...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


щеглов_норильский_сергей_львович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Both sides previous revision Предыдущая версия
Следущая версия
Предыдущая версия
щеглов_норильский_сергей_львович [2014/07/02 14:49]
ram3ay [Биография]
щеглов_норильский_сергей_львович [2014/07/02 14:57] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Щеглов (Норильский) Сергей Львович ====== ====== Щеглов (Норильский) Сергей Львович ======
 +{{ :​cheglov001.gif?​200|}}
 **Годы жизни:​** 1921-… **Годы жизни:​** 1921-…
  
Строка 47: Строка 48:
  
 ===== Фотоархив ===== ===== Фотоархив =====
-в файле+{{:cheglov002.jpg?​200|}} {{:​cheglov003.jpg?​200|}} {{:​cheglov004.jpg?​200|}} {{:​cheglov005.jpg?​200|}} {{:​cheglov006.jpg?​200|}} 
  
 ===== Творчество ===== ===== Творчество =====
-: в файле+Норильский С. Сталинская премия ​Повести. - Тула : Изд-во "​Филиппок",​ 1998. - 254 с. : портр.,​ ил. - (Роман-хроника). 
 + 
 + 
 +Динь-бом! Динь-бом! 
 +Слышен звон кандальный. 
 +Песня. 
 + 
 +ДВЕРИ ЗАХЛОПНУЛИСЬ 
 +Дверь камеры с лязгом захлопнулась за моей спиной. Словно под черепной коробкой,​ а не в замочной стали, с упругим звоном повернулся беспощадный ключ. 
 +В камере — человек,​ высокий,​ с широкими прямыми плечами,​ шагает из угла в угол. С энергией льва, только что запертого в клетку. Опущена голова,​ на лоб свесились космы черных волос. Руки — за спиной,​ в губах дымит папироса. 
 +Четыре шага по диагонали — вперед,​ четыре — обратно. В углу у двери — куча окурков. Под близким потолком,​ в сизом дыму, красновато светит из-за проволочной сетки лампочка ватт на сорок. Ни окна, ни табуретки,​ ни койки, ни столика. Покрашенные в серое стены. В середине двери — маленькое круглое отверстие. В нем поблескивает стекло,​ снаружи задвинуто. 
 +Я прошел в угол, свободный от льва и окурков,​ бросил свой узел, поставил чемодан и присел на его край. 
 +Всё кончено! Жизнь кончена! Оборвалась внезапно,​ нежданно. А какая была яркая, сколько было планов,​ замыслов,​ счастья любви и дружбы. 
 +(Тут, может быть, иной читатель,​ ожесточенный ужасами действительности или насмотревшийся на них с помощью всевозможных экранов,​ скажет:​ ну что это нагнетает автор страхи,​ что ужасного произошло?​ Ну, попал человек в тюрьму... 
 + 
 +Но поставьте себя на место юноши, почти мальчишки,​ в представлении которого тюрьма — клоака отбросов общества. Прибавьте к этому, как много он наслышался о пытках,​ произволе уголовников и полной невозможности выбраться отсюда — и вы поймете,​ что было на душе у рассказчика,​ почувствуете его подавленность и обреченность). 
 +Я тупо смотрел на свой узел. В нем, в объятиях простыни,​ да еще в чемоданчике,​ на котором сижу (картон,​ оклеенный черным дерматином),​ — все имущество студента. Вот торчит черный воротник изрядно поношенного пальто,​ такой же козырек кепки. Пальто из недорогого сукна, на ватной подкладке. Около года назад, когда я уезжал из родного города в Москву на учебу, дядя Коля дал мне это свое пальто и всю зиму оно согревало меня (а зима была на редкость морозная). Пальто мне было широковато и длинновато,​ сидело мешком,​ но к форсу никто из первокурсников,​ особенно провинциалов, не стремился,​ каждый был одет в меру своего достатка или достатка родителей. У меня родителей не было. Пробежишь от электрички до трамвая,​ уши потрешь и ладно. 
 +Где-то за каменным погребом,​ в который меня втолкнули,​— солнечный московский день, многолюдные улицы. Идут и едут, куда им нужно, свободные люди. Я этого лишен. Смириться с этим — мучительно. 
 +Столица вспоминается в отчетливых ярких картинах и сценах. Высокие просторные залы Ленинской библиотеки. Ряды столов,​ за ними ребята и девушки,​ солидные мужчины и женщины,​ склонившиеся над книгами и конспектами. Настольные электролампы под зелеными абажурами. Легкое шуршание перевертываемых страниц. Уют, благоговейная трапеза знаний. А за окнами,​ совсем рядом, краснокирпичные стены Кремля,​ не нарисованные,​ а настоящие. Я в Москве,​ вот он, спокойный простор всему миру известной площади. 
 +Вспоминаются шумные коридоры института,​ тишь заполненных аудиторий,​ учебных кабинетов с фолиантами,​ географическими картами,​ схемами исторических битв. 
 +Болью отдаются в памяти непорочно голубые вагоны метро, без устали ныряющие в таинственную черноту тоннелей. Молочная закусочная посередине бульвара под высокими липами Чистых Прудов. Каждое утро по пути в институт я за аккуратным столиком всласть прожевывал французскую булку с хрустящей коричневой корочкой,​ запивая ласковым кефиром из бутылки. 
 + 
 +Час назад, когда черная эмка промчала меня мимо этой закусочной,​ вдоль серого в разводах мрамора Кировской станции метро,​— пронзила сознание мысль: никогда,​ никогда больше не увижу ни этих высоких лип, ни поездов метро, ни Чистых прудов с их лебедями. Не увижу Москвы — родной,​ милой, неизведанной. 
 +Впервые за мои неполные двадцать лет мчался я в легковом автомобиле,​ да еще по столичным улицам. Но какой горький,​ трагический шик! Сижу на пружинящей клеенчатой подушке между двух парней. Один в сером костюме,​ другой в коричневом. Впереди,​ рядом с шофером,​ комиссар госбезопасности. Белый эллипс на рукаве мутнозеленой гимнастерки. Недавно в газетах было сообщено,​ что теперь кроме НКВД есть еще НКГБ — наркомат госбезопасности. Его задача — борьба с самыми тяжкими преступлениями против советского государства. Запомнилась фамилия наркома:​ Меркулов. Появились на улицах Москвы сдержанно-бравые военные в мутнозеленых мундирах с белыми яичками на рукаве. Прохожие разминуются с ними с каким-то смирным уважением. Миссия этих сотрудников — обезвреживать шпионов,​ диверсантов. Товарищ Берия, оставшийся во главе НКВД, будет выискивать врагов вообще,​ а эти — прежде всего шпионов. Так я понял правительственное сообщение. Но вот меня арестовал именно комиссар НКГБ. Какой же я шпион? Что случилось?​ Ошибка?​ Но меня приучили верить,​ что органы не допускают ошибок. Значит,​ участь моя плачевна,​ безнадежна. 
 +Парни беззаботно переговаривались о чем-то своем, обыденном,​ несовместимом с моим несчастьем. «Искупаться бы сейчас». «А что она тебе оказала?​» Как будто бы не было между ними меня с моим непонятным,​ но страшным несчастьем,​ как будто не было рядом военного начальника с белым яйцом на рукаве. И самое главное — той непостижимо огромной беды, которая обрушилась на всех вчера. 
 +...Ходит и ходит по камере энергический куряка. Он ходит, а время остановилось. Что остается юноше, оглушенному горем и зажатому в бездействии,​ невозможности что либо предпринять?​ 
 +Остаются нескончаемые дороги памяти. Бесчисленные воспоминания. Они вспыхивают одно за другим,​ уводят из четырех глухих стен мрачного настоящего на светлые просторы минувшего. Роятся,​ множатся,​ переплетаются. Их сотни, тысячи. Некоторые возвращаются вновь и вновь. 
 + 
 +Воспоминание 1  
 +ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕН 
 +22 июня. Солнечное прохладное утро. Радостной гурьбой спешат истфаковцы по вымытому ночным дождиком тротуару. Через час — последний экзамен. 
 +Торопливое перелистывание учебников и конспектов. 
 +— А-а, — перед смертью не надышишься. Подслушивание у дверей,​ за которыми профессор принимает экзамен. 
 +— Девчата,​ лоб берегите! Он еще пригодится,​— острят студенты. 
 +Нетерпеливое тормошенье каждого,​ вышедшего из-за дверей с зачеткой в руке: 
 +— Как спрашивает?​ Что поставил?​ 
 +Профессор строгий. Он сухощав,​ носит пенсне и тем похож на Свердлова,​ только без бородки. 
