...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


одинцов_николай_алексеевич

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
одинцов_николай_алексеевич [2014/06/08 06:43]
ram3ay [Одинцов Николай Алексеевич]
одинцов_николай_алексеевич [2014/06/08 06:47]
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Одинцов Николай Алексеевич ====== ====== Одинцов Николай Алексеевич ======
 +{{ :​odincov001.gif?​200|}}
  
 **Годы жизни:​** 1923-… **Годы жизни:​** 1923-…
Строка 47: Строка 48:
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле +{{:odincov002.jpg?​200|}}
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Одинцов Николай Алексеевич ​ (1923-…) 
 +Творчество 
 + 
 + 
 +«На перепутьях тернистых дорог» 
 + 
 +(отрывок из главы) 
 + 
 +Транзит 
 + 
 +Колонну в транзитный лагерь запускали долго. Сверяли списки с формулярами. К самому утру закончилась эта нудная процедура. 
 +Впрочем,​ мало кто заметил,​ когда наступило утро: в это время над Дудинкой стоял полярный день. На транзитном лагпункте (его называли по-всякому — расформировочный,​ пересыльный,​ но больше транзиткой) нас продержали недолго. На третьи сутки всех распределили. Большую часть людей, в основном политических заключенных,​ направили в центральный дудинский лагерь — 4-е лаготделение. В порту разворачивалась навигация,​ людей требовалось много. «Бытовиков» и уголовников,​ за малым исключением,​ отправили в норильские лагеря. Начальником транзитного лагпункта в те далекие времена был Павел Петрович Самошин. Он немного поработал в этой должности и перешел в порт. Сначала был начальником лесопиления (в нашем же лесном хозяйстве),​ а потом долгое время начальником морских причалов. 
 +Мне посчастливилось остаться в Дудинке и попасть в 4-е лаготделение. Кроме него было еще несколько лагпунктов:​ один на 19-м пикете,​ другой — на судоверфи,​ и где-то еще, небольшой,​ для расконвоированных,​ но тот я уже не помню. 4-е лаготделение размещалось в самом центре селения Дудинки и имело форму квадрата довольно внушительных размеров,​ огражденного в один ряд тремя нитями колючей проволоки. Охранялся лагерь слабо: бежать практически невозможно. В моей памяти был один случай,​ но окончился он неудачно. Все жители в поселках и деревушках по берегам Енисея были строго предупреждены,​ и беглецам не оказывали никакой помощи. Наоборот,​ их выдавали властям. Такие случаи в первые годы образования лагерей имели место. 
 +На каждом углу лагерной зоны стояли караульные вышки: две — параллельно берегу реки Дудинки и две — со стороны дудинского села. Размещались в такой последовательности:​ одна — на месте теперешнего здания станции перекачки,​ другая — там, где торговый центр. Соединены забором из колючей проволоки,​ в середине которого была большая контрольно-пропускная вахта, они как бы замыкали лицевую сторону (фасад) лагеря. Вторая пара стояла от береговой примерно метров на 700—750. Одна из них была на правом берегу Ароматного ручья, другая — с внутренней стороны теперешнего магазина «Енисей». Все четыре стороны были обтянуты колючей проволокой в три нити (убежать было легко, но никто не пытался — куда?), сквозь которые было хорошо видно, что происходит на воле, а дудинские жители видели жизнь заключенных. Иногда переговаривались между собой. 
 +Фасад лагеря был обращен в сторону устья реки Дудинки,​ где на правом ее берегу виднелись бревенчатые причалы. Они и сейчас там же, только стали много выше и растянулись далеко по береговой линии вверх и вниз, оделись в прочный бетон. 
 +Уже много лет с наступлением навигации на причалы спускают такое большое количество кранов,​ что они закрывают собой величие енисейского раздолья. 
 +Параллельно лицевому забору,​ а он начинался чуть дальше вышки почти от самого управления порта (теперь в этом здании после многократных перестроек магазин «Долгун»),​ пролегал железнодорожный путь, идущий на морские причалы. Между ним и забором была неширокая пешеходная дорога (теперь объездная трасса для автотранспорта),​ по которой расходились бригады заключенных грузчиков на морские и речные участки для обработки барж и вагонов. Они выходили из лагеря через контрольно-пропускную вахту (на этом месте сейчас здание АБК 3-го района) и сразу же расходились без всякого конвоя (производственные объекты порта со стороны селения тоже были огорожены) по своим рабочим местам. 
 +В лагере кроме главной было еще две вахты. Одна стояла на южной стороне,​ где сейчас разместился магазин «Орфей»,​ другая — перед поликлиникой,​ на месте Дома геологов,​ как раз посередине. Через южную зону выпускали заключенных для работы на лесозаводах и лесобирже. Через нее же принимали и отправляли этапы заключенных,​ которых перед началом навигации привозили с «большой земли»,​ а после ее завершения лишних рабочих увозили в норильские лагеря. И так повторялось из года в год. 
 + 
 +Отрывок из стихотворения «Таймыр острожный» 
 + 
 +…В тот тяжкий век 
 +Тропою тою 
 +Пройдет немало человек,​ 
 +Чтоб под норильскою землею 
 +Пробить натруженной рукою 
 +К запасам руд широкий штрек. 
 +И на фундаментах бетонных,​ 
 +-подумать мог ли кто тогда- 
 +Уложенных руками заключенных 
 +Поднимутся гиганты города. 
 +Как пирамид египетских строенья 
 +Пленяют взор суровой простотой,​ 
 +Так города в холодном Заполярье 
 +Всех восхищают строгой красотой. 
 +По тем же я шагал дорогам 
 +Не день, не два, а много лет. 
 +В великом скопище народа 
 +Немало видел горьких бед: 
 +Встречал нередко я людей 
 +С достоинством чрез тюрьмы прошагавших,​ 
 +В неволе тяжело страдавших,​ 
 +Но не склонивших головы своей… 
 + 
 + 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
одинцов_николай_алексеевич.txt · Последние изменения: 2014/06/08 06:47 — ram3ay