...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


юхин_леонид_иванович

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Both sides next revision
юхин_леонид_иванович [2014/07/02 16:14]
ram3ay создано
юхин_леонид_иванович [2014/07/02 16:29]
ram3ay [Рецензии]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Юхин Леонид Иванович ====== ====== Юхин Леонид Иванович ======
 +**Годы жизни:​** 1918-…
 +
 +**Место рожд.:​** с. Кануевка Безенчугского р-на Самарской обл.
 +
 +**Образование:​** ФЗУ Всесоюзного объединения индустрии
 +
 +**Годы ссылки:​**
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестован 06.04.1944 г. Приговор - 10 лет ИТЛ, ссылка в Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности** актер.
 +
 +**Места ссылки**
 +===== Биография =====
 +1918. — Родился в селе Кануевка Безенчугского района Самарской области в
 +крестьянской семье.
 +1930. — Коллективизация. Раскулачивание семьи Юхиных. Конфискация дома,
 +имущества. Высылка семьи на Север. Прибытие в Красноборский район
 +Архангельской области. Жизнь в лесу. Строительство жилья. Приезд тети.
 +Нелегальный отъезд с сестрой и тетей в Самару.
 +? — Переезд в Москву к старшему брату. Учеба в ФЗУ Всесоюзного объединения
 +индустрии.
 +1937. — Окончание срока ссылки отца, матери и сестер. Их приезд в Москву.
 +Воссоединение семьи.
 +1941. — Начало Великой Отечественной войны. Эвакуация отца, матери и младшей
 +сестры в г. Энгельс. Работа Л.И. Юхина токарем на заводе имени Сталина. Участие в
 +художественной самодеятельности Дома культуры завода.
 +1943. — Работа в концертной фронтовой бригаде чтецом.
 +1944, 6 апреля. — Арест. Обвинение в антисоветской агитации. Допросы. Окончание
 +следствия. Приговор:​ 10 лет ИТЛ. Отправка в лагерь под Ховрино. Направление по
 +прибытии в лагерь в КВЧ (культурно-воспитательную часть). Работа в лагерном
 +концертном ансамбле,​ затем в театре кукол и в ТЭКО (театрально-эстрадном
 +коллективе).
 +1946. — Перевод в лагерь в Абезь. Работа в лагерном театре актером и
 +заведующим репертуарной частью. Помощь театру начальника Стройки № 503
 +полковника Василия Арсеньевича Барабанова. Гастрольные поездки театра в Котлас,​
 +Игарку,​ Княж-Погост,​ Ермаково. Знакомство и дружба с профессиональными
 +актерами-заключенными.
 +1950. — Закрытие театра. Отправка этапом в лагерь в Тайшете. Взаимоотношения с
 +уголовниками. Жизнь в бараке для артистов. Работа в КВЧ.
 +1952. — Освобождение на 2 года раньше срока «по зачетам». Ознакомление с
 +постановлением об отправке в Красноярский край в пожизненную ссылку.
 +Прибытие в Берейский район. Работа на лесоповале.
 +1953, апрель. — Вызов в райком партии для предложения работы руководителем
 +Дома культуры. Работа режиссером и актером. Приезд жены и сына.
 + 
 +
 +1956 (1957 ?). — Освобождение. Переезд в Кызыл (Тува). Помощь бывшего
 +заключенного артиста Малого театра Бориса Ничеухина в устройстве на работу в
 +местный театр. Выступление в роли В.И. Ленина в спектакле «Кремлевские
 +куранты».
 +1958 (?). — Переезд в Москву. Работа в Московской филармонии. Реабилитация.
 +1960. — Работа старшим режиссером программ Центрального телевидения до
 +выхода на пенсию.
 +===== Рецензии =====
 +СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования.
 +
 +Рассказ очевидца
 +ЮХИН Леонид Иванович
 +О театрах за колючей проволокой,​ в которых мне довелось работать,​ можно
 +рассказывать долго.
 +… Наш Абезьский театр был на гастролях в Котласе. А в Котласе была пересылка,​
 +куда привезли заключенных из России,​ и в том числе Зеленкова Диму (это был
 +примерно 1947-1948 гг.). И мы его сразу взяли в театр. Это очень хороший
 +художник. Он тут же оформил «Последнюю жертву» и ряд спектаклей. Очень
 +хорошо оформил! Потом мы переехали в Игарку. И взяли его с собой, конечно.
 +Процесс переезда был очень хороший. Начальником 501-й стройки был Барабанов
 +Василий Арсентьевич. Он любил театр. Вообще театр все любили. И дали целый
 +эшелон отдельный для артистов. Мы ехали недели две, наверное,​ но ехали хорошо. В
 +Новосибирске,​ например,​ в баню сходили. Когда приехали в Красноярск,​ там нас
 +ожидал уже пароход «Мария Ульянова». И мы поплыли до Игарки. А в Игарке - так
 +получилось - нас сам Василий Арсентьевич встречал,​ потому что вместе с нами ехала
 +его семья.
 +Что касается Барабанова,​ то кроме хорошего,​ я ничего о нем не могу сказать.
 +Ведущим артистам приказал пошить костюмы из не особо материала дорогого,​ но
 +приличного. Все ходили в этих костюмах. У меня был пропуск,​ я мог ходить без
 +конвоя куда угодно. Это было в Абези. На юбилей театра (или стройки?​) разрешил
 +водку заключенным принести. В театр принесли водку, буфет организовали. Он на
 +многое смотрел сквозь пальцы):​ «Хулиганства нет?» - «Нет. Нет ничего!» - «Ну,
 +давайте,​ действуйте».
 +Полковник. Очень элегантный,​ хорошо одевался. Красивый. И лицом, и фигурой. И
 +человек хороший. Вот приказал сделать театр - сделали. Набрать по всем лагерям
 +послал людей - и привезли артистов. И каких артистов! Топилин! Одно имя только
 +чего стоит. Кроме Топилина - Чернятинский,​ дирижер Одесской оперы. Певцы:
 +Аксенов,​ Петрова Дора Николаевна (артистка Николаевского театра),​ Лина Леренс и
 +многие другие.
 +Кормили нас неплохо. Почему?​ Потому,​ что мы в театре обслуживали не только
 +заключённых,​ но и вольнонаемных,​ и охрану,​ и население. Выписывали продукты
 +отличные. Ведущим актерам платили. Я получал... не помню сколько,​ но где-то
 +рублей 30-40. В то время это деньги были большие. Я, кроме того, что был актёром,​
 +ещё и заведовал репертуарной частью театра… Так что суп часто бывал мясной,​ на
 +второе - каша или картошка,​ и тоже – кусочек мяса, или рыба. На третье - пончики.
 +Да-а! Мы и пончики ели! Запивали компотом. Так, что жаловаться нельзя. Были мы
 +заключёнными,​ но кормили нас хорошо,​ и все нам завидовали,​ конечно.
 +Забудут,​ скажут,​ что ничего этого не было. Ведь очень многие и не сидели,​ и им
 +трудно понять,​ как это и что. Ведь это случайно я попал в театр, и там кормили
 +хорошо… Я не хочу врать, в самом деле прилично. Для лагеря это было вот так
 +хорошо. Но ведь могло быть и по-другому:​ люди полгода - больше не выдерживали
 +- и умирали. Я видел, как опухали от голода. Я видел, как люди ели гуталин,​ вазелин.
 +Они не чувствовали не только вкуса… Это было в Княж-Погосте,​ где кукольный
 +театр был. Мы ездили,​ обслуживали лагерников,​ и я многое видел в лагере… Это
 +было ужасно,​ особенно,​ что касается женщин. Страшно! Это страшно…
 +В то время, когда мы переехали в Игарку,​ там был городской театр имени Веры
 +Николаевны Пашенной. Мы сыграли «Холопку» в первый же день приезда - и этот
 +городской театр расформировали. Ни одного билета не смогли продать на их
 +спектакли,​ а у нас - не достать было билетов. У нас ведь была оперетта,​ джаз, драма.
 +Весь репертуар был заполнен. Работало,​ по сути, два театра - оперетты и драмы.
 +Жили мы в зоне, где построили сами себе барак. Это недалеко от театра,​ но на
 +машине нужно было ехать (кажется,​ через мост). В зоне заключенные жили в
 +палатках. А так как театр пользовался авторитетом,​ то нам привезли доски хорошие.
 +И мы из досок этих и сбили себе барак, сверху накрыли его брезентовой палаткой.
 +Мы проработали месяц в Игарке,​ и оперетта уехала в Норильск на гастроли,​ а мы
 +(драма) в Ермаково - разделили нас. Дима Зеленков поехал с нами, потому что
 +директор Алексеев был в драме, ну и, конечно,​ своя рука владыка,​ и он лучших
 +артистов взял себе. В том числе и я поехал в Ермаково… Это было в сентябре. В
 +Ермаково в такие же палатки брезентовые поселили. Мы их сверху снегом сверху
 +засыпали и водой полили,​ и там бы жарко даже от двух буржуек. Прожили так мы
 +зиму. В Игарке и Ермаково мы жили лучше, чем вольнонаемные. Кормили нас
 +хорошо,​ работали мы по специальности в театре,​ что ещё надо?
 +Если говорить о Диме Зеленкове… Я. запомнил - он продавал с себя бельё. Мы
 +получили бельё новое. И вот он пошёл и продаёт. «Ты чего, Дима? - говорю. - А-а,
 +ерунда… так…» - махнул рукой…
 +Меня отправили в спецлагерь в Тайшет,​ а Ванда Антоновна Савнор (она актриса,​
 +приехала к мужу в ссылку) оставалась там, как вольнонаемная. Ей поручили в
 +Ермаково держать самодеятельность. И вот там Дима был вместе с Вандой
 +Антоновной. Она всё время следила за ним, потому что уже разговор пошел… все
 +знали, что он хочет покончить жизнь самоубийством. И его всё время берегли и
 +смотрели за ним. И просмотрели... Как-то он пошел в туалет и повесился. Вот то, что
 +знаю я.
 +Когда Барабанова сняли с работы,​ оперетту списали,​ драму 58-ю списали. Меня на
 +спецэтап отправили. Всех разогнали по колоннам. Театр закрыли. Это был 1950 год.
 +Месяц, на-верное,​ июнь. Только что вода сошла, пароход подошел и нас отправили.
 +
 +Ну, а про себя я не знаю - интересно ли говорить?​..
 +В Тайшет мы приехали - там номера. И дали мне номер «Я-15». Из нашего театра
 +сюда отправили:​ Болховского,​ Топилина (бывшего аккомпаниатора Давида
 +Ойстраха),​ Аскарова,​ гримёра (фамилию,​ к сожалению,​ забыл). Человек 10,
 +примерно. В Тайшет прибыли - было грустное у нас настроение. Питание,​ как у всех
 +заключенных - неважное. Была баланда,​ на второе каша (магара называлась,​ такая
 +зелёная - что-то вроде перловки). Никаких пончиков не было, чая тоже. Только
 +баланда,​ каша - и всё. Но чем хорош спецлагерь был: там, вот, положил очки или
 +кусок сахара - никто не возьмёт. Одна пятьдесят восьмая статья и пятьдесят девятая
 +(бандитизм). Нас с бандитами поселили,​ но они к нам хорошо относились. У нас был
 +специальный барак, для артистов. Хоть на общих работах все работали (я
 +пожарником работал,​ например),​ но это так только,​ проформа. Начальство знало,
 +что мы артисты,​ и нас не трогали...
 +Я там пробыл два года и освободился (на два года раньше срока). У меня в театре
 +были зачеты,​ когда я работал,​ и в присланной бумаге говорилось,​ что я срок свой
 +«отслужил». Я освободился,​ и меня - на ссылку (а у меня в приговоре не было
 +ссылки!),​ причём - на пожизненную ссылку в Красноярский край, Берейский район.
 +Приехал туда - и на лесоповал сразу. А когда я в лагере был, то ни одного часа я на
 +общих работах не бывал, всё время в театре. А вот освободился - «вольный»! - лес
 +пили! Пилил лес я, примерно,​ до апреля 1953-го.
 +Сталин умер. Меня вызывает первый секретарь райкома партии и начальник ГБ
 +этого района,​ говорят:​ «Принимай Дом культуры». Я говорю:​ «Да ведь я…» - «Мы
 +всё знаем. Принимай». Я принял Дом культуры,​ стал ставить пьесы, скетчи,​
 +концертные номера. Ко мне жена приехала с сыном уже. Сын ходит. И я проработал
 +там 4 года. И тогда Никита Сергеевич «сделал» нам свободу. То есть, он культ
 +личности развенчал,​ и меня за отсутствием состава преступления «по чистой»
 +освободили. Получается,​ я ни за что просидел 8 лет и 4 года провёл в ссылке.
 +А когда я освободился,​ Борис Ничеухин,​ актёр Малого театра (он тоже освободился
 +и работал в Туве) порекомендовал меня, и меня взяли в Кызыл. И я там сыграл…
 +Ленина. Да, да, после «всего» - такая роль! Это были «Кремлевские куранты»
 +Погодина. Там ведь всё на Ленине. Не будь Ленина - и пьесы нет. У меня даже
 +телеграмма от моего педагога Алексея Николаевича Грибова сохранилась,​ где он
 +поздравляет меня с этой ролью, и письмо есть, где он советует,​ как играть Ленина.
 +Он пишет в таком смысле:​ «Молодец,​ правильно ты меня послушал,​ не надо
 +позировать... Не нужно. Иди от себя». И я от себя и шёл. Вот так сижу и
 +разговариваю. Ленин мог так? Мог! Почему я не могу так сыграть?​ Ну, в общем,
 +был успех. Вот вырезка из «Правды» с рецензией,​ вот афиша: «Кремлевские
 +куранты»,​ в роли Ленина - Л. Юхин»…
 +Я там сезон отработал,​ получил документы,​ как артист. Хорошие документы.
 +Приехал в Москву. Туда пошёл, сюда - устроиться невозможно. Я поехал в Ногинск.
 +В Ногинске проработал полсезона - театр закрывают. Приехала комиссия отобрать
 +актеров в Москву. В их число и я попал. Таким образом,​ оказался я в Москве,​ в
 +филармонии (ансамбль комедии). Проработал там два года - филармонию
 +закрывают. Куда деваться?​ Я пошел на телевидение (знакомая женщина
 +порекомендовала меня), и на там я до самой пенсии проработал 26 лет. Вот так. На
 +телевидении. Был старший режиссером программ Центрального Телевидения.
 +Я родился в 1918 году в Самарской области (Безенчугский район, село Кануевка).
 +Как-то спросил мать: «Мама, когда я родился?​» Она говорит:​ «Когда красные с
 +белыми дрались,​ вот в то время ты и родился. Мало того, а в конце, - говорит,​ - они
 +еще взорвали мост через Волгу в Самаре. Вот тогда ты и родился». Хорошая
 +крестьянская,​ крепкая семья была. Зажиточная. А потом ещё отец предприниматель
 +был хороший. Недалеко от нас, в 3-х километрах была сельскохозяйственная станция.
 +И вот туда приехал на практику знаменитый потом агроном Вавилов. Он
 +познакомился с отцом, расспросил его, и они стали дружить. Он говорил:​ «Иван
 +Федорович,​ мы весь мир засыплем хорошей пшеницей!» Он очень умный был, стал
 +отцу советовать,​ помогать:​ как хлеб растить надо, там, удобрение ка¬кое лучше. И
 +баснословные стали у моего отца урожаи. Он разбогател. А тут как раз новая
 +экономическая политика. «Давай,​ давай! - Бухарин говорит. - Обогащайтесь,​ берите
 +деньги!» И брал деньги мой отец тысячами там или миллионами и закрутил,​
 +развернул такое хозяйство! А в 1930 году - коллективизация! Дом забрали под
 +сельсовет. И сейчас в Безенчуге стоит сельсовет - это дом, где я родился. Наш дом.
 +Всё отняли,​ а нас посадили в вагоны и на Север в ссылку,​ в лес. В Красноборский
 +район Архангельской области. Было мне тогда 12 лет.
 +И вот там отец прожил 5 лет. А тетка приехала и потихонечку меня с сестрой увезла
 +из ссылки к себе в Самару. А мой старший брат (от первой жены моего отца), в
 +Москву поехал учиться. И меня взял сюда. Жили мы на Кутузовке,​ где были
 +стандартные дома военной академии (сейчас их снесли - там теперь завод). В 37-м
 +году отец освободился,​ мать освободилась,​ сестры освободились - и ко мне все. И мы
 +зажили хорошо,​ вольготно. А тут война. Отец эвакуировался с матерью и с младшей
 +сестрой в Энгельс. А я остался,​ пошел работать на завод имени Сталина токарем (я
 +до этого ФЗУ закончил - Всесоюзного объединения индустрии). На заводе я
 +проработал год или два. В это время в доме культуры этого завода была
 +организована концертно-фронтовая бригада,​ куда меня по конкурсу взяли.
 +Художественным руководителем был А.Н. Грибов (с которым я до последних дней
 +вел переписку). Это был 1943-44 год. Во фронтовой бригаде я недолго пробыл.
 +Репертуар был, в основном,​ чеховский:​ скетчи,​ инсценировки из пьес, законченные
 +произведения. Кроме Чехова не помню сейчас авторов. Новые формы были
 +использованы. Помню, как читал рассказы Чехова «Канитель»,​ «Хирургия»,​
 +«Злоумышленник»… Память была блистательная. И меня хорошо принимали. Очень
 +хорошо. Потом, попозже уже, я стал песенки петь вроде Бернеса. У меня голосовых
 +данных особенных нет. Но я играл, я жил песней,​ показывал её. И это принималось
 +хорошо. Там проработал до 6 апреля 44-го, когда меня арестовали. Говорю:​ «За что?
 +В чем дело? Почему?​» - «Выясним!» И приписали мне 58-10 – антисоветская
 +агитация. А за что? Мой отец 5 лет с матерью в своё время мучились. Как-то
 +товарищ меня спросил:​ за что? Я и сказал:​ «Да ни за что сажают! 5 лет мой отец
 +мучился!» А товарищ взял да написал,​ что я высказал такую мысль. Тогда же так
 +было... Я примерно знаю, кто написал. Он умер. Как только мы освободились…
 +Брата моего тоже посадили вместе со мной, по одному делу. Энкэвэдэшники
 +связались с заводом,​ подослали там инженера какого-то,​ он всё подслушивал и
 +записывал! Наверное,​ брат тоже высказал какую-то мысль. Ну, в общем, мы и
 +реабилитированы были вместе. И он, и я.
 +Итак, дали мне 10 лет и привезли в лагерь под Ховрино. А там ансамбль. Я опять в
 +ансамбль попал! Победу встретил там же, в Ховрино. В концертной бригаде там
 +были Миша Гринвальд (Бобров и Гринвальд - известная в своё время пара
 +эстрадников),​ Баклина - солистка Большого театра,​ Полякова Ольга Николаевна -
 +заслуженная артистка Малого театра,​ Талдыкин (с ним-то я и играл в этом ансамбле).
