{:obolensky004.jpg?200|}} {{:obolensky005.jpg?200|}} {{:obolensky006.jpg?200|}} |
+ | ===== Рецензии ===== | ||
+ | Оболенский Леонид Леонидович (1902-1991) | ||
+ | Рецензии | ||
- | Творчество: нет | + | Человек и миф |
+ | Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить". Эту "площадку" Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды, а перерыв длился почти полвека: в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" - самая известная), в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре, операторской и звукооператорской работе, танце, фотографии, преподавании, научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем, но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие, в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн), а Оболенский оставался "свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии" (формулировка одного из западных кинофестивалей). | ||
+ | Для именно такой биографии были объективные причины (война, плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей), но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников, которых процесс интересует больше, чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать, больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами. | ||
+ | Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы, не учил и не поучал, не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии, открытый миру и людям. | ||
+ | Количество прожитых лет перешло в качество, и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских: старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "Оболенский", в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем, никого и ничего не опровергал, кажется, и ему самому миф был интереснее реальности. | ||
+ | Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном, только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "Новое кино России" номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих, одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине, организаторы фестиваля объединили не просто биографии, но мифы, доказали, что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "большое кино". Этот шанс - хранить активную память об Оболенском. | ||
+ | Как пройдет вековой юбилей мастера, который имеет место быть 21 января? Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой, где жил Оболенский, а ныне его квартира-музей, откроют новую мемориальную доску (взамен старой, украденной охотниками за цветными металлами). | ||
+ | Затем Челябинское телевидение, столь многим обязанное Леониду Леонидовичу, соберет брифинг, где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "Театр + Кино". Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин, актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук, киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского, где два месяца назад поставлен новый памятник-крест. | ||
+ | Фестиваль "Новое кино России", уже достаточно известный, что называется, раскрученный, возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих, что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль, не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать, чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "Нового кино...", насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата. | ||
+ | Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно, никто не произносит): а нужен ли Челябинску музей Оболенского? Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "Родине" делают "киноуголок" другого нашего великого киноземляка Герасимова, рядом сделать "стеночку" Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага. | ||
+ | Уж больно некрасива сама идея "стеночки" вместо дома-музея: большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном. | ||
+ | Очень надеюсь, что все это лишь напрасные опасения, но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет, Оболенский останется. | ||
+ | |||
+ | Владимир Спешков | ||
+ | 19.01.2002 | ||
+ | 100-летие кинематографиста: Крест и звезда Леонида Оболенского | ||
+ | Он остался в памяти всех, кто его знал, удивительно молодым, с живым, лучистым добрым взглядом. Таким его "увидел" и запечатлел на мемориальной доске скульптор Евгений Усатов. Галстук-бабочка, берет, улыбка. "Ваш уходящий объект", - как сказал однажды о себе с грустной иронией Леонид Оболенский. Но глядя на тех, кто приходит в эти дни в кинозалы на показ фильмов фестиваля "Новое кино России", посвященного 100-летию Оболенского, массу людей у дома N 38 по улице Сони Кривой, где с 1964 по 1970 годы жил Леонид Леонидович, понимаешь, что ему никогда не суждено стать "ушедшим объектом". Он становится с годами ближе, потому что мы все начинаем глубже и яснее осознавать, какой яркой и большой была эта личность. | ||
+ | На открытие новой мемориальной доски пришли те, кто хорошо знал Оболенского: сотрудники Челябинской государственной телерадиокомпании, где режиссер проработал шесть лет, кинематографисты из Москвы и Екатеринбурга Вячеслав Шмыров, Ярополк Лапшин, Евгений Стеблов, Валерий Усков, столичные кинокритики, представители администрации, фонда культуры Челябинска, горожане. | ||
+ | Выступавшие тепло вспоминали об Оболенском, радовались тому, что фестиваль назван в его честь. С грустью говорили о том, что первая мемориальная доска, сделанная из металла, была варварски содрана со стены и скорее всего сдана в металлолом. С благодарностью называли имя Анатолия Лебедева, генерального директора фирмы "Молодежная мода", спонсировавшего изготовление мемориальной доски. | ||
+ | Заместитель мэра города Татьяна Харисова почетное право открыть доску предоставляет народному артисту России Ярополку Лапшину и другим гостям. Потом все фотографируются на память, кладут живые цветы: | ||
+ | В этот же день - 100-летия со дня рождения Оболенского - в театре "Манекен" состоялся вечер воспоминаний. О том, каким был Леонид Леонидович, вспоминали его друзья и гости. | ||
+ | ...Он лично знал великую Марлен Дитрих и встречался с ней в Германии. И даже однажды танцевал с ней на одном из приемов. | ||
+ | ...Дед Леонида Леонидовича редактировал произведения Льва Толстого, Чехова. Отец какое-то время был директором Эрмитажа: | ||
+ | ...Сергей Эйзенштейн звал "Ленечку" в Америку. Но Оболенский отказался. Он был первым, кто освоил в российском кино звукорежиссуру. Благодаря ему "великий немой" обрел голос. | ||
+ | ...На съемках фильма "Звезда пленительного счастья" Леонид Леонидович показывал актрисам, как красиво ходить и держаться. У него учились манерам, элегантности и аристократичности: | ||
+ | ...Он добровольно пошел в московское ополчение и был, как многие, взят в плен после боя с во-оруженной до зубов эсэсовской группировкой. Бежал. После войны приговорен Родиной к смерти, замененной на годы лагерей: | ||
+ | ...Король эпизода, человек высочайшей духовности, глубочайших знаний, профессионал, знающий о кино все, интереснейшая личность, притягивающая к себе окружающих, - таким предстал Леонид Леонидович в воспоминаниях Ярополка Лапшина, Валерия Ускова, Натальи Бондарчук, Кирилла Шишова, Тамары Мордасовой, мэра Миасса Владимира Григориади и других людей, лично знавших этого неординарного человека. | ||
+ | Леонид Оболенский в письмах называет шесть лет, прожитых в Челябинске, самыми счастливыми в его жизни. Но, если оставаться честными, это были для него вовсе непростые времена. Он сделал для людей очень много, не получив при жизни того, чего заслуживал. Сегодня, с благодарностью вспоминая этого человека, мы пробуем восполнить этот пробел. | ||
+ | Умирая, Леонид Леонидович просил, чтобы памятником ему стал деревянный крест из лиственницы со скромной надписью "Инок Лаврентий". Это завещание выполнено в день 100-летия кинемато-графиста, навсегда вошедшего в историю нашего города, области, российского кинематографа. | ||
+ | 100-летию Оболенского был посвящен вечер в Союзе кинематографистов Москвы, в Екатеринбурге. По традиции, родившейся в империи кино Голливуде, свердловчане открыли в Доме кино звезду Леонида Оболенского. Пусть она никогда не гаснет. | ||
+ | Р.S. В день 100-летия Оболенского в Челябинской государственной телерадиокомпании состоялся брифинг. Сотрудники компании, бывшие коллеги, критики из Москвы и Ленинграда тепло вспоминали мастера кино, говорили о том, как много он сделал для нашего телевидения, какой вклад внес в искусство. | ||
+ | |||
+ | Лидия Старикова | ||
+ | «Южноуральская панорама» | ||
+ | 24.01.2002 | ||
- | ===== Рецензии ===== | ||
- | : в файле | ||
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |