Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия | Следущая версия Both sides next revision | ||
эрдман_николай_робертович [2014/07/02 15:10] ram3ay [Фотоархив] |
эрдман_николай_робертович [2014/07/02 15:10] ram3ay [Творчество] |
||
---|---|---|---|
Строка 19: | Строка 19: | ||
{{:erdman002.jpg?200|}} {{:erdman003.jpg?200|}} | {{:erdman002.jpg?200|}} {{:erdman003.jpg?200|}} | ||
===== Творчество ===== | ===== Творчество ===== | ||
- | : в файле | + | ВЛАДИМИР МАСС, НИКОЛАЙ ЭРДМАН. БАСНИ |
+ | ====================================== | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Мы обновляем быт | ||
+ | И все его детали... | ||
+ | Рояль был весь раскрыт | ||
+ | И струны в нем дрожали. | ||
+ | |||
+ | — Чего дрожите вы? — спросили у страдальцев | ||
+ | Игравшие сонату десять пальцев. | ||
+ | |||
+ | — Нам нестерпим такой режим — | ||
+ | Вы бьете нас, | ||
+ | и мы дрожим!.. | ||
+ | |||
+ | Но им ответствовали руки, | ||
+ | Ударивши по клавишам опять: | ||
+ | — Когда вас бьют, вы издаете звуки, | ||
+ | А если вас не бить, вы будете молчать. | ||
+ | |||
+ | Смысл этой краткой басни ясен: | ||
+ | Когда б не били нас, мы б не писали басен. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | В одном термометре вдруг захотела ртуть | ||
+ | Достигнуть сорока во что бы то ни стало. | ||
+ | И в сей возможности не усумнясь нимало, | ||
+ | Пустилась в путь. | ||
+ | |||
+ | — Энтузиазм большая сила! — | ||
+ | Вскричала ртуть и стала лезть. | ||
+ | Но ничего не выходило: | ||
+ | Всё тридцать шесть и тридцать шесть. | ||
+ | — Ура! Вперед! На карте честь!.. — | ||
+ | Она кричит и лезет вон из шкуры, — | ||
+ | Всё тридцать шесть! | ||
+ | |||
+ | А что ж, друзья, и в жизни есть | ||
+ | Такого рода «реомюры»: | ||
+ | Кричат: — Вперед! | ||
+ | Кричат: — Ура! | ||
+ | А не выходит ни хера. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Вороне где-то Бог послал кусочек сыра... | ||
+ | — Но бога нет! — Не будь придира: | ||
+ | Ведь нет и сыра. | ||
+ | |||
+ | ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ | ||
+ | Однажды приключилась драма: | ||
+ | Бог, в белом венчике из роз, | ||
+ | Потребовал у Авраама, | ||
+ | Чтоб сына в жертву он принес. | ||
+ | |||
+ | Зачем? К чему? Все скрыто мраком. | ||
+ | Старик отец в слезах, но все ж, | ||
+ | Над милым сыном Исааком | ||
+ | Уже заносит острый нож. | ||
+ | |||
+ | И вдруг сюрприз: разверзлась туч громада. | ||
+ | И бог вопит: «Я пошутил, не надо». | ||
+ | С тех пор переменился свет. | ||
+ | И бога, как известно, нет. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Мы любим подмечать у недругов изъяны | ||
+ | И направлять на них насмешки острие. | ||
+ | |||
+ | Однажды молоко спросило у сметаны: | ||
+ | «Скажите, вы еда или питье?» | ||
+ | Сметана молвила: «Оставьте ваши шутки, | ||
+ | Действительно, я где-то в промежутке. | ||
+ | Но ведь важна | ||
+ | Не эта сторона, | ||
+ | Всего важней, что я вкусна, | ||
+ | И то, что все бывают мною сыты...» | ||
+ | |||
+ | Вот так порою и гермафродиты: | ||
+ | Тот, кто на свет их произвел, | ||
+ | Конечно, допустил ужасную небрежность, | ||
+ | Но ведь, в конце концов, существенен не пол, | ||
+ | А классовая принадлежность. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Все, все меняется: законы, нравы, стили... | ||
+ | |||
+ | Случилось так, что где-то как-то раз, | ||
+ | По улицам слона водили, | ||
+ | Возможно, что и напоказ. | ||
+ | |||
+ | Вдруг Моська, увидав слона, | ||
+ | Подобострастия полна, | ||
+ | Расшаркалась пред ним почтительно и мило. | ||
+ | Потом, | ||
+ | Виляя весело хвостом, | ||
+ | Всех растолкав, | ||
+ | Перед слоном | ||
+ | На задних лапах заходила. | ||
+ | |||
+ | «Имей же стыд, — | ||
+ | Ей Шавка говорит, — | ||
+ | Так мерзко унижать себя нельзя же, | ||
+ | Ведь слон тебя не замечает даже». | ||
+ | |||
+ | «Отстань, — ответствовала та, — | ||
+ | Не понимаешь ты, как видно, ни черта | ||
+ | Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей. | ||
+ | Я подхалимствую пред ним на всякий случай. | ||
+ | Плодов, что нам приносит лесть, | ||
+ | Нельзя заранее учесть, | ||
+ | Но это важный двигатель карьеры...» | ||
+ | |||
+ | Да, больше в наши времена | ||
+ | Не лает Моська на слона. | ||
+ | Совсем теперь не те у ней манеры. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Однажды самогонный аппарат | ||
+ | Подумал так: «Я не персона грата, | ||
+ | Но все-таки, в известном смысле, брат | ||
+ | Фотографического аппарата. | ||
+ | Работать я могу день изо дня. | ||
+ | Я хорошо сработан, молод, емок, | ||
+ | Так почему ж не пользуют меня | ||
+ | Хотя бы для простых натурных съемок?» | ||
+ | |||
+ | И вот куда-то в Центр, без замедленья | ||
+ | Он написал об этом заявленье. | ||
+ | Зав., | ||
+ | Заявленье прочитав, | ||
+ | Сказал: «А он, пожалуй, прав». | ||
+ | И так постановил: «В течение недели, | ||
+ | Без канители, | ||
+ | Казенщины, а также лишних трат, | ||
+ | Оставив в стороне вопрос зарплаты, | ||
+ | Зачислить самогонный аппарат | ||
+ | В фотографические аппараты, | ||
+ | И выдать соответственный мандат». | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Мы пишем не для похвалы, | ||
+ | А для внушения морали. | ||
+ | В лесу однажды все ослы | ||
+ | Вдруг диалектиками стали. | ||
+ | |||
+ | Но так как страшный произвол | ||
+ | Царит сейчас во всей вселенной, | ||
+ | Диалектический осел | ||
+ | Глуп так же, как обыкновенный. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Две стрелки на часах шли, не переставая: | ||
+ | Минутная и часовая. | ||
+ | |||
+ | «Не понимаю, почему ты | ||
+ | Не хочешь, как и я, отсчитывать минуты? — | ||
+ | Спросила та, которая длинней, | ||
+ | У той, которая короче, | ||
+ | Соединившись с ней | ||
+ | В 12 ночи. — | ||
+ | Встряхнись! Пора! Беги за мной!» | ||
+ | |||
+ | Короткая сказала: «Можно». | ||
+ | И понеслась неосторожно | ||
+ | За торопившейся большой. | ||
+ | |||
+ | Сейчас мы поясним сию картинку: | ||
+ | Часы пришлось отдать в починку. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | На чьем-то теле, под рубашкой, | ||
+ | Мурашка встретилась с мурашкой. | ||
+ | Они решили вместе жить, | ||
+ | Чтоб что-нибудь для вечности свершить, | ||
+ | Стремясь к какой-нибудь великой Цели | ||
+ | Смело... | ||
+ | |||
+ | Но тут залихорадившее тело | ||
+ | Окутал вязаный жакет, | ||
+ | Озноб прошел. | ||
+ | Оно вспотело, | ||
+ | И вот мурашек наших нет... | ||
+ | |||
+ | Мурашки — это те, которые по коже. | ||
+ | А мы? Что если вдруг и мы на них похожи? | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Раз, после очень долгой контратаки, | ||
+ | Не бывшая еще ни разу в браке | ||
+ | Одна красавица вдруг загорелась вся | ||
+ | В объятьях своего прекрасного поэта. | ||
+ | Но только песнь любви пропеть он собрался, | ||
+ | Как песенка его уж оказалась спета. | ||
+ | |||
+ | О женщина, запомни до могилы: | ||
+ | Теряя время, мы теряем силы. | ||
+ | |||
+ | * * * | ||
+ | Однажды Бах спросил свою подругу: | ||
+ | «Скажите мне, вы любите ли фугу?» | ||
+ | |||
+ | Смутясь и покраснев, как мак, | ||
+ | Подруга отвечала так: | ||
+ | «Не ожидала я увидеть в вас нахала. | ||
+ | Прошу вас, не теряйте головы. | ||
+ | Я — девушка и в жизни не видала | ||
+ | Того, что здесь назвали вы». | ||
+ | |||
+ | Мораль: у девушек, почти без исключенья | ||
+ | Богатое воображенье. | ||
+ | |||
+ | ______________________________________________________ | ||
+ | |||
+ | ___________ | ||
+ | Н.ЭРДМАН | ||
+ | |||
+ | КОЛЫБЕЛЬНАЯ | ||
+ | |||
+ | Видишь, cлон заснул у стула, | ||
+ | Танк забился под кровать, | ||
+ | Мама штепсель повернула, | ||
+ | Ты спокойно можешь спать. | ||
+ | За тебя не спят другие | ||
+ | Дяди взрослые, большие. | ||
+ | За тебя сейчас не спит | ||
+ | Бородатый дядя Шмидт. | ||
+ | Он сидит за самоваром — | ||
+ | Двадцать восемь чашек в ряд, | ||
+ | И за чашками герои | ||
+ | о геройстве говорят. | ||
+ | Льется мерная беседа | ||
+ | лучших сталинских сынов, | ||
+ | И сияют в самоваре | ||
+ | двадцать восемь орденов. | ||
+ | "Тайн, товарищи, в природе | ||
+ | Не должно, конечно, быть. | ||
+ | Если тайны есть в природе, | ||
+ | Значит, нужно их открыть". | ||
+ | Это Шмидт, напившись чаю, | ||
+ | Говорит героям. | ||
+ | И герои отвечают: | ||
+ | "Хорошо, откроем". | ||
+ | Перед тем как открывать, | ||
+ | Чтоб набраться силы, | ||
+ | Все ложатся на кровать, | ||
+ | Как вот ты, мой милый. | ||
+ | Спят герои, с ними Шмидт | ||
+ | На медвежьей шкуре спит. | ||
+ | В миллионах разных спален | ||
+ | Спят все люди на земле... | ||
+ | Лишь один товарищ Сталин | ||
+ | Никогда не спит в Кремле" | ||
+ | ________________________________ | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Сочинения | ||
+ | Пьесы | ||
+ | • «Носорогий хахаль», пародия на пьесу «Великолепный рогоносец» | ||
+ | • 1923 — «Шестиэтажная авантюра», буффонада | ||
+ | • 1924 — «Гибель Европы на Страстной площади» | ||
+ | • 1924 — «Москва с точки зрения», обозрение, в соавторстве с В. Массом и др. | ||
+ | • 1925 — «Мандат» | ||
+ | • 1928 — «Самоубийца» | ||
+ | • «Мать» | ||
+ | • «Гипнотизер», не завершена | ||
+ | • Инсценировка «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в соавторстве с Юрием Любимовым | ||
+ | Либретто оперетт | ||
+ | • «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, соавтор Михаил Вольпин | ||
+ | Либретто балетов | ||
+ | |||
+ | Сценарии художественных и мультипликационных фильмов | ||
+ | • «Спортивная честь», в соавторстве с М. Вольпиным | ||
+ | Сценарии цирковых представлений | ||
+ | Интермедии | ||
+ | • Интермедии к сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» | ||
+ | • Интермедии к спектаклю по комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» | ||
+ | • Интермедии к спектаклю по трагедии У. Шекспира «Гамлет» | ||
+ | • Интермедии к спектаклю «Пугачёв» по драматической поэме Сергея Есенина | ||
+ | • Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» | ||
+ | Куплеты, сцены для спектаклей | ||
+ | • Куплеты к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» | ||
+ | • Сцена к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» | ||
+ | Скетчи и куплеты для кабаре | ||
+ | Скетчи | ||
+ | Стихотворения | ||
+ | Басни | ||
+ | ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированный | ||
+ | Фильмография | ||
+ | Сценарист | ||
+ | Год Название Соавторы (если есть) | ||
+ | 1927 Турбина № 3 | ||
+ | Адриан Пиотровский | ||
+ | |||
+ | 1927 Митя | ||
+ | |||
+ | 1928 Проданный аппетит (среднеметражный) Анатолий Мариенгоф | ||
+ | |||
+ | 1928 | ||
+ | Дом на Трубной | ||
+ | Б. Зорич, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Виктор Шкловский | ||
+ | |||
+ | 1929 Посторонняя женщина | ||
+ | Анатолий Мариенгоф | ||
+ | 1933 | ||
+ | Весёлые ребята | ||
+ | Владимир Масс, Григорий Александров | ||
+ | |||
+ | 1938 | ||
+ | Волга-Волга | ||
+ | Михаил Вольпин, Григорий Александров | ||
+ | 1940 | ||
+ | Старый наездник | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1941 «Эликсир бодрости» (в Боевом киносборнике № 7, короткометражный) | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1943 или 1942 Принц и нищий | ||
+ | |||
+ | 1943 | ||
+ | Актриса | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1946 | ||
+ | Здравствуй, Москва! | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1951 | ||
+ | Смелые люди | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1951 | ||
+ | Спортивная честь | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1953 | ||
+ | Застава в горах | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1954 | ||
+ | Шведская спичка (среднеметражный) | ||
+ | |||
+ | 1956 | ||
+ | На подмостках сцены | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1957 | ||
+ | Рассказы о Ленине (новелла «Подвиг солдата Мухина») Михаил Вольпин | ||
+ | 1959 Косолапый друг Михаил Вольпин | ||
+ | 1961 Мишель и Мишутка (среднеметражный) М. Демиденко | ||
+ | 1961 Любушка | ||
+ | - | ||
+ | 1962—1963 Необыкновенный город | ||
+ | |||
+ | 1963 Укротители велосипедов | ||
+ | Юрий Озеров, Юлий Кун | ||
+ | |||
+ | 1963 | ||
+ | Каин XVIII | ||
+ | Евгений Шварц | ||
+ | |||
+ | 1964 | ||
+ | Морозко | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1966 (или 1965) Город мастеров | ||
+ | |||
+ | 1968 | ||
+ | Огонь, вода и… медные трубы | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1975 Дрессировщики (фильмы «Побег», «Приключения медвежонка») Участие в сценариях | ||
+ | Мультфильмы | ||
+ | 1948 | ||
+ | Федя Зайцев | ||
+ | |||
+ | 1953 Храбрый Пак | ||
+ | литературная обработка | ||
+ | 1953 | ||
+ | Братья Лю | ||
+ | |||
+ | 1953 | ||
+ | Полёт на Луну | ||
+ | В. Морозов | ||
+ | 1954 | ||
+ | Оранжевое горлышко | ||
+ | |||
+ | 1954 Золотая антилопа | ||
+ | литературная обработка | ||
+ | 1955 | ||
+ | Остров ошибок | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1955 Ореховый прутик | ||
+ | литературная обработка | ||
+ | 1956 | ||
+ | Двенадцать месяцев | ||
+ | Самуил Маршак | ||
+ | |||
+ | 1956 | ||
+ | Палка-выручалка | ||
+ | Литературная обработка | ||
+ | 1956 | ||
+ | Приключения Мурзилки (только выпуск 1) О. Эрберг, Н. Каранов | ||
+ | |||
+ | 1957 Исполнение желаний | ||
+ | литературная обработка | ||
+ | 1957 | ||
+ | Верлиока | ||
+ | Александра Снежко-Блоцкая | ||
+ | |||
+ | 1957 | ||
+ | В некотором царстве | ||
+ | |||
+ | 1957 | ||
+ | Снежная королева | ||
+ | Лев Атаманов, Георгий Гребнер | ||
+ | |||
+ | 1957 | ||
+ | Тихая пристань | ||
+ | В. В. Медведев | ||
+ | 1958 | ||
+ | Кошкин дом | ||
+ | Самуил Маршак | ||
+ | 1958 | ||
+ | Тайна далёкого острова | ||
+ | В. Данилов | ||
+ | 1959 Янтарный замок | ||
+ | литературная обработка | ||
+ | 1959 | ||
+ | Приключения Буратино | ||
+ | Л. И. Толстая | ||
+ | 1959 День рождения | ||
+ | Литературная обработка | ||
+ | 1960 | ||
+ | Человечка нарисовал я | ||
+ | Михаил Вольпин | ||
+ | 1960 Королевские зайцы | ||
+ | Литературная обработка | ||
+ | 1961 | ||
+ | Три пингвина | ||
+ | |||
+ | 1964 | ||
+ | Дюймовочка | ||
+ | |||
+ | 1965 | ||
+ | Лягушка-путешественница | ||
+ | |||
+ | 1966 | ||
+ | Поди туда, не знаю куда | ||
+ | |||
+ | 1968 | ||
+ | Кот, который гулял сам по себе | ||
+ | |||
+ | 1969 Снегурка | ||
+ | |||
+ | 1970 Самый главный | ||
+ | - | ||
+ | 1970 | ||
+ | Быль-небылица | ||
+ | При участии Аркадия Снесарёва | ||
+ | |||
+ | |||
===== Рецензии ===== | ===== Рецензии ===== | ||
: в файле | : в файле |