 +
 +А потом ансамбль пленных немцев привезли,​ а нас всех - на Север. Искусством я стал
 +заниматься на заводе,​ в самодеятельности,​ и когда меня арестовали,​ то в формуляре
 +моем числилось,​ что я артист. Поэтому на этапе в Княж-Погосте начальник
 +политотдела Штанько определил меня в кукольный театр к Цулукидзе. Там я второе
 +отделение вёл Через год кукольный театр был ликвидирован. Цулукидзе
 +освободилась и вместе с театром переехала в Сыктывкар. Меня перевели в ТЭКО -
 +театрально-эстрадный коллектив,​ где я и проработал до 1946 года. В это время было
 +начато строительство № 501, где начальником был полковник Барабанов. В
 +заключении был брат знаменитого певца Макария Даниловича Головина. Ему
 +Барабанов приказал подобрать актёров и в Абези организовать театр. Оперетта,​
 +драма чтоб была, джаз. А стройка тогда только развернулась. Денег у неё конечно,​
 +была уйма. И вдруг приезжает со спецнарядом Головин за мной. И еще 4 человека в
 +оркестр взял. И мы поехали в Абезь...
 +А дальше Вы уже знаете - Игарка,​ Ермаково,​ Тайшет,​ лесоповал,​ Кызыл, Москва,​
 +Ногинск,​ снова Москва… В общем, жизнь прожил - и горя было много, но и радость
 +была. Я в заключении столько наигрался,​ столько ролей сыграл… И что
 +примечательно,​ наш зековский театр «выживал» профессиональные театры. Вот,
 +приехали мы в Игарку - театр закрыли. Ещё куда-то - закрыли. Несколько театров
 +позакрывали из-за того, что мы как бы переходили им до-рогу. Уровень был очень
 +высокий. Очень, очень! Часто нам говорили:​ «Вам в Москве только всем
 +выступать». Действительно,​ слаженный коллектив был. Ни газетных статей о нас не
 +было, ни отзывов - ничего. Как будто бы театра и нет. Но он гремел. Народ… народ
 +же валом валил, и когда, скажем,​ мы выходили на сцену - аплодисменты... Они нас
 +знали, но не по газетным статьям знали, а просто так: приходили,​ смотрели…
 +
 +
 +===== Источники =====
 +**Фильмография Л.И. Юхина:​**
 +
 +1. 1989 - Из жизни Федора Кузькина ​ ::  эпизод
 +
 +2. 1988 - Гулящие люди ​ ::  Серафим
 +
 +3. 1988 - Бомж. Без определенного места жительства
 +
 +4. 1987 - Запомните меня такой ​ ::  эпизод
 +
 +5. 1986 - Обида ​ ::  дед Василь
 +
 +6. 1986 - Борис Годунов | Boris Godunov ​ ::  эпизод
 +
 +7. 1984 - Счастливая,​ Женька! ​ ::  ветеран в тюбетейке
 +
 +8. 1982 - Россия молодая ​ ::  подручный Ржевского
 +
 +9. 1982 - Ветер Балтики | 9-я серия
 +
 +10.1981 - Родник
 +
 +11. 1980 - Вишневый омут ​ ::  эпизод
 +
 +12. 1979 - Прощальная гастроль "​Артиста" ​ ::  "​Валет"​
 +старый вор
 +
 +13. 1976 - Восхождение
 +
 +14. 1973 - Великие голодранцы ​ ::  Дед-редька
 +
 +15. 1972 - Печки-лавочки ​ ::  односельчанин Расторгуевых
 +
 +16. 1967 - Шестое лето (короткометражный)
 +
 +17. 1966 - Герой нашего времени
 +
 +18. 1966 - Бэла | Часть 2
 +
 +**О жизни и творчестве:​**
 +
 +1. Стройка № 503 (1947 – 1953 гг.). Документы. Материалы. Исследования . Вып.1. -
 +Красноярск.- 2000. - 208 с.
 +
 +2. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 + 
 +
  
юхин_леонид_иванович.txt · Последние изменения: 2014/07/02 16:32 — ram3ay