 +Какой важный день! Поистине рубежный. Пройдет какой-нибудь час и — первый курс окончен. Час долгий,​ тревожный,​ томительный,​ но он ведь непременно пройдет. Волнуюсь. Но уверен,​ что сдам. Как и ко всем экзаменам,​ подготовился добросовестно. Наверняка сдам. Стало быть, закончу первый курс. Через час. Время — вперед! 
 +Что тревожит — оценка. Надо «пятерку». Иначе в третьем семестре — жить не на что. Помогать мне некому,​ и если сегодня «Свердлов» поставит «четверку» — стипендии не видать. Но уверенности,​ что сдашь на «пятерку»,​ не может быть, никогда. Пусть все, что следует,​ прочитал,​ пусть все основное запомнил,​ пусть основательно истерты конспекты — уверенности в «пятерке» нет. Мало ли что может случиться на экзамене... 
 +И вот захожу в аудиторию,​ беру со стола билет. В нем первый вопрос:​ «Мечта,​ иллюзия,​ воображение». Ну, все! Есть что рассказать. Сажусь,​ готовлю ответ. 
 +А через полчаса открываю дверь в коридор с крылатым ощущением свободы. В зачетке — размашистая «пятерка». Первый курс завершен! Стипендия на первое полугодие обеспечена! 
 +Однокурсники поздравляют,​ расспрашивают,​ разглядывают страничку зачетки. 
 +Остро осознаю необыкновенное счастье момента. Свободен,​ свободен! Не надо больше готовиться ни к каким экзаменам,​ можно отрешиться от непрерывного запоминания дат, имен, событий,​ формулировок. Время принадлежит мне. Не надо торопиться на лекции,​ коллоквиумы. Иди в кино, на реку, в парк — куда хочешь. Вольная птица. И так целое лето! Чудесно-многообразное. 
 + 
 +Провести его в Москве?​ Я ведь не видел еще по-настоящему этого великого города. Десять месяцев жизни в нем пронеслись в напряженной учебе. Институт — библиотеки — музеи — вот постоянный маршрут. Не терпится побродить по старинным улицам,​ набережным,​ площадям. Рассмотреть каждое здание. Ведь что ни шаг — встреча с Историей. 
 +Хорошо и на родину поехать,​ на милые берега Оки. А там Дуся. Какое счастье — провести лето вместе с ней! 
 +А может, в археологическую экспедицию?​ Преподаватель археологии Борис Александрович Рыбаков набирает студентов на раскопки древнерусского города со странным названием Вщиж. Где-то на Десне. Какая она, эта Десна? Наверное,​ поменьше нашей Оки. 
 +И еще мечталось:​ вот куплю только что выпущенную книжку на английском — какой-нибудь роман современного западного писателя — и переведу. Двух зайцев сразу подстрелю:​ познакомлюсь в первоисточнике с нынешней иностранной беллетристикой,​ и в английском потренируюсь. 
 +Нет, пожалуй,​ сначала — в экспедицию. А потом — к Дусе. Ну, а с Москвой познакомиться еще успею. В ней мне еще четыре года. Неоглядный срок. Почти вечность. Да и вообще — буду стараться не покинуть столицу никогда. 
 +Радостно возбужденный,​ сбегаю с полукруглого крыла мраморной лестницы,​ из полумрака здания — в солнечный простор улицы. Голубизна неба, свежая зелень крон, яркие платья женщин,​ девушек. Через Подсосенский,​ Казарменный переулки выбираюсь на Чистопрудный бульвар,​ иду не спеша, впитываю воздух воскресной Москвы. Как хорошо! 
 +Но что это? С удивлением,​ почти с испугом ощущаю:​ какая-то тяжесть остается на душе, какой-то груз легонько,​ но давит. 
 +Перерываю в памяти все, что было, что предстоит. Да нет, решительно никаких причин для тревоги или беспокойства. 
 +Пытаюсь успокоить себя: какая-нибудь тонкость,​ реакция на внезапное освобождение. Или просто усталость последних недель,​ еще не отторгнутая приливом новых впечатлений. Да неужели предчувствие какое?​ 
 +Э-э, ерунда! Психологическая наука говорит:​ предчувствий не бывает. Мы — не мистики. Мы — материалисты. 
 + 
 +Начнем новый период с того, что подстрижемся. Провожу ладонью по затылку:​ во как отросли! 
