...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


одинцов_николай_алексеевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
одинцов_николай_алексеевич [2014/06/08 06:43]
ram3ay [Одинцов Николай Алексеевич]
одинцов_николай_алексеевич [2014/06/08 06:47]
ram3ay [Одинцов Николай Алексеевич]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Одинцов Николай Алексеевич ====== ====== Одинцов Николай Алексеевич ======
 +{{ :​odincov001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1923-… **Годы жизни:​** 1923-…
Строка 50: Строка 51:
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Одинцов Николай Алексеевич ​ (1923-…) 
 +Творчество 
 + 
 + 
 +«На перепутьях тернистых дорог» 
 + 
 +(отрывок из главы) 
 + 
 +Транзит 
 + 
 +Колонну в транзитный лагерь запускали долго. Сверяли списки с формулярами. К самому утру закончилась эта нудная процедура. 
 +Впрочем,​ мало кто заметил,​ когда наступило утро: в это время над Дудинкой стоял полярный день. На транзитном лагпункте (его называли по-всякому — расформировочный,​ пересыльный,​ но больше транзиткой) нас продержали недолго. На третьи сутки всех распределили. Большую часть людей, в основном политических заключенных,​ направили в центральный дудинский лагерь — 4-е лаготделение. В порту разворачивалась навигация,​ людей требовалось много. «Бытовиков» и уголовников,​ за малым исключением,​ отправили в норильские лагеря. Начальником транзитного лагпункта в те далекие времена был Павел Петрович Самошин. Он немного поработал в этой должности и перешел в порт. Сначала был начальником лесопиления (в нашем же лесном хозяйстве),​ а потом долгое время начальником морских причалов. 
 +Мне посчастливилось остаться в Дудинке и попасть в 4-е лаготделение. Кроме него было еще несколько лагпунктов:​ один на 19-м пикете,​ другой — на судоверфи,​ и где-то еще, небольшой,​ для расконвоированных,​ но тот я уже не помню. 4-е лаготделение размещалось в самом центре селения Дудинки и имело форму квадрата довольно внушительных размеров,​ огражденного в один ряд тремя нитями колючей проволоки. Охранялся лагерь слабо: бежать практически невозможно. В моей памяти был один случай,​ но окончился он неудачно. Все жители в поселках и деревушках по берегам Енисея были строго предупреждены,​ и беглецам не оказывали никакой помощи. Наоборот,​ их выдавали властям. Такие случаи в первые годы образования лагерей имели место. 
 +На каждом углу лагерной зоны стояли караульные вышки: две — параллельно берегу реки Дудинки и две — со стороны дудинского села. Размещались в такой последовательности:​ одна — на месте теперешнего здания станции перекачки,​ другая — там, где торговый центр. Соединены забором из колючей проволоки,​ в середине которого была большая контрольно-пропускная вахта, они как бы замыкали лицевую сторону (фасад) лагеря. Вторая пара стояла от береговой примерно метров на 700—750. Одна из них была на правом берегу Ароматного ручья, другая — с внутренней стороны теперешнего магазина «Енисей». Все четыре стороны были обтянуты колючей проволокой в три нити (убежать было легко, но никто не пытался — куда?), сквозь которые было хорошо видно, что происходит на воле, а дудинские жители видели жизнь заключенных. Иногда переговаривались между собой. 
 +Фасад лагеря был обращен в сторону устья реки Дудинки,​ где на правом ее берегу виднелись бревенчатые причалы. Они и сейчас там же, только стали много выше и растянулись далеко по береговой линии вверх и вниз, оделись в прочный бетон. 
 +Уже много лет с наступлением навигации на причалы спускают такое большое количество кранов,​ что они закрывают собой величие енисейского раздолья. 
 +Параллельно лицевому забору,​ а он начинался чуть дальше вышки почти от самого управления порта (теперь в этом здании после многократных перестроек магазин «Долгун»),​ пролегал железнодорожный путь, идущий на морские причалы. Между ним и забором была неширокая пешеходная дорога (теперь объездная трасса для автотранспорта),​ по которой расходились бригады заключенных грузчиков на морские и речные участки для обработки барж и вагонов. Они выходили из лагеря через контрольно-пропускную вахту (на этом месте сейчас здание АБК 3-го района) и сразу же расходились без всякого конвоя (производственные объекты порта со стороны селения тоже были огорожены) по своим рабочим местам. 
 +В лагере кроме главной было еще две вахты. Одна стояла на южной стороне,​ где сейчас разместился магазин «Орфей»,​ другая — перед поликлиникой,​ на месте Дома геологов,​ как раз посередине. Через южную зону выпускали заключенных для работы на лесозаводах и лесобирже. Через нее же принимали и отправляли этапы заключенных,​ которых перед началом навигации привозили с «большой земли»,​ а после ее завершения лишних рабочих увозили в норильские лагеря. И так повторялось из года в год. 
 + 
 +Отрывок из стихотворения «Таймыр острожный» 
 + 
 +…В тот тяжкий век 
 +Тропою тою 
 +Пройдет немало человек,​ 
 +Чтоб под норильскою землею 
 +Пробить натруженной рукою 
 +К запасам руд широкий штрек. 
 +И на фундаментах бетонных,​ 
 +-подумать мог ли кто тогда- 
 +Уложенных руками заключенных 
 +Поднимутся гиганты города. 
 +Как пирамид египетских строенья 
 +Пленяют взор суровой простотой,​ 
 +Так города в холодном Заполярье 
 +Всех восхищают строгой красотой. 
 +По тем же я шагал дорогам 
 +Не день, не два, а много лет. 
 +В великом скопище народа 
 +Немало видел горьких бед: 
 +Встречал нередко я людей 
 +С достоинством чрез тюрьмы прошагавших,​ 
 +В неволе тяжело страдавших,​ 
 +Но не склонивших головы своей… 
 + 
 + 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
одинцов_николай_алексеевич.txt · Последние изменения: 2014/06/08 06:47 — ram3ay