 +С этими мыслями прошел я Чистые Пруды, почти всю Кировскую. В крохотной парикмахерской у выхода на Лубянку опускаюсь в кресло. «Прибор! — подала парикмахерша зов за перегородку,​ вправляя мне за воротник салфетку. Приятное прикосновение женских пальцев к шее. 
 +Раздвигается шторка за дверью у кассы, старушка в белом халате выносит алюминиевый стакан на тарелочке. Из угла, где под низким потолком черное блюдо репродуктора,​ умиротворенно льется негромкая музыка. Вот и она стихает,​ и голос дикторши — как будто бы вот тут, рядом:​ 
 +— Внимание,​ внимание,​ говорит Москва,​ радиостанция имени Коминтерна... 
 +Что-то значительное,​ не повседневное слышится в этих обычных словах,​ какая-то особая интонация. 
 +Ну, вот и объяснение:​ «Через пять минут слушайте выступление заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР, народного комиссара иностранных дел...» 
 +Швейцар,​ сидящий у входа, встает и увеличивает громкость радио. Дикторша повторяет предупреждение,​ и теперь ее голос заполняет комнату. Взгляды всех устремлены на черный конус в углу. Смолкают разговоры. 
 +Мне показалось,​ что прошло меньше пяти минут, пока тот же голос с большой значительностью провозгласил:​ 
 +— Внимание! Внимание! У микрофона заместитель председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР, народный комиссар иностранных дел товарищ Вячеслав Михайлович Молотов. 
 +И тут же — голос этого известного всем человека,​ Он чуть картавит и слегка заикается — это особенно заметно после четкого,​ отработанного голоса дикторши. 
 +— Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление... 
 +Кажется,​ что волнение звучит в этом голосе,​ какая-то тревога. Две девушки-парикмахерши вышли из-за занавески и притихли под репродуктором,​ приготовились слушать. Моя добривает мне щеки. 
 +— Сегодня,​ в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну,​ атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир,​ Киев, Севастополь,​ Каунас и некоторые другие,​ причем убито и ранено более двухсот человек... 
 + 
 +Впиваюсь слухом в медленные,​ будто спотыкающиеся слова — и не могу принять,​ что это действительность. Не могу представить,​ что пылают здания в Киеве и Житомире,​ что на нашей земле льется кровь, гибнут люди. Не может быть! Ведь за окном — солнце,​ яркое летнее солнце,​ шумит прибой городских улиц. 
 +— Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в пять часов тридцать минут утра сделал мне как Народному комиссару иностранных дел заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы... 
 +Пожилой москвич смотрит в пол, невозможно прочесть что-либо на его лице. Рядом — лейтенант,​ губы решительно сжаты. Ужас в глазах у молоденькой парикмахерши. 
 +— Теперь,​ когда нападение на Советский Союз уже совершилось,​ советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины... 
 +Территория... Терра — террис,​— зачем-то подает мне память недавние занятия по латыни. 
 +— ...Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии,​ вокруг нашего советского правительства,​ вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. 
 +Парикмахерши ушли за занавеску. Оттуда послышался плач. 
 +— Ну, не надо, Катюша,​ ну что ты...  
 +Захлебывается в рыданиях девичий голос:​ 
 +— Да ведь они же на самой границе! Их часть, наверное,​ первой пошла... 
 +— Ну и что же? Обязательно убьют, что ли? У меня в Киеве мать и две сестры... 
 +Вот оно, наступило,​ время подвига,​ час, к которому мы готовили себя, в ожидании которого жили. Необыкновенный подъем в душе, острое ощущение внезапной перемены судьбы. Отныне каждый час становится знаменательным,​ каждые сутки — веха истории... 
 +...Ходит и ходит лев по клетке. Курит папиросу за папиросой. Решительно,​ размашисто меряет камеру:​ четыре шага вперед,​ четыре обратно. По диагонали. А я сижу на 
 + 
 +чемодане. Вновь и вновь лихорадочно перерываю свои девятнадцать годов, стараюсь отыскать в них причину сегодняшнего несчастья. 
 +Ничего,​ как будто, не находится. Правда,​ отыскивается кое-что не в мою пользу. 
 + 
 + 
  
 ===== Рецензии ===== ===== Рецензии =====
щеглов_норильский_сергей_львович.1404298171.txt.gz · Последние изменения: 2014/07/02 14:49 — ram3ay